Что изменилось в мыслях князя андрея после второй встречи с дубом

Обновлено: 18.09.2024

Момент встречи

Когда Андрей Болконский едет в имение Отрадное, он видит старый дуб. Встреча Андрея Болконского и дуба происходит в тяжелые моменты жизни главного героя: разочаровавшись в Наполеоне, в войне и в себе самом, он не видит смысла своего существования. Внутренний монолог, который произносит князь Андрей, позволяет герою задуматься над собственной жизнью и изменить свои взгляды на нее.

Описание дуба

Психологический параллелизм

Данный эпизод является лирическим отступлением, позволяющим остановить действие в романе. Для Л. Н. Толстого было важным показать те переживания, которые испытывал князь Андрей в момент душевного кризиса. Разговор с дубом помогает читателю облегчить восприятие того, что происходит в душе Андрея Болконского.

Андрей Болконский, как дуб, раскрывает себя для радостной и счастливой жизни. Он осознает, что жизнь его не кончена.

Анализ двух противоположных описаний дуба важен для понимания состояния центрального персонажа в разные периоды жизни.

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом: "С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца". Такой же контраст мы видим и в обществе А. П. Шерер между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, "видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно". Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.
Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру: "Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их". Как же так неожиданно и скоро произошла эта перемена в дубе? Она произошла, так как внутри, в жилах этого могучего дерева уже находился источник перемен, не проявленный еще во время первой встречи с Андреем Болконским. Но мы сказали, что дуб - это символический образ князя Андрея. Так каким же был потенциал, таящийся в князе Андрее до их второй встречи? Но также к этим переменам его подтолкнули и множество пережитых им разочарований. Во-первых, это "падение" в его глазах кумира многих членов высшего российского общества, в том числе и князя Андрея, - Наполеона - после встречи с ним: "Это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком", "ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы". Во-вторых, это неожиданная смерть Лизы: "Видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться, и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть. ".
Все эти происшедшие события, накладываясь друг на друга, ищут выхода и единого оптимального решения, и выход из мучившего князя Андрея круга повторяющхся и гнетущих событий только один: другая жизнь с новыми идеалами и устремлениями. Анализируя всю свою прошедшую жизнь, Андрей понимает, что жил только ради себя (например, мечтая о личном подвиге, о своем "тулоне", который бы его прославил) . Именно это и приводило к частым разочарованиям в жизни. И увидя преображенным дуб, князь Андрей в полной мере оценил неправильность своих прежних целей и принципов, видя перед собою дуб как отражение себя. Преображение дуба - это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни "для других", в единении со всем народом: ". чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! "

Эпизод встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных мест в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом.
Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. При первой встрече Андрея с дубом, он встретил его угрюмым и не подчиняющимся остальному (лесному) миру деревом.
Такой же контраст мы видим и в обществе А. П. Шерер между князем и остальными гостями этого салона. Его не занимают разговоры о Бонапарте, который был центром обсуждений у Анны Павловны, и, "видимо, все бывшие в гостиной не только знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно". Такую же апатию мы видим и на внешнем облике дуба, дико и одиноко стоящего среди зеленой березовой рощи.
Но при их второй встрече Андрей находит дуб обновленным, полным жизненных сил и любви к окружающему миру.
Преображение дуба - это внутреннее преображение самого князя Андрея, это полное переосознание и обновление всех основ его жизни.
Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет большое значение. Это переход героя от эгоистической гордой жизни к жизни "для других", в единении со всем народом: ". чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе! "

дуб 2

КОММЕНТАРИЙ.

Природа в романе Л.Н. Толстого играет важную роль в раскрытии характеров героев, их чувств и мыслей.

Вторая встреча Андрея с дубом произошла летом, после его посещения семьи Ростовых в Отрадном, после прекрасной лунной ночи, когда он услышал восторженные слова Наташи о красоте природы.

Как же изменилось состояние героя за время, прошедшее после первой встречи с дубом, каким теперь он увидел это дерево?

Таким образом, изменения в природе были созвучны внутреннему состоянию героя. Князь Андрей словно увидел подтверждение тому, что жизнь прекрасна, что нужно радоваться, стремиться быть счастливым и нужным другим.

В романе “Война и мир” Льва Николаевича Толстого тема природы играет важную роль. Проблема взаимоотношения человека и природы, а также влияние окружающей среды на судьбу героев является одной из основных и занимает главное место в произведении. Природа олицетворяет происходящие события в стране и в судьбах героев. С изменением обстановки меняется и природа.

Особенно ярко заметна взаимосвязь природы и человека на примере Андрея Болконского.
Связать с душевными переживаниями, событиями в жизни и психологическим состоянием Болконского

в первую очередь, я считаю, нужно дуб. Встреча со старым дубом показывает нам, насколько страдает Андрей, как ему тяжело. Он, словно старый дуб, переживает горечь утрат и боль, как внешне, так и внутренне: “С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым, презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца”.

Это описание дуба ясно дает нам понять, что на душе у Андрея Болконского. Так же, как и старый дуб, не уместный среди красивых берез, Андрей не

принимает окружающее его общество и не разделяет его интересы. Из всех людей, присутствующих в салоне Анны Павловны Шерер, Болконский находит общий язык только с Пьером Безуховым, ведь остальные увлечены ненужными делами.

Именно происходящие события: смерть жены, осознание окружающей действительности, и душевное состояние Андрея Болконского отражены в изображении дуба.
Но эта встреча с дубом была не единственной в жизни Болконского. После того, как Болконский, раненый на поле боя, глядя в небо, осознает, что жизнь его не закончена, что он должен жить и любить. Болконский видит дуб, молодой, красивый, раскинувшийся в расцветший с новыми силами и понимает, что он словно этот дуб, также должен расцвести и заново начать жить.

Он снова учится любить и находит свое счастье рядом с Наташей Ростовой, начинает по-другому мыслить и не боится быть счастливым.
Образ дуба и образ Андрея Болконского схожи, между ними можно провести параллель. Ведь Во время прочтения романа мы видим, как меняется Андрей Болконский и, соответственно, дуб. Можно сказать, что обе встречи Андрея с дубом показывают, в первом случае как тяжела и неправильна его жизнь, а во втором – как важно человеку уметь исправлять ошибки прошлого, прощать, любить и начинать новое на обломках старого.

Первая встреча ​

Дуб в романе Толстого играет практически такую же роль, как и любой второстепенный персонаж. Он помогает читателю осознать внутреннее состояние Болконского, кроме того, именно перед ним Андрей ведёт монологи, показывающие скрытые переживания главного героя.

В первом отрывке Андрей едет к Ростовым в Отрадное. И, проезжая через весеннюю берёзовую чащу, видит знаменитое дерево.

  • находится с краю от дороги,
  • покрыт обломанной корой со старыми болячками,
  • массивен и гораздо старше окружающих его берёзок,
  • выглядит сердитым, неуклюжим и старым уродом среди прекрасных деревьев.

 Андрей едет к Ростовым в Отрадное

В романе дуб описан как живой человек, точнее, в виде изуродованного старика с растопыренными корявыми пальцами. И хоть всё везде уже подверглось влиянию весны и любви, он один остаётся холодным и суровым. Именно в этом и состоит его одиночество. Создаётся впечатление, что он уже слишком стар, чтобы ещё раз пережить все приятные и так волнующие чувства.

Преображение и исцеление

Как бы боясь узнать что-то новое о себе, в усадьбе Андрей Болконский решил более не задерживаться и, не дождавшись пробуждения дам, уехал.

Обратный путь проходил через ту же чащу, и на краю дороги стоял дуб, который так заинтересовал князя. Болконский не сразу нашёл его, настолько старое дерево все изменилось. Даже оно заразилось этой весной от давно его окружающих зелёных берёзок.

Андрей Болконский и дуб

И вот он уже качает своей обновлённой кроной под лучами солнца, а его корявые сучковатые ветви укрылись молодой свежей листвой. Вместо застарелых болячек через кору пробились молодые сильные веточки. Старый дуб, весь преображенный, стал выглядеть мощно, излучая радость и молодость. Теперь уже он не был одинок среди красавиц берёзок.

Этот образ означает, что и князь Андрей психологически, да и внешне тоже преобразился. Настал тот этап его жизни, когда после стольких разочарований и он смог ощутить это великолепное чувство беспричинной радости и обновления. Болконский получил надежду снова полюбить и переменить свою жизнь.

Дуб в произведении Толстого представляет символ душевных преображений, происходящих в герое. Монологи главного героя помогают читателю проникнуться всей тяжестью мыслей и состояния Андрея Болконского до встречи с Наташей и воспрянуть вместе с ним после.

Анализ отрывков встречи Болконского с дубом важен для осознания происходящих изменений в главном герое. В целом природа у Льва Николаевича Толстого занимает важную роль в раскрытии переживаний, мыслей, мировоззрений и характеров персонажей.

Читайте также: