Допускается ли озеленение территории азс

Обновлено: 05.10.2024

В конце лета 2014 г. в Казахстане жители города Тараза выходили на многочисленные протесты - не дать срубить лесную рощу и построить на том месте АЗС. Увы, их никто не услышал. Как вы думаете, эта станция будет пользоваться большой популярностью?! Тут и к гадалке не ходи, и так понятно, что предприятие, которое выступает за сохранность лесов и природы, вызывает больше одобрения чем то, под постройку которого срубаются рощи и леса. А когда вся АЗС покрыта свежей травой, тут лютики-цветочки, а там елочки пушистые это отличный конкурентный маневр в непростой игре по продаже топлива.

А дальше дизайнер, имея на руках результаты фототеста и предпочтений заказчика, сам создает проект, подбирая растения, соответствующие всем оговоренным условиям. Не имеет значения, кто производитель растений, главное, чтобы сорта и виды соответствовали местности и требованиям для АЗС. Срок службы насаждений зависит от ухода, а чтобы растения были менее зависимы от подкормок, важна толщина плодородного слоя.

Затрагивая вопрос о требованиях к озеленению территорий станции, пугаться не стоит, их не так много, но они есть:

• Запрещено озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, которые выделяют волокнистые вещества или пух.

• На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор опавшей листвы.

Отсюда делаем вывод: озеленение - не тот процесс, на котором следует экономить. Да и вообще - все, что касается внешнего вида станции и прилагающих ее территорий, должно находиться под тщательным вниманием руководства - встречают ведь по одежке.

Зимой или летом?

Помнится, раньше траву высаживали в определенное время года, даже сверялись по лунному календарю. Когда доходило дело до цветов, выбирали благоприятные направления ветра и тщательно удобренную почву. Сегодня технологии дошли до упрощенных вариантов рассадки и озеленения.

Озеленять АЗС не только крайне полезное дело для бизнеса, но и для здоровья своих клиентов и работников, однако следует помнить, что не все растения эффективны для автозаправочных станций.

Борьба с загрязнениями

О том, что деревья прекрасно подходят в борьбе с загрязнением воздуха - учат еще в школе. Но если принимать во внимание, что АЗС - зона-носитель промышленных загрязнений, стоит учитывать, что не все саженцы долго прослужат на такой территории.

Санитарно-гигиенические функции зеленых насаждений проявляются в их способности снижать концентрацию углекислоты в воздухе и обогащать ее кислородом. Велика роль зеленых насаждений в очищении воздуха от вредных газов. Такая их способность зависит от многих факторов: породного состава и полноты древостоев, ширины полос, формы, ажурности, высоты и размещения деревьев и кустарников. Наиболее эффективны для очистки от газов лиственные насаждения. Установлено, что полосы шириной 30-60 м снижают концентрацию окиси углерода в воздухе от выхлопных газов автотранспорта в более чем два-три раза. Так что именно лиственные и подойдут для очищения воздуха на АЗС.

Но не обязательно придерживаться правил фен-шуя чтобы достичь двойного результата - и украсить свою АЗС, и защитить ее посетителей. Если брать во внимание не просто газон и пару-тройку цветов, а полноценные насаждения - деревья и кустарники для АЗС подойдут прекрасно. Высаживать их лучше под углом 80-90° к направлению господствующих ветров, для достижения наибольшего ветрозащитного эффекта.



Для получения максимального санитарно-гигиенического эффекта не менее важным является подбор ассортимента растений. При отборе газоустойчивых растений следует учитывать их систематическое положение. Исходя из того, что однолетние цветочные растения более резистентны к токсикантам, лиственные деревья устойчивее хвойных. Устойчивость растений к токсикантам зависит и от их возраста: молодые растения лучше переносят изменения внешней среды и быстрее восстанавливаются после поражения. При направленном воспитании саженцев в условиях слабой загазованности деревья в возрасте 5-9 лет, а кустарники к 3-5 годам вполне подготовлены для посадки в защитные полосы. Растения для озеленения АЗС следует подбирать быстрорастущие, с наиболее ранним наступление их защитного действия, а также ранним смыканием крон для сокращения затрат по уходу за ними. При этом учитывается долговечность и устойчивость растений против неблагоприятных климатических условий, а также против вредных насекомых и грибковых заболеваний. При подборе устойчивых к токсикантам видов предпочтение следует отдавать растениям с плотной, хорошо облиственной кроной (шелковица белая или софора японская и др.).

Для озеленения АЗС пригодно большинство наиболее распространенных деревьев и кустарников. Наиболее чувствительны к условиям АЗС береза повислая, рябина, черемуха, барбарис, калина, кизильник блестящий и скумпия. Из цветочных растений относительно устойчивы антирринум, вербена гибридная, тагетес, виола, астра, а из газонных трав - мятлик луговой, овсяница красная, райграс пастбищный.

Любимый всеми вопрос

Озеленение АЗС - это, в первую очередь, поддержание имиджа компании и создание уюта для клиентов и работников станции. Это лишь кажется, что деревце или ирландский мох не способны задержать покупателя еще на одну чашку кофе на АЗС, а на деле - даже минимальный ландшафтный дизайн способен не только украсить заправку, но и побудить вернуться именно сюда.

4.1. Территория АЗС должна соответствовать согласованному в установленном порядке проекту.

4.2. Место расположения автозаправочной станции обозначается дорожным знаком "АЗС".

4.3. Проезжая часть территории АЗС должна иметь твердое покрытие и быть в исправном состоянии, обеспечивать свободный подъезд автотранспорта к каждой топливораздаточной колонке, сливным устройствам, пожарным водоемам, местам выгрузки тарных грузов.

4.4. Территория АЗС оборудуется канализационной системой, обеспечивающей отвод и сбор загрязненных нефтепродуктами ливневых и талых вод с поверхности проезжей части, локализацию разливов при сливе и отпуске нефтепродуктов.

4.5. На территории АЗС выделяются и оборудуются места сбора материалов, использованных при устранении последствий разлива нефтепродуктов, а также выделяются места для установки мусоросборников.

4.6. В зимнее время проходы и проезды на территории АЗС регулярно очищаются от снега и льда.

4.7. При производстве ремонтных работ на территории АЗС котлованы, ямы, траншеи должны быть надежно ограждены. По окончании ремонтных работ покрытие территории должно быть восстановлено.

4.8. При выполнении ремонтных работ на территории АЗС в котлованах, ямах, траншеях осуществляется контроль за состоянием воздушной среды в них.

В случае обнаружения паров нефтепродуктов работы необходимо прекратить до полной дегазации котлована и анализа состояния воздушной среды в нем.

4.9. В случае ограждения территории АЗС ограждающие конструкции должны быть продуваемые и выполнены из негорючих материалов.

4.10. Не допускается озеленение территории АЗС деревьями хвойных пород, деревьями, кустарниками и травами, выделяющими волокнистые вещества или опушенные семена. На территории АЗС должно быть обеспечено постоянное скашивание и удаление высохшей травы, вырубка поросли деревьев и кустарников, сбор и удаление опавшей листвы.

4.11. Территория АЗС в темное время суток должна иметь среднюю горизонтальную освещенность в соответствии со строительными нормами и правилами.

4.12. Выполнение любого рода ремонтных работ транспортных средств на территории АЗС запрещается, если это не предусмотрено проектом.

4.13. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств под зданиями и сооружениями не допускается. Приямки для ТРК, кабельных колодцев, технологических колодцев (каналов) засыпаются негорючим материалом.

4.14. Стоянка транспортных средств на территории АЗС запрещена, кроме парковок и стоянок, определенных проектом.

7. Выбор земельного участка (площадки) для строительства АЗС должен осуществляться с учетом положений НПБ 02-93.

8. Размещение АЗС должно выполняться преимущественно с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой “розе ветров”) по отношению к жилым, производственным и общественным зданиям (сооружениям).

Не допускается размещение АЗС на путепроводах и под ними, а также на плавсредствах.

9. Планировка АЗС с учетом размещения на ее территории зданий и сооружений должна исключать возможность растекания аварийного пролива топлива как по территории АЗС, так и за ее пределы.

На въезде и выезде с территории АЗС необходимо выполнять пологие повышенные участки высотой не менее 0,2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения АЗС.

10. При размещении АЗС минимальные расстояния следует определять:

  • от стенок резервуаров (сосудов) для хранения топлива и аварийных резервуаров, наземного и надземного оборудования, в котором обращается топливо и/или его пары, корпуса ТРК и раздаточных колонок СУГ или сжатого природного газа, границ площадок для автоцистерны (АЦ) и технологических колодцев, от стенок технологического оборудования очистных сооружений, от границ площадок для стоянки транспортных средств и от наружных стен и конструкций зданий АЗС. Расстояния от зданий (помещений) для персонала АЗС, сервисного обслуживания водителей, пассажиров и их транспортных средств до объектов, не относящихся к АЗС, настоящими нормами не регламентируются;
  • до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром, одноквартирных жилых зданий, а для жилых и общественных зданий другого назначения – до окон (дверей);
  • до ближайшей стены (перегородки) помещения (при расположении помещений различного функционального назначения в одном здании).

Минимальные расстояния до автомобильных дорог и улиц населенных пунктов определяются в зависимости от их категории по СНиП 2.07.01- 89 *, а именно:

  • до магистральных дорог и магистральных улиц общегородского значения как для автомобильных дорог общей сети I, II и III категорий;
  • до поселковых дорог, магистральных улиц районного значения, главных улиц и основных улиц в жилой застройке сельских поселений как для автомобильных дорог общей сети IV и V категорий;
  • до остальных дорог и улиц - не нормируются.

11. АЗС с надземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива подразделяют на два типа:

  • тип А – общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС более 20 м 3 ;
  • тип Б – общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не более 20 м 3 .

Общая вместимость резервуаров контейнерной АЗС не должна превышать 40 м 3 при ее размещении на территории населенных пунктов и 60 м 3 – вне населенных пунктов.

Единичная емкость резервуаров или камер (при использовании многокамерного резервуара с двойными перегородками между камерами) АЗС, расположенных на территории населенных пунктов, не должна превышать 10 м 3 , а вне населенных пунктов – 20м 3 .

Величины общей вместимости и единичной емкости резервуаров модульной АЗС (в том числе величина, разделяющая АЗС на типы А и Б) допускается увеличивать не более чем в 2 раза.

При использовании одностенных надземных резервуаров для хранения жидкого моторного топлива указанные параметры вместимостей следует уточнять в соответствии с обязательным приложением 4.

12. Минимальные расстояния от АЗС жидкого моторного топлива до объектов, к ней не относящихся, принимаются в соответствии с таблицей 1.

13. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями, расположенными на территории АЗС жидкого моторного топлива с подземными резервуарами, принимаются в соответствии с таблицей 2.

14. Минимальные расстояния между зданиями и сооружениями АЗС жидкого моторного топлива с надземными резервуарами принимаются в соответствии с таблицей 3.

15. Расстояние от края площадки для АЦ до надземно расположенного технологического оборудования, конструкций навесов и технологических шахт подземных резервуаров должно быть не менее 2 м. Если внутреннее пространство технологических шахт подземных резервуаров заполнено негорючим материалом, то расстояние до шахт не нормируется.

16. При наличии на АЗС ограждения оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов.

17. Движение транспортных средств по территории АЗС должно быть, как правило, односторонним. При этом должен быть предусмотрен раздельный въезд и выезд. Движение АЦ с заправочных площадок на выезд с территории АЗС следует, как правило, проектировать по наиболее короткому пути.

18. Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

19. При размещении АЗС вблизи посадок сельскохозяйственных культур, по которым возможно распространение пламени (зерновые, хлопчатник и т.п.), вдоль прилегающих к посадкам границ АЗС должны предусматриваться наземное покрытие, выполненное из материалов, не распространяющих пламя по своей поверхности, или вспаханная полоса земли шириной не менее 5 м.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Егорова С.В.

Variants of gardening of territory of gasoline stations are offered. The analysis of efficiency of protection of environment is given by various kinds of plants. Aesthetic factors of gardening are taken into account not only ecological, but also.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Егорова С.В.

Защитные функции древесно-кустарниковых растений, широко введенных в озеленение Брянской области и их рекомендуемые типы посадок

ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ КАК САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЙ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ БАРЬЕР ДЛЯ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

Егорова С.В. (БГИТА, г. Брянск, РФ)

Variants of gardening of territory of gasoline stations are offered. The analysis of efficiency ofprotection of environment is given by various kinds ofplants. Aesthetic factors of gardening are taken into account not only ecological, but also.

Последние несколько десятилетий ознаменовались быстрым ростом научно -технического прогресса и крупных городов, как промышленных центров. Все это повлекло за собой увеличение нагрузки антропогенных факторов и промышленных выбросов на окружающую среду, причем их негативное влияние постоянно усиливается. Особенно заметно оно ощущается в крупных городах, в т.ч. в г. Брянске. В последние годы на территории г.Брянска интенсивными темпами реализуется программа строительства новых и реконструкции действующих автозаправочных станций (АЗС) и комплексов (АК). На топливном рынке города и области действуют более 96 станций и 22 нефтебазы, при функционировании которых, а также при хранении и перевозке моторного топлива, ежегодно в виде паров в атмосферу выбрасывается более тысячи тонн нефтепрдуктов.

Наряду с техническими и технологическими средствами борьбы с промышленными загрязнениями воздушной среды большое значение имеют зеленые насаждения. Санитарно -гигиенические функции зеленых насаждений проявляются прежде всего в их способности снижать концентрацию углекислоты в воздухе и одновременно обогащать ее кислородом. При образовании 1т органической массы деревья поглощают более 1600 кг углекислого газа, выделяя более 1300 кг кислорода. Велика роль зеленых насаждений в очищении воздуха от вредных газов. Способность зеленых насаждений очищать воздух от газов зависит от многих факторов: породного состава и полноты древостоев, ширины полос, формы, ажурности, высоты и размещения деревьев и кустарников. Наиболее эффективны для очистки от газов лиственные насаждения. Установлено, что полосы шириной 30 -60 м снижают концентрацию окиси углерода в выхлопных газах автотранспорта в два-три раза и более [1].

Для создания санитарно -защитного и эстетического барьера между территорией предприятия и территорией жилой застройки, для обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия и для дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, и повышение комфортности микроклимата создаются санитарно -защитные зоны (СЗЗ). Размеры СЗЗ от границ жилых застроек определяют в зависимости от типов промышленных предприятий и степени воздействия их выбросов на окружающую среду. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031 -01 [2] автозаправочные станции для заправки грузового и легкового автотранспорта (АЗС) относятся к предприятиям четвертого класса опасности (СЗЗ - 100 м).

Перечень основных выбросов и их количество (тонн/год) от АЗС г.Брянска приведены в таблице 1.

Проект озеленения СЗЗ - составная часть общей проектной документации на строительство предприятий. При обследовании АЗС на территории г.Брянска выявлено, что санитарно-защитные разрывы не везде выдерживаются, некоторые АЗС примыкают непосредственно к жилой застройке, а озеленение СЗЗ выполнено в виде лугопарков. Однако, учитывая, что воздух над поверхностью земли может быть загрязнен, целесообразно проектировать и оборудовать высокие густые защитные зеленые полосы, которые живописно сочетались бы с лугопарковыми насаждениями.

Структура средозащитного озеленения СЗЗ промышленных предприятий IV класса опасности, характеризующихся высокой степенью локализации источников газовыделения, определяется, в основном, задачей обеспечения акустического комфорта на границе с селитебной зоной. Решение этой задачи обеспечивается полным озеленением участка СЗЗ, т.е. созданием на ее территории массивов не-расчлененных защитных насаждений вертикальной и горизонтальной сомкнутости (рис.1) [3]. При ширине СЗЗ до 100 м практически вся их площадь должна отводиться под озеленение.

Рисунок 1 - Варианты планировочной организации средозащитного озеленения СЗЗ промышленных предприятий IV класса опасности

В СЗЗ насаждения размещают с учетом того, что растения должны выполнять двоякую функцию: защищать атмосферный воздух от загрязнения и самих себя от повреждений выбросами. При этом определяется основная цель посадки растения на каждом конкретном участке. Для защиты селитебы от выбросов АЗС рекомендуется проектировать защитные изолирующие полосы, состоящие из нескольких рядов древесных пород, наиболее устойчивых в данных условиях, и двух - четырех опушечных рядов кустарников. Опушка, обращенная к источнику выбросов, должна быть очень плотной, без просветов в нижнем, среднем и верхнем ярусах. Возможно введение сопутствующих пород второго яруса насаждений. Центральные ряды могут быть менее плотными, а обращенная внутрь защищаемой территории опушка может иметь ажурную конструкцию с просветами в области крон и стволов. Это обеспечивает внутреннее проветривание полос. Защитные насаждения необходимо устраивать также и вдоль подъездных дорог и проездов [5].

Для достижения наибольшего ветрозащитного эффекта полосы целесообразно размещать под углом 80 - 90° к направлению господствующих ветров. Завихрение воздуха за полосами способствует образованию восходящих токов воздуха и лучшему рассеиванию выбросов в более высоких слоях атмосферы.

Учитывая тяжелые условия произрастания деревьев на территории СЗЗ, высоту главной породы в среднем возрасте следует принимать 10-12 м. Для создания зеленых насаждений рекомендуется применять рядовой способ посадки при ширине междурядий 3 м. Это обеспечивает возможность механизированного ухода почвой, улучшение условий для роста и развития растений в СЗЗ. Ширина закрайков должна быть ровна половине ширины междурядья с каждой стороны полосы (1,5 м). Расстояние между древесными саженцами в рядах должно быть не менее 2 м, между кустарниками - не менее 1 м. Такая густота посадки обеспечивает быстрое смыкание крон деревьев в рядах и, следовательно, более раннее проявление защитного действия полосы. Кроме того, сокращается количество ручного ухода за почвой.

С целью уменьшения монотонности, однообразия прямолинейных опушек полос деревьев, кустарники и цветочные растения следует высаживать ландшафтными группами. Расстояние между группами должны быть разными, что способствует живописному, архитектурно -художественному членению опушки.

Для получения максимального санитарно -гигиенического эффекта не менее важным, чем правильное размещение насаждений, является подбор ассортимента растений. При отборе газоустойчивых растений следует учитывать их систематическое положение. Исходя из того, что однолетние цветочные растения более устойчивы к токсикантам, чем многолетние, лиственные деревья устойчивее хвойных. Устойчивость растений к токсикантам зависит и от их возраста: молодые растения лучше переносят изменения внешней среды и быстрее восстанавливаются после поражения. При направленном воспитании саженцев в условиях слабой загазованности деревья в возрасте 5-9 лет, а кустарники к 3-5 годам вполне подготовлены для посадки в защитные полосы.

Растения для озеленения СЗЗ следует подбирать в основном быстрорастущие с наиболее ранним наступление их защитного действия, а также ранним смыканием крон для сокращения затрат по уходу за ними. При этом учитывается долговечность и устойчивость растений против неблагоприятных климатических условий, а также против вредных насекомых и грибковых заболеваний. При подборе устойчивых к токсикантам видов предпочтение следует отдавать растениям с плотной, хорошо облиственной кроной (тополь канадский, шелковица белая, сфора японская и др.).

Таблица 1 - Характеристика выбросов загрязняющих веществ от АЗС г.Брянска

Предприятие и адрес Наименование выбрасываемых веществ, их количество (тонн/год )

Ксилол Бензол Толуол Этилбен -зол Угл.С1-С5 Сероводород Амилены

"Брянск-терминал М", ул. Речная, 63 0,23625 1,85437 1,46471 0,04756 60,75204 0,00209 2,13708

АЗС №1ОАО "Брянскнефтепродукт", ул.Объездная 0,00312 0,03004 0,0255 0,00077 0,99195 0,00013 0,03477

АЗС №3 ОАО"Брянскнефтепродукт", 365 км. а/д Москва-Киев Фокинский район 0,00157 0,0156 0,01303 0,0004 0.52312 0,0001 0,01822

АЗС №5 ОАО "Брянскнефтепродукт", 4км. а/д Брянск-Орел 0,0049 0,04775 0,04025 0,00096 1,58743 0,00019 0,05548

АЗС №24 ОАО"Брянскнефтепродукт", ул. Бурова 0,00295 0,028 0,02393 0,00072 0,91827 0,00008 0,03229

АЗС №36 ОАО"Брянскнефтепродукт", ул. Литейная 90а 0,00388 0,04399 0,03437 0,00111 1,56587 0,00029 0,05314

АЗС №40 ОАО"Брянскнефтепродукт", ул. Салтыкова Щедрина 0,00207 0,02019 0,01704 0,00052 0,67066 0,00003 0,02345

АЗС №51 ОАО"Брянскнефтепродукт", ул. Культуры 0,00152 0,01501 0,01258 0,00038 0 0,00003 0,1749

АЗС №52 ОАО"Брянскнефтепродукт", ул. Литейная 9а 0,00307 0,0294 0,02502 0,00075 0,96843 0 0,03399

ЗАО "БРЯНСК-АЗС", г. Брянск ул К.Либкнехта, 8 0,0302 0,2706 0,2379 0 8,522 0,002 0,3059

АЗС №15 ОАО"Брянскнефтепродукт", пос. Глинищево 0,00285 0,0283 0,02364 0,00072 0,94884 0,00017 0,01822

АЗС №42 ОАО"Брянскнефтепродукт", а/д Брянск-Гомель, ул.Шоссейная 0,00379 0,0407 0,03266 0,00103 1,41591 0,00025 0,04853

АЗС №41 ОАО"Брянскнефтепродукт", г. Сельцо ул.Кирова 0,00164 0,01722 0,01396 0,00044 0,59342 0,00003 0,02042

АЗС №45 ОАО"Брянскнефтепродукт", а/д Москва-Киев пос. Б. Полпино 0,00464 0,04541 0,03840 0,00116 1,50519 0,00077 0,05268

АЗС №70 ОАО"Брянскнефтепродукт", пос. Супонево на объездной дороге 0,00275 0,02744 0,02285 0,0007 0,92314 0,00029 0,0321

Проведенное АКХ им. К.Д. Памфилова широкое обследование [5] состояния насаждений в зонах действия вредных промышленных выбросов позволило разработать несколько ассортиментов газоустойчивых растений. Рекомендуемый ассортимент древесных и кустарниковых пород, дифференцированный по типам предприятий, содержит более 70 наименований. Для озеленения СЗЗ предприятий нефтеперерабатывающей промышленности пригодно большинство наиболее распро-

страненных деревьев и кустарников: дуб красный, липа мелколистная, осина, клен ясенелистный, тополь бальзамический, канадский, ясень зеленый, обыкновенный, акация желтая, бересклет европейский, бузина красная, жимолость татарская, ирга колосистая, пузыреплодник калинолистный, сирень обыкновенная, венгерская, смородина красная, черная, снежноягодник, чубушник обыкновенный и др. Наиболее чувствительны к действию выбросов в этих условиях береза повислая, рябина обыкновенная, черемуха обыкновенная, барбарис обыкновенный, калина обыкновенная, кизильник блестящий и скумпия. Из цветочных растений относительно устойчивы следующие виды: антирринум, вербена гибридная, тагетес, виола, астра, а из газонных трав - мятлик луговой, овсяница красная, райграс пастбищный.

1. Атаманюк, Ю.А. Озеленение санитарно-защитных зон / Ю.А. Атаманюк, Л.Л. Костю-ченко. - Киев: Будивельник, 1981.- 64с.

2. Берюшев, К.Г. Гигиеническое значение озеленения городов // Руководство по коммунальной гигиене - М.: Медгиз, 1961. - Т.1. - с.567-593.

3. Городков, А.В. Соверщенствование проектирования средозащитных озелененных пространств / А.В.Городков. - Брянск: БГИТА, 1999. - 164 с.

4. СаНПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01/ Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов: Санитарно -эпидемиологические правила и нормативы. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. - 40с.

5. Технические указания по проектированию и содержанию зеленых насаждений в сани-тарно-защитных зонах промышленных предприятий /ОНТИ АКХ им.К.Д.Памфилова. - М., 1973. - 68 с.

Читайте также: