Богиня урожая в аккадской

Обновлено: 05.10.2024

Альтернативные варианты определений к слову "нисаба", всего найдено — 2 варианта:

Только что искали: с к р и п 2 секунды назад вентиль 2 секунды назад котщека 2 секунды назад ритнанет 2 секунды назад а е п у л с и ь 2 секунды назад лактосы 2 секунды назад месиво 2 секунды назад р ч е м х е а у 2 секунды назад лпвризе 2 секунды назад п о д у ш к а 2 секунды назад з е б р а к ь 2 секунды назад мулинечуа 2 секунды назад лжгпеоо 3 секунды назад сринеац 3 секунды назад сигара 3 секунды назад

Единство Шумера опиралось на единство веры. Древний Ниппур – город жрецов и обитель богов – являлся символом этого единства. Хотя каждый город имел собственных местных богов, свои циклы мифов и свои жреческие традиции, существовал и общепризнанный пантеон, объединявший наиболее значимых и чтимых богов.

После завоевания Шумера семитами-аккадцами оба этноса стали быстро смешиваться между собой и к началу II тыс. до Р.Х. фактически объединились в единый народ. При этом семитский аккадский язык совершенно вытеснил из бытового общения шумерский, а аккадцы целиком восприняли высокую культуру покоренных ими шумеров, стали пользоваться их клинописью и строили свои храмы по их образцам. Точно также аккадцы целиком приняли религию и мифологию шумеров. И та и другая были восприняты настолько полно, что по сей день на территории Двуречья не обнаружено ни одного раннего, чисто семитского культа. Все известные нам аккадские боги – шумерского происхождения или с давних пор были отождествлены с шумерскими. Аккадцы только немного изменили их имена, приспособив к своему языку.

Переняв религиозные взгляды побежденных, аккадцы очень внимательно отнеслись к шумерским мифам. Сами шумеры практически не записывали их, и главная масса дошедших до нас шумерских текстов мифологического содержания относится к концу III – началу II тыс. до Р.Х., когда шумерский язык уже перестал быть разговорным, но изучался как язык богослужения. При этом аккадцы не только зафиксировали, но также развили и обработали многие древние мифы. Таким образом, сложилась единая шумеро-аккадская мифология, оказавшая большое влияние на верования всех позднейших семитов и, в частности, евреев.

Дошедшие до нас мифы о происхождении всего сущего имеют чисто аккадское происхождение. Сами шумеры предпочитали не рассуждать об этом. По крайней мере, в их гимнах о процессе миротворчества говорится редко и вскользь. Отцом богов почитался Ан – верховный бог-покровитель города Урука и властитель неба. Воздушными пространствами владел Энлиль. Пресные воды находились во власти хитроумного Энки – создателя людей и покровителя культуры. Всеобщим почитанием пользовались бог Луны Нанна и его сын солнечный бог Уту. Из женских божеств первое место занимали богиня войны и любви Иннана и ее сестра, богиня смерти Эрешкигаль. Все шумерские боги представлялись в человеческом образе, но в то же время семь важнейших отождествлялись с планетами.

С именем Энлиля у шумеров было связано представление о необузданных силах природы – непредсказуемых и переменчивых (не даром его постоянно сравнивают с диким быком и ревущим ветром), но не с великим разумом. В трудных ситуациях Энлиль обычно обращался за советом к младшему брату Энки. В круге природных стихий Энлиль олицетворял ветер, который с одинаковой легкостью мог принести дождевые тучи, орошающие поля, знойный воздух пустынь и сокрушительный ураган. В Аккаде Энлиля отождествляли с ЭЛЛИЛЕМ, в Ассирии – с АШШУРОМ, в Вавилонии – с МАРДУКОМ.

В сказаниях об Энлиле особенной популярностью пользовался миф о его женитьбе на Нинлиль – дочери бога Хайя. Действие этой истории, как это часто бывает у шумеров, разворачивается одновременно на небесном и бытовом уровнях. Владыка богов как простой смертный живет в Ниппуре. Здесь же живет юная Нинлиль. Мать Нинлиль дает советы дочери не купаться в реке, чтобы не лишиться невинности. Но та оставляет ее слова без внимания. И напрасно! Энлиль замечает красавицу и начинает добиваться ее любви.

Правда, при первой встрече юная дева отвергла предложение Энлиля сблизиться, ссылаясь на свою невинность. Разочарованный бог обратился за помощью к своему советчику Нуску. Тот посоветовал ему воспользоваться для соблазнения девушки ладьей. Энлиль предложил Нинлиль покататься по реке и во время прогулки овладел ею. Однако это беззаконие не сошло ему с рук. Родители девушки, возмущенные распущенностью Энлиля, вызвали его в суд. Боги отнеслись к их жалобе со всем вниманием и приговорили преступника к изгнанию из Ниппура, что приравнивалось к переходу в подземный мир. Но тут неожиданно за Энлиля вступилась Нинлиль, полюбившая его и ожидавшая от своего соблазнителя ребенка. Она решила последовать за супругом в подземный мир. Тем временем Энлиль придумал каким образом избежать изгнания и спасти от безрадостного существования своего первенца. Он велел Нинлиль исполнять в подземном мире желание каждого, кто встретится ей на пути, и отправился в изгнание.

Когда Нинлиль последовала за любимым, первым кто ей встретился был привратник подземного мира, потребовавший, чтобы она отдалась ему. Помня повеление Энлиля, Нинлиль должна была согласиться (хотя уже была беременна Нанном) и таким образом проникла в Преисподнюю. Тоже повторилось с хозяином подземной реки и с лодочником, перевозившим умерших. От всех них Нинлиль зачала троих сыновей. Но затем выяснилось, что отцом всех детей был Энлиль, последовательно принимавший разные образы. В результате три младших сына Энлиля, зачатых в потустороннем мире, могли остаться здесь в обмен на свободу отца, матери и их первенца Нанна. Откупившись, они вернулись в свой родной город. Семь величайших богов, вершители судеб Вселенной, прежде осудившие Энлиля, теперь снова признали его своим владыкой. После выхода на поверхность Нанна стал богом Луны.

НАННА. Древнее лунное божество шумеров. Сын Энлиля. Центрами его почитания служили святилище Экишнугаль в Уре и Харран на севере Двуречья. Считалось, что ночью Нанна путешествует на своей барке по небу, а днем – по подземному царству. Культ Луны был очень распространен в Двуречье. Вместе со своим сыном Уту Нанна считался владыкой оракулов и предрешений. Аккадцы почитали этого бога под именем СИНА.

УТУ. В шумеровской мифологии солнечный бог, сын бога луны Нанны, брат Инанны. В ежедневном странствии по небу Уту вечером скрывается, а утром снова выходит из-за гор. Ночью Уту путешествует по подземному миру, принося мертвецам свет, питье и воду. В тоже время он почитался как судья, хранитель справедливости и истинны. В отличие от Египта, где солнечное божество находилось во главе пантеона, Уту играл в мифологии шумер третьестепенную роль. Обычно его изображали с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Аккадцы почитали этого бога под именем ШАМАША.

ЭНКИ. Одно из важнейших божеств шумеро-аккадского пантеона, главный бог города Эреду - древнейшего культурного центра Шумера. Бог мудрости и заклинаний. В отличие от своего необузданного старшего брата Энлиля, Энки олицетворял прежде всего миропорядок, мудрость и справедливость. Во многих гимнах он восхваляется как благодетель людей, пекущийся об их пропитании. В мифе о сотворении мира Энки выступает как бог-творец. Чертогами Энки считались воды подземного пресноводного океана Энгура (или Абзу).Его считали защитником людей, определявшим их судьбы, помощником и учителем во всех трудовых начинаниях, хранителем магических знаний. В одном из посвященных ему гимнов говорится:

Энки, Разум Обширный…
Ясномудрый, заклятий творитель.
Ясномудрый Слова даритель, планов провидец.
В решеньях судебных от восхода солнца
И до заката мудрых советов податель.
Энки, владыка всех истинных слов, как то подобает.
Тебя да восславлю!

ЭРЕШКИГАЛЬ. В шумерской и аккадской мифологии владычица подземного царства мертвых. Дочь Нанны. Суровое и безжалостное божество. Вообще, посмертная участь человека, по шумерским представлениям, была безрадостна. Дух человека спускался в темную и пыльную область Кур, скрытую глубоко под землей. Хотя там и существовало нечто вроде загробного суда, в целом обитание в Преисподней оставалось унылым и мрачным: хлеб мертвых горек (иногда это нечистоты), вода солона (питьем могут служить и помои). Судьи подземного мира, сидящие перед Эрешкигаль, выносят только смертные приговоры. Мужем Эрешкигаль считался Нергал. У шумеров он не играл сколько-нибудь заметной роли. Зато у аккадцев это божество выдвигается на первый план, совершенно затмевая свою супругу.

НЕРГАЛ. В аккадской мифологии сын Энлиля и Нинлиль. Бог подземного царства. Считался также олицетворением палящего солнца, приносящего людям лихорадку и чуму. Первоначально Нергал был небесным богом. В Преисподней он оказался по следующей причине. Однажды на пир богов за долей Эрешкигаль явился ее посол Намтару. Все боги отнеслись к нему с почтением, за исключением одного Нергала. Разгневанная Эрешкигаль потребовала прислать к ней обидчика, чтобы придать его смерти. По совету Энки Нергал взял с собой в подземный мир волшебные предметы-фетиши. С их помощью он не только одолел Эрешкигаль, но и внушил ей любовь к себе, так что их борьба завершилась свадьбой.

ИНАННА. Одно из древнейших шумерских божеств. Богиня-покровительница Урука. Здесь ее называли дочерью Ана, а в Уре – дочерью бога Луны Нанны и сестрой солнечного бога Уту. Считалась богиней плодородия, плотской любви и войны. Аккадцы почитали Инанну под именем ИШТАР, а западные семиты под именем АСТАРТЫ.

ДУМУЗИ. Один из древних шумерских богов (первые письменные упоминания о нем относятся к XXVI в. до Р.Х.). Олицетворял весеннее плодородие. В некоторых гимнах его именуют сыном Энки. В мифе о сватовстве к Инанне он изображен обычным пастухом. Его гибель-исчезновение связывали с летней засухой в степи.

Сестра ее вскочила с трона,
Затем снова на трон уселась.
Семь судей-ануннаков перед нею суд вершат.
На Инанну взглянула – взгляд ее смерть!
Слова изрекла – в словах ее гнев!
Крик издала – проклятия крик!
Ту, что вошла, обратила в труп.
Труп повесила на крюк…

Боги испугались, затрепетали и собрались на совет, чтобы обсудить пути к спасению, но никто из них не рискнул выступить против Кингу с его войском. И тогда поднялся самый младший из них – Мардук. Он объявил, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином. Семь величайших богов уединились и после долгих споров согласились вручить ему символы власти, признав своим царем. Мардук не стал медлить: взял булаву и лук с колчаном. С помощью Ану он сплел огромную сеть, раздуваемую четырьмя ветрами и выступил против врага. Его сопровождали семь бурь, а впереди него сверкали молнии. Кингу и его воинство в ужасе разбежались. Против отважного смельчака поднялась сама Тиамат. Она разинула свою пасть, но Мардук вогнал туда буйный ветер, от которого у нее перехватило дыхание, пронзил ее тело стрелой, рассек мечом, вырезав сердце. Из верхней половины ее тело он создал небесный свод, закрывающий верхние воды. Из другой половины тела Тиамат Мардук сотворил землю, имеющую вид полукруглой чаши и прикрыл ею нижние воды. В небесных чертогах он поселил бога Ану, а земные воды отдал во владение своему отцу Эа; Эллиль стал повелевать воздухом и ветрами. Небо Мардук украсил звездами и отдал ночь во владение богу Луны Сину, а день – богу солнца Шамашу.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Тогда Мардук решил создать существ, которые могли бы позаботиться о богах. Из крови Кингу и глины, взятой у Эа, он вылепил первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Люди стали служить богам, которые с той поры живут беззаботно. Однако люди тоже не забыты Мардуком. Он остается их главным небесным покровителем. Существует миф о том как бог войны и эпидемий Эрру с тайного согласия других богов решил уничтожить человечество. Он уговорил царя богов отрешиться на некоторое время от земных дел для того, чтобы спуститься в подземный мир и там с помощью бога огня Гирры очистить свои регалии высшей власти, потускневшие от времени. Мардук поверил Эрру и покинул землю, оставив ему свой трон. Как только Эрру обрел власть, он тотчас наслал на людей все беды – чуму, распри, войны, разруху. Начались страдания, гибель людей во всей Вавилонии и даже в столице, покровителем которой был Мардук. Только своевременное возвращение царя богов спасло человечество от полного истребления.

inanna

Шумерская Королева Небес, богиня плодородия, плотской любви и войны, Инанна, она же – Иштар (в аккадской мифологии), обманом получила сотни культурных объектов у самого Бога Мудрости и Подземного царства – Энки, которые она затем отдала человечеству. Однажды, Иштар отправилась к своей сестре-сопернице (символическое противостояние Весны-Зимы/ Жизни-Смерти), Эрешкигаль – богине Нижнего мира. По древним законам, проходя все семь врат Подземного царства, она должна была снять с себя по одной вещи. Раздетая и обезоруженная Иштар, была убита и оставлена внутри висеть на крюке в течение трех дней и трех ночей. В то время на земле все живое перестало размножаться. И тогда бог Мудрости Энки отправил евнуха Аснамира с посланием в Царство мертвых. После чего, Иштар воскресили Живой водой и разрешили оставить Нижний мир, только если она найдет себе замену. Этой заменой стал ее сын и возлюбленный – умирающий и воскресающий бог плодородия Думузи, который, в ее отсутствие, узурпировал ее место на троне Небес.

Чему учит Богиня?

Ритуал Богини: Путешествие к своей Темной стороне

Найди время и место, где тебя никто не будет беспокоить. Зажги свечу и открой священное пространство. Сядь или ляг удобно с прямой спиной. Когда ты почувствуешь себя готовой, глубоко вздохни и на выдохе, отпуская все заботы, сделай вдох и позволь телу расслабиться. На выдохе, сбрось свое тело, как будто ты снимаешь шелковую одежду, и она струящейся волной спадает к твоим ногам. Сделай вдох и увидь вход туннель. Это может быть туннель, с которым ты знакома или, который ты придумаешь сама. Сделай выдох, и увидь себя стоящей у входа в этот туннель. Сделай вдох и шагни в него. Там тепло и светло. Ты начинаешь спускаться, все ниже и ниже, ниже и ниже. Туннель безопасен и приятен. Ты спускаешься, ниже, ниже, глубже и глубже, и глубже. Теперь ты видишь свет в конце туннеля. Ты на пороге Нижнего мира. Войди в Нижний Мир.

Призови то, что ты должна увидеть – свою Тень, свою Темную сторону. Позови ее, и она прибудет. Как она выглядит? Какие чувства она у тебя вызывает? Дай ей мысленно то, что она попросит у тебя, сделай это свободно.

Божество-покровитель города Аккаде; важнейший бог пантеона Аккадского царства.

Abba (goddess)

Вавилонская богиня с неясными функциями, предположительно аморейского происхождения.


В шумеро-аккадской мифологии воплощение мировых вод, окружающих землю (ab — вода, zu — далеко).



Бог непогоды в аккадской мифологии, податель бури, ветра, молний, грома и дождя, воплощение разрушительных и созидательных сил природы. В текстах на аккадском языке этим именем также обозначали Ишкура, образ которого со временем слился с образом Адада. Известен со староаккадского периода.

Один из Семи мудрецов, герой одноименного мифа.

Одна из богинь, почитавшихся в Мари (город-государство, существовавшее на берегу Евфрата в Сирии в 3-м—2-м тысячелетиях до н. э. Самый западный из городов Шумера).

Богиня, жена Нингишзиды; вероятно ипостась Ниазимуа.

Aia (goddess)

Семитская богиня, супруга Шамаша.

Низшее божество или дух-охранитель.

Божество, воплощение звезды Мекбуда (ζ Близнецов).

Согласно одному из космогонических мифов — группа божеств, кровь которых после убийства великими богами использовалась для сотворения людей.

Аккадская богиня плодородия, одна из ипостасей Богини-матери.

Богиня, супруга Папсуккаля.

Семитское божество, покровитель амореев.


Богиня неба, супруга Ану.

Бог осадков, непогоды, сын Адада.

Шумерский бог, позднее слившийся с Мардуком.

Atrahasis (Ziusudra)

Герой шумерского повествования о потопе, созданного возможно в III тысячелетии до н. э. — девятый и последний додинастический царь легендарного периода до Великого потопа.

Шумерская богиня злаков.



Древнее шумерское божество, дочь верховного бога Ану.

Вавилонская богиня подземного мира, супруга Амурру. Отождествлялась с Гештинанной.

Belet-ekallim

Вавилонская богиня, супруга бога Ураша.

Бог подземного мира, отождествлялся с Нергалом.

Северомесопотамский бог непогоды.

Демоны, стражи входа в подземный мир.

Geshtinanna


Girra (Gibil)

В Шумерской мифологии бог огня, сын бога грозы Ишкура и богини плодородия Шалы. В некоторых версиях Энума Элиш о нём говорится, что он был ответственен за поддержание оружия в боевой готовности (заострял копья и стрелы). Иногда как бог очищающего огня именуется Очистителем.

Культовым животным Гулы была собака, которую часто изображали рядом с ней.

Шумерская богиня, сестра бога Даму.

Даган был главным богом области среднего Евфрата, считался богом процветания и "отцом богов". Хотя его культовые центры никогда не были крупными политическими державами, тем не менее, он был популярным божеством, и его культ имел международное значение уже в период Эблы.

Шумерская богиня ("Великая супруга князя"), одна из участниц обустройства мира.

Шумерский бог врачевания, сын Нинисины.


Божественный пастух, умирающее и воскресающее божество плодородия.

Шумерская богиня плодородия.

Бог покровитель и защитник города Киша (Шумер), сын Энлиля, изображался в виде орла. Являлся богом счастливой войны, витязем богов. Часто отождествлялся с Нинуртой. Его женами иногда называли Инанну и Бабу. Главный храм в Кише назывался Эпатутила (Эметеурсаг).


В шумерской мифологии и религии — центральное женское божество. Первоначально Инанна считалась покровительницей продовольствия, была символом обильных урожаев, богиней плодородия и любви. Её символ — пучок тростника.

На изображениях она часто предстаёт с солнечными лучами вокруг головы.

Вавилонский бог, вероятно ипостась бога Вера (Мера); покровитель города Мари; по другой версии — божественный предок-эпоним местной правящей династии.



Центральное женское божество аккадской мифологии: богиня плодородия и плотской любви, войны и распри, астральное божество (олицетворение планеты Венера). В источниках на шумерском языке соответствует Инанне.

Читайте также: