Благоустройство и озеленение территории детского сада диплом

Обновлено: 08.07.2024

При проектировании современного детского сада особые требования предъявляются не только к самому зданию, но и к его внешнему виду, благоустройству и озеленению территории. Воспитанники проводят в детском саду большую часть активного времени, их пребывание в нем должно быть комфортным, безопасным и эстетически благоприятным. Особую роль в обеспечении этой цели играет грамотное благоустройство и озеленение территории.

Цели и задачи

Цель – создание объектов, имеющих эстетическое, познавательное, развлекательное и оздоровительное назначение.

Благоустройство дворов детских садов проводится с целью:

  • зонирования территорий, примыкающих к зданию ДОО;
  • обеспечения безопасного и комфортного времяпрепровождения детей на открытом воздухе с учетом интересов разновозрастных групп;
  • организации участков естественных природных зон;
  • обеспечения разнообразия детского досуга путем устройства различных видов зон для досуга;
  • организации удобного доступа на территорию в соответствии с требованиями по безопасности;
  • обеспечения кратковременного отдыха взрослых.

Проект по благоустройству территории детского сада, перечень нормативных документов

Большинство новых детских садов на стадии строительства заранее включают в смету услуги специалистов по благоустройству и ландшафтному дизайну. Профессионалы разрабатывают проект, который в дальнейшем предъявляется руководству ДОО и органам образования для утверждения. Проект должен быть выполнен с соблюдением правил и норм следующих документов:

Надо отметить, что, помимо СанПиНа, в различных субъектах РФ действуют региональные и муниципальные правила и стандарты, которыми также надо руководствоваться при проектировании мероприятий.

В состав проектной документации входит:

  • справка о текущем состоянии объекта;
  • ситуационный план;
  • план благоустройства детского сада со всеми элементами: зданиями, хозпостройками, малыми архитектурными формами, дорожками и площадками, участками озеленения;
  • экспликация сооружений и элементов благоустройства.

В основном специалисты по ландшафтному дизайну работают под ключ – от разработки проекта до фактического благоустройства и озеленения территории детского сада. Все виды деятельности проводятся в соответствии с указанными выше нормативами под контролем руководства ДОО и уполномоченных органов. Приемка осуществляется комиссией, в составе которой должны быть представители городских и районных органов образования и предприятий по озеленению. В случае выявленных нарушений руководство ДОО вправе отказаться от приемки объекта благоустройства до устранения недостатков.

Благоустройства детского сада своими руками: что нужно знать

Все ДОО обязаны содержать в порядке принадлежащую им территорию. С этой целью в них периодически проводятся мероприятия, которые нацелены на улучшение экстерьера мест для прогулок и игр детей, обновление озеленения территории. Задачу благоустройства могут решать не только специализированные компании, ее под силу выполнить и педагогическому коллективу ДОО с привлечением помощи родителей и спонсорских организаций. Озеленение детского сада, проект, можно заказать ландшафтному дизайнеру, а воплощать его собственными силами с авторским сопровождением.

В случае, если реализация проекта осуществляется собственными силами, педагогам ДОО предварительно следует ознакомиться с технологическими требованиями к благоустройству и его составляющим, регламентированными СанПиН и другими нормативными документами, перечень которых приведен выше.

Благоустройство детской площадки в ДОО: основные требования

  • Согласно СанПиН 2.4.1.3049-13 проектом благоустройства участка детского сада должно быть предусмотрено выделение под зоны игровых и спортивных площадок для детей площади не менее 9 м2 на каждого ребенка из старших возрастных групп и не менее 7 м2 – из младших групп. Их суммарная площадь не должна превышать 15 % от всей площади участка ДОО.
  • Под озеленение детского сада выделяется не менее 50 % от всей площади участка. Для районов Крайнего Севера допускается снижение ее до 20 %. К общей зоне озеленения относятся также рекреационные площадки и дорожки, не имеющие искусственных покрытий. Все зоны должны быть связаны между собой сетью дорожек.
  • Деревья следует сажать не ближе 5 м от зданий, в 2 м от зон расположения подземных коммуникаций и в 10 м от краев дорожек. Важным элементом является обеспечение водоотведения и дренажа поверхностных вод по всей территории участка.
  • Площадку для спортивных занятий не рекомендуется располагать под кронами высоких деревьев, т. к. она должна иметь хорошее освещение и обеспечивать хорошую просматриваемость.
  • Для южных регионов предпочтительно устраивать зоны затененного озеленения путем сокращения площадей под кустарники и газоны.
  • Для теплых климатических зон допускается устройство бассейнов. Также в районах с жарким климатом рекомендуется устраивать беседки-тенты, возможна установка разборных конструкций на летний период.

Исходя из того факта, что благоустройство и озеленение территории ДОО регулируется нормативными документами, при разработке плана озеленения детского сада следует придерживаться рекомендаций по составу зеленых насаждений.

Растения, рекомендованные к озеленению:

  • деревья лиственные;
  • невысокие хвойные деревья и кустарники;
  • неколючие ягодные кустарники;
  • цветы однолетние и многолетние;
  • газонная трава, устойчивая к вытаптыванию.

Растения, непригодные для озеленения:

  • растения-аллергены;
  • кустарники и деревья с несъедобными плодами;
  • колючие цветы и кустарники;
  • млечники и растения, содержащие вредные вещества и высокую концентрацию эфирных масел.

Рекомендуемое расположение растений для озеленения участка детского сада:

  • периметр участка – одиночные деревья с плотной кроной;
  • внешний периметр – сплошная изгородь из кустарников;
  • внутренний периметр – групповые посадки кустарников;
  • периметр детских площадок – одиночные деревья с ажурной кроной или группы невысоких деревьев.

Важно: деревья должны быть размещены таким образом, чтобы не создавать лишней тени. Можно посадить несколько невысоких хвойных деревьев или кустарников, т. к. зимой на них будет акцентировано внимание детей. Сорта газонной травы следует выбирать устойчивые к вытаптыванию.

Если в план включены мероприятия по вырубке части зеленых насаждений, то произвести ее без получения определенных разрешений нельзя. Ввиду того, что земля под ДОО находится в муниципальной собственности, для вырубки деревьев нужно получить порубочный билет. Сейчас процедура получения этого разрешительного билета упростилась в связи с введением централизованного приема документов через МФЦ. Список основных документов на получение билета следующий:

  • свидетельство или иной документ, подтверждающий право на использование участка;
  • дендроплан, подобие ситуационного плана, на который должны быть нанесены деревья и кустарники с точным указанием их расположения на участке;
  • ассортиментная ведомость зеленых насаждений – список всех имеющихся насаждений;
  • перечетная ведомость – список насаждений, подлежащих вырубке.

Многие фирмы, занимающиеся работами по благоустройству, оказывают услуги по оформлению порубочного билета от составления пакета документов до получения собственно билета.

Важно: несоблюдение требований по вырубке деревьев на территории детского сада чревато штрафами и другими административными наказаниями для руководства ДОО.

Мероприятия по благоустройству и озеленению территории детского сада

Технологическая последовательность работ может быть разработана как специалистами, так и коллективом ДОО с привлечением спонсорской помощи профильных организаций.

В качестве примера можно привести следующий порядок мероприятий:

1. Замена старого грунта (при необходимости) с устройством водоотведения и дренажной коммуникации.

2. Устройство пешеходных дорожек и игровых площадок.

3. Выделение зон под объекты благоустройства, таких как:

  • теневые навесы или перголы;
  • спортивные дорожки и площадки;
  • поляна наблюдений за природой;
  • огород;
  • цветник;дорожки между зонами отдыха.

4. Оснащение детских площадок в саду новым игровым оборудованием.

5. Озеленение территории.

6. Уборка и вывоз мусора.

Подготовительный этап

Подготовка к благоустройству и озеленению силами коллектива осуществляется в определенной последовательности. Организуется родительское собрание, тема которого – благоустройство детского сада. На собрании утверждается план мероприятий. Ориентировочно в нем могут быть следующие пункты:

  • Создание творческой группы.
  • Разработка проекта.
  • Утверждение проекта.
  • Разработка сметы и календарного плана работ.
  • Формирование коллектива родителей, педагогов, деловых партнеров ДОО.
  • Привлечение дополнительных источников финансирования.

Образцы планов можно найти на сайтах многих ДОО, а также на ресурсах, специализирующихся на ландшафтном дизайне. Они могут быть представлены в форме красочных презентаций, в виде трехмерных схем, планов и чертежей. Детские сады и школы, построенные по типовым проектам, могут в качестве примера рассмотреть проекты озеленения территории детского сада или школы, размещенные на сайтах архитектурных бюро.

Реализация проекта благоустройства детского сада своими руками

Благоустройство территории школы, детского сада принято осуществлять в благоприятный для этого сезонный период. Конечно, осуществление этих мероприятий в режиме функционирующего учреждения связано с определенными трудностями. Поэтому, как правило, выбирается то время, когда их загруженность минимальна. Для школ благоприятны периоды каникул, а для ДОО – летний сезон.

Озеленение территории детского сада желательно проводить совместно с детьми и их родителями. Это попутно дает положительный воспитательный результат и учит детей взаимодействию в коллективе. Кроме того, к тем растениям, которые дети посадят своими руками, они будут относиться с особой заботой.

Благодарность родителям, выраженная от имени администрации ДОО по окончании работ, является очень важным стимулирующим фактором. Организуйте общее собрание, на котором выразите благодарность за совместную работу родителям, спонсорам и деловым партнерам, принявшим участие в благоустройстве территории; фото с хронологией мероприятий на всех этапах совместной работы разместите на стенде детского сада, оформив их в виде стенгазеты.

Благоустройство территории как комплекс мероприятий на постоянной основе

Помимо радикального благоустройства и озеленения, связанного с переносом и переоборудованием детских площадок, перепланировкой дорожек и высадкой новых деревьев, дошкольные учреждения разрабатывают собственный календарный план мероприятий по благоустройству территории, направленных на поддержание территории в ухоженном состоянии. Так как работы носят сезонный характер, календарный план разрабатывается по месяцам, за выполнение мероприятий назначаются ответственные из числа работников коллектива ДОО.

Примерный перечень видов сезонных работ:

Зимний период:

  • уборка снега;
  • расчистка дорожек;
  • изготовление и установка птичьих кормушек.
  • обрезка и обработка деревьев и кустарников;
  • осенне-весенняя подкормка растений;
  • подготовка клумб к посадкам.

Летний период:

  • стрижка газонов;
  • текущий уход за посадками;
  • регулярный полив.

Важно: при проведении благоустройства территории детского сада силами ДОО и родителей нужно помнить, что если в ходе его запланированы радикальные мероприятия, то все изменения необходимо отразить в официальном документе – паспорте благоустройства учреждения. Эти планы должны быть согласованы с органами управления образованием.

Итог

Педагоги ДОО должны уделять время не только получению детьми знаний по программам дошкольного образования, но и их активному физическому развитию. Обеспечить безопасность ребенка легче на благоустроенной территории. А участие детей в благоустройстве детского сада стимулирует их эстетическое развитие, приучает к труду и бережному отношению к природе.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям; возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания.

Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.

Данный проект запланирован с целью благоустройства территории детского сада.

Проект разработан с учетом требований к содержанию участков дошкольных учреждений и представляет собой модель будущего окружения детского сада. Такой подход помогает воспитателям проявить весь свой творческий потенциал. При этом дошкольникам представиться возможность заниматься различными видами деятельности: игрой, познавательно-исследовательской деятельностью, трудом, физкультурой и спортом.

Основное направление проекта : Гуманизация среды ДОУ через создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду; благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;

Тип проекта : практико-ориентированный

Вид проекта : творческий

Участники: воспитатели всех групп, родители, дети, сотрудники детского сада

В декабре 2014 года нашему детскому саду исполнился один год! Мы совсем молодые и юные. Наша территория еще не благоустроена.

У нашего коллектива появилось множество идей и мыслей по облагораживанию и модернизации территории нашего любимого детского сада, ведь на детской площадке должна быть сконструирована максимально привлекательная предметно-пространственная среда.

благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

- создание психологически и экологически комфортной среды для жизнедеятельности детей на территории ДОУ;

- формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

-содействие сотрудничеству детей и взрослых: привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;

- активизация творческого потенциала педагогов.

-пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры населения.

- эстетическое оформление участков ДОУ;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей на прогулочных площадках и территории детского сада;

- привлечение родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса;

- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;

- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

-гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного) .

Этапы работы над проектом :

1. Постановка цели и задач, определение методов исследования, составление стратегического плана работы.

2. Сбор информации по проблеме. Подготовка материала и оборудования.

3. Приобретение семян и рассады цветов и растений, лакокрасочного материала, строительного материала

4. Сбор бросового материала (покрышки, пластиковые бутылки и т. п)

2. Основной этап работы:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- посадка цветов и декоративных растений;

-Привлечение родителей, к благоустройству территории.

1. Обобщение результатов работы;

2. Закрепление полученных знаний;

3. Формулировка выводов и, по возможности, - составление рекомендаций.

Реализация проекта

На общем собрании коллектива было решено реализовать проект по благоустройству территории дошкольного учреждения.

Что понимается под благоустройством территории? Благоустройство и озеленение подразумевают под собой не просто высадку деревьев, кустарников или цветов, но продуманный дизайнерский – ландшафтный – проект, выполненный с учётом многих факторов. Ландшафтное проектирование – это сложный процесс территориальной организации и художественного решения объектов. Оно включает натурное изучение территории (анализ, оценку) и разработку планировочной структуры и композиций.

Нами была выбрана творческая группа, которая занималась разработкой проекта, составлением плана, отвечала за его реализацию, вела координационную работу со всеми участниками проекта, решала все организационные вопросы.

Создание благоустроенной территории детского сада начинается с массы вопросов. С чего начать? Что делать? Где разбить клумбы? Как украсить? Какие цветы посадить?

Членами творческой группы первым делом было проведено детальное обследование территории, были выбраны объекты, которые будут использованы как место или как средство благоустройства : участки перед входами в дошкольное учреждение, центральный вход, цветники и клумбы. Затем, изучив литературу, интернет источники, материалы средств массовой информации, сделали подборку фото и видео материалов, посвященных опыту благоустройства территории, которые можно реализовать в нашем учреждении, нашими силами. Эти материалы и легли в основу нашего проекта, затем творческая группа обозначила необходимые для реализации средства, материалы. Воспитателями групп были проведены родительские собрания, с целью привлечения участников, агитации, распространению экологических знаний. Результатами этой работы стали привлечение родителей воспитанников к процессу благоустройства территории дошкольного учреждения, покупка семян цветов, посадка рассады. Первым мероприятием основного этапа стал субботник, участие в котором принял весь коллектив дошкольного учреждения, родители и дети. Итак, площадка для реализации проекта была подготовлена и мы активно стали воплощать наш проект в реальность. Членами творческой группы при активном участии родителей, были реконструированы и разбиты новые клумбы. Все клумбы имеют индивидуальный стиль, подобранный под место расположения, так например, форма клумб у центрального входа, определялась исходя из формы и размера участка.

Очень большим и трудоемким в реализации стало создание малых архитектурных форм. Малыми архитектурными формами – в ландшафтном дизайне принято называть небольшие сооружения, установленные на разных участках территории в функциональных и эстетических целях. К ним относятся беседки, перголы, арки, лавочки, скульптуры, мостики, вазоны, дорожки и т. п.

Большое внимание было уделено эстетичному виду территории дошкольного учреждения, так, все клумбы и ограждения ярко раскрашены, обновлены постройки на детских участках.

Заключительным этапом стало участие нашего дошкольного учреждения в районном конкурсе по благоустройству территории.

Всю работу по воплощению наших идей выполняли члены творческой группы, для этого им пришлось многому научиться и освоить многие профессии.

За время реализации проекта удалось достичь следующих результатов :

преобразована предметно - игровая среда ДОУ;

расширили зону отдыха;

создана визитная карточка, имидж детского сада;

на сайте детского сада демонстрируются результаты работы по благоустройству и озеленению территории ДОУ;

укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом;

участники проекта смогли реализовать свои творческие способности;

дети воспринимают мир природы не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Перспективы дальнейшего развития проекта :

Созданная на территории ДОУ экологически благоприятная среда позволит в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Окультуренная территория будет пополняться цветниками, клумбами. Планируется обогатить и обновить игровым и спортивным оборудованием детские прогулочные площадки, посадить хвойные деревья, кустарники между участками. Создать экологическую тропу, дорожки здоровья и фитоуголок, метеолабораторию, миниогород однолетних культур, патио.

Благоустройство летнего участка детского сада

Благоустройство летнего участка детского сада В детском саду провела большую часть жизни, и детский сад стал для меня вторым домом. А в доме хочется тепла и уюта. Вот и мне этим летом.

Оформление территории детского сада

Оформление территории детского сада Детский сад малокомплектного типа был сдан в эксплуатацию весной 2015 года. Прилегающая территория представлялась сплошным пустырём с.

Проект по благоустройству территории участка Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада Цель проекта: Благоустройство территории детского сада через создание развивающего пространства инновационного характера и эмоционально-благоприятных.

Целью исследования является эстетическая организация пространства детского сада, способствующая оздоровлению детского организма, эмоциональному, личностному, познавательному развитию детей.
Для воплощения данного курсового проекта были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие ландшафтного дизайна;
- разобраться в стилях и направлениях садово - паркового дизайна;
- собрать коллекцию дополнительного материала, и опираясь на него, разработать свой проект по благоустройству территории детского сада.

Вложенные файлы: 1 файл

GOTOVOE__tablitsy.docx

Еще древние говорили: убедить своих учеников может только глубоко убежденный в чем-либо учитель, а для того чтобы окружить ребенка красотой, чтобы он проникся мыслью - важно не только сохранить красоту, но и творить ее вокруг себя.

Воспитание и развитие детей происходит эффективнее, если для этого созданы определенные условия в детском саду.

Большое значение в детском саду необходимо уделять развитию и совершенствованию предметно-развивающей среды на участке как системе условий, обеспечивающей всю полноту развития детской деятельности и детской личности. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка детского сада имеет большое воспитательное значение. Созданная предметно-развивающая среда в детском саду позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.

В общественном процессе развития среда окружения не только определяет условия существования ребенка, но и составляет основы формирования потребностей. Для их удовлетворения ребенку необходимо пространство. Пространство включает в себя улицу, детский сад, прогулочные площадки в детском саду. И эстетическое оформление этих площадок имеет важнейшее значение в становлении личности ребенка и непосредственно влияет на эмоциональный микроклимат детского коллектива. Именно эстетическое окружение, выраженное во всем: в оформлении детских площадок, многообразии предметов, созданных руками и творчеством воспитателей, работников детского сада и родителей, заставит детей, не только с уважением и любовью относится к природе, но и вызовет желание творить самостоятельно, осознанно бережно относиться к объектам природы. Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром. Благоустройство и озеленение территории детского сада – ответственная и очень важная задача.

С ростом благосостояния нашего общества и повышением требований к качеству жизни населения, к воспитанию подрастающего поколения проблема благоустройства и озеленения жилой среды становится все более актуальной.

Предмет исследования: выбор техники и организации технологического процесса при благоустройстве территории детского сада.

Целью исследования является эстетическая организация пространства детского сада, способствующая оздоровлению детского организма, эмоциональному, личностному, познавательному развитию детей.

Для воплощения данного курсового проекта были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие ландшафтного дизайна;

- разобраться в стилях и направлениях садово - паркового дизайна;

- собрать коллекцию дополнительного материала, и опираясь на него, разработать свой проект по благоустройству территории детского сада.

1. Технологии благоустройства территории детских учреждений

1.1. Нормативы благоустройства территории детских учреждений

Число детских садов для жилого района устанавливается в зависимости от демографической структуры населения. При проектировании принимается расчетный уровень обеспеченности детей детскими садами в пределах 85 %, в том числе: общего типа - 70 %; оздоровительного типа - 12 %; специализированного типа - 3 %. По нормативам детские дошкольные учреждения проектируют на 10 - 12 групп, а в отдельных случаях - на 6 групп. Площадки для прогулок детей располагают на расстоянии от входа в здание детского сада не более чем на 30 м. Площадь групповой детской площадки для детей ясельного возраста принимается из расчета 7,5 м2 на одно место.

По современным нормативным материалам площади земельных участков детского сада составляют:

- при вместимости детского сада 100 чел. и норме на одного ребенка 40 м2 - 0,4 га;

- при вместимости детского сада до 350 чел. и норме на одного ребенка 35 м2 - 1,22 га.

Участок, как правило, должен иметь прямоугольную форму. Расстояние от границ участка до красной линии проезда (улицы) должно составлять не менее 25 м, до стен жилых домов - не менее 10 м, до стен коммунальных предприятий - не менее 50 м. Здание размещают у одной из границ или в центре участка. Вокруг здания обычно предусматривают проезд шириной 3,5 м с разворотной площадкой размером 12,0 - 5,5 м. Расстояние от фасада здания до границы проезда (ближайшего бортового камня) должно составлять не менее 8 м [1].

При проектировании территории детского сада необходимо учитывать соотношение различных планировочных элементов в зависимости от размеров здания и числа детей.

Соотношение отдельных зон и элементов территорий детских садов-яслей

Состав планировочных элементов

Площадь различных элементов планировки в зависимости от числа детей

Площадка для групп детей

В соответствии с функционально-планировочной организацией территории выделяют следующие зоны (участки):

- зона входа на территорию;

- зона групповых детских площадок;

Зона групповых детских площадок включает в себя непосредственно групповые площадки для детей ясельного возраста до трех лет и для детей в возрасте четырех - шести лет, а также общую физкультурную площадку. Все площадки должны быть взаимосвязаны сетью дорожек.

Хозяйственная зона включает в себя хозяйственный дворик с сараем, площадку для установки мусоросборников, площадку для сушки белья, которая изолируется от площадки для мусоросборников ограждением. Всю хозяйственную зону сосредотачивают у границы участка и изолируют от зоны групповых площадок [3].

Групповые площадки - основные места пребывания детей на участке, предназначенные для отдыха и игр детей на открытом воздухе. Обычно на каждые две площадки устанавливают один сдвоенный навес, площадь которого входит в площадь групповой площадки. Навес используется для групповых занятий и игр, не требующих активного движения (чтение, настольные игры). Каждая групповая площадка должна быть соответствующим образом оборудована, иметь песочницу, манежи, шведские стенки и т.д. Детские площадки проектируют таким образом, чтобы воспитатели в любой момент могли увидеть, чем занимается каждый ребенок. Площадь групповой площадки для детей в возрасте до трех лет должна составлять 150 м2 (при числе детей в группе 20 чел. и норме на одного ребенка 7,5 м2), а для детей от четырех до шести лет - 180 м2 (при норме на одного ребенка 9 м2).

Для детей четырех-шести лет оборудуют общую физкультурную площадку (площадью 250 м2) с приспособлениями для лазания, прыжков, подвижных игр.

Взаимосвязаны все планировочные элементы дорожкамиббб шириной

1,5 м групповые площадки связывают общей кольцевой дорожкой. Покрытие дорожек должно быть выполнено из специальной смеси (гравийная крошка, суглинистый грунт, высевки) [2].

Насаждения на территории предусматривают в виде:

- рядов деревьев и кустарников (деревья с плотной кроной);

- групп и одиночных экземпляров деревьев;

- живых изгородей кустарников;

- цветников (двулетники, многолетники).

По периметру сада следует предусмотреть ряды деревьев с плотной кроной. По внешней границе проектируют живую изгородь из кустарников, по внутренней границе - кустарники в группах. Вокруг площадок проектируют деревья как с плотной, так и с ажурной кроной. Для проветривания территории между группами деревьев необходимо оставлять разрывы. Деревья и кустарники размещают так, чтобы большая часть территории площадок (до 50 %) в течение дня освещалась солнцем. Физкультурная площадка также должна быть хорошо освещена, поэтому деревья с широкой и плотной кроной вокруг этой площадки размещать не рекомендуется.

Плотность посадки деревьев и кустарников зависит от климатических условий местности и наличия подземных коммуникаций.

В южных районах плотность посадок должна быть увеличена, а количество газонов сокращено. На игровых площадках в целях создания тени и благоприятных условий для отдыха детей рекомендуется размещать одиночные деревья или небольшие группы деревьев. Деревья первой величины (каштан конский, липа крупнолистная, береза повислая) следует использовать ограниченно. Возможно использование ели колючей (один-два экземпляра). Из кустарников рекомендуется использовать спиреи, сирени, пузыреплодник, калину обыкновенную. Не рекомендуются растения с шипами, колючками, ядовитыми плодами, низко опущенными соцветиями (виды спирей, миндаль, кизильник, дерен, шиповники, боярышник) [5].

Цветники располагают преимущественно у входов в здание, а также в полосах между зданием и кольцевым проездом. Около входов на площадки хорошо смотрятся компактные цветники в форме прямоугольников или кругов. Ассортимент цветочных травянистых должен включать в себя в основном многолетние виды растений (флоксы, пионы, дельфиниумы, аквилегии и др.), а также цветущие длительное время однолетние виды (антирринум, петуния, космея, кларкия, портулак и др.).

Газон на территории детского сада должен быть устойчивым к вытаптыванию. Для его создания лучше всего использовать злаковые виды трав (мятлик, овсяница, полевица). В ряде случаев часть игровых площадок предусматривают с газонным покрытием [4].

1.2. Зарубежный опыт благоустройства территории детских площадок

Анализируя зарубежный опыт ландшафтных архитекторов по созданию детских игровых площадок необходимо отметить их серьезный комплексный подход к предварительной исследовательской работе, которая предшествует их созданию.

Создание игровых ландшафтов, т. е. художественное моделирование рельефа, выполняется средствами геопластики с использованием искусственных резиновых покрытий, натурального газона и других строительных материалов.

За рубежом ландшафтные архитекторы и дизайнеры широко используют резиновое покрытие Playtop (Англия). Playtop был разработан, чтобы свести к минимуму риск травм у детей, которые играют на детских площадках. Разноцветные покрытия для детских площадок Playtop изготавливаются уже более 30-и лет, и их применение позволяет создавать яркие и безопасные ландшафты (приложение 1). Игровой ландшафт — искусственные красно-оранжевые мягкие игровые горки находится в стокгольмском городском парке (приложение 2).

Австралия, Сидней, Blaxland Riverside Park детская площадка регионального значения. Именно так можно охарактеризовать последний из реализованных проектов JMD Design в Австралии (приложение 6). Детская площадка находится в Blaxland Riverside Park, входящего в рекреационную зону Sydney Olimpic Parkland. Игровая зона, помимо продуманной игровой функциональности, имеет еще и достаточно развитую инфраструктурную часть, рядом расположены всевозможные киоски, закусочные, санитарные блоки и автостоянка. Основная идея для детской площадки ― использование естественных форм, встречающихся в природе, в которые внедрены игровые элементы. Двухсотметровый рукотворный холм, высотой 3 м, снабженный всевозможными лазанками, горками, тоннелями, параллельно ему проходят три природных холма.

Дизайн игровых площадок за рубежом направлен на поощрение творческих игр в среде, которая устанавливает связь с природными системами, которые изменяются в зависимости от сезона. Художественное моделирование рельефа игровых площадок позволяет создавать игровые ландшафты, интегрированные в окружающую среду. Активное использование цвета гармонизирует предметно-пространственную среду игровых пространств. Не стандартные игровые элементы делает игру детей более изобретательной, стимулируют воображение, исследовательскую и физическую активность [10].

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

hello_html_69360ad3.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ДЕТСКИЙ САД № 4 Г. ТАТАРСКА

ПРОЕКТ ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ

И ОЗЕЛЕНЕНИЮ ТЕРРИТОРИИ

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

Заведующая Литенко И.А.

Педагоги и сотрудники детского сада,

родители детей.

Г.ТАТАРСК, НАЛИВНАЯ 24

Автор проекта: Стельмах Ирина Юрьевна

hello_html_69360ad3.jpg

hello_html_m4cf87534.jpg

ВВЕДЕНИЕ

С целью полноценного осуществления основной образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада № 4 г. Татарска, одной из задач которой является совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, разработан проект благоустройства территории дошкольного образовательного учреждения.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) развивающая предметно-пространственная среда представляет собой часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Окружающая ребенка образовательная среда, в том числе и территория детского сада это часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это важная составляющая в жизни детей-дошкольников, здесь они проводят значительную часть всего своего времени. От того насколько ухоженной, красивой и разумно спроектированной будет территория учреждения, во многом зависит то, с каким настроением зайдет ребенок в детский сад, насколько интересно и радостно проживет каждый день. Эта среда должна

быть функциональна и комфортна для ребенка, так как

не только является составляющей частью процесса

обучения, но и местом проведения свободного

времени. Под благоустройством и озеленением

hello_html_6453e821.jpg

территории детского сада подразумевается не только обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений дошкольников, но и создание привлекательного с эстетической точки зрения облика участка. Красиво оформленный, окружённый зеленью и ухоженный участок, улучшает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе и родному краю.

Основания для разработки проекта

Желание дополнить среду территории детского сада , создать неповторимый индивидуальный облик территории для радостного проживания периода детства.

- Вовлечение родительской общественности, педагогов в трудовую, социально-значимую деятельность по благоустройству , озеленению и ландшафтному дизайну территории детского сада ;

- Создание эмоционально - благоприятных условий пребывания детей в дошкольном учреждении через благоустройство и озеленение территории и организацию познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей во время пребывания на воздухе на участках детского сада в теплое время года;

- Привитие воспитанникам ДОУ бережного отношения к природе, практического опыта озеленения и эстетического оформления;

- Развивать инициативу и творчество

воспитанников, педагогов и родителей через

организацию социально значимой деятельности

hello_html_m10e4d695.jpg

по благоустройству территории детского сада ,

- Содействовать нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию дошкольников, привлечь детей к опытно-экспериментальной деятельности.

Читайте также: