Экоморфы по отношению к климату покрытосеменных растений

Обновлено: 08.09.2024

В настоящее время господствующие на Земле покрытосеменные — самые молодые и многочисленные растения. Свой путь эволюции они прошли в тех условиях обитания, которые были характерны для конца мезозоя и кайнозоя, т. е. в среде, близкой к современной. Поэтому их строение и жизнедеятельность наиболее соответствуют экологическим условиям различных природно-климатических зон земного шара и сложившемуся более древнему растительному и животному миру. Из всех растений покрытосеменные наиболее широко распространены как в естественных местах обитания, так и в условиях агрокультуры. Эволюция млекопитающих, птиц, насекомых во многом связана с цветковыми растениями, и они друг для друга не только пища, среда обитания, но и во многом средство для выживания и размножения. Так, семена малины лучше всходят, если пройдут через пищеварительный тракт птицы, которая поедает плод этого растения. Травоядные животные, питаясь травой, своими экскрементами удобряют почву, создавая лучшие условия для жизни этих же трав. Насекомые, питаясь пыльцой и нектаром цветков, содействуют перекрестному опылению растений. Но в то же время гигантские стаи саранчи уничтожают огромные поля; стада коз полностью, с корнями выбивают растения, оставляя голые пустоши. В результате таких взаимодействий в природе численность какой-либо популяции увеличивается, а затем резко уменьшается, что касается в равной мере и саранчи и коз, так как они сами впоследствии остаются без корма и гибнут.
Культурные растения, возделываемые человеком с каменного века, за многие тысячелетия выведены из диких растений методом “народной селекции”. Это пищевые, кормовые, прядильные, красильные, пряные, декоративные, лекарственные растения. И все то время, в течение которого человек занимался земледелием, ему приходилось бороться с сорными растениями, болезнями, паразитами, вредителями. Так, сорняки — это те же покрытосеменные растения, обитавшие на данной местности ранее (аборигены) или завезенные самим человеком с семенами из другой местности. Поскольку они всегда подвергались истреблению, у них произошел отбор на жизнеспособность, устойчивость, интенсивность размножения как семенами, так и вегетативно. Поле, оставленное без ухода, тут же заполняется сорняками, которые затеняют культурные растения, высасывают из почвы воду и питательные вещества, угнетают их ядовитыми корневыми выделениями, в результате чего урожай резко снижается. Для борьбы с сорными растениями, грибными и вирусными болезнями, паразитическими цветковыми растениями и насекомыми-вредителями проводятся химические меры борьбы с помощью гербицидов (уничтожающих сорняки), пестицидов (убивающих все), инсектицидов (убивающих насекомых). Но неумелое и неумеренное применение этих средств губительно подействовало на человека и животных — потребителей растений. Поэтому в настоящее время ставятся задачи шире применять экологически чистые биологические методы защиты растений, совершенствовать агротехнику, соблюдать севообороты, лучше очищать семена, охранять и разводить полезных птиц, насекомых, выводить новые сорта растений, устойчивые к болезням и вредителям. Последнее особенно важно, так как гены природной устойчивости—иммунитета—для растений так же характерны, как для животных и человека, но надо их выявить, перевести из рецессивного в доминантное состояние.
Покрытосеменные растения вместе с голосеменными создают среду обитания человека — это “зеленые легкие” Земли, это целостность нашей природы, ее красота, неповторимость, это пища и здоровье людей как в духовном, так и в физическом смысле. Однако лесные пожары, вырубки, вытаптывание, загазованность, радиационное облучение, осушение, затопление меняют лицо планеты, создают угрозу существованию человека. Научно-техническая революция внесла непредвиденные изменения в природную среду. Глубоко нарушено экологическое равновесие Кольского полуострова, Тюменского севера, окрестностей оз. Байкал. На наших глазах погибают Аральское море и оз. Балхаш. Почти вырублена тайга в европейской части России. Все люди Земли, а нашей страны в особенности, должны помнить об этом, и теперь от каждого человека, от его отношения к природе зависит будущее.

Экоморф (греч. Oikоs - дом, среда + morphe - форма; син. - экологические группы растений) - совокупность растений, которые отличаются систематическим положением, но имеют ряд общих приспособительных признаков к определенному экологическому фактору. Знание анатомо-морфологической характеристики экологических групп растений способствует оптимальному изучению географического происхождения лекарственных растений, выявлению и картированию их зарослей, определению возможностей заготовки, поиска оптимальных условий их культивирования и сбора. Принадлежность вида к той или иной группе экоморфов является одним из элементов диагностических признаков и способствует ускорению определения идентичности растения. Зная условия и место произрастания лекарственных растений, можно прогнозировать наличие определенных биологически активных веществ и доброкачественность лекарственного растительного сырья.

Классификация

По отношению к влаге различают следующие основные группы экоморфов:

  • гидрофиты
  • гигрофиты
  • мезофиты
  • ксерофиты

Гидрофиты

Гидрофиты - это высшие водяные растения, которые приспособились к существованию в водной среде. В более узком смысле гидрофиты - это растения, обычно прикреплены к почве, и только их нижняя часть погружена в воду (стрилолист, камыш, рогиз).

Гидрофиты растут в прибрежной полосе и мелководного водоемах, реже - на болотах. Растения, которые полностью или почти большей частью погружены в воду, называются гидатофиты. Некоторые из них прикреплены к грунту (кувшинка), а другие - нет (ряска, сальвиния).

Гигрофиты

Гигрофиты - это наземные растения, растущие в условиях избыточного увлажнения. Для этих растений характерны слабо развита механическая ткань, ксилема, кутикула и отсутствуют приспособления для ограничения транспирации. Гигрофиты растут во влажных лесах, а также на почвах открытых пространств, перенасыщенных влагой (аир обыкновенный, дербенник иволистный, осока). Промежуточная группа гигромезофиты - растения, которые в основном растут на переходных от влажных к середнеувлажненных местах (ольха серая, валериана лекарственная, калина обыкновенная). Мезофиты растут в условиях среднего или достаточного увлажнения. Они отмечаются разнообразием жизненных форм и не имеют резко выявленных специфических признаков. К мезофитам принадлежат растения лугов, лесов, большинство сельскохозяйственных растений и сорняков. Подгруппа ксеромезофитов представлена растениями, растущими в промежуточных от засушливых до среднего увлажнения условиях (дуб обыкновенный, клен остролистный, буквица лекарственная).

Ксерофиты

Ксерофиты - растения засушливых мест. Для них характерна мощная корневая система, меньшая поверхность листков, размеров клеток, интенсивное развитие палисадной паренхимы, увеличение количества жилок. Среди ксерофитов различают склерофиты и суккуленты. Склерофиты имеют жесткие листья, покрытые толстой кутикулой и воском, и очень развитую механическую ткань - склеренхиму (эфедра, яливец, виды ковыля) в суккулентов в листьях или стеблях хорошо развита водозапасательная паренхима (алоэ, опунция, кактусы). Особое подгруппа растений - пойкилоксерофиты, которые не регулируют свой водный баланс, но могут переносить избыточную засуху благодаря способности цитоплазмы их клеток переходить из состояния золя в гель i наоборот (лишайники, сине-зеленые водоросли).

При значительном обезвоживании они переходят в состояние анабиоза. Среди них отличают псевдоксерофиты - растения, которые не имеют структурных приспособлений к жизни в засушливых условиях степей и пустынь, но живут там благодаря короткому Вегетационный период (эфемеры и эфемероиды).

По отношению к почве, прежде всего, следует выделить такие группы растений: эутотрофы - растения, которые растут на богатых по плодородие почвах (дуб, бузина) мезотроф - занимают промежуточное положение (ель) олиготрофы - растения, неприхотливые к минеральномк питанию, растут на бедных почвах (вереск, сосна, сфагнум). Некоторые группы растений имеют специфические приспособительные признаки.

Гликофиты

Гликофиты - растения, которые растут на пресных почвах (астрагал, медуница). Галофиты - солеустойчивые растения, приспособленные к жизни на засоленных почвах (подорожник, курай), способные выделять соли через специальные железки (кермек), или же их корневая система является малопроницаемых для солей (полынь), или благодаря повышенном осмотическому давлению в клетках они способны всасывать воду из концентрированных грунтовых растворов (солерос, содник). Кальцефилы выбирают почвы, богатые на углекислый кальций, а также места выхода мела или известняка (робиния обычная, скумния обычная, тимьян известняковый), а кальцефобы, наоборот, избегают их (вереск, люпин). Нитрофилы хорошо растут в местах с повышенным содержанием в почве усвояемого азота (крапива двудомная, малина, бузина черная, белена черная) нитрофобы - избегают почв, богатых азотом. На кислых почвах растут ацидофилы (щавель кислый, хвощ полевой). Растения, приспособившиеся к жизни на песках, составляют группу псамофитов (астрагал песчаный, полынь песковый, тмин песковый).

По отношением к световому режиму растения разделяют на гелиофиты, сциофиты и тенеустойчивые. Гелиофиты (светлолюбивые растения) приспособленные к существованию при полном солнечном освещении (лиственница европейская, сосна обыкновенная, береза повислая, подсолнечник однолетний). При заионировании у них появляются признаки угнетения.

Сциофиты

Сциофиты не переносят прямой солнечной радиации и нормально развиваются только в затененых местах (папоротник мужской, женьшень). Тенеустойчивые растения способны расти при значительном затенении. Интенсивность фотосинтеза у них выше, чем при полном освещении. Древесные тенеустойчивые растения имеют густо облиственные крону, темно-зеленые, богатые хролофиллом листья (липа, граб, ель, пихта, ежевика сизая).

К травянистым тенеустойчивым растениям относятся подмаренник, чистотел большой, ландыш обыкновенный и другие растения широколиственных лесов.

Флюктофиты

Флюктофиты растут в условиях очень широкого диапазона освещения (морские водоросли, распространенные в зоне приливов и отливов с высокой ритмикой степени освещения). В зависимости от реакции на продолжительность дня различают:

  • растения короткого дня (рис посевной, конопля)
  • растения длинного дня (белена черная, пшеница мягкая, рожь посевная)
  • нейтральные растения (гречиха, горох, помидоры)

По отношению к тепловому режиму растения разделяют на теплофилы и криофилы.

Теплофилы

Теплофилы нуждаются сравнению высоких температур и характерные для тропиков и субтропиков (кофейное дерево, хлопок, помидор).

Криофилы

Криофилы растут и развиваются при низких температурах, иногда ниже 0 ° С, характерные для полярной и умеренно холодной зоны (мхи, лишайники, астра альпийская). Холодоустойчивые растения - наиболее многочисленная переходного группа растений, распространенных в умеренно теплой и умеренно холодные зонах. Растения высокогорья (арника горная, сосна горная) называют ореофитами.

Осмофилы

Осмофилы существуют в среде с высоким осмотическим давлением (водоросли соленых озер). Если же места проиростания растений характеризуется высокой специфичностью (росянка растет только на сфагновых болотах, а песчаная акация - в пустынях), то они относятся к стенотопным растениям.

Зоофобы

У зоофобов в процессе эволюции выработались приспособления, защищающие их от поедания животными (колючки - у шиповника, неприятный запах - в дурмана). Эпифиты паразитируют на других растениях, используя их только как место для прикрепления (некоторые мхи, лишайники, виды зозулинцевых - в тропических лесах).

Убиквисты

Убиквисты способны расти в разнообразных экологических условиях (тростник обыкновенный и пастушья сумка обычные растут на разных почвах ив разных климатических зонах) .

Литература

  1. Барна М.М. Ботаника. Сроки. Понятия. Персоналии. - М., 1997;
  2. Ботанико-фармакогностический словарь: Дел. пособ. / К.Ф. Блинова, Н.А. Борисова, Б. Гортинский и др. - М., 1990;
  3. Жуковский П.М. Ботаника. - М., 1982.

Полезно знать

© VetConsult+, 2015. Все права защищены. Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на ресурс. При копировании либо частичном использовании материалов со страниц сайта обязательно размещать прямую открытую для поисковых систем гиперссылку, расположенную в подзаголовке или в первом абзаце статьи.

Экологические группы растений — это совокупность видов растений, которые характеризуются сходными потребностями в величине какого-либо экологического фактора и возникшими в результате его воздействия в процессе эволюции сходными признаками, закрепившимися в генотипе.

Экологические группы делятся по отношению организмов к тому или иному фактору среды (влага, температура, свет, хим.е свойства среды обитания), но границы между ними условные и плавно переходят от одной экогруппы к другой, члибо входят сразу в несколько экогрупп.

Экологические факторы природы:

— Факторы неживой природы (свет, влажность, температура, состав окружающей среды)

— Факторы живой природы (влияние других живых организмов - растений, животных, бактерий и т.д.)

Таблица экологические группы растений

Справочная таблица содержит экологические группы растений по отношению к воде, к свету, к температуре, к плодородности почвы (торфности) и по отношению к кислотности почвы.

Экологические группы растений

Гелиофиты

— растения открытых мест обитания;

— листья плотные, с толстой кожицей, светло-зеленые, много устьиц;

— хорошо развиты механические ткани и корневая система.

степные и луговые травы, сосна, береза, и другие.

Сциогелиофиты

— хорошо растут на свету, но выносят и затенение.

липа, дуб, лесные травы, сенполия, монстера

Сциофиты

— хорошо растут только в затененных местах (ветреница, вороний глаз, папоротники);

— листья тонкие, тонкая кожица с хлоропластами;

— плохо развиты проводящие и механические ткани.

водоросли, лесные мхи, лишайники, плауны, папоротники

Гидрофиты

(растения водных мест обитания)

— погружены в воду полностью или большей своей частью;

— корневая система развита слабо или отсутствует;

— слабо развиты механические ткани;

— имеется воздухоносная ткань

Лотос, водокрас, сусак, папирус, пистия, талия, эйхорния

Мезофиты

(Растения достаточно увлажненных мест обитания)

— Растения достаточно (но не избыточно) увлажненных мест обитания

— Мезофиты составляют наибольшую экологическую группу наземных растений

полевица, тимофеевка, ромашка, клевер, золотарник, ландыш, медуница, бук, сирень, лещина

Ксерофиты

(растения сухих мест обитания)

— хорошо развита корневая система, многие запасают воду (в листьях, стеблях, корнях);

— листья с толстой кожицей или опушением, устьиц мало, восковой налет

Флора пустынь и полупустынь: кактус, агавы, алоэ, саксаул, песчаная акация и другие

Мегатермофиты

— жаростойкие и теплолюбивые растения,

— могут переносить высокие температуры,

— среда обитания - жаркий и сухой климат пустынь и степей (являются также ксерофитами)

Мезотермофиты

— теплолюбивые растения, но не жаростойкие

— это растения влажного тропического климата

— не выносят перепадов температуры

Микротермофиты

— холодостойкие растения, не требовательны к теплу

— растения умеренного и арктического климата

ель сибирская, также тундровые и высокогорные растения

Гекистотермофиты

— очень холодостойкие растения

Олиготрофы

— растения бедных почв с низким содержанием питательных веществ,

— обитают в полупустынях, сухих степях, верховых болотах

сосна обыкновенная, сосна горная, можжевельник, береза повислая , лишайники, кошачья лапка, толокнянка, болотные мхи, багульник

Мезотрофы

— растения умеренно плодородных почв, с умеренным содержанием минеральных элементов питания

зеленые мхи, ель, черника, брусника, кислица, майник

Эутрофы

— растения, обитающие на плодородных почвах (или в водоёмах) с высоким содержанием питательных веществ

травы пойменных лугов - пырей, костёр; растения чернозёмных степей - ковыль

Ацидофиты

— растения, которые произрастают на кислых почвах (условия высокой кислотности)

— делятся на 3 подгруппы: крайние (pH 3-4,5), умеренные (pH 4,5-6) и слабые (pH 6-6,7)

(рН 3,5—4,5): клюква, багульник, сфагновые мхи

(рН 4,5—6,5): полевица собачья, щучка дернистая, погремок

Нейтрофиты

— растения нейтральных почв

— делятся на 2 подгруппы: обычные (pH 6,7-7) и окололинейные (pH 6-7,3)

многие бобовые, борщевик сибирский

Базофиты

— растения щелочных и слабощелочных почв

мать-и-мачеха, лядвенец рогатый, люцерна серповидная, осока мохнатая, лиственница европейская, дуб известковый

_______________

Источник информации:

1. Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, - СПб.: 2004.

2. Биология.Растения.Бактерии.Грибы и лишайники /В.П.Викторов,А.И.Никишов. —М.:ВЛАДОС,2012.—256с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Нередко преподаватели, считая, что с покрытосеменными в достаточной

степени учащиеся ознакомились в V классе и в теме VI класса «Важнейшие

так как покрытосеменные входят в тему «Основные группы

необходимо на следующем уроке сравнить остальные группы и определить

место покрытосеменных ib э в о л ю ц и и растительного мира.

Цель данного урока не только повторить строение цветковых растений,

но показать многообразную приспособленность их к жизни в различных

условиях, что отразилось на совершенствовании их организма по

сравнению с другими группами растительного мира.

К уроку нужно подобрать различные, контрастные по своим формам

и условиям жизни растения. На уроке путем живой беседы необходимо

привлечь знания учащихся по всему пройденному курсу ботаники V и

VI классов. И в то же время урок не должен быть только повторением,

пройденного. Знание изученного ранее материала должно помочь учащимся

разрешить поставленные учителем новые вопросы и сделать выводы,

подводящие к пониманию эволюции растительного мира.

Учитель начинает урок, показывая на цветущие

растения (хризантема, кринум, фуксия или другие),

вопросом: в чем отличие этого растения, а также и

остальных, имеющихся сегодня на нашем уроке, от

изученных нами ранее по этой теме? На учительском

столе и около него, и на окнах сгруппированы,

цветковые растения по месту их обитания. Возможна

примерно такая группировка.

Ра стения пустыни: кактусы, алоэ, агава,

Р а с т е н и я субтропиков: лимон, пеларгония,

олеандр, кливия, аспидистра.

Р а с те ния влажных тр опиче ских лесов:

монс'тера, фикус, бегония, традесканция.

Р а с т е н и я севера:

сухих мест: молодило, очиток, вереск;

лесов: майник, дубок;

болот: росянка, клюква;

в одоемо в (в банках или аквариуме): элодея,

валлиснерия, водяной лютик;

полей: пшеница, клевер, лен.

На переднем плане, в частности на учительском,

столе, для большей четкости, лучше выделить .небольшое

количество растений, имеющих контрастные

отличия: кактус, монстера, элодея.

На заданный учителем вопрос учащиеся отмечают

наличие у данной группы растений: корня,,

стебля, листьев, цветков, плодов и семян.

Учитель, разрезая тыкву, огурец или боб, обращает

внимание учащихся на то, что семена находятся

в плоде, развившемся из завязи цветка.

Растения, имеющие цветки с завязями, в которых

скрыты семяпочки и у которых после оплодотворения

завязи образуются плоды с семенами, называются

Покрытосеменные — наиболее распространенные

и многообразные из всех растений земного шара

Их изучено более 200 ООО видов.

Учитель предлагает назвать покрытосеменные

растения, имеющие: различную форму, разную приспособленность

к условиям жизни, различное распространение.

Привести примеры приспособления

покрытосеменных растений: к засухе, зимнему времени,

избыточной влажности, жизни в воде и противостоянию

ветру. Учащиеся должны иллюстрировать

свой ответ демонстрацией растения, гербария

Пусть учащиеся по внешней форме узнают, из.

каких мест происходит то или иное растение, стоящее

в кабине (аспидистра, плющ, иглица, алоэ и др.)..

Учитель дополняет высказывания учащихся широкой картиной распространенности

покрытосеменных растений и их приспособленности

к различным условиям.

Покрытосеменные приспособились к самым различным условиям зем-

ной поверхности и расселились по всему земному шару. На Крайнем

Севере, в тундре, растет клюква. На болотах цветет росянка, в реках

живет элодея. На поверхности озер и прудов расстилаются широкие

листья и крупные белоснежные цветы кувшинки, торчат остриями кверху

листья стрелолиста. На сухих почвах чуть видны круглые шарики из сочных

листьев молодила и, как свечи, возвышаются стройные стебли коровяка

с желтыми цветками и пушистыми листьями. В южных сухих степях

весной из луковиц вырастают цветущие тюльпаны. На наших равнинах

красуется белым Стволом и тонкими ветвями издавна любимая русским

народов береза. В советских субтропиках растут пышные пальмы,

бананы, лимоны, высочайшие в мире деревья — эвкалипты.

Характерно, что растения влажных мест имеют громадные листья

(банан, монстера, бегония, виктория, регия, кувшинка); у растений сухих

мест совсем отсутствуют листья (кактусы).

Изумительные по форме, окраске, многообразию строения цветки

покрытосеменных приспособлены к переносу пыльцы различными насекомыми.

Не менее разнообразны по форме, размерам и вкусу плоды, посредством

которых распространяются различными способами семена покрытосеменных.

Кроме размножения сменами, покрытосеменные имеют

способность размножаться вегетативно: почками кусками корней, стеблей

Свой рассказ учитель сопровождает демонстрацией растений, таблиц,

показом распространения растений на земном шаре по карте.

Очень хорошо на этом уроке, продемонстрировать фрагменты из

кинофильмов по географии, показывающих богатство растений.

При изучении ботаники необходимо познакомить учащихся с растительными

богатствами советских субтропиков, на что, к сожалению, до'

сих пор не обращалось должного внимания. Изучая растения своего

края, нельзя только этим ограничиться..

Такая ограниченность не может иметь места при подлинном воспитании

советского патриотизма, когда каждому советскому гражданину

близки и дороги и Волго-Донской канал им. В. И. Ленина, и посевы пшеницы

за полярным кругом, и чайные, и цитрусовые плантации Грузии.

И учащиеся, окончив школу, будут жить, работать или отдыхать летом

в самых различных местах нашей громадной Родины.

Рассказ учителя и демонстрация одной части кинофильма должны-

быть краткими, но яркими.

На основании примеров, приведенных учащимися и учителем, необходимо

сделать выводы о единстве строения покрытосеменных растений

и сложных условий жизни. В процессе беседы путем вопросов учащиеся

делают примерно следующие выводы.

Семе нные р а с т е н и я подвергаются влиянию резких изменений

условий их жизни на суше. Меняются времена года — меняется температура

и влажность воздуха, освещенность солнцем, состав и влажность

почвы, направление ветров. Семенные растения имеют строение

органов, соответствующее условиям жизни. Листья приспособлены не

только к поглощению углекислого газа, но и к испарению воды, а у многих

многолетних растений — к листопаду. Стебли приспособлены к передвижению

воды и органических веществ, к жизни под землей (корневища,

луковицы, клубни). Строение древесины и луба придает прочность

стеблям, выдерживающим напор ветра и тяжесть ветвей и листвы.

Стебли водных растений имеют межлистные ходы, проводящие воз-

Корни приспособлены к росту в земле и поглощению из нее воды и

растворов минеральных солей.

Цветки приспособлены к переносу пыльцы по воздуху ветром или

Плоды приспособлены к рассеиванию семян и переносу их животными,

ветром и водою на дальние расстояния.

Семена имеют запас питательных веществ,, обеспечивающий им переживание

неблагоприятных для прорастания условий и развитие зародыша

Условия жизни изменяют растения.

Человек, вооруженный наукой, упорным трудом увеличил полезность,

красоту и количество покрытосеменных растений путем изменения

условий, скрещивания, отбора и воспитания. Многообразие форм покрытосеменных

и способность изменяться при изменении условий позволили

человеку широко использовать покрытосеменные растения.

Учащимся задают вопросы:

Какое семейство покрытосеменных растений имеет наибольшее значение

для питания человека?

У какого семейства большая часть плодов используется как фрукты?

Учащиеся должны вспомнить следующее: семейство злаков вклю-

чает наиболее питательные хлебные растения, возделываемые с древнейших

времен: пшеницу, рис, кукурузу, рожь, ячмень, овес.

Наиболее распространенные фрукты: яблони, груши, абрикосы, персики,

вишни, черешни, сливы, земляника, малина, относятся к семейству

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 48 человек из 28 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 565 533 материала в базе

Материал подходит для УМК

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.11.2021 194
  • DOCX 70.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Балыбердин Юрий Георгиевич. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году будут сдавать почти 737 тыс. человек

Время чтения: 2 минуты

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


ИЗУЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП РАСТЕНИЙ В ШКОЛЬНОЙ БИОЛОГИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Среди живой природы особое место занимают растения, которые являются основными продуцентами органического вещества и кислорода на планете. Мир растений разнообразен и в настоящее время на Земле их насчитывается от 300 до 500 тысяч видов растений.

Все растения в зависмости от требований к экологическим условиям среды подразделяются на определенные экологические группы. Важнейшими факторами окружающей среды, к которым приспосабливаются растения являются уровень освещенности, влажности и требования к почве и воде. Эти условия среды называются экологическими факторами для растений. Именно они определяют отнесённость растения к конкретной экологической группе.

У истоков экологии растений стояли такие ученые-философы, как Теофраст и Аристотель. Большой вклад в становление и развитие ботаники и экологии растений внесли учёные Е. Варминг, А. Шимпер, А. Декандоль, Гумбольдт, Х.Уотсон, исследуя отдельные экологические факторы и прсиспосбления к ним растительных организмов, рассматривая вопросы географического размещения растений. В настоящее время науки о физиологии и экологии растений продолжают стремительно развиваться. На современном этапе в этой области продолжаются исследования учёных: Г.И. Таршис, Л.Г. Таршис, А.М. Гилярова, Б.М. Миркина, Н.А. Березиной, Н.Б. Афанасьевой и др. Вопросы методики изучения экологии растений в школьной биологии рассмотрены в трудах педагогов и методистов И.Н.Пономарёвой, В.В., Пасечника, А.В. Теремова, Р.А. Петросовой и др [3].

В эволюционном плане в процессе приспособления к среде обитания у растений возникли разнообразные экоморфы, то есть специфические морфофизиологические типы, определяемые отношением видов к условиям среды. Следует сказать, что далеко не каждое изменение фактора сразу же существенно сказывается на морфофизиологических особенностях растения. Однако растение характеризуется оптимальным, в данных условиях, фенотипом, позволяющим ему легко и без существенных перестроек переносить быстро меняющиеся условия среды обитания.

Важнейшим фактором, к которому приспосабливаются растения, является температный. По отношению к температуре выделяют следующие экологические группы растений: мегатермофиты, микротермофиты, мезотермофиты, гекистотермофиты. Растения, произрастающие на холодных и влажных почвах, но испытывающие недостаток влаги из-за низких температур, выделяют в самостоятельную экологическую группу - психрофиты (многие болотные, тундровые и высокогорные кустарнички и кустарники). Например: пальмы, орех обманчивый, ель сибирская, лишайники и тд.

В зависимости от требования к освещенности выделяют следующие экологические группы: гелиофиты, сциогелиофиты, сциофиты. Например: степные и луговые травы, сосна, береза, липа, дуб, водоросли, лесные мхи и тд.

По отношению к фактору кислотности почвы различают: ацидофиты, нейтрофиты, базифиты. Например: клюква, багульник, погремок, многие бобовые, осока мохнатая и тд.

По отношению к общему богатству почвы различают следующие экологические группы: олиготрофы, мезотрофы, эвтрофы. Растения, особо требовательные к повышенному содержанию азота в почве, называют нитрофилами (малина, крапива) [3].

Важное значение рассмотрению вопросов, касающихся изучения экологических груп растений, отводится в школьных курсах ботаники и общей биологии. В курсе ботаники учащиеся изучают различные жизненные формы растений в зависимости от условий произрастания. Учатся различать деревья, травы, кустарники и объединения их в экологические группы в зависмости от природных условий. Экологические требования растений и морфофизиологические адаптации представлены в разделе аутэкология в курсе общей биологии. В процессе внеурочной работы, при проведении летних опытов и наблюдений учащиеся знакомятся с экологическими группами растений родного края. Изучение экологических групп растений способствует дальнейшему развитию экологических, физиологических, систематических знаний учащихся, позволяет проследить черты усложнения организмов и подвести к выводу об историческом развитии растительного мира, установить закономерность возникновения различных приспособлений у растений к обитанию в определенной среде [4] .

Также в процессе изучения школьной биологии учитель организует экскурсии в природные сообщества своей местности, с целью изучения и наблюдения за растениями своей местности. Организуя распознавание и определение таких растений на примере представителей местной флоры; анализируя места их произрастания, особенности расположения, внешнего и внутреннего строения листьев; выявление черт приспособленности к меняющимся условиям существования учащиеся занкомятся с экологическими особенностями растений, с разнообразием флоры местных природных систем [2].

Для реализации практической части программы необходима организация лабораторных и практических работ. Данные работы определены содержанием программ по биологии 5 и 6 класса по линии В.В. Пасечника и 11 класса курса общей биологии в продолжении данной авторской линии. Кроме того, в других авторских линиях также предусмотрено опредленное количество часов на изучение вопросов экологических форм растений (линии И.Н. Пономарёвой, Н.И. Сонина) [1].

Таким образом, в процессе изучения ботаники учащиеся получают определенную систему понятий об экологических группах растений, биоразнообразии растительного мира. Кроме того, организация внеклассной и внеурочной деятельности способствует приобретению умений природоохранной деятельности в природе по отношению к растениям, навыкам ухода за выращиваемыми растениями и правильным уходом за ними в зависмости от экологических требований.

Список источников:

Ботаника для учителя в 2-х ч. [Текст] / Г.П. Яковлев, Л.В. Аверьянов. - М. : Просвещение, 1996 - Ч.2. - 336 с

Конюшко, В. С. Методика обучения биологии [Текст] : допущено М-вом образования в качестве учеб. пособия для студентов вузов / В. С. Конюшко, С. Е. Павлюченко, С. В. Чубаро. - Минск : Книжный дом, 2004. - 255 с.

Пасечник, В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений.– М.: Дрофа, 2014.

Читайте также: