Цель работы определить условия необходимые для прорастания семян

Обновлено: 05.10.2024

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: дать представление об условиях прорастания семян, о зависимости прорастания от факторов окружающей среды (тем­пература, влажность, воздух), о правильном посеве семян, о ро­сте и питании проростков, о зависимости глубины заделки семян от их размера и свойств почвы; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян.

Оборудование и материалы: коллекции семян, сухие и пророс­шие семена, проростки растений, результаты опытов, свидетель­ствующих о необходимости воды, воздуха, определенной темпе­ратуры для прорастания семян; таблицы с изображением опытов, выявляющих значение различных условий для прорастания семян.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, по­требность в воде, кислороде, определенной температуре; период покоя, всхожесть семян, проросток; холодостойкие и теплолю­бивые растения; глубина заделки семян, надземное прорастание семян, подземное прорастание семян.

Выберите верные утверждения.

Семя - вегетативный орган растения.

Семя является зародышем будущего растения.

Семена некоторых растений весят миллионные доли грамма.

Одни из самых крупных семян - семена сейшельской пальмы - весят до 200 г.

Рубчик - след от повреждения семени скальпелем.

Семявход - маленькое отверстие в семенной кожуре, через ко­торое происходит газообмен.

Эндосперм - особая запасающая ткань растения.

Эндосперм присутствует в семенах всех растений.

Семена двудольных растений не имеют эндосперма.

Фасоль относится к двудольным растениям.

Большую часть семени зерновки пшеницы занимает зародыш.

Семядоли семени фасоли - это первые зародышевые листья бу­дущего растения.

Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы

Вспомните, какова основная функция семян. (Распростра­нение и размножение растений.)

Какие основные способы распространения семян вы мо­жете назвать? (Ответы учащихся.)

Кто нашел сведения об оригинальных способах распростра­нения растений? (Учащиеся отвечают, приводят примеры.)

Семя — это, прежде всего, зародыш будущего растения. Для того чтобы дать жизнь новому растению, семя должно прорасти, появившийся при этом молодой росток называют проростком.

Что нужно сделать для того, чтобы семя проросло? (Для этого необходимо поместить семена во влажную среду.)

Вспомните, как отличаются друг от друга сухие семена и те, которые некоторое время пролежали во влажной среде. (Се­мена во влажной среде набухают.)

Благодаря чему внутрь семян проникает влага? (Благодаря особому отверстию — семявходу.)

Но набухают любые семена — и живые, и неживые. Вспо­мните, например, как разбухает гречневая крупа или рис, когда вы их варите. Перед приготовлением рекомендуется замачивать и горох, фасоль или чечевицу. Но большинство из этих семян никогда не прорастут, даже если вы их посадите в почву, потому что, чтобы семя проросло, зародыш внутри семени должен быть живым. Погибнуть зародыш может от перегрева, переохлажде­ния, механической обработки, деятельности насекомых, а также от длительного хранения.

Способность семян к прорастанию называется всхожестью. Семена с погибшим зародышем теряют всхожесть. Всхожесть семян можно вычислить. Для этого возьмем 100 семян гороха, поместим их в условия, благоприятные для прорастания. Через 3—4 дня посмотрим, сколько семян проросло, результат запишем. Через 10 дней посмотрим на наши семена еще раз, подсчитаем количество проросших семян и это число выразим в процентах от общего числа семян. Получившийся процент и будет являться показателем всхожести семян. Попробуйте проделать этот опыт дома. (Учитель может заранее, за 8—10 дней, подготовить этот опыт, а на уроке продемонстрировать его результаты и дать объ­яснение.)

До прорастания зародыш в семени находится в состоянии покоя. В этом состоянии семена могут находиться от нескольких суток до нескольких лет. Зародыши в семенах лимона остаются жизне­способными в течение 9 месяцев после созревания, кофе — 1,5 лет, тыквы и огурца — 10 лет, некоторых сорных растений — 50—80 лет. Известны случаи, когда семена прорастали и через сотни лет, про­лежав в условиях, не приведших к гибели зародыша. Обнаружен­ные в торфяниках семена лотоса проросли спустя две тысячи лет! А найденные в вечной мерзлоте на Аляске семена бобового расте­ния арктического люпина проросли спустя 10 000 лет! В период покоя зародыш защищен от неблагоприятных воздействий.

Что защищает зародыш в этот период? (Ответы учащихся.)

Покой семян — приспособление, предохраняющее их от про­растания в неблагоприятные сезоны года.

Какие условия необходимы для прорастания семян? (Уча­щиеся высказывают предположения.)

Для прорастания семенам необходимы вода, воздух и опреде­ленная температура.


Самостоятельная работа учащихся с учебником

Пользуясь текстом учебника ,перечислите условия, необходимые для прорастания семян, и объясните значе­ние каждого. Опишите опыты, доказывающие потребность в них.

(Если есть возможность, опыты лучше провести на уроке. Если же опыт рассчитан на несколько дней, то во время занятия лучше продемонстрировать его результаты, а условия проведения объяснить устно.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ВОДЫ И ВОЗДУХА ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН


Оборудование: три широких пробирки (или другие удобные емкости), семена гороха или фасоли (можно взять зерновки пше­ницы или кукурузы), вода.

В три широкие пробирки положим семена гороха или фасоли.

Семена в одной из пробирок оставим сухими (есть воздух, но нет влаги), в другую пробирку нальем немного воды так, чтобы она частично покрывала семена (есть воздух и влага), третью за­полним водой до краев (имеется достаточно влаги, но нет воздуха).

Прикроем пробирки стеклом и поставим в теплое место.

Через 5—6 дней оценим результат.

Итог. Семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); в пробирке, доверху наполненной водой, набухли, но не проросли; частично залитые водой набухли и проросли.

Вывод. Семенам для прорастания необходимы вода и воздух.

Вода необходима потому, что зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества. За счет проникшей в семя воды питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях, переходят в растворимое состояние и становятся доступны для зародыша.

Попробуйте на вкус сухую и проросшую зерновку пшеницы.

Какую разницу вы заметили?

Сухая зерновка окажется крахмалистой, а пророщенная — сладкой. Это под действием воды нерастворимые питательные вещества семени (крахмал) перешли в растворимые (сахар). Сахар хорошо растворяется в воде и может проникать во все растущие части. Соответственно, семена лучше прорастают во влажной поч­ве. Но когда земля чрезмерно увлажнена, вода занимает все поры и вытесняет воздух, поэтому семена сгниют, так как у них не будет возможности дышать.

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ, ЧТО ПРОРАСТАЮЩИЕ СЕМЕНА АКТИВНО ПОТРЕБЛЯЮТ КИСЛОРОД (ДЫШАТ)


Оборудование: две стеклянные банки с крышками, проросшие семена гороха (или фасоли, зерновки пшеницы, овса).

Возьмем две стеклянные банки. В одну из них положим проросшие семена, другую оставим пустой.

Обе банки плотно закроем крышками и поставим в темное теплое место.

Через сутки оценим результат.

Итог. Откроем сначала пустую банку и опустим туда зажжен­ную свечу — свеча продолжает гореть. Откроем банку с пророс­шими семенами и опустим туда горящую свечу — свеча потухла.

Вывод. В пустой банке состав воздуха практически не из­менился, там содержится достаточно кислорода, необходимого для процесса горения. В банке с проросшими семенами свеча не горит, так как прорастающие семена израсходовали весь со­

держащийся в воздухе кислород на дыхание, выделив при этом углекислый газ.

(Необходимо напомнить, что кислород поддерживает горение, а углекислый газ нет, а также обратить внимание учащихся на то, что дышат не только прорастающие, но и любые живые семена, просто у них в состоянии покоя дыхание менее выражено.)

ОПЫТ, ДОКАЗЫВАЮЩИЙ НЕОБХОДИМОСТЬ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Оборудование: две пробирки или чашки Петри, семена гороха или другие крупные семена, холодильник.

В две пробирки положим семена гороха и нальем неболь­шое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуху).

Поставим одну пробирку в темное теплое (+18. +20 °С) ме­сто, а другую — в холодильник.

Через 5—6 дней оценим результат.


Итог. Семена, которые находились в тепле, проросли, а на­ходившиеся в холодильнике — нет.

Вывод. Для прорастания семян необходима определенная тем­пература.

Семенам некоторых растений требуются особые условия для прорастания.

(Здесь можно подключить к работе учащихся. Для этого на предыдущем уроке нескольким ученикам (по желанию) дает­ся задание подготовить доклад об особых условиях прорастания семян. На уроке они в течение 2—3 мин излагают сведения, кото­рые им удалось отыскать. После этого учитель дополняет рассказ учащихся.)

Зародыши семян многих растений средней полосы, например некоторых сортов ячменя и пшеницы, способны прорасти только после воздействия на них низких температур.

Как вы считаете, чем обусловлено такое свойство семян? (Ответы учащихся.)

Эта особенность защищает растения умеренного климата от прорастания осенью, иначе оно могло бы погибнуть зимой. А вот таким растениям, как черника, брусника, земляника, рябина требуется прохождение через пищеварительную систему птиц или животных, где под действием желудочного сока семенная кожу­ра становится более тонкой и способна пропускать влагу внутрь семени.

Как вы думаете, для чего растениям такое сложное приспо­собление? (Ответы учащихся.)

Это приспособление для распространения семян.

Какими же должны быть плоды растений, семена которых распространяются таким образом? (Ответы учащихся.)

Конечно же, они должны быть привлекательными на вкус для животных. Но есть еще более интересные приспособления для прорастания семян в определенных условиях. Например, в Север­ной Америке, существуют целые сообщества растений, которые прорастают только после воздействия на них высоких температур. На этих территориях довольно часто случаются пожары, вслед­ствие чего семенная кожура распадается. Во время пожара также освобождается жизненное пространство, которое могут занять молодые растения.

Зная, что именно нужно для прорастания тех или иных расте­ний, человек создает все необходимые условия для благополучно­го развития семян и, соответственно, получения большего урожая.

На какую глубину необходимо погружать семена в почву? (Ответы учащихся.)

Если их поместить неглубоко, они высохнут, а если закопать слишком глубоко, то у них (особенно у маленьких) не хватит сил пробить толстый слой почвы. В целом можно вывести такое пра­вило: более крупные семена необходимо помещать на большую глубину, а мелкие — неглубоко, чтобы у них хватило сил раздви­нуть комочки земли и выпустить молодой побег на поверхность. Мелкие семена, например лука, моркови, мака, салата, сельдерея, нужно сеять на глубину 1—2 см; более крупные — огурцов, редиса, томата, свеклы — высаживают на глубину 2—4 см; крупные же — семена гороха, бобов, фасоли, тыквы — необходимо помещать на глубину 4—5 см, иначе им не хватит влаги.

ОПЫТ, ПОКАЗЫВАЮЩИЙ СИЛУ НАБУХАНИЯ СЕМЯН, Т. Е. СИЛУ, С КОТОРОЙ ОНИ РАЗДВИГАЮТ ЧАСТИЧКИ ПОЧВЫ ПРИ ПРОРАСТАНИИ

Оборудование: семена гороха или фасоли, стеклянная банка, пластмассовый или металлический круг, диаметр которого равен внутреннему диаметру банки, вода, гиря массой около 1 кг, мар­кер, который пишет на стекле.


Положим семена гороха в банку и нальем туда немного воды. Так, чтобы семена получали достаточно влаги и воздуха.

Сверху на замоченные семена положим пластмассовый круг, а на него поставим гирю. Отметим маркером с наружной стороны стекла уровень (высоту), на котором располагается пласт­массовый круг до набухания семян.

Поставим банку в теплое место, по истечении 4—5 дней оце­ним результат.

Итог. Семена набухли и стали занимать больший объем, под­няв пластмассовый круг вместе с гирей.

Вывод. Сила набухания семян такова, что они поднимают пла­стиковый круг вместе со стоящей на нем гирей, в несколько раз превосходящей их по массе.

Итак, мы выяснили, что для успешного развития семян необхо­димы три основных условия: вода, влажность и определенная темпе­ратура. Но как семена прорастают? Различают два типа прорастания семян. В первом случае, как, например, у фасоли, тыквы, огурца, клена, свеклы, семядоли выносятся на поверхность почвы — надзем­ное прорастание. Во втором случае, как, например, у гороха, чины, дуба, каштана, семядоли остаются в почве — подземное прорастание.

Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы.

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Что происходит с неживыми семенами при замачивании?

Почему не все набухшие семена всходят?

Для чего прорастающим семенам необходима вода?

Почему семена необходимо высевать в рыхлую почву?

Опишите опыт, доказывающий, что прорастающие семена активно дышат.

Почему в переувлажненной почве семена не всходят?

Как рассчитать процент всхожести семян?

Какие семена прорастают при наиболее низких темпера­турах?

Для чего семенам необходим период покоя?

Почему семена различных растений высевают в разные сроки?

Творческое задание. Сделать картину из семян. Для этого на­рисовать контуры изображения на листе картона, подобрать раз­личные по размеру и окраске семена, приклеить их с помощью клея так, чтобы они соответствовали рисунку.

Задание для учеников, интересующихся биологией. Провести опыт, доказывающий необходимость наличия питательных ве­ществ, содержащихся в семядолях или эндосперме, для полноцен­ного развития проростка. Для этого взять несколько пророщен- ных семян фасоли. У трех проростков удалить все семядоли, у трех проростков оставить половину семядоли, у трех — одну семядолю, а три оставить целыми. Посадить проростки во влажную рыхлую почву и поставить в теплое место. Не забыть поливать рассаду. Че­рез 7—10 дней попробовать дать объяснение полученному резуль­тату. По возможности подготовить доклад о проделанном опыте.

Прорастание семян

Условия прорастания семян

Основные факторы, влияющие на прорастание семян овощных культур

Презентация Прорастание семян

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

Это исследование проводилось в рамках предмета окружающий мир. Осенью ребенок принес семечко хурмы и спросил, можно ли из него вырастить растение. Мы решили сначала опытным путем узнать на примере фасоли, какие условия необходимы для прорастания семян, а затем попробовать вырастить растение хурмы. Вот что у нас получилось.

ВложениеРазмер
tekst_raboty.docx 24.19 КБ
usloviya_neobhodimye_dlya_prorastaniya_semyan.pptx 2.17 МБ

Предварительный просмотр:

УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН

Ученик 2 класса

учитель начальных классов

Актуальность темы . Осенью бабушка покупала мне очень вкусный фрукт- хурму. В нём я нашёл очень большие семена. Мне очень захотелось вырастить такое растение, но я не знал, как это правильно сделать. Я пришёл в класс и рассказал это своим одноклассникам. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. И докажем это опытами.

Нам стало интересно, как живут растения, и какие условия им нужны для роста. Поэтому мы решили это выяснить, проведя серию экспериментов.

Цель нашей работы: выявление условий, необходимых для роста и развития растений.

Задачи : 1.Найти и проанализировать литературу по вопросу выращивания растений.

2.Провести опыты по проращиванию семян фасоли.

3.Провести опыты, демонстрирующие влияние факторов неживой природы на растительный организм.

4.Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Гипотеза : если растения - живые организмы, то им необходимы для жизни определенные условия.

  1. Вот что я узнал о хурме из литературы. Хурму называют "сливой богов" за изумительные солнечные золотисто-оранжевые плоды со сладкой - нежной желеобразной или плотной (у некоторых сортов с коричневым оттенком) - мякотью и тонким ароматом, напоминающим абрикосовый.
    Сочные плоды хурмы не только красивы и вкусны, но очень полезны и считаются целебными: они содержат сахара, витамин С, железо и другие ценные витамины и микроэлементы.
    Цветоводы, любящие экзотические растения и эксперименты, накопили небольшой опыт по выращиванию хурмы из семени в домашних условиях. Семена извлекают из спелых плодов хурмы (допустима не очень длительная их подморозка), промывают, просушивают несколько часов, обрабатывают в стимуляторах роста, сажают в горшочек, поливают.

Прежде чем мы посадим семя хурмы, мы узнаем какие условия необходимы для прорастания семян на основе фасоли.

  1. Какие же условия существуют для прорастания семян?
  1. В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились.
  2. Опыт показывает: “ Для прорастания семян необходима вода”
  3. Зачем растению вода?

В каждом семени есть запас питательных веществ, небольшая «кладовая. Когда семена попадают во влажную среду, питательные вещества растворяются в воде и дают семени силы для роста.

  1. В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания.

Семенам растений необходимо различное количество воздуха.

  1. Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает.
  1. В два стакана поместили немного семян. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Стаканы накрыли стеклами. Один стакан поместили в теплое место, другой на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли.

Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло . В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть

Взяли два одинаковых растения фиалки в горшках, один – закрыли кульком плотной бумаги и убрали в темный шкаф, другой – оставили на подоконнике. Оба растения мы поливали по мере необходимости. В результате первое растение стало бледным и чахлым, а второе – хорошо себя чувствовало. Когда мы достали из шкафа первое растение и поставили его на подоконник рядом со вторым, оно быстро пришло в себя. Вывод: растениям нужен свет.

Поэтому, когда наши семена уже проросли, мы их посадили в почву. Наши всходы превратились в проростки. Их мы оставили на светлом месте, потому что растениям необходим солнечный свет.

В результате проведенных исследований мы установили, что растениям необходимы для жизни определенные условия: свет, вода, воздух и тепло, а это значит что они – живые организмы, что и подтверждает нашу гипотезу.

Собрав полученную информацию, я попробовал вырастить хурму из семени. Вот что у меня получилось.

В условиях класса мы проследили механизм прорастания семян и установили, какие факторы влияют на этот процесс. Исследуя влияние внешних условий на проращивание семян, мы провели ряд опытных работ, в результате которых на практике убедились в том, что семенам фасоли необходима вода. Прорастание семян невозможно без света. Тепло влияет на скорость прорастания. Проводя исследования по проращиванию семян, нами были выполнены все поставленные цели, а именно, на практике были рассмотрено влияние внешних факторов на проращивание семян фасоли.

Создание благоприятные условий при проращивании семян позволяет вырастить любое растение.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Условия, необходимые для прорастания семян.

Осенью бабушка покупала мне очень вкусный фрукт- хурму. В нём я нашёл очень большие семена. Мне очень захотелось вырастить такое растение, но я не знал, как это правильно сделать. Я пришёл в класс и рассказал это своим одноклассникам. Нашу группу заинтересовал вопрос: “Какие условия необходимы для прорастания семян?” Чтобы ответить на этот вопрос, мы изучили литературу по данному вопросу. Оказывается для прорастания семян, необходимы следующие условия: вода, тепло, воздух, солнечный свет и питательные вещества. И докажем это опытами. 31.03.2012 2

Цель работы : определить условия, необходимые для прорастания семян . Гипотеза : Если создать определенные условия, то можно вырастить растение. Объект исследования : семена фасоли 31.03.2012 3

Методы исследования Анализ собранной информации Опыт Наблюдение 31.03.2012 4

Опыт №1 В два стакана поместили одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставили сухими. Во второй немного налили воды. Оба стакана закрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане, где была вода, семена набухли, раскололись на две половинки и появились маленькие росточки. В стакане без воды семена не изменились. Опыт показывает: “ Для прорастания семян необходима вода” 31.03.2012 5

Опыт №2 В два стакана поместили немного семян. Первый стакан до краев наполнили водой. Во втором стакане семена лишь смочили. Стаканы прикрыли стеклом и поставили в теплое место. Через пять суток в стакане с небольшим количеством воды семена проросли. В стакане же, наполненном водой, семена набухли, но не проросли, а погибли. В этом стакане вода стала дурно пахнущей и мутной. Здесь вода вытеснила воздух, необходимый семенам для дыхания. Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. 31.03.2012 7

Зачем растению воздух? Как все живое, семя дышит кислородом, который содержится в воздухе. Без доступа воздуха растение погибает 31.03.2012 8

Опыт № 3 В две тарелочки поместили немного семян. На дно каждой тарелки налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Тарелочки накрыли стеклами. Одну поместили в теплое место, другую на холод, в холодильник. Когда семена, помещенные в теплое место проросли, сравнили их с семенами, помещенными в холодильник. Мы увидели, что семена в холоде не проросли. Опыт показывает, что для прорастания семян нужно тепло . 31.03.2012 9

Зачем растению тепло? 31.03.2012 10 В тепле все процессы происходят быстрее. В холоде растение погружается в спячку и может даже погибнуть

Опыт № 4 Когда семена уже проросли, мы их посадили в почву. Наши всходы превратились в проростки . Их мы оставили на светлом месте, потому что растениям необходим солнечный свет. 31.03.2012 11

Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием.

Внимательно слушают – думая
Наблюдают – думая
Читают – думая
Выполнят практические задания – думая.

2. Дидактические задачи урока: помочь учащимся самостоятельно разработать условия и сформировать определение основного понятия; научить их получать информацию об этом понятии.

3. Педагогические задачи урока: познакомить учащихся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью.

4. Главное в уроке – это совместный поиск истины.
Урок-исследование расширяет круг чтения учащихся, формирует умения самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обращаясь к различным источникам и эксперименту, доказывать своё мнение, правильно строить речь.

5. Учащиеся работают в группах по 4-5 человек, в которые объединяются учащиеся на основе своих склонностей, интересов, способностей, психологических предпочтений. Каждой группе даётся задание, инструкция по выполнению эксперимента, алгоритм по которому необходимо подготовить отчёт. Группы проводят исследовательскую работу, благодаря чему осуществляется задача школы – научить учащихся добывать знания. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путём самостоятельного выполнения и обсуждения эксперимента. До выполнения эксперимента учащимся известна лишь его цель, но не ожидаемый результат.

Группа № 1.получила задание ответить на вопросы: Нужна для прорастания семян вода? Как поступает вода в семя?
Группа № 2. получила задание ответить на вопрос: Нужен семенам кислород для прорастания?
Группа № 3.получила задание определить как влияют температурные условия на прорастания семян.
Группа № 4 получила задание ответить на вопрос: Нужен для прорастания семян свет?
Группа № 5 получила задание определить всхожесть семян.

6. На уроке каждая группа выступает с кратким докладом и демонстрацией результатов работы: отвечает на вопросы, проводит самоанализ, делает выводы.
Урок ведёт учитель. Он ставит задачи, руководит обсуждением, подводит итоги.
Такой урок для учеников – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя такой урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Цель: изучение условий прорастания семян.

  • познакомить учащихся с процессом прорастания семян, питанием и ростам проростков,
  • развивать умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи,
  • обобщать и делать выводы, применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы с учебником,
  • воспитывать бережное отношение к растениям.

Тип урока: урок-исследование.

Учебник: Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа.

I. Актуализация знаний

Учитель: Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена растений различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение.
– Какое строение имеет семя фасоли? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Какое строение имеет зерновка пшеницы? (Тренажёр на интерактивной доске)
– Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?
– Что такое семя?

II. Изучение нового материала

1. Учитель формулирует познавательную задачу.

Учитель: Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём вяло и их очень трудно заметить, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизируются, и семя прорастает и даёт жизнь новому растению.

2. Условия прорастания семян. (Беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.)

Вывод: вода – необходимое условие прорастания семян.

Ученик: Как поступает вода в семя?
Мы взяли 16 семян фасоли. У четырёх замазали пластилином микропиле, у четырёх рубчик, у четырёх всю кожуру, оставив открытыми рубчик и микропиле, а четыре не трогали и налили немного воды. Через четыре дня получили ответ на вопрос. Семена у которых замазали микропиле не набухли. Семена с замазанными рубчиками проросли. Семена, у которых замазали кожуру, но оставили открытыми рубчик и микропиле – проросли. Семена оставленные без изменения тоже проросли.

Вывод: Через маленькое отверстие семявход (микропиле) семя дышит, через него внутрь семени поступает вода, после чего семя набухает и прорастает.

Учитель: Для прорастания семян растений требуется различное количество воды. Например, семена гороха поглощают воды в полтора раза больше своей массы. Зерновкам кукурузы воды требуется в два раза меньше их массы, а для засухоустойчивого злака, просо, – четвёртая часть от массы высеваемых зерновок.
Вода, проникнув в семя, вызывает его набухание. Семя увеличивается в объёме. Переходят в растворимое состояние запасные питательные вещества, находящиеся в эндосперме и семядолях. Они разжижаются и становятся доступными к использованию живым зародышем. Питательные вещества обеспечивают первоначальное питание зародыша.

Вывод: кислород воздуха важное условие прорастания семян и развития проростка.

Учитель: Семенам разных растений необходимо различное количество воздуха. Семена риса и тимофеевки прорастут даже под водой при очень малом количестве воздуха, растворённого в ней. Семена большинства цветковых растений нуждаются в обилии воздуха и под водой не прорастают.

Ученик: Наша группа определяла, влияют ли температурные условия на прорастание семян.
Для этого взяли два стакана с семенами фасоли. На дно каждого стакана налили немного воды, чтобы семена могли прорасти. Один стакан поместили в тёплое место, другой – на холод, в холодильник. Когда семена, помещённые в тёплое место, проросли, сравнили их с семенами, выставленными на холод. Мы увидели, что на холоде семена не проросли.

Вывод: Прорастающим семенам необходимо тепло.

Учитель: Если семенам достаточно воды и воздуха, но не хватает тепла, они не прорастут и в конце концов погибнут. Семена большинства растений прорастает только при температуре 10 –15°С и выше.
Температурные условия прорастания семян:
Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другим мало. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах, называют холодостойкими.
а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза.
б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.

Ученик: В разговоре с семенами фасоли, задали вопрос : Нужен для прорастания семян свет?
Чтобы получить ответ на вопрос мы взяли два стакана, и в каждый поместили 10 семян фасоли. Затем один стакан поместили в темноту ( в шкаф), другой – оставили на свету. Через четыре дня получили ответ. Семена которые содержались в темноте, развивались лучше и проросло их больше, чем на свету.
Вывод: Для прорастания семян свет не нужен.

Учитель: Какие условия необходимы для прорастания семян? (Приложение 1, слайд 14)

Ученики: Для прорастания семян необходимы вода, воздух и тепло.

3. Всхожесть семян, глубина заделки семян

Учитель: Способность семян к прорастанию называется всхожестью.

– Как определить всхожесть семян?

Ученик: Для определения всхожести семян я отсчитал 100семян пшеницы подряд, без выбора, разложил на мокрой фильтровальной бумаге. Через 4 дня и через 10 дней подсчитал число проросших семян. Первый учёт показывает, на сколько дружно прорастают семена, второй – какова их окончательная всхожесть. Всхожесть оценивается в процентах, подсчитывая число проросших семян из 100 посеянных, приняв 100 посеянных семян за 100%.

1-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94
2-я проба – посеяно 100 шт., проросло 95
3-я проба – посеяно 100 шт., проросло 93
4-я проба – посеяно 100 шт., проросло 94

Средний процент всхожести: 94 + 95 + 93+ 94/ 4 = 94%

Умения определять всхожесть семян необходимы для подготовки к посеву семян. Всхожесть определяет хозяйственную годность семян.

Учитель: Можно посеять семена своевременно, но, если они заделаны в почву неглубоко, жаркие лучи весеннего солнца могут их высушить. А если семена окажутся на слишком большой глубине, всходы будут плохие: проросткам не хватает воздуха, молодым побегам будет трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определённую глубину.
– На какую глубину надо заделывать семена в почву?
Глубина заделки семян зависит от их размеров семян. Чем семена крупнее, тем глубже их заделывают в почву. В крупных семенах достаточно питательных веществ и ростки не погибают, пробиваясь с большой глубины в течение долгого времени.
Практикой установлено, что мелкие семена репы, лука надо сеять на глубину 1-2 см, семена средних размеров, например семена редиса, огурцов, – на глубину 2-4 см. крупные семена фасоли, гороха, бобов – на глубину 4-5см. если крупные семена посеять менее глубоко, им может не хватить влаги.
Глубина заделки семян зависит также от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую. Это связано с тем, что песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. Вот почему мелко посеянные семена могут не получить достаточно влаги и подсохнуть. Глинистая почва в верхних слоях содержит много влаги, но уже на небольшой глубине в ней содержится очень мало воздуха. В такую почву нельзя глубоко помещать семена. Они здесь будут задыхаться от недостатка кислорода. К тому же через плотную глинистую почву проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.

4. Прорастание семян. (Рассказ учителя по слайдам 15, 16, 17, 18 Приложения 1 с записью схемы на доске и в тетрадях.)

Учитель: Что наблюдается при прорастании семян?
При прорастании семян фасоли молодой корень, развивающийся из зародышевого корешка, разрывает кожуру и выходит наружу. Он быстро растёт и укрепляется в почве. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается надземный стебель фасоли с листьями. То есть семядоли выносятся на свет и становятся, зелёнными такое прорастание, называется надземным (липа, редис).
У гороха, пшеницы, дуба семядоли остаются в почве. Надземный побег развивается из почки зародыша. Такое прорастание называется подземным прорастанием.
Попав в благоприятные условия, семена прорастают.
– Что такое прорастание?
Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

III. Закрепление изученного

– Расшифруйте ребус (Приложение 1, слайд 19)
– Ведя разговор с семенами, что узнали нового и важного для себя?
– Чему научились?

Я считаю работу на уроке успешной и результативной. Эти результаты будут учтены при выставлении оценок. А сегодня урок окончен спасибо за работу.

IV. Домашнее задание: §38, рабочая тетрадь задания № 139-143.

Наступила весна, и моя мама занялась выращиванием рассады для дачи. Я во всем стараюсь помогать своим родителям и приняла в этом участие. На занятиях в детском саду воспитатель рассказала нам, что для растений необходимы следующие условия : воздух, солнце, тепло и вода. Мне стало интересно проверить это, а также узнать, можно ли прорастить семена по-другому. Мама помогла мне провести этот эксперимент

Слайд 3. Цель моей работы

Слайд 4. Подготовка к проведению эксперимента

Мама предложила мне семена овощей, которые остались с прошлого года. Мы взяли поднос, разложили на нем мокрые ватные диски, и я аккуратно поместила на них большие и маленькие семена. А также я положила немного семян в пластиковые стаканчики. В первый стаканчик я добавила немного шампуня. Во второй стаканчик- ложечку сахара, в третий - соли, четвертый стаканчик решила поставить в холодильник, а пятый мы с мамой плотно закрыли крышечкой, чтобы не попал воздух.

Слайд 5. Опыт1. Влияние воды на прорастание. Мы поместили семена на влажные ватные диски для набухания. Часть семян оставили сухими. Через несколько дней сравнили. Влажные семена набухли, сухие остались без изменения. А еще после прорастания семян мы перестали поливать некоторые из них. И они засохли.

Вывод: для того, чтобы семена проросли скорее, лучше их замочить. Но если их не поливать, то ростки погибнут.

Слайд 6 опыт 2. : Влияние температуры на прорастание семян. Поднос с семенами мы поставили на стол в детской комнате, а один стаканчик я поставила на нижнюю полку холодильника. Через три дня в тепле проклюнулись семена редьки, а в холодильнике семена остались без изменений. Семена кукурузы набухли в тепле

Вывод: для прорастания семян нужно тепло, в холоде растение не развивается.

Слайд 7. Опыт 3. Влияние среды (масла, сахара, соли, шампуни) на прорастание семян

Мы положили семена в пластиковые стаканчики в соленую воду, сладкую воду, в шампунь и в растительное масло. Через три дня семена немного набухли, но не проросли. Вывод: растения не могут расти ни в масле, ни в соленой, ни в сладкой воде. А также не смогут расти в шампуне. Такая среда не годится.

Слайд 8. Опыт 4. Влияние света на рост растения

Мы накрыли непрозрачной крышечкой половину семян, чтобы создать полную темноту. Через несколько дней сравнили результат. Ростки без света слабые, бледные. хилые; ростки на свету крепкие, тёмно-зелёного цвета.

Вывод: свет имеет большое значение для растений, так как только на свету растения могут хорошо расти, развиваться и образовывать листья.

Слайд 9 Опыт 5. Влияние воздуха на прорастание семян.

Один из стаканчиков с мокрыми семенами мы закрыли плотной крышкой. Через несколько дней семена покрылись плесенью, но проросли. Ростки слабы, тонкие, бледные. Через некоторое время ростки погибли. Вывод: для прорастания семенам необходим воздух, без воздуха растение не вырастет, а погибнет.

Слайд 10. Выступление перед ребятами в детском саду.

Мне захотелось поделиться с друзьями тем, что я узнала про проращивание семян. Поэтому мы с Юлией Владимировной рассказали ребятам, как можно провести опыты дома самим. Я принесла в группу семена и фотографии своих опытов. А также мы с мамой распечатали раскраски-загадки про овощи, которые мы выращиваем на огороде. Ребятам очень понравилось.

А мне очень понравилось работать над проектом, я проследила за прорастанием семян в разных условиях, провела опыты. Как настоящий ученый. И поняла, что семенам для прорастания необходима ВОДА, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, ТЕПЛО И ВОЗДУХ. И чтобы получить хорошие и сильные растения на своем огороде, мне придется потрудиться. СПАСИБО За ВНИМАНИЕ!

Читайте также: