Деловое и художественное описание одного растения

Обновлено: 05.10.2024

Ромашка — это травянистое растение с ветвистым стеблем и многочисленными узенькими листочками.

Она теплолюбива, потому прекрасно себя чувствует в южных краях нашей страны.

Цветок ромашки состоит из беленьких лепестков и желтой серединки.

Ромашка очень ароматное растение. Своим сильным запахом она привлекает насекомых, которые ее опыляют.

Цветет ромашка все лето, украшая лесные поляны и луга.

Наша задача — сохранять и оберегать этот красивый и полезный цветок, не дать ему исчезнуть.

Цветоводы вывели и садовую ромашку, которую часто можно встретить на городских клумбах. Цветки у нее гораздо крупнее, но они не имеют такого аромата, как полевая ромашка, и целебными свойствами не обладают.

повторить изученное о типе описание;

познакомиться с двумя типами описания – деловым и художественным;

составлять два типа описания; развивать речь.

Групповая форма работы

Оборудование:

I Орг. момент

II Повторение изученного

Их видимо – невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал –
Весёлых, голубых?
Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть–чуть поколдовали
И сделали цветок.

- Прочитать текст. стихотворения
- О каком цветке в нём говорится? (о незабудке)
- Почему вы так решили?
- Что вам помогло определить, о каком цветке идёт речь? (признаки…)
- Какого типа текст этого стихотворения? (описание)
- Закройте глаза, представьте полянку, покрытую цветами, теперь прочитайте это стихотворение, как прочитать

(1-2 стр. с восторгом 3-4 стр. с удивлением остальное загадочно).


Вспомним всё, что знаете об этом типе описание.

(Описание – это текст об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов. Описание отвечает на вопрос

АКОЙ? Для описания нужны прилагательные.
Описание даётся для того, чтобы читатель или слушатель видел предмет описания, представил его).

У детей на столе.

Предмет и его признаки


III Изучение нового материала

Что именно говорит В.Солоухин о цвете, размере, количестве, запахе цветов? Ты, конечно, знаешь, что описание — тип тек . Ты встречался(лась) с этим типом текста довольно часто, читая сказки, повести, рассказы, загадки, справочники, учебники, объявления, рекламы и т.д. Определи тему текста. На какой вопрос отвечает этот тип текста? Что именно говорит В.А. Солоухин о цвете, размере количестве, запахе цветов?

. Но всех больше украшает наш замкнутый земной мирок некое высокое растение с пышными белыми цветами. То есть каждый цветок в отдельности очень мал и был бы вовсе незаметен, но собрались цветы на стебле в бесчисленном множестве и образуют пышную, белую, слегка желтоватую шапку
Еще и потому невозможно не залюбоватъся этим растением, что едва лишь пригреет солнце, кaк от белого цветового облака поплывут во все стороны незримые клубы, незримые облака крепкого медвяного аромата.

Какой видится В.А. Солоухину " белая трава"

Запиши свой ответ.

ОПИСАНИЕ

Описания растения: мелкие, белые цветки не одном стебле; высокое; большое количество мелких цветков; крепкий медвяный аромат

В каком стиле описывается одуванчик? (в художественном).

Какие особенности цветка описываются в стихотворении В. Серовой?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

№ 131 Прочитайте об одуванчике из энциклопедии.

ОДУВАНЧИК — многолетнее травянистое растение. У него желтые цветки и семена с пушистыми во­лосками, которые разносятся ветром.
Растет вдоль дорог, у жилья. 200 видов.

Нарисуй два одуванчика, как они описаны в стихотворении В. Серовой и в энциклопедии.

ВЫВОД: Чем отличается деловое описание от художественного?

Описание.

Дать точную характеристику объекта.

Инструкции, объявления, научное описание
предмета, явления, понятия

Передать личное восприятие автора,

письма, рассказа, стихотворения, загадки.

2) Предлагаю вам создать книгу о ромашке.

I группа. В деловом стиле (из энциклопедии).

II группа. Текст для передачи научного описания предмета.

III группа. Стихотворение придумать.

IV группа. Сочините загадку.

Презентация книги.

IV Закрепление.

I группа. По описанию найти комнатные растения.

II группа. Вы у друга увидели попугая, постарайтесь описать маме так, чтобы она
захотела вам купить и не ошиблась в покупке.

III и IV группы Дано объявление:

Пропала кошка очень хорошая. Пропала собака очень красивая. Телефон 581-12-17.
Что не написала хозяйка. Составить описание.

Опишите так, чтобы остальные ученики смогли назвать этот предмет. (художественный или научный стиль).

5) Итог

Я помню сосну на каком-то холме, пронесшемся мимо меня в окне вагона. Она была чуть откинута на­зад, что было великолепно при ее высоте, была осве­щена закатом, причем не вся, а только в своей вер­шине, где ствол стал от заката румяным, а хвоя глубоко-зеленой.
Этот ствол уходил косо, как уходит лестница, в не­бо. Эта хвоя-венец — темнела в синеве и как бы ходи­ла там, образуя круг.
Я запомнил на всю жизнь это дерево, которое, по всей вероятности, и еще стоит все там же на холме, все так же отклонившись

Домашнее задание. №135

Опиши дерево, которое тебе нравится. Как оно выглядит в разное время года; в течение дня (ранним утром, днем, в сумерках и т.д.), в дождливую или в солнечную погоду и т.д. Выбери и уточни тему описания, озаглавь его.

Итог:

Папоротники — одни из самых древних растений на нашей планете. Хозяевами здесь они почувствовали себя очень давно, еще до появления человека, когда Землю населяли динозавры и другие древние животные. Однако и сейчас по всему земному шару можно насчитать около десяти тысяч видов этого интересного растения.

Папоротники хорошо чувствуют себя в лесу, в тени высоких раскидистых деревьев. Все многообразие этих растений сложно себе представить, ведь среди них встречаются не только дикие, но и декоративные виды. Одни виды папоротника ядовиты, другие — съедобны. Встречаются и такие, которые помогают людям победить различные болезни, то есть лекарственные.

Эти величественные зеленые растения даже сегодня поражают нас многообразием видов, а что уж говорить о тех древних временах, когда они, наравне с динозаврами, были полноправными хозяевами планеты!

Мне кажется, папоротник — это не просто один из представителей мира растений, но и удивительный зеленый памятник времени.

Похожие сочинения:

Запись была опубликована 11.01.2010 в 07:06 в категории Примеры сочинений. Вы можете следить за ответами в этой записи через RSS 2.0 ленты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок "Риторика". Деловое и художественное описание.

повторить изученное о типах текста,

познакомиться с двумя типами описания – деловым и художественным;

составлять два типа описания; развивать речь.

Групповая форма работы

I Орг. момент

Ребята, у нас на уроке гости, улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу. Возьмитесь за руки. Пожелайте удачи друг другу.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Интересное узнать.

II . Актуализация знаний

А) На этом уроке мы ….

Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо.
Ясно, четко говорим,
Потому что не спешим,
У нас, во рту живёт язык.
К словам знакомым он привык.

Какой урок у нас начинается?

Чему учит нас риторика? Какой должна быть речь? Когда мы говорим, что наша речь успешна?

Какие средства речи мы используем? (слово, несловесные- темп, мимика, тон, громкость, жест, голос)

Б) Речевая разминка

Давайте приготовим наши органы дыхания к успешной речи.

1.Развитие органов дыхания.

а) Согреем стеклышко.

Мороз. Утром вы захотели посмотреть в окно, а оно все в морозных узорах. Давайте разогреем своим дыханием кусочек стекла.

Глубоко вдохнули через нос и медленно через рот выдыхаем, отогреваем стеклышко. (3 раза)

б) Бумажный кораблик.

Наступила весна. Потекли ручьи. Начались долгожданные каникулы. Вы сделали бумажный кораблик и опустили его на воду. А чтобы он поплыл, на него нужно подуть. Чем дольше вы будете дуть, тем больше времени кораблик будет плыть.

Сделаем глубокий вдох, дуем медленно, не торопясь. (3 раза)

lll . Выразительное чтение стихотворения.

А)А потом появились они

Как называются эти цветы?

Вот, что говорит о незабудках поэт:

Их видимо-невидимо,

Не сосчитаешь их!

И кто их только выдумал –

Веселых, голубых.

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

И сделали цветок.

Б) Прочитайте это стихотворение, используя все средства речи о которых мы говорили.

lV . Подготовка к изучению нового материала.

А) Ребята, что мы с вами только что читали? (текст)

Давайте вспомним, что мы знаем о тексте?

Какие бывают тексты?

Какой текст называют аргументативным?( отвечает на вопрос почему? В нем всегда содержится доказательство чего-либо, это текст-рассуждение)

Какой текст называют неаргументативным?( текст –повествование –отвечает на вопрос КАК? Или Что случилось? Текст-описание отвечает на вопрос КАКОЙ? Он описывает признаки людей, животных, растений)

Б) К какому типу можно отнести текст о незабудках? Почему?

На какой текст мы обратим сегодня внимание? Сформулируйте тему урока.

Описание художественное и деловое

Vl . Изучение нового материала.

Давайте проверим сумеете ли вы найти среди текст описание среди других типов текста.

А) Работа в группах. Определить тип текста.

Определить тип текста:

На рассвете неподалёку от меня кто-то зашелестел листьями.

В шагах двух от меня пробежал круглый, встопорщенный ёж. Он пробрался под густой куст и долго там копошился, хозяйничал. Не-много погодя он вышел из-под кус-та и отправился по своим делам.

Скоро ёж опять вернулся с добы-чей.

Я однажды побывала на соревно-ваниях по фехтованию. Мне эти сражения не понравились. Во-пер-вых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во--вторых, это какой-то несовремен-ный вид спорта. Ну кому сейчас придёт в голову защищать себя при помощи шпаги!

Нет, уж если бы я занималась спортом, то изучала бы бокс или ещё лучше — самбо. Чтобы уметь постоять за себя в любых обстоятельствах.

Петух был такой красивый и сме-лый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пест-ринках, а в пышном хвосте длин-ные, серпообразные сине-чёрные пе-рья. Он выступал вперёд широкой отливающей бронзой грудью, высо-ко, будто на параде, поднимал лапу с загнутыми острыми шпорами.

Пету́х —небольшая птица. Длина самца 66 см, вес 900—1250 г; вес самки — 500—750 г. Окраска самца красновато-золотистая на спинной стороне, черновато-бурая — на брюшной. Перья на голове, шее, затылке и на верхней стороне хвоста — золотисто-жёлтые. Спина пурпурно-бурая, грудь и рулевые перья чёрно-зелёные, крылья бурые. Гребешок на голове красный, клюв буроватый.

Б) знакомство со стилями описания.

Вы правильно нашли тексты-описание. Что общего в этих текстах? (описывается петух)

Чем различаются? (в одном тексте автор описывает петуха, его красоту, восхищается им, а в другом перечисляет признаки петуха, его расцветку, не высказывает свое отношение к нему)

Какой текст вам понравился больше почему?

Где можно прочитать такое описание петуха?

В) Оказывается существуют разные стили (виды) описания?

В)Еще раз перечитайте текст про петуха и определите его вид.

Чем отличается деловое описание от художест­венного?

Г)ВЫВОД - попробуйте по характеристике определить вид описания

стиль речи, который излагает факты, в нем отсутствует оценка автора. Основная функция официально-делового стиля — информационная (передача информации)

Художественное

стиль речи, который применяется в художественной литературе. Текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Д) Подведение итога. Проверка.

Vll . Физминутка

У оленя дом большой.

Он сидит, глядит в окошко.

Зайка по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

«Тук-тук, дверь открой,

Там в лесу охотник злой.

«Зайка, зайка, забегай,

Vl .Закрепление изученного материала

А)Определить тип описания. Учебник. (работа в парах)

Прочитайте тексты.

Какое описание является художественным, какое деловым?

Почему так решили?

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице,
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

ОДУВАНЧИК — многолетнее травянистое растение. У него желтые цветки и семена с пушистыми во­лосками, которые разносятся ветром.
Растет вдоль дорог, у жилья. 200 видов.

Трудно ли было определить вид описания?

Чем отличается деловое описание от художест­венного?

Какой вид описания вам больше нравится? Почему

Б) А сейчас я предлагаю вам самим составить текст описание по опорным словам.

Итак у нас два героя. Кто они?

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (СОРОКА)

Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (ДЯТЕЛ)

Выберите о ком бы вы хотели рассказать, в каком стиле будет ваш текст в деловом или художественном.

1.Худ.описание.

Слова-помощники: красивая, белобока, белые, хвост черные, как у вороны, длинный, прямой, будто стрела, зеленоватым, нарядная.

2.Деловое описание.

Слова-помощники:, черно-белая ,длинный, белоснежные, красивый, 160—260 г, длинный, мягкое оперение, черное, белые, Европа, Азия, Индия, в Северо-Западная Африке.

1.Худ.описание.

Слова-помощники: нарядный, ярко-красная, черные, атласные, острый, упругий, прямой, длинный и липкий, красивая, доктор.

2. Деловое описание.

Слова-помощники: Длина 22—27 см, черный, белый, красный, буровато- белые, белые пятна, клюв черный, ноги тёмно-бурые, длинный и липкий, личинки, насекомые, добывает на стволах и на земле, повсюду в России

В)Чтение и обсуждение текстов.

Г) Кто, по вашему мнению в группе работал лучше всех? Кому бы вы поставили 5?

КАКОЙ ТЕКСТ ПОЛУЧИЛСЯ У КАЖДОЙ ГРУППЫ?

Vll . Итог урока

О чем говорили на уроке? Каких видов бывают тексты-описание? Чем они отличаются друг от друга? Какой текст вы бы хотели написать? Почему?

Читайте также: