Бог огня и охранитель посевов у восточных славян

Обновлено: 05.10.2024

Семаргл также является проводником между богами и людьми в случае жертвоприношений. В литературе не описывается точный внешний облик этого божества, чаще всего его ассоциируют с огненным псом.

Бог огня в книгах А. Ю. Хиневича

Так, Огнебог Семаргл упоминается как хранитель огня и наблюдатель за точным исполнением обрядов, покровителем Чертога Небесного Змея. А. Хиневич пишет, что Семаргл принимает дары в определенные дни: Красногор, День Купала и День Перуна и служит посредником между людьми и богами. Как и большинство авторов А. Хиневич описывает Семаргла как огненного пса.

Происхождение имени бога огня

Вам будет интересно: Сварог славянский бог огня и справедливости: Мифология, символы, легенды о боге кузнеце

Функции Семаргла

Суммируя информацию различных источников о боге огня Семаргле, можно выделить ряд функций, которые ему приписываются:

  1. Хранение огня. Огонь здесь понимается и как некий первоначальный жизнеродящий огонь, и как символ домашнего очага.
  2. Посредничество между людьми и богами. Он приносит вести из одного мира в другой по аналогии с греческим Гермесом. Также Семаргл передает дары от людей богам.
  3. Покровительство плодородию.
  4. Излечение тяжелых заболеваний (путем насылания жара).
  5. Некоторые авторы считают Семаргла божеством, ответственным за смерть. Это, очевидно, связано, во-первых, с покровительством сбору урожая и плодородию, а во-вторых, собственно с огнем (поскольку славяне сжигали своих умерших).
  6. Покровительство чистоте и очищению (огонь у славян символизирует именно очищение).

Внешний вид Семаргла

Как уже упоминалось выше, внешний вид Семаргла весьма сложно определить однозначно. Если судить по дошедшим до нас изображениям (примерно IX – XI вв.), Огнебог в понимании славян представлял собой нечто среднее между псом, грифоном и драконом.


Распространена версия, согласно которой Семаргл способен менять обличие, может принимать даже человеческий облик. Его появление всегда сопровождается языками пламени. Также Семарглу сопутствуют его священные птицы – соколы Рарог и Финист, которые символизируют соответственно победу и сражение.

Семаргл в пантеоне славянских богов

Их идолы были установлены во время правления князя Владимира, а после принятия христианства уничтожены. Из всех божеств в данном пантеоне Симаргл, вероятно, имеет наиболее обширный и размытый круг функций.

Семья Огнебога

Семаргл считается сыном Сварога и представителем 2 генерации славянских божеств. Легенда о его рождении совпадает с легендами о появлении остальных Сварожичей.

Согласно ей Семаргл появился из искр от удара молотом Сварога о камень Алатырь. Его обязанностью было охранять небесный огонь и Солнце. Женой Семаргла стала Купальница, от которой родились сын Купала и дочь Кострома.


Купальница жена Смергала

ВАЖНО! Днем соединения супругов считают день осеннего равноденствия (а рождение детей – день летнего солнцестояние).

Поклонение Семарглу

Вам будет интересно: Перун: Бог грома и молнии у славян, происхождение, мифология и легенды, обереги и символы Громовержца

В дальнейшем имя Огнебога встречается в православных поучениях против языческих верований (примерно XII – XIII вв.), а к XIV в. перестает упоминаться вовсе.

Чествование Семаргла встречается в описаниях праздников, связанных с другими божествами, например:

Легенды о боге огня

Соответственно реалиям времени боги древних славян, как и люди, постоянно участвовали в тех или иных боевых действиях. Не исключение и Семаргл: он сражался с темными силами (в основном, представленными воинством Чернобога) и помогал в боях своему брату Перуну.

Еще одна легенда связано с семьей Даждьбога, сына Перуна. Жена Даждьбога, Майя Златогорка, рожая сыновей Коляду и Авсеня, скрылась в пещере, которую охранял Семаргл. По завершению родов Огнебог хотел дать Майе воды и ударил мечом по стене пещеры, откуда стал бить живой источник.

КСТАТИ! Из брызг упомянутого живого источника появились еще 2 мифических существа – Квасура (бог умеренности и веселья) и Китоврас (кентавр).

Символы и атрибуты бога огня

Основным атрибутом Семаргла является огонь во всех его проявлениях: костры, факелы, свечи и т. д. Это связано, главным образом, с тем, что место жительства этого бога – Чертог Небесного Змея, где Семаргл постоянно поддерживает небесный огонь.

В качестве треб Семарглу подносили хлеб, масло и восковые свечи. Еще один символ Огнебога – крылатый пес (это распространенное изображение самого Семаргла). Богу огня сопутствует и сокол Рарог, образ которого тоже ассоциируется с Семарглом.

КСТАТИ! Считалось, что изображение Рарога на щитах способствует одержанию победы в бою.

Вам будет интересно: Бог Род: Мифология, символы, легенды, образ, праздники посвященные Славянскому Богу

Обереги

Специальная руна, посвященная Семарглу, — руна волка (выглядит как ромб с ножками). Использование руны волка в качестве талисмана придает носителю смелости и решительности. Одновременно символ Семаргла служит личным оберегом.


Руна Волка

Изготавливать талисман можно из металлов типа железа, меди или золота, а также из дерева. В случае необходимости использования символа Огнебога исключительно в целях отражения негатива допускается изготовление амулета из серебра.

ВНИМАНИЕ! Чтобы заручиться помощью и защитой Семаргла, принято рисовать на амулете языки пламени. Также можно изобразить крылатого пса, дополнив рисунок огнем. При изготовлении оберега приветствуется применение красной краски.

Праздники Семаргла

В году праздников, связанных с Семарглом, несколько:

  • 14 апреля – собственно день Огнебога (как было отмечено ранее, в этот день земля освобождается от последнего снега). На этот праздник было принято жечь костры. Существовала также примета, что если девушка в этот день подшутит над 9 юношами, то муж будет ей всегда верен;
  • 6-7 июля – ночь Купалы (сына Семаргла и Купальницы);
  • дни равноденствия (весеннее – прощание с зимой путем сжигания чучела Мары и осеннее – супружеский союз Семаргла и Купальницы);
  • день летнего солнцестояния (рождение детей Семаргла и Купальницы – Костромы и Купалы).

Традиции и праздники, связанные с Семарглом, ассоциированы обычно с разжиганием костров и поддержанием огня. Символ Семаргла – руна волка – придает смелости и используется как личный оберег. Если информация в статье была полезной для Вас, поделитесь ею в социальных сетях.

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

Функции его не совсем ясны; вероятно, они связаны с сакральным числом семь и воплощением семичленного русского пантеона. Однако у него были храмы, и ему, как и прочим, приносили жертвы и подарки. Кроме того, он — покровитель приношений в жертву огню и в этом смысле — посредник между бессмертными богами и простыми людьми. [У огня, как раз, много языков - "семь" пламён - "голов".]

Разделы страницы о загадочном мифическом персонаже древнего славянского фольклора Симе и Ръгле:

  • Семаргл - огнедышащая крылатая собака?
  • Мнение Рыбакова о Семаргле
  • Семаргл и иранский Симург

Семаргл - огнедышащая крылатая собака?

Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. Её изображали с огненным дыханием - пламенем, который вырывается из пасти, также Семаргла часто изображали в роли охранителя посевов рядом с полевыми культурами. Всё это приводит исследователей к выводу, что в древности Семаргл был огненной собакой, который охранял посевы и поля. Как огненный бог, Семаргл относится к Сварожичам. В этом смысле его часто сравнивают с индуистским богом огня Агни. Также славянского Семаргла сравнивают с иранским Симургом (сказочная птица) или Сэнмурвом (полусобака-полуптица), который является вестником между небесным и земным мирами, между людьми и Богами.

Изображение Симаргла. Стоит отметить, что изображения крылатой собаки в окружении растительного орнамента встречается в искусстве древних славян очень часто. Такой сюжет является распространенным оформлением для браслетов, подвесок, других украшений, а также оформлением домов и даже храмов.

Мнение Рыбакова о Семаргле

Исследователь славянской традиции Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл был заимствован из иранской мифологии. Однако возможно, что заимствование произошло как раз именно иранцами или, что тоже немаловероятно, это один из древнейших Богов, который был известен тому пранароду, из которого затем образовались многие народы, в том числе народы Ирана и Руси. Если следовать этой версии, то можно определить Семаргла как полусобаку-полуптицу, которая охраняет Мировое древо. На Мировом древе находятся семена всех растений. Семаргл здесь может выступать как охранитель семян, ростков и побегов, то есть охранитель растений, также охранитель одомашненных растений, плодовых деревьев, полевых культур, овощей, фруктов, ягод, грибов и так далее. Стоит отметить, что в наше время это значение может быть недооценено, но в древности, когда от урожая зависело не только благополучие целого поселения или даже города, но даже сама жизнь, ведь без помощи охранителя растений и с плохим урожаем люди могли просто не пережить зиму, существование Семаргла было чрезвычайно важным.

Кроме того, в той же иранской мифологии Симург является посредником между Богами и людьми, посланцем Богов, наподобие священной птицы Гамаюн, которая известна в славянской мифологии, или даже бога Гермеса в греческой мифологии [может быть, крылышки на ногах Гермеса - воспоминание о том, что бог был птицей или летал на птице?]. Здесь же можно опять сравнить Семаргла и с индийским богом огня Агни, так как в Индии он почитался и как посредник между Богами и людьми.

Этот Пёс-хранитель посевов, на минуточку, напоминает Серого Волка, который помог Ивану Царевичу поймать Жар-Птицу, которая воровала у царя молодильные яблоки. А это, действительно, древнейший сюжет, который пришел в славянскую мифологию из доностратической через праиндоевропейскую и должен был отразиться в мифах родственных народов.

Исследователь Борис Рыбаков, помимо прочего, указывает на то, что со временем имя Симаргла переменилось и его стали называть Переплутом. Это божество почитали и славили во время сохранившихся до сих пор праздничных дней Русалии, которые отмечаются в июне перед самым Купалой. В древности русалки понимались не как водяные девы, а как духи, облачные девы, полудевы-полуптицы, которые охраняют посевы, покровительствуют плодородию, а также помогают людям. В языческие вемена тех же русалок звали Берегинями, то есть оберегающими. В связи с этим Переплут-Симаргл оказывается тесно связан с русалками-берегинями. Впоследствии это привело к небольшому заблуждению, в результате которого некоторые исследователи стали принимать Переплута за водяного, так как тот связан с русалками, которых стали принимать за водяных дев.

Семаргл и иранский Симург

Следует заметить, что написание СЬмарьглъ необъяснимо этимологически, так как ни одно из предложенных решений не имеет достаточного обоснования. Догадка об искусственном возникновении данного названия путем контаминации библейских имен 'Asemath и Nergel (2 Царств 17,30), как думали, между прочим, В. Ягич, А. Соболевский и Л. Нидерле, представляет лишь исторический интерес. Последний из них, признавая как культ, так и сам теоним заимствованными ("греческо-ближневосточными"), не исключает возможности того, что это могли быть всего лишь пустые названия, не имеющие соответствия в реальном культе какого-либо божества на Руси (Niederle L. Op. cit S. 124-125), ср. Загурский (Zagorski Z. Rgiel i Siem // Stownik starozytnosci slowianskich, t 4, cz. 2, 1970. S. 496), Урбанчик (Urbanczyk S. Op. cit. S. 167-168).

Широко распространенное сближение с ир. *saina- merega- [или marj], букв, 'птица Сайна' (ср.-перс. senmurv, перс, semurg-, sinmurg- 'сказочная птица, гриф*, ср. авест. merego saeno), неприемлемо ни с фонетической, ни с формальной точки зрения, ср. комментарий Ю. Речека (Reczek J. Najstarsze slowiansko-iranskie stosunki jezykowe. Krakow, 1985, с. 43) по этому вопросу: "Относительно другого имени божества древнерусского пантеона - Семарьглъ, выводимого, как я уже упоминал, из названия демонического существа ср.-перс. Senmurv, ср. авест. merego saeno 'птица Саина',

Абаев полагает, что было бы лучше производить его из скиф. *Sen-marg. К сожалению, это имя не засвидетельствовано в осетинском, который даже не знает слова *marg 'птица', чтобы реконструкция выглядела сколько-нибудь реальной.

По Рыбакову — изображение Симаргла (браслет XII—XIII вв.)

Сэнмурв в иранских изображениях

Миксаморфные существа

И. Е. Забелин полагал, что Сим и Регл слова ассирийские, обозначают поклонение огню. Эти божества заимствованы русскими от обитателей Киммерийского Боспора и южного Черноморья. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи Понтийской царицы Комосарии (II или III век до н. э.), открытой в древней Тмутаракани, на Таманском полуострове.

Капитель XII века с изображением Симаргла из Борисоглебского собора (Чернигов)

XII века с изображением Симаргла из Борисоглебского собора (Чернигов )"]">Капитель XII века с изображением Симаргла из Борисоглебского собора (Чернигов)

Наконец, имя Симаргл интерпретируется как Семи-Ярила: согласно этой версии, имеется в виду идол Ярилы с семью головами.

Семаргл — славянский бог… огня?, изображение №5

Функции божества

Семаргл

Охранитель посевов

Симаргл среди растительности

Бог Агни в индуизме

В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута.

Переплут

Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков, продолжая исходить из собственных суждений о Симаргле:

Семаргл — славянский бог… огня?, изображение №10

Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г. А. Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла.

Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. Вяч. Вс. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию:

Появление Симаргла в известном древнерусском пантеоне

Появлениебожества Симаргла (а также вместе с ним и Хорса) в скомпилированном князем Владимиром пантеоне славянских богов незадолго до принятия христианства на Руси связывается исследователями (Б. А. Рыбаковым и последователями его реконструкции) с исторической ситуацией, которая сложилась в Киеве в X веке. Значительное число жителей Киева тогда составляло население хазарского, еврейского и сармато-аланского (то есть иранского) происхождения. Сам город имел трёхчленную структуру, которая была похожа на схему старых среднеазиатских городов с их делением на цитадель, внутренний город и торгово-ремесленный пригород.

Источники сведений о Симаргле


Описание Семаргла, составленное на основании трудов А.Хиневича "Славяно-Арийские Веды"

Бог Семаргл (Огнебог) - Вышний Бог, хранитель Вечно живого Огня и блюститель точ­ного соблюдения всех Огненных Обрядов и Огненных Очищений.

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертво­приношения на древних Славянских и Арийских праздниках, особенно на Красногор, в День Бога Купала и в Вышний День Бога Перуна, являясь посредником между людь­ми и всеми Небесными Богами.

Огнебог Семаргл является Богом-Покровителем Чертога Небес­ного Змея во Сварожьем Круге.

Огнебог с радостью благославляет всех людей из Родов Расы Великой, кои с чистой Душой и Духом соблюдают все Небесные Законы и Многомудрые Заповеди Светлых Богов и Предков.

Семаргла также призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднималась температура, то говорили, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пёс, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Гимн-Правьславление:

Семаргл Сварожич! Велик Огнебожич! Спали Боль-хворобу, очисти утробу, у чада людины, у всякой тварины, у стара и млада, Ты, Божья услада. Огнём очищая, мощь Душ отворяя, спаси чадо Бога, да сгинет хвороба. Тебя прославляем, к себе призываем, ныне и присно и от Круга до Круга! Тако бысть, тако еси, тако буди!

Рождение Семаргла!

Есть упоминания о появлении Семаргла на свет из пламени. Говорят, что однажды сам небесный кузнец Сварог, ударив магическим молотом о камень Алатырь, высек из камня божественные искры. Искры ярко разгорелись, и в их пламени появился огненный бог Семаргл, восседавший на златогривом коне серебряной масти. Но, казавшись тихим и мирным героем, Семаргл оставлял выжженный след везде, где бы ни ступала нога его коня.

Верования связанные с Семарглом

Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего потому, что его имя чрезвычайно свято. Святость объясняют тем, что этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди земных людей! Имя его стараются произносить вслух реже, обычно заменяя иносказаниями.

Издавна славяне связывают с Огнем возникновение людей. Согласно некоторым сказаниям, Славянские Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь — самое первое пламя любви. Семаргл также не пускает в мир зло.

Ночью Семаргл стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году он сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия. А в день Летнего солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети — Кострома и Купало.

Семаргл посредник между людьми и богами

Семаргл принимает Огненные Дары, Требы и безкровные Жертвоприношения на древних праздниках, особенно на Красногор, в День Бога купала и в вышний День Бога Перуна, является посредником между людьми и всеми Небесными Богами.

Семаргла призывают при лечении заболевших животных и людей, для того, чтобы избавить больных от различных хворей и болезней. Когда у человека поднимается температура, то говорят, что Огнебог поселился в Душе заболевшего. Ибо Семаргл, как Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями, кои подобно ворогам пробрались в тело или в Душу заболевшего. Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня.

Богъ Семаргл в Славянской мифологии:
Бог Семаргл в языческой мифологии был одним из сынов великого бога Сварога. Детей Сварога называли Сварожичи, и его сын Семаргл после рождения становится богом земного огня.
Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

Упоминания имени Семаргла в летописях

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе" т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:

Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе.
Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Семаргл - самое загадочное божество славян

Этот культ сложился у славян под воздействием скифского влияния приблизительно 3 тыс.лет назад. Семаргл, по всей вероятности, обозначал "семя". Это божество у древних славян было не самым популярным, но, наверное, осталось самым загадочным до наших дней. Симаргл - это священный крылатый пес, охраняющий семена и посевы, почитающийся наравне с древними русскими берегинями. Еще в эпоху бронзы у славянских племен встречается изображение прыгающих и кувыркающихся вокруг молодых ростков псов. Видимо, эти собаки охраняли посевы от мелкого рогатого скота: серн, косуль, диких коз. Семаргл у славян был воплощением вооруженного добра, "добра с зубами", а также когтями и даже с крыльями. В некоторых племенах Семаргла называли Переплутом; культ этого божества связывали с празднествами в честь русалок, а также птиц-дев, которые являлись божествами орошения полей дождями. Ритуалы в честь Семаргла и русалок проводились в начале января и состояли в молениях о воде для нового урожая. Другим крупным праздником Семаргла и русалок была русальная неделя с 19 по 24 июня, завершающаяся праздником Купалы. Археологи во многих женских погребениях X - XI вв. обнаруживали серебряные браслеты-обручи, которыми закреплялись длинные рукава женских рубах. Во время ритуальных языческих игрищ женщины перед плясками снимали браслеты и плясали "спустя рукава", изображая русалок. Этот танец посвящался крылатому псу Семарглу, и, видимо, от него пошла легенда о царевне-лягушке. Во время ритуала все участники пили приготовленный на травах священный напиток. Семарглу-Переплуту, его изображениям в виде пса приносились дары, чаще всего кубки с самым лучшим вином. На редких сохранившихся изображениях священный пес Семаргл изображался как бы растущим из земли. Из писменных источников становится ясно, что ритуал Семарглу проходил при обязательном участии боярынь и княгинь, приносивших идолу богатые дары.

"Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних". Составитель Ю.А.Матюхина. -М.:РИПОЛ классик, 2011. Стр. 150-151.
Отдельные исследоватили сопоставляют Симаргла с иранским божеством Симургом (Сенмурв), священным крылатым псом, хранителем растений. По предположению Б.А. Рыбакова, Симаргл на Руси в XII-XIII веках был заменен Переплутом, имевшим то же значение, что и Семаргл. Очевидно, Семаргл был божеством какого-то племени, подвластного великому киевскому князю Владимиру.
Балязин В.Н. "Неофициальная история России. Восточные славяне и нашествие Батыя. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007., стр.46-47

Вот мое видение Славянского бога Семаргла, рожденное на основании личного изучения легенд и преданий:

Семаргл Огнебог наверное один из самых загадочных светлых богов Славянского мира.

Загадочность его в том, что многие Славянские Боги были созданы человеком по “подобию своему” и имели вполне человеческий облик, а Семаргл имел образ крылатого огненного волка.

Скорее всего, образ Семаргла древнее “очеловеченных” образов богов……. И он может явиться ключом к вашей внутренней силе. Оглянитесь вокруг вы не увидите летающих огненных волков, снаружи их нет, пока вы не нашли его внутри. Наш внешний мир есть отражение внутреннего, не ищите богов снаружи, найдите их внутри себя и тогда они проявятся и снаружи.

Семаргл живет в вас - это ваш духовный огонь, сокрушающий цепи невежества, это огонь священной ярости, сметающий заставы врага на своем пути, это жар тела, побеждающий болезни организма, это огонь в печи, согревающий вас….в современном представлении - это даже ядерная энергия. Все это бог Семаргл, точнее его проявления

По легенде, появился Семаргл на свет от удара молота Сварога о камень Алатырь: от брызнувших искр взметнулось пламя, и в огне показался всадник на златогривом коне.

Образность древнего языка говорит о взаимодействии божественных сил, раскрывать которые нет смысла, потому что потеряется их божественность. Язык наш ограниченный инструмент, особенно после обрезания его образности и реформы проведенной большевиками. Появлению Семаргла способствует несколько сил и на всех уровнях бытия они схожи: это сила трения и удара. Удар молота Сварога о наковальню Алатыря порождает Семаргла, удар волны вашего гнева о непреодолимые обстоятельства зажигают в вас священную ярость, удар огнива и кресала друг о друга вызывают огонь материального мира, взаимодействие двух ядер вызывает ядерный взрыв…..взаимодействие вашего духовного и материального начала вызывают духовный огонь.

Он щит и меч мира людей – он может охранять, согревать, оберегать, лечить, а может разрушать, уничтожать все на своем пути.

Ключи и связь с Семарглом хранится в вашем подсознании. И получите вы их лишь тогда, когда станете целостным и не будете использовать эту силу в эгоистических целях, когда ваше сознание очистится от темных пятен невежества, тогда вы научитесь осознанно использовать его силу. Славянские Боги не доверят ядерную бомбу ребенку, так и сила Семаргла сокрыта за семью печатями, которые откроются только чистому сознанию.

Читайте также: