Чем убрать белый налет на оцинкованном листе

Обновлено: 08.07.2024

Несколько простых способов избавиться от белого налета на оцинкованной поверхности.

Если на поверхности образовался налёт белого вида, то для его устранения можно предпринять следующие меры:

  1. Просушить поверхность изделия. Важно оперативно устранить такой налёт, в противном случае коррозия будет охватывать всё большие части изделия, в том числе и самого защитного слоя.
  2. Дальнейшее устранение такого налёта зависит от его количества. Если область поражения мала, то изделие можно оставить на открытом воздухе и тогда весь белый налёт преобразуется в цинковый от взаимодействия с кислородом. Если же нет возможности вынести изделие на открытый воздух, то можно убрать нейлон щёткой жёсткого типа.
  3. При сильном поражении белым налётом его можно лишь удалить с защитного покрытия, потому что в противном случае сформируется налёт цинкового типа и длительность эксплуатации изделия сократится. Такой налёт удаляется щёткой жёсткого типа (лучше всего использовать нейлоновую или проволочную).
  4. Если белый налёт успел стать чёрным, то необходимо провести вторичное цинкование, обыкновенное удаление с поверхности здесь уже не поможет.

Оптимальнее всего не допускать развития белого налёта и выполнять требования безопасной эксплуатации изделия, тогда оно прослужит более длительный период времени.

Цинк относится к материалам, широко используемым для защиты стали от коррозии. В промышленности его наносят на стальные детали различными способами.

К ним относятся: нанесение цинковых покрытий гальваническим способом, непрерывное горячее цинкование листового материала, проволоки и цинкование стальных изделий погружением.

Хотя действие данного механизма вполне понятно, его распространение представляет серьёзную трудность, как для производителей гальванических изделий, так и для тех, кто пользуется этими изделиями. Проблема возникает из-за того, что часто бывает очень трудно распределить ответственность за ущерб, наносимый гальваническим изделиям белой ржавчиной, так как покрытие сразу после нанесения может быть в идеальном состоянии.

Особую трудность представляет экспорт или импорт в контейнерах, хранение в течение длительного периода и транзит из умеренных в тропические климатические зоны. После доставки покупатель может отказаться от покрытия из-за ржавчины, появившийся в ходе транспортировки. И кто же ответственен за это?

МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЛОЙ РЖАВЧИНЫ

Цинк – сравнительно реактивный металл и он активно реагирует и с кислотами, и со щёлочами. Лучше всего он проявляет свои антикоррозионные свойства в pH-нейтральной среде и потому является хорошим защитным покрытием практически при любом климате за исключением морского.

Как бы то ни было, долговечность цинковых покрытий, как и алюминиевых, зависит от формирования оксидной плёнки. После формирования данной оксидной плёнки уровень коррозии цинковых покрытий становится очень низким – обычно толщиной два микрона или меньше за год в нормальной среде.

Если покрытие на сталь было только что нанесено, цинк пока что не образует плёнки на поверхности. Химические реакции, требуемые для формирования этой плёнки, занимают некоторое время.

1. Фаза окисления 2Zn + O2 = 2ZnO
2. Фаза гидратации 2Zn = 2H2O + O2 = 2Zn(OH)2
3. Карбонизации 5Zn(OH)2 = 2CO2 + 2ZnCO3.3Zn(OH)2 + 2H2O

Именно формирование очень легко растворимой в воде оксидной плёнки обеспечивает нижний слой цинка хорошими антикоррозионными свойствами.

Чистая вода (H2O) не содержит растворённых солей или минералов, и цинк довольно быстро реагирует с чистой водой, формируя гидроксид цинка – белый по цвету, относительно нестабильный оксид цинка. Если только что гальванизированная сталь будет подвергаться воздействию чистой воды (дождь, роса или конденсат) в среде, где не хватает кислорода, вода будет продолжать реагировать с цинком и постепенно разъедать покрытие. Наиболее часто распространённые условия, в которых появляется белая ржавчина – гальванические изделия хранятся плотно прижатыми друг к другу либо вода проникает между изделиями и остаётся на длительный срок.

В благоприятных (для белой ржавчины) условиях разъедание цинка может происходить при уровнях коррозии в 20-50 раз больших, чем обычно предполагается.

Большой слой белый ржавчины, вызванной водой, просочившейся между набором деталей

Гальванические изделия, прежде всего, пассивировались раствором дигидрата дихромата натрия, благодаря которому они приобрели лёгкий желтоватый оттенок и лучшую сопротивляемость ржавчине.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПОВЯЛЕНИЯ БЕЛОЙ ПЛЁНКИ

Существует некоторое количество простых советов, которые могут помочь вам сильно уменьшить или прекратить формирование белой ржавчины. Это:
Держите изготовленные изделия в сухости.

Упаковывайте изделия, чтобы между поверхностями циркулировал воздух.

Ставьте упакованные изделия под углом друг к другу, чтобы вода могла вытекать.

Обрабатывайте поверхность подходящим водоотталкивающим средством либо создавайте барьерные покрытия для предотвращения контакта влаги с гальванической поверхностью.
Обеспечьте необходимую вентиляцию при транспортировке гальванических изделий на длительные периоды.

ОБРАБОТКА ГАВЛЬВАНИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ, ПОВРЕЖДЁННОЙ БЕЛОЙ РЖАВЧИНОЙ

Как только гальваническая поверхность начнёт реагировать, и сформируются соединения гидроксида цинка, желательно удалить соединения оксида с поверхности, так как:

  • Их присутствие мешает формированию стабильных оксидов
  • Их не видно
  • Их воздействие на гальванизированную поверхность может варьироваться от очень слабого до особо сильного. Доступны различные способы решения проблем ржавчины на уровнях, где они обычно случаются.

Следующие технологии рекомендуются для решения проблемы белой ржавчины на гальванических продуктах.

1. Лёгкое поражение белой ржавчиной

Оно характеризуется формированием лёгкой плёнки из белого порошкового остатка и часто возникает на только что оцинкованных поверхностях во время сильных дождей. Это особенно явно видно на участках, которые были отполированы или отшлифованы. В ходе данного процесса пассивированная поверхность удаляется с оцинкованной, и цинк оказывается подвержен воздействию дождевой воды. При хорошей вентиляции и хорошей дренажной системе белая ржавчина вряд ли продвинется дальше этой поверхностной стадии. Её можно счистить при необходимости, но обычно она уходит сама с нормальным выветриванием и стоком. На этом уровне не требуется никаких специальных мер.

2. Умеренное поражение белой ржавчиной

Оно характеризуется явным потемнением и травлением гальванического покрытия под поражённым участком, слой ржавчины получается довольно большим. Толщину гальванического покрытия надо измерить для определения уровня поражённости покрытия. В большинстве случаев менее 5% гальванического покрытия будет удалено и потому никаких специальных мер не требуется, если внешний вид поражённого участка не очень важен для нормального использования изделия; остатки гидроксида цинка удаляются с помощью очистки проволочными щётками. Если такой внешний вид неприемлем, поражённую белой ржавчиной область можно обработать следующим образом:
Используйте проволочную щётку или абразивную тряпочку для удаления последствий коррозии.
Используйте тряпочку, пропитанную алюминиевой краской, протрите поверхность тряпочкой, чтобы нанести тонкий слой алюминиевой краски на поражённую область и связать её с находящимися рядом непоражёнными гальваническими поверхностями.

3. Серьёзное поражение белой ржавчиной

Оно характеризуется отложениями оксидов в больших количествах. Детали могут приклеиваться друг к другу. Области под оксидированными участками могут быть чёрными или демонстрировать проявления рыжей ржавчины. Проверка толщины покрытия определяет степень повреждения гальванического покрытия.

Для восстановления покрытия следует предпринять следующие действия:

Протрите поражённую область проволочной щёткой или отполируйте её для удаления всех продуктов оксидации и ржавчины.

Нанесите один или два слоя эпоксидной, богатой цинком краски, чтобы достичь требуемой толщины плёнки равной 100 микронам минимум

ХИМИЧЕСКОЕ УДАЛЕНИЕ БЕЛОЙ РЖАВЧИНЫ

Pasminco (теперь Zinifex) провёл исследование эффективности химического удаления белой ржавчины и доложил о результатах в Отчёте о техническом проекте No. D713C (6 июля1995).

В этом отчёте оценивалась эффективность нескольких химических технологий, основанных на дигидрате дихромата натрия, триоксиде хрома, гидроксиде натрия и хромовой кислоте соответственно.

В этом исследовании делается вывод об эффективности двух систем в области удаления белой ржавчины и ре-пассивации очищенной цинковой поверхности.

Это следующие комбинации:

  • 420 г/л триоксида хрома + 0.5% азотной кислоты
  • 200 г/лхромовойкислоты
  • Раствор хромовой кислоты оказался наиболее эффективным для удаления остатков белой ржавчины с минимальным воздействием на подложку, в то время как комбинация триоксида хрома/хромовой кислоты лучше всего восстанавливала свойства цинковой поверхности, связанные с пассивацией.

Удаление белой ржавчины каждым из этих способов следует производить с соответствующей тщательностью и вниманием к проблемам окружающей среды и гигиены и охраны труда, связанным с обращением с химикатами данного типа. Эти технологии также подходят для местной обработки участков, поражённых белой ржавчиной.

Если белой ржавчиной поражены большие площади изделия, наиболее экономичным выходом может быть повторная гальванизация.

На краю этих перил появилась белая ржавчина в большом количестве. На тёмном участке исчезло практически всё цинковое покрытие в течение менее, чем 12 недель во время хранения во влажных условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Белая ржавчина – это явление, возникающее после нанесения покрытия. Ответственность за её появление лежит на том, как гальваническое изделие упаковывается, как с ним обращаются и как его хранят до установки и использования. Присутствие белой ржавчины не отражает эксплуатационные свойства гальванического покрытия, оно, скорее, демонстрирует то, что все вовлечённые в цепочку снабжения должны убедиться, что видят возможные причины появления ржавчины, и риск её возникновения на только что покрытой стали минимален.

Господа химики ! Такая напасть. Стоит на даче забор из листов металлопрофиля с двусторонней оцинковкой и полимерным покрытием типа пурал .Производство Новолипецкий МЗ. После первого года от мест болтовых соединений и стыков стали появляться белёсые подтёки вниз. Т.е. вода от дождей стекает вниз. высыхает и получаются по поверхности листа белые пятна. В этом году их стало значительно больше. Они отмываются мыльной водой , но с трудом. Есть мысль, что это следы от коррозии защитного слоя цинка. Чем можно отмыть их быстрее, кислотой может какой слабенькой пройтись ?

Хммм, я думал, что цинк не корродирует в условиях, кот. не противоречат условиям эксплуатации. может это птчки какают, а потом водой размывается все это дело, а потом опять высыхает.

нет, это "белая ржавчина" - основной карбонат цинка. должен растворяться в слабых кислотах, в т.ч. в уксусе.

although we appreciate diversity in our company being conservative we cannot accept any unexpected efforts to reach one's cbrtkm

Rapa писал(а): Хммм, я думал, что цинк не корродирует в условиях, кот. не противоречат условиям эксплуатации

Настоящее определяется прошлым, а будущее настоящим.

В теории различия между теорией и практикой нет, но на практике они есть.

Serge писал:
нет, это "белая ржавчина" - основной карбонат цинка. должен растворяться в слабых кислотах, в т.ч. в уксусе.

Спасибо за совет, звучит убедительно. Завтра поеду с уксусом на дачу, потом напишу что получилось. У многих коттеджей кстати заметил такие же разводы на крышах из металлчерепицы. Птичкам столько не накакать.

Авторрр писал(а): Завтра поеду с уксусом на дачу, потом напишу что получилось. У многих коттеджей кстати заметил такие же разводы на крышах из металлчерепицы. Птичкам столько не накакать.

Белая ржавчина на оцинковке

Часто следы налета проявляются после длительной транспортировки. Например, если груз профлиста пересек несколько климатических зон в контейнерах. Другая причина — длительное хранение в неподходящих условиях. В обоих случаях листы, которые с завода имеют блестяще и ровное цинковое покрытие, обрастают неприятными белыми пятнами. Происходит это из-за того, что цинк под влиянием повышенной влажности начинает взаимодействовать с атмосферным кислородом.

Всего насчитывается около семи подобных химических реакций. Состав реагентов и итоги их взаимодействия отличаются в зависимости от внешних условий. Например, при влажности воздуха 60-70% процесс идет медленно (в течение 1-3 месяцев хранения). После его завершения на листах образуется плотная оксидо-карбонатная пленка, которая впоследствии только способствует сохранности изделий.

белая ржавчина на металле

Белый налет на профнастиле — это результат недосмотра при транспортировке или хранении, а не производственного брака. Шанс быстрого образования коррозии тем выше, чем более обширными оказались следующие ошибки:

Оцинковочный слой особенно быстро разрушается при циклических спадах и росте влажности (смачивание и высушивание), проходящих при повышенной температуре.

Большинство рекомендаций связано с тем, как правильно организовать хранение оцинкованного профнастила. ТМЕТ советует:

  • содержать материал в сухости (подойдет навес или закрытое помещение со стабильно функционирующей вентиляцией);
  • при упаковке и укладке на хранение следить за тем, чтобы между листами оставался вентиляционный зазор;
  • не допускать повреждения лисов при перевозке, переноске, укладке (в качестве разделителей листов желательно использовать деревянные бруски).
  • профнастил и другие листовые, длинномерные стройматериалы держать под небольшим уклоном, достаточным для самопроизвольного схода воды.

Дополнительно на поверхности можно распылить влагоотталкивающие средства, нанести иное барьерное покрытие.

При погрузке для продолжительной перевозки следует позаботиться о том, чтобы между листами свободно ходил воздух. Это предотвратит скапливание конденсата.

Способы устранения ржавчины

Раньше для борьбы с разрушающим налетом использовались хроматные растворы, но сейчас из-за их токсичности метод признан неприемлемым.

В зависимости от размера пораженного участка принимаются разные меры:

В общем виде восстановление листов со средним и сильным повреждением состоит из 3 этапов: механическая зачистка, полировка, нанесение лакокрасочного внешнего слоя (цинковой или эпоксидной краски, цинковой грунтовки).

Читайте также: