Что осталось после пребывания людей у родника три пальмы

Обновлено: 05.10.2024

Центральный в произведении образ трёх пальм можно трактовать по-разному. Это и союз трёх категорий прекрасного (Истина, Добро, Красота) и христианская Троица, и триединство разума, души, тела. Они олицетворяют изначальный гармоничный союз, созданный Творцом.

Образ пустыни контрастирует с образом оазиса. Эти два пространства символизируют жизнь и смерть. Образ каравана, расположившегося на отдых под пальмами, в обобщённом виде рассказывает историю человеческого рода.



Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы. Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера. Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения, ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Автор создает мрачное настроение, показывая разрушительные последствия мечты.

Сюжет

Сюжет стихотворения описывает три пальмы, благоухающие в оазисе у родника посреди пустыни. Их благоденствие нарушается сомнением: правильно ли они живут, если никому не могут принести радости.

Волей Всевышнего в оазис входит караван. Арабы в белых одеждах жадно пьют хрустальную воду, отдыхают в тени пальм. С рассветом они срубают стволы деревьев, чтобы обогреть себя теплом костра. Они без благодарности принимают жертвенность пальм и навсегда уничтожают первозданный уголок земли.

Тема стихотворения

Все произведение Лермонтова пропитано глубоким философским смыслом, в котором явно ощущаются Библейские мотивы. Образ трех пальм в стихотворении является архетипом трех составляющих человеческой души: разум, чувства и воля.

Источник символизирует собой Святой Дух, который является связующей нитью между человеческой душой и Богом. Место действия, где разворачиваются события стихотворения, также выбрано не случайно. Пальмы произрастают в оазисе Аравийской пустыни (“степи аравийской земли”), в которой, согласно легендам, и находился Эдемский сад – Рай.

Лермонтов называет пальмы гордыми, что символизирует человеческую гордыню, указывает на присутствие первородного греха.

Арабы в стихотворении, от топора которых гибнут пальмы, – символ Сатаны, который разорвал связь человека с Богом.

Главная мысль произведения: гордыня и отказ принимать свое предназначение губительны для человеческой души.

Композиция

Композиция произведения – линейная, трёхчастная.

В первой части описаны мирные дни жизни пальм. Это – завязка произведения.

Далее следует развязка: гибель пальм и умирание оазиса.

История создания

Три пальмы лермонтов

Литературоведы относят его к зрелому периоду творчества романтика, когда его взгляды уже полностью сформировались, а юношеские искания прекратились, сменившись горечью разочарования и недовольством своей судьбой.

Но тематика у Лермонтова гораздо более трагична. Он размышляет о жизненном смысле, предназначении человека в целом и себя в частности, приходит к неутешительным выводам.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

Композиция стихотворения

У баллады кольцевая композиция. Она выстраивалась на противопоставлении в первом и последнем катрене темы жизни и смерти. В первом четверостишии Лермонтов описывает райскую жизнь в оазисе среди пустыни. В завершающей строфе этот островок рая умирает, становясь никому не нужной кучкой пепла. Песок больше не сдерживают прекрасные пальмы и он уничтожает ручей — источник жизни. Посреди сухой, душной пустыни больше нет оазиса, а без него она предвещает одиночным путникам только гибель.


В стихотворении Лермонтов отчетливо выражает личное мнение. По убеждениям автора каждый, кто желает жить для окружающих и доставлять пользу людям, обязательно окажется использованным, растоптанным и уничтоженным теми, кого волнует исключительно личная польза.

Актуальность

Стихотворение Лермонтова не теряет своей актуальности. Сегодня идею неблагодарности можно рассматривать в русле экологической проблемы, которая является глобальной. Мы своими руками убиваем природу, лишаем планету лесов и рек, не думая о том, в каком виде она достанется нашим детям и внукам.

Но речь не только об отношении к природе. Ещё страшнее то, как своей жестокостью люди убивают друг друга. Дети пользуются родителями до самой их смерти, начальники используют дешёвый труд подчинённых. Это неблагородно – все должны жить по законам любви и согласия.

Композиция и жанр

Стихотворение по жанру представляет собой глубокую лирическую балладу, написанную в традициях восточной притчи. Основные черты данного жанра, которые можно найти в тексте — экзотическая обстановка, на фоне которой разворачивается действие. Кроме того, это свойственная романтизму идея бунта против существующего порядка, стремление к достижению идеала. Сам сюжет был взят Лермонтовым из восточной легенды и переосмыслен.

В композиции текста можно выделить несколько структурных частей:

Урок литературы

  1. Описание мирной жизни пальм. Здесь царит гармония, образы очень поэтичные, красивые, у читателя не возникает негативных мыслей. Пустыня не представляется жаркой и безжизненной, скорее это таинственное экзотическое место действия.
  2. Бунт. Деревья недовольны своей судьбой и обращаются с гневной речью к богу.
  3. Появление каравана. Сначала ничто не предвещало трагедии. Деревья искренне рады тому, что смогли предоставить тень уставшим путникам.
  4. Сумерки, гибель. Наступила ночь и, желая развести костер, люди безжалостно уничтожают пальмы, столь гостеприимно встретившие их совсем недавно.
  5. Разрушение. Пустыня радуется тому, что последние зеленый островок уничтожен. Над пепелищем летает коршун — символ смерти.

Таковы композиционные особенности текста, его краткий сюжет. Используемый размер — четырехстопный амфибрахий, который позволяет придать стиху восточное мерное звучание.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Методическая разработка урока литературы в 6 классе

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы I категории

Лепехина Ирина Владимировна

Урок литературы в 6 классе.

Цели урока

Методы:

  1. Слово учителя.
  2. Работа в группах.
  3. Создание таблицы.
  4. Объяснение непонятных слов и выражений, взятых из текста.
  5. Выразительное чтение стихотворения. Анализ лирического текста.
  6. Беседа.
  7. Устное словесное рисование, рассматривание иллюстраций к стихотворению.
  8. Обобщение.

Оборудование урока: учебник, словарь литературоведческих терминов, интерактивная доска, распечатки тропов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация, интернет.

  1. Орг. момент. Эмоциональный настрой.

2. Введение в тему

. На доске:
(Портрет М.Ю. Лермонтова)
— Чей портрет вы видите на доске? (Слайд 1)

Слово учителя.

— Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? (Слайд 2)

3.Анализ стихотворения с составлением таблицы.

— в тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

Послушаем внимательно это стихотворение. (Слайд 3)

Вопросы на восприятие текста.

— Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? (Красота природы и гармония человека с миром) (Слайд 4)

Запишите в таблицу.

— Как вы поняли главную мысль стихотворения? (Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии) (Слайд 5)

Запишите в таблицу.

Беседа по вопросам:

-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?

-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

8)

— Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения) (Слайд 7,

1) Жизнь гордых пальм в пустыне.

2) Их обращение к Богу.

3) Пальмы встречают гостей.

Беседа по вопросам.

2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)

4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).

-А теперь посмотрим, как автор изображает караван. (Слайды 9, 10, 11, 12)

— найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

— какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

— найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди — малые дети, пальмы — питомцы столетий).

1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).

2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).

4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).

3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).

4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

(Пали-упали, одежду сорвали — сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).

5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).

7.Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).

8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).

9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).

10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

11.А вы оправдываете этих людей? Почему?

Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств.

— Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?

4.Объяснение нового.

— Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

— Какие звуки повторяются? Почему?

Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. (Слайд 16, 15)

— Что означают слова питомцы столетий

— Итак, пальмы названы питомцами столетий. Такой приём в литературе, когда слово перефразируют в красочное сочетание, называют ПЕРИФРАЗОМ. (Слайд 17)

5. Самостоятельная работа (работа в парах)

Определите, какие художественные средства использует автор в предложенных вам отрывках

Кувшины, звуча, налились водою,

И, гордо кивая
махровой главою,
Приветствуют пальмы
нежданных гостей,
И щедро
поитих студёныйручей.
И только замолкли –
в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,

Звонков раздавались нестройные звуки,

Пестрели коврами покрытые вьюки,

И шел, колыхаясь,
как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Но только что
сумракна землюупал,
По корням упругим
топорзастучал,
И пали без жизни
питомцыстолетий!
Одежду сорвали с них малые дети,

Изрублены
былителаих потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

(Коллективная проверка с комментированием тропов). (Слайд 19, 20, 21)

-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.

6. Итог урока.

— Ответим на главные вопросы урока:

— описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).

2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).

3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Выставление оценок.

7. Рефлексия.

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

8.Домашнее задание

Ответы

первое отродье было золотое: без бича и побуждения,

медный — по серебряной быстро наступила,

последняя порода — железная.

золото, медь, серебро и железо. овидий классифицирует четыре поколения людей, употребляя названия четырех металлов.

потому что , бажов хотел рассказать не о даниле-мастере, а про каменный цветок хозяйки медной горы , который понять ему, в чем заключается истинная сила мастерства.

снова бой,стоит солдат,снова в строи , вперед комбат ,пришла война , бесстрашно к людям , и никогда мы не забудем , о природе , те тропинки ,тех ,и те снежинки что летят , и словно теплым покрывалом точно пух оно упало на нас вдруг .

Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова

Стихотворение Лермонтова было написано в 1838 году, являющееся притчей, в которой есть глубокий смысл. В этом произведении, автор выделяет главных героинь, как три пальмы, находящиеся в пустыне, в которой ни разу не было человека. Но ручей, протекающий на просторах той пустыни, превратил этот безжизненный, окутанный мраком кусочек планеты, в настоящий и прекрасный рай.

Единственная проблема заключается в том, что этот удивительный мир, не доступен никому из живых существ. Три пальмы молят о том, чтобы наконец осуществилась их мечта и они смогли помогать путникам найти дорогу и укрывать их от яркого солнца. Их просьбы услышал автор, помог осуществить их мечту. Недалеко от них, появилось много желаемых гостей. Они представляли собой целый караван торговцев. Но пальмы ещё не знают о том, какую опасность представляют собой эти люди. Вскоре, их будут колотить топорами, гости будут нуждаться в огне. После руки живого существа, этот рай преображается в прежнее место, полное мрака и темноты.

Первый вопрос, являющийся актуальным в этом произведении — отношение человека к природе. Раскрывается тема о том, что человек может погубить природу ради собственной выгоды. Философская мысль стихотворения заключается в том, что прежде чем просить чего-то у Бога, в начале, необходимо подумать о последствиях, которые могут произойти. Если жизнь идёт по определенной прямой, которая сформирована высшими силами, то нужно что раз подумать, прежде чем просить изменений в ней. Попытка изменить что-то в своей жизни, может повлечь за собой множество последствий, которые будут вам неприятны.

Лермонтов, непосредственно связывает человека с пальмами. Пытаясь прервать цепь задуманных событий, нужно помнить о том, какие изменения могут произойти потом. Не многие задумываются о том, что такое изменение, может послужить разочарованием, а не к желаемому результату. Разочарование, с точки зрения библейского значения, убивает в вас не только душу, которая то и дело разорвётся от обиды, но и тело тоже не мало страдает. Желания — прекрасная вещь, но они могут и не сбыться. Человеку всегда нужно осознавать свои возможности и не задумываться о координатных последствиях в своей жизни, ведь они приведут к губительному исходу.

Пейзажная лирика Лермонтова

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Философский смысл стихотворения

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов – три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Композиционные особенности

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о М. Ю. Лермонтове как великом русском поэте, развитию интереса к поэтическому творчеству Лермонтова; помочь проникнуть в художественный мир поэта.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве М. Ю. Лермонтова как великого русского поэта; различать образ лирического героя и автора в лирике; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентированная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям М. Ю. Лермонтова; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской культуры; давать оценку выразительного чтения одноклассников; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;

коммуникативная сфера: строить устный ответ с использованием цитирования; закрепить навыки выразительного чтения;

эстетическая сфера: определять художественные функции произведений.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока; отвечать на вопросы; сравнивать и делать выводы; оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; демонстрировать уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, анализ стихотворения, беседа, индивидуальная (выразительное чтение).

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова; видеоклип/фонохрестоматия (43).

Основные понятия и термины: сравнение, поэтическая интонация, антитеза, аллегория, баллада, символ.

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Поэзия М. Ю. Лермонтова пленяет нас своей красотой и человечностью. Природа, как мы отмечали, наградила Лермонтова мощным лирическим чувством. Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться – вот важные качества Лермонтова-лирика. Сегодня нам предстоит знакомство с новыми стихотворениями поэта. У каждого своя история, свой голос, свои мысли и интонации.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

2. Работа с учебником

3. Словарная работа.

4. Анализ стихотворения.

Их жизнь течёт неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?Покой нарушен появлением людей.
  • При помощи каких выражений Лермонтов создаёт впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте.
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван?

(Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет?

(Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван?

(Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаём дальше из стихотворения? Прочитайте.

Мы узнаём, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.

  • Что же случилось с наступлением вечера?

Людям стало холодно, и они вырубили деревья.

  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов?С живыми людьми.
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?

Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах.

  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах?

Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.

Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий уголок природы? Зачитайте.

Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.

  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? Он высох от знойного солнца.
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей?

Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Что было ценно для этих людей? Для них был ценен собственный уют и комфорт.
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис?Ценностью
  • Как обошлись с этой ценностью люди?Они уничтожили эту ценность.
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы?

Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать её в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям.

  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны?

Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими.

  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость.

Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике.

  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями?

Нет, эти люди не злодеи, они весёлые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду ещё многим путникам в пустыне. Поэт возмущён и огорчён поведением людей.

  • О чём же хотел сказать Лермонтов в своём стихотворении? Какова его главная мысль?

Люди часто несут гибель природе даже вопреки собственным интересам. Преследуя сиюминутные корыстные интересы, человек не задумывается о последствиях своей деятельности.

Вывод:

Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чём бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадёжности, мотив разочарования и усталости.

5. Слово учителя. Антитеза.

Итог урока.

- Ответим на главные вопросы урока:

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне?

Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

  • Какой поступок был совершён проходившими по пустыне людьми?

Был совершён необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

  • Какова же цена совершённого людьми поступка?

Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока?

Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

  • Что нового вы узнали на уроке? (Высказывания учащихся.)
  • Какой вид деятельности вам понравился? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание:

Использованная литература:

1. Литература. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / В. П. Полухина [и др.] ; под ред. В. Я. Коровиной. – М. : Просвещение, 2017.

2. Беляева, Н. В. Уроки литературы в 6 классе : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. В. Беляева. – М. : Просвещение, 2013;

5. Литература. 6 класс : поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной / авт.-сост. Н. В. Егорова, Б. А. Макарова. – М. : ВАКО, 2017.

Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Примером может служить его стихотворение "Три пальмы".

- Послушаем внимательно это стихотворение.

2. Словарная работа.

  • Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
  • Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
  • Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).
  • Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
  • При помощи каких выражений Лермонтов создает впечатление хаоса, беспорядка, суеты? Найдите в тексте. ("Звонков раздавались нестройные звуки", "прыгал:бросал и ловил", "пестрели вьюки", "с криком и свистом неслись по песку", "подходит, шумя, караван").
  • А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

1 ряд - найдите, какими красками рисует автор караван? (Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый).

2 ряд - какими звуками наполняет? (Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды).

3 ряд - найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).

  • Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
  • Прочитайте.
  • Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
  • Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
  • Прочитайте.
  • С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).
  • С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
  • (Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
  • Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
  • Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").
  • Как развивались дальнейшие события? (Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту).
  • Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
  • Прочитайте.
  • Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
  • Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • А вы оправдываете этих людей? Почему?
  • Что было ценно для этих людей? (Для них был ценен собственный уют и комфорт).
  • Можно ли было найти другой выход из создавшегося положения?
  • Чем являлся для путешественников этот оазис? (Ценностью).
  • Как обошлись с этой ценностью люди? (Они уничтожили эту ценность).
  • Какова же цена этой ценности (ведь она сейчас уничтожена) для остальных людей, которые путешествуют по важным делам, для животных, перевозящих грузы? (Ценой может быть даже жизнь людей и животных, которые путешествуют по пустыне, ведь может оказаться так, что им сейчас негде найти глоток воды, набрать ее в дальнюю дорогу. Иногда жажда может привести к смерти или к различным заболеваниям).
  • Мы видим, что стихотворение заканчивается трагически. За что же прекрасные пальмы так жестоко наказаны? (Пальмы гордились своей красотой и роптали на Бога, что тот не посылает им путников, которые радовались бы их красоте и восхищались ими).
  • Справедливо ли такое жестокое наказание с точки зрения Лермонтова? Ведь пальмы хотели приносить радость. (Нет, поэт жалеет о погибших пальмах и о погибшем роднике).
  • Считает ли Лермонтов людей, пришедших в оазис, злодеями? (Нет, эти люди не злодеи, они веселые. Но Лермонтов удивляется их равнодушию и неблагодарности. Ведь пальмы дали им приют и могли бы дать тень, ночлег и воду еще многим путникам в пустыне. Поэт возмущен и огорчен поведением людей).
  • О чем же хотел сказать Лермонтов в своем стихотворении? (Люди! Прежде чем совершить какой-либо поступок, подумайте, правильно ли вы поступаете, не навредите ли своим поступком себе и окружающим вас людям?)

Вывод: Лирика Лермонтова многообразна, в ней звучат и тема одиночества, и мотив изгнанничества, и жажда борьбы и свободы. О чем бы ни писал поэт, в его стихотворениях всегда есть место мечте. Это мечты о счастье, о понимании, о справедливости и добре.

Но талант Лермонтова - талант поэта трагического, поэтому и слышится в его поэзии нота безнадежности, мотив разочарования и усталости.

Физминутка.

Ребята, а почему М.Ю. Лермонтов дает стихотворению подзаголовок "Восточное сказание"? (Потому что действие происходит на Востоке, "в песчаных степях аравийской земли". Поэт рисует восточный пейзаж: пустыню, пальмы, караван верблюдов).

  • Найдите метафоры.
  • Найдите эпитеты.
  • Найдите сравнения.
  • Найдите олицетворения.
  • Какие размеры стиха вы знаете?

Определите размер стихотворения "Три пальмы" (амфибрахий).

Итог урока.

  • Чем являлась описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне? (Она являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных).
  • Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
  • Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).
  • Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).

Оценки за урок.

Домашнее задание: нарисовать рисунки к стихотворению "Три пальмы"; выразительное чтение стихотворения; принести сборник стихов М.Ю. Лермонтова.

поэтического текста; помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.

Вид: комбинированный урок.

Тип: формирование новых знаний.

1. Организационный момент (1 мин.).

2. Проверка домашнего задания (15 мин.).

3. Работа по теме урока (20 мин.).

4. Подведение итогов урока (2 мин.).

5. Дом. зад. с комментированием к нему (2 мин.).

1. Организационный момент.

Запись темы урока в тетрадь.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа по теме урока.

В тетради начертите таблицу для составления опорного конспекта.

Часть плана

Опорная лексика

3. Художественные средства

Прослушаем это стихотворение.

Беседа с классом.

- На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы? 1. Пальмы. 2. Караван. 3. Пепел.

- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Красота природы и гармония человека с миром. Запишите в таблицу.

- Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии. Запишите в таблицу.

2. Как проходит их жизнь? Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.

3. Почему пальмы недовольны своей жизнью? Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы.

- Какое художественное средство использует поэт? Для чего? Олицетворение. Запишите в таблицу.

- Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?

4. Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения?

Покой нарушен появлением людей.

- Найдите и перечитайте строфы, в которых изображалась встреча обитателей оазиса и каравана. 4,5 строфа.

- А теперь посмотрим, как автор изображает караван.

- Найдите, какими красками рисует автор караван? Золотой, пестрели, узорные, смуглые, черные очи, белый.

- Какими звуками наполняет? Звонков нестройные звуки, окрики, ржание коня, крик, свист, шум, веселье, звук воды.

- Найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий.

- Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью? Метафора. Запишите в таблицу.

5. Что мы узнаем дальше из стихотворения? Как ведут себя пальмы по отношению к гостям? Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева.

6. Что же случилось с наступлением вечера? Людям стало холодно, и они вырубили деревья.

7. Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? Им стало холодно.

8. С кем сравнивает пальмы Лермонтов? С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это? С живыми людьми. Одежда = листья, стволы = тела. Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах.

- Какой прием (художественное средство) используют здесь поэт? С какой целью?

Метафора. Запишите в таблицу.

9. Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева.

10. Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?".

11. Как развивались дальнейшие события? Утром караван совершал путешествие по намеченному маршруту.

12. Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место.

13. Почему вместе с пальмами исчез и родник? Он высох от знойного солнца.

14. Что вы можете сказать о поступке этих людей? Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

15. А вы оправдываете этих людей? Почему?

- Перечитайте первую и последнюю строфы. Какой прием используют поэт? С какой целью? Антитеза. Запишите в таблицу.

- Вслушайтесь еще раз в строки:

По корням упругим топор застучал,

И пали без жизни питомцы столетий!

- Какие звуки повторяются? Почему? Повторение однородных согласных звуков называется АЛЛИТЕРАЦИЕЙ. Запишите в таблицу.

- Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения).

1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа

2) Их обращение к Богу. 3 строфа

3) Пальмы встречают гостей. 4, 5, 6 строфа

4. Подведение итогов урока.

– Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему?

Много устаревших слов. Этим отличается лексика стихотворения. Запишите в таблицу.

- А вот стройность, соразмерность мысли автора помогает ему передать выбранная рифма. Определите тип рифмы (по первой строфе). Парная рифма (ааббвв).

Посмотрим на получившуюся таблицу.

Часть плана

Опорная лексика

Тема красоты и гармонии человека с миром

Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь

только о своем собственном сегодняшнем благополучии

3. Художественные средства

Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза,

Ответим на главные вопросы урока:

Описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.

- Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок.

- Какова же цена совершённого людьми поступка? Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным.

- Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях.

5. Дом. зад. с комментированием к нему.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Новые олимпиады


Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Читайте также: