Чем обусловлена физиологическая реакция удобрений

Обновлено: 05.10.2024

Агрохимия и агропочвоведение - Избирательная способность растений. Физиологическая реакция удобрений.

Избирательная способность проявляется в том, что растения потребляют значительно больше химических элементов, чем им необходимо.

Усиленное потребление важных для растения элементов определяется направленной работой механизмов активного транспорта, а также быстрым включением элементов в обмен веществ. В результате концентрация ряда элементов в тканях растений может в десятки раз превышать их концентрацию в окружающем растворе. Неравномерное поглощение растением катионов и анионов какой либо соли служит причиной проявления ее физиологической реакции, т.к. катионы или анионы остаются в почвенном растворе вызывают его подкисление или подщелачивание. Таким образом минеральные удобрения при внесении их в почву могут оказывать влияние на реакцию среды даже если представляют собой гидролитически нейтральные соли. Если растение потребляет больше катионов, то удобрение является физиологически кислым. Например: при внесении К2SО4, в почвенном растворе после обменной реакции с растением образуется H2SO4. Удобрение называется физиологически щелочным, если из его состава потребляется больше аниона, например NaNO3. Большинство применяемых в с/х удобрений являются физиологически кислыми, применение их желательно по фону известкования.

Неравномерное поглощение растением катионов и анионов какой либо соли служит причиной проявления ее физиологической реакции, т.к. катионы или анионы остаются в почвенном растворе вызывают его подкисление или подщелачивание. Таким образом минеральные удобрения при внесении их в почву могут оказывать влияние на реакцию среды даже если представляют собой гидролитически нейтральные соли. Если растение потребляет больше катионов, то удобрение является физиологически кислым. Например: при внесении К2SО4, в почвенном растворе после обменной реакции с растением образуется H2SO4. Удобрение называется физиологически щелочным, если из его состава потребляется больше аниона, например NaNO3. Большинство применяемых в с/х удобрений являются физиологически кислыми, применение их желательно по фону известкования. Наряду с другими условиями поступление питательных веществ из минеральных удобрений в растения зависит от физиологической реакции солей. Все соли, применяемые в качестве удобрения для растений, по химическим свойствам могут быть гидролитически кислыми, щелочными или нейтральными. В процессе роста растения избирательно поглощают ионы, и даже при внесении в раствор химически нейтральных солей их физиологическая реакция может быть различной. Значение тех или иных катионов и анионов в питании растений определяет различную интенсивность их поглощения. В результате остающиеся в питательном растворе ионы обусловливают его подкисление или подщелачивание. Физиологическая кислотность удобрения — свойство подкислять реакцию среды, связанное с преимущественным использованием растениями катионов из состава соответствующей соли. Физиологическая щелочность удобрения — свойство удобрения подщелачивать реакцию среды, связанное с преимущественным использованием растениями анионов из состава соли. Таким образом, при определении действия питательных смесей на изменение реакции среды следует учитывать не только реакцию солей, но и их физиологическую реакцию. Несмотря на то что физиологическая реакция солей сильнее проявляется в водных и песчаных культурах, т. е. в безбуферных средах, при высоких уровнях использования удобрений ее следует учитывать при применении удобрений на полях, особенно на малобуферных почвах песчаного гранулометрического состава с невысоким содержанием гумуса. При применении физиологически кислых солей необходимо опережающее известкование. Как правило, из солей, содержащих азот, именно этот элемент в первую очередь поглощается растениями. Поэтому аммиачные соли являются физиологически кислыми, а селитры — физиологически щелочными. Проявление физиологической реакции аммиачной селитры в значительной степени зависит от ряда факторов, определяющих усвоение растениями нитратного и аммонийного азота из состава этого удобрения. Обычно физиологическая кислотность азотнокислого аммония значительно слабее, чем чисто аммонийных солей. Физиологическая кислотность калийных солей выражена еще слабее, чем аммонийных солей. Установлено, что при выращивании культур, слабо нуждающихся в калии (овес, ячмень), калийные соли оказались почти физиологически нейтральными, а при выращивании свеклы, подсолнечника и кукурузы, потребляющих значительные количества калия, калийные соли оказались физиологически кислыми. Картофель, табак, лен также потребляют много калия. Такой раствор обладает определенной буферностью, и заметных изменений реакции раствора, пока имеется бикарбонат кальция, не происходит. Буферная способность почв в значительной степени зависит от их емкости поглощения и состава поглощенных катионов.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Растения усваивают разные катионы и анионы из почвы в определенном количестве, что обусловлено их неодинаковым значением для синтеза органических соединений. Итак, выборочную впитывающим способность растений нужно учитывать при применении удобрений. Например, если в почвенном растворе содержится (NH4) 2SO4, что является источником азота и серы для растений, то усвоение анионов и катионов может быть неодинаковым. Растениям в большем количестве нужен азот, поэтому катионы усваиваются корневой системой (в обмен на ионы водорода) интенсивнее, чем анионы . При взаимодействии корней растений с этой солью в почвенном растворе накапливаются свободные катионы , которые взаимодействуют с анионами и образуют серную кислоту, подкисляют почвенный раствор. Аналогично растения усваивают катионы и из растворов солей NH4C1, (NH4) 2CO3, K2SO4, KCl и др. Поэтому удобрения, содержащие эти соли, в процессе питания растений могут пидкислювати почвенный раствор.

Если источником азота является NaN03, растения активно усваивают анионы , чем катионы Na +. В почвенном растворе находятся угольная кислота и вода, которые диссоциируют на ионы Н +, ОН, . Катионы Na +, что в значительном количестве остаются в растворе, образуют с анионами ОН и щелочные соединения - NaOH и NaHC03, которые подщелачивают почвенный раствор.

Итак, выборочная впитывающим способность растений приводит физиологическую реакцию солей и минеральных удобрений. Физиологическая реакция солей проявляется при взаимодействии минеральных удобрений с растениями в процессе питания.

Физиологически кислыми называют удобрения, из которых растения в основном усваивают катионы, а анионы, которые остаются в растворе, подкисляют почвенный среду. Типичными физиологически кислыми удобрениями является NH4C1 и (NH4) 2SO4. Физиологическая кислотность калийных удобрений KCl, K2SO4 и других ниже, чем аммонийных. В почве физиологическая кислотность всего проявляется в зоне деятельности молодых корешков.

Физиологически щелочными называют удобрения, из которых растения усваивают преимущественно анионы, а катионы, остаются в растворе, подщелачивают грунтовую среду. К ним относятся NaNO3, Ca (NO3) 2 и др.

Физиологически нейтральными называют удобрения, из которых растения в одинаковом количестве усваивают и катионы, и анионы, они значительно не изменяют реакцию почвенного раствора, например KNO3.

Биологически кислыми является аммонийные и амидные удобрения, частично окисляются в почве нитрификувальнимы бактериями, в результате чего образуются азотная и серная кислоты:


Биологическое подкисление почвы происходит в случае внесения аммиака водного, карбамида, несколько меньше - сульфата аммония, еще меньше - хлористого аммония, поскольку анионы двух последних удобрений подавляют жизнедеятельность нитрификувальних бактерий.

Реакцию удобрений нужно учитывать при удобрения культур, в частности на малобуферних почвах. Так, физиологически кислые удобрения следует применять на почвах с нейтральной или щелочной реакцией, а физиологически щелочные - на кислых почвах.

Буферность почвенного раствора оказывается в его способности сохранять значение pH после внесения в почву кислых или щелочных соединений. Это свойство очень важно, поскольку позволяет в определенной степени использовать как удобрения кислые и щелочные соли.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

13. Влияние условий внешней среды на поступление питательных веществ в растения (тепловой режим, свет, реакция среды, деятельность почвенных микроорганизмов).

В окультуренных Пд 1-2 млрд. на 1 г почвы

В черноземах 2,5-3 млрд. на 1 г почвы

Общая масса м.о. в пахотном слое почвы 3-8 т/га
Особенно активно развиваются м.о. в той части почвы, которая непосредственно соприкасается с корнем растений (ризосфера). Ризосферные м.о. используют для питания корневые выделения, попутно не позволяя им накапливаться в токсичных для растения концентрациях.

Микрофлора может играть как положительную так и отрицательную роль. Полезные м.о. способствуют переводу трудно растворимых элементов почв и удобрений в доступные для растения формы, осуществляет фиксацию атмосферного азота, выделяют биологически активные вещества: витамины, стимуляторы роста и другие оказывающие положительное влияние на растение вещества. М.о. могут вызывать и негативные для растения процессы: биологическую иммобилизацию, газообразные потери азота при денитрификации. Некоторые микробы выделяют токсичные соединения. Многие грибы и бактерии – возбудители болезней.

Жизнедеятельность м.о. во многом зависит от условий окружающей среды имеющих значение и для растений. Полезные м.о. в большинстве случаев аэробы и предпочитают слабокислую или нейтральную реакцию среды. Важно применять удобрения и технологии, способствующие развитию полезных и подавлению вредных м.о.

14. Избирательная способность растений. Физиологическая реакция удобрений.

Избирательная способность проявляется в том, что растения потребляют значительно больше химических элементов, чем им необходимо.

Усиленное потребление важных для растения элементов определяется направленной работой механизмов активного транспорта, а также быстрым включением элементов в обмен веществ. В результате концентрация ряда элементов в тканях растений может в десятки раз превышать их концентрацию в окружающем растворе. Неравномерное поглощение растением катионов и анионов какой либо соли служит причиной проявления ее физиологической реакции, т.к. катионы или анионы остаются в почвенном растворе вызывают его подкисление или подщелачивание. Таким образом минеральные удобрения при внесении их в почву могут оказывать влияние на реакцию среды даже если представляют собой гидролитически нейтральные соли. Если растение потребляет больше катионов, то удобрение является физиологически кислым. Например: при внесении К2SО4, в почвенном растворе после обменной реакции с растением образуется H2SO4. Удобрение называется физиологически щелочным, если из его состава потребляется больше аниона, например NaNO3. Большинство применяемых в с/х удобрений являются физиологически кислыми, применение их желательно по фону известкования.

15. Периодичность питания растений. Сроки и способы внесения удобрений.

Потребление элементов питания в течение вегетации неравномерно.

Периоды, выделяемые в связи с периодичностью питания растений:

1) Критический период питания

2) Период максимального потребления питательных веществ

1. Основное (предпосевное, допосевное)

Внесение удобрений до посева культур в высоких дозах, рассчитанных на питание растений в течение всей вегетации, особенно в период максимального потребления. До посева применяются все органические и большая часть минеральных удобрений. Удобрения вносят под зяблевую вспашку или предпосевную культивацию в зону распространения основной массы корней.

2. Припосевное (рядковое, припосадочное)

Внесение удобрений одновременно с посевом (посадкой) в невысоких дозах в рядки вместе с семенами или комбинированными сеялками на некотором удалении (на 2,5 см ниже или в сторону). Припосевное удобрение предназначено для усиления питания молодых растений, корневая система которых слабая и не может использовать элементы из почвы и допосевные удобрения. Чаще вносят фосфорные удобрения для предупреждения голодания растений фосфором.

3. Послепосевное (подкормка)

Внесение удобрений во время вегетации. Подкормки позволяют усилить питание растений в определенные периоды, прежде всего в периоды максимального потребления веществ. Подкормки имеют вспомогательное значение и целесообразны, если оптимальные условия питания растений не удается создать внесением основного удобрения.

При проведении корневых подкормок на культурах сплошного сева (зерновые, травы) удобрения разбрасываются по поверхности поля, на пропашных вносятся на глубину междурядной обработки. Таким образом, растение поглощает элементы питания корнями.

Не корневые подкормки – опрыскивание посевов слабыми растворами удобрений, при этом питательные вещества поступают через листья. Не корневые применяются в защищенном грунте и в интенсивных технологиях. Наиболее распространены некорневые подкормки мочевиной и микроудобрениями. Грамотное сочетание сроков и способов обеспечивает наиболее рациональное применение удобрений.

16. Визуальный метод растительной диагностики минерального питания растений.


  1. постоянный мониторинг

  2. корректировка питания растений в процессе вегетации

- химическая
Визуальная - основана на изменении морфологических признаков при недостатке или избытке элемента питания. Например: недостаток магния проявляется на нижних листьях в виде характерного межжилкового хлороза. Жилки остаются зелеными, а ткань между ними изменяет цвет.


  1. Признаки недостатка и избытка часто похожи

  2. Резкий недостаток или избыток, вызывающий яркий признак встречается редко, а небольшие отклонения могут внешне не проявляться.

  3. наблюдающиеся признаки могут быть следствием влияния окружающей среды или повреждение болезнями и вредителями.

Большое значение при этом имеет репрезентативность растительных образцов при проведении анализа. Образец должен состоять из 70-100 растений отобранных по диагонали обследуемого участка, следует избегать загрязнения растений почвой.

Читайте также: