Декоративная обработка медного листа

Обновлено: 04.10.2024

Медь — универсальный сплав, который используют для украшений, предметов интерьера и элементов декора. Металл привлекает своим красноватым оттенком, но со временем можно заметить, что его цвет начинает меняться. На поверхности медных изделиях появляется своеобразный налет — патина, которая указывает на древность вещей. Интересно, что именно это и привлекает многих коллекционеров. Патинирование меди можно провести в домашних условиях. Антиквары часто прибегают к обрабатыванию монет и других предметов, чтобы придать им аутентичный вид после чистки.

Цель и правила патинирования меди

Медь не принадлежит к числу драгоценных металлов, но это не мешает ей быть востребованной в разных областях. Издавна сплав использовался для изготовления монет, статуэток, сувениров, предметов быта и т.д. Дойдя до нашего времени, на поверхности образовалась стойкая пленка, изменившая цвет изделий и повысившая их стоимость. Потемнение медной поверхности под воздействием воздуха или воды — природный процесс, в результате которого ни изделии появляется налет разного цвета.

Окисление можно ускорить самостоятельно. Таким образом, облагораживают изделия, придают им раритетный вид с целью их дальнейшей реализации по высокой цене. Существует несколько способов вызывания искусственной патины на цветном металле. Они не требуют специальных навыков и вполне выполнимы в домашних условиях.

Способы патинирования меди в домашних условиях

Нанесение искусственной патины аналогично естественному окислению медной поверхности. Но некоторые способы не долговечны и требуют закрепление пленки лаком. Из самых распространенных технологий, успехом пользуется химический метод, электрохимический и термический. Для каждого из них необходимы определенные составы и инструменты, а также соблюдение мер безопасности.

Подготовительные мероприятия

Некоторые способы патинирования меди требуют использование токсичных химических составов, которые выделяют ядовитые испарения. Это требует соблюдение определенных правил во время работы:

  • процедура нанесения оксидной пленки проводится в специальных шкафах или в хорошо вентилируемом помещении;
  • химикаты держат в герметичных емкостях, предотвращая их пролитие и образования вредных паров;
  • перед патинированием медное изделие необходимо хорошо очистить, обезжирить спиртом и промыть в хорошо теплой воде.

После процедуры патинирования, обработанные предметы промывают и выкладывают для просушки. Лучше всего использовать для этой цели древесные опилки. Они эффективно справляются со своей задачей, не повреждая при этом оксидную пленку, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, ткань не способна полностью удалить влагу с рельефной поверхности и процесс патинирования в труднодоступных местах будет продолжаться. Использование опилок исключает это, т.к. они полностью вытягивают влагу.

Способы патинирования и их особенности

Первый химический способ предполагает использование аммиака. Это довольно агрессивное вещество, поэтому процедуру необходимо проводить на улице или в хорошо проветриваемом помещении. Кроме этого, необходимо позаботиться о защите рук и лица.

Для патинирования понадобятся следующие инструменты и материалы:

  • ненужная пластиковая емкость с крышкой;
  • бумажные полотенца;
  • раствор аммиака;
  • поваренная соль.

Дно контейнера застилают смятыми бумажными полотенцами. На них выливают раствор аммиака, чтобы он полностью пропитал их. Туда же засыпают соль, равномерно распределяя ее по периметру. На полученную подушку укладывают медные предметы, немного прижимая их к полотенцам так, чтобы дно и бока погрузились в аммиак с солью.

Сверху изделия посыпают солью по все поверхности и укрывают еще одним смятым полотенцем, пропитанным аммиаком. Бумаги должно быть столько, чтобы она могла полностью покрыть медь. После этого контейнер закрывают крышкой и оставляют на несколько часов или дней в зависимости от того, какой результат необходимо получить.

Время от времени нужно проверять качество патинирования, чтобы не передержать изделие и не получить более темный цвет, чем хотелось бы. Тонкий слой патины начнет формироваться уже через несколько минут, но для получения античного вида понадобится минимум пару дней.

После того, как на медной поверхности сформируется нужный слой патины, изделие вынимают из контейнера и выкладывают на чистый отрез материи или полотенце для просыхания. Когда медь высохнет, с нее смывают остатки химического раствора и еще раз высушивают. Если слой патины получился темнее, чем ожидалось, осветлить его можно с помощью стальной мочалки-нулевки.

Когда оксидная пленка достаточно хорошо сцепится с медной поверхностью, ее покрывают бесцветным лаком или парафином, чтобы сохранить получившуюся патину.

Технология патинирования меди печеной серой имеет некоторые правила. Состав нельзя использовать для чернения украшений, инкрустированных камнями. К химическим реактивам восприимчивы полудрагоценные камни (яшма, агат, бирюза) и жемчуг. Их либо нужно вытащить перед покрытием либо найти другой способ обработки изделий.

Серная печень представляет собой смесь натрия или калия, которую получают сплавлением порошка серы с древесной золой. Реактив продается в любом магазине в виде гранул, порошка или геля. Если вместо золы взять соду, то состав можно сделать самостоятельно. Для этого расплавляют 30 г серы, пока смесь пузырится, в нее добавляют соду. Туда же наливают 50 мл воды, перемешивают и кипятят 2-3 минуты.

Остывший состав процеживают, оставляя осадок. Его хранят в плотно закрытой стеклянной емкости не более 3 дней. Если используется покупной реактив, его готовят по указанной инструкции.

Жидкую серную печень желательно немного подогреть, чтобы процесс патинирования шел быстрее. В раствор опускается медная деталь и выдерживается необходимое количество времени. Конечный цвет пленки зависит от концентрации, температуры и времени выдержки. По окончанию процедуры изделие вынимается из химиката, промывается и высушивается.

Патинирование меди

Раствор аммиака – средство для патинирования меди

Для придания медным вещам декоративного вида используют электрохимическое патинирование. Оттенки оксидного слоя зависят от температуры раствора, подаваемого напряжения, времени воздействия, текстуры изделий и времени их выдержки в электролите.

Раствор электролита готовится из следующих компонентов:

  • 60 г медного купороса;
  • 90 г сахара;
  • 45 г каустической соды;
  • дистиллированная вода.

Вода 300 мл подогревают до 60-80 градусов. В ней растворяют медный купорос и сахар. Еще в 300 мл растворяют соду, всыпая ее в жидкость постепенно. Ко второму раствору небольшими порциями доливают первый состав и доводят объем до одного литра. В итоге должна получиться непрозрачная жидкость темно-синего цвета.

Есть таблица, по которой можно отслеживать зависимость цвета патины от времени воздействия на предмет гальваническим способом.

Интересно, что если резко повысить напряжение в электролите до 2 В буквально на две секунды, то можно получить оксидную пленку с эффектом хамелеона. То есть украшение будет переливаться разными оттенками, в зависимости от того, под каким ракурсом на него посмотреть.

Патинирование меди

Каустическая сода необходима для приготовления раствора электролита

Нанесение оксидной пленки с использованием сульфида меди придает сплаву желаемый оттенок, который можно варьировать насыщенностью серного раствора. Химическое вещество черного цвета получается в процессе реакции солей двухвалентной меди с серой. При этом оно не растворяется в воде и разбавленных составах кислот, поэтому полученная патина будет достаточно устойчивой.

Если полученный цветной налет получился слишком темным, его можно осветлить путем трения с чистящим порошком. Потом медный предмет омывается водой и просушивается.

Есть еще пара способов патинирования меди, которые не предполагают использование химических веществ. Самый простой из них — это термическая обработка. Медь моментально реагирует на высокие температуры. Чем дольше происходит обжиг, тем темнее становится цвет оксидной пленки. После процедуры материал опускают в воду для закрепления эффекта и покрывают лаком.

Второй способ придать медным изделиям антикварный шик — использование яиц. Их варят, охлаждают, нарезают или разминают вилкой. Измельченные продукт выкладывают в герметическую емкость, туда же помещают украшения. Сера, выделяемая вареными яйцами, будет воздействовать на медь и уже через полчаса появится первый результат. Чем дольше время выдержки, тем сильнее окажется эффект.

Патинирование и цвет меди

Кроме вышеизложенных способов патинирования медных предметов, есть и множество других, с помощью которых можно получить различные оттенки. Например:

  • при погружении в чистый раствор серной печени получают серо-коричневый цвет;
  • после воздействия на медь нагретого раствора печеной серы и нашатырного спирта выходит темно-серый налет;
  • под действием хлористой платины возникает коричнево-черный оттенок;
  • в результате воздействия серного аммония, разведенного в воде получают чернение;
  • при нанесении слабоконцентрированной азотнокислой меди, смешанной с поваренной солью или олеиновой кислотой, на поверхности появляется зелень;
  • от помещения в разогретый раствор сульфида меди, едкого натра и молочного сахара медь приобретает золотой отлив.

Применение каждого способа дает свой результат и отличается не только цветом патины, но и длительностью сохранения покрытия. Иногда для защиты изделия производится покрытие лаком, тогда чернение не пропадает от времени вовсе.

Набирающим популярность методом декорирования ювелирных и декоративных изделий из натуральных металлов является патинирование. Этот способ позволяет придать изделию эффект старины, поэтому к нему часто прибегают антиквары, воссоздающие аутентичный вид украшения после реставрации. Также патинирование меди используют при изготовлении новых изделий, придавая им стиль прошлых веков и соответствующий художественный облик.

патинирование

Процесс патинирования меди

Патина — природная или искусственная химическая пленка (оксидная или оксидно-солевая), образующаяся на поверхности медного изделия и изолирующая металл от агрессивной внешней среды. Основная функция природной патины — защита меди от коррозии.

Патинирование не является окрашиванием: в основе процесса — химическая реакция металла и вещества, приводящая в результате окисления к изменению цвета поверхности изделия.

  • темно-зеленый;
  • бурый;
  • сине-зеленый;
  • синий.

Чаще всего естественное патинирование можно увидеть на бронзовых скульптурах, особенно расположенных во влажных местах или рядом с водоемом.

В отличие от природной, искусственная патина является неустойчивой к воздействию атмосферы. Для ее защиты необходимо использовать специальные составы: воск, лак, олифа, масляная краска. Со временем защитное покрытие разрушается, что приводит к трещинам и шелушению, которые наносят вред не только патине, но и самому изделию. Диапазон оттенков искусственной патины от светло-голубого и зеленого до ярко-красного, розового и фиолетового, также возможно получение серой и черной пленки.

чернение меди

Подготовка к патинированию меди

  • Механическая очистка — удаление органических элементов с поверхности с помощью растворителей, абразивов, выжигания и т.д.;
  • Химическая очистка — обработка меди специальными химическими составами и растворами:
    1. обезжиривание — используются фосфат натрия, карбонат натрия, жидкое стекло;
    2. травление — используются азотная или серная кислота, хлорид натрия или сульфат цинка (данный способ можно использовать только для новых медных изделий, при реставрационных работах он недопустим);
    3. декапирование — непродолжительное травление поверхности специальным травильным раствором, разведенным до 4-5% концентрации.

Медные изделия с рельефной поверхностью и монеты после обработки нельзя протирать тканью: она стирает пленку, а в мелких углубления остается раствор и влага. Возможен только один способ сушки: помещение изделия в опилки.

Способы патинирования меди в домашних условиях

На дому процесс патинирования меди возможен. Результат будет схожим, различается только окончательный оттенок патины. Рассмотрим наиболее популярные и простые методы чернения металла.

Быстрые способы

  1. Термическое чернение. Самый простой из всех методов патинирования. В его основе — воздействие на металл высокой температуры. При погружении медного изделия в струю огня на его поверхности начнут появляться радужные разводы. Их цвет от светло-желтого до ярко-оранжевого и фиолетового. Глубина оттенка напрямую связана с температурой огня. Отсутствие ювелирной горелки можно компенсировать обычной кухонной плитой: украшение зажимается пинцетом или плоскогубцами и погружается в огонь. Чтобы зафиксировать оксидную пленку, медное изделие подвергается температурному контрасту. Его опускают в холодную воду, а для защиты патины покрывают специальным лаком.
  2. Патинирование серной мазью. Наиболее распространенный быстрый способ химического чернения — обработка медного изделия серной мазью. Мазь находится в свободном доступе, ее можно приобрести в любой аптеке без рецепта, цена — низкая.Процесс патинирования простой: мазь накладывается на поверхность металла и спустя 3-4 часа смывается туалетным мылом или средством для мытья посуды.
    Не рекомендуется использовать серную мазь для рельефных изделий: консистенция средства высокая, поэтому оно забивается в щели и углубления. В результате обработки на поверхностном слое металла образуется темная и нестабильная оксидная пленка. Для обеспечения равномерного покрытия и спокойного оттенка предмет нужно смазать вазелином и поместить в воду. После этого следует переходить к процессу нанесения мази.Если чернение пошло неудачно, то пленку можно снять. Для этого украшение погружается на четверть часа в подогретый раствор лимонной кислоты. При отсутствии под рукой кислоты можно тщательно промыть изделие с хозяйственным мылом.
  3. Обработка вареным яйцом. Безопасный и эффективный способов облагородить медное украшение или монету подручными средствами — обработка вареным яйцом. Куриное яйцо варится, остужается, разминается до пастообразного состояния вместе со скорлупой в емкости или пакете. В получившуюся массу погружается обезжиренный предмет. Спустя 30 минут на его поверхности образуется легкая патина, которая через 5-6 часов выдерживания станет яркой и ровной радужной оболочной.

старение металла

Чернение серной печенью

  1. Приготовить дома: сплавить вместе серу (20 г) и соду (до окончания бурления раствора), добавить воду (50 мл) и прокипятить 2 минуты. Главный недостаток — сильный неприятный запах, сопровождающий приготовление состава.
  2. Приобрести печеную серы в специализированном магазине химических реактивов. Для обработки изделий в домашних условиях достаточно 1-2 гранул.

Серная печень теряет свои свойства со временем, поэтому долго хранить раствор в домашних условиях не рекомендуется. Процесс патинирования представляет покрытие поверхности предмета тонким слоем серной печени. Взаимодействие длится от нескольких секунд до нескольких минут, в зависимости от того, какой оттенок хотелось бы получить. Возможные цвета пленки: от красного до черного.

Для получения ровного и устойчивого покрытия процесс должен сопровождаться повышенными температурами: или нагреванием раствора (сопровождается неприятным запахом), или подогревом изделия под струей горячей воды.

Серная печень негативно влияет на драгоценные и полудрагоценные камни-вставки в ювелирных украшениях: жемчуг, бирюзу, агат, яшму.

Патинирование в парах азота

Для чернения медного изделия с приданием ему коричневого, оливкового или пятнисто-лазурного цвета используется нашатырный спирт (10% раствор аммиака). Перед обработкой изделие нужно тщательно подготовить, иначе цвет получится неравномерный. Для рельефных украшений шлифовка не требуется: полученный в результате градиент цвета является дополнительным художественным эффектом.

Для получения на меди необычных голубых вкраплений перед патинированием украшение нужно поместить в раствор поваренной соли. Методы чернения медных изделий нашатырным спиртом:

ПроцессОписаниеПродолжительность обработкиПреимуществаНедостатки
Бесконтактное чернение аммиакомРаствор наливается в небольшую емкость, которая помещается на дно контейнера. Предметы для чернения располагаются вокруг емкости, контейнер закрывается крышкой.30 минут — 1 часУдобен при обработке большого количества медных предметовНизкая концентрация вещества в воздухе, как следствие — долгий процесс (до 3 часов)
Контактное чернениеРаствор наливается в емкость, в которую погружаются украшения. Если нужно обработать только часть изделия, то оно подвешивается над нашатырным спиртом на проволоке или размещается на специальных подставках из колпачков. Патинирование осуществляется в парах раствора.10 — 15 минутВысокая скорость и равномерное покрытие пленкойНе подходит для обработки большого количества изделий

После окончания чернение украшения промываются под теплой проточной водой. Если получившийся оттенок не устраивает, то процесс повторяется.

  • опасен: для агатов, малахита, природного жемчуга, бирюзы;
  • безопасен: кварцы, агат, стекло, искусственные кристаллы.

патинирование меди в домашних условиях

Патинирование в опилках

  1. соль (16 г),
  2. нашатырный спирт (600 мл);
  3. вода (700 мл).

При отсутствии подходящих для чернения опилок их можно заменить на альтернативные впитывающие материалы: сено, сухую листву (без гниения), кошачьим наполнителем и т.д. В зависимости от используемого материала придерживаются определенного алгоритма: наполнители с мелкой структурой не перемешиваются, тогда как листву или сено регулярно переворачивают. Это необходимо для получения равномерного цвета на всей поверхности.

  • соотношение нашатырного спирта и воду в первоначальном растворе;
  • уровень влажности материала: чем суше опилки или наполнитель, тем слабее процесс окрашивания; влажная среда — препятствует формированию крапчатого окраса.

По итогу чернения в опилках медь приобретает темно-розовый, сине-голубой или черным с крапинками оттенок.

После окончания патинирования изделия необходимо промыть в воде и тщательно высушить на воздухе. Используемая смесь опилок будет годна для употребления 2-3 суток, тогда как раствор, при хранении его в герметичной емкости в условиях отрицательной температуры, может быть использован спустя месяц.

чернение меди серной мазью

Радужное (электрохимическое) патинирование

  • медный купорос (60 г),
  • сахар-рафинад (90-100 г),
  • каустическая сода, она же — едкий натр (45 г),
  • дистиллированная вода (1000 мл).
  1. Половина дистиллированной воды (300 мл) нагревается до температуры 60-80 градусов по Цельсию.
  2. В воде постепенно растворяются медный купорос и рафинад.
  3. Вторая половина воды (300 мл) охлаждается, в нее постепенно и небольшими порциями добавляется едкий натр;
  4. В раствор едкого натра маленькими порциями вливается раствор медного купороса с рафинадом
  5. Доливается дистиллированная вода (до 1 литра итогового веса раствора).

В результате должен получиться мутный раствор темно-синего цвета и с небольшим осадком.

Сам процесс электрохимического патинирования осуществляется в разогретом до 80 градусов Цельсия растворе, в который опускаются обрабатываемые изделия и подается электрическое напряжение. Исходя из размеров изделия (чем крупнее предмет, тем выше скорость реакции и темнее итоговый оттенок), выбирается подходящее напряжение: от 0,6 до 2,0 V.

  • 0,7-1,0 V — золотистая пленка с градиентом в сторону сиренево-розовых оттенков;
  • 1,2-1,4 V — ярко-лиловая пленка с градиентом в сторону желто-зеленых оттенков;
  • 1,6-2,0 V — синяя пленка с градиентов в сторону фиолетового оттенка.

Зависимость окончательного оттенка медного изделия от продолжительности электрохимического воздействия:

Продолжительность процесса, секундОттенок патины
2Коричневый
2-3,5Лиловый или фиолетовый
3,5-5,3Синий
5,3-6,3Ярко-голубой
6,3-8,5Светло-зеленый, травянистый
8,5-12Тускло-желтый
12-13Оранжевый
13-15,5Пурпурный
15,5-17Цвет морской волны
17-21Ярко-зеленый
21-25Малиновый

Советы

Если вы готовы экспериментировать с цветом, то попробуйте резким рывком повысить напряжение от минимального, 0,6 V, до максимального, 2,0 V. Гарантированный оттенок цвета отсутствует, наиболее высока вероятность получения тонкой оксидной пленки с глянцевым голографическим эффектом. Оттенок будет изменяться в зависимости от угла зрения: то красный, то лиловый, то зеленый.

Радужное патинирование позволяет получить наиболее устойчивую и безопасную для кожи оксидную пленку. Для повышения стойкости медные изделия покрываются лаком. Продолжительность жизни радужной патины — 6-7 месяцев, потом процесс чернения необходимо повторить.

Процесс оксидирования

Техника безопасности

Процесс оксидирования, какой бы способ ни был выбран, представляет совокупность химических реакций, поэтому при его выполнение обязательным является соблюдение мер безопасности. Это позволит не только обезопасить окружающих, но и сохранить собственное здоровье.

Итак, вместе с вами мы рассмотрели особенности процесса искусственного патинирования медных изделий и основные способы его осуществления в домашних условиях. Эти варианты не подходят для промышленного чернения или реставрационных работ.

Патинирование меди, а также другие методы ее декоративной обработки (в том числе в домашних условиях) позволяют сделать изделия из этого металла более привлекательными, придать им налет благородной старины. Подвергать такой обработке можно предметы, изготовленные не только из меди, но и из таких ее сплавов, как бронза и латунь.

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Используя различные способы патинирования медных сплавов, можно добиться совершенно разнообразных оттенков

Патинирование и оксидирование

Поверхность многих металлов (и медь входит в их число) при взаимодействии с окружающим воздухом и различными химическими веществами начинает покрываться тонким слоем окисей и закисей. Такой процесс, который также приводит к изменению цвета металлической поверхности, называется оксидирование. По большей части процесс окисления металла происходит естественным путем, но люди научились вызывать его искусственно, в производственных или домашних условиях, что делается для придания изделию состаренного вида.

Не следует путать оксидирование с патинированием – процессом, суть которого заключается в том, что на поверхности металла при взаимодействии с различными химическими элементами формируется тонкий слой сернистых или хлористых соединений. Патинирование, которое, как и оксидирование, сопровождается изменением цвета меди и бронзы, также можно выполнять искусственно, используя для этого специальные составы.

Старение меди происходит с течением времени

Старение меди происходит с течением времени естественным путем или сразу при обработке поверхности какими-либо препаратами

Если в естественных условиях процесс окисления и покрытия патиной меди или бронзы может протекать годами, то при использовании специальных растворов патинирование происходит за очень короткий промежуток времени. Поверхность изделия, помещенного в такой раствор, буквально на глазах меняет свой цвет, приобретая налет благородной старины. Используя различные химические составы, можно в производственных и даже в домашних условиях выполнять такие процедуры, как чернение меди, патинирование предметов из меди и бронзы, чернение латуни.

Подготовка к обработке

Решив выполнить патинирование или оксидирование, вы должны не только внимательно изучить вопрос о том, как состарить латунь, бронзу или выполнить чернение меди, но и предусмотреть необходимые меры безопасности. Преимущественное большинство химических составов, которые применяются для осуществления подобных процедур, являются очень токсичными и выделяют пары, представляющие значительную опасность для здоровья человека. Поэтому для хранения таких веществ как в производственных, так и в домашних условиях следует использовать сосуды с хорошо притертыми пробками, которые предотвратят попадание ядовитых паров в окружающий воздух.

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Храните химикаты в недоступном для детей месте

Саму процедуру, проводимую для изменения цвета поверхности изделия под воздействием на него химических веществ, следует выполнять в специальном шкафу, к которому подведена вытяжная вентиляция. Следует иметь в виду, что дверцы такого шкафа в процессе выполнения оксидирования или патинирования должны быть слегка приоткрыты, что обеспечит эффективную вытяжку вредных паров из его внутренней части.

Изделия из меди, латуни и бронзы перед патинированием следует тщательно очистить, обезжирить и промыть в теплой воде. После самой процедуры патинирования или оксидирования обработанные предметы также промывают и укладывают в опилки для просушки. Использование опилок является более щадящим методом просушки, так как выполнение такой процедуры при помощи тканевого материала может повредить тонкую пленку сформированной патины, которая еще не закреплена лаком. Кроме того, при помощи ткани после патинирования практически невозможно качественно удалить влагу из углублений на рельефных поверхностях, а опилки ее легко вытянут.

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Покрытую лаком поверхность можно отполировать войлочной насадкой

Изменения цвета меди и ее сплавов от серого до черного

Чтобы сделать такой состав для патинирования в домашних условиях, необходимо выполнить следующие действия:

  • одну часть порошковой серы смешивают с двумя частями поташа;
  • полученную смесь помещают в жестяную банку, которую затем надо поставить на огонь;
  • дождавшись расплавления порошка и начала его спекания, необходимо поддерживать этот процесс на протяжении 15 минут.

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

Для приготовления серной печени понадобится сода и сера

В процессе спекания порошка на его поверхности может вспыхнуть сине-зеленое пламя, которое можно не сбивать, так как оно не ухудшит качественные характеристики серной печени. После окончания спекания и полного остывания полученную массу следует измельчить до порошкообразного состояния. Этот порошок, если его поместить в стеклянную банку с плотно закрывающейся крышкой, можно хранить достаточно долго.

Для того чтобы при помощи серной печени выполнить патинирование различных металлических сплавов, используют несколько основных методов.

Данный способ предполагает использование водного раствора серной печени. С его помощью можно изменить цвет изделий, изготовленных из следующих материалов:

  • меди;
  • стерлингового серебра;
  • бронзы и латуни.

Цвета, которыми можно окрасить поверхности изделий при помощи данного метода, также различаются:

  • медь и серебро – пурпурный, голубой (получить очень сложно), серый, коричнево-серый, черный;
  • латунь и бронза – нежно-золотистый.

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Проба раствора на меди, бронзе и латуни дает различные эффекты

Если вы не знали раньше, как состарить медь и сформировать на поверхности данного металла прочную пленку патины, отличающуюся насыщенным черным цветом, используйте именно этот способ. Для его реализации изделие из меди помещается в раствор, состоящий из литра воды и 1–20 граммов порошка серной печени.

Чтобы окрасить медь в светло-серый цвет, раствор готовят по другой рецептуре: в 1 литр воды растворяют по 2–3 грамма хлористого натрия и серной печени. В полученный раствор помещается изделие из меди, за изменением цвета которого следует внимательно следить. После того как цвет металла приобретет желаемую тональность, подвергаемый патинированию предмет необходимо промыть водой и просушить в опилках.

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Продолжительность обработки медного украшения раствором зависит от желаемого эффекта чернения

Для патинирования меди можно также применять раствор, приготовленный по следующей рецептуре: в насыщенный водный раствор сульфата меди добавляют нашатырный спирт и делают это до тех пор, пока жидкость не станет прозрачной и ярко-синей. Очищенное и обезжиренное обрабатываемое изделие помещается в такой раствор на несколько минут, после чего его извлекают и подвергают незначительному нагреву. После таких манипуляций медь должна приобрести насыщенный черный цвет.

Для использования данного метода, который также позволяет качественно почернить медь даже в домашних условиях, обрабатываемый предмет необходимо зачистить при помощи тонкой наждачной бумаги. К зачищенной поверхности не следует прикасаться руками, чтобы на ней не образовались жировые пятна. После предварительной подготовки к патинированию предмет обрабатывается раствором хлористой платины или полностью погружается в него. В такой раствор, если он не вызывает кислой реакции, можно добавить небольшое количество соляной кислоты.

Сформировать на поверхности медного изделия прочную окисную пленку, отличающуюся насыщенным черным цветом, позволяет его погружение в состав, приготовленный из азотной кислоты и металлической меди. Чтобы изменение цвета медной детали проходило более интенсивно, такой раствор можно дополнительно подогреть.

Получение патины других цветов

Для формирования на меди окисной пленки другого цвета можно даже в домашних условиях воспользоваться одним из следующих методов.

Для получения красно-коричневой окисной пленки медное изделие на несколько минут помещают в состав, приготовленный из одной части медного купороса, одной части хлористого цинка и двух частей воды.

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

На примере одной детали видно, как изменяется оттенок в зависимости от продолжительности нахождения в растворе

Чтобы получить такую патину, предмет из меди необходимо поместить в раствор, состоящий из одного литра воды и 20 граммов сернистого аммония. Изменяя температуру нагрева обрабатываемого изделия перед патинированием, можно регулировать интенсивность окрашивания.

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Покрывайте поверхности детали, пока не добьетесь нужного оттенка

Для получения поверхности такого цвета медную деталь на 5–25 минут помещают в горячий раствор (90–95°), в состав которого входят персульфат аммония (9,25 г/литр) и едкий натр (50 г/литр). Процедуру для достижения требуемого эффекта повторяют 2–3 раза.

Гамма от оливкового до коричневого

Медное изделие для патинирования на 10–15 минут помещают в подогретый водный раствор бертолетовой соли (50–70 г/л), нитрата меди (40–50 г/л) и хлорида аммония (80–100 г/л).

Наиболее популярным методом создания зеленой патины является погружение медного предмета в состав, приготовленный из воды (1 литр), медного купороса (50 г) и марганцовокислого калия (5 г).

Существует еще множество методов, позволяющих создавать патину разнообразных оттенков зеленого, коричнево-черную, золотистую, золотисто-коричневую с малиновой побежалостью и других.

Всех приветствую на моем канале! Рассмотрим 3 примера наложения патины их плюсы и недостатки. Ведь после чистки зачастую встает вопрос какой метод наложения патины использовать покупной или народный.

Итак после чистки (о которой можно прочитать здесь ) у нас есть 3 испытуемых которых мы будем доводить до коллекционного или более менее нормального состояния, ведь красные пятаки в альбоме как то не смотрятся, а монеты с отпечатком времени выглядят более презентабельно.

1. Серная мазь метод быстрый дешевый и доступный (в любой аптеке 30-40 р). Разводим серную мазь с вазелином соотношении 3 к 1 (где 3 доли вазелина и 1 доля серной мази) для более ровной и светлой патины, поскольку в чистом виде мазь оставляет темную почти черную патину и может лечь пятнами. Поскольку вазелина у нас под рукой нет будем пользоваться чистой мазью и посмотрим что у нас из этого выйдет. Наливаем тазик воды опускаем туда монету, на палец забираем немного мази и натираем монету до нужного нам состояния.

Читайте также: