Эти участки озимых уже убираются машинами не дожидаясь их полной спелости

Обновлено: 12.09.2024


1. В результате интенсивного использования примыкающих к реке лесов в качестве зоны
отдыха там образовались участки, подверженные рекреационной дегрессии.
2. По-прежнему шумит здесь старинный вековой лес с могучими дубами. Все так же щедро
дарит солнце свои лучи лохматой прохладе.
3. Агроном участка безответственно отнесся к хранению эликсира плодородия.
4. Ел парень аппетитно и симпатично, как здоровячки поросята у передовых свинарок.
5. Демократам не следует действовать врастопырку (В. Черномырдин, экс-премьер
правительства).
6. Николай занят до упора и потому очень дорожит каждой свободной минутой.
7. В этой мясорубке перемололи тогда настоящих тружеников, были вырезаны с корнем
настоящие хлеборобы.
8. Все это легло широкой бороздой в душе писателя.
9. Нина Тихоновна спешила на ферму, дабы сообщить сведения о надоях.
10. Поверженная, кажется, навсегда, Россия все-таки находила силы и возрождалась на
добром слове, на одном крыле.
11. Привязанность к земле, к родной деревне были для Марии своеобразной вехой в деле
определения судьбы, обретения трудного крестьянского счастья.
12. На фоне светских дам Татьяна сверкала, словно зеркальный карп среди пошлых, жирных
устриц, обрызганных лимонным соком.
13. Первыми в магазине И. Кузнецова учуяли конкурента местные владельцы палаток на
рынке.
14. Бюрократы продолжают заниматься разрывом между словом и делом.
15. Несколько раз мокшанцы сходились с японцами в штыки, пули витали над головами
музыкантов.
16. Со стороны председателя правления А. П. Федорчука было проявлено халатное
отношение к вопросу прополки свеклы.
17. Ему было в лом ехать туда.

• Задание 2. В следующих предложениях
устраните ошибки, связанные с
неправильным образованием форм имен
существительных.


1. Она испугалась мыша и выронила чашку из рук.
2. Учет и оприходование продукции ведется через веса.
3. Отсутствуют рукомойники, нигде нет полотенцев.
4. Каждый из наших преподавателей был светилой в своей
области.
5. Первое и второе съешь – кажется, на неделю теперь сыт.
Однако от фирменного блюда – оладьев – не откажешься.
6. Еще недавно большим спросом пользовались книги Марк
Твена и Жюль Верна.
7. В июле в нашем городе состоится концерт знаменитого
маэстра.
8. Партнера Дмитрия Саутина по синхронным прыжкам – его
тезку Дмитрия Доброскок из Оренбурга – недавно
прооперировали.

• Задание 3. В следующих предложениях
устраните ошибки, связанные с
неправильным образованием форм
степеней сравнения прилагательных.


1. Крестьянские выступления слабые и стихийные; они не знают, что дальше
делать.
2. Воспитатели разучивают с детьми песни, танцы, шьют куклам платья, ходят
с ними на прогулку.
3. Растел коров в группах этих доярок начался в более поздние сроки, чем
намечался. А ведь все они принимали повышенные обязательства.
4. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать машинами, не
дожидаясь их полной спелости.
5. Если никто не хочет идти со мной на тренировку, я пойду сам (здесь сам - в
значении один).
6. Создаются новые крупные заповедники тигров. Всего их в стране девять.
7. Особенно приятно было получить поздравление от артиста, ставшего
любимцем народа, которым все мы гордимся.
8. Приехала санитарная машина, отвезла женщину в районную больницу, и по
истечении времени она вышла оттуда здоровой.
9. Городские власти уже не в состоянии выплачивать пособия по безработице,
оставив их без средств к существованию.
10. После очередного впрыскивания козе нового препарата ассистентка
подвела животное к лестнице, откуда санитар обычно ее увозил.

• 1. У обоих часов сломались стрелки.
• 2. Летаргический сон продолжался 34 суток. 3.
В смене работают 56 швей. Семеро из них
работают на две ставки, чтобы прокормить
семью.
• 4. У обоих сестер уже есть внуки.
• 5. Всё семнадцать с половиной километровое
расстояние мы прошли за 4,5 часа.
• 6. В этом году город отметил свое
тритысячипятисотлетие.
• 7. Олимпийцы будут жить в новом
девяностаоднокомнатном здании.
• 8. В магазине продается более пятиста сортов
сыра.

• Задание 6. В следующих предложениях
исправьте ошибки, связанные с неверным
образованием форм времени, залога и
наклонения причастий.

• Задание 9. В следующих предложениях
исправьте ошибки, связанные с неверным
согласованием и управлением.

• Задание 10. Исправьте следующие
предложения, устранив нанизывание
родительного и творительного падежей.

• 1. Район обеспечен всем необходимым для
трудящихся: клубы, школы, больницы,
магазины.
• 2. Помимо недостатка продовольствия, у
исследователей не оказалось надежных
помощников в столь сложном предприятии.
• 3. Учительница умеет душевно поговорить и
вовремя дать совет родителям.
• 4. Свой рассказ он дополнил фотографиями,
вырезками из газет, похвальные листы.
• 5. Наряду с уборочными работами в колхозах,
автохозяйство предоставило 15 автомашин.
• 6. Помимо материальной помощи, спонсоры
детдома выступали с концертами, устраивали
тематические вечера.

• Задание 12. В следующих простых
предложениях приведите однородные
члены к грамматическому единообразию.

• 1. Лес – это наше богатство и является
местом отдыха для трудящихся.
• 2. Для них стяжательство и наживаться за
счет других стало основой жизни.
• 3. Обеспечить личную безопасность
рабочего, забота о его здоровье должны
всегда быть в поле зрения руководителя.

• Задание 13. В следующих предложениях
устраните ошибки, связанные с
нарушением видо-временных отношений
глаголов и причастий.

• 1. Он оборачивается и видит человека,
стоявшего в двух шагах от двери.
• 2. За этот год ранее отстающие ученики
сделали большие успехи.
• 3. Перед журналистом стояла задача –
выяснить причины упадка недавно
преуспевающей фирмы.
• 4. Из-за поворота была видна лента реки,
блестящая на солнце

• Задание 14. В следующих предложениях
устраните ошибки, связанные с
неправильным согласованием причастий с
определяемыми словами.

• Задание 16. В следующих текстах найдите
нарушения в оформлении однородных
членов. Исправьте ошибки.

• 1. Спортивные организации, не приславшие заявок
и которые несвоевременно выставили команды, к
участию в соревнованиях не допущены.
• 2. Теперь уже нет тех садов, которые были
окружены прочной оградой, возделанных опытной
рукой.
• 3. Ученика, занявшего первое место в шахматном
турнире и который стал чемпионом школы,
наградили грамотой.
• 4. Утомленные бессонными ночами и желая скорее
добраться до села, они ускоряли шаг.
• 5. В сборник вошли частушки, собранные в
Придонье и которые бытуют сейчас во многих
районах области.

• Задание 17. Найдите, охарактеризуйте и
исправьте в следующих текстах
синтаксические речевые ошибки разных
типов.

• Задание 18. Проанализируйте рекламные
тексты и выявите языковые средства и
приемы, приводящие к лингвоэтическим
ошибкам.

DELETED

Здравствуйте) А можно попросить вас помочь со стилистикой?) И вообще построением предложения?) Если да, то вот:
1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке.
2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их пол¬ной спелости.
3. Группа сдала уже все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.
4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина.
5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.
7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от ней можно ждать многого.
8. Больной попросил сестру налить себе воды.

Ксения Высоцкая

Екатерина, Вадим, попробуйте отредактировать самостоятельно, а мы проверим=) Заменяйте сложные конструкции более простыми!

DELETED

Ксения, Я пробовала вот чего надумала:
1. Экскурсовод дал объяснения своим слушателям и попросил их записать, чтобы в будущем можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке.
2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми (?! вот тут что то не так) машинами, не дожидаясь их полного созревания.
3. Группа сдала уже все зачёты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. ( что-то нужно сделать со словом "просила")
4. Сзади него ехала загруженная вещами машина.
5. Хозяйка убрала со стола чемодан и отодвинула его в сторону.
6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. (Тоже не знаю что тут не так)
7. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно ожидать многого.
8. Больной попросил сестру налить ему воды.

Людмила Батюченко

6. Когда наступили
каникулы,
студенты поехали к
родным, надеясь хорошенько отдохнуть; родные их
ждали с большим нетерпением.
Ошибка заключалась в оторванности деепричастного оборота от предложения, так как студенты надеятся отдохнуть, а не родные. И, думаю, нужно заменить местоимение они во избежание двусмысленности. :)

Упражнение 28. Раскройте скобки. Поставьте местоимения в нужной форме. Объясните ваши действия.

Навстречу (я, он, она, они)

Благодаря (он, она, они, мы, вы)

За (он, она, они, ты, я)

К (он, она, они, мы)

Из-за (он, она, они, вы, мы)

Вслед за (он, она, они, вы)

1. По … его мнению, диспут удался. 2. Благодаря … ее усилиям задача, поставленная перед … их группой, была выполнена. 3. Люди около … его стояли как заколдованные. 4. Около … их собралось много народу. 5. Ее брат старше … ее на пять лет. 6. К … ему в гости пришел весь класс. 7. За … ее домом находился пустырь. 8. За … ей долго наблюдали. 9. Согласно … их желанию занятия перенесли на другой день.

Упражнение 30. Перепишите, вставляя нужные по смыслу существительные или местоимения, раскрывая скобки.

I. 1) Много веков крестьянство находил…сь под гнетом крепостного права. . . . не раз восставал… против помещиков и царя. 2) Молодежь завода умело сочета…т работу и учебу.. . . успешно овладева…т самыми сложными профессиями. 3) Звено быстро выполнил… поручение вожатого. . . . захотел… помочь другим звеньям. 4) Профессура университета собрал…сь в кабинете ректора.. . . обсуждал… учебный план. II. 1) Я велел носильщику отвезти (мой, свой) вещи в багажное отделение, а затем занял (мой, свой) место в купе. 2) Аудитор… просил… поэта прочитать еще раз (свой, его) лучшее стихотворение.

Упражнение 31.Исправьте ошибки и неточности в употреблении местоимений. В тех случаях, когда возможно двоякое понимание контекста, подберите несколько вариантов высказываний, исключив двусмысленность. Мотивируйте свою правку.

1. Главный герой уезжает в город, который остается там работать. 2. Выросло целое поколение, для которых война – только история. 3. Если за собаками с течение трех дней не явятся владельцы, они подлежат уничтожению. 4. Ихний дом – за этим углом. 5. Прочитав адрес, он скомкал записку и, закурив сигарету, положил ее в карман. 6. Приглашены были офицеры, которые помогли царю на Сенатской площади спасти свою жизнь и удержать власть. 7. Я застал помощника в своем кабинете. 8. Предприятия, построенные на этих берегах, сливают отработанные воды прямо в реки, без их предварительной очистки. 9. Возле его собралась целая толпа любопытных. 10. Следует положить прокладки под опору балки и закрепить ее окончательно. 11. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете-многотиражке. 12. Крестьянство испокон веков кормило всю страну. Они обрабатывали землю, занимались скотоводством. 13. Я представляю Метелицу на своем вороном коне. 14. Мария Сергеевна попросила принести свою тетрадь. 15. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 16. Его жизнь стала похожа на жизнь своего отца. 17. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 18. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 19. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 20. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. 21. Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно ждать многого. 22. Больной попросил сестру налить себе воды.

1. Варианты сочетаний числительных с существительными.

2. Особенности склонения составных количественных числительных.

3. Особенности склонения числительных сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста.

4. Склонение и употребление собирательных числительных.

5. Склонение порядковых и дробных числительных.

2.Выполните практические задания:

1. Перестройте высказывание так, чтобы сочетание числительных с существительными не вызывало затруднений.

1) Мы с друзьями отдыхали на турбазе 23 суток. 2) Для работы ателье необходимо закупить 134 ножниц. 3) Бабушка так увлеклась вязанием, что через месяц в ее сундуке я обнаружила 24 рукавичек. 4) По накатанной зимней дороге друг за другом ехали 34 саней. 5) В лучшей оптике города для наших бабушек и дедушек мы заказали 8 очков.

2. Раскройте скобки, запишите числительные словами, выбирая правильно разряд и форму числительного и зависимого существительного.

1) За целый день продано всего (4 ножницы). 2) У нашей кошки (5 котенок). 3) Для оборудования компьютерного класса необходимо (25 стул). 4) Передо мной в очереди стояло всего (3 женщина). 5) Вместе с отцом в отделе работают (9 инженер) 6) Я мечтаю о (10 сутки) в Париже.

3. Раскройте скобки, напишите числительные словами.

1) Разность между (87) и (59) составляет 28. 2) Библиотека университета ежемесячно пополняется (300-400 книг). 3) Около (500 миллионов рублей) было выдано за последние два года. 4) Вместе с новыми (1204 слова) учебник английского языка будет насчитывать свыше (4,5 тысяч) слов. 5) Небольшой старинный город на берегу Волги с (4675 жителей) привлекает много туристов. 6) В общей сложности на машины было погружено (22,4 тонн) угля. 7) Прибыл поезд с (265 пассажиров). 8) Сбор молока дошел до (2375 литров). 9) В работе секции принимало участие около (полтора десятка) студентов. 10) Трамвайная остановка находиться в (полтораста шагов) отсюда. 11) Из (697) вычесть 345.

4. Дайте оценку употреблению в речи собирательных числительных. Отредактируйте предложения, при необходимости заменяя собирательные числительные количественными (и наоборот).

1. Пятеро студенток участвовали в конкурсе. 2. Так мы и живем: семь в одной комнате. 3. Над этой темой работает пятеро профессоров, о результатах они доложат на совещании. 4. Неизвестный отстреливался с обоих рук. 5. На фотографии было трое его младших сестер. 6. Трое юношей и девушек исполняли красивый танец. 7. Машины стояли по обоим сторонам улицы. 8. У бабушки в деревне уже трое кошек и двое собак.

Орфо- пунктуационный практикум

2. Перепишите, расставляя знаки препинания и объясняя свой выбор:

4. Подготовьтесь к самостоятельной работе по склонению числительных.

Литература

См. литературу к практическому занятию №6

Практическое занятие №9

Тема: Грамматические нормы русского языка.

Употребление имен прилагательных и местоимений.

1.Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Разряды имен прилагательных.

2. Полная и краткая формы имен прилагательных, различия между ними. Особенности их употребления в речи.

3. Степени сравнения прилагательных. Образование и употребление.

4. Особенности употребления местоимений.

2.Выполните практические задания:

1. От данных прилагательных образуйте краткие формы. В случае невозможности образования укажите причины.

Светлый, бурый, сине-зеленый, добрый, гнедой, искренний, отсталый, правильный, маленький, вороной, умнейший, смелый, безмолвный, бледно-голубой, соленый, большой, ранний, красивый, каменный, близкий, родственный.

2. Образуйте краткие формы от прилагательных на -енный. Укажите возможные варианты.

Бессмысленный, бесчисленный, безнравственный, величественный, воинственный, естественный, искусственный, легкомысленный, медленный, откровенный, подведомственный, свойственный, соответственный, существенный, таинственный, тождественный.

3. В каких сочетаниях возможно заменить полную форму прилагательного на краткую, а в каких – нет? Объясните, почему.

Больной вопрос – больной ребенок.

Белый сахар – белый стих.

Черная тень – черная дыра.

Глухой согласный – глухой человек.

Теплый квас – теплый взгляд.

Круглый шар – круглая сирота.

Холодный ветер – холодный цвет.

Скорая помощь – скорое решение.

Черный свитер – черный день.

4. 1) Составьте предложения с данными словосочетаниями, учитывая смысловую разницу между полными и краткими формами прилагательных.

Девочка живая – девочка жива; мальчик спокойный – мальчик спокоен; стена низкая – стена низка; старик больной – старик болен; пациент плохой – пациент плох; жена счастливая – жена счастлива; шкаф высокий – шкаф высок; джинсы короткие – джинсы коротки; задача трудная – задача трудна; девушка красивая – девушка красива; лицо спокойное – лицо спокойно.

2) По аналогии составьте самостоятельно словосочетания с предложенными формами прилагательных, учитывая смысловые и стилистические различия между ними.

Готов – готовый; широкий – широк; должен – должный; виноват – виноватый; благодарен – благодарный; свободный – свободен; дорог – дорогой.

5. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения (и простую, и составную) и составьте с ними словосочетания. Если формообразование невозможно, укажите причины.

Большой, глубокий, звонкий, хороший, злющий, гордый, здоровый, клетчатый, плохой, молодой, полосатый, сухой, смелый, скверный, грубый, мокрый, сверхмощный, близкий, холостой, ультраправый, хромой, фиолетовый.

6. Выберите одно из предложенных в скобках местоимений.

1. (Сам, самый) факт принятия решения будет определен большинством голосов. 2. (Всякий, каждый, любой) последний день месяца в библиотеке будет проводиться как санитарный. 3. Студенческий билет и зачетная книжка будут выдаваться (всякому, каждому, любому) студенту, зачисленному на первый курс. 4. В (любом, каждом, всяком) коллективе есть человек, которого можно назвать душой компании. 5. Я (сам, самому) себе удивляюсь, когда вспоминаю (свои, мои) приключения в Африке. 6. (Самой, сама) себе она, конечно, очень нравится. 7. Дорогу к недавно построенному супермаркету вам подскажет (каждый, всякий, любой) прохожий. 8. (Всякий, всяк, любой, каждый) сверчок знай (свой, его) шесток. 9. На следующем занятии все студенты выступят (с их, со своими) докладами. 10. Мы не застали секретаря в (своем, его) кабинете.

7. Найдите ошибки в употреблении местоимений и произведите стилистическую правку следующих предложений. Ответ мотивируйте.

1. Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их собрать и напечатать в газете. 2. Эти участки яровых необходимо немедленно убирать простыми машинами, не дожидаясь их полной спелости. 3. Группа сдала уже все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. 4. Сзади его ехала нагруженная вещами машина. 5. Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. 6. Когда наступили каникулы, студенты поехали к родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Орфо- пунктуационный практикум

2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

1) (Н…) могу (н…) радоваться вашему приезду. 2) Я (н…) раз об этом спрашивал. 3) Пришел как (н…) в чем (н. ) бывало. 4) Сколько (н…) делай добра людям, благодарности нельзя ждать. 5) Пока (н…) приобрел коня, садись на осла. 6) И куда мы только (н…) обращались! 7) (Н…) два (н…) полтора. 8) (Н…)кто иной (н…) мог это сделать лучше. 9) в доме (н…) крошки. 10) (Н…) разу (н…) появился на занятиях. 11) Разрешение может дать (н…) кто иной, как декан.12) Говорить с глупым – (н…) до чего (н…) договориться. 13) Сколько ее (н…) спрашивали, она (н…)чего (н…) сказала. 14) (Н…) к кому (н…) обращался. 15) Общество было для него необходимо, где бы он (н…) жил.

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2003.

2. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – С. 305-308.

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта; Наука, 2002. – С. 64-68.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974. – С. 135-159.

6. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А., Михайлова О.А., Николина Н.А. Русский язык и культура речи (для студентов-нефилологов): Учебное пособие. – М., 2003.

Читайте также: