Действия при аварийной посадке самолета на воду

Обновлено: 05.10.2024

Успешное осуществление вынужденной посадки на воду зависит в основном от следующих факторов:

от состояния моря и силы ветра; от типа самолета; от мастерства командира. Поведение самолета в момент посадки может быть различным в зависимости от состояния моря. Посадка самолета параллельно линии гребня зыби, т. е. перпендикулярно направлению ее движения, иногда почти не отличается от посадки самолета на гладкую поверхность воды. При посадке самолета перпендикулярно линии гребня зыби или при посадке на бурное море на самолет действуют большие перегрузки. Путем выбора правильного курса захода на посадку, сообразуясь с состоянием моря, командир может в определенной мере уменьшить опасность, связанную с посадкой самолета в условиях бурного моря.

Вторым фактором, влияющим на успешное осуществление вынужденной посадки самолета на воду, является тип самолета. Командир не может оказать прямого влияния на этот фактор, однако зная характеристику своего самолета и его данные, а также предполагаемое его поведение при посадке на воду, он может принять определенные меры, для того чтобы ослабить действие его отрицательных качеств и максимально использовать его положительные свойства. Заранее всегда можно узнать данные о поведении конкретного типа самолета при посадке на воду.

Ниже приведены общие данные, которые относятся ко всем типам пассажирских самолетов.

Чем тяжелее самолет, тем лучше он приспособлен для посадки на воду. Современные пассажирские самолеты имеют, как правило, удовлетворительные характеристики с точки зрения их приспособленности для посадки на воду. У пассажирских самолетов нижняя часть фюзеляжа, которая чаще всего повреждается при посадке на воду, имеет большую прочность.

Выступающие части самолета по- разному влияют на повреждение самолета при посадке его на воду. Шасси необходимо всегда убирать, так как в противном случае самолет подвергнется резким броскам и перегрузкам, что может вызвать поломку крыла.

При посадке на неспокойную поверхность воды против направления зыби следует ожидать значительных перегрузок. Длина пробега в этом случае зависит от того, отскочит ли самолет от воды при ударе о волну или нет.

Наиболее безопасной посадкой самолета в условиях неспокойного моря является посадка в направлении, параллельном линии волны зыби, или, иначе говоря, в направлении, перпендикулярном направлению движения зыби. Условия посадки в таком случае больше всего приближаются к условиям посадки на гладкую поверхность воды.

Из трех факторов, влияющих на успешное выполнение вынужденной посадки многоместного пассажирского самолета на воду, а именно состояние моря, тип самолета и

искусство Пилотирования, последний фактор имеет наибольшее решающее значение. От умения командира и второго пилота благополучно посадить самолет на воду во многом будет зависеть дальнейшая судьба экипажа и пассажиров.

На большинстве современных самолетов совершать посадку на воду необходимо на минимально возможной воздушной скорости при условии, однако, что это не повлечет чрезмерного задирания носа самолета.

После первого же удара о воду самолета командир в большинстве случаев уже почти не может управлять самолетом, поскольку он перестает слушаться рулей.

Посадка На гладкую поверхность моря, в том числе и при наличии зыби, должна производиться с большой осторожностью, так как в этих условиях очень трудно определить высоту над водой, вследствие чего пилот может очень легко ошибиться. Поэтому если имеется возможность, пилот должен предварительно пройти на небольшой высоте над предполагаемым местом посадки, сбрасывая в море какие-нибудь небольшие предметы, по которым он сможет определить высоту и совершить посадку со второго захода.

Шкала для определения скорости ветра по состоянию поверхности моря при ветровом волнении.

ОЦЕНКА ПРИГОДНОСТИ ЗАКРЫТЫХ ВОДНЫХ ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ПОСАДКИ. ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА НА РЕКУ

Наиболее удобными для вынужденной посадки на воду являются закрытые водные бассейны, например озера, реки, гавани, заливы или же водные пространства, окруженные несколькими островами.

Если позволяют условия, необходимо пролететь над намечаемым местом посадки, чтобы убедиться в отсутствии на поверхности воды препятствий:

  • подводных камней; лодок, плотов;
  • буев, свай или любых других предметов, которые могут повредить самолет.

После того как пилот убедится, что на поверхности воды нет никаких препятствий для посадки, он должен выбрать курс для захода на посадку с учетом фактического состояния водной поверхности и направления ветра.

Водное пространство, выбранное для посадки, должно быть не менее 1,5 км р длину и 90 м в ширину.

Направление для захода на посадку следует выбирать с учетом направления ветра, направления течения реки и ее глубины. Если течение реки не очень сильное, а направление ветра не совпадает с наиболее выгодным направлением захода на посадку, то посадку следует совершать против ветра. Если направление течения реки и направление ветра совпадают, то посадку следует производить против ветра и против течения.

Если направление течения и направление ветра являются противоположными, то совершать посадку следует против ветра. -

Общим правилом при посадке на поверхность реки является следующее: при достаточно сильном ветре следует £ пренебрегать слабым течением реки и производить посадку против ветра. Посадку следует рассчитать так, чтобы в конце пробега по воде оказаться рядом с берегом, у причала или на мели.

Для того чтобы с воздуха определить величину и направление движения основной, наиболее крупной зыби на море, необходимо лететь на высоте примерно 600 м (с малой высоты основная зыбь не всегда видна). Направление движения более слабых систем зыби и ветровых волн определяется с высоты бреющего полета. ^

Подавляющее большинство океанских волн имеет высоту 3—4 м, а волны высотой 7—8 м являются редким явлением. Благодаря интерференции, или наложению волн, волны, следующие друг за другом, могут резко отличаться по высоте. Это можно хорошо видеть, наблюдая за волнами, разбивающимися о берег. За тремя-четырьмя большими волнами следует обычно серия сравнительно малых волн, после чего опять приходят большие волны и т. д. Таким образом, даже в случае очень неспокойного моря на его поверхности всегда есть места относительно более спокойные, что очень важно знать командиру и второму пилоту на случай вынужденной посадки.

Если необходимо произвести посадку на море при сложном волнении, т. е. при наличии нескольких различных систем зыби, то для посадки следует выбрать такой курс, чтобы самолет не двигался прямо навстречу какой-либо из систем зыби и чтобы при этом максимально использовался встречный ветер.

При выборе курса посадки необходимо учитывать также расположение входных дверей и аварийных люков на самолете. При размещении дверей на одной стороне фюзеляжа самолета (Ту-104, Ту-124, Ил-18 и т. п.) посадку параллельно гребню зыби следует производить таким образом, чтобы волна зыби (или ветровая волна) набегала на правый борт.

В этом случае для эвакуации пассажиров и членов экипажа на надувные спасательные плоты можно использовать входные двери и аварийные люки левого борта.

Для самолетов Ту-114, Ил-62, Ту-154, Ту-134 и т. п., имеющих выходы с обеих сторон фюзеляжа, при посадке на воду параллельно гребню зыби не имеет особого значения, с какой стороны фюзеляжа набегает волна зыби или ветровая волна, но после посадки на воду пилот обязан оценить положение самолета на воде и возможность открытия дверей и люков с тем, чтобы вода не смогла проникнуть внутрь самолета.

ТЕХНИКА И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ ПОСАДКИ НА ВОДУ И ПРИМЕНЕНИЕ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

Вынужденная посадка пассажирского сухопутного самолета на неспокойную поверхность моря должна выполняться так, чтобы в момент касания воды нос самолета был поднят. Для этого необходимо сделать нормальный заход на посадку с убранными закрылками и шасси. Двигатели должны работать на малых оборотах. На высоте примерно 1,5—2 м над водой выровнять самолет и, удерживая его нос слегка поднятым, продолжать лететь до намеченного места посадки на воду на скорости, превышающей критическую на 15—20 км/ч.

Долетев до выбранного места посадки, следует немного уменьшить газ и задрать нос самолета так, чтобы не потерять полностью скорость. Хотя в момент посадки нос самолета необходимо удерживать в поднятом

положении, во время пробега его следует опустить, так как при опущенном носе самолет быстрее остановится, потому что увеличится поверхность самолета, соприкасающаяся с водой; самолет будет отрываться от волны при меньшем угле атаки, вследствие чего будет набирать меньше высоты. Чтобы удерживать нос самолета во время пробега в нужном положении, пилот должен быстро реагировать на любое изменение положения самолета, действуя рулем высоты.

Длина пробега самолета во время посадки находится в прямой зависимости от веса самолета и его скорости, или, другими словами, от его запаса кинетической энергии в момент посадки.

При посадке на воду ночью на высоте 100—150 м необходимо включить фары и все внимание сосредоточить на определение высоты начала выравнивания самолета перед приводнением, не допуская удара его о воду или потери скорости. В тумане и в облаках фары включать не рекомендуется.

В лунную ночь следует садиться в направлении к луне. Установлено, что оценка состояния моря, сделанная путем наблюдений при полной луне, бывает примерно правильной. Однако в этих условиях море' хорошо просматривается только в одном определенном направлении, причем море кажется спокойнее, чем на самом деле. Тем не менее почти всегда можно определить основную систему зыби, а также направление ветра, если сила его достаточно велика и на море имеются ветровые полосы.

Спуск на воду надувных спасательных плотов и посадка на них людей

Как только самолет окончательно остановится на воде после посадки, командир корабля обязан:

  • оценить положение самолета на воде и возможность открытия бортовых дверей и аварийных люков с тем, чтобы вода не смогла проникнуть внутрь самолета;
  • дать команду открыть двери и аварийные люки;
  • дать команду спустить на воду плоты;
  • не допускать скопления пассажиров в одном месте во избежание опасных дифферентов на нос или на хвост самолета;
  • организовать быструю высадку пассажиров с предварительно надетыми спасательными жилетами;
  • покинуть самолет последним, разместиться на спасательном илоту с аварийной радиостанцией и руководить спасанием пассажиров;
  • дать указание отвести плоты от самолета на 50—100 м.

На большинстве современных пассажирских самолетов крепления плотов внутри самолета отдаются вручную и плоты подносятся к тем дверям и люкам, которые лежат выше уровня забортной воды и которые наиболее целесообразно открыть в конкретной обстановке и затем спустить плоты на воду, не затопив самолет забортной водой.

Примечания. 1. Уровень воды за Сортом самолета необходимо определить у тех дверей и люков, не открывая их, которые имеют окна-иллюминаторы, и выбрать двери и люки, нижняя кромка которых лежит выше уровня забортной волы или верхнего гребня волны.

Примечания 2. При сильном волнении и шторме необходимо открывать преимущественно аварийные люки над крылом с более безопасного подветренного борта. В шторм при большой волне могут быть использованы для покидания аварийные люки в верхней части фюзеляжа самолета (на тех самолетах, где такие люки имеются). При этом необходимо учитывать большую трудность выхода и посадки на плоты через эти люки.

Получив команду спустить плоты на воду, члены экипажа и бортпроводники, предусмотренные заранее составленным расписанием, или планом, аварийной эвакуации на воде, открывают исходя из обстановки соответствующие двери и люки и, предварительно прикрепив к специальной скобе у двери или люка конец пускового фалиня (веревки), уложенного в специальном кармане упаковки плота, сбрасывают плот на воду.

Примечания. 1. Плоты, не прикрепленные фалинем к самолету и сброшенные на воду, может отнести ветром и течением от самолета на сотни метров и люди не смогут доплыть до плотов и воспользоваться ими для спасения на воде.

Примечания 2. Если плот (по какой-либо причине) не прикреплен за скобу у двери или люка, конец пускового фалиня должен крепко держать в руках член экипажа (бортпроводник), руководящий у выхода посадкой на плоты, или физически сильный пассажир, который привлечен экипажем для помощи при эвакуации.

После того как упаковка с плотом сброшена на воду и плавает, остается вскрыть упаковку и надуть плот. Для этого служит пусковой фалинь, соединенный с вытяжным тросом упаковки и пусковым устройством газового баллона, закрепленного на плоту.

Длина пускового фалиня плота всегда в несколько раз превышает высоту нижней кромки двери (люка) от уровня воды и поэтому необходимо вначале выбрать слабину фалиня. Когда слабина будет выбрана и фалинь натянется втугую, надо несколько раз резко дернуть за фалинь. После нескольких рывков, раскрытия упаковки и срабатывания пускового устройства в надувные камеры плота начинает поступать углекислота из баллона и плот надувается за несколько десятков секунд. Как только поднимутся надувные дуги (или центральная стойка), поддерживающие тент, плот готов к приему спасающихся.

Фалинь прочно соединен с плотом и будет удерживать его у самолета до тех пор, пока спасающиеся не произведут посадку и не перережут фалинь. Прочность фалиня на разрыв (40-4-60 к Г) рассчитана таким образом, что в случае, если люди не успеют перерезать фалинь и тонущий самолет начнет увлекать за собой плот, фалинь оборвется. Плот с полным количеством людей останется на плаву. Однако лучше избегать такого положения и надо стремиться отходить от самолета до его затопления, чтобы не попасть в воронку, образующуюся при погружении самолета в воду.

П р и м е ч а н и е. В случае аварийной посадки самолета на сушу в пустынной, таежной, арктической, малонаселенной местности в любое время года надувные плоты можно использовать на суше для защиты людей от дождя, солнца, ветра и холода до подхода спасательных отрядов. В этом случае аварийный запас питания и снаряжения, предназначенный для надувных плотов, необходимо использовать применительно к конкретной обстановке.

В ряде случаев (когда мало времени) придется надувать плоты, прыгнув в воду. При развертывании и надувании спасательных плотов необходимо обратить особое внимание на то, чтобы плоты и спасающиеся люди не попали на острые кромки фюзеляжа и других частей самолета.

Помогая раненым покинуть самолет, следует всегда забирать с самолета их спасательное снаряжение (жилет).

При посадке на плоты с крыла самолета необходимо помнить, что удержаться на крыле при волнении на море чрезвычайно трудно (может смыть волной). Поэтому необходимо использовать спасательный канат, закрепленный у люка над крылом, для удержания людей на крыле до развертывания надувного плота у кромки крыла.

При заполнении первого и последующих плотов пассажирами, если плоты спускаются из одного выхода (люка) один за другим, фалинь первого плота отсоединяется от самолета и прикрепляется ко второму плоту.

Затем первый плот отталкивается от выхода (люка) самолета, для того чтобы не мешать посадке людей во второй, третий и т. д. плоты.

По окончании посадки все плоты, последовательно скрепленные между собой фалинями длиной 8—10 м, отводятся от самолета на 50—100 At, чтобы не попасть в воронку от тонущего самолета. Для этого люди на последнем плоту, который прикреплен швартовым фалинем к выходу (люку) после того как на плот сядет командир экипажа, проверивший, что все люди покинули самолет, отдают швартовый фалинь и плоты отходят от самолета под действием ветра, волн, течения.

Командир берет на себя общее руководство плотами, убедившись, что все люди подобраны из воды, все плоты связаны между собой фалинями длиной 8—10 м и все необходимое имущество находится на плотах. Я

Если есть возможность, командир экипажа должен перейти на плот, где находится радист с аварийной радиостанцией.

Вынужденная посадка самолета на воду 3434

Если самолет продолжает держаться на поверхности воды, то плоты должны оставаться возле самолета на расстоянии 50—100 м, чтобы спасательные корабли, самолеты и вертолеты могли их быстрее обнаружить.

Руководство спасательным плотом, заполненным пассажирами, осуществляет старший из членов экипажа, находящийся на плоту. Если на плоту нет ни одного члена экипажа (бортпроводника), то пассажиры выбирают старшего из своей среды.

Для того чтобы приблизиться к другому спасательному плоту, необходимо забросить плавучий якорь плота на всю длину фалиня (веревки) в сторону другого плота и затем подтянуть за фалинь свой плот по направлению и выброшенному плавучему якорю. Если расстояние между плотами значительное, забрасывать плавучий якорь придется неоднократно. Если на плоту имеются два якоря, лучше пользоваться обоими плавучими якорями (из одного входа) для сближения плотов. После сближения необходимо соединить плоты фалинями (веревками), уложенными на днище плота.

Расстояние между соединенными плотами должно быть не менее 8—10 м, а если море неспокойно — 10—12 м. После соединения плотов следует выпустить в воду все плавучие якоря, чтобы плоты не уносило ветром от места приводнения самолета, так как к этому месту будут приближаться поисково-спасательные самолеты, корабли и т. д.

Чтобы устранить утечку газа из поврежденной камеры плавучести плота, при большом разрыве следует использовать металлическую заглушку, а при небольшом проколе — резиновую пробку. Используя заглушку, следует просунуть нижнюю пластинку заглушки через разрыв в камере плота, накрыть ее верхней пластинкой, закрутить крыльчатую гайку и оборвать проволоку, крепящую гайку к пластинкам.

Используя резиновую пробку, нужно закрутить ее в отверстие (прокол, небольшой разрыв), после этого как можно быстрее приготовить заплату из упаковки с оборудованием для ремонта плота, чтобы заменить пробки и заглушки.

Необходимо закрыть входные шторки плота, когда все спасенные люди разместились на плоту. Следует держать шторки плота закрытыми при холодной или сырой погоде. Краткая инструкция с поясняющими рисунками помещается' на внутренней поверхности тента плота. Текст примерно следующий:

Авиационное происшествие - событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, происшедшее в период нахождения на его борту пассажиров или членов экипажа, повлекшее за собой повреждение или разрушение воздушного судна и вызвавшее травмы людей или не причинившее телесных повреждений.

Авиационные происшествия подразделяют на летные и наземные.

Под летным происшествием понимают событие, связанное с выполнением экипажем полетного задания и повлекшее за собой последствия различной степени тяжести для находившихся на борту воздушного судна людей (травмирование или гибель) или самого воздушного судна (повреждение или разрушение).

Наземным происшествием считается авиационное происшествие, имевшее место до или после полета.

В зависимости от последствий для пассажиров, экипажа и воздушного судна летные и наземные авиационные происшествия подразделяют на поломки, аварии и катастрофы.

Поломка - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, не повлекшее за собой гибель членов экипажа и пассажиров, однако приведшее к полному разрушению или тяжелому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически и экономически невозможно нецелесообразно,

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров при разрушении или повреждении воздушного судна, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 сут с момента происшествия.

Авиационные аварии и катастрофы возможны по многим причинам и приводят к тяжелым последствиям. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно небольшая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование.

Действия пассажиров в случае аварии при взлете и посадке:

  • Спинку кресла приведите в вертикальное положение;
  • Снимите очки, обувь на высоких каблуках, ослабьте галстук, расстегните воротник, выньте из карманов острые предметы;
  • Положите на колени мягкие вещи, подгоните ремень безопасности и застегните его;
  • Наклониться вперед, голову опустить вниз, руками упереться в спинку впереди стоящего кресла (при его отсутствии, руками обхватить колени и положить на них голову).

Покидая самолет через выход с выпущенным и надутым трапом, нужно, не останавливаясь, прыгать на него, а не садиться на край и затем съезжать вниз. Только прыжком достигается увеличение скорости эвакуации. Перед прыжком снять очки, обувь на высоких каблуках.

При декомпрессии, т.е. разряжении воздуха в салоне самолета в результате разгерметизации, последний наполняется пылью и туманом. Резко снижается видимость, из легких человека быстро выходит воздух, и его нельзя задержать. Одновременно могут возникнуть звон в ушах и боль в кишечнике.

Быстрая декомпрессия обычно начинается с оглушительного рева (уходит воздух). В этом случае, не дожидаясь команды, немедленно наденьте кислородную маску. Не пытайтесь оказать кому-либо помощь до того, как сами наденете маску, даже если это ваш ребенок: если вы не успеете помочь себе и потеряете сознание, то оба окажетесь без кислорода. Сразу же после надевания маски пристегните ремни безопасности и подготовьтесь к резкому снижению.

Действия авиапассажиров при пожаре:

  • Слушайте и выполняйте команды членов экипажа;
  • Защитите открытые участки тела от прямого воздействия огня, используя имеющуюся одежду, пледы т.д.;
  • Пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;
  • Если проход блокирован, передвигайтесь поверх опущенных спинок самолетных кресел;
  • Оказавшись вне самолета, отойдите от него как можно дальше.

При эвакуации избавьтесь от ручной клади и избегайте выхода через люки, вблизи которых имеется открытый огонь или сильная задымленность.

Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используются все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, расположенные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжи. Выходы для пассажиров, подходы к ним и средства открывания имеют заметную маркировку, облегчающую их обнаружение. Все надписи подсвечиваются изнутри независимо от основной системы освещения. Устройство аварийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках).

Вынужденная посадка самолета на воду случается редко. Перед тем как затонуть, самолет может находиться на плаву от 10 до 40 мин. Однако, если фюзеляж поврежден, это время значительно меньше. Самолеты, у которых двигатели расположены на крыльях, будут находиться на плаву в горизонтальном положении, а те, у которых два и более двигателей находятся на хвосте, будут плавать хвостовой частью вниз.

В одном случае самолет может коснуться водной поверхности очень плавно, в другом развалиться на части и быстро затонуть. Поэтому при приводнении необходимо четко действовать по команде командира экипажа или бортпроводницы.

Действия авиапассажиров при вынужденной (аварийной) посадке на воду:

  • Наденьте спасательный жилет и слегка надуйте его;
  • Возьмите с собой или наденьте теплую одежду;
  • Займите место на спасательном плоту.

После вынужденной посадки на воду спускаются спасательные плоты. Время приведения плота в рабочее состояние составляет примерно 1 мин. летом и 3 мин. зимой.

Скоропад Л.М. Пожарная часть (профилактическая)




Другие публикации

ПСО о правилах пожарной безопасности для автолюбителей

За период 2021 года в Петродворцовом районе произошло 11 случаев пожаров на автотранспорте. Основными причинами пожаров на автотранспорте являются: поджог неисправность электрооборудования автомобиля.

Считается, что посадка самолета на воду является более легким вариантом выхода из аварийной ситуации на борту самолета, но эксперты считают, что все не так просто. Успешное приводнение авиалайнера зависит от нескольких очень важных факторов, влияние которых не всегда бывает положительным.

Аварийная посадка самолета на воду

Аварийная посадка самолета на воду

Факторы успешной посадки самолета в море

Аварийная ситуация, возникшая на борту самолета и требующая немедленного приземления воздушного судна, может возникнуть по разным причинам. В подавляющем большинстве случаев это происходит по техническим причинам, вследствие отказа бортового оборудования.

По мнению многих специалистов, успешное приводнение самолета зависит от следующих основополагающих факторов:

  • метеоусловия;
  • тип воздушного судна;
  • мастерство пилота.

Сложность подобных ситуаций состоит в том, что все эти факторы должны быть учтены командиром и оценены практически мгновенно, т.к. счет идет на секунды. От правильности принимаемого им решения зависят жизни экипажа и пассажиров.

Погодные условия

В сложных метеоусловиях, когда аварийная посадка осуществляется в неспокойное море при сильном ветре, экипаж должен учитывать силу ветра, направление волн и их высоту. Поведение самолета в экстремальных условиях аварийного приводнения в большой степени зависит от этих условий. При этом, если правильно оценить все погодные условия, приводнение в штормовое море не будет отличаться по сложности от посадки на спокойную водную гладь.

Важно! Авиалайнеру нужно заходить на приводнение параллельно волновым гребням и ни в коем случае не по направлению движения волны.

Важно! Посадка должна происходить на самой малой скорости авиалайнера, которая возможна в данной ситуации, но необходимо избежать слишком сильного задирания носовой части, что может привести к разрушению фюзеляжа при ударе о водную поверхность.

В это время на самолет оказывают действие колоссальные перегрузки, при малейшей ошибке экипажа приводящие к разрушению воздушного судна. Если командир корабля адекватно оценил ситуацию и выбрал правильный курс снижения и соприкосновения с водной поверхностью, шансы на благоприятный исход и спасение людей вырастают в разы.

Дополнительная информация:

  • для оценки высоты волн и направления их движения, нужна высота не более 600 м;
  • согласно законам волновой интерференции, высота идущих друг за другом морских волн различается, поэтому даже в условиях шторма на поверхности моря есть спокойные участки.

Тип авиалайнера

В условиях нештатной ситуации важным является тип самолета. По мнению экспертов, есть ряд закономерностей, положительно или отрицательно влияющих на исход аварийной посадки на воду:

  • чем больше и тяжелее авиалайнер, тем больше шансов на благополучное приводнение;
  • фюзеляж, чаще всего страдающий от удара о поверхность воды, должен обладать значительным запасом прочности;
  • обязательным условием являются убранные шасси.

У больших пассажирских самолетов есть все перечисленные преимущества, в том числе усиленные фюзеляжи. Если система шасси в исправном состоянии, то обеспечить их закрытие не составляет труда. Если же шасси не убраны, то это может стать причиной возникновения толчков и бросков при соприкосновении с волной, а результат – повреждения крыльев и частичное или полное разрушение авиалайнера.

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

При неудачной посадке на воду самолет разрушается

Профессионализм экипажа

Командир корабля не в силах повлиять на это обстоятельство, но, правильно учитывая характеристики своего воздушного судна и предполагая, как оно себя поведет в данных условиях, он может свести к минимуму риски серьезного повреждения или разрушения самолета.

Без преувеличения можно отметить, что жизни пассажиров и экипажа зависят от уровня профессионализма командира, т.к. окончательное решение всегда принимает он. Этот фактор является решающим. То, насколько правильно командир оценил и учел все степени риска и возможности самолета, в конечном итоге определяет исход аварийного приводнения.

При прохождении обучения все летчики учатся действовать в различных аварийных и нештатных ситуациях, которые отрабатываются на тренажерах-симуляторах и в деталях разбираются на теоретических занятиях.

Важно! После первого контакта воздушного судна с водной поверхностью самолет теряет управление, и пилоты уже не могут им управлять.

Важно! При аварийной посадке на спокойную водную поверхность важную роль имеет правильная оценка высоты самолета над водной поверхностью.

В случае если экипажу трудно правильно и точно определить высоту самолета над поверхностью моря, можно определить ее опытным путем, сделав несколько виражей и выбрасывая с борта какие-либо предметы в воду. Затем можно попробовать сесть на морскую поверхность.

Приводнение на реках и в заливах

Самыми удобными для аварийного приводнения считаются так называемые закрытые водные пространства, такие как реки, бухты, заливы и др. При этом экипаж должен по возможности предварительно сделать круг и оценить условия для посадки:

  • наличие посторонних объектов;
  • размеры площади для маневра (не может быть менее 1500х90 м);
  • направленность ветра;
  • направленность течения.

Важно! При несильном речном течении, если ветер дует не с той стороны, с какой нужно, то приводнение совершают против ветра.

Важно! Если направления ветра и течения совпадают, аварийное приводнение осуществляют против ветра и течения.

Важно! Если течение и ветер противоположны, то самолеты приводняются против направленности ветра.

Наилучшим считается такой расчет траектории посадки, при которой в итоге авиалайнер окажется около берега, что существенно облегчит эвакуацию пассажиров и членов экипажа.

Действия пилотов при посадке на воду

Для того чтобы максимально безопасно посадить самолет на воду, экипаж должен работать слаженно и незамедлительно выполнять все приказы командира. Последовательность действий при этом следующая:

  1. Шасси и закрылки убрать, в остальном действовать как при обычной посадке;
  2. Все двигатели перевести на малые обороты;
  3. При достижении высоты 2 м корпус самолета должен быть выровненным, а нос – немного приподнятым в момент соприкосновения с водной поверхностью;
  4. Полет до нужного места продолжается с превышением критического уровня скорости на 20 км/ч;
  5. При подлете к выбранному месту приводнения нужно сбросить газ и поднять лобовую часть таким образом, чтобы не снизить скорость до критической;
  6. После касания воды нос нужно опустить, чтобы площадь соприкосновения с водной поверхностью была максимальной, это облегчит торможение;
  7. Регулирование положения лайнера осуществляется пилотом в ручном режиме, с помощью руля высоты;
  8. После окончательного торможения экипаж должен приступить к эвакуации пассажиров.

Посадка в ночное время

В случае если аварийная посадка терпящего крушение самолета на воду происходит в ночное время, нужно по достижении высоты около 150 м зажечь фары и внимательно следить за тем, чтобы правильно поймать момент, когда нужно выровнять авиалайнер перед соприкосновением с водой в целях предотвращения удара о поверхность воды или критического снижения скорости.

Важно! Если посадка осуществляется в условиях облачности или тумана, то освещение не включают.

При ясной погоде приводнение проводят по направлению к луне, это даст наиболее правильную ориентировку и оценку ситуации, скорость и направление ветра, степень неспокойности моря.

Важно! Следует помнить, что в такой ситуации морская поверхность кажется менее бурной, чем в реальности.

Эвакуация пассажиров и экипажа после приводнения

После полной остановки самолета командир корабля должен оценить ситуацию и принять решение о том, какие аварийные выходы будут открываться. Это производится исходя из положения самолета относительно направления ветра и волн, с целью не допустить попадания воды в аварийные люки.

После этого командир отдает приказ о спуске на воду спасательных плотов и начале эвакуации пассажиров. Экипаж должен организовать эвакуацию таким образом, чтобы не допустить паники, скопления большого количества людей в одном месте, т.к. это может привести к опасному крену корпуса лайнера.

Пассажиры, одетые в спасательные жилеты, равномерно распределяются бортпроводниками возле всех аварийных выходов. Процесс должен происходить максимально быстро, чтобы успеть покинуть судно до того как оно начнет тонуть. Командир корабля полностью контролирует ситуацию и должен покинуть самолет последним, после чего продолжает руководство спасением и должен по аварийной радиостанции запросить помощь.

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Инструкция для пассажиров при аварийном приводнении, фрагмент

Важно! При определении аварийных выходов для эвакуации нужно выбрать те, которые находятся выше уровня воды за бортом, во избежание затопления лайнера. Сделать это можно, выглянув наружу через иллюминаторы запасных выходов.

Важно! В случае шторма на море нужно открывать аварийные люки, расположенные над крыльями, причем те, что находятся с подветренной стороны.

Обычно спасательные плоты подносятся бортпроводниками к нужному выходу вручную, крепятся специальными канатами к двери выхода, чтобы не унесло волной, и сбрасываются на воду. После этого специальной пусковой веревкой (соединяющей воздушный клапан с газовым баллоном) производится наполнение спасательного плота воздухом.

Так выглядит спасательный плот

Так выглядит спасательный плот

После того, как первый спасательный плот будет заполнен людьми, опускают второй плот, а первый с помощью каната соединяется со вторым плотом, который, в свою очередь, привязан к аварийному выходу, и т.д. Таким образом, после окончания эвакуации все спасательные плоты должны быть соединены друг с другом канатами длиной не менее 8 м.

После этого как можно быстрее нужно отплыть на безопасное расстояние, чтобы плоты не затянуло в воронку, которая образуется, когда самолет идет ко дну.

Важно! Если фалинь, соединяющий плот с аварийным люком не будет перерезан, то после того как самолет начнет тонуть, фалинь лопнет и спасательные плоты утянет вслед за тонущим воздушным судном.

Все члены экипажа должны действовать четко и слаженно в соответствии с инструкцией и приказами командира корабля. Командир покидает самолет только после того, как удостоверится, что в нем нет живых людей.

Дополнительная информация. Бывают случаи, когда авиалайнер не тонет и держится на воде, спасательные плоты не должны отплывать от него далеко, чтобы не затруднять поиск выживших спасательным службам.

Историческая справка

В истории количество случаев удачных приводнений самолётов насчитывается больше десятка. Во времена СССР произошел один из самых ярких случаев, когда на водную поверхность Невы в экстремальных условиях приводнился советский авиалайнер ТУ-124. Благодаря мастерству командира корабля В.Я. Мостового и высокому профессионализму экипажа, обошлось без жертв, хотя посадка осуществлялась при неубранном шасси, что при экстренной посадке на воду может привести к непоправимым последствиям. Синяками и царапинами отделались 44 пассажира и члены экипажа.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Аварийная посадка на Неве 1963 г.

Комичный случай произошел в 2009 г., когда из-за попавших в двигатели во время взлета гусей, авиалайнер компании US Airways со 150 пассажирами на борту приводнился на Гудзоне. Самолет сел благополучно, только 5 человек получили травмы различной тяжести, тяжелые травмы получила одна из стюардесс.


Видео

Случаев, когда самолеты садились на воду, не так и мало в истории. И, по счастью, многие из них обошлись без масштабных разрушений и больших человеческих жертв. Во всех случаях жизни людей были спасены благодаря высокому профессионализму и слаженной работе всех членов экипажа, сумевших предотвратить разрушение авиалайнера при посадке и не допустить паники среди пассажиров.

Гражданский кодекс

Причины, по которым люди ищут способы узнать фамилии своих попутчиков в самолете, могут быть различными. Некоторым людям важно знать обо всех передвижениях своего конкурента по бизнесу. Одних волнует.

Летящий самолет

Самолёт – воздушное судно, без которого сегодня представить перемещение людей и грузов на большие расстояния невозможно. Разработка конструкции современного самолета, а также создание отдельных его элементов.

Боинг 777 300

В полете

Большая модель летающего средства передвижения

Поделка самолет – идеальная игрушка для детей, а также хорошее украшение интерьера для взрослых, особенно, увлекающихся полетами. Для того чтобы собрать из картона или плотной бумаги один самолетик.

Модель самолета S7

Каждый ребенок хотя бы раз пытался построить пассажирский самолет из бумаги. Ребята старались сделать такую конструкцию, чтобы она летала дальше и ровнее, но чаще всего на этом все увлечение и заканчивалось.

Посадка самолета на воду

Ключевые условия

Необходимость аварийной посадки может возникнуть по всевозможным причинам. В большинстве случаев это происходит ввиду технической неисправности судна, вызвавшей отказ оборудования борта.

Метеоусловия

Как показывает статистика, удачная посадка самолёта на воду в первую очередь зависит от погодных условий. Сложные метеоусловия влекут за собой неспокойную водную поверхность. Это требует необходимого учета направления волн и их высоты. Именно от этого зависит поведение борта в момент контакта. Если правильно оценить эти критерии, сложности между посадкой на спокойную гладь или в бушующее море не обнаружится.

Самолёт в это время оказывается под колоссальными нагрузками, а малейшая ошибка экипажа станет причиной его разрушения. Грамотные действия командира судна, выбор правильного курса снижения, высоты и скорости – всё это играет немаловажную роль в спасении жизней, собственных и пассажиров.

Важно! Борт должен заходить на посадку параллельно волнам, сажать самолёт по их направлению категорически запрещено.

Тип судна

В ситуации, когда самолёт падает в воду, тип судна является довольно важным нюансом. Здесь необходимо учитывать такие критерии:

  • Запас прочности фюзеляжа должен обладать существенным резервом.
  • Чем больше масса и размеры лайнера, тем выше шансы на успех.
  • Шасси самолёта обязательно должны быть сложены. В противном случае в момент контакта с поверхностью, они будут играть роль якоря, что приведёт к крену и поломке крыльев.

Гражданские самолеты

Сравнение гражданских самолетов

Современные пассажирские авиалайнеры обладают всем необходимым, поэтому при возникновении такой ситуации, проблем возникнуть не должно. Исключением являются случаи, когда та или иная техническая неисправность не позволяет гарантировать выполнения безопасной посадки.

Грамотные действия экипажа

Команда может контролировать поведение самолёта до первого соприкосновения с водой. После этого экипаж теряет управление, и лайнер маневрирует по инерции. Таким образом, если командир и пилот выполнили все необходимые действия и расчёты верно, риск серьёзного повреждения судна и опасности для людей минимизирован.

Порядок действий пассажира после посадки на воду

Спасательный жилет

Как правильно одевать спасательный жилет

Время, за которое спасательный плот готов к эксплуатации, составляет 1 минуту летом и 3 зимой. Количество человек на 1 плавучее средство должно быть в рамках разрешенного (в зависимости от разновидности), превышение не допускается. После распределения всех пассажиров и экипажа на плотах, отойти на расстояние 50–100 м от самолёта и бросить плавучий якорь. Это снизит вероятность дрейфа и будет удерживать пострадавших в месте аварии до прибытия спасателей.

Самостоятельно покидать плот не рекомендуется, так как это увеличивает риск быть потерянным во время спасательной операции. Время прибытия помощи зависит от расстояния до берега или находящихся поблизости кораблей.

Если самолёт затонул, а спасателей ещё нет, отплывать далеко не рекомендуется. Авиалайнер оборудован маячками, передающими сигнал о своём местонахождении. Потому, рано или поздно помощь придёт именно в место посадки.

Исключением является ситуация, когда береговая линия находится в зоне видимости. В этом случае можно попытаться добраться до берега на плотах. Для этого они укомплектованы вёслами. Помогать гребцам допускается подручными предметами.

До прибытия спасателей, руководство принимает на себя командир воздушного судна.

Порядок действий экипажа

Сразу после того как скорость самолёта снизилась, командир судна обязан оценить его состояние и принять решение о дальнейшей эвакуации. Аварийные люки следует использовать в зависимости от ситуации.

Спасательный плот

Пассажиры должны забраться на надувной спасательный плот

При этом нужно учитывать ряд факторов:

Прочность фалиня рассчитана таким образом, что если перерезать его не успели, а самолёт резко ушёл под воду, трос разорвётся.

Историческая статистика

В мировой истории не так много случаев, когда пассажирский самолёт садился на воду. Отдельно стоит сказать, что этот вариант развития событий не самый лучший из всех. Даже если посадка прошла успешно, у людей есть не более 30 мин. для того чтобы покинуть борт. Дальше, он просто уйдёт на дно. С другой стороны, каждый авиалайнер имеет необходимое количество надувных спасательных плотов, поэтому избежать гибели он вполне может.

Схема полета Airbus A320

Если вспоминать, сколько было таких случаев, статистика не так велика:

Читайте также: