Чек лист полет на самолете

Обновлено: 04.10.2024


Эти данные приходят от авиакомпании. Авиакомпания имеет договор со специальными фирмами, специализирующимися на навигации, которые полностью рассчитывают маршрут. Получается 10–15 листов А4 на английском языке (некоторые компании имеют только электронный план полёта, так сказать, минимизируют бумажный документооборот) на маршрут из Москвы в Екатеринбург. Могут посчитать и из Москвы в Гонолулу, у них одинаково софт отработает. Потом рядом отдельно — пакет информации по аэродромам: спецификация по оборудованию, радиотехнические данные, ремонты полос, рулёжных дорожек и т. п. Если известен конкретный борт, то мы уже имеем основной объём информации, какой самолёт, все его особенности отмечены.

Потом мы едем на работу.

Здесь и дальше я описываю последовательность, которая не всегда именно такая. Где-то порядок действий может чуть меняться, где-то проверки шире, где-то — у́же: это всё зависит от типа самолёта. Но, думаю, общее представление даст.

В аэропорту

Заходим в здание. Вживую видим друг друга, получаем документы, здороваемся, подходят девчонки (бортпроводники) — бригадир и проводник бизнес-класса, докладывают, что все на месте. Мы отдаём проводникам полётное задание, чтобы они могли проходить санчасть. Врач ставит печать-допуск и расписывается в задании.

Пилоты обычно проходят врача после бортпроводников. Если погода не очень, то берём свежую метеосводку (она приходит каждые 30 минут), и принимается окончательное решение, летим или нет. Где-то за час выходим на перрон, садимся в автобус, едем на свою стоянку к самолёту (и пилоты, и проводники). В лоукостерах сроки более сжатые, это может быть и 25 минут.

Решение зависит от многих факторов. Во-первых, если рейс короткий, то мы больше опираемся на фактическую погоду. Если рейс более часа, то надо уже смотреть на прогнозы и анализировать изменения погоды. Где-то ты хорошо знаешь аэродром прибытия и можешь быть почти уверен, что метеорологи не ошибаются в прогнозе, и ровно в 9 утра там тумана уже не будет. Достаточно дать задержку на час и потом лететь. Другой пилот, вылетающий в этот же аэропорт, может решить, что не будет вылетать, пока туман не рассеется, он ждёт фактической лётной погоды и только после этого вылетает. В результате первый был на месте в 10 часов, второй будет в 13, и его пассажиры будут недовольны. Но у первого есть риск, что надо будет уходить на запасной аэродром, а там выгрузка, загрузка (потеря времени), ещё полёт — и по времени ничего не выиграют, но суеты будет гораздо больше.

Ещё два рейса, летящих по одному маршруту, могут не вылететь в одно время по другим причинам. Например, есть минимум аэропорта по погоде, видимость, меньше которой не должно быть для гарантированно успешного захода на посадку. Такой же минимум есть у самолёта и у пилотов. Выбирается худший из этих показателей. Чаще всего оказывается, что если современный аэропорт, то и современная система посадки. У КВС большой опыт, третья категория ИКАО, а второй пилот молодой, первый год на этом типе самолёта. И все будут ждать, пока фактическая погода не будет соответствовать минимуму второго пилота. А бывает очень опытный второй пилот, у него стаж, как у командира, но командир недавно введён в строй (всё время был пилотом, но только вот стал командиром) — у него допуски будут более ограниченные по погоде несмотря на стаж.

Пилоты хорошо знают тенденции погоды. Например, в Норильске запуржило — это на неделю. В Челябинске солнышко встанет — через час тумана не будет.

Подходим к самолёту

Выходим мы на стоянке около самолёта и начинаем с осмотра воздушного судна. КВС и второй пилот осматривают самолёт по строго установленной схеме: надо осмотреть все основные узлы. Мы уже при осмотре видим, чистый ли он (снег налип, идёт или прогнозируется), и заранее говорим, что нужна к вылету обработка противообледенительная. В наших аэропортах обработка производится, как правило, на стоянке одной или несколькими машинами (зависит от типа самолёта). В Европе часто подруливаешь на предварительный старт, там на специальной площадке с двух сторон обливают.

Осмотрели. Если всё без замечаний, то поднялись на борт. Там есть бортовой журнал, надо прочитать, проверить нюансы, просмотреть проведённые техсоставом работы (например, масла долили перед полётом). Посмотрели: там соответствует, нет незакрытых неисправностей. Самолёт часто плотно эксплуатируется, поэтому бывает, что пассажиры выходят, а новый экипаж уже стоит. Только все вышли – а там наши коллеги уже лезут наружу. Мы у них ещё спрашиваем обязательно, как матчасть, какие замечания, потом уже читаем.

Если что-то ненормально — прошлый экипаж записывает, техслужба устраняет. Если ничего существенного — успевают за час уборки, заправки и обслуживания.

Начинаем готовиться. Подготовка — мы смотрим, чтобы все аварийные средства (аварийный топор в кабине, огнетушитель, дымозащитная маска, специальные перчатки и т. п.) были в наличии. Бортпроводники по салону смотрят, мы кабину проверяем. Проверяем состояние всех систем самолёта согласно технологии: количество и давление масла, гидрожидкость и т. п. В каждой компании — нюансы, на каждом самолёте — свой список проверки. Когда мы подтверждаем, что самолёт готов и исправен, его начинают заправлять керосином.

Приходит супервайзер — мы даём добро, пошёл народ. Ждём посадку, пока не загрузят багаж. По центровке иногда связываются и уточняют, мол, у нас тут собака, пчёлы, большой медицинский груз (сыворотка крови) и огромный по габаритам, но лёгкий груз, можно ли перекинуть в другое место. Центровочный график составляет диспетчер центровки, но нюансы решаются на месте. Например, собаку и пчёл точно двигать нельзя, их надо в тёплый багажник селить. Пилоты должны быть в курсе, что такое везётся, потому что если что-то начнёт завывать в грузовом отсеке, то это не неисправность, а собака есть хочет. В тёплом багажнике температура — почти как в пассажирском салоне, а в холодном (неотапливаемом) через некоторое время будет весьма и весьма прохладно. Но точные детали зависят от высоты, погоды и длительности полёта.

Предполётные процедуры делаются так: пилоты проходятся по всем приборам и переключателям, устанавливают их в чётко определённые положения (или проверяют, что они так установлены). Очень строго следим, что за чем, в каком положении каждый выключатель. В этот момент проверяются навигационные приборы в том числе.

То есть проверяем, готово ли оборудование самолёта для запуска двигателей, ещё раз полностью.

После запуска и подключения на борт электрогенераторов, включения гидросистемы проводим процедуры для подготовки к рулению, т. е. включаем все необходимые приборы и системы. Тут вы можете увидеть, как пилоты шевелят рулями, элеронами, например.

Потом выруливаем на предварительной старт. Дорулили. Нас переводят с предварительного на диспетчера старта. Мы здороваемся, говорим, где мы, просим разрешения на исполнительный старт. Если свободно — мы занимаем взлётно-посадочную полосу.

Для одних самолет — это романтика, вдохновение, начало долгожданного и непременно увлекательного путешествия. Для других — дрожащие коленки, спутанные мысли и отсчет минут до конца полета. Однако есть единые правила, которые помогут и тем, и другим провести время в пути максимально комфортно, а главное — минимизировать вероятность неприятных последствий.

Запреты в самолете можно разделить на безусловные и рекомендательные. Первые обязательны, а за нарушение могут снять с рейса. Исполнение вторых положительно скажется на самочувствии и здоровье.


Получить удовольствие от полета просто, нужно лишь знать несколько правил правил и следовать им

Ограничений, которые действуют абсолютно на всех рейсах, немного. Их цель — безопасность и комфорт каждого пассажира:

  1. На борту нельзя курить. Прежде всего, это опасно, так как может стать причиной возгорания и крушения судна. К тому же запах дыма остается на борту, что доставляет дискомфорт остальным пассажирам.
  2. Запрещено мешать экипажу выполнять свою работу. В том числе отвлекать бортпроводников, когда они разносят еду. Если есть какой-то вопрос или просьба, достаточно нажать кнопку для вызова стюардессы. Как только она освободится, сразу же подойдет к вам.
  3. Во время взлета и посадки нельзя отстегивать ремни безопасности, а также вставать со своих мест. В эти периоды наиболее вероятны резкие изменения положения судна, поэтому пассажиры могут упасть и получить травму.
  4. Категорически запрещено трогать спасательное оборудованиебез необходимости. Оно находится над сидениями и под креслами пассажиров, случайно задеть его никак не получится.
  5. Нельзя кричать, очень громко разговаривать, смотреть фильм или слушать музыку без наушников. Все это причиняет дискомфорт рядом сидящим пассажирам. Нежелательно также постоянно клацать мышкой от ноутбука — эти звуки тоже способны вызвать раздражение окружающих.
  6. Запрещено инициировать конфликт и создавать панику среди пассажиров. Толерантность и уважение — основы поведения на борту.
  7. Электронные гаджеты нельзя использовать во время взлета и посадки. В остальное время их можно включить в специальном режиме. Все, кроме единственного исключения. У модели смартфонов Samsung Galaxy Note 7 был обнаружен существенный недостаток: батарея может взорваться во время зарядки. Поэтому включать, а тем более заряжать смартфон этой модели на борту нельзя.

А теперь ограничения, которые не установлены правилами, но помогут значительно легче перенести перелет и его последствия.

  1. Нежелательно находиться в кресле в течение всего полета, особенно если есть проблемы с сосудами, сердцем, склонность к вегето-сосудистой дистонии. В салоне самолета низкое давление, из-за этого циркуляция крови в конечностях может замедлиться, что приведет к образованию тромбов. Избежать столь нежелательных последствий поможет разминка. Самый простой вариант — пройтись по салону. В крайнем случае (например, сосед у прохода спит, и возможности выйти нет) нужно делать упражнения сидя. Самые элементарные: имитировать ходьбу, напрягать и расслаблять икроножные мышцы, ставить ноги на цыпочки, а потом делать перекат на пятки. Кроме того, нужно как можно чаще менять положение ног и тела в целом.


Нежелательно находиться в кресле в течение всего полета


Нежелательно заказывать кофе, чай и напитки со льдом


Не нужно выключать вентиляцию над сидением


Нельзя пользоваться самолетным пледом

Готовясь к путешествию, не забудьте о простых правилах, которые помогут сэкономить время, нервы и деньги в аэропорту.

Выключить утюг, проверить документы

Надежней всего держать все важные документы буквально при себе — не в рюкзаке, который вы планируете взять с собой в качестве ручной клади, и тем более, не в чемодане. Из-за действующих противоковидных ограничений некоторые страны, например, ОАЭ, могут, в частности, ограничивать провоз ручной клади. Так что может быть очень неприятно, если на контроле вас попросят предъявить какой-то документ, а он окажется в рюкзаке, который вам пришлось сдать в багаж.

Пандемия коронавируса изменила правила путешествий / фото REUTERS

Ручная кладь: размер имеет значение

В билетах, а также на сайте авиакомпании, с которой вы собираетесь лететь, есть информация о том, какой максимальный вес, размеры и количество ручной клади и багажа разрешены для бесплатного провоза.

Если вы не готовы переплачивать, эти нормы важно соблюдать. Особенно тщательно за этим следят лоукостеры, в базовые тарифы билетов которых обычно входит только ручная кладь.

В случае несоблюдения норм имейте в виду, что сумма багажных сборов может порой удвоить стоимость перелета.

Также если ваше путешествие предполагает перелет разными авиакомпаниями, при сборе вещей стоит ориентироваться на самые строгие требования.

Ручная кладь не должна превышать разрешенные размеры / фото REUTERS

В аэропорту долго и дорого: не оставляйте регистрацию онлайн "на потом"

У большинства авиакомпаний есть два способа регистрации на рейс: онлайн и в аэропорту. Опытные путешественники по возможности выбирают онлайн-чекин потому, что у многих авиакомпаний регистрация на рейс в аэропорту платная, а зарегистрироваться онлайн можно бесплатно, сэкономив себе время и деньги. Путешественникам, которые приобрели пакетный тур, нужно обязательно уточнить этот момент у своего турагента, иначе тоже придется доплачивать — правила одинаковы для всех.

У большинства перевозчиков регистрация на рейс открывается на сайте за 24-48 часов до вылета и закрывается за 2-3 часа до вылета. После регистрации вы получаете посадочный талон. Некоторые авиакомпании могут попросить предоставить его в распечатанном виде, поэтому лучше подготовить бумажную копию для подстраховки заранее.

Также имейте в виду, что некоторые страны имеют свои особенности регистрации. Например, в ОАЭ при вылете из Дубая даже в случае онлайн-регистрации на рейс для получения посадочного талона необходимо подойти к стойке регистрации в аэропорту не позже чем за 1 час до вылета. Поэтому перед каждым своим путешествием желательно перепроверять все действующие в стране правила и требования.

Регистрироваться на рейс лучше онлайн / фото REUTERS

Маленькая ревизия поможет пройти контроль быстро

Вряд ли найдутся люди, которым нравится долго возиться на контроле в аэропорту. И хотя подобное иногда случается вовсе не по вине пассажира, несколько простых правил помогут минимизировать вероятность такой ситуации и быстро разобраться с обязательными формальностями:

  • Собираясь в дорогу, убедитесь, что не положили в багаж или ручную кладь запрещенные к перевозке предметы. Проверить, что запрещено перевозить в самолете, можно на сайте вашей авиакомпании. Если же остаются сомнения насчет какой-то конкретной вещи, лучше уточнить по горячей линии у представителей авиакомпании или в справочной службе аэропорта.
  • Чтобы быстро пройти контроль через рамку, заранее сложите все вещи, на которые металлодетектор может среагировать (наручные часы, монеты, украшения из металла, зажигалка, ключи и пр.), в одно место — карман куртки или сумки, или какой-то пакетик, откуда их будет легко достать либо вместе с этими вещами выложить на ленту интроскопа.
  • Не упаковывайте свой багаж до входа в терминал. Если служба безопасности аэропорта при сканировании захочет проверить содержимое чемодана, упаковку придется разорвать и затем перепаковывать заново.

Почему важно держать связь с турагентом

Путешественникам важно понимать разницу между туроператором и турагентом. Первый создает туристические продукты — пакетные туры, которые покупает путешественник. А второй их продает.

Именно турагент является тем человеком, у которого путешественник сможет узнать мельчайшие детали предстоящей поездки еще до покупки тура. Нужно только не стесняться и задавать вопросы, подробно выясняя все интересующие нюансы.

Детали поездки важно уточнять заранее / фото REUTERS

Во время отдыха туристу также следует в первую очередь контактировать со своим турагентом по любым, связанным с путешествием, вопросам. В то время как туроператор отвечает за организацию и качество вашего отдыха, турагент занимается полным сопровождением туриста, в том числе информационным. Поэтому сложившаяся практика предполагает, что туроператор всегда оперативно информирует о любых изменениях турагента, а последний в свою очередь — туриста.

Помним о самом дорогом — почему медстраховка обязательна

Не все страны требуют наличия страхового полиса для въезда. В то же время опытные путешественники всегда выбирают страховку, хотя бы базовую, потому что лишние пара сотен гривень, которые никак не отразятся на бюджете поездки, могут легко помочь сэкономить пару сотен или тысяч долларов, если квалифицированная медицинская помощь все-таки понадобится во время путешествия. В так называемые "пакетные туры" страховка, как правило, включена.

Не забудьте о страховке, особенно если вы фанат экстрима / фото REUTERS

Гид по допуслугам: выбирайте и заказывайте онлайн

Оформлять дополнительные услуги лучше всего заранее онлайн на сайте авиакомпании как минимум по двум причинам: во-первых, стоить это будет дешевле, чем в аэропорту, и во-вторых, оформление актуальных для пассажира допуслуг в аэропорту не всегда доступно.

Авиакомпании время от времени обновляют свой перечень дополнительных услуг, поэтому, готовясь в дорогу, нелишним будет проверить, что предлагает перевозчик.

Екатерина Артюх, руководитель отдела развития направлений туроператора Join UP!

Другие полезные советы туристам

Какие особые чеклисты существуют для пилотов и как они помогают в лётной работе

27 Aug

Чеклисты для пилота так же важны, как любое другое снаряжение, необходимое для выполнения полета. Они могут быть напечатаны на ламинированной бумаге или просто могут храниться в памяти. Пилоты даже используют некоторые особые хитрости в виде мнемоник (особых приемов, помогающих запоминать информацию с помощью ассоциаций).

Мы с вами рассмотрим следующие темы:

  1. Как мы используем чеклисты в повседневной жизни.
  2. Важность использования чеклистов пилотам.
  3. Мнемоника.

+1 специальный чеклист для пилотов.

Таким образом вы сможете протестировать множество разных чеклистов в работе (и в быту). Экспериментируйте с нашими примерами и дополняйте их своими методами проведения контрольных проверок.

Ежедневные чеклисты

Рис. 1. А вы составляете себе чеклист на день?

Мы используем их в повседневной жизни, даже не осознавая этого. Возьмем, к примеру, вождение автомобилем. Конечно, у вас нет в салоне ламинированной карты контрольных проверок, приклеенной к рулю, но вы, тем не менее, выполняете одну и ту же процедуру каждый раз, когда присаживаетесь в машину. Это выглядит примерно так:

  • Сесть в авто;
  • Пристегнуть ремни безопасности;
  • Проверить все зеркала заднего вида;
  • Вставить ключ в зажигание и запустить двигатель;
  • Установить передачу и начать движение.

Вождение — не единственный случай, где вы мысленно используете чеклисты в бытовой жизни. Но это самая близкая аналогия, которую можно было провести с управлением самолета. Однако, в отличии от вождения, полет предполагает перемещение по трём осевым координатам на высоте несколько десятков тысяч футов над землей. Что априори не является таким простым занятием, не считая того, что вы не летаете так часто, как сидите за рулем.

Нужны ли пилотам чеклисты

Рис. 2. Такие подсказки могут здорово помочь вам однажды в полете

Вы вряд ли найдете много пилотов, которые скажут, что чеклисты им не нужны. Однако такие все же существуют. И у них есть два интересных аргумента:

  1. Человеческой памяти должно хватить, чтобы заменить печатные варианты чеклистов;
  2. Чеклисты работают таким образом, чтобы пилот никогда не понял, что стоит за каждым написанным действием.

Нам кажется, что если у пилотов сформировалось такое четкое мнение, которое является полной противоположностью большинства, тогда оно действительно заслуживает внимания. Ведь основная часть считает использование чеклистов абсолютно здравым смыслом и необходимой процедурой для повышения безопасности в авиации. Давайте рассмотрим каждый аргумент по порядку.

Рис. 3. Чеклист самолета Ан-74ТК-100

В одной из своих статей пилот-инструктор Джон Лемминг для Air Fact Journal приводил историю из жизни, когда он работал лётным инструктором в Австралии:

«Однажды я дал курсанту, у которого было всего 15 часов налёта, двойную проверку. Пристегнувшись, он сказал мне, что забыл взять с собой чеклист, и спросил, не буду ли я возражать, если он за ним вернется.

Прочитав эту историю, нам бы очень хотелось поддержать этого парня. Однако такая ситуация не может не охарактеризовать курсанта, как слабо подготовленного, учитывая, что он не смог запустить двигатель без карты в руках. Все таки, самолет Cessna 150 разработан специально для обучения курсантов.

Вероятно, что это был бы разочаровывающим опытом для любого инструктора. Но не для Лемминга. Ведь не каждый служил в Королевских ВВС или в любом другом военном подразделении, что подводит нас к следующему пункту.

Рис. 4. Карта контрольных проверок в руках у инструктора

Джон Лемминг, бывший пилот Королевских ВВС Австралии, рассказывал следующее:

Во-первых, давайте признаем, что у пилотов королевских ВВС ставки намного выше, чем у любой другой авиации. Конечно, здесь есть некоторые сходства, но они не идут параллельно бок о бок. Это касается больше военной авиации.

В третьих, мнемоника, по сути — это и есть чеклист! Подумайте еще раз о PEMDAS. Этот алгоритм кажется очень простым, но достаточно один раз ошибиться на одном из последующих шагов, и у вас все пойдет неправильно.

В итоге, не каждый пилот ГА имеет опыт работы в ВВС. Так же, как и не каждый пилот ГА летает на одинаковом уровне со всеми. Что касается первого аргумента про запоминание, то мы считаем, что на это право заслуживает каждый, но не каждому удается безошибочно следовать всем указаниям с чеклиста по памяти. Иметь бумажную версию карты контрольных проверок никогда не помешает.

Как применять мнемоники

Мнемоника — это мысленный чеклист, который позволяет людям запоминать длинные и сложные алгоритмы. Обычно мнемоники выглядят, как набор букв, напоминающих реальное слово. Но каждая буква здесь представляет конкретное значение, которое нужно выучить наизусть.

Поначалу это может показаться необычным и довольно пугающим. Однако мнемоника является отличным способом сохранить больше количество информации, при этом не занимая много места в голове. Приведем несколько самых простых и популярных мнемоник, используемых в авиации.

GUMPS

Рис. 5. Наклейка “GUMPS”, означающая одну из мнемоник

GUMPS – одна из наиболее часто используемых авиационных мнемоник. Она служит для предотвращения рассеянности внимания при заходе на посадку, а также для запоминания всех важных шагов в процессе выполнения данной процедуры.

G – Gas (топливо). Убедитесь, что:

  • В обоих баках присутствует топливо;
  • Топливный насос включен (если он есть);
  • Давление топлива находится в пределах нормы.

U – Undercarriage (шасси). Убедитесь, что шасси выпущено.

M – Mixture (топливная смесь). Обогатите топливную смесь самолета.

P – Propeller (винт). Проверьте, установлен ли малый шаг (если винт изменяемого шага).

S – Seat belts and switches (ремни безопасности и другие переключатели). Убедитесь, что вы пристегнуты ремнями безопасности. Также проверьте, включены ли посадочные фары, обогрев ПВД и другие необходимые переключатели.

IMSAFE

Рис. 6. Чеклист IMSAFE

I – Illness (болезнь). Если вы чувствуете себя плохо, лучше оставайтесь дома до скорейшего выздоровления.

M – Medication (лекарства). Пилоты, которые принимают особые препараты, должны учитывать их побочные эффекты.

S – Stress (стресс). Во время полета лучше не иметь никаких внутренних переживаний, которые могут отвлечь вас от работы в кабине.

A – Alcohol (алкоголь). Под действием алкоголя за штурвал лучше не садиться.

F – Fatigue (усталость). Летать утомленным также опасно, как водить автомобиль.

E – Emotion (эмоции). Можно сравнить с пунктом о стрессе, только это будет касаться эмоционального состояния.

ARROW

Рис. 7. Пилоты должны всегда иметь на борту обязательный перечень документов

Перед тем, как сесть за штурвал воздушного судна, вы должны убедиться о наличии на борту надлежащей документации. Носить их с собой — это ваша прямая обязанность, а без стопки документов вы будете виновны перед законом. В этом деле вам поможет еще одна мнемоника ARROW;

A – Airworthiness certificate. Сертификат лётной годности ВС.

R – Registration certificate. Свидетельство о регистрации ВС.

R – Radio station license. Лицензия на использование бортовых радиостанций.

O – Check your AFM, POH. Проверьте наличие лётного руководства и руководства по производству полетов.

W – Weight and Balance. Масса и центровка.

Многие пилоты хранят эти и другие документы в прозрачной сумке в багажном отсеке воздушного судна.

(A)TOMATO FLAMES + FLAPS

Рис. 8. Приборная доска одномоторной цессны

Применение данной мнемоники распространяется на пилотов, выполняющих полеты по ПВП днем и ночью. По сути, это напоминание о всех инструментах и другом оборудовании, которые должны быть на борту, чтобы ВС признали годным к полетам. В основном, мнемоника имеет отношение к FAA 14 CFR §91.205.

Для полетов в дневное время суток документ требует:

(A) – Airspeed indicator. Индикатор воздушной скорости.

T – Tachometer. Тахометр (по одному на каждый двигатель).

O – Oil pressure gauge. Манометр давления масла (по одному на каждый двигатель).

M – Manifold pressure gauge. Манометр наддува в коллекторе (по одному на каждый двигатель).

A – Altimeter. Высотомер.

T – Temperature gauge. Датчик температуры головок цилиндра.

O – Oil temperature gauge. Датчик температуры масла.

F – Fuel gauge. Датчик уровня топлива.

L – Landing gear position indicator. Индикатор положения шасси.

A – Anti-collision lights. Огни предотвращения столкновения ВС.

M – Magnetic compass. Магнитный компас.

E – Emergency locator transmitter. Аварийный радиомаяк.

S – Safety belts. Ремни безопасности.

Для ночных полетов по ПВП требуются:

F – Fuses. Предохранители.

L – Landing lights. Посадочные огни.

A – Anti-collision lights. Огни предотвращения столкновения ВС.

P – Position lights. Огни указания положения ВС.

S – Source of electricity. Источник электричества (вроде генератора).

SAFETY

Рис. 9. Берите пассажиров с собой, но помните о их безопасности

Мы готовы поспорить, что вам не всегда нравится летать в одиночестве. Бывают дни, когда хочется взять с собой кого-то и вместе полетать часик-другой над любимыми ландшафтами.

Конечно, есть сильное желание поделиться такой необыкновенной красотой с друзьями и близкими. Но, если вы завсегда готовы оседлать крылатую машину, то это не означает, что они готовы ровно настолько же. Быть пассажиром в маленьком самолете — это не то же самое, что быть пассажиром в автомобиле.

Будучи пилотом, вы должны подготовить пассажира ко всему, с чем ему предстоит столкнуться. Используйте эту прекрасную мнемонику SAFETY, чтобы помочь себе и своим пассажирам получить от полета максимум удовольствия!

S – Seat belts/shoulder harnesses fastened. Убедитесь, что ремни безопасности и плечевые ремни надежно пристегнуты. Сиденья отрегулированы и заблокированы.

A – Air vent. Осмотрите расположение и работу вентиляционного отверстия. Проверьте его чистоту. Обдумайте план действий при возникновении неполадок.

F – Fire extinguisher. Проверьте расположение и работоспособность огнетушителя.

E – Exit door. Проверьте безопасность выходных дверей. Продумайте план эвакуации при возникновении чрезвычайной ситуации. Убедитесь в наличии дополнительного оборудования на случай эвакуации пассажиров.

T – Traffic scanning, spotting, notifying. Сканирование движения других бортов, их обнаружение, а также проверьте работоспособность всех аварийных уведомлений о приближении других бортов.

Y – Your (the passenger’s) questions. Ваши вопросы (или вопросы пассажира). Общайтесь с пассажиром, спрашивайте, все ли им нравится. Обращайте внимание на их пожелания и просьбы, касательно полета.

P. S. +1 Специальный чеклист для пилотов

Рис. 10. Обращайте внимание на каждую деталь ВС перед покупкой

Специальные чеклисты полезны при особых ситуациях. Они редко могут вам понадобиться, так как содержат информацию, с которой большинство частных пилотов не сталкиваются так часто. Они связаны с проверками бортжурналов, внешних и внутренних осмотров ВС перед покупкой и так далее.

Их запоминать не обязательно, но они могут отложиться в памяти при регулярном чтении. Используйте их, чтобы проверять самого себя. Если забудете выполнить какой-то из шагов, смело подглядывайте в чеклист. Возможно, первое время вам может быть неловко, но позже вы удивитесь, насколько это полезная штука!

Чеклист для покупки ВС

Покупка ВС — один из самых ответственных моментов в жизни пилота. В некоторых случаях цена за один самолет достигает выше стоимости 2-3 комнатной квартиры. Именно по этой причине не очень хочется быть неподготовленным к покупке самолета. Грустно получить развалюху в обмен на десятки, если не сотни тысяч долларов.

1. Выбор самолета:

• Где находится продавец и его предлагаемый самолет?

• Какие факторы влияют на стоимость самолета при перепродаже:

◦ Сколько налетал самолет за все время?

◦ Какая авионика или другое оборудование установлено на борту?

◦ Каков внешний вид ВС и в каком состоянии его кабина внутри?

• Убедитесь, что на самолет не наложено никаких арестов.

3. Документы на самолет:

• Убедитесь, что у вас на руках будут все необходимые документы:

◦ Чек на продажу, условный контракт или подтверждение о покупке ВС;

◦ Сертификат лётной годности;

◦ Журнал техобслуживания ВС.

• Убедитесь, что все руководства были переданы вместе с самолетом:

◦ Руководство по авионике;

◦ Руководство по летной эксплуатации;

◦ Любые другие руководства по оборудованию.

5. Учетная документация техобслуживания:

• Изучите все документы по техобслуживанию:

◦ Убедитесь, что крайняя проверка ВС актуальна на сегодняшний день.

Этот чеклист можно самому дополнить, что-то убрать или полностью изменить по желанию. Но старайтесь по возможности использовать такие подсказки, которые помогут вам более тщательно подойти к проверке выбранного самолета перед покупкой. Составьте свой чеклист, похожий на этот, в соответствии с вашими потребностями.

Рис. 11. Самолетная гарнитура David Clark H10-13S в магазине Crewshop по очень выгодной цене!

Поделитесь своими мыслями

Как чеклисты помогают вам в полете? Считаете ли вы, что их не нужно носить с собой, а только запоминать наизусть? Какие мнемоники вы используете в жизни? Напишите нам в комментарии. И подписывайтесь на нашу рассылку, чтобы первым узнавать о свежих обновлениях! Всем прекрасного дня!

Напомним, что вы можете приобрести чеклист по самолету Piper PA28

Читайте также: