Цель уход за комнатными растениями

Обновлено: 07.07.2024

Цель: обобщить представления детей об уходе за комнатными растениями.

  1. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;
  2. Обобщить знания о способах ухода за растениями (полив, мытье, рыхление);
  3. Развивать трудовые умения, соответствующие содержанию знаний;
  4. Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать за ними, умение общаться с природой, как с живым организмом.

Оборудование: лейка с водой, пульверизатор, кисточка, влажная тряпочка, картинки растений, карточки-символы, изображающие строение растений, мнемотаблицы.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся.

В: Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг!

Дети садятся полукругом.

В: Дети, какое сейчас время года? Да, в это время все живое пробуждается ото сна. А о чём мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. (Комнатные растения)

-Живут рядом с нами в горшочках с поддонцем,
Любят землю и воду, воздух и солнце. (комнатные растения)

В: Растения относятся к живой природе. Как вы думаете, почему растения (цветы) живые? (Растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают. )

Все мы любим цветы и знаем, что растения и цветы, не только красивые, но и приносят большую пользу человеку. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород, успокаивают нервную систему. Поэтому цветы и растения нужно беречь, ухаживать за ними.

У нас в группе есть комнатные растения. Давайте вспомним названия этих цветов (фиалка, папоротник, фикус, хлорофитум, бегония, сансевьера).

В: Подумайте и ответьте, из каких частей состоит растение? (Корень, стебель, листья, цветы, семена.)

Зачем растению нужен корень? (чтобы растение дышало, пить воду, удерживает растение в почве)

Для чего растению нужны стебель и листья? (чтобы растение дышало воздухом, по стеблю проходят питательные вещества, листья поглощают углекислый газ, выделяют кислород ).

Какие условия необходимы растениям для роста и развития? (солнце (свет и тепло), почва, вода, удобрения, забота, воздух).

Ход игры: На столе лежат разные предметы. Дети выходят по одному и выбирают только тот предмет, который необходим для роста и развития растения, объясняют свой выбор.

В: Ребята, расскажите, как правильно надо ухаживать за растениями.

Как определить, что растению требуется полив? (земля на ощупь сухая, листочки вялые)

А как надо поливать растения? Какой водой? (Комнатной температуры, отстоявшейся).

- Как нужно мыть растения ? ( крупные листья протираются тряпочками, растения с мелкими листьями ставим в таз, закрываем землю клеёнкой чтобы не размыть её, и поливаем из большой лейки или пульверизатора, с листочков с шероховатой поверхностью пыль смахиваем кисточками ).

Посажу я зёрнышко в маленький горшок…(дети сидят на корточках)

Вырастет из зёрнышка тонкий стебелёк (медленно встают)

А потом листочки, а потом цветочки…(разводят руки в стороны, ладони вверх)

К солнцу потянулись, (Тянутся на носках, подняв руки вверх)

Воспитатель вызывает 3-х детей к столу. Дети надевают фартуки, берут всё необходимое для работы.

Один ребенок поливает растение, комментирует свои действия.

Как надо рыхлить землю? (рыхлить надо около стенок горшка, чтобы не повредить корни, на следующий день после поливки, не глубоко, чтобы не ранить корни растений, потому что у некоторых растений корни располагаются близко к поверхности). Ребенок рыхлит землю.

Что еще нужно для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво выглядели? (растения надо мыть).

Как надо мыть растения с крупными листьями? (крупные листья протираем тряпочками). Показ детьми.

Как мы моем растения с мелкими листьями? (мелкие листья опрыскиваем из пульверизатора).

Как мы обрабатываем листья с шероховатой поверхностью? (пыль смахиваем кисточкой, чтобы не повредить листочки).

В: А сейчас снимайте фартуки, наводите порядок на своих рабочих местах.

Я предлагаю вам поиграть в игру "Чего не стало" (сообщаю детям правила игры) Сначала убираю один цветок (картинку), затем усложняю до 3 цветков. У вас у всех прекрасная память!

Ход игры: Дети встают в круг, воспитатель в центре, бросает мяч детям, называя слово, дети называют это же слово в ласкательной форме.

стебель-стебелек, лист-листочек, цветок-цветочек, вода-водичка, лейка-леечка, горшок-горшочек, земля -земелька, корень - корешок.

Сюрпризный момент: Воспитатель достает яркую коробочку для сюрприза с луковицами, загадывает загадку : Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает. Дети отгадывают, что в коробочке. Воспитатель предлагает в свободное время посадить лук, создать огород на подоконнике.

Итог:

О чем мы говорили на занятии? Вспомните названия растений. Из каких частей состоит растение? Какие условия необходимы растениям для роста?

Рефлексия:

А сейчас я предлагаю вам оценить самих семя, свою работу. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, то повесьте на дерево зелёный листочек, а если справились не со всеми заданиями, то повесьте на дерево красный листочек.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект занятия

Уход за комнатными растениями

Цель: Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними

Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, бегонией, бальзамином, алоэ, кактусом, папоротником, хлорофитумом, традесканцией, фиалкой.)

Учить детей различать данные растения по внешнему виду.

Совершенствовать навыки ухода за растениями.

Учить детей запоминать, какую пользу приносят растения людям.

Наглядный материал и оборудование:

Комнатные растения, изображения цветов, лейка, тряпочки, кисточка, деревянные палочки для рыхления почвы, таз, вода, клеёнка.

Ход занятия

В холе группы- оформлена выставка комнатных растений. Растения сгруппированы по видам, а также по освещённости: светолюбивые, тенелюбивые.

Воспитатель : Дети, мне кажется, что мы оказались в дивном, прекрасном, необычном саду. Здесь очень красиво.

– Почему вы думаете, что здесь так красиво? Что вам нравится?

Ответы детей.

Воспитатель: Комнатные растения – большие путешественники. Их родина далеко. У некоторых растений родина – это другие страны, далёкие от нас, на других материках за океаном: это Америка, Бразилия, Африка, Китай, остров Ява. В тех краях очень огромными тепло, там нет зимы. Там они растут деревьями свободными в природе: в песках, в лесах. В песках (пустынях) растут огромные кактусы, в лесах цветёт огромное дерево фуксия, огромные папоротники выше роста человека. У нас нет такого тепла, у нас бывает зима, поэтому они у нас растут в цветочных горшках, как комнатные растения.

Воспитатель: Какие вы знаете комнатные растения? Ответы воспитанников.

Воспитатель: Дети, послушайте рассказы об этих растениях. Рассказ о комнатных растениях: герани, бегонии, бальзамине, алоэ, кактусе, папоротнике, хлорофитуме, традесканции и фиалке.

Воспитатель . Комнатные растения полезны для человека. Они поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. А кислородом дышим мы – люди, дышат животные, среди них есть лекарственные растения, из которых делают лекарство (алоэ, душистая герань и др.) Растения украшают наш дом, радуют нас, успокаивают. Чтобы растения цвели, росли и были красивыми, за ними надо ухаживать.

Воспитатель: Что нужно для роста и развития комнатных растений? Ответ детей: тепло, свет, вода, воздух, хороший уход.

Воспитатель: Правильно дети, растения любят тепло, иначе оно не вырастет и не расцветёт. Растениям нужен воздух, они дышат всеми органами: стеблем, листьями, корнями. Растениям нужен свет. В темноте растение тянется к свету. Ищет свет, без света они бледные, некрасивые никогда не зацветут. Есть растения светолюбивые: лимон, примулы, плющ восковой, пеларгония. Есть светолюбивые, но не выносят прямых солнечных лучей: аспарагус. Вечноцветущая бегония, колеус. У светолюбивых растений светло – зелёные листья. Есть тенелюбивые растения (аспедистра, плющ обыкновенный, хлорофитум.) Любят умеренный свет: алоэ, бегония пятнистая, лотосовидная зефирантес (выскочка), папоротник, традесканция. У темнолюбивых растений тёмно – зелёные листья. Комнатные растения надо поливать, но одинаково все растения поливать нельзя. Чаще поливают те растения, у которых много мелких листьев, реже поливают те растения, у которых листья плотные, кожистые, луковичные летом поливают чаще, зимой реже. Вода через корни поступают к листьям.

Воспитатель: Как узнать, надо поливать растение или нет?

Воспитанник: Можно узнать на ощупь или по цвету земли. Если земля тёмная и влажная на ощупь, поливать не надо. Если земля светлая и сухая надо полить.

Воспитатель: Как правильно поливать?

Воспитанник: Поливать надо с края горшка, чтобы носик лейки лежал на горшочке. Лейку надо держать низко.

Показывает, как надо поливать.

Воспитатель: За растениями надо ухаживать. Растения дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями. Пыль на листьях мешает растению дышать, поэтому крупные плотные листья очищают от пыли влажной тряпочкой.

Воспитатель : Как надо протирать листочки?

Воспитанник: Тряпочку надо держать в правой руке, на левую руку кладут листик растения и осторожно протирают. Потом повернуть лист и протереть снизу.

Показывает, как надо протирать.

Воспитатель: Растения с мелкими листьями моют водой. Как надо мыть?

Воспитанник: Горшок с растением ставят в таз. Закрыть землю в горшке клеёнкой, чтобы вода не размывала землю, поливать на растение из лейки.

(Показ воспитанника, как надо мыть)

Воспитатель: Сложнее очищать растения от пыли, листья которых покрыты ворсинками. Ворсинки задерживают на листочках капельки воды. Если на эти капельки попадают лучи солнца, каждая капелька, как увеличительное стекло прожигает на листочках чёрные пятна.

Воспитатель: Как надо мыть листья с ворсинками?

Воспитанник: Пыль на таких листочках надо счищать мелкой щёточкой или кисточкой.

(Показ воспитанника, как удалять пыль)

Воспитатель: Земля в горшочках должна быть рыхлой, чтобы хорошо проходила влага и воздух к корням растений. Рыхлят землю деревянными палочками с тупым концом. Рыхление проводят во влажном состоянии, но не сразу после поливки, а то земля будет прилипать. К палочкам.

Как надо рыхлить?

Воспитанник: Рыхлить надо осторожно. Ближе к корню рыхление проводят не глубоко, а то можно повредить корни. Дальше можно рыхлить поглубже.

(Показ воспитанника, как рыхлить землю)

Воспитатель: Сегодня вы, дети, убедились в том, что надо для того, чтобы росли и цвели комнатные растения. Кроме природных условий: тепла, света, воды и воздуха, им нужна наша забота и любовь. Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, часто погибают. Растения любят добрые руки, даже ласковые слова. Растений надо сажать больше и разных. Нам легче будет дышать, будет красиво.

Цель: обобщить знаний детей о приемах и последовательности ухода за комнатными растениями в группе.

1. Закрепить с детьми знания о потребностях растений в воде, свете, тепле, о приеме рыхления.

2. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями с плотными гладкими и тонкими листьями.

3. Познакомить детей с уходом за растениями с пушистыми (бархатными)листьями при помощи кисточки.

4. Развивать внимание, память, логическое мышление.

5. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям.

6. Продолжать воспитывать интерес у детей к растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Подготовка к занятию : расставляются на стол цветы, раздается инвентарь для ухода : клеенки, палочки – рыхлители, тряпки, лейки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, лупа, игрушка Незнайка, таз, фартуки.

Методы и приемы: показ, рассказ, беседа, ухаживание за растениями.

1. Организационный момент

Я шел мимо вашего детского сада и решил зайти к вам в гости. У меня случилась беда, завял мой любимый цветок, а мне его подарили друзья.

Воспитатель: Незнайка, а ты за ним ухаживал за цветком - поливал, протирал листья тряпочкой?

Незнайка: А разве это надо делать? Я думал, что если поставлю цветок на солнышко, то он сам и будет расти.

Воспитатель: Дорогой Незнайка, каждому живому организму нужен уход.

Незнайка: А я совсем не знаю, как ухаживать за растениями, и это значит, что мой любимый цветочек совсем завянет?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы помочь Незнайке?

Дети: Надо научить его ухаживать за цветами, пусть остается с нами, и мы его научим.

Воспитатель: Дорогой Незнайка, ребята готовы тебе помочь, присаживайся на стул и слушай внимательно, и запоминай.

3. Основная часть

Воспитатель: Сейчас я вам и Незнайке расскажу, что необходимо комнатным цветам для полноценного роста (земля, солнце, вода, воздух).

Поливаем растения водой комнатной температуры, по краям горшка.

Чтобы узнать, пора ли цветок поливать, надо потрогать землю пальчиком, если палец сухой — пора поливать, если к пальчику прилипла земля, значит поливать рано.

Рыхлим землю по краям горшка, сгребая землю к центру, глубоко палочки не втыкаем.

Подойдите к нашим растениям и внимательно посмотрите на них. Чем они отличаются? (У хлорофитума листья гладкие, заостренные; у традесканции листья тонкие, нежные, с зазубринками по краям, двухцветные; у фиалки листочки маленькие, пушистые, круглые; (разрешаю детям потрогать листья, чтобы определить наощупь, чем отличаются растения).

Маленькое семечко --- руки лодочкой

положу в горшок. --- изображаем действие по тексту

И землей присыплю,

Будет из окошка --- показываем рукой в сторону окна

будет мой цветочек --- приседаем, изображаем рост цветка

быстро прорастать.

Вырастет в горшочке --- раскрываем руки, поворачиваемся в стороны

комнатный цветок

и подставит солнышку

каждый свой листок.

Воспитатель: А сейчас мы вместе с детьми наглядно покажем тебе Незнайка, как необходимо ухаживать за растениями. Смотри внимательно и запоминай.

Воспитатель предлагает детям закатать рукава, надеть фартуки и подойти к столам с цветами.

Воспитатель: Мы с вами дышим носиком, а цветы дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми. А как можно это сделать?

Дети: Протереть листочки тряпочкой.

Воспитатель показывает растение хлорофитум.

Воспитатель: Как называется это растение? (ответы детей). У этого цветка длинные и узкие листья. Как мы будем протирать его листья? (ответы детей).

Трудовые действия: кладем на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.

Воспитатель показывает растение традесканция.

Воспитатель: Как называется это растение? (ответы детей). У него листочки мелкие, как же мы будем их протирать? (ответы детей).

Трудовые действия: дети аккуратно опрыскивают растение.

Воспитатель показывает растение фиалку.

Воспитатель: Как называется это растение? (ответы детей). Ребята, кто догадался, как за фиалкой надо ухаживать? Правильно, с листьев фиалки мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья фиалки бояться воды. Почему? Давайте проведем опыт: возьмем лупу и рассмотрим лист фиалки – он покрыт маленькими волосками, вода с него не стекает и остается на листе, поэтому они могут загнить.

Трудовые действия: дети аккуратно сметают пыль кисточкой с листьев фиалки.

Воспитатель: Незнайка, мы с детьми рассказали и показали тебе, как убирать пыль с растения, надеемся, что ты запомнил.

А теперь порыхлим землю.

-Для чего нужно рыхлить землю?

-Чтобы хорошо проходила вода, чтобы корням легче было расти.

-Чем вы рыхлите землю?

-Рыхлить нужно ближе к стеблю неглубоко, не поранить корень, а дальше от стебля - глубже.

-Для чего мы ухаживаем за растениями?

Дети: Чтобы они стали красивыми, хорошо росли и цвели.

Воспитатель: А как можно узнать, что растению требуется полив ( ответы детей: по цвету - земля серая, на ощупь - сухая). Ребята, кто хочет показать Незнайке, как правильно поливать комнатные растения. Обратите внимание: носик лейки касается края горшка, воду лить нужно аккуратно, чтобы не размыть корни. После того, как все цветы политы, что нужно сделать? ( ответы детей: набрать в лейки воды, чтоб до завтра она отстоялась и согрелась).

Верно, водой из под крана комнатные растения поливать нельзя - она холодная и растениям будет неуютно.

Поливать цветы – хорошо!

Держать цветы в темном углу – плохо!

Рыхлить цветы – хорошо!

Поливать цветы холодной водой – плохо!

Подкармливать цветы – хорошо!

Опрыскивать фиалку – плохо!

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, как ухаживать за растениями?

А сейчас садитесь на стульчики, и я прочитаю вам стихотворение:

Чтоб растение росло,

И питалось и цвело,

Его надо поливать,

Пыль с листочков вытирать,

Рыхлить землю, удобрять,

Надо помнить нам всегда,

Ему плохо в холода,

И во тьме не может жить,

Лучик света должен быть.

Много правил и забот,

Знает мудрый садовод.

Автор: Петрова Серафима Олеговна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Автор: Ермолаева Снежана Ивановна

Организация: МАДОУ Детский сад 77

Населенный пункт: Стерлитамак

Цель: воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
Задачи:

Обучающие: продолжать учить ухаживать за комнатными растениями.

Развивающие: развивать любознательность, трудолюбие.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями.

Создание развивающей предметно-пространственной среды: комнатные растения (фиалка, фикус, бальзамин, каланхоэ), леечка, тряпочка для протирания пыли, тазики с водой, пульверизатор, кисточки для смахивания пыли, фартуки. После полдника готовлю место для проведения труда в природе: накрываю стол клеенкой, ставлю на стол комнатные цветы и необходимое оборудование (леечки, тряпочки для протирания пыли, тазики с водой).

Предварительная работа:

воспитателя: изучение методической литературы, разработка конспекта трудовой деятельности, подготовка необходимых материалов;

с детьми: беседа о растениях; рассматривание комнатных растений.

Методические приемы: показ, вопросы, поощрения, повтор действий детьми, использование художественной литературы, контроль со стороны взрослого, контроль со стороны сверстника.

Ход трудовой деятельности

I.Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки: Дышит, растет, а ходить не может.

Воспитатель:Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.

II.Основная часть:
Воспитатель: О чем сегодня будем говорить?

Дети: О комнатных растениях.

Воспитатель: Умницы, а какие комнатные растения вы знаете?

Дети:Каланхоэ, кала, папоротник, кактус, алое, фиалка.

Воспитатель: Ребята, а как правильно ухаживать за комнатными растениями?

Дети:Поливать, рыхлить, опрыскивать, вытирать пыль, мыть.

Воспитатель:Давайте пойдем к столику и поухаживаем за ними?

Воспитатель: Сейчас наденем фартуки. Полина, покажи, как нужно протирать пыль (берем тряпочку, мочим ее в тазике с водой, затем хорошенько отжимаем ее и расправляем на ладони. Лист одной рукой поддерживаем снизу, а другой – протираем лист сверху). Ребята, посмотрите на Полину, как она правильно протирает пыль. Молодец, Полина, ты правильно протираешь пыль!

Егор, а ты покажи, как нужно поливать растения (беру лейку, подношу к цветку, аккуратно поливаю, чтобы не размыть корни). Ребята, посмотрите, как Егор поливает растения. Молодец, Егор, ты правильно поливаешь растения. Все всем понятно?

Карина, ты покажешь, как смахивать пыль кисточкой с рифленых листьев (беру кисточку, лист одной рукой поддерживаю снизу, а другой – аккуратно смахиваю пыль с помощью кисточки). Ребята, посмотрите, как Карина смахивает пыль кисточкой. Молодец, Карина, ты правильно смахиваешь пыль с листочка, аккуратно, не торопясь.

А, Рома, покажет, как правильно опрыскивать растения пульверизатора (беру пульверизатор, аккуратно приподнимаю листья растения, направляю струю на листья растения и тщательно опрыскиваю со всех сторон). Ребята, посмотрите, как Рома опрыскивает листья растений. Молодец, Рома, ты правильно опрыскиваешь листья растений.

Тогда начинаем работу. Сейчас каждый подойдет к своему растению и будет ухаживать за ним.

Воспитатель наблюдает, при необходимости напоминает порядок и способы ухода за комнатным цветком, приводит положительный пример сверстников, привлекает детей к анализу результатов труда, к объективной оценке деятельности каждого ребенка.

Воспитатель: Полина и Егор быстро справились с работой, теперь мы с ними будем смотреть на вас и скажем, как вы правильно умеете ухаживать за комнатными растениями.

Воспитатель совместно с детьми осуществляет контроль за другими детьми.

Воспитатель: - Полина, скажи, пожалуйста, правильно ли опрыскивает цветок Даниель?

- Егор, правильно ли рыхлит почву Самира?

- Молодцы, дети, вы все умеете ухаживать за комнатными цветами.

-Теперь убираем свое рабочее место, (тазики в умывальную комнату, выльют из них воду и поставят на место, а все остальные ребята повесят тряпочки на батарею, уберут кисточки в коробку, фартуки – в шкафчик, наполнят лейки водой).

III. Рефлексия:

  • Ребята, как мы сегодня ухаживали за растениями? (Поливали, протирали с них пыль, рыхлили почву, опрыскивали).
  • Для чего мы их опрыскиваем, поливаем, рыхлим почву, протираем пыль с листьев? (Для того, чтобы они не погибли).
  • Ребята, вам понравилось ухаживать за цветком? (Да!)
  • Вы будете дальше ухаживать за цветами?(Да!)

Воспитатель:Дети, вот какие вы молодцы. Я теперь надеюсь, что вы всегда будете ухаживать за растениями (протирать пыль с листьев, поливать и рыхлить почву, опрыскивать листья растений).

Читайте также: