Благоустройство и озеленение территории храма

Обновлено: 05.10.2024

Современная теория архитектуры выделяет пять основных элементов планировки прихрамового сада.

1. Ограда сада. Для монастырских ансамблей и городских приходских храмов она несет функцию забора, в сельских церквах выступает как дополнительная связь внутренней территории с окружающей местностью. Может быть оформлена в виде живой изгороди, рва или вала, включать в себя часть естественной водной преграды (реки или ручья) или строения церковной сторожки.

2. Путь к храму — аллея от ворот (калитки) до входа в церковь. В случае небольшой площади сада или если стена храма с входными дверями довольно плотно прилегает к границе земельного участка, это может быть символический ряд деревьев или кустарников (всего четыре-пять стволов), словно приглашающий путника в святое место, притягивающий его взор к церковным куполам. Самый простой вариант — высадить липовую аллею. Как вариант можно сформировать из лип берсо (зеленый тоннель) по специально установленному каркасу, тогда ветви деревьев будут перекрывать все пространство над путником. Этот элемент еще хорош и тем, что может быть включен в маршрут крестного хода. Для многолюдных приходов, вынужденных ютиться на небольшом участке (да еще и неправильной формы), это иногда позволяет дополнительно растянуть людской поток во время торжественной процессии и искусственно удлинить ее траекторию.

3. Водный источник или водоем. Может исполняться в невероятном разнообразии вариантов — начиная от декоративного колодца, питьевого фонтанчика или оформленной в виде навершия традиционного колодца артезианской скважины вплоть до большого пруда или купели с иорданью.

4. Монастырские рощи. В монастырях это обычно фруктовый сад, на небольших приходских территориях — несколько фруктовых деревьев, вперемешку с которыми замечательно смотрятся декоративные растения. В качестве универсального аккомпанемента здесь обычно используют девичий виноград. В модном тренде сейчас — перемежать стволы фруктовых ­деревьев посадками декоративного укропа или свеклы. Так, в тенелюбивых альпийских садах хорошо смотрятся плодоносящая вплоть до октяб­ря ремонтантная земляника, барбарис и айва.

5. Небесный свод (арка, аркада, купол часовни, пергола с вьющимися растениями), устремляющий взор находящегося в саду человека горе́.

Как этого добиться, рассмотрим на конкретных примерах. Ну а поскольку талантливо подготовленный зодчим ландшафтный проект на практике может ожидать реализации долгие годы, уделим внимание сначала работам архитекторов, а затем покажем, чего можно добиться силами одной лишь небольшой бригады садовников-озеленителей.

Декорируем, но не маскируем!

Возможность подготовить полный архитектурный проект ландшафтной организации монастырской территории предоставляется, как правило, в сельских или расположенных на городской периферии обителях, а не в застроенном мегаполисе. В этом случае на первый план выступают отличные от изложенных выше проектировочные критерии. Всего этих важнейших принципов современной организации семь: замкнутость (интровертность), единство, символичность, функциональность, рациональность и экологичность, агротехничность и инновационность, утилитарность и декоративность. Если кратко расшифровать эти категории, то монастырская территория должна опоясываться оградой или крепостными стенами; пронизываться удобной и логичной сетью дорожек и тропинок; украшаться нагруженными определенной библейской символикой растениями (возможно, с учетом территориальной и климатической специфики); обособлять внутри себя открытые для паломников и предназначенные только для насельников сады; предназначаться только для таких агротехнологий, которые наносят минимальный вред окружающей среде или обходятся вовсе без него; способствовать рациональному и интенсивному землепользованию; сочетать аптекарские и плодовые сады с эстетикой цветников, палисадников и аллей. Кратко проиллюстрируем эти теоретические предпосылки проектами, разработанными в прошлом году дипломниками МАрхИ для трех обителей. Первая расположена в Тверской области, вторая — в Викариатстве новых территорий российской столицы, третья — на окраине Сергиева Посада.

Волговерховский женский монастырь

Магистр, выпускница кафедры храмового зодчества Анастасия Котегова точкой приложения трудов избрала три гектара холмистых земель Волговерховского женского монастыря Святой равноапостольной великой княгини Ольги (Тверская область, 42 км к северо-западу от райцентра Осташкова), прилегающие склоны и автостоянку (переоборудуемую по проекту в экопарковку). Обитель располагается в окруженной лесами живописной малонаселенной местности близ истока Волги. В своей работе Анастасия Владимировна применяет широкий спектр современных приемов архитектурно-ландшафтной организации территории и использования ее в культурно-рекреационных целях.

В проекте Котеговой (Илл. 1) повсеместно используются живая изгородь и вертикальные сады с новейшими автономными системами полива. Ансамбль внутренних монастырских зданий, спланированный как череда соединенных галереей переходов изолированных помещений, включает в себя кельи, лекторий с зимним садом, окруженную оранжереей сестринскую трапезную, зал для собраний и ряд вспомогательных построек. На противоположном конце территории, при Святых вратах, предполагается возвести обособленные гостиницу из сблокированных коттеджей, надвратный храм, пекарню и музейно-оранжерейный комплекс. Последний автор углубляет в рельеф: комплекс частично скрывается в склоне холма. При этом зодчий активно декорирует кровлю (с насыпным почвенным слоем для деревьев, кустарников, трав и цветов) и озеленяет южный фасад диким виноградом. В пределах этой же постройки запланирована оранжерея с секциями, ориентированными на различные температурные режимы при помощи специализированной системы кондиционирования.

Оползень на одном из склонов архитектор укрепляет посадками сирени, ежевики, боярышника, можжевельника и терновника. Запроектированный на другом склоне плодовый сад насыщает декоративными сортами яблонь Рудольф, Роялти, рябины гранатной, черемухи обыкновенной. Здесь же появляются несущие символическую нагрузку вина и хлеба посадки амурского винограда, ячменя и пшеницы, способные устойчиво произрастать в климате севера Среднерусской возвышенности. Новые растения при этом с учетом климатических и инсоляционных характеристик (инсоляция — облучение земной поверхности солнечной радиацией) высаживаются исключительно на южных склонах холма, а в качестве теплиц используется так называ­емый солнечный вегетарий, обладающий рядом преимуществ по сравнению с традиционным аналогом. Прилегающую территорию молодой специалист считает возможным использовать для питомника и цветочного хозяйства обители: по ее мнению, многие паломники захотят приобрести саженцы и рассаду, выращенные в монастыре. Отдельно спроектированы сопутствующие туристические объекты: пешеходный путь к истоку Волги и дендротропа.

Подворье Новоспасского монастыря в Милюкове

Основная идея проекта ландшафтной организации территории подворья Новоспасского монастыря в Милюкове (Москва, Троицкий административный округ) — восстановить связи разрозненной территории обители и обособить ее от окружающего пространства. Проект подготовлен дипломницей Высшей школы ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна при МАрхИ Ириной Кравченко. Специфика занима­емого подворьем земельного участка на крутом деснинском берегу определяется его длительной предысторией. Первоначально поместье упоминается в письменных источниках как вотчина стольника Милюкова, затем оно принадлежало князьям Бельскому, Щербатову и Шаховским, а в эпоху взрывного развития капитализма в Подмосковье — купцам Ирошникову, Кунину и Ижболдину. В советское время здесь располагался психоневрологический интернат, от которого подворье получило в наследство двухэтажное руинированное здание господского дома, частично разрушенный каскад прудов и липовый парк с большой долей больных деревьев. Сис­темному освоению территории сейчас главным образом препятствует ее разорванность: помимо продольной аллеи территорию перерезает поперечная дорога, соединяющая автотрассу с предприятием по производству окон, а также автодороги в деревни Милюково и Настасьино. Получаются четыре неравные части, достаточно слабо с архитектурно-планировочной точки зрения связанные друг с другом.

В своей концепции Ирина Кравченко предполагает создать символические ограды монастырской территории посредством различных ландшафтных приемов (Илл. 2). Жилые постройки и братский корпус в настоящее время не заключены в ограду и оторваны от остальной территории дорогой в деревню Милюково. Решить эту проблему автор предлагает при помощи комплекса солнечного вегетария, состоящего с северной стороны из трехметрового насыпного вала, а с южной — из встроенных в вал теплиц, гаражей, хозяйственных помещений. Для связи храма Архангела Михаила с прудами, разделенными дорогой в деревню Настасьино, автор предлагает создать систему подпорных стенок. Ведущий к ним от церкви путь, заканчива­ющийся смотровой площадкой, визуально продлит траекторию к среднему пруду, спуск к которому завершит деревянный помост с символической иорданью. Образ снесенной Покровской усадебной церкви рисует специальный декоративный элемент — дендрочасовня. Ее сформируют посадки туи западной (Brabant, Aurescans) и липы мелколистной (Winter Orange).

Главной композиционной осью заново создаваемого партера становится аллея, связывающая господский дом с лестницей, которая спускается к святому источнику на речном берегу. В центре партера — газон, в качестве бордюра предполагается использовать смородину альпийскую. Участки липового парка, разделенные сейчас дорогой к заводу, автор предлагает соединить пешеходным мостом.

Гефсиманский Черниговский скит Троице-Сергиевой лавры

Выпускница той же структуры МАрхИ (где дипломированные архитекторы проходят повышение квалификации) Надежда Астанина работала с 11 га Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой лавры. Ставшая предметом дипломной работы Астаниной (Илл. 3) территория исторически (с середины XIX века) охватывала разделенные протяженным прудом два скита: Гефсиманский (Святые врата располагаются по нынешней улице Весенней) и Черниговский. Но первый из них сейчас занят оборонным Физико-техническим институтом, вывод которого запланирован на 2030 год. Скит оформляет землеотвод на еще один принадлежавший ранее Церкви соседний участок, занятый сейчас ­социально-экономическим техникумом: образовательное учреждение должно съехать в краткосрочной перспективе.

Территориально скит располагается на окра­ине Сергиева Посада. Как пешком, так и на общественном транспорте добраться сюда непросто. Главная идея проекта — пригласить паломников в обитель, он предлагает взглянуть на нее под немного непривычным ракурсом. Идя вдоль стены, прихожанин сначала проходит вдоль ряда молодых елочек, затем минует липовую аллею с разбитым ритмом (сначала деревья растут редко, затем все чаще), попадает на опорную точку — и видит во всей красе Черниговский храм с колокольней.

Территорию Надежда Астанина планирует с учетом простой доминанты: все пешеходные дорожки ведут к храму. Удобные и логистически понятные проходы соединяют скитскую церковь с братским кладбищем (здесь покоятся знаменитые русские философы монах Климент (Константин Леонтьев) и Василий Розанов) и дошедшим до нас домиком старца Варнавы Гефсиманского (в советское время семейное общежитие, ныне — настоятельский корпус).

Когда деревья станут большими

Но ждать, пока сложатся условия для реализации задумок зодчих, можно десятилетиями. Неужели все это время территория должна зарастать крапивой и бурьяном? Нет, конечно! С колоссальной площадью Гефсиманского Черниговского скита справляется один-единственный садовник (правда, профессиональный). Впрочем, ему регулярно помогают волонтеры-паломники и дети служащих священников. Добавляет собственную лепту в успешную эксплуатацию и настоятель скита архимандрит Дамиан (Швецов).

Подобных недостатков лишена территория Марфо-Мариинской обители милосердия. В ней нет стилистической мешанины и при этом присутствует множество самых разных растений, по-хорошему европейский план посадок строго упорядочен, а озелененные территории не перекрывают фасады Покровского собора. Это тем более удивительно, что здешняя флора — наследие трех эпох. От дореволюционной эпохи, с момента игуменства преподобномученицы Елисаветы Феодоровны, тут уцелели клен и вековые липы, аралия маньчжурская и мелколуковичная пролеска сибирская. Во времена, когда здесь располагался Научно-реставрационный центр имени Грабаря, участок был превращен в заросший парк без свободного доступа горожан. Третья эпоха — реставрация обители десятилетней давности. Взвешенная, основанная на архивных документах планировка участка — заслуга ландшафтного архитектора Натальи Борисовой, занимавшейся этой работой по линии Москомнаследия. У нее получилось органично встроить и используемую в качестве летней сцены беседку, и не выглядящую чужеродной детскую площадку.

Уход за садом: что по плечу садовникам, а что — волонтерам

Остается добавить, что сейчас, на исходе осени, саженцы в биопитомниках можно приобрести с существенной скидкой.

1 Регель А. Изящное садоводство и художественные сады. СПб.: [б. и.], 1896.

2 Медведева А. А. Русские монастырские сады: вопросы ландшафтной организации: дисс. на соискание ученой степени канд. архитектуры (автореферат): 18.00.01. СПб., 2002. РГБ ОД, 61 03-18/9-8.

Проведено описание и характеристика основных требований к планировочной композиции прихрамовых территорий. Рассмотрены природные особенности и планировочная структура на примере территорий двух храмов Пензенской области, проведён их небольшой сравнительный анализ. При сравнении учитывались такие характеристики как площадь земельного участка, площадь здания храма, местоположение относительно населённого пункта, рельеф, наличие водоёмов, степень освоения и возможность увеличения территории. Были рассмотрены различные элементы благоустройства, входящие в состав храмовых комплексов: ограда, круговой обход вокруг храма, дороги с твёрдым покрытием, подъездные дороги, парковочные места, беседка для отдыха, церковная лавка, церковно-приходской дом, подпорная стена, растительность. Развитие и благоустройство прилегающих к храму земель зависит от природных факторов, площади территории и должно подчиняться каноническим требованиям.


3. Быкова Ю.С., Гафарова Д.З. Маслова Л.А. Благоустройство территории храма с использованием орошения // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы XI междунар. науч.-практ. конф., Пенза / [редкол.: О.В. Тараканов и др.]. – Пенза: ПГУАС, 2015. – С. 313-318.

4. Быкова Ю.С., Тюкленкова Е.П. Благоустройство территории храма // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы X – ой международной научно-практической конференции 21-24 ноября 2014 г., Пенза / [редкол.: Т.И. Хаметов, А.И. Чурсин и др.]. – Пенза: ПГУАС, 2014. – С. 29-34.

5. Быкова Ю.С., Тюкленкова Е.П. Особенности благоустройства территории храма // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе: материалы III Международной научно-практической конференции 4 марта 2016 г., Пенза / [Под общ. ред. Т.И. Хаметова, А.И. Чурсина и др.]. – Пенза: ПГУАС, 2016 – С. 37-42.

Развитие и благоустройство прилегающих к храму территорий имеет важное значение. Специфические особенности сооружений православных храмов и организация их территорий заключаются в необходимости их подчинению каноническим церковным требованиям, которые основаны на православной догматике и храмостроительных традициях [5]. Природные условия, площадь территории оказывают непосредственное влияние на оформление территории. Цель исследования – рассмотреть на конкретных примерах особенности развития прихрамовых территорий.

Храмы и монастыри играют особую роль в формировании облика ландшафта. В нашей стране в настоящее время происходит строительство новых, реконструкция и восстановление существующих храмов. При проектировании здания храма особое внимание уделяется проекту планировки и благоустройства прихрамовой территории.

Развитие территории храмов, монастырей, а именно постройка прихрамовых зданий, создание садов на Руси происходило издавна. Организация территории является творческой частью процесса проектирования и зависит от множества факторов, однако при выборе архитектурно-планировочного решения, архитектурных и декоративных элементов необходимо соблюдать канонические требования и особенности с учётом сложившихся вековых традиций [5].

Оформление территории храма должно сочетаться с окружающим природным ландшафтом, вписываться в него. Ландшафтно-архитектурный образ православных храмов и монастырей должен сливаться с местностью, даже в городской черте застройки. Часто церкви строились с открытым видом на большую воду или просторы русской природы. Близость водной стихии, ориентация храмов на реку, озеро являются типично русской чертой ландшафта близ храма, монастыря.

Основными требованиями к планировочной композиции монастырей и храмов являются:

2. Замкнутость ландшафта. Участок приходского храмового комплекса, как правило, огораживается по всему периметру.

3. Концентричность (здание храма расположено в центре земельного участка).

4. Функциональное зонирование прихрамовой территории. Согласно Своду правил территорию храмового комплекса следует подразделять на функциональные зоны: входную; храмовую; вспомогательного назначения; хозяйственную [1].

5. Положение храмов определяется церковным требованием ориентации алтаря в восточном направлении с возможным смещением в пределах 30 ° в связи с градостроительными особенностями размещения участка [1].

6. Вокруг храма должен быть обеспечен круговой обход для прохождения Крестного хода во время церковных праздников.

7. Территория храмового комплекса должна быть озеленена не менее 15 % площади участка. Подбор цветов рекомендуется производить таким образом, чтобы обеспечить непрерывное цветение в течение всего весенне-летне-осеннего сезона [1].

Рассмотрим оформление прихрамовой территории на примере двух храмов и проведём небольшой сравнительный анализ.

Первый рассматриваемый объект – территория храма преподобного Серафима Саровского р.п. Чаадаевка Городищенского района Пензенской области, второй – территория храма преподобного Пимена Угрешского Пензенского района Пензенской области.

Храм преподобного Серафима Саровского в р.п. Чаадаевка (рис. 1) построен в период с 1993 по 2006 год. В 2008 г. храм был освящен. Площадь земельного участка составляет 1784 м2.

На территории расположены следующие основные элементы благоустройства: административное здание, церковная лавка, котельная, беседка, клумбы с цветами, газоны, посажены деревья. Схематичный план представлен на рис. 2.

bik1.tif

Рис. 1. Храм преподобного Серафима Саровского р.п. Чаадаевка

bik2.tif

Рис. 2. План территории храма прп. Серафима Саровского

Храм святого преподобного Пимена Угрешского в с.Алферьевка –молодое здание из красного кирпича (рис. 3). Строительство осуществлялось в 2011-2014 гг. В 2015 году храм был освящён. Площадь земельного участка составляет 7000 кв.м. Имеется также соседний земельный участок площадью 3500 кв.м, на котором осуществляется строительство церковно-приходского дома. В настоящее время ведутся работы по благоустройству прихрамовой территории.

bik3.tif

Рис. 3. Храм в с. Алферьевка

Территория этого храма сравнительно больше первой. На ней расположены следующие основные элементы благоустройства: подпорная стена, фруктовые сады, газоны, клумбы, ведётся строительство церковного дома. План представлен на рис. 4.

bik4.tif

Рис. 4. План территории храма прп. Пимена Угрешского

Среди элементов благоустройства есть такие, которые имеют место быть в обоих храмовых комплексах. Так, обе территории имеют достаточно высокую ограду (примерно 2 м), здания храма расположены в центральных частях земельных участков, на каждой из рассматриваемых территорий имеется круговой обход вокруг храма, дороги с твёрдым покрытием, есть подъездные дороги и парковочные места.

Сравнительная характеристика двух территорий представлена в таблице.

Размещение объектов благоустройства во многом зависит от площади, рельефа территории. Таким образом, есть отличительные объекты, сформированные в зависимости от характера территории.

К примеру, подпорная стена на территории храма преподобного Пимена Угрешского, являясь элементом благоустройства, необходима для борьбы с эрозией почвы. Она необходима как конструкционное сооружение, удерживающее от обрушения и сползания находящийся за ней массив грунта на уклонах местности. Подпорная стена позволяет организовать оптимальное террасирование; рационально использовать садовые площади, наполнить образующиеся горизонтальные площадки c плодородным слоем и создать благоприятные условия для роста растений. Подпорная стена также является элементом ландшафтного дизайна [2]. Её примерная протяжённость – 85 метров (рис. 5).

Сравнительная характеристика двух земельных участков

Храм р.п. Чаадаевка

Храм с. Алферьевка

Пензенская область, Городищенский район, р.п. Чаадаевка, ул. Горюнова, 11

Пензенская область, Пензенский район, село Алферьевка, ул. Заречная, д. 1А

собственность религиозной организации

7000 кв.м – в собственности религиозной организации; 3500 кв.м – в безвозмездном пользовании религиозной организации

Бывает так, что прихожане приносят сильно разросшиеся у них сорно-садовые растения. Они быстро всё заполоняют и не отличаются хорошими декоративными качествами. Такие растения как огуречная трава, топинамбур, красная лебеда, ужасно агрессивная красная кислица и им подобные, часто в изобилии теснятся за Храмом, составляя конкуренцию репейникам и крапиве, и являются не украшением, а проблемой прихода.

Не украсит территорию у Храма и одна красивая, любимая, быть может даже очень редкая, но маленькая фиалка. Скорее всего, она зарастёт травой или будет затоптана прихожанами, так как возле Храма нужны растения заметные, невытаптываемые, стойкие к зимовке и в некоторой степени однообразные.

Поясним всё по порядку.


1

2

3

Растения, стойкие к зимовке: к сожалению, практически половина растений, предлагаемых в наших супермаркетах, совершенно не зимует в нашем климате (речь о Карельском перешейке). Бессмысленно сажать будлеи, многие сорта рододендронов, особо красивые махровые верески, хебе, да и распространённые чайногибридные розы лучше заменить почвопокровными, парковыми или полиантовыми.

У каждого Храма свой неповторимый стиль, и искать его придётся именно прихожанам этого Храма! Однако есть ещё некоторые советы агронома-практика, с которыми не обязательно надо соглашаться. Так, например, у большого каменного Храма могут быть высажены крупные кусты роз, пионы, жасмины и им подобные. У стен из красного кирпича хорошо будут смотреться белые и серебристые растения, а у белых стен — красные и бордовые. У небольшого же сельского Храма нелепо будут смотреться огромные каменные вазоны, массивные скамьи и широкие каменные бордюры, а вот маргаритки, виолы, петунии и лобелии у невысокого плетня будут весьма кстати (3) .

4 5

Если в вашем приходе нет специалиста по дизайну и декоративным растениям, можно начать с обустройства газона. Дело это кропотливое и затратное, но если хотя бы выровнять землю возле Храма (не требуется делать её ровной, как стол, в холмах тоже есть своя прелесть, но хотя бы сровнять рытвины и колдобины, подсыпать хорошей земли и поработать над самым простым дешёвым газоном). Уже этого будет достаточно, чтобы преобразить всю территорию! Позже можно разбить вдоль дорожек цветочные узкие бордюры и высадить несколько акцентных хвойников и кустарников

Зелёные изгороди призваны гасить шум, снижать загазованность и украшать участок за счёт разнообразной окраски листьев кустарников (6) .

67

Кустарники высаживаются вдоль изгороди сначала те, что выше: дёрены пестролистные, жасмины(чубушники), сирени и т.д. а перед ними средне- и низкорослые: спиреи, барбарисы и т.д. и совсем последними(ближними к людям), у черты газона возможны многолетние цветы: хосты, ирисы и т.д.

Дизайн в виде креста из стриженых кустарников.



1. Греческий. 2. Латинский. 3. Бургундский. 4. Патриарший. 5. Лотарингский. 6. Папский. 7. Православный. 8. Египетский. 8а. Литовский. 9. Андреевский. 10. Вилообразный (библейский). 11. Антониевский четырехчастный. 12. Иерусалимский. 13. Румынский. 14. Пизанский. 15. Мальтийский. 16. Австрийский армейский (пушечный). 17. Марии-Терезии. 18. Леопольда. 19, Руперта. 20. Стреловидный (богемский или чешский). 21. Лилейный. 22. Клеверный. 23. Якорный. 23а. Армянский. 23б. Армянский расщепленный. 24. Гельветический. 25. Кельтский (Англия, Шотландия, Ирландия). 26. Солнечный (колесообразный) или нордический (Норвегия).

Хвойные растения. Сразу скажу, что на загазованном участке хорошей Рождественской ели не вырасти никогда. Но если сильно хочется её иметь, то сажать не обычную лесную ель с тонкой плоской лапкой, а ель колючую (форму голубую), только подобрать цвет как можно более зелёный и естественный. Лапка у такой ели объёмная, густая, широкая, и при правильном формировании ель очень густая и красивая, но придётся в жару регулярно поливать её, опрыскивать от болезней и стимуляторами роста. При этих условиях может что-то и выйдет, но быстрее всего ель будет чахлой, больной, с жёлтой хвоёй, или вообще погибнет.

Что же из хвойного можно посадить? Во-первых, горные сосны (7) : они бывают разных ростов(от мини до 3-5м) и выносят городские условия. Во-вторых, туи, также разных видов ростов и расцветок, только надо учесть, что туи надо на зиму оборачивать укрывной белой тканью — спанбондом, чтобы они не побурели и не высохли ранней весной. Это можно не делать только если посадить туи в тени (под укрытием стены или деревьев).

Несколько слов о дополнительных украшениях.

Обычно сельские храмы украшаются подвесными пластмассовыми кашпо и наземными большими горшками или ящиками с ампельными петуниями (8) .

89 1 0

(Это сырые идеи для дальнейшего размышления.)

Можно подумать об арке при входе на территорию. Или там будут расти два куста клематисов (11) , посаженых с двух сторон и возможно контрастные по цвету, или даже дубы (12) , подросшие и перевитые друг с другом. Но личного опыта общения с подобными деревьями у нас нет. Возможно, все сложности ограничатся регулярной стрижкой.

11 12

Розы. И хотя они растут хорошо и даже неплохо выглядят, но огромными и пышными, как на голландской рекламе, не бывают. Для низкого красивого бордюра мы используем розы Патио. А если захочется несколько акцентов, то можно посадить несколько кустов плетистых роз (13) . Проблема будет только с укрытием. В условиях города и зимы без снега потребуется приличное количество елового лапника и щитовые укрытия.

По стенам строений можно пустить разрастаться виноград декоративный. Не знаем, как Храм, но замки и дворцы он замечательно украшает, и по исследованиям не вредит стенам, а даже в какой-то степени её защищает от воздействия ветров и солнца. Предпочтительны для виноградов западные и восточные стены. Южные — категорически нет, по многим причинам. Северные — хороши на троечку. Там, в отсутствие солнца, виноград не станет краснолистным осенью.

Следущее фото — для размышлений об отдыхе возле Храма. Службы длинные, кто-то устал, кто-то вышел отдышаться, кто-то вывел детей. Где посидеть отдохнуть (14) ? Куда сходить в туалет? Чем занять детей, чтобы они не рвали цветы с клумбы?

13 14 1 5



обрезка магнолий у стены

Большую помощь Вашему монастырю или храму может оказать каменная=кирпичная стена. С её помощью Вы сразу сможете продвинуть ассортимент своих растений далеко на юг. Ведь нагреваясь, стена становится и помощницей растений и защитницей их во времена весенних возвратных заморозков. На фото магнолии у подобной стены (о них, и о других красивых редкостях растущих в нашем питомнике на севере Ленинградской области (севернее Петербурга на 50 км) можно посмотреть здесь), таким же образом можно выращивать плодовые растения, например разные абрикосы и персики в довольно северных районах. А в краткости: задние ветки у растений обрезаются, боковые ветки привязываются к шпалере, и выступающие вперёд ветки сильно укорачиваются. Получается распластанное растение которое отлично плодоносит или цветёт. Если у Вас вопросы по этой теме, но Вы не частный садовод, а православная община, то можете прислать мне на электронную почту (в контактах) Ваши фото. В зимний период, когда мы менее заняты, разберёмся что к чему.

Просим простить, но мы предлагаем помощь только православным Храмам, а садоводов мы не озеленяем и на все Ваши многочисленные вопросы ответить физически не можем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТАНГИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

hello_html_m6c0ac7e9.jpg

Воронова Есения ученица 7 класса

Нескоромных Татьяна ученица 7 класса

Ильенко Наталья ученица 7 класса

Руководитель: Синякова Л.Ю.

зам.директора по воспитательной работе

В России всё сначала не впервые начинать –

Истреблялась, исчезала, а потом глядишь опять,

Из – под пепла, из – под праха, где чернела пустота.

После крови, после страха вырастала красота.

2017 год для жителей села Танга – особенный, после капитальной реконструкции, 15 сентября состоялось торжественное открытие храма во имя Святителя Иннокентия Иркутского. На открытие храма как на праздник съехались жители всего Улетовского района.
По словам Виктора Шкулева, церковь в селе Танга имеет огромное историческое значение, так как была построена во времена освоения русскими Забайкалья.

Особенностью расположения церкви является то, что она находится в центре села. Поэтому состояние территории всегда в поле зрения односельчан. Храм – это культовое сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В символике архитектуры и декоративного убранства храмов раскрываются представления о мироздании, во многие эпохи храмы были местом общественных собраний, торжественных церемоний, имели мемориальный характер. В церкви все пронизано стремлением к красоте и её территория должна быть притягательной, в чем-то волшебной.

Цель проекта - создание эстетически привлекательного пространства, улучшение экологической обстановки на прилегающей к церкви территории за счет зеленых насаждений и цветочных композиций.

Задачи:

- Изучить имеющийся опыт по созданию ландшафтного дизайна и на основе изученного разработать свой проект озеленения прихрамого участка.
- Изучить литературу по дизайну территории

- Определить вид клумб, подобрать цветочные культуры.

- На территории и вокруг здания создать тематические композиции с использованием малых архитектурных и дизайнерских форм.

Читайте также: