Бог земли и посевов

Обновлено: 19.09.2024

Сатурн (Saturnus) — исконный национальный древнеримский бог, культ которого был одним из самых распространенных в Италии. Святилища С. можно было встретить всюду; многие местечки и города полуо-ва наз. по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землей (Saturnia). В самом Риме святилище С., основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация. Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), С. был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царем страны, переселившимся из Греции в Италию. Рассказывали, что С., низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. В Риме существовало предание, что С. на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашел у Януса дружественный прием и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом С. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. Оттого же древнейший безыскуственный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым. С именем С. было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. Когда С., подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание. Учредителем культа С. считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики. Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение С. в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь С. совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник С. назывался Сатурналии (см.).


Сату́рн (лат. Saturnus ) — исконный древнеримский бог [1] , культ которого был одним из самых распространённых в Италии. Соответствует греческому Кроносу [2] . Его именем названа планета [3] .

Как явствует из этимологии слова (Saturnus от satus — посев), Сатурн был богом земли и посевов. Ему приписывалось введение в Италии земледелия, садоводства, культуры винограда, удобрения земли, вследствие чего, как покровитель земледелия и податель плодородия, он считался, по преданию, доисторическим царём страны, переселившимся из Греции в Италию.

Рассказывали, что Сатурн, низвергнутый с трона Юпитером, после долгих скитаний по морю прибыл в Лаций. По Вергилию, это бог, пришедший с Олимпа в Италию [4] . В Риме существовало предание, что Сатурн на корабле доехал по Тибру до Яникула, здесь нашёл у Януса дружественный приём и затем основал себе убежище на другом берегу реки, у подошвы Капитолия, который раньше назывался холмом Сатурна. Исконное население Лация называлось Сатурновым; о поселянах, живших мирным трудом своих рук на лоне природы, говорили впоследствии как об остатке Сатурнова поколения. По Аврелию Виктору, он прибыл в Италию при Янусе, воздвиг город Сатурнию [5] .

Оттого же древнейший безыскусный национальный размер, которым были сложены изречения Фавна и произведения древнейших поэтов, назывался Сатурновым (сатурническим) или Фавновым. С именем Сатурна было связано представление о золотом веке, когда народ жил в изобилии и вечном мире, не знал рабства, сословных неравенств и собственности. В его время жизнь была изобильна [6] , всё было общим [7] . Когда Сатурн, подобно другим добрым царям и благодетелям человечества в римской мифологии, исчез, с ним исчез и чудный век, оставивший по себе лишь воспоминание.

Культ

Святилища Сатурна можно было встретить всюду; многие местечки и города полуострова названы по имени бога; сама Италия, по преданию, именовалась в древности Сатурновой землёй (лат. Saturnia tellus ).

В самом Риме святилище Сатурна, основанное, по преданию, Янусом (по др. Геркулесом), находилось у подошвы Капитолийского холма и считалось древнейшим остатком доисторической эпохи Лация.

Учредителем культа Сатурна считается Тулл Гостилий; постройка храма на месте древнего святилища относится к первым временам Республики.

Под храмом, который был воздвигнут совместно в честь Сатурна и его супруги, богини Опс, находилось римское казначейство (aerarium Saturni), состоявшее как бы под охраной бога, при котором человечество знало изобилие и счастье. Изображение Сатурна в течение целого года, за исключением декабрьских празднеств, у подножия было увито шерстяными лентами и как бы заковано, чтобы исходящая от бога благодать вечно была связана с городом и народом. Обряд богослужения в честь Сатурна совершался по древнеримскому чину, хотя при священнодействии жрец и молящиеся стояли с открытой головой (это называлось lucem facere), вероятно — вследствие влияния греческой обрядности и, в частности, по указанию Сивиллиных книг. Праздник Сатурна назывался Сатурналии.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.417
  2. ↑ Ливий Андроник, фр.2 Уормингтон; Овидий. Метаморфозы I 113
  3. ↑ Нонн. Деяния Диониса II 173
  4. ↑ Вергилий. Энеида VIII 319
  5. ↑ Аврелий Виктор. Происхождение римского народа III 1
  6. ↑ Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 36, 1; Вергилий. Георгики II 548
  7. ↑ Юстин. Эпитома Помпея Трога XLIII 1, 3

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда активна
Звезда не активна

Сатурн является римским богом сельского хозяйства, посевных работ, урожая и семян. Интерпретированный как самое многофункциональное божество в римской религии, Сатурн также воспринимается как бог богатства и изобилия. Шестая, самая дальняя от Земли планета, также называется Сатурном, и занимает самое большое количество времени для завершения одиночного орбитального круга. Предполагается, что эта планета была названа в честь бога Сатурна из-за его отношения к греческому богу Хроносу, богу времени.

Характеристики

Сатурн часто изображается пожилым человеком с длинной белой бородой и вьющимися волосами. В некоторых описаниях у Сатурна есть крылья. Его изображают сильным, мускулистым и немного завуалированным.

Сатурн был интеллектуальным и волевым богом. Поскольку он контролировал Золотой век, он был связан с рождаемостью, сельским хозяйством, силой и справедливостью. Для него все люди были равными, и поэтому его правление было справедливым.

Связанный с Сатурном персонаж

Сатурн был приравнен римлянами к греческому богу Кроносу. В генеалогии греческих богов характер Кроноса был адаптирован к Сатурну. Однако Сатурн отличался от Кроноса, потому что последний, согласно легенде, содержался в тюрьме в Тартаре. Сатурн, напротив, считался одним из ранних королей Рима во времена золотого века римского процветания. Как утверждается в мифологии, он преподавал римское земледелие и другие ремесленные навыки.

Изобразительное искусство

В искусстве Сатурн обычно изображается с косой, серпом или обрезным ножом. В других случаях его изображают пожирающим детей из-за его связи с Кроносом. Эта разносторонняя интерпретация является показателем истечения времени и появления новых поколений. На настенной картине в Помпеях, Сатурн изображен в белом халате и с вуалью на лице. В правой руке он держит серп и его поза отчетливо показывает, что он готовится к действию.

Мифы о Сатурне

Согласно легенде, Сатурн убежал от своего разгневанного отца Коэлуса и поселился в Риме, в городе Лаций. Двуликий Янус благословил появление Сатурна. Янус был богом рождения и смерти, прошлого и будущего, а также начала и конца. Поэтому римляне доверившись его мнению, с почтением отнеслись к Сатурну. В течение длительного времени в период Золотого века Сатурн вместе с Янусом правили городом Лаций. Город процветал, а люди жили в достатке и гармонии. Сатурн обучал римлян как правильно выращивать и использовать виноград. Он учил их быть цивилизованными. Отсюда следует, что он также являлся богом богатства.

Пути поклонения

Римляне всегда считали, что если они будут приносить жертвы богам, то боги будут милостивы к их просьбам и молитвам. Сатурн был одним из наиболее часто почитаемых богов и часто получал жертвы и дары в своем храме. Во время этих жертвенных обрядов голова жертвующего была покрыта, в отличие от жертвоприношений другим римским богам, где голова человека не обязательно должна была покрываться вуалью. Причиной этому являлся тот факт, что Сатурн воспринимался как отец истины, и в знак уважения не подобало показывать лицо.

Праздник Сатурналия

Фестиваль Сатурналий, который был одним из самых фундаментальных, популярных и живых событий в римском календаре, был назван в честь Сатурна. Первоначально он отмечался 17 декабря, но позже он был продлен до семи дней, начиная с той же даты, но заканчивался 23 декабря. Этот ежегодный фестиваль попадал в период зимнего солнцестояния. Во время фестиваля люди радовались, пели, танцевали, угощались вкусными блюдами, играли в разные игры. Праздник был абсолютно для всех. В честь фестиваля выпускали на волю рабов и хозяева менялись с ними местами.

Рабы одевались в одежду хозяев, а те в свою очередь подчинялись им. Они все ели за одним столом и общались как равные. На время праздника происходил переворот всех социальных норм. Пока длился фестиваль отменялись казни и другого рода наказания. Таким образом, фестиваль Сатурналий помог привлечь всех людей на один уровень и способствовал идее равенства и братства. Однако после фестиваля сборщики налогов возвращались, и продолжались вестись все финансовые счета. Это показывает другую сторону Сатурна - урегулирование счетов. Позже римские христиане заменили Сатурналию Рождеством. Торжества были похожи: также было полно еды, питья и подарков.

Храм божества

В 498 году до н. э. римляне построили Храм Сатурна возле Капитолийского холма в Риме. Ранее этот холм был известен как Сатурн Монс, иначе известный как Гора Сатурна. Храм оставался центром и постоянно восстанавливался на протяжении веков. В Храме Сатурна размещалась государственная казна, которая была там некогда найдена. С тех пор Храм начал использоваться как официальное место, где содержалось все золото и серебро Римской империи, что символизировало роль Сатурна как бога изобилия. Именно оттуда брались средства для проведения гладиаторских боев, которые проходили в декабре в течение десяти дней. Предположительно, статуя Сатурна внутри здания была изготовлена из дерева и наполнена маслом. Ноги статуи были обернуты шерстью, которую убирали лишь на время празднования Сатурналий.

Литература

Магия

В магической практике божество рассматривают, как покровителя времени и смерти. Ранее он считался Богом земледелия и жизненных сил. Отвечает за карму.

Параллель Сатурна-Бога времени в славянской культуре: Сатурн-Коляда, Сатурн- Ситиврат, Сатурн - Сытиврат, Сатурн- Кродо
Ситиврат - Число – 11, Имя – Святогор, Символ – Колесо, Элемент – эфир Поговорки: "Время не семя, а выведет племя".
День недели – суббота Бог Времени. На уровне этого кощуна личность разрушает ограничения, накладываемые временными параметрами и, ввиду освобождения, обретает новое качество. В красно-белой одежде бородатый мужчина изображен на фоне колеса.
Сатурн - Сытиврат, Сатурн- Кродо
Сытиврат или Сытъврат – бог плодородия, уподобленный в первоисточнике Сатурну, бог посева и семян, отец Кръта согласно "Mater Verborum". Сатурн в свою очередь отождествляется с Кроносом В глоссах Вацерада божество вагров и словаков типа Сатурна именуется Ситивратъ, с его именем в Словакии связана гора Ситна, где дескать вход в ад, а сам он именуется пропастником и препадником. Вместе с тем имя связывается с "сеятелем", "ситом" и "светом". Сербское "сит" означает "свет". Коловорот света, бог, поворачивающий солнечное колесо на лето и возвращающий земле силу плодородия. Празднование его приходится на 17 декабря и совпадает с кроналиями или сатурналиями.

Велес и/или Чернобог.
Чернобог — навий, „злой“ бог согласно „Славянской хронике“ Гельмольда. В сербо-лужицком пантеоне назван А.Френцелем (1
Аль-Масуди в десятом веке дает описание святилища некоего бога на черной горе: „… в нем (здании на черной горе) они (славяне) имели большого идола в образе человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под левой — пречерных воронов, черных крыльев и других, а также изображения странных хабашцев и занджцев (т.е. абиссинцев)“.
Петр Альбин в „Миснейской хронике“ говорит: „славяне для того почитали Чернобога, как злое божество, что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и потому просили его о помиловании, они примиряли его, дабы в сей или загробной жизни не причинил он им вреда“. Гельмолд описывает, что когда на пиру у славян чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый произносил проклятия, а не слова благословения. Впрочем, каждый понимает в меру своего воспитания: „Удивительное суеверие славян, ибо они на своих празднествах и пирах обносят круговую чашу, возглашая над нею слова — не скажу благословения, но проклятия, во имя богов доброго и злого, так как ожидают от доброго бога счастливой доли, а от злого — несчастливой; поэтому злого бога даже называют на своём языке дьяволом или Чернобогом“.

Читайте также: