Черемуха в стакане петров водкин описание картины

Обновлено: 05.10.2024

Наконец, художник оставил российским зрителям немой и закономерный вопрос, что же было налито в его — вода или все-таки крепкий пролетарский напиток? Жаль, что мы уже не узнаем.

Многогранные натюрморты Петрова-Водкина

В этом очерке собраны 12 натюрмортов со стаканом, которые художник написал с 1918 по 1938 годы. Наслаждайтесь.

Петров-Водкин — Розовый натюрморт. Ветка яблони, 1918 (Государственная Третьяковская Галерея)

И если в яблоках он вплотную приблизился к мастерству Сезанна (пожалуй, об этом заочном яблочном соревновании двух талантов стоит написать отдельный пост), то в граненых стаканах он безусловный №1 в мире (об этом читайте бонус-пост в конце очерка).

Петров-Водкин — Утренний натюрморт, 1918 (Государственный Русский Музей)

Скромный завтрак эпохи военного коммунизма — два яйца и чай. В этой работе граненый стакан соревнуется в искривлении пространства с граненым же никелированным чайником, который при внимательном рассмотрении оказывается изящным, настольным самоваром (снятая труба лежит на столе слева).

И если стакан классически преломляет чайную ложечку, то самовар отражает несколько загадок. Там, где отражается яйцо, по идее, должны были бы отражаться цветы. Отражение второго яйца вообще пропало (наверное, это символ того, что оно уже съедено и поэтому не отражается?). Кажется, что голодный пес смотрит на вас, но скорее всего он завидует домашнему коту, отражение которого угадывается в верхней части чайника. Зависть пса можно понять, ведь кот находится гораздо ближе к заветному яйцу.

Петров-Водкин — Натюрморт со стаканом, фруктом и фотографией, 1924 (Частная коллекция)

Во время первых экспериментов Петрова-Водкина со стаканом вождь мирового пролетариата также не оставлял этот предмет без внимания. Правда, он использовал его для каких-то заумных политических споров с троцкистами.

Петров-Водкин — Черемуха в стакане, 1932 (Государственный Русский Музей)

Петров-Водкин — За самоваром, 1926 (Государственный Русский Музей)

Петров-Водкин — Натюрморт с чернильницей, 1934 (Государственный Русский Музей)

Петров-Водкин — Натюрморт с розами, 1922 (Киевская Картинная Галерея, Украина)

Петров-Водкин — Натюрморт с письмами, 1925 (Частная коллекция)

Видно, что вначале художник изобразил на столе два буржуазных бокала с вином. Потом вовремя вспомнил, какие времена на дворе и заменил их на скромный пролетарский стакан с непонятной жидкостью самогонного цвета.

Петров-Водкин — Фрукты, 1934 (Симферопольский Художественный Музей)

Стакан у Петрова-Водкина играет важную роль и живет на холсте самостоятельной жизнью. Наполненный наполовину или же наполовину пустой (это зависит от вашего настроения), он придает текучесть застывшему натюрморту и усиливает матовые цвета твердых предметов блеском прозрачной жидкости.

Петров-Водкин — Натюрморт на зеленом фоне, 1924 (Севастопольский художественный музей)

Петров-Водкин — Натюрморт с самоваром, 1932 (Саратовский Художественный Музей им. Радищева)

Петров-Водкин — Виноград, 1938 (Государственный Русский Музей)

Бонус-пост. Краткая история эволюции граненого стакана в живописи

Различные сосуды из стекла (вазы, кубки, рюмки, бокалы, стаканы) всегда были и остаются популярными элементами композиции в натюрморте.

В 18 веке французский реалист Жан Шарден уже изображал полноценные стаканы с легким намеком на их огранку.

Говорят, что первые граненые стаканы появились при Петре Первом, который наладил их производство для флота (гранёный стакан якобы не скатывался со стола при качке).

До настоящей живописи на Руси в петровские времена было еще далеко и граненые стаканы вначале попали на холсты импрессионистов Анри Фантен-Латура и Эдуарда Мане. Если стакан Фантен-Латура достаточно убедителен, то Мане изобразил какой-то стеклянный сосуд непонятного предназначения.

Затем подключились экспрессионисты Поль Сезанн и Винсент Ван Гог.

У Сезанна граненый стакан все еще скромно прячется за яблоками. Но зато какие у Сезанна яблоки! За эти яблоки сейчас платят по сто миллионов долларов на аукционах. А вот Петров-Водкин рисовал яблоки, которые ему присылала посылками мама из родного Хвалынска Саратовской губернии в голодные годы военного коммунизма. И в отличие от состоятельного Сезанна, голодный Кузьма Сергеевич с удовольствием съедал яблоки сразу после окончания работы над картиной.

Винсент Ван Гог мог бы достойно поспорить с Петровым-Водкиным за лидерство в стаканной живописи! Во-первых, жил всю жизнь в пролетарской нищете и от безысходности тоже часто рисовал самую дешевую натуру — свой стол с со скромной утварью и скудными продуктами. Во-вторых, часто и много пил абсент.

Но не дотянул — переборщил с цветами. Наши люди цветы в стакан не ставят! А дешевый абсент Ван Гог предпочитал пить из рюмок.

Только в 1905 году первый полноценный отечественный граненый стакан решился изобразить импрессионист Игорь Грабарь (пост на эту тему читайте здесь.) Он состоит из одних бликов и буквально растворен в воздухе. А вот зеленый стакан Константина Коровина ничем не примечателен — второстепенная деталь натюрморта.

Почин подхватил фовист Анри Матисс. Он упростил форму стакана донельзя превратив его во что-то бесформенное и передал эстафету кубисту Жоржу Браку, который восстановил форму стакана, но не смог решиться на грани. Больше граненый стакан в натюрмортах великих замечен не был. Эволюция завершилась.

safiullin

Любознательный москвич. Художник-пейзажист. Любитель истории, научной публицистики и рыбалки. Интересуюсь эволюцией человека. Люблю путешествовать и созерцать природу.


История

Описание

Отрывок, характеризующий Черёмуха в стакане (картина)

Перспектива нарочито-несуразная, как будто бы горизонтальная поверхность стола наклонена в сторону зрителя — того и гляди с нее скатятся предметы, которые на ней лежат. Предметов этих немного: две картофелины, краюха ржаного хлеба и немного порыжевшая селедка на темной бумаге. На блестящем боку селедки играют блики. Скорее всего, это какой-то паек, который автор получил как профессор и с радостью принес в свою мастерскую, где собирается разделить нехитрый обед с парой друзей.

Многие свидетели тех лет рассказывают, что селедка была тогда единственным доступным лакомством и очень всем надоела. А все же, когда подкатывало чувство голода, то люди радовались и селедке. Так с помощью всего лишь нескольких предметов художник изобразил то суровое время — правдиво, честно и оптимистично.

Петров-Водкин - Черёмуха в стакане (1932).jpg

История


Люди часто дарят друг другу черёмуху и сирень охапками, в которых остаются незамеченными подлинные шедевры красоты, отдельные гроздья. Художник отыскал такую гроздь и в качестве божественной красоты мира поставив её на стол в стакане водой. Помимо них на столе оказались семь других предметов да мусор - опавшие листья и обрывки цветка.

По мнению искусствоведа Льва Мочалова художник "питал уважение к этим вещам" Но если по обычаям античных времён определить здесь мир и порядок, т.е разумность и целесообразность предметов, то можно прийти к следующим выводам.

Оранжевая книга - никому не нужная американская реклама, используемая здесь в качестве подстилки под стаканом с водой. Она создаёт диссонанс с синей скатертью стола. Её место - быть на свалке, в мусорном ящике. Далее, в правом углу стола - тарелка с ложкой, оставшиеся немытыми и неубранными после еды. Их следовало бы отмыть и поставить на своё место. Впрочем, малоразмерную тарелку можно было бы использовать и в качестве подставки под стакан. А два письма на столе, по-видимому, требуют ответа, о чём свидетельствует стоявшая рядом чернильница.

Так распорядилась бы красота. Мы же любуемся картиной, очарованные её гармонией. Расставленные на вздыбленном столе предметы удерживаются от скатывания вниз усилием воли Художника, чтобы показать нам вещи, которые мешают, ведут к беспорядкам в нашей жизни, в конечном итоге - к хаосу.

Несомненно, что диагонали, которые в разных направлениях секут стол - основание натюрморта, нужны, чтобы высветить здесь особый порядок. Всё лишнее - прочь!

Читайте также: