Что делать если самолет терпит аварию при посадке

Обновлено: 05.10.2024

Новичку об основах в области экстремальных и чрезвычайных ситуаций, выживания, туризма. Также будет полезно рыбакам, охотникам и другим любителям природы и активного отдыха.

воскресенье, 9 июня 2019 г.

Что делать при крушении самолета

Шанс попасть в авиакатастрофу достаточно невелик. Но если вы в неё попадёте, то шансов выжить практически нет.


Чаще всего авиакатастрофы, в которых кто-то выживал, — это неудачный взлет самолета или его вынужденная посадка.
Но бывает и другие случаи. Например, 26 января 1972 г. на борту самолета DC-9 югославских авиалиний JAT взорвалась бомба, и обломки лайнера рухнули с высоты более 10 км. Стюардесса Весна Вулович выжила.

Ниже написаны простые правила, которые немного увеличат ваши шансы на выживание при крушении самолета.

  • Выберите правильное место в самолётеНакопившаяся за много лет статистика авиационных происшествий говорит нам о том, что самыми безопасными местами являются места расположенные в задней части самолета. Находясь в хвосте, вы повышаете вероятность уцелеть при лобовых столкновениях с препятствиями на взлетно-посадочной полосе . И даже при неконтролируемом падении самолета на землю, хвостовая часть как правило в последнюю очередь сталкивается с поверхностью земли. Весь основной удар на себя принимает кабина пилотов и средняя часть фюзеляжа.
    Также чем ближе к штатному или аварийному выходу, тем лучше. В случае возникновения пожара на борту воздушного судна, в худшем варианте у вас будет всего 90 секунд, что бы покинуть самолет. Чем ближе вы будете находиться к аварийному выходу, тем больше будет шансов покинуть самолет вовремя.
  • Одевайте правильную одежду
    Следует обувать удобную обувь, без каблуков и платформы. Одежда должна закрывать максимальную часть тела. Оптимальным вариантом для полета станет джинсовый костюм — этот материал обладает огнеупорными свойствами, что позволит избежать ожогов.
  • Прочитайте памятку для пассажиров и внимательно прослушайте руководство по безопасности, которое озвучивают перед взлетом.
  • Пристегните ременьСамые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентностии повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.
    Не забудьте потренироваться в расстёгивании ремня!
  • Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени!
    При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.
  • Сохраняйте спокойствие
    Чтобы не допустить худшего (паники, сердечного приступа и т.п.), нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.
    По возможности - отвлекитесь. Например, решая математическую задачу в уме или вспоминая какое-нибудь руководство или стих.
  • Оглянитесь и найдите штатные и аварийные выходы
    Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.
  • В случае аварии - оставьте свои вещи в самолете.
    Не старайтесь спасти свое имущество. Попытки спасти свои вещи только задержат вас, что может привести к вашей травме или смерти.
  • Путешествуя с семьей, следует держаться вместе
    Половина всех авиапассажиров путешествуют в группе — чаще всего с членами своей семьи. Естественно, что в экстремальной ситуации люди пытаются найти своих близких, чтобы спасаться вместе. Если в салоне семья разделена, то при аварии люди будут не спасаться, а искать друг друга. Если в салоне бушует пожар, то каждая лишняя минута в дыму многократно снижает шансы выжить.Поэтому семья, особенно с детьми, должна быть вместе и в то же время заранее быть готова к тому, чтобы разделиться. Если это семья из двух взрослых и двух детей, лучше всего что бы один взрослый отвечал за одного ребенка, а другой за другого. Таким образом, у вас получается уже две группы по два человека. При необходимости эти группы должны быть готовы эвакуироваться по отдельности.
    Еще один действенный совет: !Каждый ребенок должен знать, кто из родителей будет искать его, в экстренной ситуации!. Конечно, объяснять ребенку перед полетом, как вести себя при аварии, крайне неприятно, однако это может спасти его жизнь.

Что делать при возникновении пожара в самолёте

  • Прикрыть нос и рот хлопчатобумажной или шерстяной тканью, по возможность смоченной водой.
  • Передвигаться следует пригнувшись, а иногда даже ползком, так как концентрации дыма и вредных веществ внизу меньше, чем сверху.
  • Необходимо защитить открытые участки тела от прямого воздействия огня. Для этого можно использовать одежду, пледы и прочее.
  • После полной остановки самолета, немедленно направляйтесь к штатному или аварийному выходу.
  • После эвакуации из самолета отходите на максимально возможное расстояние.

Что делать при жесткой посадке самолёта

  • Спинка кресла должна принимать вертикальное положение
  • Упритесь в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.
    Или нагнитесь и обхватите ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.
  • Не вставайте с места и не отстегивайте ремни до момента полной остановки самолета.

Что делать при разгерметизации салона самолета

В случае разгерметизации самолета необходимо воспользоваться кислородными масками, которые находятся над головой у пассажиров и расположены в верхней полке. В нештатной ситуации кислородные маски автоматически выпадут и надеть их нужно как можно быстрее.

Так как при декомпрессии человек очень быстро теряет сознание, то в случае, если вы летите с ребенком, в первую очередь надеть кислородную маску нужно на себя и только потом на ребенка.

Далее следует слушать указания бортпроводников и приготовится к резкой потере высоты. По инструкции пилоты должны снизится на безопасную высоту как можно быстрее.

Что делать при посадке самолёта на воду

Дополнительно необходимо одеть спасательные жилеты (например, АСЖ-63П), которые расположены под креслами.

Надувать спасительные жилеты, будучи еще в самолете, строго запрещено. Весомым аргументом может стать пример катастрофы на Эфиопских авиалиниях, когда масса людей осталась в живых после удачного приводнения, но не смогла выбраться в надутых заранее жилетах из-под тонущих обломков самолета.

После приводнения следует спустить на воду спасательные плоты (например, ПСН-6АК), которые при сбрасывании надуваются автоматически. Если этого не произошло, то нужно сильным рывком дернуть за фал, который ведет к баллону системы газонаполнения.

Порядок действий пассажиров воздушных судов в аварийной ситуации регламентирован документацией и предписаниями предприятия производителя авиационной техники.

Конкретная информация пассажирам о правилах поведения и действиях при возникновении аварийной (нештатной) ситуации на борту в зависимости от типа воздушного судна доводится уполномоченными представителями эксплуатанта авиационной техники перед полетом.

Если самолёт снижается быстро, бортпроводники не имеют возможности проконтролировать Ваши действия, а пилот предупредил об экстренном приземлении, необходимо сделать следующее:

Перевести спинку кресла в вертикальное положение, закрыть столик на спинке переднего сиденья, все вещи убрать под кресло; не загромождать проходы; снять очки, наушники, заколки для волос, зубные протезы — все предметы, о которые можно пораниться; снять галстук, цепочки, другие украшения; затянуть шнурки на обуви; как можно туже затянуть ремень безопасности, мягкие вещи положить на колени; по команде о посадке наклонить корпус вперед, прикрыть голову руками; оставаться в таком положении до полной остановки.

Действия после вынужденной посадки самолета

После выполнения вынужденной посадки самолета пассажирам следует исполнять указания экипажа, который обучен действиям в подобных экстремальных условиях. После аварийной посадки необходимо отбежать от самолета, чтобы не попасть под возможный взрыв, лечь на землю за какое-нибудь препятствие и закрыть голову руками. По команде членов экипажа пассажиры должны собраться в обозначенном месте, эвакуировать на безопасное расстояние от потерпевшего аварию самолета пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь.

Не поддавайтесь панике

При возникновении аварийных ситуаций на авиационном транспорте важно не поддаваться панике, доверять экипажу, они постараются сделать все, чтобы избежать травм и потерь.

К общим рекомендациям о правилах поведения и действиях пассажиров следует отнести:

Перед полетом внимательно слушайте инструктаж бортпроводников, которые демонстрируют расположение основных и запасных (аварийных) выходов воздушного судна, работу аварийно-спасательного оборудования, приемы, порядок и последовательность их использования;

Попытайтесь спланировать путь Вашей эвакуации, причем основной и альтернативный. Определите, на каком расстоянии Вы находитесь от запасного (аварийного) выхода, посчитайте кресла, чтобы иметь возможность ориентироваться на ощупь в задымленном салоне;

Учитывайте, что при возникновении возгорания не надо стремиться добраться до выхода, через который Вы поднялись на борт воздушного судна. Помните о ближайших аварийных выходах.

Авария во время полёта пугает безысходностью. И вправду тяжело смириться с тем, что самолёт терпит крушение, а у вас нет даже парашюта, чтобы спастись. На самом деле скорость, высота и температурные условия делают его бесполезным, чего не скажешь о правилах безопасности, которые уже сохранили тысячи жизней.

1. Пристегните ремень

Самые опасные моменты во время полёта — это взлёт и посадка: на них приходится половина авиакатастроф. В большинстве ситуаций человеческих жертв можно избежать, следуя нескольким правилам. Первое место в списке рекомендаций занимает ремень безопасности.

Неважно, падает самолёт или готовится к взлёту, пристегнуть ремень нужно, как только пассажир сел в кресло. Чтобы зафиксировать тело в правильном положении, затяните ремень как можно сильнее и сдвиньте пряжку в область таза. Не расстёгивайте его, даже когда спите. Это убережёт от травм во время турбулентности и повысит шанс на спасение при авиакатастрофе.

Если вы летите с ребёнком, ни в коем случае не сажайте его на колени! При падении самолёта скорость и траектория движения меняются. Удержать ребёнка в таких условиях и правильно сгруппироваться очень тяжело.

2. Постарайтесь успокоиться

Сохранять хладнокровие, когда вокруг паника, очень сложно, ведь это естественная реакция организма на стрессовую ситуацию. Всё начинается с лёгкой тревоги и может закончиться полной невменяемостью. Кроме помутнения сознания, паника может негативно сказаться на состоянии здоровья. Люди с сердечными патологиями в особой группе риска.

Чтобы не допустить худшего, нужно попытаться расслабиться и глубоко дышать. В стрессовой ситуации ритм дыхания сбивается, количество углекислого газа в крови растёт, а организм испытывает нехватку кислорода. Цикл глубоких вдохов и выдохов поможет нормализовать эмоциональное состояние.

3. Сгруппируйтесь

Умение быстро занять правильное положение тела не менее важно, чем пристёгнутый ремень. Когда жизнь под угрозой, из головы вылетают все правила и инструкции, поэтому люди, которые довели технику группирования до автоматизма, всегда будут в выигрышном положении.

Федеральное управление гражданской авиации США рекомендует следующие позиции для защиты тела:

  • Упереться в сиденье. Подвиньте ноги вперёд, но не прячьте их под впереди стоящим креслом. После положите руки на спинку переднего сиденья и прижмитесь к ним головой.
  • Согнуться и обхватить ноги руками. Опустите руки вниз и обхватите локтями бёдра. Голову прижмите к ногам. Фиксированная поза, когда руки, ноги и голова максимально прижаты друг к другу, уменьшает вероятность получения серьёзных травм.

4. Продумайте схему эвакуации

Оглянитесь и найдите аварийные выходы. Посчитайте количество рядов до них и запомните расположение. Обратите внимание не только на ближайший выход: он может быть заблокированным.

Поделитесь информацией со своим соседом. После катастрофы человек всегда испытывает сильный стресс, поэтому растерянность и провалы в памяти — явление нередкое.

5. Покиньте борт

Следующие шаги зависят от места катастрофы, поведения пассажиров, личного самочувствия и ситуации в салоне.

После крушения ваша главная задача — быстро эвакуироваться. Первым делом отстегните ремень и сразу направляйтесь в сторону аварийного выхода. Если внутри плохая видимость, прикройте лицо тканью. Передвигайтесь по салону, держась за сиденья: в случае давки вы упадёте на них, а не пассажирам под ноги. Не берите с собой сумок: они затрудняют проход. Максимум, который вам может понадобиться, — паспорт и тёплые вещи, если они уже под рукой.

После того как вы покинете борт, отдалитесь от места крушения хотя бы на 200 метров. Первое время соблюдайте дистанцию, но внимательно следите за ситуацией. Помогите людям, которые в этом нуждаются, и дожидайтесь спасателей.

Частая причина смерти во время авиакатастроф — это пожар. Корпус самолёта после столкновения может остаться целым, но салон заполняет ядовитый дым. По правилам безопасности у пассажиров есть меньше 90 секунд на эвакуацию. Любая необоснованная задержка может быть смертельной.

wikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее редактированием и улучшением работали, в том числе анонимно, 115 человек(а).

Вероятность смерти при авиаперелете очень мала: один случай на 9 миллионов. На высоте более чем 10 км над землей может произойти многое, и если вы настолько невезучий, что оказались на борту самолета, когда что-то пошло не так, вопрос жизни и смерти будет зависеть от тех решений, которые вы примете. Почти в 95% авиакатастроф есть выжившие, поэтому даже в самом худшем случае ваши шансы не так плохи, как вам может показаться. Вы можете предпринять меры предосторожности перед полетом, сохранять спокойствие во время падения и остаться в живых.

Изображение с названием Survive a Plane Crash Step 1

  • Широкая или замысловатая одежда может оказаться опасной на борту самолета, поскольку есть вероятность, что одежда может зацепиться за что-либо и препятствовать свободному передвижению. Если маршрут полета пролегает над холодными участками, оденьтесь соответственно. Желательно иметь при себе курточку.
  • Подойдет также одежда из хлопка или шерсти, поскольку они состоят из трудновозгораемых компонентов. При перелете через воду предпочтительна шерстяная одежда, поскольку шерсть не теряет своих изоляционных свойств в случае промокания, как и хлопок.

Изображение с названием Survive a Plane Crash Step 2

Наденьте практичную обувь. Несмотря на то, что вам хотелось бы лететь в комфорте или же иметь профессиональный вид на борту, ваши сандалии или туфли на высоких каблуках могут усложнить быстрое передвижение в случае необходимости. Туфли на высоких каблуках не рекомендуется носить во время полета. Информацию об этом вы можете найти на эвакуационных слайдах.

Читайте также: