Для двудольных растений характерно сетчатое жилкование листьев но бывают исключения например у

Обновлено: 04.10.2024

Каждый лист растения пронизан мелкими трубочками, образующими его проводящую систему. Взаимное их расположение в листовых пластинках и есть жилкование листьев. Эти сосудисто-волокнистые пучки (нервы) продолжаются в черешок листа, а затем в стебель, являясь частью проводящей системы растения.

Жилкование листьев обусловлено их формой и размером. Проводящие пучки ветвятся и пересекаются, чтобы обеспечить все клетки водой и минеральными веществами. Флоэмная часть жилок уносит из листовой пластинки органические вещества, образованные в ходе фотосинтеза. Таким образом, поддерживается рост всего растения и накопление биомассы.

Строение листовых жилок

Проводящие пучки в ткани листа имеют строение, аналогичное таковым в стебле и корне. Поскольку ток жидкости в них осуществляется в двух направлениях, то и анатомическое строение включает два типа проводящих элементов.

Ток воды, несущей растворенные минеральные вещества, идет от корней к листьям по трахеидам (пустотелые мертвые клетки, вытянутые в длину). Транспорт органических (пластических) веществ от листьев происходит по живым проводящим клеткам – ситовидным трубкам.

Хорошо различимые толстые жилки выполняют еще и опорную функцию, поддерживая листовую пластинку в расправленном состоянии. Проводящие пучки окружены прочной механической тканью, и эта армирующая сеть, повторяющая жилкование листьев, не дает им разрываться и добавляет прочности.

жилкование листьев

Тончайшие концевые жилки состоят из одних трахеид, концы которых слепо замкнуты. Подобно сети капилляров, они соединяются между собой анастомозами (перемычками), благодаря которым создается густая сеть мелких каналов. Даже если переломить центральную жилку, лист будет получать питание благодаря этой сети.

Жилкование листьев: от простого к сложному

У растений разных видов рисунок ветвления сосудисто-волокнистых пучков значительно отличается. Взаимное расположение проводящих путей определяет разные типы жилкования листа (нервации листа).

У папоротников, которые относятся к группе высших споровых растений, а также у реликтового гинкго, ветвление жилок дихотомическое (в разных источниках его называют также вильчатым или веерным). При таком типе нервации выделяется две основных жилки, а множество тонких проводящих пучков разветвляются надвое несколько раз, не имея между собой анастомозов.

Хвоя голосеменных растений имеет лишь одну центральную, либо несколько не связанных между собой жилок, взаимное расположение которых параллельное.

Жилкование листьев однодольных покрытосеменных растений

Листья однодольных растений обычно вытянутой лентовидной формы, ланцетовидные, овальные, преимущественно цельнокрайние. Жилкование таких листьев, в зависимости от ширины, бывает:

  • параллельное, когда жилки прямые и не пересекаются между собой (параллельнонервные листья);
  • дуговидное, когда жилки искривлены и частично сливаются друг с другом у верхушки листа (дугонервные листья).

Параллельное жилкование листьев характерно для злаков, причем проводящие пучки у основания листа не соединены, а отдельными магистралями направляются к сосудистой системе стебля.

параллельное жилкование листьев

Перпендикулярно соседним жилкам у листьев однодольных растений проходит множество мелких сосудистых перемычек.

Типы жилкования у двудольных покрытосеменных растений

У двудольных растений встречается большое разнообразие форм листовых пластинок. От этого, в общем, зависит, какое жилкование листьев будем наблюдать:

  1. Перистое жилкование (перистонервный лист). Хорошо выделяется центральная или основная жилка, проходящая от черенка до верхушки листа. От нее (обычно под острым углом) отходят боковые жилки первого порядка. От них, в свою очередь, жилки второго порядка и т. д. Соответствующие формы листьев: удлиненные с зубчатым или пильчатым краем, перистораздельные, перистолопастные.
  2. Пальчатое жилкование (пальчатонервный лист). В месте соединения черешка с листовой пластинкой начинается несколько хорошо выраженных жилок первого порядка, расходящихся более или менее равномерно в разные стороны. Наблюдается у листьев, длина которых не превышает ширину, с пальчатолопастным или пальчатораздельным краем.
  3. Сетчатое жилкование (сетчатонервный лист). Является разновидностью нервации, когда жилки первых порядков сильно ветвятся и быстро истончаются, образуя по всей поверхности листа густую сеть мелких ячеек. Различают перисто сетчатое жилкование (у яблони, барбариса, ивы) и пальчатосетчатое (пилея).

какое жилкование листьев

Существует несколько вариантов классификации жилкования, иногда пальчатое и перистое относят к разновидностям сетчатого.

Не такие как все

Что касается одно- и двудольных растений, то существуют исключения из вышеописанных закономерностей. Например, у растений рода Подорожник (двудольные), листья дугонервные. А относящийся к однодольным растениям ядовитый вороний глаз имеет пальчатое расположение жилок (пальчато сетчатое).

Двудольные имеют сетчато жилкование (перистое или пальчатое) , исключение- подорожник, у которого жилкование дуговое, но он относится к классу Двудольных растений.
Однодольные имеют параллельное или дуговое жилкование листьев. Исключение- вороний глаз, у которого сетчатое жилкование, но он относится к классу Однодольных растений. А вообще-то все есть в школьном учебнике 6 класса.

Отдел цветковых растений делится на два класса: двудольных и однодольных (магнолиопсиды и лилиопсиды) . Однодольные растения произошли от двудольных на заре эволюции цветковых растений.

Чем же они отличаются друг от друга? Рассмотрим их семена. Под плотной семенной кожурой спрятан зародыш. У всех цветковых растений зародыш — это взрослое растение в миниатюре. У зародыша есть корень и побег. Побег состоит из стебля и зародышевых листьев — семядолей. Вот в этом и состоит разница: у двудольных есть два зародышевых листа (две семядоли) , а у однодольных — одна семядоля. Эти семядоли очень хорошо видны, например, у фасоли при прорастании семян. Они поднимаются над землей на тонком стебельке и напоминают два круглых листика, а между ними из почки вырастают первые настоящие листья. У однодольных семядоля чаще всего остается в земле, а на поверхности появляются только настоящие листья. Это на первый взгляд несущественное различие говорит о разных эволюционных путях, по которым пошли две группы растений.

Класс двудольных более представительный, чем класс однодольных. К двудольным относятся почти все деревья и кустарники, а также травы и лианы. Класс однодольных представлен в основном травами, порой гигантских размеров, к ним относятся также пальмы

Двудольные имеют сетчато жилкование (перистое или пальчатое) , исключение- подорожник, у которого жилкование дуговое, но он относится к классу Двудольных растений.
Однодольные имеют параллельное или дуговое жилкование листьев. Исключение- вороний глаз, у которого сетчатое жилкование,


Задание 10 № 48966

Установите соответствие между особенностями строения, характерными для представителей класса растений, и растениями, изображёнными на рисунке.

А) сетчатое жилкование листьев

Б) параллельное жилкование листьев

В) отсутствие камбия в проводящих пучках

Г) мочковатая корневая система

Д) две семядоли зародыша

Е) стержневая корневая система

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.

Соответствие между особенностями строения и растениями:

1. Двудольное: А) сетчатое жилкование листьев; Д) две семядоли зародыша; Е) стержневая корневая система.

2. Однодольное: Б) параллельное жилкование листьев; В) отсутствие камбия в проводящих пучках; Г) мочковатая корневая система.

Отдел цветковых растений делится на два класса: однодольные и двудольные. Отличия:

  1. У однодольных в семени одна семядоля (зародышевый листок), а у двудольных – две.
  2. У однодольных корневая система мочковатая, а у двудольных – стержневая.
  3. У однодольных жилкование листьев параллельное и дуговое, а у двудольных – сетчатое (перистое).
  4. У однодольных нет камбия, поэтому они не могут расти в толщину и все являются травами. У двудольных есть камбий, поэтому они могут быть травами, кустарниками и деревьями.
  5. Количество элементов цветка (тычинок, лепестков) у однодольных кратно трем (3,6,9…), а у двудольных – пяти (5, 10, 15…)
  6. У однодольных листья всегда простые, а у двудольных могут быть простые или сложные.
  7. У однодольных цветки с простым околоцветником (только лепестки), а у двудольных – с двойным (+чашелистики).

Однодольные

  1. Семейство Злаки (рожь, пшеница, пырей) – стебель соломина, вставочный рост, соцветие сложный колос, плод зерновка.
  2. Семейство Лилейные (лук, тюльпан, ландыш) – имеют корневища и луковицы.

Двудольные

  1. Семейство Крестоцветные (редис, капуста, сурепка) – 4 лепестка, плод стручок.
  2. Семейство Бобовые, они же Мотыльковые (горох, клевер, бобы) – плод боб, клубеньковые бактерии.
  3. Семейство Пасленовые (картофель, томат, перец) – сросшиеся чашелистики и лепестки, ядовитость.
  4. Семейство Сложноцветные (подсолнух, ромашка, одуванчик) – мелкие цветки собраны в соцветие корзинка, плод семянка.
  5. Семейство Розоцветные (яблоня, земляника, рябина).

Таким образом, деление цветковых растений на классы происходит на основе строения корневой системы, количества семядолей, жилкования листьев и пр. Деление на семейства происходит на основе строения цветов и плодов.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. У сложноцветных плод
1) зерновка
2) семянка
3) костянка
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод стручок характерен для представителей семейства
1) розоцветные
2) бобовые
3) пасленовые
4) крестоцветные

Выберите один, наиболее правильный вариант. Плод боб встречается у растений семейства
1) сложноцветных
2) пасленовых
3) злаков
4) мотыльковых

Выберите один, наиболее правильный вариант. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных (капустных)
1) Имеют стержневую корневую систему
2) Имеют сетчатое жилкование листьев
3) Их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть
4) Их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинку

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому покрытосеменные растения делятся на классы, – это строение
1) цветка
2) плода
3) семени
4) стебля

Выберите один, наиболее правильный вариант. У растений семейства Крестоцветные: капусты, редиса и репы плод
1) семянка
2) коробочка
3) стручок
4) орешек

Выберите один, наиболее правильный вариант. Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1) строение плода
2) способ размножения
3) строение семени
4) совместное обитание

Выберите один, наиболее правильный вариант. Характерный признак растения семейства сложноцветных (астровых) - соцветие
1) головка
2) сложный зонтик
3) простой зонтик
4) корзинка

Выберите один, наиболее правильный вариант. К двудольным растениям относится
1) сосна
2) кипарис
3) тополь
4) кедр

Лилия


ОДНОДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался орган подобного типа, то для этого растения характерны
1) параллельное жилкование листьев
2) мочковатая корневая система
3) камбий в проводящих пучках
4) проводящие пучки, расположенные в стебле по кругу
5) две семядоли
6) питательные вещества для прорастания, запасенные в эндосперме

Злак


2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений семейства, представитель которого изображен на рисунке?
1) плод семянка
2) стебель соломина
3) вставочный рост
4) сложные листья
5) сетчатое жилкование листьев
6) соцветие сложный колос

Злак


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для указанного организма?
1) параллельное жилкование листьев
2) стебель соломина
3) наличие камбия в стебле
4) плод – семянка
5) мочковатая корневая система
6) вегетативное размножение

Злак


4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растений сформировался цветок, изображенный на рисунке, то этим растениям присущи
1) сетчатое жилкование листьев
2) стебель соломина
3) плод – семянка
4) одна семядоля в семени
5) мочковатая коревая система
6) наличие камбиального кольца в стебле

Злак


5. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то этому растению присущи:
1) одна семядоля в зародыше семени
2) споры в спорангиях
3) внешнее оплодотворение
4) мочковатая корневая система
5) сетчатое жилкование листьев
6) отсутствие камбия

ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растений класса Двудольные?
1) сетчатое жилкование листьев
2) корневая система мочковатая
3) две семядоли в семени
4) камбий отсутствует

5) количество лепестков кратно 5

6) двойное оплодотворение

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаками класса двудольных растений являются
1) зародыш семени с одной семядолей
2) стержневая корневая система
3) число частей цветка, кратное трем
4) параллельное и дуговое жилкование
5) зародыш с двумя семядолями
6) наличие камбия

Лист дуба


ДВУДОЛЬНЫЕ ПО КАРТИНКЕ
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Для растений, имеющих изображенное на рисунке жилкование листьев, характерны также следующие признаки:
1) две семядоли в семени
2) число частей цветка кратно трем
3) диффузное строение проводящей системы
4) кольцо камбия отсутствует
5) стержневая корневая система
6) цветок с двойным околоцветником

Земляника


2. Выберите три признака, характерных для изображенного на рисунке организма.
1) вегетативное размножение
2) параллельное жилкование
3) двойное оплодотворение
4) четырехчленный цветок
5) стебель – соломина
6) плод – многоорешек

Горох


3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для растения, изображенного на рисунке?
1) дуговое жилкование листьев
2) стержневая корневая система
3) наличие камбия
4) две семядоли в семени
5) наличие щитка в семени
6) вставочный рост стебля

ОДНОДОЛЬНЫЕ - ДВУДОЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между классами растений (1 - Двудольные, 2 - Однодольные) и их признаками. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) Мочковатая корневая система
Б) Стержневая корневая система
В) Листья имеют дуговое или параллельное жилкование
Г) Число частей цветка кратно 3
Д) Листья имеют перистое или пальчатое жилкование

2. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен: 1) двудольные, 2) однодольные
А) наличие в семени одной семядоли
Б) мочковатая корневая система
В) наличие в семени двух семядолей
Г) сетчатое жилкование листьев
Д) стержневая корневая система
Е) параллельное или дуговое жилкование листьев

3. Установите соответствие между признаком и классом цветковых растений, для которого этот признак характерен: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) стержневая корневая система
Б) одна семядоля
В) дуговое жилкование
Г) параллельное жилкование
Д) цветок трёхчленного типа
Е) цветок пятичленного типа

4. Установите соответствие между признаками и классами растений покрытосеменных, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) корневая система стержневого типа
Б) листья с параллельным жилкованием
В) количество частей цветка кратно 3
Г) рост стебля в толщину за счёт камбия
Д) характерен вставочный рост
Е) у большинства видов двойной околоцветник

5. Установите соответствие между признаками покрытосеменных растений и классами, для которых они характерны: 1) Однодольные, 2) Двудольные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) жилкование листа сетчатое
Б) жилкование листа параллельное
В) утолщение стебля за счёт камбия
Г) мочковатая корневая система
Д) цветок трёхчленного типа
Е) листья простые и сложные

ФОРМИРУЕМ 6
1) отсутствие камбия в стебле
2) цветок с простым околоцветником
3) преобладание травянистых форм

ОДНОДОЛЬНЫЕ-ДВУДОЛЬНЫЕ ПО ПРИМЕРАМ
Установите соответствие между признаками классов и растениями: 1) пастушья сумка, 2) пшеница. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) цветки опыляются ветром
Б) имеет мочковатую корневую систему
В) листья имеют развитые влагалища
Г) проводящие пучки имеют камбий
Д) число частей цветка кратно четырём
Е) семя имеет две семядоли


Установите соответствие между признаками классов и растениями, изображенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) наличие камбия в стебле
Б) одна семядоля в семени
В) сетчатое жилкование листьев
Г) число частей цветка кратно трём
Д) диффузное расположение сосудистопроводящих пучков
Е) двойной околоцветник

БОБОВЫЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Только для растений семейства Мотыльковые характерно
1) наличие плода стручок
2) перекрестное опыление насекомыми
3) наличие на корнях азотофиксирующих бактерий
4) наличие плода боб
5) наличие нектарников
6) наличие цветка с пятью лепестками (лодочка, парус, весла)

БОБОВЫЕ - КРЕСТОЦВЕТНЫЕ
1. Установите соответствие между признаком растений и семейством, для которого этот признак характерен: 1) Капустные, 2) Мотыльковые. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок или стручочек
Б) соцветие кисть
В) соцветие кисть или головка
Г) формула цветка ЧБ4Л4Т2+4П1
Д) формула цветка Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1
Е) плод боб

2. Установите соответствие между признаками растений и семействами: 1) Бобовые, 2) Крестоцветные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) плод стручок
Б) образуют симбиоз с клубеньковыми бактериями
В) 4 лепестка венчика
Г) плод боб
Д) обогащают почву азотом
Е) шесть тычинок

ЗЛАКИ - СЛОЖНОЦВЕТНЫЕ
Установите соответствие между семействами цветковых растений и их характеристиками: 1) Сложноцветные, 2) Злаки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) семейство класса Однодольные
Б) мелкие цветки собраны в крупные соцветия – корзинки
В) плод – семянка
Г) имеют особый цилиндрический стебель с хорошо развитыми узлами
Д) цветок состоит из двух цветковых чешуй
Е) семейство класса Двудольные

Боб


Рассмотрите рисунок и определите (А) тип изображенного плода, (Б) семейство, для которого характерен изображенный плод, и (В) его представителей. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) стручок
2) фасоль, акация, арахис
3) боб
4) злаковые
5) капуста, горох, белена
6) мотыльковые
7) крестоцветные

Кукуруза


Рассмотрите рисунок с изображением растения и укажите (А) класс, (Б) тип корневой системы и (В) плод. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) однодольные
2) зерновка
3) стержневая
4) двудольные
5) семянка
6) мочковатая
7) початок
8) злаки

Кукуруза


Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам.
1) простой колос
2) сложный колос
3) ландыш майский
4) томат
5) редька дикая
6) крестоцветные
7) паслёновые
8) сложноцветные (астровые)

Читайте также: