Чем объясняется разнообразие почв на земле что влияет на образование различных типов почв

Обновлено: 04.07.2024

Плодородие почвы — способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.

Это я знаю

1. Чем объясняется разнообразие почв на Земле?

Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.

2. Что влияет на образование различных типов почв?

В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.

3. Установите соответствие между перечисленными природными зонами и типами почв:

4. Выберите верный ответ. Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности: а) В.И. Вернадский, б) М.В. Ломоносов, в) В.В. Докучаев.

5. Какая существует связь между почвой и растительностью? Приведите примеры, используя имеющиеся знания.

От типа растительности в некоторой степени зависит тип почв, мощность гумусового горизонта. К примеру, под степной растительностью развиваются черноземы – плодородные почвы с мощным гумусовым горизонтом. Под пустынной и полупустынной растительностью формируются пустынные почвы, которые имеют небольшую мощность и в которых отсутствует гумусовый горизонт.

Это я могу

6. По рисунку 52 сравните, как проходят границы гумусового горизонта и почвенного слоя в целом. Определите, в каких природных зонах наиболее мощный почвенный слой. Сравните мощность гумусового горизонта этих почв. Объясните различия.

Граница гумусового горизонта и почвенного слоя в целом проходят синхронно друг другу. Исключением является природная зона влажных экваториальных лесов. Там красные ферраллитные почвы имеют огромную мощность. Это самый мощный почвенный слой. Однако, из-за высоких температур и влажности происходит быстрое окисление органических веществ. Поэтому гумусовый горизонт отсутствует или совсем тонкий. Помимо влажных экваториальных лесов мощный почвенный слой развивается под степями. Именно почвы степей имеют самый мощный гумусовый горизонт. Самую небольшую мощность почвы в целом и гумусового горизонта имеют почвы арктических пустынь, тундры, тропических пустынь и полупустынь.

Обобщение по теме

Какие самые интересные природные объекты или явления на земном шаре вы хотели бы увидеть своими глазами в первую очередь? Составьте топ-лист из 10 позиций. Обсудите в группе место каждой позиции.

Топ-10: самые зрелищные природные явления

1. Миграция бабочек Монархов.

Бабочки-монархи широко известны благодаря своим зрелищным миграциям. Интересны они тем, что сама по себе бабочка не в состоянии преодолеть расстояние в 3200 километров, но они способны на такой перелет за несколько поколений. Повинуясь смене времен года, они путешествуют из одного конца Северной Америки в другой.

Гейзеры — впечатляющая демонстрация подземных сил природы. Обычно это горячие источники, вода из которых периодически извергается в воздух в следствии высокого подземного давления. Больше половины гейзеров планеты расположены в одном единственном месте — Йеллоустонском национальном парке.

Морские ночесветки — одно из морских чудес планеты. Эти крошечные организмы обладают удивительной способностью светиться в темноте. Собираясь в огромных количествах у поверхности воды они могут быть заметны даже из космоса.

4. Огненные смерчи.

Сами по себе торнадо — довольно страшное явление, но если добавить к ним огня, то тут уже наступает панический ужас. Огненные смерчи обычно возникают, когда разрозненные очаги пожаров объединяются в один огромный костёр. Воздух над ним нагревается, его плотность уменьшается и он поднимается вверх. Напор горячего воздуха здесь достигает ураганных скоростей.

5. Световые столбы.

Световые столбы — это одно из самых красивых явлений в атмосфере. Чтобы они появились, температура воздуха должна быть менее -20 градусов. Именно при такой температуре начинают образовываться ледяные кристаллы в облаках. Световой столб возникает, когда солнечный свет отражается от их поверхностей.

В художественной литературе очень долгое время морские водовороты описывались как несущие страшную опасность для моряков. В реальности же не было зафиксировано ни одного случая, когда более менее крупное судно стало их жертвой. Возникают морские водовороты из-за столкновений приливных и отливных волн и встречных течений. Движение воды в водоворотах может достигать очень больших скоростей. Горизонтальные размеры меняются от нескольких сантиметров до нескольких километров.

7. Лавовые озера.

Обычно лава появляется лишь во время серьезных извержений вулканов, однако на нашей планете есть пять мест, где она находится в относительно спокойных с этой точки зрения местах. Эти озера обычно связаны непосредственно с ядром планеты. Высокая температура расплавленных пород заставляет их издавать довольно жуткое свечение в ночное время.

8. Песчаные бури.

Возникают песчаные бури при сильных воздушных потоках, скорость которых более 10 м/с. Со стороны буря выглядит, как плотная стена высотой несколько сотен метров. Ежегодно около 40 миллионов тонн пыли и песка переносятся из Сахары к бассейну Амазонки.

9. Солнечное затмение.

Солнечное затмение — интереснейшее явление природы. Они бывают относительно часто, но видны не из всех местностей земной поверхности и поэтому многим могут показаться редкими. Это случает когда Луна в своем движении проходит на фоне диска Солнца. Луна расположена ближе к Земле, чем Солнце, почти в 400 раз, а так же ее диаметр меньше диаметра Солнца в 400 раз. Поэтому видимые размеры Земли и Солнца почти одинаковые, и Луна может закрыть собой Солнце.

10. Северное сияние.

Северное сияние — по-настоящему потрясающее зрелище. Это явление природы чаще всего можно наблюдать поздней осенью, зимой или ранней весной. Оно возникает, когда частицы солнечного ветра попадают в атмосферу планеты и ионизируют ее атомы.

Разнообразие почв на планете объясняется различными природными условиями ( климат, рельеф). В зависимости от количества осадков, выпадающей на определенной территории, растительности и температуры в условиях излишне влажного климата формируются бедные перегноем и переувлажненные почвы. При недостатке воды, высоких температурах (пустыня) почва практически отсутствует. В средних широтах формируются наиболее богатые гумусом почвы (чернозем), так как условия для их формирования оптимальны. Тип почв также зависит от подстилающей поверхности и горных пород на которых они формируются.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Разнообразие почвПочва — верхний слой земли, обладающий плодородием.Плодороди.

Разнообразие почв
Почва — верхний слой земли, обладающий плодородием.
Плодородие — способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, воздухом, водой и приносить урожай.
Гумус — органическое вещество тёмного цвета, которое образуется из останков организмов.

Разнообразие почвРаспределение почв на планете имеется определенные закономер.

Разнообразие почв
Распределение почв на планете имеется определенные закономерности- закон мировой почвенной зональности.
Открыл закон В.В. Докучаев
В каждой природной зоне в зависимости от климата формируются определённые типы почвы.
Но широтное положение почвенных зон нарушается разнообразием рельефа и почвообразующих горных пород, близостью океана.

Разнообразие почвФАКТОРЫ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯКлимат Горные породыРастительный и Ж.

Разнообразие почв
ФАКТОРЫ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ
Климат
Горные породы
Растительный и
Животный мир
Время
Рельеф

Типы почвТипы почв закономерно изменяются по широтам вслед за климатом и раст.

Типы почв
Типы почв закономерно изменяются по широтам вслед за климатом и растительностью.

Арктические пустыниАрктическиеМаломощные, скудные

Арктические пустыни
Арктические
Маломощные, скудные

Тундра Тундрово-глеевые почвымалая мощность, бедность питательными веществами.

Тундра
Тундрово-глеевые почвы
малая мощность, бедность питательными веществами, низкая агрономическая ценность

Тайга Подзолистые почвыскудный гумусовый горизонт, мощный нижележащий горизон.

Тайга
Подзолистые почвы
скудный гумусовый горизонт, мощный нижележащий горизонт (по цвету напоминающий золу), осадки промывают верхний горизонт и выносят гумус

Смешанные леса Дерново-подзолистыеумеренно плодородные, содержание гумуса воз.

Смешанные леса
Дерново-подзолистые
умеренно плодородные, содержание гумуса возрастает, промывание почвы значительное

Широколиственные лесаСерые лесныемощный гумусовый горизонт, ежегодный значит.

Широколиственные
леса
Серые лесные
мощный гумусовый горизонт, ежегодный значительный растительный опад, высокое плодородие

Жестколистные вечнозелёные леса и кустарникиКоричневые, серо-коричневыесодерж.

Жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Коричневые, серо-коричневые
содержание органических веществ (гумуса) в верхнем горизонте превышает 5 %

Лесостепи и степиЧернозёмысамые плодородные почвы, обильный растительный опа.

Лесостепи
и степи
Чернозёмы
самые плодородные почвы, обильный растительный опад, промывание слабое, мощный гумусовый горизонт

Сухие степиКаштановыемощность гумусового горизонта 20–50 см, относятся к наиб.

Сухие степи
Каштановые
мощность гумусового горизонта 20–50 см, относятся к наиболее плодородным

ПолупустыниБурые Мало перегноя

Полупустыни
Бурые
Мало перегноя

ПустыниСеро-бурыеМало перегноя

СаванныКрасно-бурыеОтносительно плодородные, во влажный период сильно вымываю.

Саванны
Красно-бурые
Относительно плодородные, во влажный период сильно вымываются питательные вещества, в сухой период растительный опад разлагается не полностью

Постоянно влажные и переменно-влажные лесаКрасные, красно-жёлтые ферраллитные.

Постоянно влажные и переменно-влажные леса
Красные, красно-жёлтые ферраллитные
не обладают высоким плодородием, содержат соединения железа (что придаёт красноватый оттенок) и алюминия, органические вещества до конца разлагаются, сильно промываются

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:Чем объясняется разнообразие почв на Земле?1Ответ: Разнообра.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:
Чем объясняется разнообразие почв на Земле?
1
Ответ: Разнообразие почв на Земле определяется природными особенностями конкретной территории: климатом, растительностью, рельефом и другими факторами.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:Что влияет на образование различных типов почв?2Ответ: В каж.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:
Что влияет на образование различных типов почв?
2
Ответ: В каждой природной зоне в зависимости от климата – условий увлажнения и температурного режима – формируются определенные типы почв.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:Установите соответствие между перечисленными природными зон.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:
Установите соответствие между перечисленными
природными зонами и типами почв:
3
Ответ: А- 2; Б- 3; В-1; Г -5; Д-4
А. Влажные экваториальные леса
Б. Степная зона
В. Саванны
Г. Широколиственные леса
Д. Тайга
1. Красно-бурые
2. Красно-желтые ферраллитные
3. Чернозёмы
4. Подзолистые
5. Серые лесные

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:Кто из ученых открыл закон мировой почвенной зональности:4О.

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ:
Кто из ученых открыл закон
мировой почвенной зональности:
4
Ответ: В) В.В. Докучаев

А) В.И. Вернадский
Б) М.В. Ломоносов
В) В.В. Докучаев

Домашнее задание: 12§ 20 стр. 74-77Задания: № 5, 7

Домашнее задание:
1
2
§ 20 стр. 74-77
Задания: № 5, 7

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 564 978 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 27.10.2021 4199
  • PPTX 4.4 мбайт
  • 1220 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Пожидаева Юлия Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Причину такого великолепия разнообразие почв, существующих на планете я бы условно разделил на два крайне значительных фактора.

Во-первых, это сам процесс образования почвы. Трудный, тернистый, крайне сложный, зависящий от целого ряда факторов природного (первозданного) плана.


Во-вторых, климат, как наиглавнейший цементирующий фактор такого разнообразия почв.


Ведь, по мнению ученых, почва - это

Tl3bMmRZ4pZoKUoAkZmEAFVAMfTpHAS.jpg

На уровне третьего класса мне, пожалуй, будет трудновато ответить, поскольку я эту тему освещаю студентам нашей кафедры на лекциях по физиологии растений на первом курсе, а как объяснить сложные процессы почвообразования таким маленьким деткам не знаю, но попробую.


Да, дождевые черви безусловно, влияют на плодородие почвы, способствуют ее восстановлению и обогащению организмы питаются органическими остатками растений и животных, превращая их в гумус - самый важный для растений слой почвы толщиной 20-30 см.


Но основная роль в создании плодородия почвы принадлежит самым маленьким организмам на земле - бактериям или микроорганизмам. В 1 г почвы содержатся миллионы бактерий, великих тружеников, именно они отвечают за создание плодородия почвы. При этом бактерии бывают разные, то есть выполняют разные виды работ в почве.


Одни отвечают за разложение растительных и животных остатков в почве. Другие за превращение их в простые вещества, доступные растениям (нитраты). Третьи способны забирать газ азот из воздуха и превращать его в питательные вещества. Этот процесс называется азотфиксацией. А делают они это совместно с растениями - горохом, бобами, фасолью, на корнях которых образуют клубеньки.

Какие условия влияют на формирование?

Почва — природная оболочка земли, верхний слой суши, покрывающей поверхность нашей планеты. Почвообразование происходило на протяжении многих миллионов лет под действием внешних природно-климатических факторов на горные породы. Земля обладает своим уникальным составом и строением. Почва является одной из важнейших составляющих биоценоза, именно в ней осуществляется поддержание экологических связей живых существ с жидкой, газообразной и твердой оболочкой Земли.

На процессы почвообразования прямо влияют внешние природные факторы, в которых он протекает, а также их сочетания.



Остановимся подробнее на каждой составной части схемы почвообразования.

  • Почвообразующие породы. Весь почвенный покров на нашей планете сформировался из горных пород, именно поэтому их химический состав играет определяющую роль в формировании свойств земли и ее качества. На направленность процесса почвообразования влияют такие свойства материнских пород, как их плотность, пористость, теплопроводность и габариты микрочастиц.
  • Климат. Воздействие климата на формирование грунтов многообразно. Ключевыми факторами становятся тепловой режим и уровень влажности, а также перераспределение воздушных масс в пространстве. От климата косвенно зависит и плодородие, поскольку определяет присутствие растительных сообществ особых типов.
  • Флора и фауна. По мере развития корневая система растений пронизывает материнскую породу и доставляет на поверхность грунта минеральные вещества. Соединяясь с продуктами жизнедеятельности животных, они формируют органические соединения и обуславливают плодородие земли.
  • Рельеф. Это косвенный фактор. Он влияет не на сам процесс почвообразования, а на перераспределение тепла и влаги в окружающей материнскую породу среде. Так, в низинах скапливается вода, а на возвышенностях и холмах она не задерживается — уровень влаги влияет на скорость разложения растительных остатков в земле. Южные склоны обычно получают больше тепла, чем северные — в теплой среде почвенные микроорганизмы более активны. На высоких участках более выражены процессы выветривания, а значит, горные породы быстрее растрескиваются и рассыпаются.
  • Возраст почвы. Почвенный покров, как любое другое природное тело, постоянно развивается, изменяет свой состав и структуру. Тот тип грунта, который мы видим сейчас — лишь один из этапов непрерывного процесса почвообразования. Даже если внешние факторы останутся неизменными, то верхний слой земли все равно будет подвергаться преобразованиям. Возраст может быть абсолютным и относительным. Под абсолютным подразумевается время с момента образования почвенного покрова до нынешней ступени развития. Однако далеко не все части суши на протяжении истории своего формирования были ею, многие образованы на месте бывших морей и океанов. Относительный возраст рассчитывают как разницу в развитии плодородного верхнего слоя в рамках одной территории.

В последнее столетие большое влияние на почвообразование влияет человек. Мелиоративные мероприятия, культивация полей, вырубка лесов, выбросы химических отходов — все это вносит свою лепту в изменение структуры и химического состава земли.




Как образуется почва?

Вопросы о том, как и в какой последовательности происходило образование почвы, занимает не одно поколение ученых-исследователей. Известно, что наша планета имеет плотное ядро, окруженное раскаленной мантией с вязкой структурой. Выше расположена внешняя кора, она состоит из горных пород. Около 4 миллиардов лет назад планета начала остывать, это сопровождалось выходом магмы на поверхность. В этом месте образовывались базальты, а под ними — граниты. На протяжении миллионов лет под действием внешних факторов происходил синтез новых веществ и изменял первичную материнскую породу.

После того как в земной атмосфере появился кислород, началось активное формирование осадочного слоя. В результате сильного нагрева горных пород в дневное время и последующего резкого охлаждения ночью происходило интенсивное выветривание. Оно привело к появлению трещин, со временем они углублялись и расширялись. В них проникала вода и замерзала, приводя к еще большему разрушению породы изнутри. Все эти физические воздействия приводят к тому, что горные породы дробились на обломки разной величины, постепенно они становились рыхлыми. Таким образом сформировались пески, гипс, известняк, а также глины.

Согласно данным исследований, в тот период на планете уже существовали простейшие одноклеточные и бактерии. Они питались атмосферным азотом и углеродом, поглощали минеральные компоненты материнской породы и довольно легко приспосабливались к изменяющимся условиям внешней среды.



В ходе жизнедеятельности они выделяли особые ферменты, способные растворять горные породы. Постепенно на их месте появлялись мхи и лишайники, которые продолжали разрушать горные породы. Отмирая, низшие растения разлагались микроорганизмами — это дало начало формированию первых плодородных горизонтов.

В этом слое содержались микро- и макроэлементы, необходимые для полноценного питания высших древесных и травянистых растений. Отмирающие части растений становились пищей для животных и бактерий. В процессе переработки они выделяли еще больше органических веществ, разрушающих горную породу. Благодаря этому в верхних слоях земли накапливался перегной. Таким образом, попадание растительных остатков в землю влекло за собой обогащение верхнего слоя биологически важными для растений элементами. Именно так происходила окончательная трансформация горных пород в землю. Этот процесс продолжается и по сей день.

В процессе биологических, физических и химических процессов формируется структура почвы — ее внутреннее строение из земляных комочков разной величины. Самые плодородные земли имеют мелкокомковатую или зернистую структуру, комочки в ней не превышают 1 см. В таких почвах образуется много пустот, они создают условия для поступления влаги и воздуха, что стимулирует усиленный рост числа полезных бактерий. Такой структурой отличаются черноземные грунты и близкие к ним почвы.



Какова роль живых организмов?

Большую роль в формировании почвы играют животные и растения. Листья, травинки, хвоя и ветки деревьев, попадая на землю, скапливались в верхнем слое. Они довольно быстро разлагаются и уже спустя 6 месяцев превращаются в удобрение высокого качества. В таком виде они расходуются растениями, а затем снова возвращаются в почву — происходит так называемый почвенный круговорот, который связывает в единое целое живую и неживую природу.

В процессе почвообразования активно участвуют и животные — полевки, кроты, суслики, а также черви и насекомые. По мере передвижения по грунту они разрыхляют землю и смешивают ее с гниющими растительными остатками. В результате улучшается химический состав почвы, она становится плодородной. Исследователи подсчитали, что, к примеру, кроты, прокапывая глубокие ходы, выкидывают на поверхность землю, богатую магнием, кальцием, железом и другими минералами.

За год в березовом лесу кроты поднимают наверх до 10 т гумусной земли на каждый гектар площади. Кроме того, в кротовинах накапливается вода, которая увлажняет землю и ускоряет процесс разложения растительных остатков.

Совокупность животных и растительных сообществ оказывает существенное влияние на почвообразование, улучшая структуру грунта, насыщая полезными веществами и тем самым повышая плодородие земли.

Читайте также: