Четырехликий славянский бог солнца огня войны и урожая

Обновлено: 04.07.2024

С любовью неизмеримою ковал новый мир Сварог и что дитя малое оберегал от зла. Сыновья его могучие двигали горы, реки отпускали на волю резвиться водой живой. И Сварог с женою своею ясной и прекрасной Ладой, что Великого Рода берегиней была, учил людей добру-разумению и делам всяким. Но главным из заветов была любовь. Потому как без любви не было бы ничего: Ни мира сего, ни иного, ни самого Сварога, ибо любовь — это жизнь, и дана она великим Родом, чтобы воспевать его в деяниях своих и рождении детей своих. Сварог ступал ногой своей по земле смертных и смотрел, как живут дети его. И когда увидел он, что люди что звери дикие, не ведали добра и зла, и смысла бытия, Сварог дал им порядок и закон. Научил он людей землю возделывать и руду добывать, чтобы орудия для мира и войны ковать. Дал Сварог-бог людям таинство, что творится меж мужем и женою. Научил людей создавать семьи и рождать детей, уважать предков и богов. Поэтому и чтили славяне Сварога, как отца своего и учителя великого, заступника и покровителя, что давал им огонь, горящий в духе человеческом.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Славянский Бог Сварог — тайна имени.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Сварог Бог-кузнец.

Бог Сварог. Сварожич

По легенде бог Сварог был рождён Родом из искры небесного огня. Когда сын Рода спустился на землю там не было ничего, поэтому он взял Алатырь и им взбурлил бесконечное море и сотворил твердь земную. Так родилась Земля. У Сварога был молот, который он сам выковал в небесной кузнице. Этим молотом он ударял всякий раз по Алатырю и рождал своих сыновей: богов Сварожичей да Ратичей, защитников и воинов небесных.

Часто проводят параллели с Сварогом и греческим богом-кузнецом Гефестом, сравнивая их и пытаясь доказать их идентичность. Такие утверждения в корне не верные, так как стоит вникнуть в предназначение этих богов. Гефест в древнегреческой мифологии был лишь сподручным для верховного бога Зевса и ковал для него орудие разрушения и войны- молнии. Гефест повелитель огня-разрушителя. Тогда как, в славянской мифологии огонь — это созидающая сила, что легла в основу мироздания. Славянский огонь Инглия порождает жизнь, любовь и тепло. Лишь зло может обжечься им и сгореть. Сварог не служит какому-то другому божеству, он и есть верховный бог, Отец Небесный. Он повелевает божественным огнём, но не затевает воины, а созидает и творит мир во имя своего отца Рода. Огонь Сварога в наковальне, это огонь, рождающий тепло для людского рода. Сварог куёт в первую очередь не орудия войны, а простой плуг, которым он учит первых людей возделывать землю. Сварог бог созидатель и труженик, приобщивший к труду и смертных. То орудие, которое, куётся в его кузнице призвано лишь защищать, когда это необходимо.
Сварог это мирный и мудрый бог, что созидает и творит добро. Но он бесконечно силён, когда нужно защитить Род и его продолжение от бесовских сил. Он мирный воин.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Сварог и Лада.

Богиня Лада

Сварог дал людям порядок и закон. Он научил людей создавать семьи, даровал им таинство супружества. Конечно он сам являлся примером для своих смертных детей. Женой Сварога была богиня-мать Лада. Она является дочерью Великого Рода, который родил её и Сварога, как две силы способные созидать, лишь объединившись. Сварог и Лада — это женское и мужское начало, способное продолжить и преумножить Род. Именно они и создали мир, в котором мы живём. Великие Небесные Мать и Отец.

Сварог выковал для своей супруги первое кольцо и показал этим смертным, что они должны искать своих половинок и создавать с ними семьи, чтобы созидать жизнь и продолжать Великий Род в детях своих.

Сварога называли и Ладом, что подчёркивало его схожесть со своей божественной супругой. Оба были призваны создавать и творить сей мир. По сути, Сварог или Лад, это мужская версия Лады, как она со своей стороны женская версия Сварога. Они оба продолжение своего отца Рода и являются разделёнными на две части, единым целым.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Заповеди Сварога.

Бог Сварог

Сварог создатель и покровитель вселенной и всего живого в нём. Он создал и обитель богов Синюю Сваргу, куда уходили души предков и смотрели на потомков своих глазами-звёздами. Воля Сварога гласит сеять добро и душу свою очищать. Он принёс своим смертным детям — людям, законы по которым им надлежит жить в мире Яви. Тридцать три заповеди Сварога подчиняют бытие всех троих миров: Прави, Яви и Нави.

Первое, что завещал Великий Небесный Отец — это любовь и уважение к друг-другу: к своим родителям, супругам и детям. Выражая любовь люди порождают добро во имя Рода своего и небесного. Сварог завещал хранить мужчинам и женщинам хранить верность своим супругам, ибо верность есть спасение от искушений лукавых бесов. Заповеди Сварога так же проповедуют соблюдать чистоту тела и души, держать пост в великие духовные праздники, избегать мерзких и речей. Заповеди гласили жить в мире с другими родами и понапрасну не враждовать, проливая кровь невинных. Ежели дети других родов обращались за помощью и советом, никто не должен был им отказать. Сварог презирал ложь и завещал людям избегать её, не лгать и следовать только пути Истины.
Заповеди гласят не отнимать жизнь, ибо не человеком она дарована, а богами. Но нужно защищать землю свою и святыни от врагов, ибо они против воли Рода пошли и возжелали власти и богатства, что не суждено им Небесами.
Заповеди запрещали славянам отстригать свои волосы, даже если они были седыми. Ибо в волосах была мудрость прожитых лет и совершённых деяний, и были они продолжением дара богов, что создали человека естественным.
Было запрещено силой своей и разумением гордиться перед слабыми и немощными, ибо не любят Боги хвастливых. Сила дарована для того, чтобы защищать слабых и это великий труд, требующий чистых помыслов и смирения.
В заповедях говорилось, что нельзя приносить на алтарь богов своих кровавые жертвы, ибо кровь-это смерть, а смерти нет места на алтаре жизни. Нельзя было так же употреблять пищу с кровью, потому как от звериной крови и сам человек забудет себя и станет зверем.
Сварог завещал любить природу и с благоговением принимать её дары. Он запрещал наносить вред всему растущему и живущему, потому как природа кормилица рода людского.
То, что было неведомо людям, не должно было быть отвергнуто и забыто. Верующий и жаждущий получит разумение и постигнет неведомое, ибо все знания исходят от богов.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Символы и обереги Сварога.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

alatyr

Крест Сварога — это знак, который обычно не использовался как отдельно взятый оберег. У него было более сакральное и глубокое значение
.
Оно скорее служило напоминанием для людей о том, кем являлся Сварог, чем оберегом. Крест Сварога — это восьмиконечная звезда с четырьмя основными лучами, каждая из которых делится на две части. Трактовка это знака вероятно может быть такой: наши предки называли Сварога четырёхликим богом, но у него вовсе не было четырёх голов. Это означало лишь то, что они ведает всё что творится в каждом из четырёх уголков мира. Но Сварог создатель не только зримого мира, но и незримого, поэтому каждая из четырёх лучей имеет два ответвления — словно доказательство двухмерности вселенной. Ибо Сварог ведает всё.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Молот Сварога является одним из самых известных и сильных древних амулетов славян. Наши предки верили, что после сотворения
Бытия, бог кузнец Сварог выковал весь сущий мир, который мы видим сейчас. Некоторые славяне считали, что от сильных ударов Сварога появлялись искры, ставшие после первым поколением богов, а другие считали, что эти искры после стали звездами на небосводе и освещали путь странникам. Также древние славяне считали, что оберег Молот Сварога, купить который можно на нашем сайте заключает в себе огромную силу огня, а бог с легкостью распознает и уничтожит любую неправду, сказанную и сделанную человеком, после чего его ждет страшный гнев Сварога и расплата за деяния.

Четырёхликие божества, подобные Збручскому идолу, встречаются в древнеиндийском ведическом пантеоне. К тому же четырёхчленность имеет многочисленные параллели в других индоевропейских традициях с четырёхглавыми божествами или четвёрками богов, охранителей стран света.

Возможно, Збручский идол является верховным божеством славянского пантеона, отцом всего сущего – Родом.

Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия, а также летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря сопровождались заметными изменениями в природе и легко отслеживались.

Старинные русские названия сторон света (восход, полдень, закат, полночь), неразрывно связаны с движением Солнца. По одной из версий, на изваянии Збручского идола отражена годовая мистерия движения Солнца, находящая отклик в трех мирах славянской космогонии: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу движения Солнца – с востока на запад (по часовой стрелке). В соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось.

Особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы – ипостаси (Купала).

Коляда

На тыльной (северной) грани Збручского идола под мужским ликом, соответствующим Хорсу, в руках божества нет никаких атрибутов, только солярный знак на одежде.

Солнце рождается в Коляду (25 декабря), когда завершается зимнее солнцестояние, и день начинает увеличиваться.

Этот день, зачастую выбрали днем рождения спасителей и пророков во многих религиях мира.

Праздновать рождение Солнца славяне начали задолго до христианства. Большая часть украинских колядок носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству.

Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы.

Ярила

Затем Солнце растет, становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи. Это отражено в праздновании весеннего равноденствия (21 марта). В этот время славяне праздновали Ярилин день .

На западной грани Збручского идола, под мужским ликом, соответствующим Яриле изображены меч и конь – атрибуты воина.

Некоторые исследователи именно этот день считают началом славянского года.

Сейчас это начало года астрологического – первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца – март).

Возможно, именно 21 марта начинался месяц Березень (март), месяц бога-воина Ярилы.

Ярило, как ипостась Святовита , был особо почитаем в Арконе – городе воинов, во времена Саксона-Грамматика.

Купала

Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие и он уступает место зрелому мужу – Купале.

Купалу праздновали на летнее солнцестояние, проводив с почестями незадолго до того Ярилу. Это апогей света, самый длинный день в году.

Самая короткая ночь становилась ночью любви, наступающей после дневных состязаний. Эта Купальская ночь имела глубокий практический смысл для племени. Зачатые в эту ночь дети победителей состязаний появлялись на свет в районе весеннего равноденствия, получали достаточно теплого времени, чтобы окрепнуть и, с точки зрения астрологии, рождались под знаком Овна, т.е. имели характер воинов, детей Ярилы.

На южной грани Збручского идола, соответствующей Купале (лицевая грань), женское божество (Лада) держит ритон (сосуд для питься из рога, символ богатства и радости). Рядом с женщиной в среднем ярусе изображен ребенок, как символ зачатия и продолжения рода.

святовид-иванов-храм свентовида

ВНЕШНИЙ ВИД: Четырехликий Световит — высший бог, связан с войной и победами и потому считался божеством войны и победы, его часто представляли в образе воина — всадника; его атрибуты — меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья.

ЦЕЛИТЕЛЬСТВО. Как светлый Воин, владел он тайнами врачевания ран, помогал исцеляться раненым, за что и причислялся к покровителям целителей.

Иванов- Храм Свентовида в Арконе

Храм Свентовида в Арконе, худ.В.Иванов

СФЕРА ВЛИЯНИЯ: Воины считают его своим Покровителем, как в мирные будни, так и в битвах. Верили, что Световид (сын светлого бога), на белом коне, приносит на землю рассвет, воюя с врагами дня. Бог, которому поручено блюсти, чтобы на Земле, в Небесах и в подземном царстве соблюдались Священные Поконы Прави. Световид также является Богом плодородия. К нему, к четырем его ликам, обращались с молитвой об изобилии земных плодов, по его рогу, наполненному вином, гадали о будущем урожае.

МЕСТА ПОКЛОНЕНИЯ: Культовый центр Световита — четырёхстопный храм в балтийско-славянском городе Аркона. Святилище это описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что представляло оно собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье.

ДАРЫ И ПРИНОШЕНИЯ: В пожертвование Световиду приносят: каравай, золото, оружие, часть урожая, хлеб, медовые пироги, вино, блины, мёд.

Световид. Картины художников: М.Кулешов, А.Гусельников и Дывоока Васильева

СВЕТОВИД. Картины художников: М.Кулешов, А.Гусельников и Дывоока Васильева

-свентовид-оберег

СИМВОЛЫ: Священная птица Световида – Кур (Петух) и орел. Животное: белый конь.

ДНИ В КАЛЕНДАРЕ: Празднуют День Световида на третий день осеннего равноденствия, принося ему круглый медовый каравай, величиной почти в рост человека.

В ЛИТЕРАТУРЕ. Пора мне, — не ответила на вопрос боярыня и накрыла ладонью его рот. — Я князю Рюрику сказывала, токмо на волхвов глянуть иду, что из святилища Святовита, с Руяна. Как бы не заподозрил чего. А.Прозоров, Кровь Ворона (Ведун-8)

Конь Свентовида, Рис.В.Барскова

Конь Свентовида, Рис.В.Барскова

КОНЬ СВЕНТОВИДА. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами.

За конем ухаживали, поили-корми, гриву и хвост расчесывали, и — наблюдали.

Было поверье, что конь, оставленные вечером привязанным в загоне, утром уставшим будет и взмыленным, будто на нем всю ночь скакали.

А еще с помощью этого коня гадали. Жрец вел его в поводу, а все смотрели, какой ногой он переступит через порог — правой или левой — и как именно он это сделает, не споткнется ли?

Он – Бог Света Рода и сам зримый свет Сварога, который проникает во всё, неся Правду и Лад.

۞ϟРОДϟ۞ ТРАДИЦИИ ПРЕДКОВ запись закреплена

Небольшой городок Глогув в Дольношленском воеводстве. Практически в самом центре города, на пересечении улиц Армии Крайовой и Густава Морцинка возвышается деревянный Святовит. Скульптура была установлена в 70-х годах XX столетия. Добродушные мордашки славянского бога улыбчиво всматриваются в современную жизнь, приводя в восторг местную детвору и туристов.

Очередной Святовит из Волина – удивительная скульптура, выполненная в ненавязчивой манере из цельного пня. Этот Святовит поражает своей реалистичностью и достоверностью. Строгие, чуток печальные, лица молчаливо смотрят на прохожих, слегка нахмурив брови, и размышляют о чем-то своем, сокровенном.

Городок Жары в Любуском воеводстве. В 1997 году в центре города установили удивительный монумент. Он представляет собой Святовита, лица которого вросли в дерево. На обрубанных ветках дерева сидят две огромные птицы, то ли орлы, то ли соколы, а само дерево до боли напоминает человеческую ладонь с растопыренными пальцами.

Вышеперечисленные Святовиты – лишь крошечная толика языческого наследия Польши. На самом деле, их огромное количество разбросано по всем уголкам Польши. Некоторые гордо возвышаются в многолюдных местах, другие – спокойно отдыхают в частных коллекциях. Но все Святовиты, вглядываясь своими четырьмя парами глаз в современную жизнь, наверняка ждут времен, когда снова обретут былую славу и почет.

Читайте также: