Допускается использование кипяченой питьевой воды при условии ее хранения в детском саду

Обновлено: 18.09.2024

Как известно, вода – это основа всей жизни, недаром человеческое тело содержит до 70% именно этой жидкости. Без нее наше тело стало бы элементарным вместилищем токсинов и шлаков. Вода является главным компонентом обмена веществ. Действительно, она очень нужна всему живому, поэтому важно правильно выстроить питьевой режим ребенка. Каким он должен быть?

Организации питьевого режима кипяченой водой в учреждении дошкольного образования.

В учреждении дошкольного образования организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил:

Что лучше всего пить ребенку?

Безусловно, самый лучший вариант – это чистая питьевая вода. А вот сладкие напитки, такие как газировка, чаи или соки с большим количеством сахара, малышу следует давать в ограниченных количествах. При чрезмерном употреблении таких напитков возрастает риск развития проблем с пищеварением, к тому же, сахар провоцирует образование кариеса.

В качестве альтернативы родителям можно посоветовать более полезное питье, например, морсы, которые можно готовить как из свежих, так и из замороженных ягод, фруктовые или овощные фреши, компоты из сухофруктов.

Если говорить языком цифр, то дневная норма потребления жидкости разных видов может быть представлена в следующем виде:

  • Для молока это не более 200-250 мл (причем важно следить за его жирностью, она не должна быть высокой);
  • Для соков – порядка 100-150 мл для детей до 6 лет, и около 200-300 мл для детей старше 6-летнего возраста.

Особенности питьевого режима во время болезни ребенка

В период болезни потребление воды ребенком обязательно нужно увеличить. Если у малыша наблюдается рвота, по нос, температура, нужно как можно чаще предлагать ему выпить воды, и он будет выпивать столько, сколько захочет.

Если у ребенка не наблюдается явных симптомов какого-либо заболевания, но он продолжает употреблять большое количество воды, это тоже нельзя назвать нормальным. Возможно, его неестественная жажда свидетельствует о развитии сахарного диабета. Чтобы не допустить подобного, следует проконсультироваться с эндокринологом.

Как распознать обезвоживание?

Из-за недостаточного употребления воды детский организм острее, чем взрослый, чувствует обезвоживание. Его развитие можно проследить по нескольким симптомам, к примеру:

  • Малыш становится плаксивым, при этом на его лице почти не выступают слезы;
  • Ребенок начинает реже моргать;
  • Цвет мочи меняется, она становится намного темнее, при этом усиливается ее запах;
  • Кожа бледнеет и становится более сухой;
  • Возникает сухость на губах;
  • При каждом приеме воды ребенок с жадностью ее поглощает.

В более старшем возрасте из-за обезвоживания ребенок начинает быстрее уставать, его состояние может ухудшаться из-за тошноты или слабости. Поскольку недостаток воды приводит к повышению температуры тела и головного мозга, это может отразиться на учебе. Элементарно ухудшается запоминание информации, рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память, а сам подросток пребывает в состоянии повышенной нервозности. Все это ведет к тому, что ребенок не может сконцентрироваться на учебе, при этом нередко он отвлекает и своих сверстников. Подобное вполне можно исключить, если учесть основы питьевого режима в школе и детском саду.

Родителям следует понимать, что хроническое обезвоживание в младенчестве и младшем школьном возрасте может запустить механизм развития очень серьезных проблем со здоровьем ребенка, начиная дисфункциями пищеварительной системы и заканчивая проблемами с почками, сердцем и сосудами.

Что следует запомнить о питьевом режиме ребенка?

  • Пить перед едой нужно не менее чем за 30 минут;
  • После еды первый прием воды должен быть не ранее, чем через час;
  • Во время еды следует отказаться от воды.

Объяснение этих правил кроется за особенностями человеческой физиологии. В то время, когда мы едим, желудок начинает активнее работать, выделяя желудочный сок. Если в процессе еды мы начинаем пить воду, то попросту разбавляем желудочный сок, что существенно усложняет процесс пищеварения. В результате, из желудка пища попадает в кишечник практически не переваренной, а это может спровоцировать развитие серьезных болезней ЖКТ.

Как известно, вода – это основа всей жизни, недаром человеческое тело содержит до 70% именно этой жидкости. Без нее наше тело стало бы элементарным вместилищем токсинов и шлаков. Вода является главным компонентом обмена веществ. Действительно, она очень нужна всему живому, поэтому важно правильно выстроить питьевой режим ребенка. Каким он должен быть?

Организации питьевого режима кипяченой водой в дошкольном учреждении.

В дошкольном учреждении организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил:

Что лучше всего пить ребенку?

Безусловно, самый лучший вариант – это чистая питьевая вода. А вот сладкие напитки, такие как газировка, чаи или соки с большим количеством сахара, малышу следует давать в ограниченных количествах. При чрезмерном употреблении таких напитков возрастает риск развития проблем с пищеварением, к тому же, сахар провоцирует образование кариеса.

В качестве альтернативы родителям можно посоветовать более полезное питье, например, морсы, которые можно готовить как из свежих, так и из замороженных ягод, фруктовые или овощные фреши, компоты из сухофруктов.

Если говорить языком цифр, то дневная норма потребления жидкости разных видов может быть представлена в следующем виде:

  • Для молока это не более 200-250 мл (причем важно следить за его жирностью, она не должна быть высокой);
  • Для соков – порядка 100-150 мл для детей до 6 лет, и около 200-300 мл для детей старше 6-летнего возраста.

Особенности питьевого режима во время болезни ребенка

В период болезни потребление воды ребенком обязательно нужно увеличить. Если у малыша наблюдается рвота, по нос, температура, нужно как можно чаще предлагать ему выпить воды, и он будет выпивать столько, сколько захочет.

Если у ребенка не наблюдается явных симптомов какого-либо заболевания, но он продолжает употреблять большое количество воды, это тоже нельзя назвать нормальным. Возможно, его неестественная жажда свидетельствует о развитии сахарного диабета. Чтобы не допустить подобного, следует проконсультироваться с эндокринологом.

Как распознать обезвоживание?

Из-за недостаточного употребления воды детский организм острее, чем взрослый, чувствует обезвоживание. Его развитие можно проследить по нескольким симптомам, к примеру:

  • Малыш становится плаксивым, при этом на его лице почти не выступают слезы;
  • Ребенок начинает реже моргать;
  • Цвет мочи меняется, она становится намного темнее, при этом усиливается ее запах;
  • Кожа бледнеет и становится более сухой;
  • Возникает сухость на губах;
  • При каждом приеме воды ребенок с жадностью ее поглощает.

В более старшем возрасте из-за обезвоживания ребенок начинает быстрее уставать, его состояние может ухудшаться из-за тошноты или слабости. Поскольку недостаток воды приводит к повышению температуры тела и головного мозга, это может отразиться на учебе. Элементарно ухудшается запоминание информации, рассеивается внимание, ухудшается кратковременная память, а сам подросток пребывает в состоянии повышенной нервозности. Все это ведет к тому, что ребенок не может сконцентрироваться на учебе, при этом нередко он отвлекает и своих сверстников. Подобное вполне можно исключить, если учесть основы питьевого режима в школе и детском саду.

Родителям следует понимать, что хроническое обезвоживание в младенчестве и младшем школьном возрасте может запустить механизм развития очень серьезных проблем со здоровьем ребенка, начиная дисфункциями пищеварительной системы и заканчивая проблемами с почками, сердцем и сосудами.

Что следует запомнить о питьевом режиме ребенка?

  • Пить перед едой нужно не менее чем за 30 минут;
  • После еды первый прием воды должен быть не ранее, чем через час;
  • Во время еды следует отказаться от воды.

Объяснение этих правил кроется за особенностями человеческой физиологии. В то время, когда мы едим, желудок начинает активнее работать, выделяя желудочный сок. Если в процессе еды мы начинаем пить воду, то попросту разбавляем желудочный сок, что существенно усложняет процесс пищеварения. В результате, из желудка пища попадает в кишечник практически не переваренной, а это может спровоцировать развитие серьезных болезней ЖКТ.

14.26. В дошкольных образовательных организациях должен быть организован правильный питьевой режим. Питьевая вода, в том числе расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности должна отвечать требованиям на питьевую воду.

Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3 часов.

· Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в организации. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в детском садике полный день ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде.

· Воду дают ребенку в керамических чашках. При этом чистые чашки ставятся в специально отведенном месте на специальный промаркированный поднос (вверх дном), а для использованных стаканов ставится отдельный поднос. Мытье чашек осуществляется организованно, в моечных столовой посуды.

· Кипячение осуществляется на пищеблоке в специально отведенной емкости. Обработка емкости для кипячения осуществляется ежедневно в конце рабочего дня.

· В летний период организации питьевого режима осуществляется во время прогулки. Питьевая вода выносится младшим воспитателем на улицу в соответствующей ёмкости (чайник с крышкой), разливается воспитателем в чашки по просьбе детей.

· Организация питьевого режима контролируется медицинскими работниками детского сада ежедневно.

· Контроль наличия кипяченой воды в группе осуществляет младший воспитатель.

Версия для слабовидящих

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


В детском саду организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды, которая отвечает требованиям санитарных правил.
1. Питьевой режим в ДОУ организован с использованием кипяченной воды.
2. Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка, и, в среднем, составляют 80 мл на 1 кг его веса. При нахождении ребенка в дошкольном образовательном учреждении полный день ребенок должен получить не менее 70 % суточной потребности в воде.

Организация питьевого режима в детских учреждениях.

Питьевая вода должна быть доступна ребенку в течение всего времени его нахождения в учреждении.

Самой распространённой и доступной формой организации питьевого режима в дошкольных учреждениях является кипячёная вода. Что же нужно помнить при организации питьевого режима кипячёной водой:

Питьевой фонтанчик является наиболее распространённой формой организации питьевого режима в общеобразовательных учреждениях, в учреждениях для отдыха и оздоровления детей, имеющих централизованные системы питьевого водоснабжения.

Основными санитарными требованиями, предъявляемыми к стационарным питьевым фонтанчикам, являются:

-конструктивные решения должны предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой должна быть не менее 10 см;

-подаваемая вода, должна соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологическим требованиям и нормативам;

-должен быть обеспечен свободный доступ к нему в течение всего времени пребывания детей в образовательном учреждении.

Во всех типах детских учреждений питьевой режим может быть организован бутилированной водой, с различным типом ее розлива. Допускается для разбора воды использование помп или кулеров.

Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность. Предлагаемая к поставке питьевая вода, расфасованная в емкости (бутилированная), желательно должна относиться к высшей или первой категории качества.

В учреждении должен систематически осуществляться производственный, в том числе лабораторный контроль, за качеством и безопасностью воды питьевой в соответствии с гигиеническими требованиями.

При получении результатов протоколов воды, не соответствующих гигиеническим нормативам, необходимо выяснить причины сложившейся ситуации и принять управленческие решения к их устранению.

Вода в рационе детей – самый большой по объему потребления пищевой продукт. Если дети потребляют недостаточно воды, то нарушается нормальная жизнедеятельность:

нарушаются процессы пищеварения и усвоения пищи;

замедляются биохимические реакции.

Постоянный дефицит жидкости может привести к кариесу зубов, заболеваниям почек и печени (письмо Минобрнауки России от 12 апреля 2012 г. № 06-731).

Чтобы удовлетворить потребность в воде:

проверяйте соответствие закупаемой воды, кипяченой воды из системы питьевого водоснабжения, воды из системы доочистки водопроводной воды санитарно-эпидемиологическим требованиям;

назначьте работников, которые будут отвечать за организацию питьевого режима детей и подростков, и включите в их должностные обязанности пункт об ответственности за организацию питьевогорежима;

обеспечьте свободный доступ детей и подростков к доброкачественной питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательной организации.

Внимание: если питьевая вода или хозяйственно-бытовое водоснабжение не соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям, руководителя и должностных лиц образовательной организации могут оштрафовать по статье 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях

Как организовать питьевой режим в детском саду

Обеспечьте детям дошкольного возраста:

Какую воду выбрать

Особенности использования

Питьевую воду, расфасованную в емкости (бутилированную)

Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности

Храните такую воду не более трех часов

Установку с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости

Проверьте расфасованную воду на соответствие гигиеническим требованиям по качеству и безопасности. Предусмотрите замену емкости по мере необходимости и регулярную обработку дозирующих устройств

Такие правила устанавливает пункт 14.26 СанПиН детского сада.

Опыт показывает, что для дошкольников удобнее закупать воду в бутылках небольшого объема – 1,5–2 л.

Как организовать питьевой режим в школе

Какую воду выбрать

Особенности использования

Стационарные питьевые фонтанчики

  • Фонтанчики должны предусматривать ограничительное кольцо вокруг вертикальной водяной струи;
  • высота струи должна быть не менее 10 см

Воду, расфасованную в емкости

Если используете установки с дозированным розливом питьевой воды, расфасованной в емкости, предусмотрите замену емкости по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели, и регулярную обработку дозирующих устройств.

При использовании бутилированной воды обеспечьте чистую посуду в достаточном количестве:

Вид посуды

Где использовать

Как собирать

В обеденном зале

На промаркированные подносы

В учебных и спальных помещениях, перед физкультурным залом

Внимание: обеспечьте обучающимся свободный доступ к питьевой воде в течение всего времени пребывания в школе (п. 10.3 СанПиН 2.4.5.2409-08 организации питания в школе)

Требования к воде

Питьевая вода должна быть безопасна для детей по показателям:

В ближайшее время должен быть принят технический регламент Таможенного союза на расфасованную в емкости питьевую воду.

Бутылки могут содержать воду:

питьевую воду первой и высшей категории;

природную минеральную воду: столовую, лечебно-столовую или лечебную.

Вода первой категории часто бывает умягчена и может не подходить для регулярного питья, так же как и большинство видов минеральных вод, которые чаще всего не отвечают критериям физиологической полноценности минерального состава.

И питьевая, и минеральная вода может быть газированной и негазированной.

Оптимальной для организации питьевого режима в образовательных учреждениях является только негазированная питьевая вода высшей категории качества.

Лечебно-столовую и лечебную воду недопустимо использовать для питья (ее применяют только по назначению и под контролем врача в лечебных целях).

При использовании минеральной столовой воды оцените ее соответствие критериям физиологической полноценности минерального состава питьевой воды:

Показатели

Единицы измерения

Нормативы физиологической полноценности питьевой воды, в пределах

Общая минерализация (сухой остаток), в пределах

Совет: для того чтобы рассчитать необходимое количество воды для полноценного обеспечения питьевого режима, ориентируйтесь на суточную потребность детей в питьевой воде – 80 мл/кг массы тела ребенка. Нормативные документы не устанавливают какие-либо нормы. Главное – обеспечьте неограниченный доступ детей к доброкачественной питьевой воде

Водопроводная вода

Совет: не используйте для организации питьевого режима некипяченую водопроводную воду. Если воду в системе водоснабжения хлорируют, то используйте устройства для ее доочистки (системы фильтров).

Документы на воду

Когда выбираете поставщика воды и заключаете с ним договор, запросите у него документы, которые подтверждают происхождение, качество и безопасность воды:

свидетельство о государственной регистрации на питьевую воду для детского питания или природную минеральную воду или

декларацию о соответствии на питьевую воду (обычную, не для детского питания).

Маркировка должна содержать следующие сведения о воде:

наименование и место нахождения изготовителя;

рекомендации и (или) ограничения по использованию;

показатели пищевой ценности (для воды – показатели минерального состава);

сведения о наличии компонентов, полученных с применением ГМО;

единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке.

Маркировка транспортной упаковки, в которую помещают воду, содержит следующие сведения о воде:

сведения, по которым идентифицируют партию пищевой продукции (например, номер партии);

Читайте также: