Цепь питания кора осины заяц

Обновлено: 05.10.2024

Термины: пищевая цепь, пищевая сеть.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

  • На какие группы делят животных в зависимости от питания?
  • Каких животных называют растительноядными, хищными, насекомоядными, всеядными.

2. “Мозговой штурм”

Учащиеся в быстром темпе по очереди называют различных животных, обитателей местных лесов, педагог записывает их названия на доске или ватмане. Например: соболь, сова, уж, олень, медведь, лиса, волк, еж, заяц, белка, барсук, мышь, рысь…….

3. “Работа в малых группах”

Учащиеся класса делятся на группы по 4 человека: группа “травоядные”, группа “хищники”, группа “насекомоядные”, группа “всеядные”. (Группам выдают по листу ватмана и разные маркеры) Каждая группа детей выбирает то или иное название из предложенного списка и записывает их в соответствующую группу “травоядных”, “хищников”, “насекомоядных”, “всеядных”. Затем группы обмениваются своими списками, проверяют их, они имеют право зачеркнуть что-то из списка или добавить в него. Если насекомоядных или травоядных в списке не окажется, то ученики могут дописать их сами. Списки передают до тех пор, пока они не вернутся к прежнему владельцу.

“травоядные”: заяц, лось, мышь …

“хищники”: рысь, волк, лиса…

“насекомоядные”: ёж, синица, …

“всеядные”: медведь, ворона, сорока …

Вопрос к детям: существуют ли связи между этими группами?

Ответ: Да. Одни животные поедают других.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

В природе животные питаются растениями или другими животными, поэтому говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания.

Возьмём, например, зайца.

- Чем питается заяц?

- Корой деревьев (осины, берёзы, ивы) или травой.

- Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания.

На первое место пищевой цепочки мы поставим растения. Растения поедают травоядные животные, а ими питаются хищные животные. Растение – травоядное животное – хищное животное. (Записать на доске)

Вопрос к детям: Какую можно составить цепь питания по нашему примеру?

Осина – заяц – волк (учитель прикрепляет трафареты животных и растений на доске, ученики пишут в тетрадях). (Рис 1)


Вывод: Получается, что эти животные и дерево связаны между собой.

Возьмем другой пример – мышь.

Вопрос к классу: Чем питаются мыши?

- Мыши питаются зерном.

- А кто питается мышами?

- Мышами питаются лисы.

- Какая получается цепь питания?

Спросить учеников, прикрепить трафареты, записать на доске и в тетради: зерно – мышь – лиса. (Рис 2)


Третью цепь питания предложить учащимся составить самостоятельно. Спросить несколько учеников.

Вопрос к классу. Мы составили несколько пищевых цепей. С чего начинается каждая из них?

Ответы учеников: – c растений – 1-е звено; 2-е звено – растительноядные животные; 3-е звено – хищные животные.

Итак, что такое пищевая цепь? Спросить, как ее поняли ученики. Обобщить ответы.

- Пищевая цепь – взаимосвязи между организмами, каждый из которых питается другим и, в свою очередь служит пищей третьему.

Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать другие хищники.

Мышь может стать добычей лисы, рыси, совы. Многие травоядные животные служат пищей разным видам хищников. Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания. (На доске прикрепить трафареты растений и животных таким образом, чтобы получилась сеть питания.) (Рис 3)


- Как вы можете сказать, что такое сеть питания?

Проблемная ситуация. Ребята, а что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? ( На доске убрать трафарет дерева.)

- Зайцу нечего будет есть.

- А если не будет зайцев (убрать трафарет зайца), то не будет пищи и лисе, волку (убрать трафареты).

- Что произойдет с пищевой цепочкой?

- Какой вывод можно сделать?

- Если разрушить одно звено в цепи, то разрушиться вся цепочка.

III. Закрепление.

Ролевая игра “Сети питания”. [1]

Ученики выходят к доске. Каждому участнику выдают карточку с изображением растения или животного. Дети становятся в круг, и каждый ученик-“растение” получает в руки клубок ниток. Задача остальных участников получить в руки клубок ниток от того “организма”, которым он питается, причём не обязательно от одного. Чем больше нитей будет у играющего, тем лучше. Клубки передаются от “растений” к “растительноядным животным”, от них – к “хищникам” или “всеядным”. В результате многочисленных передач в круге образуются переплетения – “сеть питания”, построенная на основе многочисленных цепей питания. Причём в руках ученика-“животного” могут быть нити от разных “растений” и “растительноядных животных”. Учащиеся делают вывод о многочисленных связях природы между организмами.

После этого учитель объявляет, что какие-то деревья вырубили, другие растения погибли в результате неправильного обращения. Ребята, исполняющие роль этих растений, выпускают из рук нити. Связи начинают нарушаться и ослабевать. Растительноядным животным нечем питаться. Участники, исполняющие роль растительноядных, тянут нить и, если конец её окажется в руке, это значит, что животное погибло, ученик выходит из игры. Так как “животное” может питаться различными растениями, то у участника-“животного” могут быть ещё нити. До тех пор, пока конец нити находится в руках “растений”, вся цепочка сохраняется. После “гибели” последнего растения вся сеть разрушается, и участники выходят из игры, постепенно погибают все “животные”.

В результате игры учащиеся делают вывод о значении растений для жизни живых организмов, отмечают, чем отличаются цепь и сеть питания.

IV. Итог занятия. Обобщение по теме.

Животные и растения связаны в цепи питания. В основе цепи питания – растения, а на вершине – хищные животные. В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя сеть питания.

Прежде чем рассмотреть данную в задании цепь питания, вспомним, что это такое. Так, цепями питания называют цепи видов, которые взаимосвязаны между собой, при этом указанные виды последовательно получают органические вещества, а также энергию из исходного вещества, то есть из пищи. В цепях питания каждый предыдущий вид или звено является пищей для следующего вида или звена. В задании представлена неполная цепь питания: кора осины -> заяц. Недостающим элементом данной цепи может быть лиса, а также - волк, рысь, тигр, филин, то есть любой вид, который охотится на зайцев.

Объяснения:
первое звено- растение, второе звено- растительноядное животное, третье звено- насекомоядное или хищное животное.
Пример:
осина-заяц-волк.
Заяц грызёт кору осины, а волк ест зайца.

Листья опадают - дождевой червь переваривает все это - синица съедает червя - коршун съедает синицу - дикий кот поймал коршуна

злаковые - кузнечики - лягушки - змеи - ежи - коршун

отмершие растения и животные - бактерии - простейшие - рыбы- нутрии - камышовый кот

Зеленую водоросль - рачок из рода Дафний - мелкая рыба - окунь - судак - человек

фитопланктон - зоопланктон - рыба питающаяся планктоном - хищная рыба - дельфин
Сок розового куста → тля → божья коровка → паук → насекомоядная птица → хищная птица

Мертвое животное → Личинки падальных мух → Травяная лягушка → Обыкновенный уж

нектар) → муха → паук → землеройка → сова

Водная цепь- планктон-рыба- птица

vika kormilkina Ученик (105) извините пожалуйста, но сова и мышь у меня записаны! (простите за множество претензий)


Вставь в цепи питания недостающие звенья : 1?

Вставь в цепи питания недостающие звенья : 1.


Для кого природного сообщества характерна осина заяц волк?

Для кого природного сообщества характерна осина заяц волк.


Как связаны между собой осина заяц и волк?

Как связаны между собой осина заяц и волк.


Какие цепи питания можно составить из этих живых существ : сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?

Какие цепи питания можно составить из этих живых существ : сосна, осина, лось, мышь, волк, сова?


Составь пищевые цепи?

Составь пищевые цепи.

Колосья злаков ; орел ; лиса ; мышь ; волк ; ёж ; рысь ; заяц ; осина ; шишки ; белка.


Составь цепь питания из перечисленных организмов : волк, яблоня , заяц?

Составь цепь питания из перечисленных организмов : волк, яблоня , заяц.


Составь пищевые цепи?

Составь пищевые цепи.

Колосья злаков ; орёл ; лиса ; мышь ; волк ; ёж ; рысь ; заяц ; осина ; шишки ; белка.


Вставь в цепь питания недостающие звенья : Осина➡️Заяц➡️?

Вставь в цепь питания недостающие звенья : Осина➡️Заяц➡️.


Какие из цепей питания характерны для степей : водоросли - рачки - сайка - гагарка растения - заяц - рысь зерно - суслик - орел - беркут?

Какие из цепей питания характерны для степей : водоросли - рачки - сайка - гагарка растения - заяц - рысь зерно - суслик - орел - беркут.


Акое животное пропущено в этой цепи питания : дуб - ?

Акое животное пропущено в этой цепи питания : дуб - .



Орден Сталина или красной звезды .


Горница - комната в старые времена. Терем - жилище.


1)в столица греции 2)вСтолица Венгрии 3)вСтолица Австрии.


С целью власти, богатство и захват земель.


Большая медведица, Малая медведица , лебедь, близнецы , андромеда.


- большая медведица - малая медведица - скорпиона - льва - водолея.


До нашей эры это как бы, до нашего появления что ли.


До того как мы родились.


Цепь питания степной зоны может выглядеть следующим образом : ежевика – лемминг – песец. Это небольшая, состоящая из трех звеньев цепь питания. Более длинную можно представить так : змея – паук – богомол – кузнечик – трава. В степи существует множ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: Кто что ест? Цепи питания.

- выделить основные группы животных по способу

- рассмотреть цепи питания животных;

- изучить приспособленность животных к добыванию пищи

и защите от врагов;

- прививать любовь к животным.

Оборудование: учебники, рабочие тетради,

мультимедийный комплекс, презентация.

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

III . Введение в тему.

IV . Изучение нового материала.

V . Доклады учащихся о питании насекомых.

VI . Физминутка.

VII . Цепи питания.

VIII . Практическая работа.

IX . Способы защиты животных от врагов.

X . Работа по учебнику стр.97.

XI . Беседа по прочитанному.

XII . Итог.

XIII . Домашнее задание.

I . Организационный момент.

У меня хорошее настроение

На уроке я буду внимателен.

Постараюсь всё понять

Буду тайны открывать,

Ответы полные давать.

Чтоб за работу получать?

Только лишь оценку ПЯТЬ.

II . Проверка домашнего задания.

И так, начинаем урок с проверки домашнего задания

( опрос по материалу прошлого урока)

- На какие две группы делятся животные?

(Беспозвоночные, позвоночные)

- Каких животных относим к беспозвоночным?

(моллюски, черви, иглокожие, членистоногие)

- А каких животных относят к позвоночным?

(рыбы, пресмыкающиеся, птицы,

млекопитающие)

- Кого относят к рыбам?

(водных животных, тело которых покрыто чешуёй, передвигаться им помогают плавники, с помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде.)

- А кого относят к пресмыкающимся?

(животных, тело которых покрыто

сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем,

это змеи, черепахи, крокодилы)

- А кого к птицам?

(животных, тело которых покрыто перьями)

- А к млекопитающим?

( животных, тело которых покрыто шерстью,

своих детёнышей они выкармливают молоком)

- Назовите признаки жизни животных

(дышат, питаются, растут, размножаются, умирают)

III . Введение в тему.

- А сейчас послушайте небольшой рассказ . Прослушав его, вы должны будите ответить на вопросы. Называется он


.

Пустились улитка и ёж. Улиткина скорость известно какая – семь шагов в неделю. А ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк- хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.

Пустились лягушка и ёж. Прыг- прыг лягушка. Туп-туп ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.

Пустились филин и ёж.

Испугался ёж, но не растерялся да под корни и закатился. До утра там и просидел.

Нет, не прожить , видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай.

ВОПРОСЫ:

- Кем пообедал ёж?

- Какую ещё пищу ест ёж?

- Почему испугался филина?

- Кем питается филин?

- Будет ли он есть траву, овощи, семена растений? Почему?

IV . Изучение нового материала.

- Так что же необходимо для развития и роста животных ? (питание)

-Так какая тема нашего урока? (Кто что ест? Цепи питания.)

1) Группировка животных по способу питания.

( на доске картинки животных: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, ёж.)

- Учитель: Да ребята, сегодня мы поговорим о том Кто что ест.

-Скажите, для всех ли животных пища одинакова? (нет)

- Рассмотрите рисунки животных и сгруппируйте их по способу питания.

- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?

- Другими животными?

- Насекомыми?

- Всякой пищей?

-(правильно, животные бывают растительноядные, всеядные, насекомоядные и хищные)

- Хорошо, молодцы.

V. Доклады учащихся о питании насекомых

( саранча, стрекоза, бабочка)

Чем питаются насекомые?

Большинство насекомых питаются растениями. Поэтому их называют растительноядными. Они губят тысячи тонн хлеба, яблок, груш, свёклы. Они портят одежду и мебель и даже разрушают дома и мосты. Так, грозным завоевателем проявила себя САРАНЧА. В древности о её нашествиях писали: земля перед ней как цветущий сад, позади неё – дикая пустыня. Подсчитано, что во всём мире растительноядным насекомым каждый год достаётся приблизительно пятая часть урожая сельскохозяйственных культур.

Некоторые насекомые едят самих себя. Например, САРАНЧА нечувствительна к физической боли, она начинает грызть свои передние лапы, потом нижнюю часть тела. Опыты показали, что на такой шаг саранчу толкает не чувство голода. Просто собственное тело кажется достаточно вкусной пищей.

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых – СТРЕКОЗА. Она съедает пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полёте согнуты и сближены так, что получается « ловчая корзина . Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху - садясь на веточку. Сейчас во всём мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.


Одним из самых красивых существ на Земле являются БАБОЧКИ. Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Нектар у некоторых цветов спрятан в глубоких чашечках. Рот бабочек – длинная трубочка, свёрнутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достаёт нектар со дна цветка. Бабочки не приносят вреда, вред доставляют их гусеницы, поедающие листья, цветки, плоды разных растений.

- Так каком виду животных их можно отнести?

VI . Физминутка.

VII . Цепи питания.

1) Беседа.

Как вы уже поняли,

животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

- Сегодня мы должны поучиться составлять цепи питания.( откройте учебник на стр.96,рассмотрите внимательно схемы)

2) Работа со схемой на стр.96.

ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА СВЯЗАНЫ МЕЖДУ СОБОЙ В ЦЕПИ ПИТАНИЯ.

Вот пример. В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается цепь питания: ОСИНА – ЗАЯЦ- ВОЛК

Ещё пример:. Лесные мыши кормятся желудями дубов. Но сами мыши – добыча сов. Цепь питания получается такая: ДУБ- МЫШЬ- СОВА

Цепь питания начинается с растений. Это – первое звено. Второе звено цепи – растительные животные. Третье звено цепи – насекомоядные или хищные животные.

3) Составление цепи.

-Давайте попробуем составить цепи питания ЛИСИЦЫ.

ОСИНА- ЗАЯЦ- ЛИСА.

ТРАВА- ЗЕБРА- ЛЕВ

ЗЕРНО- МЫШЬ- ФИЛИН.

VIII . Практическая работа.

( откройте рабочую тетрадь. Сейчас выполним задания)

IX . Способы защиты животных от врагов.

- Вспомните рассказ о еже и филине.

- Почему ёжику удалось спастись?

- Назовите других животных, которых вы хорошо знаете, как приспособились они защищаться от врагов. (А теперь давайте прочитаем в учебнике)

X . Работа по учебнику стр.97.

(чтение уч-ся)

XI . Беседа по прочитанному.

Читайте также: