Девушка собирает травы картина

Обновлено: 18.09.2024

 (700x676, 181Kb)

Сборщица травы Художник Дэниэл Ридвей Найт

Считалось, что при желании растениям можно было придать не только добрую, но и злую силу. "Я разрою сыру землю в темном лесе глубоко, накопаю злакоренья и на реченьку пойду".
Священные растения используют при совершении обрядов: купальницей устилают баню в Иванову ночь, крапиву вывешивают на окно от нечистой силы, из березы, барвинка плетут венки.

Художник Albrecht Durer, The Large Turf, 1503


В былые времена целебная сила трав была хорошо известна, о них создано немало легенд и сказаний. В пору дохристианской древности Руси некоторые представления наших предков-славян на природу были гармоничнее, теснее связаны с природой и человеком. Так, наша мать сыра земля была в представлении славян женою Неба-Сварога.
Земля сотворена, яко человек. вместо власов былие имать, - говорится в одном сочинении древнего русского автора. Былие, или травы являлись, таким образом, волосами великой праматери богов.
Сёстры-травы Художник Остапенко Алексей

Лечением травами занимались особые знахарки-зеленщики. Рассказывают, что все они пошли от первого знахаря. По старинному простонародному сказанию, происхождение которого бесследно затерялось, жил-был на свете первый знахарь. С малолетства прислушивался он к голосу и шелесту трав и листьев, так как был наделен от природы редкостными способностьями.
Мог слышать шепот Матери сырой земли, которая по народному слову, ради нас, своих детей, зелий всяких народила и злак всякий напоила". Общение с нею сделало для него явными все ее тайны, и стал он всеведующим".
Голос травы. Художник Kraslava Rusinka

Выстроил он себе на лесной полянке келью, уединился от людей, всего себя отдав изученью целебных свойств растений. Но слух про него дошел и до самого бедного калики перехожего, и до царского двора.
Никому не было отказа, всех провожал он от себя с добрым советом, каждому давал подмогу, пускаючи в дело только одни добрые травы, созданные на пользу страждущему люду. Лечил всех первый знахарь без всякой платы.
Художник Панов Игорь Геннадиевич Степная трава

Зная это, очень старался подлезть к нему нечистый, дабы совратить с пути истины.
Но не прельщают знахаря - отшельника ни богатство, ни власть, по-прежнему трудится он на пользу человеческому люду, не внимая злым наветам.

Годы шли за годами; седеть начал, стариться добрый знахарь. Подкралась к нему самому общему целителю, и беспомощная дряхлость.
И нашел нечистый подход.
Сказка. Художник Артур Уордл, 1895

В обмен на бессмертную душу черт обещал знахарю открыть секрет вечной молодости. Действительно по заключению договора первый знахарь омолодился и с той поры стал он брать с людей деньги за свое лечение.
Научил его нечистый использовать недобрые, злые травы, которые вырастали из разбрасываемых дьяволом по ветру семян.
Художник Брайен Фрауд

Вскорости злые дела знахаря перевесили его дела добрые. Ангел-хранитель и Сама Богородица молили его отступиться от злых дел, но не внял он их молитвам. Тогда Господь послал за ним Ангела смерти, но Дьявол опередил Ангела и душа первого знахаря оказалась в аду.
Понятно, что нечистый сдержал свое слово. В котле со смолой, замешанной на злых травах, непрестанно мучается первый знахарь, сохраняя при этом вечную молодость.
Художник Шишкин Иван Иванович Уголок заросшего сада. Сныть-трава

Только один день в году на Светлый день Пасхи прекращаются его страдания. Тогда отправляется первый знахарь на землю, где, как и прежде, слушает он голоса трав, рассказывающих ему свои секреты.
Хотя он остается невидимым, но некоторые особенно опытные знахари выходят по его следу и тоже стараются слушать голоса трав, дабы обучиться древнему искусству лечения.
Художник Камышный Юрий. Голос травы

Впрочем, в более поздние времена вопрос о связях знахарей-зеленщиков с нечистой силой решается несколько иначе. Главное отличие всякого знахаря-зелейника, равно и вообще всякого знахаря от колдуна заключается в том, что колдун действует всегда тайно, скрывая от людей свои способности, тогда как знахарь открыто творит, обыкновенно призывая к себе силы небесные, используя чудодейственную силу молитвы и крестного знамения.
Зачарованный лес. Художник Генри Мейнелл Риэм

Между прочим, и добрые травы собирать без специальной молитвы нельзя. Прежде чем сорвать траву, полагается трижды произнести такие слова: Господи, благослови! И ты, мать сыра земля, благослови траву сию сорвати! Ты ее уродила для человека по всякому подобию, а человеку на пользу: для того тебя и беру; от земли трава, от Бога лекарство. Аминь.
Художник Н.К. Рерих.Добрые травы

Травушка-муравушка (спорыш), трава шелковая (ковыль), солдатская трава (тысячелистник), сон-трава (прострел), одолень-трава (кувшинка), трава-приворот (манжетка), печаль-трава (полынь), разрыв-трава или ключ-трава (папоротник), плакун-трава или всем травам мати (дербенник иволистный ); красава, краса, красоля, красотная трава, купальница, чистец, чистотел; наперстянка (цветы похожи на напёрстки), медвежье ухо (коровяк обыкновенный - листья мохнатые ворсистые, что медвежье ухо), журавельник или волчья стопа (герань - плодик с длинным отростком, будто птичий клюв, а форма листа напоминает волчий след); горицвет - всем цветам цвет; любка двулистная (ночная фиалка), жар-цвет, мать и мачеха, Иван-чай, Иван-да-Марья, василёк.
Художник Жадько Григорий Григорьевич Завтрак на траве

поверья о папоротниковом цвете. Почему некоторым растениям приписаны сверхъестественные силы? В славянской мифологии цветок папоротника или кочедыжник, разрыв трава, перунов огнецвет, жар-цвет наделяется магическими свойствами.
Кочедыжник - то же, что и папоротник, цветущий только под Иванову ночь. Не знающему особых слов человеку не увидеть его цвета.
На траве Художник Сомов Константин Андреевич

Разрыв-трава (спрыг-трава, прыгун или скакун-трава, расковник) - листья имеют форму крестиков, цвет подобен огню, способен ломать все металлические связи, может погубить человека. Извеcтна она еще под именем ключ-травы.
"Есть такая трава редкая, зовется прыгун-скакун или разрыв-трава. Найти ее не всякий может, а если найдет, сможет разрушать железо, медь и серебро на мелкие кусочки".
Художник Савченко Алексей Колокольчики

В русских поверьях чудесное средство, разрушающее всевозможные запоры и узы, а также позволяющее овладевать кладами. Предания о разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Купалу.
Если косить траву в Иванову ночь и коса сломается, значит, она наткнулась на разрыв-траву. Камнеломка (разрыв-трава) - ломающая, раздвигающая камни.
Канун Середины лета. Художник Эдвард Роберт Хьюз, 1909

На Руси всегда с уважением относились к плакун-траве . Знахари использовали ее в своих заговорах, а простые люди старались иметь в своем доме как оберег от несчастий и болезней. Его так же называют дикий василек, и дубняк, и побережник, и кровавица, и верба-трава. Некоторые относят имя Плакун к Иван-чаю, другие - к зверобою, третьи - к диким василькам.
В народе плакун-траву еще называют ревень-кой. Корень ревеньки помогает хорошо плавать, смиряет и подчиняет нечистых духов, открывает клады. Это чудесное растение известно по старинным преданиям. В "Голубиной книге" рассказывается, что оно выросло из слез Богородицы, пролитых во время крестных мук Иисуса Христа.
Художник Крюковский Алексей. Сон трава

Сон-трава - народное название для разных трав. В зависимости от названия, возникли поверья, сказания, песни и даже обряды. Ныне Сон-траву кладут на ночь под подушку, и следующие сны считают пророческими.
В германских сказаниях Эдды под голову Брунгильды положена Сон-трава, и Брунгильда вскоре от того заснула.
Весна. Художник Крейн, 1895

В малорусских песнях встречается Сон-трава довольно часто. В Печерском Патерике бес в виде воина ходит по церкви и бросает в ленивых монахов цветы, и к кому цветок пристанет, на того находит сонливость, и он удаляется из церкви.
Художник Степанюк Алина Сон-трава

Очаровательная и нежная белая кувшинка - не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства.
А этот священный цветок буддизма лотос удивляет ученых всего мира.
Мария на террасе со связками травы Художник Дэниэл Ридвей Найт

Цветы ромашки от многих болезней целебны. Они красоту волосам и лицу придают. Что цветок сулит, то и сбывается: "Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет, своей назовет".
Девясил - те, кто прибегал к помощи этой травы, обретал девять волшебных сил и долгие годы был здоров, весел, удачлив.

Дайте словесную заготовку картины: опишите небо, облака, деревья, домик с красной крышей, гармонично вписавшийся в лесной пейзаж, опушку перед домом с рядами скошенной травы, женщину в желтом,ворошащую сено; передайте состояние покоя и умиротворенности.


Пейзаж на картине Рылова "Домик с красной крышей" изображён в самых сочных цветах.

Глядя на эту картину, мы погружаемся в жаркий летний денёк, с разряженным воздухом и сладким запахом травы.

В центре картины мы видим берёзу, которая визуально делит пейзаж на две части: правую лесную, где возвышаются ели, и левую сельскую, где мы видим красную крышу побелённого дома.

Только небо над лесом и домом не делится на части, и по единому вызывающе голубому небу плывут белые лёгкие облака.

На передний план взгляд падает не сразу, и потому девушка в белом платье с белым песком долго остаются незаметны. Девушка — очевидно, что она не крестьянка — собирает граблями траву на лугу, а собачка охраняет ее. А может просто греет бока на солнышке? Или ловит кротов?

Но до чего же маленькими и незначительными кажутся они в этот жаркий день на фоне красивой природы.

Оставлю несколько фактов, которые, я думаю, пригодятся при написании сочинения по этой картине.

"Домик с красной крышей" А.А. Рылов написал в 1933 г. в Подмосковье.

Как-то раз, на даче старых знакомых, раположенной недалеко от станции Крюково, художник прямо-таки влюбился в простой сельский пейзаж, который до того впечатлил его, что он решил увековечить увиденное им обыденное чудо. Рылов сделал огромное количество разнообразных эскизов и набросков с целью запечатлеть умиротворение и покой, царивший в этом уголке. А затем уже созрел и замысел картины.

А сейчас немножко словесных заготовок для описания картины:

Сегодня картина французского художника 19-го века Эдуарда Мане "Завтрак на траве" считается шедевром импрессионизма, а в 1863 для парижской публики полотно стало настоящим шоком. Картину отказались выставлять на Парижском салоне, а сам Мане приобрел репутацию безрассудного бунтаря.






Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.

В образе жен­щины худож­ник соеди­нил черты посто­ян­ной натур­щицы Вик­то­рины Мёран и соб­ствен­ной жены Сюзанны (тело). Вик­то­рина была люби­мой натур­щи­цей Мане и запе­чат­лена во мно­гих его рабо­тах, в част­но­сти в зна­ме­ни­той “Олим­пии”. Она сама писала непло­хие кар­тины, мно­гие из кото­рых позд­нее были уте­ряны. Стра­дала алко­го­лиз­мом и в пре­клон­ные годы про­сила пода­я­ние на улице, играя на гитаре. Известна сво­ими любов­ными отно­ше­ни­ями с жен­щи­нами.



Сам сюжет картины оскорблял чувства зрителей, не понимавших и не принимавших изображенную сцену. К тому времени проституция в Булонском лесу Парижа получила широкую известность, однако отражение этой темы в живописи было под запретом. Открыто показав сексуальность, нарушавшую этические и эстетические нормы общества, Мане оказался в центре внимания возмущенной общественности. Отсутствие связей между персонажами, абсурдность сюжета и контрастная цветовая палитра шокировали критиков.

Идея написания этой работы возникла у Мане в ходе поездки по берегу Сены.


Эдуард (Эдуар) Мане (Édouard Manet) родился в Париже. Отец не приветствовал интерес сына к живописи. Однако дядя, брат матери Эдмон-Эдуард Фурнье, поддержал увлечение племянника: оплачивал лекции по живописи и водил в музеи.


Работа создавалась под впечатлением рисунков Рафаеля и Джорджоне. Как признался автор перед началом работы, он собирается изобразить такой же сюжет, но перенеся сцену на воздух, запечатлеть образы людей своего времени, а также окружить все атмосферой прозрачности.

Эдуард Мане родился в Париже в 1832 году. Отец – высокопоставленный чиновник Министерства юстиции, мать – дочь видного дипломата. Ему были предоставлены все возможности для получения образования и начала солидной карьеры. Но учеба в престижных пансионах и колледжах – не для него. Пятнадцатилетний Эдуард пытается поступить в мореходку, терпит неудачу и уходит в плаванье юнгой, чтобы пробоваться на следующий год. Во время плавания он много рисует, с тех пор картины Мане часто содержат морские мотивы.


"В 1862 году кто-то внушил Мане, что имеет смысл рискнуть и показать в Салоне следующего года изображение обнаженной натуры. Хотя мысль эта и не слишком его прельщает, но мало-помалу она завладевает им. Обнаженная натура - что ж, тут спорить не приходится, и Мане по обыкновению прищелкивает языком, изображение обнаженной натуры на выставке Салона заставит окончательно признать художника. Но какое "nu" написать - "nu" вроде Венеры Урбинской Тициана? Или, быть может, какое-то другое. " Как-то летним воскресеньем того же года, прогуливаясь вместе с Антоненом Прустом по Аржантейю, он разглядывает с берега плавающие по Сене ялики, смотрит, как плещутся в воде женщины, и внезапно ему на память приходит луврская картина - "Сельский концерт" Джорджоне.

Ярко освещенное нагое тело — тоже насмешка над общественной моралью, олицетворенной для Эдуарда фигурой отца: Огюст Мане был судьей и рассматривал дела о нарушении правил общественной нравственности. Позировала Мане продавщица галантерейного магазина Викторина Мёран. Они познакомились в 1862 году. Вскоре знакомство переросло в страстный роман. Мёран сама неплохо рисовала.


Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил. Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл. В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.


Обнажённая женщина на картине Мане - Викторина-Луиза Мёран. Она была популярной музой
парижских живописцев конца 1800-х годов. Викторине дали прозвище "Креветка" из-за
миниатюрного телосложения, розового лица и рыжих волос. Она позировала Мане не только
для "Завтрака на траве", но и для других полотен: "Портрет Викторины Мёран", "Уличная
певица, "Мадемуазель. Викторина в костюме матадора", "Олимпия", "Женщина с попугаем",
"Гитарист" и "Железная дорога".

В том же году художник написал еще одну картину с обнаженной женщиной, для которой вновь позировала Мёран. На ней изображена рыжеволосая полулежащая дама, лежащая на белой подушке. На Парижском салоне в 1865 году картина стала причиной одного из самых больших скандалов в истории искусства, поскольку ее главный персонаж был полностью далек от классических обнаженных богинь, а демонстрировал сексуальность обычной женщины.


Береговая линия четко разделяет картину на два плана. Первый план откровенно декоративен. Три фигуры, темный лес – все это выглядит как рисунок на занавесе, который закрывает сцену. Точнее, то, что происходит на втором плане. Там мы видим девушку, которая купается в реке, дорогу, уводящую вдаль, и простор. Этот дальний план более живой, красочный. Он похож на фантазию или сон, потому что там нарушены все привычные пропорции. Очевидно, что размеры лодки и сама река должны быть намного больше фигуры.

Он берет несколько пробных аккордов - пишет этюды деревьев, вид острова Сент-Уэн. Но как расположить персонажей? Он признается Прусту, что идет от картины Джорджоне. Ему все же не хочется просто переносить композицию "Сельского концерта" на собственное полотно - ну нет, это его не устраивает. Его стесняет не сама идея заимствования. Он-то свои слабости знает. Но знает и свою силу и хочет, чтобы именно ее оценили, оценили бы вне зависимости от старых мастеров, у которых он ищет поддержки и опоры. И вот, просматривая однажды альбом старых эстампов.


Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

..Гравюра Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции "Суд Париса" заставляет Мане насторожиться. Здесь представлены три фигуры - морские божества, одно женское, два других мужские, - их позы как нельзя лучше подходят к задуманной им "Загородной прогулке". Наконец-то "архитектура" картины найдена: надо только одеть эти морские божества, одеть в куртки и панталоны; заменить вот этот трезубец тросточкой; да еще добавить вот там, в глубине, четвертую фигуру (это будет полуобнаженная женщина, пробующая рукой воду), и дело сделано. Все в порядке!


. С первых же дней, даже с первых часов "Завтрак на траве" собирает толпу. "Завтрак" выделяется на фоне остальных холстов своим новаторством, живостью колорита и затмевает все, что его окружает. Преобладающее число выставленных произведений, выполненных с большей или меньшей ловкостью, по сути дела, мало чем отличается от работ официальных мастеров. И в Салоне и в Контрсалоне царит битюм; и там и тут господствует анекдот. В таком окружении и даже невзирая на сравнительно многочисленные работы, отмеченные печатью новизны и творческих сил, такие, например, как "Девушка в белом" Уистлера, "Завтрак" Мане приобретает значительность исключительную. Его новизна потрясающа.


На самом деле: если приглядеться, в картине можно заметить немало странностей. Почему, например, у одного из мужчин на голове домашняя ермолка с кисточкой, а другой одет в давно вышедшие из моды светлые панталоны? Почему фигура на заднем плане кажется слишком близкой к зрителю, вопреки всем законам перспективы, а фон больше похож на театральный задник?


Из-за откровенности полотен многие предполагали, что Мане и Мёран были любовниками, но это было всего лишь верхушкой айсберга сплетен. Популярная трактовка "Завтрака на траве" и "Олимпии" предполагала, что эти наглые голые женщины должны быть дамами свободного поведения. Это подпитывалось слухами, что Мёран была путаной и любила выпить. На самом деле, она дожила до 83 лет и добилась признания.

Карл Павлович Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя

Для того чтобы отточить свои художественные навыки после окончания Академии художеств в Петербурге, Карл Брюллов отправился в Италию. В этой южной стране он много рисует, воплощая на полотне жизнь народа Италии, учится максимально точно передавать пластику тела человека на своих картинах, потому его работы итальянского периода столь свежи и привлекательны.

Каштановые локоны украшают румяное лицо прелестницы, а нитки кораллов подчеркивают изящную шею.
Здесь сбор винограда – это скорей праздник, чем повинность. Девушка работает с легкостью, словно порхая под музыку, которую играет ее помощница. Рядом – дом небогатых жителей Неаполя, о чем свидетельствует отпадающая со стен штукатурка, но при этом девушки счастливы под теплым солнцем, ласкающим окрестности города.

Подруга главной героини картины отдыхает на ступеньках, полулежа в тени виноградных листьев, позвякивая колокольчиками бубна и не без кокетства поглядывая вокруг. Щеки юной красавицы румяны, а ее легкая белая блузка чуть спала, обнажая нежную девичью грудь.

Похожий на ангела малыш тянет бутыль для вина. Косматый ослик, который стоит поблизости, покорно ждет, когда настанет время его работы. Весь двор залит нежным солнечным светом, который пробивается сквозь листья винограда.

Читайте также: