Дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании рут

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в профессиональном образовании.

В настоящее время для активизации деятельности студентов применяются различные методы обучения и современные образовательные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники.

Освоение информационных технологий в образовательных целях предполагает развитие электронного обучения и дистанционного образования.

Появление и развитие новых технических средств обмена информацией между участниками образовательного процесса создало условия для получения образования без отрыва от основного занятия обучающегося и перемены места жительства. Поэтому в настоящее время идет достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в образовательных учреждения всех уровней образования и в системе повышения квалификации.

Понятие "электронное обучение" сегодня употребляется наряду с термином "дистанционное обучение". Это более широкое понятие, означающее разные формы и способы обучения на основе ИКТ.

Электронное обучение (ЭО) - это технология обучения, основанная на использовании средств вычислительной техники и систем передачи данных для представления и доставки знаний, поддержки взаимодействия обучаемого и обучающего, а также контроля знаний.

Если говорить простым языком, то ЭО – это обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов.

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства – будем подразумевать ПК: электронные учебники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модели, виртуальные лаборатории, редакторы текстов, презентаций, учебные системы автоматизированного проектирования, цифровые энциклопедии и словари, справочники и др.

Еще одно название ЭОР – это ЦОР или цифровые образовательные ресурсы, так как считается, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения.

Считается, что ЭО - это обучение высочайшего уровня при низких затратах, повышение мотивации обучаемых и четкий контроль за всеми участниками процесса на всех его этапах.

Какие ЭОР используются в нашем техникуме?

Тесты в программе Mytest , видеоролики, программы Word , PoverPoit , Eclel , 1С бухгалтерия, Credo , Compas , международные видеоконференции, электронные тренажёры и др.

Мало используем возможности интерактивной доски, а у нас их две.

Какие ЭОР мы не используем? Виртуальные лаборатории, интерактивные модели, электронные учебники, электронные библиотеки.

И понятно почему: первая причина, все цифровые аналоги стоят денег; вторая причина, не все аудитории оборудованы ПК; третья причина, работа с использованием цифры требует больше временных затрат у преподавателя и т.д.

Дистанционная технология обучения на современном этапе - это совокупность методов и средств обучения, обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Использование дистанционных технологий в образовании повышает возможность вариативности способов получения образования, облегчает доступ к информации преподавателей и студентов, позволяет по-новому организовать их взаимодействие, способствует развитию познавательной самостоятельности студента.

К основным способам использования ДТО в относятся следующие способы:

Дистанционная поддержка образования детей с ограниченными возможностями здоровья:

- сохранение контингента учащихся;

- реализация программ дополнительного образования;

- организация обучения по общеобразовательным программам,

Дистанционная поддержка образования одаренных детей:

- заочные туры олимпиад;

- дистанционные факультативы по различным предметам;

- дистанционные викторины, конкурсы.

Профильное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий.

Организация дистанционного контроля знаний учащихся.

Организация дополнительных элективных курсов.

Уроки с использованием дистанционных образовательных технологий для пропускающих занятия студентов по причинам болезни.

Сегодня существуют пять видов дистанционного обучения:

1) Курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ . Средством связи в данном случае является электронная почта и факсимильная связь. Обучаемые по электронной почте получают учебные материалы и отсылают письменные отчеты и результаты самостоятельно выполненных практических работ и заданий. В качестве учебных материалов могут быть использованы видео- и аудиокассеты, лазерные диски и дискеты с компьютерными программами учебного назначения.

2) "Вещательные" курсы . В процессе обучения используются учебные телепередачи, которые интегрируются в учебное расписание очных курсов, таким образом дополняя учебные программы. В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым обучаемые получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

3) Учебные телеконференции и видеоконференции. Эти два вида конференций часто объединяются в учебном процессе: телеконференции используются на начальных этапах учебной деятельности для трансляции теоретического материала, аудио- и видеоконференций, для семинарской или проектной работы в небольших группах. Обучаемые работают над своими проектами, а с помощью конференций собираются вместе для демонстрации отчетов, их обсуждения, координации учебной и исследовательской деятельности, получения консультации со стороны преподавателя и пр.

4) Курсы на основе компьютерных обучающих систем . С электронными учебными изданиями, как правило, входящими в учебно-методический комплект и состоящими из учебника, учебных планов, дидактических материалов, обучающийся может работать автономно на своем компьютере или непосредственно в сети Интернет. Для осуществления обратной связи широко используется электронная почта и телеконференции.

5) Интернет-курсы. В данном случае дистанционное обучение организовано в среде Интернет с использованием интерактивных Web-учебников, электронной почты, списков рассылки, чатов и телеконференций для осуществления обратной связи, компьютерных моделей и симуляций.

Наиболее распространенными в настоящее время являются такие виды обучения, как курсы на основе "кейс-технологий" и средств ИКТ, Интернет-курсы. Это обусловлено тем, что данные технологии являются относительно недорогими, но в то же время обладают рядом достоинств, в качестве которых можно выделить оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида; длительное хранение информации в памяти компьютера с помощью электронной почты; возможность редактирования, распечатки информации и т.п.; возможность доступа к различным источникам информации (удаленным базам данных, многочисленным конференциям и т.п.) через систему Интернет; возможность интерактивности и оперативной обратной связи в ходе диалога с преподавателем или с другими участниками обучающего курса; возможность организации телекоммуникационных проектов, конференций.

Перечисленные организационные формы отнюдь не исчерпывают весь организационно-педагогический потенциал дистанционного обучения. Сегодня появляются новые формы организации дистанционного педагогического взаимодействия, новые виды учебных заданий, ориентирующие студентов на выработку умений самостоятельного поиска и обработки информации в сети Интернет.

В нашем учебном заведении мы используем возможности интернет-курсов повышения квалификаций преподавателей не первый год. И можем назвать как плюсы, так и минусы дистанционного обучения.

Также нами широко используются возможности интернет-олимпиад и интернет-конкурсов.

При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно новым Федеральным государственным образовательным стандартам в образовательных учреждениях должна быть сформирована информационно-образовательная среда, которая, в том числе, в рамках дистанционного образования должна обеспечивать взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности.

При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением ЭО, ДОТ; допускается отсутствие аудиторных занятий;

- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Одна из самых сильных сторон системы ЭО, ДОТ − это широкие возможности для коммуникации.

Работа со студентами имеет особую специфику. Ведь студенты не могут в полной мере сами планировать свой образовательный процесс, есть проблемы с доступом к цифровым ресурсам в определённых моделях обучения. Стоит принять во внимание еще и то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Поэтому необходимо учесть, что обучающийся должен обладать навыками самостоятельной работы и что контроль будет осуществляться в основном в тестовой форме. Это подразумевает минимальную подготовку тестируемых к данной форме контроля.

Гост

ГОСТ

Понятие дистанционных образовательных технологий

Дистанционные образовательные технологии – это ряд образовательных технологий, реализуемых с применением современных информационных и телекоммуникационных технологий, при этом взаимодействие между педагогом и учащимся осуществляет опосредовано (на расстоянии).

Основа образовательного процесса с использованием дистанционных технологий заключается в целенаправленной самостоятельной работе учащегося. Процесс получения знания может осуществляться в любое удобное для учащегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.

Цель внедрения дистанционных образовательных технологий в систему образования заключается в обеспечении доступности качественного образования для всех слоев населения.

В настоящее время дистанционные технологии активно применяются в различных направлениях профессионального образования, а также в старших классах школы. Использование дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании позволяет получать необходимое образование вне зависимости от возраста, семейного положения, без отрыва от работы и т.д. Также возможно получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации и переквалификации. В старших классах школы применение дистанционных образовательных технологий дает учащимся возможность значительно повысить уровень своих знаний, получить дополнительные знания сверх тех, что преподают в школе по определенным предметам. Все это позволяет детям достичь необходимых высот в обучении и повышает шанс на поступление в престижные ВУЗы.

Таким образом, дистанционные технологии - это инструмент для реализации основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению.

Готовые работы на аналогичную тему

Положительные и отрицательные стороны дистанционных образовательных технологий

Дистанционные образовательные технологии имеют как положительные, так и отрицательные стороны их применения.

Положительные стороны применения дистанционных образовательных технологий:

  1. Возможность обучения в индивидуальном темпе, самостоятельно определяя время и скорость изучения дисциплин.
  2. Гибкость и свобода, предоставляемая технологий, позволяет учащимся сформировать индивидуальную программу, наполненную теми дисциплинами, которые, по мнению учащегося, наиболее важны для изучения.
  3. Доступность. Возможность обучаться вне зависимости от времени и места нахождения.
  4. Мобильность. Процесс взаимодействия с педагогом осуществляется при необходимости и по конкретному вопросу.
  5. Технологичность. Использование в образовательном процессе современных и актуальных технологий.
  6. Социальное равноправие. Предоставление равных возможностей получения образования вне зависимости от пола, возраста, национальности, места проживания, состояния здоровья и т.д.
  7. Творчество. Комфортные условия для творческого самовыражения каждого учащегося.
  8. Объективность. Разнообразные формы контроля позволяют оценить знания учащегося с разных сторон, а их количество позволяет осуществлять промежуточную аттестацию в автоматическом режиме, без участия преподавателя.

Несмотря на многочисленные положительные моменты применения дистанционных образовательных технологий, имеется ряд отрицательных сторон:

Виды дистанционных образовательных технологий

В зависимости от цели образовательного процесса и условий образовательного учреждения, выделяют следующие виды дистанционных образовательных технологий.

Комплексные кейс-технологии.

Данная группа дистанционных образовательных технологий основана на самостоятельном изучении мультимедийных и печатных учебно-методических материалов, представленных в форме кейса и включающих в себя лекции, семинары, тренинги и т.д. Каждый кейс представляет собой завершенный программно-методический комплекс, где все материалы взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.

Компьютерные сетевые технологии.

Эта группа дистанционных образовательных технологий характеризуется использование разнообразных компьютерных обучающих программ, электронных учебников и электронной методической литературы, которые учащиеся могут пользоваться в процессе обучения. Представленные материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет или локальной сети учебного заведения.

Дистанционные технологии, использующие телевизионные сети и спутниковые каналы передачи данных.

В основу данной технологии положен принцип деления дисциплины на модули (зет), каждый из которых представляет собой законченный блок, по итогу изучения которого учащийся проходит промежуточный контроль качества своих знаний и усвоения модуля. Для того, чтобы сдать предмет и получить по нему зачет, необходимо закончить положительно все модули дисциплины. В заключении по дисциплине проводится итоговый электронный тест.

Дистанционные образовательные технологии предусматривают осуществление следующих видов мониторинга усвоенных знаний:


ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Дистанционные образовательные технологии в настоящее время стали весьма актуальны и востребованы. Они широко используются в системе образования. Данные технологии имеют большое количество видов и форм, которые сегодня активно применяются в современном образовательном процессе, а также имеют свою определенную структуру и содержание.

Дистанционное обучение - это также новая форма обучения, которая несколько отличается от привычных форм обучения, таких как очная и заочная. Так как она предполагает другие методы, способы, средства, формы, иную форму взаимодействия педагога и учащихся, взаимодействия обучающихся между собой.

Выделяют следующие группы целей дистанционного обучения: «

профессиональная подготовка и переподготовка кадров;

повышение квалификации педагогических кадров по определенным специальностям;

подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

Принципы дистанционного обучения – определенная система дидактических и иных требований к процессу обучения и проектирования в системе дистанционного обучения. К общедидактическим принципам системы дистанционного обучения относятся:

единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения;

соответствие дидактического процесса закономерностям учения;

мотивация и стимуляция положительного отношения обучающихся к учебной деятельности;

ведущая роль теоретических знаний;

соединение коллективной учебной работы с индивидуальным подходом в обучении;

сочетание наглядности с абстрактностью мышления в обучении;

системность и последовательность в обучении;

сознательность, самостоятельность и активность обучающихся при руководящей роли педагога;

доступность, прочность овладения содержанием обучения.

В методической системе дистанционного обучения выделяют следующие функции: «

Гуманистическая. Данная функция направлена на утверждение в педагогическом процессе ценности личности ребенка, осознание личного опыта.

Гносеологическая. Данная функция нацелена на познание учебного процесса как объекта конструирования, создание информационных и базовых способов, приемов решения психолого-педагогических задач, изучение определенных технологий.

Проектировочная. Данная функция отражается в технологическом, операционном, процедурном обеспечении учебного и воспитательного процессов, то есть в проектировании содержания, форм, методов обучения и практической деятельности преподавателей и обучающихся, выборе эффективных методических, педагогических приемов разрешения конкретных ситуаций.

Нормативная. Данная функция обеспечивает соблюдение педагогических норм, которые выполняют функцию ценностей в образовательной деятельности, обусловливает учет определенных требований, правил, к проектированию учебно-воспитательного процесса, к созданию и осуществлению конкретных педагогических технологий, обеспечивает целенаправленную деятельность по реализации образовательного стандарта.

В настоящее время существуют большое количество различных видов дистанционных технологий, которые являются эффективными и востребованными, которые усовершенствуются каждый день. Наиболее распространёнными видами дистанцион­ных образовательных технологий являются:

компьютерные телекоммуникационные сети (глобальные и региональные) с раз­личными дидактическими возможностями в зависимости от используемых форм (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций);

сочета­ние технологий компакт-дисков и сети Интернет.

Одним из главных преимуществ обучения, которое опирается на интерактивное телевидение, является возможность визуального контакта аудитории и преподавателя, находящихся на различных расстояниях. Недостатком данного вида дистанционных образовательных технологий является то, что при данном обучении фактически копируется обыкновенное занятие, даже если бы оно было бы построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологий. Такое обстоятельство может быть применено только при показе новых и уникальных методик, лабораторных опытов, когда учащиеся и педагоги могут стать очевидцами и даже участниками применяемых новых знаний, методов в своей области, новых и современных информационных технологий, а также принять участие в дискуссии. Эта форма дистанционного обучения интер­активна и считается весьма перспективной в системе повышения квалификации и подго­товки специалистов. Но она является слишком дорогостоящей технологией в настоящее время.

Следующим видом дистанционных образовательных технологий являются компьютерные телекоммуникационные сети, который предполагает использование данных телекоммуникаций в режиме телеконференций, электронной почты, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Данный способ дистанционного обучения является недорогим и распространенным. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий[1].

Сочетание технологий компакт-дисков и сети Интернет заключает в себе большие дидактические возможности для школьного, вузовского образования и для повышения квалификации специалистов, так как интегрирует в себе такие качества как мультимедийность, интерактивность, позволяет работать с большим объемом информации и за счет этого оптимизирует процесс дистанционного обучения [3, с. 95].

В организации учебного процесса при использовании дистанционного обучения предусматривается развитие трех видов педагогических технологий:

кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);

TV-технологии, которые базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьютора;

сетевые технологии, построенные на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия педагога и обучающегося, обучающихся между собой.

На наш взгляд, для студентов следует считать базовой кейс-технологию, так как именно она, позволяет сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который необходим студенту для овладения в активной форме компетенциями в процессе профессиональной подготовки по выбранной им специальности.

Таким образом, рассмотрев основные аспекты дистанционного обучения, а именно сущность, основные характеристики, принципы, функции и отдельные виды, можно выделить следующие преимущества и недостатки дистанционного обучения.

К преимуществам технологии дистанционного обучения относятся:

Всеобщая доступность обучения.

Возможность обучаться в любое время, в любом месте и в индивидуальном темпе.

Самодисциплина и ответственность обучающегося.

Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

Помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.

Экономия времени и затрат.

К недостаткам технологии дистанционного обучения относятся:

Отсутствие личного общения с преподавателем.

Проблема аутентификации учащегося при проверке знаний.

Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения.

Необходимость в хорошей технической оснащенности обучающегося.

Отсутствие постоянного контроля над обучающимися.

Необходимость полной оснащенности техническим оборудованием образовательной организации, а именно аудиторий.

Таким образом, дистанционное обучение опирается на набор дистанционных образовательных технологий, каждая из которых играет очень важную роль для развития современного профессионального образования. Это проявляется в том, что дистанционное обучение является всеобще доступным, то есть люди, которые хотят получать знания, но не могут в силу каких-либо причин посещать образовательные организации, могут обучаться без каких-либо препятствий. Также благодаря такой форме обучение не нужно посещать занятия в определенное время, обучающийся сам выбирает время, место и темп. Дистанционное обучение помогает развивать определенные навыки у студентов, предоставляет обучающимся возможность самим получать знания и умения, пользуясь разнообразными, информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Следовательно, технологии дистанционного обучения в образовании не только оптимизируют и облегчат учебно-воспитательный процесс, но и сделают его доступным каждому.

Андрюхина Л.М.Технологии телеприсутствия -новая креативная платформа развития образования// Фундаментальные исследования. 2013. № 10. С. 2754.

Вайндорф-Сысоева М. Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общ. ред. М. Е. Вайндорф-Сысоевой. – М.: Издательство Юрайт, – 2017. – 194 с.

ПолатЕ.С. Дистанционное обучение в профильной школе. – М.: Академия, –2009. – 272 с.

Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогичеиские и информационные технологии в системе образования – 3-е изд., исп. и доп. – М.: Академия, 2008. – 272 с.

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

ВложениеРазмер
ispolzovanie_distantsionnyh_obrazovatelnyh_tehnologiy_dlya_razvitiya_sistemy_srednego_professionalnogo_obucheniya.docx 23.55 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дистанционных образовательных технологий для развития системы среднего профессионального обучения является одним из важнейших стратегических направлений в области повышения качества образования. На сегодняшний день в системе СПО обучение с применением дистанционных технологий переживает этап своего развития.

Внедрение в систему среднего профессионального обучения дистанционных образовательных технологий позволяет приобретать студентам не только ИКТ компетентность: умение использовать информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, но и сформировать у них умение критически мыслить, принимать взвешенные, обоснованные решения, сформировать навыки профессионального общения.

К сожалению, обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает наличие у студентов повышенного уровня мотивации, а также стремления к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Студентами очного отделения педагогики Архангельского педагогического колледжа становятся выпускники 9 – 11 классов, то есть личности уже вступившие в пору юношеского возраста.

Какова же социальная ситуация развития в этот возрастной период? Юность, время самоопределения, время, когда человек может выбирать свой жизненный путь, время профессионального самоопределения. Учащийся юношеского возраста должен определиться с выбором профессии, но, к сожалению, за время обучения в колледже профессиональное самоопределение учащегося может не произойти, не все выпускники, после окончания колледжа идут работать, по выбранной профессии, а некоторые, отработав 1- 2 года меняют место работы или идут учиться по другой специальности.

Учебно-профессиональная деятельность является в юношеском возрасте ведущей, желание самоопределиться начинает активно побуждать данный вид деятельности, при этом возникает активная избирательность к учебным дисциплинам, т.к. учебную деятельность определяет желание профессионального становления. Стремление личности в юношеском возрасте выбрать профессию определяет потребность занять свое место в рамках взрослой жизни, понять свои потенциальные возможности.

Важное значение, для учащихся юношеского возраста, имеет общение, и это не только общение в рамках микрогруппы, где увеличиваются индивидуальные контакты и привязанности, но также общение со взрослыми, при этом, мнение уважаемых ими людей, родителей и преподавателей становиться крайне необходимым, они стремятся быть понятыми и признанными окружающими. У учащихся юношеского возраста увеличивается область познавательных интересов, необходимость в новом актуальном для них опыте, за счет высокой потребности в общении и взаимодействии с окружающими их людьми.

К основным новообразования юношеского возраста относятся: развитие индивидуальности, построение собственных жизненных планов, готовность к самоопределению в профессиональной деятельности, формирование собственного мировоззрения [3].

Студента педагогического коллежа, прежде всего, необходимо обучить умению планировать, организовывать и контролировать собственную деятельность, умению полноценно учиться и общаться, выстраивать адекватную самооценку собственной профессиональной деятельности.

Студент, являясь активным участником образовательного процесса, в условиях применения дистанционных технологий обучения, сталкивается с большим количеством самостоятельной работы, широким применением информационных технологий, общением с преподавателем на расстоянии.

Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий преподавателю необходимо средство, которое бы позволило организовать качественную работу обучающихся, помогло понять им цель обучения и саморазвития, таким средством может стать рефлексия.

Она может помочь студенту, повысить его мотивацию к обучению, благодаря которой у него появиться стремление к самостоятельному повышению уровня компетентности.

Рефлексия может помочь обучающемуся понять, какими знаниями он обладал в начале обучения, чему новому научился, какие знания необходимо получить в дальнейшем для решения возникающих проблем.

Рефлексия в рамках дистанционного обучения - это деятельность по осознанию субъектом обучения своей образовательной деятельности.

Целью использования рефлексии в образовательной деятельности является помощь студенту в выявлении основных компонентов учебно-профессиональной деятельности – определение ее смысла, способов решения возникающих проблем, путей их решения, осознания качества полученных результатов, формирование адекватной самооценки, развитие индивидуальности.

Рефлексия помогает студенту осознать и скорректировать свой образовательный путь, показывает ему, в каком направлении двигаться.

Основой эффективного формирования субъектной позиции обучающегося служит включение в процесс обучения рефлексии учебной и профессиональной деятельности.

С помощью рефлексии студент может ответить на несколько важных для него вопросов:

· что сделано (каков результат деятельности)?

· каким способом (определение этапов, алгоритма деятельности)?;

· зачем мне это необходимо (соответствует ли результат поставленной мною цели, какие изменения могут произойти во мне благодаря этой деятельности)?

Доктор исторических наук Н.С. Бардыго предлагает несколько правил обучения студентов рефлексии учебно-профессиональной деятельности:

3. Ко всему подходи с сомнением – развитие в студенте чувства несогласия, сомнения с мнением окружающих, подталкивает студентов к независимой оценке происходящего и высказывание своего собственного мнения, к самостоятельному поиску правильного ответа, что способствует развитию индивидуальности и дальнейшему профессиональному самосовершенствованию.

5. Формирование системы контроля – развитие у обучающегося готовности предоставить отчет преподавателю о проделанной работе и ответить на вопросы: Что сделано? Каким образом? Для чего это необходимо? - что способствует развитию навыка самоконтроля.

6. Выстраивание системы планирования – не поощрение решений полученных на основе проб и ошибок, а поощрение решений, которые получены в результате создания плана или алгоритма работы, механизм которого студент разработал самостоятельно, что способствует развитию планирования собственной учебной и профессиональной деятельности.

9. Отказ преподавателя от постоянного оценивания учебно-профессиональной деятельности студентов, организация оценивания студентом качества собственных работ, перевод студента в позицию, в которой он вынужден самостоятельно оценивать собственную деятельность.

10. Перевод теории в практику – формирование у студентов умения использовать полученные теоретические данные в собственной практической деятельности, что способствует более глубокому осознанию своей будущей профессиональной деятельности, углубления чувства принадлежности к выбранной профессии.

11. Свободное общение в рамках обучения – организация свободного обмена мнениями, формирование умения слышать мнение каждого участника общения, свобода иметь собственное мнение, что ведет к развитию мышления, ответственности и индивидуальности [2].

Правила обучения рефлексии можно применять в различных комбинациях, в зависимости от создавшейся педагогической ситуации.

В соответствии с правилами развития рефлексивного мышления можно составить алгоритм решения любого задания в рамках обучения с применением дистанционных технологий:

· перечислите, что необходимо узнать, чтобы выполнить данное задание;

· сформулируйте вопросы, ответы на которые помогут выполнить вам это задание;

· выберите один из вопросов и представьте свой ответ;

· прочитайте все ответы на вопросы, если не согласны с каким-либо ответом, выскажите свое мнение;

· укажите, информация, полученная на каких дисциплинах, может Вам помочь при выполнении задания;

· если информации достаточно, предложите план выполнения задания;

· разместите выполненное задание на форуме, для ознакомления с ним участников группы;

· познакомьтесь со всеми ответами;

· ответьте на вопросы: чей вариант ответа понравился Вам больше всего? Почему? Что было сложным при выполнении задания? Что нового Вы узнали? Что помогло выполнить задание? Какие новые вопросы у Вас появились? Что Вы хотели бы обсудить друг с другом и преподавателем?

Узнать на какой стадии развития рефлексии находится студент, можно разными способами, но есть способ, который можно использовать в рамках обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Одним из элементов дистанционных технологий обучения является форум. Форумы – это активные элементы курса, которые созданы для общения слушателей и преподавателей в процессе обучения, и создают условия для обсуждения актуальных тем. Форумы позволяют выявить индивидуальность проблем каждого слушателя, выявить содержание тех знаний, которые будут необходимы для дальнейшей работы, позволяют наметить пути дальнейшего самосовершенствования обучающегося.

Для выявления уровня развития рефлексивного мышления у студентов, необходимо лишь открыть форум в рамках дисциплины и обязательно поддерживать начавшийся диалог, задавая вопросы но, не давая оценок высказываниям студентов.

В рамках форумов могут существовать несколько видов высказываний обучающихся, свидетельствующих о развитии рефлексии, которые будут свидетельствовать о том, что:

1. Новый материал подтолкнул к началу размышления:

· Что касается изменений в моей деятельности…

· Результат может быть успешным только при условии, если…

· Если я правильно понимаю…

· Я бы хотела обсудить наболевшую для меня тему…

· Хотелось бы уточнить…

2. Осознание проблемы и желание ее разрешить:

· Может, вы мне посоветуете, как в такой ситуации работать?

· Прошу поделиться мнением о том, как

· Как вы решаете эту важнейшую задачу?

· Кто может поделиться опытом…

3. Представление своих результатов, осознание того, какими знаниями и умениями обладают:

· В практике использую…

· Из личного опыта:

· Конечно, такая проблема существует, но мы пытаемся её решать при помощи…

· Представляю наши результаты:…

4. Осознание того, что необходимо продолжать обучение, осознание новых проблем:

· Но где новое, там, разумеется, встречаются трудности, для меня это .

· Для этого необходимо…

· Не все сразу получится, но…

· Я, как и все, испытываю, некоторые трудности…

Таким образом, форум, как средство коммуникации обеспечивает слушателей достаточной интерактивностью, повышает мотивацию, направленную на обучение в условиях применения дистанционных образовательных технологий, а также позволяет провести рефлексию в рамках обучения. Дистанционные образовательные технологии позволяют организовывать совместную образовательную деятельность, находящимся на удалении друг от друга обучающимся, с целью освоения необходимых им знаний и реализации индивидуального образовательного маршрута, выбранного самим обучающимся.

В процессе рефлексии студент самостоятельно анализирует собственную деятельность, осуществляет поиск решения имеющихся профессиональных и учебных задач, а также анализ собственной деятельности. Применение рефлексии в рамках обучения с применением дистанционных технологий носит развивающий характер и используется при регуляции учебной деятельности студентов колледжа.

Список использованных источников:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты




Презентация "О проблемах использования дистанционных образовательных технологий при получении образования в заочной форме обучения"

Дистанционное обучение – современная форма организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.

Инфраструктура информационно-образовательной среды в контексте использования электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в системе инклюзивного профессионального образования инвалидов

Выступление на семинаре.


Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.Жан-Жак Руссо.


ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ……………………………………….… 6.

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей

Лучшие практики смешанного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития цифровых компетенций выпускников колледжей.

Читайте также: