Что такое сорта культурных растений

Обновлено: 05.10.2024

Сорт — группа родственных по происхождению культурных растений одного вида, полученных в результате селекции или искусственного отбора. За разнообразие диких видов отвечает эволюция или естественный отбор. Мы можем получить сотни самых разных сортов одного-единственного вида.

Процесс превращения диких животных и растений в домашние со сменой биологических свойств и культурные называется доместикация

Вплоть до XIX века ученые не имели технической возможности собирать ботанические коллекции в масштабе всей планеты, поэтому не могли систематизировать информацию о происхождении агрокультур. Первым этот вопрос детально начал исследовать сэр Чарльз Дарвин, усомнившийся в существовавшей концепции неизменности видов. Позднее большой вклад в изучение этой темы внесли ученые Всесоюзного института растений. Под управлением академика Николая Ивановича Вавилова ботанико-агрономические экспедиции охватили большинство континентов, кроме Австралии и Антарктиды.

На основании полученных данных Вавилов создал учение о центрах происхождения культурных растений, вокруг которых формировались человеческие цивилизации.

  • Южноазиатский тропический центр — около 33% от общего числа видов культурных растений.
  • Восточноазиатский — 20%.
  • Югозападно-азиатский — 14%.
  • Средиземноморский — примерно 11%.
  • Эфиопский (Абиссинский) — около 4%.
  • Центральноамериканский — примерно 10%.
  • Андийский (Южноамериканский) — около 8%.

Опираясь в том числе на идеи Вавилова, выдающийся французский историк Фернан Бродель выделил всего три основных цивилизационных круга на всей планете. В центре каждого круга — основное растение, которое смогло сформировать весь уклад жизни целых народов, повлиять на их развитие и сформировать цивилизацию.

Первый цивилизационный круг, как полагает Бродель, сформировался в Юго-Восточной Азии вокруг риса. Учитывая плотность населения в тропической Азии, это до сих пор основной продукт для половины человечества. Там можно собирать урожай трижды в год, к тому же белок у риса — лучший среди злаков.

Второй цивилизационный круг возник в Новом Свете. Правда, в этом регионе за звание царицы полей могли бы побороться сразу несколько растений, но принято считать, что одно из них — самое главное. Маис, или кукуруза, благодаря устойчивости к болезням и засухам действительно был главным кормильцем народов Америки.

Наконец, третий, самый важный в истории человечества цивилизационный круг формировался вокруг пшеницы. Это древние цивилизации Северной Африки, Восточной Азии и Европы: Шумер, Вавилон, Египет, Греция и Рим.

Выращивание хлебных злаков — причина мощного цивилизационного прорыва. Земледельцы стали одомашнивать животных, чья мускульная сила применялась для пахоты и транспортировки. Инженерная мысль привела к появлению ирригации и развитию механики для использования энергии воды и ветра в мельничном деле.

Но одомашнивание растений не ограничивается одними зерновыми. Помните красивую древнегреческую легенду про яблоко раздора, когда три богини поспорили, кто из них прекраснее? И пастушок Парис отдал яблоко Афродите — богине любви и красоты. Так вот, ученые утверждают, что это не могло быть яблоко. Скорее всего, это была айва. Потому что яблони еще не интродуцировали в XIII веке до н. э. на территорию Древней Греции.

Интродукцией называется преднамеренное или случайное переселение каких-либо видов животных или растений за пределы их естественного ареала в новые географические области

А вот поход Геракла на Кавказ в сады Гесперид за яблоками с точки зрения ботаники выглядит логично. Исторически у коренных народов Кавказа был особый вид промысла — лесное садоводство. До сих пор на территории Кавказского заповедника можно встретить дикорастущие яблоки, груши, черешни, сливу и алычу.

Но каждый современный культурный сорт — это итог многовекового труда. Если за растением не ухаживать, предоставить ему самому жить и размножаться, то процесс доместикации пойдет в обратную сторону. Если выбросить на обочину дороги огрызок вкуснейшего яблока или груши и из косточки вырастет новое дерево, то получим мы обыкновенный дичок с кислыми плодами. А чтобы получить точно такое же вкусное яблоко, нужно привить или укоренить черенок от родительского дерева.

Это называется вегетативным размножением — образованием нового организма из многоклеточной части родительского организма. У растений можно вегетативно соединить части разных организмов. Как правило, культурные сорта без ухода человека долго расти не могут.

Если присмотреться к каждому садовому дереву, вы увидите внизу, у самых корней, заметный шрам — прививочный след на корнешейке. Ниже его — подвой, как правило дичок, устойчивый к невзгодам и болезням; выше — привой. Так называется сортовой черенок, который прививается на подвой и растет за счет корневой системы своего дикого брата

Сегодня выращивание культурных сортов — это высокотехнологическое производство, поскольку даже декоративные деревья и кустарники сами по себе такими никогда не вырастут. Например, каждый саженец из питомника перед выставлением на продажу около пяти раз пересаживается в процессе ухода и формирования.

Есть питомники, специализирующиеся на посеве и проращивании семян. Эти сеянцы могут быть однолетние или двухлетние. Дальше их выкапывают и пересаживают уже в другой питомник, где проводятся прививания. После этого через два-три года растение опять выкапывается с подрезанием корней и пересаживается в третий раз. Это требуется для формирования компактной корневой системы при продаже еще через три-четыре года.

Процесс доместикации не стоит на месте, он идет вперед семимильными шагами. Каждый год селекционеры получают от диких растений все новые и новые декоративные формы и сорта. И ассортимент декоративных растений уже сравнялся, а может быть, уже и превысил ассортимент овощей, фруктов, плодово-ягодных культур.

Сейчас культурным растениеводством занимается целая армия ученых: ботаников, генетиков, биохимиков, агрономов. Эта работа никогда не остановится, пока существует человечество. Есть сорта, которые быстро уходят, есть — которые удерживаются столетиями, есть сорта-шедевры, прославившие своих создателей. Растения дают нам еду, лекарство, строительные материалы, волокно и ткани, краски и лаки, топливо. Очень вероятно, что на наших глазах появятся не только новые сорта, но и новые сельскохозяйственные культуры, о пользе которых мы еще ничего не знаем.

Сорта — это растения одного вида, выведенные человеком. Они отличаются какими-либо качествами, нужными человеку, например, цветом, длиной, вкусом, морозостойкостью.

2) С помощью учебника установи, на какие отрасли делят растениеводство.

Растениеводство делят на четыре основные отрасли — полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

3) Каковы особенности растениеводства в вашем крае? Подумай, как эти особенности связаны с природными условиями края.

В нашем крае, Московской области, наиболее развиты полеводство и овощеводство. Причём овощеводство в значительной степени тепличное, что обусловлено длинными зимами.

Полеводство развито из-за равнинного характера местности, и достаточно тёплого лета, позволяющего выращивать растения на полях.

4) Выберите одну из отраслей растениеводства. Познакомьтесь с ней по учебнику и краеведческой литературе.

Рассказ про овощеводство для 4 класса

Это выращивание овощных культур. В нашей области развито как тепличное овощеводство, в закрытом грунте, так и полевое, в открытой земле.

Овощи необходимы каждому человеку, потому что содержат много витаминов, и приносят пользу здоровью.

5) Выполните задания в рабочей тетради, относящиеся к этой отрасли.

Примеры овощных культур, выращиваемых в Московской области:

Капуста, томаты, огурцы, лук, перец, чеснок, морковь, кабачки, тыквы, репа, редис, баклажаны.

Практическая работа

1) Рассмотрите в гербарии полевые культуры вашего края. Определите их названия с помощью рисунка. Сравните их между собой. По каким признакам можно различить эти растения?

В Московской области выращивают зерновые культуры — рожь, пшеницу, овёс. Их отличительным свойством оказывается наличие колоса, в котором собраны зёрна растения.

Выращивают подсолнечник, который легко определить по цветам с жёлтыми лепестками и большим головкам. А в головках находятся семечки.

Выращивают у нас и гречиху, которую мы определим по белым или фиолетовым цветкам и треугольным листьям.

2) Научитесь различать зёрна пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур.

Зерно пшеницы золотистое или светло-жёлтое.

Зерно ржи серо-зелёное и красно-коричневое, более мелкое чем зерно пшеницы.

Зерно ячменя серо-жёлтое, кажется грязным.

Зерно овса жёлтое, вытянутое, длинное.

Зерно проса жёлто-коричневое, очень мелкое.

Проверь себя

1) Перечисли известные тебе отрасли растениеводства.

Полеводство, плодоводство, цветоводство, овощеводство.

2) Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в вашем крае?

В нашем крае, Московской области, выращивают:

  • Полевые культуры: пшеница, ячмень, рожь, просо, картофель, подсолнечник.
  • Овощные культуры: огурцы, томаты, перец, лук, укроп.
  • Плодовые культуры: яблоки, вишню, грушу, сливу.
  • Цветочные культуры: розы, гладиолусы, тюльпаны, хризантемы, пионы, лилии.

3) Что нового, интересного тебе удалось узнать на уроке о сельском хозяйстве?

Я узнала, что сельское хозяйство делится на животноводство и растениеводство. А растениеводство состоит из четырёх основных отраслей.

Узнала, что растениеводство зависит от климатических условий нашего края.

Узнала, что такое сорта культурных растений и почему их так много.

Задания для домашней работы

1) Запиши в словарик названия отраслей растениеводства, которые развиты в вашем крае.

  • Полеводство — выращивание полевых культур.
  • Овощеводство — выращивание овощных культур.
  • Цветоводство — выращивание цветов.
  • Плодоводство — выращивание плодовых культур.

2) Если ты живёшь в сельской местности, понаблюдай за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сделай фотографии. Узнай у взрослых, какая работа уже выполнена, а какую ещё предстоит выполнить. Помоги взрослым в работе по выращиванию растений. О том, что удалось узнать и сделать, приготовься рассказать в классе.

Рассказ о труде растениеводов для 4 класса

Весенние работы в саду или на огороде начинаются после того, как сойдёт снег. Пока земля не прогрелась, садоводы выполняют очистку территории, белят стволы деревьев, удаляют скопившийся мусор.

Потом начинается копка земли. Она производится с помощью специальных машин — культиваторов, или вручную, лопатой.

Следующим этапом идёт изготовление грядок и удобрение почвы.

Только потом, когда земля хорошо прогрелась солнцем, можно начинать сажать растения.

В теплицу растения можно сажать гораздо раньше. Некоторые теплицы позволяют выращивать растения круглый год.

После посадки семян следует дождаться, когда они прорастут. Тогда начинается следующий этап ухода за растениями — прополка, подкормка и полив.

Я помогала своим родителям ухаживать за растениями на даче. Я сажала лук и морковь, а потом пропалывала грядки, выдёргивая сорняки, которые мешают росту культурных растений. Ещё я поливала грядки и рыхлила землю, чтобы корни растений получали больше кислорода.

Весенние работы в саду и огороде

3) Побывай в теплице. Обрати внимание на то, как она устроена, какие растения в ней выращивают. Если представится возможность, познакомься с устройством парника. Чем он похож на теплицу, а чем отличается от неё?

Теплица представляет собой сооружение, которое защищает растения от неблагоприятных погодных условий.

Теплица может быть очень большой, закрытой специальной плёнкой, реже стеклом. Теплицы бывают с искусственным обогревом и без подогрева.

В теплице можно ходить в полный рост. Это настоящий дом для растений, которые располагаются в теплице в несколько рядов — грядок.

В теплицы можно выращивать все овощные растения и некоторые полевые. Я видела, как выращивают огурцы, томаты, перцы, клубнику, картофель.

Парник — это тоже сооружение для защиты растений от неблагоприятных погодных условий. Но он отличается от теплицы меньшими размерами. А главное тем, что в парнике растения выращивают лишь летом, а в теплице можно снимать урожай круглый год.

Парник — это низкий короб, накрывающий грядки, закрытый плёнкой или рамами. Парник не отапливается, в нём используется лишь солнечное тепло и освещение.

В парниках выращивают огурцы, перцы, томаты, редис.

Для ухода за растениями плёнку с парника приходится снимать, а потом укладывать вновь.

На следующем уроке

Вспомни, что вы узнали о животноводстве и животноводческих профессиях, изучая природные зоны нашей страны. Каких домашних животных разводят в вашем крае?

Животноводство — одна из важнейших отраслей сельского хозяйства. Это выращивание домашних животных для нужд человека.

В животноводстве работают люди самых разных специальностей — доярка, пастух, птичница, кроликовод, овцевод, ветеринар и многие другие.

В Московской области разводят коров, коней, свиней, кроликов, кур, гусей.


Это важный термин в ботанике, который означает специальное разведение, т. е. культивирование для дальнейшего применения человеком. Главной целью процесса считается получение пищевой продукции, кормов и решение декоративных задач.

Виды, называемые агрокультурами, восполняют потребности людей в одежде и пропитании, служат основой животноводческих и земледельческих отраслей и возобновляемой сырьевой базой для легкой и деревообрабатывающей промышленности, фармацевтики и косметологии.

Как появились культурные растения?

Окультуривание растительности началось за 7-8 тысячелетий до н.э. почти в одно время в Старом и Новом свете. В каждой местности выбирались виды флоры, часто встречающиеся в зоне произрастания. В Австралии развития растениеводства не произошло, т.к. разнообразием ресурсов континент не отличался, а основная часть растительности материка для разведения в целях пропитания непригодна. Но здесь растет орех макадамия, который не так давно начал применяться в косметологии.

При увеличивающейся плотности жителей и накапливании продовольственных ресурсов часть населения от добычи продовольствия переходит к совершенствованию технологических и управленческих сфер, что способствует формированию цивилизации. После окончания периода ледников на землях Северной Америки почти не было выращиваемой окультуренной флоры, поэтому жители отдали территорию переселенцам из Европы, которые завезли злаковые и овощные виды растений.

Основные сорта культурных растений

Овощные: картошка, лук, морковь, свекла.

Плодовые: смородина, крыжовник, клубника, земляника.

Зерновые: пшеница, ячмень, рожь, гречиха.

Декоративные: барбарис, сирень, роза, клен, айва.

КУЛЬТУ́РНЫЕ РАСТЕ́НИЯ, рас­те­ния, спе­ци­аль­но раз­во­ди­мые (куль­ти­ви­руе­мые) че­ло­ве­ком для ис­поль­зо­ва­ния в хо­зяйств. дея­тель­но­сти. Имен­но К. р. во мно­гом удов­ле­тво­ря­ют по­треб­но­сти че­ло­ве­че­ст­ва в пи­ще, оде­ж­де, ка­че­ст­вен­ной сре­де оби­та­ния, яв­ля­ют­ся ос­но­вой всех от­рас­лей зем­ле­де­лия и ин­тен­сив­но­го жи­вот­но­вод­ст­ва, важ­ней­шей, еже­год­но во­зоб­нов­ляе­мой сырь­е­вой ба­зой для мн. от­рас­лей пром-сти (лёг­кой, де­ре­во­об­ра­ба­ты­ваю­щей, хи­ми­ко-фар­ма­цев­тич., пар­фю­мер­но-кос­ме­тич. и др.). Наи­боль­шее ко­ли­че­ст­во К. р. (пред­ста­ви­те­ли 69 бо­та­нич. се­мейств) куль­ти­ви­ру­ют­ся в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках, в то вре­мя как в уме­рен­ной зо­не вы­ра­щи­вают­ся пред­ста­ви­те­ли лишь 18–20 се­мейств. К. р. иг­ра­ют важ­ную роль в уг­ле­вод­ном и бел­ко­вом пи­та­нии че­ло­ве­ка во всех при­род­ных ре­гио­нах Зем­ли. Сре­ди них: хлеб­ные зла­ки (пше­ни­ца, рис, ку­ку­ру­за, сор­го, яч­мень, рожь и др.) и зла­ко­вые кру­пя­ные куль­ту­ры (гре­чи­ха, про­со, чу­ми­за, ви­ды ов­са, ама­рант, кви­ноа и др.), зер­но­вые бо­бо­вые К. р. (соя, го­рох, фа­соль, че­че­ви­ца и др.), крах­ма­ло­нос­ные клуб­не­плод­ные (кар­то­фель, ба­тат, ви­ды ям­са, ма­ни­ок и др.), пло­до­вые (хлеб­ные де­ре­вья, ба­нан), а так­же стеб­ле­вые куль­ту­ры (ви­ды са­го­вых пальм и др.). Гл. ис­точ­ни­ком по­лу­че­ния чис­то­го кри­стал­лич. са­ха­ра счи­та­ют­ся са­хар­ные тро­ст­ник и свёк­ла, ряд са­хар­ных пальм. В раз­ных кли­ма­тич. поя­сах су­ши воз­де­лы­ва­ют разл. пло­до­вые куль­ту­ры. В уме­рен­ных ши­ро­тах – это яб­ло­ня, гру­ша, сли­ва, виш­ня, че­реш­ня, алы­ча и др.; в ре­гио­нах с бо­лее тё­п­лым кли­ма­том – аб­ри­кос, пер­сик, гра­нат, хур­ма, ай­ва, ин­жир, шел­ко­ви­ца и др.; во влаж­ных суб­тро­пи­ках и тро­пиках – цит­ру­со­вые (ли­мон, ман­да­рин и др.), ак­ти­ни­дия ки­тай­ская (ки­ви), ли­чи, фей­хоа и др.; в арид­ных об­лас­тях – фи­ни­ко­вая паль­ма и др.; в тро­пи­ках – ман­го, ана­нас, па­пайя, аво­ка­до, ма­ра­куйя, ви­ды ано­ны, ман­гу­стан и мн. др. К ягод­ным куль­ту­рам гл. обр. уме­рен­ных и суб­тро­пич. ре­гио­нов от­но­сят­ся: зем­ля­ни­ка са­до­вая, ма­ли­на и еже­ви­ка, смо­ро­ди­на, кры­жов­ник, го­лу­бая жи­мо­лость, об­ле­пи­ха, го­лу­би­ка и др. Оре­хоп­лод­ные К. р. (грец­кий орех, мин­даль, ле­щи­на, фис­таш­ка, каш­тан, пе­кан, ке­шью и др.) да­ют бо­га­тый бел­ка­ми и жи­ра­ми про­дукт дли­тель­но­го хра­не­ния. Осн. до­лю рас­тит. пи­ще­вых жи­ров со­став­ля­ют мас­лич­ные К. р. (олив­ко­вое де­ре­во, ко­ко­со­вая и мас­лич­ная паль­мы, под­сол­неч­ник, ара­хис, кун­жут, рапс и др.). Очень бо­гат ви­до­вой со­став овощ­ных К. р.: кор­не­плод­ные (мор­ковь, сто­ло­вая свёк­ла, ре­па, сель­де­рей, редь­ка, ре­дис и др.); лис­то­вые, лис­то­сте­бель­ные, бу­тон­ные, струч­ко­вые ово­щи (ви­ды и фор­мы ка­пус­ты, бам­бу­ков, са­лат, шпи­нат, спар­жа, ар­ти­шок, пор­ту­лак, ба­зел­ла, ка­пер­сы и др.), а так­же разл. ви­ды лу­ка (реп­ча­тый лук, ша­лот, по­рей, чес­нок и др.); съе­доб­ные пас­лё­но­вые (то­мат, бак­ла­жан, пе­рец, фи­за­лис) и ты­к­вен­ные (ты­к­ва, огу­рец, ар­буз, ды­ня, чай­от и др.). Че­ло­век ис­поль­зу­ет пря­ноа­ро­ма­ти­че­ские К. р.: в тро­пи­ках – это ду­ши­стый, чёр­ный и бе­лый пе­рец, кар­да­мон, бадь­ян, мус­кат­ный орех, гвоз­ди­ка, им­бирь, ко­ри­ца и др., в суб­тро­пи­ках и в уме­рен­ных ши­ро­тах – ли­стья лав­ра бла­го­род­но­го, роз­ма­рин, ба­зи­лик, май­о­ран, ук­роп, тмин, ко­ри­андр, пет­руш­ка, ви­ды гор­чи­цы, хрен, мя­та, чер­нуш­ка и мн. др. На ог­ром­ных пло­ща­дях куль­ти­ви­ру­ют­ся т. н. на­пи­точ­ные К. р.: ви­но­град, даю­щий сы­рьё для про­из-ва на­ту­раль­ных вин и креп­ких спирт­ных на­пит­ков, ре­же со­ков и про­дук­тов де­серт­но­го пи­та­ния; чай, ко­фе, ка­као, матé, ко­ла и др. Сы­рьё для ал­ко­голь­ных на­пит­ков, ре­же со­ков, по­лу­ча­ют из не­ко­то­рых ви­дов пальм, ага­вы и др.

Читайте также: