Дамская посадка на лошади

Обновлено: 05.10.2024

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

История дамского седла

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.


Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.


Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.


В XVIII веке дамская езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.

К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.



В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

История костюма для дамской верховой езды

Амазонка — дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.
Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.

Корсет.
Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет — это силуэт. В остальном — он соответствовал своей эпохе.
Лиф.
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.

Юбка.
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Панталоны.
Облегающие штаны с высокой талией.
Шляпа.
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.
Перчатки.
Обязательны.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении. Да и мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.


И, наконец, в конце 19 века, амазонка приобретает свой современный вид. Где юбка представляет из себя фартук, закрывающий ноги всадницы. Под такой фактук дама, как правило, одевает бриджи в тон.

В настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Современное дамское седло.

Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени.


Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.

Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Левая сторона.
Фиксированный рог, или верхняя лука

Подвижной рог (для упора во время прыжков), или нижняя лука

Крыло, включая предохранитель - переднюю часть крыла, на которой покоится правая нога всадницы (показана пунктирной линией)

Надкрылок, прикрывающий замок стремени

Держатель, закрывающий крючок для подгонки длины путлища


Правая сторона.
Приструга для балансировочной подпруги

Скоба для крючка для закрепления крыла с правой стороны

Кожаный ремень с крючком для закрепления крыла с правой стороны

Современный костюм амазонки.

Современные амазонки отказались от небезопасных широких юбок. Теперь для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.


На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос.

Изготавливается костюм обычно из легкой шерстяной ткани, передник шьется с подкладкой. Для охоты возможны различные расцветки от шотландской клетки до светло и темно-зеленой, для выступлений - от темно-синего до черного. Рубашка может быть белой, желтой, в полоску, галстук - темно синий в горошек или любой другой скромной расцветки. Перчатки - замшевыми, кожаными или нитяными. Предпочтительно коричневыми, но ни в коем случае не черными: их носят только вдовы во время траура. Сапоги - черные, если только костюм не зеленого цвета и предназначен для охоты, поскольку в последнем случае возможны коричневые сапоги. Цвет бриджей под передником не играет особой роли, если передник сшит по фигуре и ни при каком случае не будут видны бриджи всадницы. Но на всякий случай предпочтительны бриджи темных расцветок, не отличающихся от расцветки передника. Правая нога всадницы не должна быть видна из под передника, а левая - только до шва сапога, т.е. должна выходить из-под передника на ширину ладони. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина (без самой шпоры).

Школы дамской верховой езды, соревнования, учебная лошадь, посадка всадницы.

И вот седло и костюм приобрели свой современный вид. Эмансипация набирает обороты. Где же научиться красиво и правильно ездить в дамском седле и где потом применить полученные знания?

Школы дамской верховой езды и соревнования.

Законодательницей мод на дамскую верховую езду, а также хранительницей старых традиций является Англия. Британская ассоциация дамской езды (British Side-Saddle Association) была образована в 1975 году и состоит из 17 региональных отделений, каждое из которых проводит свои региональные выездные занятия, квалификационные экзамены и соревнования.

Кроме этого, проводятся различные региональные соревнования по оценке наиболее гармоничной пары "всадница-лошадь" (Concours d'Elegance), выезженности лошади, различные соревнования для лошадей типа "hack" (прогулочных лошадей), для лошадей типа "cob" (типа упряжной лошади), для лошадей типа "hunter" (лошадей для охоты), а также выступления в исторических костюмах и выступлениях под музыку. Победители региональных соревнований принимают участие в общенациональных соревнованиях.

Кроме Великобритании, ассоциации дамской езды есть в Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и многих других странах.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы.

Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях. Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.
В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного.
Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения. Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

Дамская верховая езда

Дамская верховая езда как искусство

Дамская верховая езда фото

В век, когда дамы ни в чем не уступают мужчинам, женщина должна оставаться грациозной леди и настоящей королевой. Самая известная королева нашего времени Елизаветта II — пример женственности и величия, до последнего времени все парады принимала исключительно в дамском седле. Справедливости ради, должна заметить, что в обычном седле, когда ноги расположены по обе стороны лошади, ездить действительно удобнее. Но ведь как красиво смотрится амазонка в длинной юбке в дамском седле! Как же можно удержаться на лошади в таком положении и не упасть? Очень просто.

Не знаю, как было несколько веков назад, но современные седла приспособлены для того, чтобы всадница чувствовала себя в нем вполне уверенно.

История дамского седла и современность

Дамская езда на лошади

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.

Седло для дамской езды

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла. Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Дамские седла

Фото дамской езды

К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на конной охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

Всадница в дамском седле

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел. Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

История костюма для дамской верховой езды

Амазонка

Амазонка — дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла. Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.

Амазонки фото

1. Корсет. Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет — это силуэт. В остальном — он соответствовал своей эпохе.

2. Лиф. В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Далее возможны два варианта лифа:

3. Юбка.Широкая и зачастую с длинным шлейфом.

4. Панталоны. Облегающие штаны с высокой талией.

5. Шляпа. Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.

6. Перчатки. Обязательны.

Современное дамское седло для верховой езды

Езда в дамском кресле

Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени. Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы — твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель — поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Седла дамские

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука — для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая — на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки. Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше — примерно на 10-12 см — от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом.

Строение дамского седла

Строение дамского седла:

  1. Фиксированный рог, или верхняя лука
  2. Подвижной рог (для упора во время прыжков), или нижняя лука
  3. Сиденье
  4. Задняя лука
  5. Седельная подушка
  6. Крыло, включая предохранитель — переднюю часть крыла, на которой покоится правая нога всадницы (показана пунктирной линией)
  7. Надкрылок, прикрывающий замок стремени
  8. Путлище
  9. Держатель, закрывающий крючок для подгонки длины путлища
  10. Стремя
  11. Приструга для балансировочной подпруги
  12. Балансировочная подпруга
  13. Скоба для крючка для закрепления крыла с правой стороны
  14. Кожаный ремень с крючком для закрепления крыла с правой стороны
  15. Подпруга

Современный костюм амазонки для езды верхом

Современные амазонки отказались от небезопасных широких юбок. Теперь для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

Костюм амазонки

На голове у английской всадницы должна быть шляпа — котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос.

Изготавливается костюм обычно из легкой шерстяной ткани, передник шьется с подкладкой.

Для охоты возможны различные расцветки от шотландской клетки до светло и темно-зеленой, для выступлений — от темно-синего до черного. Рубашка может быть белой, желтой, в полоску, галстук — темно синий в горошек или любой другой скромной расцветки. Перчатки — замшевыми, кожаными или нитяными. Предпочтительно коричневыми, но ни в коем случае не черными: их носят только вдовы во время траура. Сапоги — черные, если только костюм не зеленого цвета и предназначен для охоты, поскольку в последнем случае возможны коричневые сапоги. Цвет бриджей под передником не играет особой роли, если передник сшит по фигуре и ни при каком случае не будут видны бриджи всадницы. Но на всякий случай предпочтительны бриджи темных расцветок, не отличающихся от расцветки передника. Правая нога всадницы не должна быть видна из под передника, а левая — только до шва сапога, т.е. должна выходить из-под передника на ширину ладони. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина (без самой шпоры).

Школы дамской верховой езды и соревнования

Современная дамская езда на лошади

10 золотых правил правильной посадки в дамском седле

Дамская езда на лошади

1. Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки ло места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4. Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5. Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6. Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7. Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8. Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9. Баллансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10. Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном.

Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади. В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Надежная учебная лошадь для дамской верховой езды

Лошадь дамская езда

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп — прямым и плавным, без усиленной работы зада.

Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного.
Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения. Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.


Многие современные люди наверняка обращали внимание на то, что в старину представительницы прекрасного пола из благородных сословий ездили на лошади только боком.

Зачем они так делали, если чуть позже мы видим уже и одинаковую посадку что мужчин, что и женщин?

Девушки ездят боком. |Фото: yandex.by.

Дело в платьях, но не только. |Фото: pinterest.fr.


Дело в платьях, но не только.

Когда именно появилось первое дамское седло, сказать сложно. Достоверно известно, что они существовали уже в XIV веке. В частности, такое седло было у супруги Ричарда II – Анны Богемской. Можно смело предположить, что в действительности такие седла существовали уже минимум столетие до этого славного момента, а может и дольше. Куда важнее другое: зачем вообще оно нужно. Для того, чтобы понять вопрос полностью, придется окунуться в дивный мир Средневековья. Хотя начнем мы и вовсе с конца античности.

Вот так выглядит седло. |Фото: yandex.ru.


Вот так выглядит седло.

Езда в седле, особенно в стременах – дело суровое. Тот, кто хотя бы раз ездил в седле действительно долго, знает о том, что оно натирает. Не верите? Попробуйте сами или хотя бы покатайтесь на горном велосипеде часик-другой. От последнего пятая точка будет болеть еще три дня. Седло же способно стереть задницу до кровавых мозолей даже при использовании специальной одежды. И многие наверняка уже догадались, к чему все сводится.

Все дело в моде. |Фото: www.pinterest.ru.

Нет, вовсе не к анатомическим различиям мужчины и женщины. Все дело в одежде. Гунны, пришедшие в Европы из Азии на рубеже эпох, принесли с собой не только стремена, но и специальную одежду для езды в седле – чулки. Именно эти две вещи определили на многие столетия вперед развитие моды и военного дела в Европе. Без стремян и чулок было бы невозможно создать тяжелую рыцарскую конницу.

Седло натирает промежность. |Фото: wallegro.ru.

Сила в чулках. |Фото: moti.com.ua.

Сегодня ездят как все. |Фото: annamillinery.com.


Дамское седло


Обязательная к изучению тема для написания романов об эпохах, когда такие приспособы существовали и активно использовались. Кому-то может пригодиться для фентези.

И да, на всякий случай, мужчины точно так же могут ездить в дамских седлах, ничто не препятствует этому, кроме их собственного нежелания этого делать.

Дамские седла существовали по следующим причинам:

1) Женщины носили длинные юбки, в которых было не усесться на лошадь;

3) Знатным дамам не пристало гоняться за мужиками по полям и лесам, они должны были красиво сидеть на лошади.

Немного окунемся в историю дамского седла.

Изначально дамское седло не было седлом. Это было кресло, установленное на лошадь. Потом к нему пристегнули еще специальную дощечку, чтобы дама удобно ставила на нее ноги. Я не шучу.


Ездить в таком кресле самостоятельно было абсолютно невозможно, поэтому даму всегда сопровождал человек, который вел лошадь под уздцы. Даме отводилась роль красивого дополнения к креслу.

Конечно, это было не круто, не классно, женщине хотелось тоже брать на себя управление и вот в 1382 году Анна Богемская (жена Ричарда II) решила, что хватит это терпеть, и ввела в обиход первое дамское седло, в котором женщина могла развернуть корпус по направлению движения лошади. Такие седла имели только нижнюю луку (в дальнейшем вы поймете, о чем я говорю).

Верхняя лука появилась около 1580 года во Франции благодаря Екатерине Медичи. Изобретение верхней луки сделало посадку всадницы более устойчивой, езду безопаснее, а также дало возможность всаднице спокойно передвигаться любым аллюром при желании.

До 1830 года ничего в дамских седлах не менялось. Но в тот год француз Шарль Пелье изобрел усовершенствованную нижнюю луку, которая привинчивалась к седлу, меняла положение и была изогнута, повторяя изгиб ноги всадницы. Это, в том числе, позволяло всадницам прыгать в дамских седлах.


В 1870 году пришли еще два важных усовершенствования:

- специальная балансировочная подпруга, позволявшая более плотно и устойчиво закрепить седло;

- безопасное стремя, которое раскрывалось при падении всадницы, освобождая ее ногу.

Сейчас всадница может ездить в дамском седле и в самой обычной одежде для верховой езды:


В настоящее время дамские седла достаточно популярны в Англии (где ж еще-то?), там женщины часто выезжают в них на современный аналог конной охоты. Лично я конную охоту в современном мире абсолютно не приемлю, потому что это: травмирует лошадей, травмирует людей, мешает автомобилистам и создает опасные ситуации не только на дорогах, но и в людных местах. Но об этом как-нибудь потом.

Лошадь для дамского седла

Лошадей для женщин подбирали всегда невысоких, с достаточно широкой спиной, чтобы седло не скатывалось никуда, подпругу затягивали сильнее, чем на мужских седлах. С изобретением балансировочной подпруги, дамы получили возможность ездить на лошадях более легкого сложения.


(Когда ты – идеальный пузатик для дамского седла)

Лошадь должна была быть спокойной, добронравной, очень ленивой, не любить подниматься в галоп, так как большинство всадниц хорошо сидели только на шагу, и даже рысь была для них испытанием. На самом деле, большинство всадниц ездили ОЧЕНЬ плохо. Конструкция седла с двумя луками не давала им так легко падать при всем при этом.

Лошадь специальным образом выезжали, чтобы она умела реагировать на команды хлыстом. Так как с правой стороны лошади нет ноги всадника, ее заменял длинный хлыст, которым отдавали команды при необходимости. Точно такой же принцип используют и по сей день.

В настоящее время лошадь для езды в дамском седле должна быть не только идеально выезженной, но еще и очень честной, исполняющей сложные элементы и прыжки без особой поддержки со стороны всадника.

Конструкция седла

Я покажу вам конструкцию современного седла, а если вам нужен будет более древний его вариант, вы обратитесь к исторической справке выше и просто уберете лишние элементы, согласно вашей эпохе.

Интересный факт: раньше дамское седло могло весить до 15кг, в настоящее время оно максимально облегчено и вес снизился до 5-7 кг.

Итак, вот внешний вид дамского седла:


Подушка, на которой сидит всадница, гораздо более толстая, чем в обычном седле, за счет этого всадница сидит выше, что может с непривычки выбивать из колеи и создавать ощущение неустойчивости посадки.

Подушка достаточно плоская, в отличии от обычных седел, это связано с большей площадью соприкосновения с пятой точкой всадника.

Стремена у таких седел всегда достаточно короткие, чтобы нога всадницы удобно упиралась в луку и давала больше возможности управлять корпусом, например, во время прыжков.

Размер дамского седла бывает разный и подбирается в зависимости от размеров всадницы. Это очень важно, если седло будет больше или меньше необходимого размера, ехать будет сложно, а то и вовсе невозможно.

Здесь вы можете наблюдать обратную сторону дамского седла и балансировочную подпругу (это дополнительный ремень, уходящий к задней части седла):


Современное дамское седло бывает даже в стиле вестерн, чтобы принимать участие в соответствующих вестерн-дисциплинах. Отсюда плавно переходим к вопросу того, чем можно заниматься в дамском седле.

Почти всем тем, что и в обычном. С одним лишь НО. Всадница в дамском седле НИКОГДА не сможет делать такие же сложные элементы, как всадницы в обычных седлах. Это связано не только с особенностями посадки (например, прыгать в дамском седле очень сложно и опасно), но и с особенностями управления лошадью, когда у вас фактически нет одной ноги.

Касаемо, например, классических европейских видов спорта, всадницы в дамском седле принимают участие в соответствующих турнирах по выездке, конкуру и даже троеборью. У них есть свои элементы, свой уровень сложности и своя максимальная высота на маршрутах.



Далее вы можете наблюдать кадр момента покорения очередного мирового рекорда. Прыжок в дамском седле через препятствие высотой 2м 16см.


Как вы видите, всадницу выкинуло из седла и подбросило над спиной лошади, она держится за счет повода. При приземлении весь вес ее тела упадет на лошадиную спину. В дополнении к тому, что лошадь и так только что приземлится после достаточно высокого и опасного прыжка, на нее упадет еще 60 килограмм веса, абсолютно ничем несамортизированные. По этой простой и незатейливой причине я против преодоления высоких препятствий в дамском седле.

Как научиться ездить в дамском седле?

Найти тренера, который специализируется на этом.
Обучение езде в дамском седле проходит проще для опытных всадников, потому что они уже знают, как управлять своим телом, рапределять его вес и баланс. Но для тех, кто никогда не сидел верхом, езда в дамском седле также возможна. Есть специализированные школы, где обучают езде именно на такой манер. Это тяжелее для новичков, но вполне реально.

Почему ездить в дамском седле сложнее, чем в обычном?

- вес тела приходится смещать на правую сторону, чтобы сбалансировать вес ног слева;

- всаднице КАТЕГОРИЧЕСКИ необходимо отучить себя от повода и иметь максимально мягкую руку, чтобы не дергать лошадь за рот на каждом темпе;

- всаднице необходимо умение правильно работать хлыстом в правой руке;

- всадница должна уметь легко выпускать из рук повод и быстро набирать его снова, если она желает обучиться прыжкам в дамском седле;

- нужна прекрасно выезженная лошадь, поди найди еще такую в условиях российской действительности.

Преимущества дамского седла

Это прекрасный способ разнообразить свою конскую жизнь, научиться чему-то новому, проверить свои навыки баланса и стабильного корпуса. Также в дамском седле принято ездить с максимально правильной осанкой, прямой спиной и гордо поднятым подбородком, что также улучшает посадку и в обычном седле.

Кроме того дамские седла идеальны для фотосессий в красивых платьях и не только!



(Жахнуть перед поездочкой – бесценно)


(Фужерчик отдайте, пожалуйста)

Надеюсь, информация была вам полезна. Задавайте вопросы по упущенным мной нюансам в комментариях. Всем спасибо :)

Всегда казалось, что дамское седло - это дико неудобно. Вопрос сноровки, как я понимаю, но все равно.
Тем не менее безумно познавательно))

Я недавно смотрела Аббатство Даунтон, там одна леди лихо скакала верхом в дамском седле, конь перепрыгивал через канавы. Я была в шоке. Стала смотреть информацию. В итоге да, в начале 20 века уже были какие-то особенные седла. Но там нужна сноровка, перенос веса и пр. А, еще было написано что некоторые фермеры ездили в таком седле на своих крупных лошадях, так как спины у тех слишком широкие.

Silly Wizard
Они были гораздо раньше 20 века :)
А фермеры, конечно, не пользовались дамскими седлами, это была бы слишком большая роскошь. Они просто садились на лошадь боком, если так было удобнее что-то делать. Но в основном, конечно, не бывает НАСТОЛЬКО широкой лошади, тем более в те времена, на которую нельзя было бы сесть, раздвинув ноги :))

Спасибо за интересную и познавательную статью ))

Кстати, в некоторых фильмах и на некоторых картинах, где показаны сюжеты из эпохи раннего средневековья (задолго до крестовых походов), женщины сидят в длинных юбках в мужском седле. Как, например, здесь:


Насколько такое реально?

С другой стороны, если юбка не просто длинная, но еще и без обручей, и достаточно широкая, то женщина может устойчиво сидеть на лошади по-мужски, и внешние приличия будут при этом соблюдены (юбка всадницы закрывает при этом не только ее же ноги, но и круп лошади - подобно попоне). Хотя, чтобы юбка не запуталась в стременах и не задралась в процессе залезания/слезания, наверное, все равно необходим помощник.

Еще можно предположить, что если в раннее средневековье знатные женщины еще могли ездить в мужском седле, то уже в эпоху высокого средневековья, по мере развития и усложнения норм этикета и расслоения общества, появилось то самое "кресло" (королева или принцесса в нем смотрится величественно - самое то, чтобы проехаться шагом на параде в честь праздника); вслед за королевским двором подобную моду подхватили все остальные дамы, а вскоре и вовсе стало считаться, что ехать женщине в мужском седле, широко раздвинув ноги - жутко неприлично. А в XVI в., когда появились пышные платья на обручах, еще и юбка задиралась, открывая ноги до лодыжек, а то и до колен. После же - и вплоть до начала XX в. все и вовсе забыли, с чего началась вся эта возня с дамским седлом.

Можно сравнить (хотя не знаю, насколько это сравнение удобоваримо). В общем, давным-давно женщины рожали, сидя на кровати или в спец. кресле. Роженице так было удобнее, но акушерке приходилось сильно наклоняться, а то и вовсе становиться на колени, чтобы принять ребенка. Однажды французский король Людовик XIV захотел не просто присутствовать при родах своего ребенка от очередной фаворитки, но и сам принять его. Однако король - выше всех остальных в своем королевстве, и кланяться и, тем более, становиться на колени перед подданными ему невместно, даже перед матерью своего ребенка. Тогда придумали рожающую фаворитку уложить: рожать ей так стало намного тяжелее, зато король достоинства своего не уронил, да и акушеркам стало намного удобнее принимать роды. Благодаря этой фаворитке роды лежа быстро вошли в моду (все хотели рожать, "как новая пассия короля"), а вскорости стало считаться, что женщина может и должна рожать только лежа и никак иначе - и тянулось это, опять же, как бы не до середины XX в.

PPh3
Вам спасибо :)
Скорее всего так и было. Основной аргумент "в пользу" дамского седла исходил именно из мифов о том, что женщина не может сидеть по мужски, ей будет тяжело беременеть и рожать, и т.д. То бишь никакого реального аргумента в его пользу никогда не существовало, кроме правил приличия и мифов.

В остальном же женщины прекрасно чувствуют себя в "мужском" седле :) И даже в юбке это вполне возможно. Другое дело, что в длинной юбке действительно небезопасно.

Читайте также: