Дух полей и урожая

Обновлено: 07.07.2024

Поле и огород - территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам - лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями.

Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна.

В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба.

Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места.

Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах.

Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей.

Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка.

Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет.

Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте.

А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений.

Железная баба - человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей.

Подвей - дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь - подвей: налетит вихрь на человека - и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.

Толока - покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома.

Спорышка - дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе.

Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли - жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.

Поле и огород – территория человека, на которой живет и действует большое количество духов и даже боги. Поле обычно прилегает непосредственно к природным пространствам – лесу, воде, болоту. И многие злые духи природы проникают на поле, чтобы нанести вред человеку. Даже звери лесные забегают сюда, чтобы взять жертву со стада домашних животных, а в часы жатвы, когда женщины оставляют своих малых детей в поле, нередки случаи кражи их волками и медведями.

Если гроза заставала белоруса в поле, он старался держаться подальше от меж, потому что по ним обычно разбегаются злые духи, спасаясь от стрел Перуна.

В полях и огородах живут и действуют такие боги и духи, как Житень, Тётя, Полевик, Спорышка, Железная баба.

Опасным для людей является Полевик, который живет в поле или на лугу одной или нескольких деревень, если они не разделены лесом, водой. Живет он в канаве, около камня или дерева, куста, которые растут в поле, возле межевого столба, и покидает свое жилище только в половодье или затяжные дожди, потому что терпеть не может сырости и убегает от нее на высокие места.

Хуже всего Полевикам приходится весной и осенью, когда много воды, везде слякоть. Тогда Полевики отсиживаются в сухих местах.

Полевики любят гостить друг у друга, сообща вредить, мучить животных и людей.

Человек может сам попасть в их руки, когда придет отдохнуть на сухое место. Тогда Полевики убаюкивают его, нежат на солнце, пока у человека не начнется лихорадка.

Зимой Полевикам нечего делать, потому что в полях и огородах ничего не растет, и там редко появляются люди. Они забавляются тем, что заметают дороги снегом, чтобы человек сбился с пути и блуждал, пока не замерзнет.

Полевик не устает изобретать свои пакости. Разбирает изгороди, вешки, заманивает скотину в поле или огород. Пригибает хлеба и траву, скручивает растения, отгоняет дождь. Делает так, чтобы дети заблудились, на скотину и людей за работой насылает оводов, слепней, комаров. Тех, кто приходят на поле и в огород, Полевик пугает диким эхом, свистом, ревом, передразнивает их, может тенью, погнаться за человеком или заманить его. Говорят, что стоит только поддаться заманиванию Полевика, и человек много настрадается из-за своей доверчивости. Может случиться и так, что Полевик неожиданно поразит человека страшным солнцепеком и убьет на месте.

А иногда Полевик вдруг начинает беспокоиться за урожай, выгоняет вредителей, выпрямляет стебли и листья растений…

автор Ведьма Эрихто Сб 3 Янв 2015 - 22:08

Железная баба – человекоподобный дух, который живет в огородах и полях. Низкорослая старуха с железными грудями и железными крюками. Ими она хватает детей, которые одни ходят в поле или в огород за бобами, горохом, овощами, бросает в свою ступку, толчет и съедает. Может найти себе пристанище и в колодце, куда затаскивает тех, кто заглядывает в колодец, особенно детей.

Подвей – дух вихря, который крутится по полям, пустошам и дорогам и насылает на людей особую болезнь – подвей: налетит вихрь на человека – и закрутит ему руку или ногу, а то и голову, отнимет речь. Поэтому, завидев вихрь, надо показать ему кукиш: этого Подвей не любит и пролетит мимо человека, не тронув его.

Толока – покровительница жатвы и плодородия. Очень уважаема у всех белорусов. Праздники в ее честь устраивают во время сбора урожая, торжественные, радостные. На дожинки, дожав последний загон, связывают общий сноп, делают толоконный венок, и женщины бросают жребий, кому быть Толокою. Выбрав Толоку, украшают ее цветами, дают в руки дожинковый сноп, а на голову надевают толоконный венок с длинным белым покрывалом наподобие шали. После этого хоровод окружает Толоку и танцует, поет. Потом парами все идут в дом хозяина. Хозяин подносит хлеб-соль Толоке, кланяется ей в пояс. Толока отдает взамен дожинковый сноп. Хозяин и хозяйка берут Толоку под руки и сажают в красный угол. После окончания ужина хоровод с Толокою подходит к хозяевам и благодарит за угощение поцелуями. Толока снимает с головы венок и оставляет его хозяину, покрывало же остается у нее на память. Хоровод обязан довести Толоку до самого ее дома.

Спорышка – дух жнива. Говорят, что если попросить ее б помощи, то работа будет спориться и быстро пройдет день. Как выглядит Спорышка, никто не знает, потому что люди ее никогда на видели. Считают, что живет она в двойном житневом колосе.

Обитает в поле и маленькая неприметная птица, вестник богини весны Ляли – жаворонок. Исполняя свой долг перед богами и людьми, он никогда не улетает в Вырай. Зимует жаворонок в поле под камнем, чтобы первым сообщить людям о приходе весны.

автор Ведьма Эрихто Сб 3 Янв 2015 - 22:09

Природа белорусов не была чем-то единым и однообразным. Выделялись пространства, которые имели специфические свойства и были населены богами и духами, непосредственно ими владевшими. Эти пространства наполняют священные объекты – горы, рощи, камни, криницы, а также животные и растения. Божеством диких зверей был Тур. На земле белорусов существовали три основных вида природного пространства: лес, болото, вода.

О происхождении животных

Однажды, когда Бог ходил по земле, один человек, не веривший в его могущество, решил его попугать. Взял кожух, вывернул вверх шерстью, надел, стал на четвереньки и давай рычать и пугать бога. Бог сразу понял, что это человек, и наказал его, превратив в медведя. Искупая свою вину перед богом, медведь заходит в деревни: он знает, у кого из хозяев может произойти несчастье, и забирает это несчастье с собой.

В одном селе остались маленькие сироты без отца и матери. Некому было кормить их, приглядывать за ними. Узнал про это Бог, сжалился над ними и превратил в волков. А скот до этого пасся без пастухов – сам по себе ходил. Начали волки скот резать, и пришлось людям нанимать пастухов.

На земле развелось видимо-невидимо гадов, и приносили они много вреда людям. Бог смилостивился над людьми, собрал всех гадов в мешок, завязал и отдал одному человеку, чтобы он бросил мешок в огонь. При этом запретил глядеть, что в мешке. Человек не вытерпел, развязал мешок, и гады все расползлись по земле. За это Бог превратил того человека в журавля и приказал ему собирать гадов.

автор Ведьма Эрихто Сб 3 Янв 2015 - 22:10

При обходе владений Лесуна сопровождают стада зверей и стаи птиц. Он способен имитировать голоса всех живых существ. Любит пугать человека, особенно ночью, дикими звуками, сбивает с пути, заставляя блуждать, и доведя человека до отчаянья, хохочет. А то начнет плакать, как ребенок. Кто пойдет на помощь, может попасть в болото. Но кто знает, как позвать Лешего и завоевать его расположение, получит хорошего помощника. Леший будет загонять на него во время охоты дичь, показывать грибные и ягодные места, оберегать от соперников. Лесовик не любит, когда переходят его любимую тропинку. Вредит плохим хозяйкам и детям, которые не слушаются своих матерей. Лесовик крадет таких мальчиков, а Лесовичиха – девочек.

Волшебные знания и богатство получают от Лесовика те, кто окажет какую-нибудь услугу его детям. Многих он наделяет знаниями знахаря.

Еще ряд мифологических персонажей имеют отношение к лесу, о чем свидетельствуют их имена.

Пущевик. Делает людям зло только потому, что из-за них ему пришлось прятаться в вековых дубравах. Способен убить человека одним взглядом. Чтобы обезопасить себя от Лесовика или Пущевика, нужно умилостивить их жертвоприношениями. Но если наткнулся на Пущевика, надо уходить из пущи, делая резкие повороты в разные стороны: он плохо видит и не может уследить за человеком. За территорию пущи Пущевик не выходит.

Купальский дедок – добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар. Если встретиться с ним и разостлать перед ним белую скатерть, то он бросит на нее один цветок. Хватай тогда быстрее его и, разрезав ладонь правой руки, закладывай под кожу. Счастливый владелец чудесного цветка получает дар знать все на свете, и особенно, где какие богатства лежат и как к ним подступиться, какие заклятия на них наложены и как их расколдовать. Понятно, что злые духи, которые охраняют богатства, всеми силами стараются отобрать цветок.

Белорусы верят еще в лесного божка, которого называют Доброхочий. Раньше видели его, когда он ходил возле лесов. Рост его зависит от высоты дерева, рядом с которым он оказывается. Это скорее справедливый судья, чем злой дух. Он защитник людей учтивых, но сурово карает за непристойность. Кара распространяется только на виноватого и не касается его богатства. Доброхочий насылает мучительные болезни на виновного, который умирает в страшных муках, если не пойдет за спасением к знахарю, умеющему задобрить этого бога жертвами. Обычно это краюха хлеба и щепотка соли, завернутые в чистый лоскуток. Знахарь идет в лес со страдальцем и, помолившись над приношением, оставляет все это в лесу вместе с болезнью. Из леса больной возвращается уже здоровым.

Следует помнить, что если кто-нибудь ступит в след Доброхочего, сразу же потеряется в лесу и только вечером сможет вернуться домой. Часто бывало, что человек несколько дней где-то пропадает, а вернувшись, уверяет всех, что Доброхочий держал его в лесу, рассказывает всякие удивительные вещи…

Полевой — хозяин полей, один из персонажей славянской мифологии. С ним связаны многие обычаи и поверья, сопровождавшие посев, выращивание и сбор урожая. Полевого, или полевика, старались задобрить, болезни пасущегося скота и зреющих колосьев объясняли его немилостью.

Внешний облик

Каким изображала духа славянская мифология? Полевой чаще всего представлялся человеком в белых одеждах. В зависимости от местности, он обретал новые черты. Пожалуй, самый интересный образ полевого сложился в Орловской области. Тут хозяин полей предстает как нагой мужик с черным телом и разноцветными глазами. Иногда в сказаниях он рисовался старичком с колосьями и травами вместо волос и бороды.

мифология полевой

Как и некоторые другие персонажи славянской мифологии, полевой часто наделялся животными чертами. Это были рожки, глаза навыкате или хвост-метелка, которым он поднимал облако пыли, чтобы укрыться от любопытных.

полевой мифология

Иногда полевика описывали покрытым шерстью цвета огня. При его появлении на поле человеку могло показаться, что промелькнула искра. А в лунную ночь или в полуденный зной он представал в образе высокого юноши.

Повадки

Как описывает мифология, полевой очень быстро бегает. Он относится к низшим духам, в большинстве своем враждебным человеку. Если его не задобрить, полевик будет мучить скотину на пастбище или засушит колосья.

Хозяин полей в сознании наших предков был схож с лешим и другими враждебными человеку персонажами, которыми полна славянская мифология. Полевой может сбить с пути странника, заставить его заблудиться. Иногда он пугает свистом и хлопками. А бывает, заманивает цветами детей, и они потом долго ищут обратную дорогу. Может он наслать и солнечный удар или лихорадку, особенно если уснуть на поле в жаркий полдень.

Олицетворение ветра и огня

Полевой (мифология наших предков полна указаниями на это) представлял собой силу ветра и огня. Приписываемые духу способности мелькать искрой, насылать солнечный удар и иссушать посевы напрямую указывают на родство между ним и дневным светилом. Подобно полуденному жару, хозяин полей мог согреть и наполнить силой колосья или же уничтожить их.

В некоторых областях бытовало поверье, что перед пожаром можно увидеть полевика, мчащегося по селу на тройке лошадей. Его считали не только предвестником бедствия, но и его причиной.

Очень быстр был полевой. Мифология всех народов связывает скорость с ветром. Полевик очень быстро бегает, а еще любит посвистеть. Нередко в дошедших до нас сказаниях хозяин посевов дует изо всех сил, отчего колосья гнет к земле.

Как задобрить полевого?

Если дух расположен к хозяину поля, колосья на нем растут хорошо, приносят богатый урожай, скотина здорова. Чтобы задобрить полевика, ему несли угощения и денежку. Кусочки хлеба и монетки с особыми приговорами бросали через плечо. Обязательно подношения полевому несли на Духов день (51-й день после Пасхи). Часто на поле для него оставляли яйца и безголосого петуха. Такая жертва, как считали наши предки, полевому нравилась. После этого он оберегал посевы от болезней и засухи, не мучил скотину.

Также после сбора урожая на поле оставляли сноп колосьев. Считалось, что в нем полевик может перезимовать. Зерна из снопа затем сеяли в землю, тем самым помогая духу возродиться с приходом весны. Иногда оставшиеся колосья связывали, украшали и под веселое пение уносили в деревню.

персонажи славянской мифологии полевой

В некоторых областях встречаются упоминания о родственных духу полей персонажах. Как рассказывает мифология, полевой имел жену, были у него и дети - межевики и луговики. Они отвечали за земли согласно своему имени. Нередко межевики и луговики считались и самостоятельными духами. Близок к полевому и образ полудницы. Она следила, чтобы никто не работал в самый жаркий час дня. В полдень природа отдыхает, и не стоит ее тревожить. Непослушного человека полудница могла наказать, наслав солнечный удар.

полевой хозяин полей

В некоторых регионах нашей страны поверья, связанные с полевым, живы до сих пор. Сегодня, когда интерес к славянским мифам возрождается с новой силой, такие предания становятся ценным источником знаний. Кроме того, сохранившиеся мифы наших предков помогают понять их жизнь, особенности мышления и мировоззрения, что немаловажно как с точки зрения сохранения истории, так и для понимания особенностей менталитета современных жителей России.

Полевик — дух-хозяин поля в мифологии восточных славян. Представления о полевике встречались редко, и, соответственно, дошедший до нас образ довольно смутен.

Он описывается в основном как человекоподобное существо с отдельными животными, растительными и демоничными чертами, которого иногда сопровождает сильный ветер и искры или огоньки. Обычно считалось, что на каждом поле должен быть один и единственный полевик, обитающий в различных неровностях рельефа. Время его активности чаще приходится на полдень или знойный день. Есть отрывочные представления о том, что полевик охранял поле, влиял на его плодородие и благополучие пасущегося на нём скота.

В некоторых местах к полевому обращались с просьбой приглядеть за пасущейся скотиной, а кое-где ему приносили дары, чтобы он поблагоприятствовал хорошему урожаю. К человеку полевой относился в основном враждебно: мог напугать, сбить с дороги и даже убить, а также навредить скотине и посевам.

К образу полевика примыкают образы редко упоминаемых луговика, межевика и его жены полевой хозяйки. У полевика есть много общего с полудницей, лешим и некоторыми другими мифологическими персонажами. Полевик также является героем литературных сказок.

Распространение мифа и наименования

Запечатлённый исследователями образ полевика довольно расплывчат, бледен и бесформен. Народные поверья о полевом были значительно менее распространены, чем поверья о таких хозяевах мест как водяной, домовой или леший. Былички и бывальщины о встрече с ним также редки. Представления о полевых встречались далеко не везде, преимущественно в регионах, значительную часть территории которых занимали поля. Упоминания о полевом зафиксированы в северо-западных и южных областях России (Вологодская, Ярославская, Новгородская, Смоленская, Орловская, Тульская, Рязанская, Калужская, Белгородская, Курская области), в северо-восточных областях Белоруссии (Витебская, Могилёвская области) и в некоторых областях Украины (Харьковская, Винницкая области).

Названия духа однотипны и отражают его связь с полем: русские — полевик, полевой, дедушко-полёвушко, дедко полевой (вологодское), полевой хозяин (ярославское), полевой батюшко (новгородское); белорусские — палявiк, палявы; украинские — польовик, польовий чорт. Помимо этого упоминаются названия житный дед и вольной (ярославское).

Внешний облик

Образ жизни

Считалось, что полевой обитает в полях на пригорках, в оврагах, среди камней, валяющихся по краям поля, у межевых столбов и ям, у деревьев и кустарников посреди поля, иногда в лесу. В Ярославской губернии его местообитанием считали также перекрёстки. В Витебской губернии считали, что полевики не любят сырости и поэтому в половодье и во время дождей поднимаются на возвышенные места. На Русском Севере было поверье, что у каждого поля должен быть собственный полевик, а в Орловской губернии — что в угодьях каждой деревни обитают по четыре полевика, в Витебской губернии, напротив, предполагали, что один полевик может хозяйствовать на полях нескольких смежных деревень, между которыми нет водных или лесных преград. Согласно поверьям, полевой охраняет поле, влияет на его плодородие, цветение и урожай хлебов, благополучие пасущегося на поле скота, сторожит зарытые на нём клады. В Белоруссии считали, что богатый урожай радует полевика, а неурожай — сердит.

По разным представлениям, полевого можно встретить или в полдень, или в очень жаркий день, или перед закатом, или лунной ночью, или в полночь. Согласно украинским поверьям, полевого можно увидеть только тогда, когда он спит. В Витебской губернии считали, что полевики активно общаются между собой, ходят друг к другу в гости, совместно пугают людей, перекликаются, особенно тихими ночами. Полевой любит проноситься по меже на сером коне или тройке. В Орловской губернии бытовало представление, что полевик изобрёл алкогольные напитки (обычно это приписывается чёрту).

Представления о происхождении полевых не отличаются от представлений о происхождении остальной нечистой силы: это свергнутые Богом с небес ангелы из войска Сатанаила, упавшие на поля. Согласно легенде из Винницкой области, полевые были чертями, которые свалились на поля с башни, построенной ими, чтобы сравняться с богом.

Полевик и человек

Образ полевика как хозяина поля размыт, лишь иногда он отчётливо соотносится с полем и полевыми работами. На Русском Севере при выгоне скотины на пастбище к нему обращались с просьбой позаботиться о ней, а когда забирали её обратно, то благодарили за сохранность. Если пасущаяся скотина пропадала, то к полевому обращались с просьбой вернуть её, при этом ему приносился дар, который кидали через правое плечо, — кусок хлеба и три копейки. Чтобы обеспечить благосклонность полевика, ему могли приносить небольшие жертвы, так, в Орловской губернии зафиксирован обычай оставлять накануне Духова дня в поле около рвов пару яиц и украденного у соседей безголосого петуха. Существовали поверья, что во время жатвы полевики убегают от серпа и прячутся в тех колосьях, которые остались на ниве несжатыми, пока в конце концов не оказываются в последнем дожатом снопе, который играл у крестьян ритуальную роль. В Вологодской и Ярославской губерниях по окончании жатвы для полевика оставляли горсть несжатых колосьев. По мнению В. А. Василевича, представление о полевике как о покровителе плодородия отразилось в белорусских народных орнаментах из квадратов, прямоугольников, восьмигранников и ромбов.

Но есть истории, в которых полевой предупреждает человека об опасности, например грядущей грозе, полевая помогает заблудившемуся найти дорогу (Кубань). В Белоруссии существовала легенда, рассказывающая о том, как два голодных путника попросили у полевика хлеба, но он поделился только с тем, у которого были трудовые мозоли на руках. Белорусы обращались к полевому царю / хозяину в заговорах от различных болезней и прочих напастей.

Читайте также: