Царство растений строение жизнедеятельность размножение роль в природе и в жизни человека

Обновлено: 05.10.2024

Растения различаются и по продолжительности жизни. Одни живут всего несколько месяцев (веснянка весенняя — 1,5-2 месяца). А некоторые дубы растут 300-400 лет.

Разнообразны растения по внешнему виду и внутреннему строению.

Жизненные формы растений

Растения существуют в виде различных жиз­ненных форм: деревьев, кустарников, кустарничков, трав.

Травы бывают однолетними, двулетними и многолетни­ми. Деревья, кустарники, кустарнички — многолетние растения.

Строение растений

Внешнее строение растений (органы)

Растении состоят из органов. Ор­ган — это часть организма, выполняющая определенную функцию и имеющая приспособленное для этого строение. Стебель, листья и корень называются вегетативными органами.

Корень

У большинства растений есть корни, которые удерживают растения в почве. Корни поглощают воду и растворенные в ней минеральные вещества.

Листья выполняют функцию фотосинтеза, испарения воды и газообмена.

Стебель

Стебель связыва­ет корень и листья между собой.

Побег

Стебель с расположенными на нем листьями называется побегом.

Цветок

У большинства расте­ний формируются цветки, из которых образуются плоды и семена (рис. 63). Эти органы выполняют функцию размно­жения и расселения растений.

Внутреннее строение растений (клетки)

Схемы строения рас­тительной и животной клеток имеют общие структуры (рис. 64). Это цитоплазма с органоидами, ядро и цитоплаз­матическая мембрана, которая окружает цитоплазму. А чем эти клетки различа­ются? В растительной клетке есть зеле­ные пластиды — хлоропласты, придаю­щие клеткам зеленую окраску (рис. 65).

Пластиды

Пластиды бывают трех видов.

Хло­ропласты содержат пигмент хлоро­филл — в них осуществляется фото­синтез. Хлорофилл образуется в хлоро­пласта х на свету. Если растению света недостаточно, хлорофилл разрушается.

Лейкопласты — бесцветные пластиды, в которых запаса­ются углеводы (крахмал), белки или жиры (рис. 66).

Хромо­пласты содержат пигменты желтого, красного или оранжево­го цвета (рис. 67). Они обусловливают яркую окраску цветков и плодов многих растений, а также осеннюю окраску листьев.

Вакуоли

В растительных клетках есть вакуоли, заполненные раст­вором различных веществ. Этот раствор называется клеточ­ным соком. Клеточный сок определяет вкус многих плодов. Вакуоли являются источником запасных пи­тательных веществ и резервуаром воды в клетке. Благода­ря давлению, которое создают молекулы воды в вакуоли, живые растительные клетки поддерживают свою упругость.

Клеточная обо­лочка

Снаружи растительную клетку покрывает клеточная обо­лочка (клеточная стенка). Она достаточно прочная и защи­щает клетку от повреждений, проникновения в нее бактерий и других организмов. У многих клеток оболочка достигает значительной толщины. В оболочке есть специальные обра­зования — поры, по которым различные вещества могут пе­редвигаться из клетки в клетку. Оболочка некоторых клеток пропитывается специальным веществом. В результате этого она становится прочной, твердой и непроницаемой для раз­личных веществ (говорят, что оболочка одревесневает). При этом поступление веществ в клетку прекращается, и ее живое содержимое отмирает. Прочная оболочка остается суще­ствовать в органах растений.

В клетках бактерий ядро отсутствует. А в клетках растений есть оформленное ядро. Следовательно, растения, как протисты и грибы, являются эукариотами.

Ткани растений

Питание растений

Все растения многоклеточные. Их органы образованы огром­ным количеством клеток. Клетки листьев и молодых стеблей содер­жат зеленый пигмент хлорофилл, способный поглощать солнечный свет. Используя солнечную энер­гию, растения синтезируют из воды и углекислого газа органи­ческие вещества. Органические вещества являют­ся строительным материалом для молодых клеток и органов расте­ний, а также источником энер­гии для различных процессов, протекающих в них. Таким образом, большинство растений являются автотрофами.

Размножение растений

Распространение растений

Растения распространены на всем земном шаре — от ледяных пустынь Антарктиды и Арктики до горячих пустынь Африки (рис. 68). Больше всего видов растений обитает во влажных тропических лесах.

Большинство растений живет на суше, но многие обитают в водоемах или около них. Растения хорошо приспособлены к условиям существования в разных местообитаниях.

Царство — одна из высших ступеней биологической систематики. Растения, как таксон, этого высокого уровня объединяет 400 тыс. видов организмов — от микроскопических водорослей до гигантской секвойи, высота которой достигает 100 м. Общее свойство растений — фотоавтотрофный способ питания.

Царство растений

Растения — объект изучения науки ботаники. Основы одной из старейших отраслей научного знания заложил Теофраст — ученик древнегреческого ученого и философа Аристотеля. Современная ботаника представляет собой комплекс наук. Крупнейшие отрасли: морфология, физиология, систематика, происхождение растений. Отдельные крупные группы внутри биологического царства изучают частные ботанические науки. Например, предмет альгологии — водоросли.

Сходство строения клеток, механизмов обмена веществ и роста позволяют объединить растения с животными и грибами в группу эукариот.

Отличительные признаки растительного организма:

  • Автотрофное питание.
  • Пластиды в клетках;
  • Целлюлозная клеточная стенка.
  • Способность к постоянному росту.
  • Характер ответа на внешние изменения.
  • Относительная неподвижность.
  • Связь с субстратом.
  • Разветвленное тело.

Фотосинтез осуществляется в клетках, обладающих зелеными пластидами. Растения в экосистемах являются продуцентами, так как сами для себя создают органические вещества. Выделяемый при фотосинтезе кислород используют для аэробного дыхания другие живые организмы. Молекулы О2 образуют защитный озоновый экран в атмосфере (Рис. 1).

Фотосинтез

Рис. 1. Фотосинтез

Царство растений (научное название Plantae) объединяет 12 отделов, из которых 4 — водоросли, 2 — мхи. В состав биологического царства также входят плауны, папоротники, хвойные и цветковые. Другие отделы представлены малым числом семейств, родов и видов.

Тело водорослей — талом (слоевище) — состоит из сходных по строению и функциям клеток. Вода обеспечивает водоросли (Algae) углекислым газом и кислородом, поддерживает тело, поэтому нет необходимости в механических тканях.

Высшие растения отличаются наличием тканей и органов. Сформированы многоклеточные органы полового и бесполого размножения. К высшим относятся споровые и семенные растения.

Как установили палеонтологи, низшие растения появились около 2 млрд. лет назад. Древние псилофиты вышли из воды на сушу. Это уже были высшие растения, лишенные корней, но имеющие сосуды — группы клеток для проведения воды к фотосинтезирующим клеткам. Сформировались защитные и механические ткани.

Выходу растений на сушу способствовали ароморфозы:

  • возникновение эукариотической клетки;
  • появление фотосинтеза;
  • многоклеточность, дифференциация клеток;
  • мейоз и оплодотворение;
  • обособление гаплоидного и диплоидного поколений, их чередование в цикле развития;
  • появление семени у древних папоротников;
  • формирование цветка.

Покрытосеменные, или цветковые, заняли господствующее положение в царстве растений после голосеменных. Многие виды и более крупные систематические группы низших растений исчезли полностью или угасают.

Строение (ткани, клетки, органы растительного организма)

Растительные клетки содержат ядро, являются эукариотическими (хотя бы на одном из этапов развития). Органоиды в цитоплазме сходны у растений и животных (Рис. 2).

Строение растительной клетки

Рис. 2. Строение растительной клетки

Черты отличия клеточного строения растений от животных:

  • есть пластиды, хлорофилл;
  • над плазматической мембраной сформирована целлюлозная клеточная стенка;
  • имеется крупная центральная вакуоль, наполненная клеточным соком;
  • крахмал содержится в цитоплазме в виде зерен.

Ткани — группы клеток, сходных по происхождению, строению и функциям (Табл. 1). Всего у растений насчитывается от 20 до 30 типов таких скоплений клеток.

Описание тканей цветковых растений

Название

Локализация

Функции

Верхушка побега, кончик корня, основания листьев, междоузлия.

Образование других типов тканей; верхушечный и другие типы роста; регенерация повреждений.

Кора, кожица листа, стебля, корневые волоски.

Защита; газообмен с внешней средой; испарение.

Листья, стебель, плоды.

Фотосинтез; газообмен с окружающей средой; запасание воды; накопление продуктов обмена веществ.

Лубяные и древесные волокна, каменистые клетки.

Образование наружного и внутреннего каркасов для опоры и защиты.

Сосуды древесины, ситовидные трубки.

Транспортировка воды и минеральных веществ к листьям; проведение органических веществ от листьев к другим органам.

Железистые клетки, волоски, нектарники, млечники.

Образование млечного сока, влаги, нектара; накопление продуктов обмена.

Через устьица происходит испарение воды, газообмен. Специальные образования состоят из щели и замыкающих клеток. Последние имеют относительно толстые внутренние стенки, способные изменять форму и открывать устьица.

Органы цветковых растений

Орган — часть тела живого организма, состоящая из одного типа тканей, выполняющая определенные функции. Органы растений образуют две группы — вегетативные и генеративные. Вегетативные — корень и побег, состоящий из стебля, листьев и почек. Вместе они обеспечивают обмен веществ и рост. Генеративные органы у цветковых — цветок, семя и плод — участвуют в половом размножении (Рис. 3).

Органы растения

Рис. 3. Органы растения

  • закрепление растения;
  • снабжение водой и минеральными веществами;
  • запасание питательных веществ;
  • вегетативное размножение.

Клетки и ткани корня образуют четыре зоны: роста, всасывания, проведения и корневой чехлик. Последний защищает зону роста, облегчает движение между частицами почвы. Клетки корневых волосков в зоне всасывания поглощают воду с растворенными в ней минеральными веществами.

Зона проведения выполняет функцию транспортирования веществ из корня в стебель, листья. Также, в этой зоне у растений возможно закладывание почек, запасание питательных веществ.

Все корни растения образуют его корневую систему. Выделяют главный, боковые и придаточные корни. У двудольных растений стрежневая корневая система с хорошо развитым главным корнем. Однодольные растения имеют мочковатую корневую систему. Главный корень неотличим от придаточных.

Различия в функциях корней:

  • воздушные позволяют эпифитам поглощать воду из воздуха, как происходит у филлокактусов, орхидей;
  • дыхательные отрастают у видов, обитающих на мелководьях, на чрезмерно влажной почве;
  • ходульные помогают выживать растениями в приливной зоне, на зыбкой почве;
  • корнеплоды и корневые клубни запасают питательные вещества;
  • цепляющиеся помогают закреплению стебля на опоре;
  • опорные поддерживают развесистую крону.

Корни бобовых формируют симбиоз с азотфиксирующими бактериями. Деревья образуют симбиоз с грибами, что позволяет получать больше воды из почвы. Грибы взамен получают органические вещества, созданные растением.

Побег — стебель с листьями и почками. Они могут быть расположены поочередно, супротивно (напротив друг друга), мутовками (группами), спирально. В строении побегов различают места прикрепления листьев — узлы. Участок побега между соседними узлами — междоузлие. Побег выполняет разные функции: дыхания, фотосинтеза, транспорта веществ.

По продолжительности жизни и степени одревеснения выделяют следующие жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Последние еще делят на одно-, дву- и многолетние. Первые завершают жизненный цикл в течение 1 года. Двулетние в первый год образуют только вегетативные органы, на второй — цветут и образуют семена. Многолетники живут и цветут в течение продолжительного периода времени.

Почка — зачаточный побег. Различают вегетативные и генеративные почки. Вторые обычно более крупные, округлой формы. Внутри находится зачаток цветка.

Стебель — вегетативный орган растения, выполняющий функции опоры, проведения и запасания веществ. Для стебля характерны рост и ветвление. Орган принимает участие в вегетативном размножении. По характеру роста различают прямостоячие, ползучие, лазающие, цепляющиеся и вьющиеся стебли. К видоизменениям органа относят корневища, луковицы и клубни.

Лист обеспечивает фотосинтез, транспирацию (испарение воды), газообмен с внешней средой. Фотосинтез происходит в паренхиме листа. В строении органа выделяют листовую пластинку и черешок. В зависимости от количества этих составных частей различают простые и сложные листья. Форма и расположение на стебле, характер жилкования — важные систематические признаки.

Видоизменения листьев — приспособление к среде обитания:

  • мясистые чешуи;
  • сухие чешуи;
  • колючки;
  • усики.

Листья отличаются по размеру. У ряски, вольфии бескорневой они крошечные, у тропических пальм достигают нескольких метров в длину.

Цветок — это видоизмененный генеративный побег, который развивается из генеративной почки (Рис. 4). Строение цветка — важнейший систематический признак.

Части цвека

Рис. 4. Части цветка: 1— цветоножка и цветоложе; 2 — чашечка; 3 — лепестки венчика; 4 — тычинки; 5 — пестик.

Тычинка состоит из пыльника с пыльцой и тычиночной нити. В строении пестика различают верхнюю часть — рыльце и столбик, нижнее образование — завязь. Внутри находится семяпочка, из которой после оплодотворения развивается семя. Стенки завязи разрастаются и образуют плод.

Если в цветке имеются пестики и тычинки, то он относится к обоеполым. Однополые содержат только тычинки или только пестики. На однодомном растении расположены и тычиночные, и пестичные цветки. На двудомных развиваются или тычиночные, или пестичные цветки.

Упорядоченное расположение частей цветка отражают в формуле — условной записи строения с помощью обозначений (условных знаков). Например:

  • ⚥ — символ обоеполого,
  • ♀ — пестичного,
  • ♂ — тычиночного цветка.

Семя — генеративный орган, который служит для распространения семенных растений, содержит запас питательных веществ для зародыша. Последний имеет все вегетативные органы в зачаточном состоянии.

Плод развивается из завязи цветка, служит для защиты и распространения семени. В зависимости от консистенции околоплодника, возникающего из стенок завязи, различают сухие и сочные плоды. Они могут быть одно- или многосемянными.

Жизнедеятельность растительного организма

Растение — живой организм, для которого характерны особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, раздражимость, развитие и воспроизведение. Основные метаболические процессы — фотосинтез, кислородное дыхание, корневое питание, водный обмен (Рис. 5).

Жизнедеятельность растений

Рис. 5. Жизнедеятельность растений

Фотосинтез происходит в зеленых клетках. Суть процесса — преобразование энергии света в энергию химических связей органических соединений. В превращениях веществ и усвоении энергии велика роль зеленого пигмента хлорофилла. Конечные продукты — сахар и крахмал.

Почвенное питание — процесс поглощения корнем воды с растворенными минеральными веществами. Неорганические соединения необходимы растениям для синтеза углеводов и белков, нуклеиновых кислот, АТФ. Недостаток питательных веществ приводит к минеральному голоданию растительного организма.

Клеточное дыхание у растений — процесс окисления органических соединений до углекислого газа и воды. Кислород поступает во все органы на свету и в темноте. Фотосинтез протекает только в зеленых клетках на свету. Дыхание, фотосинтез и водный обмен тесно связаны. Недостаток света, кислорода, воды отрицательно сказывается на жизнедеятельности растительного организма.

Размножение растений

Покрытосеменные размножаются вегетативным и половым способами. Первый тип воспроизведения себе подобных происходит за счет отделения и самостоятельного развития вегетативных органов либо их частей. Вегетативное размножение в природе осуществляется с помощью корневищ, клубней, луковиц, отпрысков, усов, выводковых почек и черенков. В практике растениеводства получили широкое распространение такие способы как черенкование, прививка, деление корневища, клональное размножение.

В половом размножении участвуют половые клетки. Они формируются в разных частях цветка — пыльцевом зерне и внутри семязачатков. Слияние гамет — оплодотворение — происходит после опыления. Так называют процесс переноса пыльцы на рыльце пестика.

У растений происходит двойное оплодотворение. Из вегетативной клетки пыльцы после опыления образуется трубка, растущая внутри пестика. Она достигает семязачатка. По пыльцевой трубке двигаются два спермия. Один из них сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной клеткой. Образуются зигота и триплоидная клетка, обеспечивающая зародыш запасом питательных веществ. Созревшие семена и плоды распространяются ветром, животными, водой, человеком.

Жизнедеятельность растений

Рис. 6. Развитие растения из семени

Процесс индивидуального развития, или онтогенез, делится у растений на эмбриональный, вегетативный, генеративный периоды и старение. Длительность каждого этапа онтогенеза зависит от видовой принадлежности растительного организма (Рис. 6).

Раздражимость — способность воспринимать и отвечать на воздействия окружающей среды. Растения реагируют на внешние изменения не так, как животные. Реакция сводится к перестройке метаболизма, ростовым движениям. При неблагоприятных воздействиях закрываются устьица, останавливаются рост и развитие.

Растительный организм — целостная система, в которой каждый орган выполняет определенные функции в тесной связи с остальными. Сложные процессы регулируются с помощью биоэлектрических импульсов, фитогормонов.

Нашу жизнь невозможно представить без растений. Их так много, и они такие разные! Представители царства растений смогли приспособиться к жизни в самых разных условиях, начиная с холодного Севера и заканчивая жаркими пустынями.

Роль растений на Земле

Водоросли и папоротники, деревья и кустарники, мхи и травы появились на Земле миллионы лет назад — гораздо раньше человека. С тех пор они живут в самых разных условиях нашей планеты: в тайге и тундре, в лесу и пустыне, в пруду и море.

Что же такого важного делают для нас растения?

  • Меняют качество воздуха. Одна из наиболее важных функций растений — извлекать из атмосферы углекислый газ и выделять кислород, необходимый для дыхания всем живым существам. Более того, растения очищают воздух от болезнетворных микробов и выделяют особые бактерицидные вещества — фитонциды.
  • Очищают почвы. В результате разнообразной деятельности человека происходит постепенное загрязнение почв тяжелыми металлами, радиоактивными элементами и прочими токсинами. Растения способны очищать загрязненные почвы, накапливая различные токсичные вещества.
  • Защищают от эрозий, засухи и ветров. Листья перехватывают дождевые капли, тем самым несколько смягчая эффект от падения воды на поверхность земли. Корни связывают почву, предупреждая ее вымывание во время сильных ливней. Более того, растения ограждают почву от полного высыхания и выветривания.

Из каких частей состоят растения?

Несмотря на большое разнообразие растительного мира, строение его представителей практически одинаково. Все они имеют корни, стебли, листья, цветки, семена, плоды, и у каждой части растения есть своя четко определенная функция.

строение растения

Корень

Корень — эта самый нижний фрагмент растения, который, как правило, находится под землей. Благодаря корням растения держатся в почве, поглощают воду и питательные вещества, необходимые для формирования цветков, плодов и семян.

орхидея

У некоторых растении, например у орхидей, кроме основных корней развиваются воздушные корни, которые поглощают влагу из воздуха

Стебель

Стебель — это наземная часть растения, на которой развиваются боковые ветки, листья, цветки, семена и плоды. Стебель позволяет растению держаться в вертикальном положении. По нему происходит доставка воды и питательных веществ из почвы к листьям растений. У молодого растения чаще всего тонкий стебель зеленого цвета, который со временем деревенеет и становится коричневым. В зависимости от направления роста стебли бывают вьющимися, ползучими, цепляющимися и др.

Почка и листья

Почка — это часть растения, из которой образуются листья или цветы. Разросшиеся почки некоторых растений съедобны, например кочан капусты.

Цветки и плоды

Как правило, цветки — самая красивая и заметная часть растений. Это орган, отвечающий за процесс репродукции.

Семена дурмана обыкновенного

У каждого растения свои плоды, они образуются на месте цветков. Все плоды содержат семена, надежно укрытые от высыхания и повреждений плотной семенной коробочкой.

Фотосинтез: как питаются растения?

Источником энергии всех живых существ является пища. Но ты когда-нибудь видел, чтобы растения жевали пиццу или наслаждались кашей по утрам? Конечно, нет! Ты уже знаешь, что растения питаются иным способом, который называется фотосинтез.

Что такое фотосинтез?

Фотосинтез представляет собой производство зелеными растениями питательных веществ за счет энергии, поступающей от Солнца. Но кроме солнечной энергии растениям нужен и углекислый газ, который они превращают в кислород. С каждым вздохом человека или животного содержание кислорода в атмосфере уменьшается, но растения постоянно пополняют его запасы благодаря фотосинтезу. Этот цикл повторяется вновь и вновь. Без фотосинтеза невозможна жизнь растений, а без растений не существовало бы животных.

Фотосинтез

С другой стороны, углекислого газа в воздухе не так уж много. Однако его запасы постоянно пополняются за счет не только всех живых существ, которые выделяют его во время дыхания, но и промышленных предприятий и автомобилей, ежечасно выбрасывающих огромное количество углекислого газа в атмосферу.

Важность энергии солнца

Энергия, излучаемая Солнцем, выполняет две очень важные для всего живого функции. Тепловая энергия согревает Землю, тем самым сохраняя и поддерживая температурный режим необходимый для жизни, а световая энергия обеспечивает фотосинтез. Все живое на Земле питается солнечной энергией, преобразованной растениями в пригодную для употребления форму. Травоядные животные поедают растения, тем самым получая энергию Солнца, а хищники, поедая травоядных, также наполняются его энергией. Человек тоже присутствует в этой цепочке Мы получаем энергию из пищи, которую едим. Каждое съеденное яблоко, морковь или кусок мяса снабжают нас энергией Солнца.

Где и как происходит фотосинтез?

Фотосинтез растений происходит в хлоропластах, которые содержатся в клетках плодов и стеблей, но самое большое их количество находится в листьях. В хлоропластах содержится особое вещество — хлорофилл Он улавливает потоки солнечного света и перерабатывает воду и углекислый газ в органические вещества, при этом выделяя кислород в атмосферу.

В течение довольно длительного времени ученые не могли объяснить механизм этого процесса. Изначально они полагали, что все необходимые питательные вещества растения получают из почвы. Однако после ряда опытов был сделан вывод о том, что корни не единственный орган, обеспечивающий жизнедеятельность растений.

Заслуга фотосинтеза в том, что благодаря ему на нашей планете существует огромное количество растении, которые не дают Земле превратиться в мертвую пустыню.

Почему осенью листья листопадных деревьев меняют цвет?

Весной и летом листья на деревьях окрашены в зеленый цвет благодаря наличию хлорофилла. В течение лета листья поглощают солнечный свет и используют его энергию для формирования питательных веществ, т.е. активно участвуют в процессе фотосинтеза. С наступлением осени деревья начинают готовиться к зиме.

желтые листья

Каким образом они это делают?

В основном процесс подготовки заключается в том, что питательные вещества из листьев постепенно перемещаются в ветви, затем в ствол и корень, где и остаются на время зимних холодов. Таким образом, осенью жизнедеятельность в листе постепенно угасает, и хлорофилл частично разрушается. При понижении температуры место хлорофилла занимают пигменты других цветов: желтого, красного, оранжевого, темно-вишневого и многих других.

Растения-исключения

подъельник

Как и в любом правиле, в процессе фотосинтеза есть исключения. Например, подъельник — растение белого цвета без листьев — обходится без солнечного света и, соответственно, фотосинтеза. Подъельник паразитирует на других растениях за счет микроскопических грибов, т.е. получает питание как от них, так и от растений, в корни которых эти грибы проникли.

Фотосинтез в животном мире

морской слизень

Как выяснилось, одним из немногих животных, которые могут осуществлять фотосинтез, является морской слизень. Но делает он это не совсем обычным образом. Слизень питается водорослями, но переваривает их не полностью. Фотосинтез происходит в непереваренных остатках водорослей, но уже в печени морского слизня. Следовательно, этот моллюск живет за счет глюкозы, получаемой из морских водорослей.

Как мы используем растения?

Со времен глубокой древности люди интересовались растениями, изучали их и использовали для своих нужд. Растения дают человеку пищу, сырье для промышленности, их используют для производства лекарственных препаратов, изготовления мебели и музыкальных инструментов, в качестве строительного материала и т.д.

Растения — источник питания

В древние времена плоды, семена, корни и клубни составляли основу рациона первобытных людей.

овощи и фрукты

Изучая растения, человек научился отличать съедобные от ядовитых. А перейдя к оседлому образу жизни, человек стал сознательно и целенаправленно выращивать те растения, которые нужны ему для поддержания жизнедеятельности. Овощи и фрукты — ради плодов; злаки — ради зерна, которое затем идет на изготовление круп и муки, необходимой для выпекания хлеба и различных кондитерских изделий. Сахарную свеклу и сахарный тростник человек использует для производства сладостей; семена и плоды масличных растений (подсолнечник, лен, оливки), орехи (кедр, кокос, фундук, миндаль и др.) — для получения растительных масел.

Растения — источник сырья

Хлопковые сорочки

Растения для человека всегда были источником сырья. Древесина, каучук, хлопок, лен, сизаль, целлюлоза, растительные масла, красители — вот далеко не полный список веществ и материалов, которые человек производит и использует для своих нужд. Конечно, в связи с постоянные техническим прогрессом и изобретением синтетических волокон меняются многие сферы применения растений в жизни человека, но, тем не менее, спрос на них не уменьшается. Как и раньше, растения используются в бумажной, пищевой и химической промышленности, а бумага, натуральные ткани, древесина, растительные масла по-прежнему остаются востребованными.

Медицина

травяные лекарства

На протяжении многих тысяч лет человек использует растения в традиционной медицине. Первые известные свидетельства датируются 2600 г. до н.э.: уже тогда в Месопотамии, одном из древнейших очагов цивилизации, для лечения различных заболеваний использовали такие растения, как пихта, кипарис, сосна, солодка, мирра, плоды инжира, мак и многие другие.

Растения и музыкальные инструменты

Оказываете, растения очень важны и для мира музыки! Конечно, в данном случае речь идет не обо всех растениях, а о породах деревьев с ярко выраженными акустическими свойствами, т.е. тех, скорость распространения звука в древесине которых самая высокая. Традиционно для производства музыкальных инструментов используются только такие деревья. И растут они по всему миру: в тропическом полярном и умеренном климате.

Наиболее подходящими для изготовления струнных инструментов являются хвойные породы деревьев: сибирский кедр, ель, пихта, причем лучшей считается белоснежная ель, выращиваемая в Альпах.

музыкальные инструменты

Производство высококачественных музыкальных инструментов — очень долгий процесс. Например, естественная предварительная сушка ели длится минимум 10 лет. Только после этого древесина становится пригодной для изготовления музыкального инструмента

индийское черное дерево

Уникальными акустическими характеристиками обладает индийское черное дерево. В основном из него изготавливают гобои и кларнеты, а также многие детали и узлы различных музыкальных инструментов

Растения можно встретить во всех уголках нашей планеты. Есть растения большие и маленькие, от огромных секвой до крошечной ряски. Есть растения, которые живут столетия, например, дубы, а есть такие, срок жизни которых – всего несколько дней. Растения распространены в морях и океанах, их можно найти и в горах, и в пустынях.

Изучение растений

Древнейшие люди собирали дикорастущие ягоды и плоды, выкапывали корешки. Постепенно собирались и множились знания о растениях: о том, какие ягоды можно есть, а какие ядовиты; какая древесина годится для изготовления лодок и домов, а какая – нет.

Позднее человек научился выращивать те растения, которые приносили ему наибольшую пользу, научился ухаживать за ними. Появились культурные растения.

Культурные растения – растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов, сырья или иных целей.


Огород

Чем больше люди изучали растения, тем больше убеждались в том, что жизнь человечества и растений неразрывно связана, и знания о растениях необходимы. Зародилась наука о растениях – ботаника.

Назовите деревья или кустарники, которые растут недалеко от вашего дома.

Показать пример ответа

В городах возле домов для озеленения часто высаживают берёзы, клёны, яблони, рябину и ели. Также возле домов часто можно увидеть кусты сирени и шиповника.

Какова роль растений в природе и в жизни человека?

Растения забирают из воздуха углекислый газ и обогащают воздух кислородом, необходимым почти всем живым существам для дыхания. Растения служат важным звеном пищевой цепи – ими питаются растительноядные животные, которыми питаются хищники.

Также растения защищают почву от пересыхания, препятствуют разрушению почвы и сохранению плодородного слоя.

Люди широко используют растения для разных нужд: из них делают дома и мебель, и, конечно же, многие культурные растения выращиваются как продукты питания. Люди употребляют в пищу как многие виды растений, так и растительноядных животных; кроме того, из древесины делают бумагу, из льна и хлопка – ткань, а некоторые растения используются для приготовления лекарств.

Жизнь на Земле невозможна без растений.


Полевые цветы

Почему нужно охранять растения?

Как видите, растения очень важны как для человека, так и для природы. Тем не менее, они часто оказываются уязвимы и нуждаются в бережном обращении.

С давних времён люди вырубали леса, чтобы расчистить место под поля. Растения много лет использовались как топливо, как сырьё, и люди не задумывались о том, что некоторые виды растений исчезают навсегда или оказываются под угрозой исчезновения.

Но ошибочно будет думать, что только люди представляют угрозу для растений. Саранча поедает зелёные листья и траву, жуки-короеды губят деревья, микроорганизмы становятся причиной болезней, от которых страдают как культурные, так и дикорастущие растения.


Нашествие саранчи

В наше время люди изучают разные способы защиты растений, разрабатывают меры для охраны редких видов, для лечения заболевших растений и так далее. Школьники также могут помогать растениям.

Какое участие ученики вашей школы принимают в работе по охране природы?

Школьники могут бережно относиться к природе: не бросать мусор в лесу или парке, не причинять вреда деревьям, не рвать редкие цветы. Некоторые школы сотрудничают с лесничествами, их учащиеся принимают участие в субботниках, совместно со взрослыми высаживают молодые деревья.

Основные признаки растений

И то, что растения вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ, и то, что они могут служить пищей – связано с одним и тем же свойством растений, способностью к фотосинтезу.

Фотосинтез — процесс создания (синтеза) органических веществ из неорганических (воды и углекислого газа) с использованием энергии солнечного света. В процессе фотосинтеза растения выделяют в атмосферу кислород.

Ни человек, ни животные не способны получать пищу из неорганических источников. Наши тела просто не приспособлены для этого. Для питания нам необходимы органические вещества. Но без растений их бы просто неоткуда было бы взять.

Так как растения создают органические вещества, а не пользуются готовыми, они относятся к автотрофам.

Фотосинтез растения осуществляют при помощи хлорофилла.

Молекулы хлорофилла обладают способностью поглощать световую энергию, используемую в химической реакции взаимодействия углекислого газа и воды. Наличие хлорофилла – это один из основных признаков растений.

Второй основной признак растений – то, что они постоянно растут.

Рост продолжается на протяжении всей жизни и не останавливается даже при неблагоприятных условиях.

Например, зимой у растений продолжается рост в почках, скрытых чешуйками, в корнях под землёй.

Каковы основные признаки растений?

Наличие в их клетках хлорофилла, делающего возможным фотосинтез, и непрерывный рост в течение всей жизни растения.

Различия клеток растений и бактерий

Главное отличие клеток растений от клеток бактерий заключается в том, что все растительные клетки обладают ядрами. По этому признаку их относят к эукариотам, тогда как бактерии – прокариоты.

Но если посмотреть на клетки внимательнее, можно найти и другие отличия. Клетки растений больше по размеру, а их строение более сложное. В клетках растений можно увидеть хлоропласты, содержащие хлорофилл.

Кроме того, есть отличие, которое невозможно увидеть на рисунке: цитоплазма в клетках растений постоянно находится в движении, в отличие от цитоплазмы бактерий.

Основные группы растений

В зависимости от строения растения делят на высшие и низшие. Это не значит, что одни – высокие, а другие – низенькие, хотя часто низшие (то есть более примитивные) растения действительно маленькие. К ним относятся, например, одноклеточные водоросли.

Что касается высших растений, то они гораздо более сложные. У них есть органы, выполняющие специальные функции (например, стебли, листья), и эти органы построены из разных тканей.

царство растений

Весь сюжет мультфильма основан на том, что на Земле, которая превратилась в планету — свалку с горами мусора, которые утилизирует маленький робот, вновь зародилось растение. Маленькое растеньице… росточек с двумя листиками… НО! Для человечества это послужило сигналом к тому, что можно вернуться на Землю и возродить ее.

Почему же маленькое растение оказалось символом новой жизни?

Основные характеристики царства растений

  • Растения — эукариотические организмы,т.е. клетки содержат оформленное ядро.
  • Деление на царства основано на химическом составе живого организма.
    Запасное питательное вещество растительных организмов — углеводы (крахмал).
  • Растения являются автотрофами, они синтезируют питательные вещества из углекислого газа и воды за счет энергии солнца. Эти организмы — фотосинтетики.
  • Рост — неограниченный, образ жизни — неподвижный, прикрепленный.

Теперь разберем каждый пункт подробно

Строение клетки организма царства растений

клетка растения


Что отличает растительную клетку от животной?

  • Большая вакуоль;
  • Утолщенная мембрана — клеточная стенка;
  • Хлоропласты.


Наличие хлоропластов означает автотрофный тип питания.

Значение растений в экологии и трофических системах

Это означает, что организмы царства растений являются первыми производителями органических веществ из неорганических. Они продуценты.

Они производят органические вещества и кислород. Без кислорода, который производят растения, наша планета задохнулась бы в считанные сроки!

Растения — пища для консументов. Причем, если не будет растений, то исчезнут консументы всех порядков. Пищевая сеть просто развалится.

Часто рисуют пищевые пирамиды. Так вот растения — основание этой пирамиды.

Растения — основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека

Эволюция всех живых организмов шла вместе с эволюцией растений. Взаимосвязи царства растений и царства животных очень обширны.

Трудно представить себе жизнь насекомых без растений, давно известно, что существует симбиоз растений и грибов.

Классификация растений

царство растения


У высших растений есть ткани. Их мы рассмотрим отдельно.

Соответственно, есть деление на вегетативные органы — органы тела и генеративные органы — органы размножения.

Среди царства растений существуют и хищные представители, причем есть даже растения-хищники и на территории России.

Конечно, их намного меньше, чем растений автотрофов.

Существуют даже растения — индикаторы. Они настолько тесно связаны с окружающей средой, что их наличие в том или ином районе говорит о составе почвы, ее влажности, освещенности или затемненности.

Царство растений — это целый огромный мир со своим строением, развитием и законами жизни. Без него жизнь на Земле невозможна и правильное отношение к этому миру — наша прямая ответственность и от этого зависит наша собственная жизнь…

  • в ЕГЭ это вопрос А5 — Разнообразие организмов;
  • A11 — Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых растений;
  • A12 — Многообразие растений. Основные отделы растений;
  • в ГИА — А4-А5 Царство Растения:

Читайте также: