Допустимая видимость для посадки самолета

Обновлено: 07.07.2024

341. Полеты по ПВП выполняются днем и ночью в визуальных метеорологических условиях.

342. ПВП предусматривают определение пространственного положения ВС и его местонахождения, а также положение относительно других материальных объектов и сооружений визуально по естественному горизонту, земным ориентирам.

343. Полеты по ПВП выполняются с постоянным прослушиванием радиоэфира на частотах органа обслуживания воздушного движения (управления полетами), который осуществляет обслуживание (управление) полета данного ВС, и передачей экипажем донесений о своем местонахождении.

344. КВС, в зависимости от уровня его летной подготовки, для полетов под облаками по ПВП начальником ЛИП (заместителем начальника ЛИП по летной службе) устанавливается метеорологический минимум, определяющий минимально допустимые значения видимости и высоты нижней границы облаков, при которых КВС разрешается выполнять полеты на ВС данного типа (приложения N 5, 6 к настоящим Правилам).

345. При полете по ПВП обход препятствий, наблюдаемых впереди по курсу ВС и превышающих высоту его полета, производится справа от препятствий на удалении не менее 500 м.

346. При полетах ВС по ПВП на пересекающихся курсах, на одной и той же высоте (эшелоне) их командиры должны: КВС, заметивший воздушное судно слева - уменьшить, а КВС, заметивший воздушное судно справа - увеличить высоту полета, таким образом, чтобы разность высот обеспечивала безопасное расхождение ВС.

347. В случае, если изменить высоту полета невозможно (при полете на малых и предельно малых высотах или наличие других ограничений), КВС обязаны, отвернув ВС, обеспечить их безопасное расхождение.

348. В случае непреднамеренного сближения на встречных курсах на одной высоте (эшелоне) КВС должны отвернуть ВС вправо для их расхождения левыми бортами.

В процессе маневра расхождения КВС обязан не терять другое ВС из вида.

349. При обгоне ВС обгоняющее ВС, независимо от того, набирает ли оно высоту, снижается или находится в горизонтальном полете, должно отвернуть в сторону от обгоняемого ВС и обеспечить безопасное удаление до него до тех пор, пока обгон не будет полностью завершен.

При полете по кругу обгон впереди летящего ВС выполняется с внешней стороны круга с соблюдением интервалов бокового эшелонирования (за исключением однотипных ВС).

При одновременном визуальном заходе на посадку двух однотипных ВС, находящихся на предпосадочной прямой, преимущество совершить посадку первым имеет ВС, летящее впереди, слева или ниже.

350. КВС обязан соблюдать ПВП и своевременно докладывать органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) о необходимости перехода к выполнению полета по ППП.

351. При невозможности выполнения полета по ПВП, КВС обязан:

перейти на полет по правилам полетов по приборам, если КВС допущен к полетам по ППП;

возвратиться на аэродром вылета или выполнить посадку на ближайшем запасном аэродроме, если КВС не допущен к полетам по ППП.

При переходе на полет по ППП КВС обязан согласовать свои действия и эшелон (высоту) с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами), который обязан обеспечить установленные интервалы между ВС, согласовать (при необходимости) освобождение нижнего безопасного эшелона, а также условия входа ВС в смежный район ЕС ОрВД.

Командиру вертолета разрешается произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха. Взлет с этой площадки разрешается при метеорологических условиях, соответствующих минимуму командира вертолета. О своих действиях командир вертолета обязан информировать орган обслуживания воздушного движения (управления полетами).

352. В полете по ПВП КВС обязан:

выполнять правила и заданные условия полета по ПВП;

соблюдать безопасные высоты полета;

соблюдать маршрут полета, схемы выхода из района аэродрома и захода на посадку;

принимать решение и докладывать органу обслуживания воздушного движения (управления полетами) о возврате на аэродром вылета (запасной аэродром) или переходе на полет по ППП;

обеспечивать передачу информации о месте ВС и условиях полета органу обслуживания воздушного движения (управления полетами);

выполнять указания органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

353. Для выполнения полета по ПВП КВС принимает решение на вылет при следующих условиях:

на аэродромах вылета, назначения и запасных фактическая погода соответствует метеорологическому минимуму КВС и не ниже предусмотренной для полетов по ПВП;

прогнозируемые видимость и высота нижней границы облаков по маршруту (в районе полетов), аэродрому назначения и запасным не ниже метеорологического минимума КВС и предусмотренного для полетов по ПВП;

прогноз ветра без учета порывов в пределах установленных ограничений;

по маршруту полета (в районе полетов) не прогнозируются опасные метеорологические явления, обход которых невозможен.

354. При отсутствии запасного аэродрома принимать решение на вылет по ПВП разрешается, если ко времени прилета на аэродроме назначения прогнозируется видимость на 500 м и высота нижней границы облаков на 50 м выше установленного метеорологического минимума КВС.

355. При принятии решения на вылет по ПВП прогнозируемые ко времени прилета на аэродроме назначения и запасном, а также по маршруту полета (в районах полетов) постепенные и быстрые, временные и кратковременные изменения видимости и (или) высоты нижней границы облаков учитываются по их наименьшему значению.

356. При принятии решения на вылет по ПВП высота нижней границы облаков по маршруту, на аэродроме вылета, назначения и запасном не учитывается, если их фактическое и прогнозируемое количество ниже высоты полета не более трех баллов и обеспечивается полет с превышением над верхней границей облаков не менее 300 м.

Метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум) в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту.

Метеоминимум устанавливается раздельно для аэродрома, для типа воздушного судна и для пилотов.

Для аэродрома метеоминимум может устанавливаться раздельно для разных взлетно-посадочных полос и для разных схем захода на посадку.

Для аэродрома и для типа воздушного судна могут быть одновременно установлены различные метеоминимумы в зависимости от исправности или неисправности используемых систем обеспечения полетов (связное и светосигнальное оборудование, радиомаяки, навигационные приборы и т. п.)

Для пилота метеоминимум устанавливается отдельно для каждого типа воздушного судна, к полетам на котором он допущен. Кроме того, метеоминимум пилота может быть установлен отдельно для полетов в качестве командира экипажа и для полетов в качестве второго пилота.

При принятии решения на вылет, полёте по маршруту, разрешении диспетчером захода на посадку и в других случаях одновременно должны удовлетворяться все перечисленные выше минимумы.

Имеются существенные различия в методике расчёта метеоминимумов аэродромов и порядке опубликования в России и за рубежом (в частности, в США). [1]

Содержание

Метеоминимумы категорий ИКАО для точного захода на посадку

Для упрощения формулировок требований к оборудованию самолетов и аэродромов ИКАО определила следующие категории метеоминимумов при инструментальном заходе на посадку (категории обозначаются римскими цифрами и буквами латинского алфавита):

Метеоминимумы для неточного захода на посадку

Помимо инструментального захода на посадку, может выполняться также неточный заход на посадку; метеоминимумы (аэродрома, воздушного судна, пилота) при этом более высокие. Такие минимумы рассчитываются по специальным методикам в зависимости от степени оборудованности аэродрома и воздушного судна радионавигационным оборудованием, наличия искусственных (телевышки, мачты, высокие здания и т. п.) и естественных (возвышенности) препятствий вблизи аэродрома, скорости захода воздушного судна на посадку.

Значения таких посадочных минимумов указываются в аэронавигационных сборниках для каждого конкретного аэродрома и конкретного класса воздушного судна. Типичные значения таковы:

В настоящее время установлены следующие минимумы погоды: аэродрома, самолета и командира экипажа.

Минимумы погоды аэродрома (корабля) – минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых в зависимости от рельефа местности, препятствий на ней, наземных (корабельных) посадочных систем обеспечивается безопасность взлета, захода на посадку и посадки ЛА на данном аэродроме (корабле).

Различают минимум аэродрома для взлета и минимум аэродрома для посадки. Минимум погоды аэродрома (для каждого направления ВПП) устанавливается приказом командующего ВА для каждого типа самолета, который может производить взлет и посадку на данном аэродроме, а минимум погоды корабля устанавливается инструкцией по производству полетов с палубы корабля, утверждаемой командующим флотом.

Современное радиотехническое и аэронавигационное оборудование аэродромов и самолетов позволяет производить посадку в весьма сложных метеорологических условиях. Аэродром, имеющий определенные технические характеристики оборудования, обеспечивающий взлет и посадку при заданном минимуме погоды аэродрома называется категорированным аэродромом.

Для категорированных аэродромов установлены следующие минимумы погоды:

· минимум 1 категории – высота принятия решения менее 100 м, но не менее 60 м, видимость на ВПП – 800 м;

· минимум 2 категории – высота принятия решения менее 60 м, но не менее 30 м, видимость на ВПП менее 800 м, но не менее 400 м;

· минимум 3 категории – высота принятия решения менее 30 м, видимость на ВПП менее 400 м.

Высота принятия решения – установленная относительная высота, на которой должен быть начат маневр ухода на второй круг, если до достижении этой высоты командиром ЛА не был установлен необходимый визуальный контакт с ориентирами для продолжения захода на посадку или если положение ЛА в пространстве относительно заданной траектории полета не обеспечивает безопасность посадки. Относительная высота в данном случае – расстояние по вертикали от уровня ВПП до горизонтальной плоскости, на которой находится ЛА.

Минимум погоды самолета – минимально допустимые значения нижней границы облаков, видимости, при которых летно-технические характеристики ЛА и его оборудование в сочетании с наземной посадочной системой аэродрома позволяют безопасно производить взлет и посадку. (Устанавливается приказом ГК ВВС).

Метеорологические условия, при которых разрешаются учебные полеты, для каждого типа самолета устанавливаются курсами (программами) боевой (учебно-летной) подготовки.

Метеорологические условия, при которых разрешается выпускать в полет экипажи для выполнения боевых задач и порядок действия в этих условиях определяются специальными инструкциями.

Минимум погоды, при котором разрешается производить испытательные полеты на авиационных заводах и авиационно-ремонтных предприятиях, устанавливается приказом Главкома ВВС.

Минимум погоды командира экипажа – минимально допустимые значения высоты нижней границы облаков и видимости, при которых командиру экипажа разрешается выполнять взлет, посадку или визуальный полет по маршруту на данном типе ЛА.

Минимум погоды командиру экипажа устанавливает, в зависимости от уровня его подготовки, командир эскадрильи. При перелетах командиру экипажа устанавливаются минимумы погоды для взлета и посадки, о чем делается запись в полетном листе. Однако существуют такие условия, при которых полет значительно усложняется или не обеспечивается его безопасность в метеорологическом отношении.

Опасные для авиации явления погоды

Опасными для авиации метеорологическими условиями называются такие явления погоды или значения метеорологических элементов, которые угрожают безопасности полетов или сохранности авиационной техники на аэродромах (кораблях).

К опасным явлениям погоды и значениям метеорологических элементов относятся:

а) на аэродроме взлета (посадки):

· гроза, кучево-дождевая и мощная кучевая облачность, смерч, шквал, град, ледяной дождь, сильное обледенение (для самолетов, не оборудованных противообледенительными устройствами, обледенение любой интенсивности), гололед;

· туман, пыльная (песчаная) буря, дождь, морось, снег, метель, поземок, дымка, мгла, а также дымы различного происхождения, вызывающие ухудшение горизонтальной или посадочной видимости ниже наибольшего из минимумов, установленных для самолетов, на которых выполняются полеты, а при отсутствии полетов – ЛА, базирующихся на данном аэродроме;

· облака с высотой нижней границы ниже наибольшего из минимумов, установленных для самолетов, на которых выполняются полеты, а при отсутствии полетов – ЛА, базирующихся на данном аэродроме;

· ветер у земли (его боковая, попутная или встречная составляющая относительно направления взлета или посадки), скорость которого превышает ограничение, установленное для данного типа ЛА;

· переход температуры воздуха через 0 o С к отрицательным значениям, а также высокие и низкие значения температуры воздуха, при которой должны прекращаться полеты;

· критические значения метеорологических элементов и предельные расстояния до опасных явлений погоды, установленные для данного аэродрома, при которых полеты ограничиваются или прекращаются;

· волнение моря 4 балла и более.

б) в районе аэродрома, полигона, на маршрутах полета:

· гроза, град, кучево-дождевая и мощная кучевая облачность, которые нельзя обойти;

· умеренное или сильное обледенение (для самолетов, не оборудованных противообледенительными устройствами, – обледенение любой интенсивности);

· сильная болтанка, превышающая ограничения, установленные для данного типа самолета;

· полетная видимость и высота нижней границы облачности менее установленных командиру экипажа для выполнения задания;

· закрытие облаками, туманом и осадками вершин гор, сопок, перевалов, а также искусственных сооружений (мачт, труб, телевизионных вышек и так далее), препятствующее выполнению задания.

К сложной орнитологической обстановке на аэродроме взлета (посадки), в районе аэродрома, полигона и на маршруте полета относятся большие скопления птиц на земле и в воздухе, создающие угрозу столкновения с самолетом, наблюдаемые визуально и с помощью РЛС с земли, а также экипажами, находящимися в воздухе.

Особо опасными явлениями считаются явления, которые по своей интенсивности, времени возникновения, продолжительности и площади распространения могут нанести или нанесли значительный ущерб авиационной технике, аэродромным сооружениям и личному составу.

К особо опасным явлениям в районе базирования объединений, соединений и частей относятся:

· ветер со скоростью более 30 м/с;

· град диаметром более 30 мм;

· сильный дождь и снегопад с интенсивностью, превышающей критические значения, установленные для данного района;

· повышение уровня воды в реках, водоемах до критических значений;

· наводнения, заторы, зажоры, угрожающие затоплением районов базирования авиационных частей;

· селевые потоки и снежные лавины;

· землетрясения и цунами.

К аномальным атмосферным и космическим явлениям оптического, электрического и иного происхождения, прогноз которых в настоящее время не представляется возможным относятся:

· необычные частицы, выпадающие из атмосферы;

· окрашенные осадки или осадки иного необычного вида и свойства;

· необычные световые, акустические, электромагнитные и другие явления в атмосфере и космическом пространстве.

Заключение:Низкая облачность и ограниченная видимость оказывают влияние на полет самолета и его посадку не только за счет наличия этих метеорологических образований, но главным образом тем, что составляет летчику очень мало времени на визуальную посадку.

Знание влияния облачности и ограниченной видимости на посадку, а также условия полетов в облаках различных форм дает возможность синоптику при обеспечении полетов грамотно нацелить летчиков на те условия, которые ему придется встретить при производстве полетов.

Эксплуатационный минимум в авиации — минимальные значения высоты нижней границы облаков и горизонтальной видимости, при которых возможно выполнение взлётов, посадок и полётов по маршруту. До 2009 года использовался термин метеорологи́ческий ми́нимум (метеоми́нимум).

Минимум устанавливается раздельно для аэродрома, для типа воздушного судна, видов авиационных работ и для пилотов.

Для аэродрома минимум может устанавливаться раздельно для разных взлетно-посадочных полос и для разных схем захода на посадку.

Для аэродрома и для типа воздушного судна могут быть одновременно установлены различные минимумы в зависимости от исправности или неисправности используемых систем обеспечения полётов (связное и светосигнальное оборудование, радиомаяки, навигационные приборы и т. п.)

Для пилота минимум устанавливается отдельно для каждого типа воздушного судна, к полётам на котором он допущен. Кроме того, минимум пилота может быть установлен отдельно для полётов в качестве командира экипажа и для полётов в качестве второго пилота.

При принятии решения на вылет, полёте по маршруту, выполнении захода на посадку и в других случаях одновременно должны удовлетворяться все перечисленные минимумы, т.е. решение принимается по наивысшему из них.

Читайте также: