Это природная зона где растут разнообразные травянистые растения которые переносят сильную засуху

Обновлено: 05.10.2024

Тема урока: Пустыни России. Урок построен по схеме традиционного урока с элементами развивающего обучения. Автор учебника А.А. Плешаков. Имеется презентация к данному уроку.

ВложениеРазмер
urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc 121 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру.

4 класс. Автор учебника А. А. Плешаков

  1. Сформировать у обучающихся представление о природной зоне пустынь в России.

Познакомить с особенностями неживой природы, растительным и животным миром пустынь

  1. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

Развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.

  1. Воспитывать дружелюбие, чувство коллективизма, бережное отношение к природе.
  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.

- Блиц – опрос. (слайд)

Проверка знаний обучающихся по пройденным темам.

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ, ГДЕ РАСТУТ ЭТИ РАСТЕНИЯ: (слайд)

  1. КОВЫЛЬ - степь
  2. ТЮЛЬПАН - степь
  3. ЕЛЬ - леса
  4. МХИ - Арктика
  5. БЕРЁЗА - леса
  6. ЛИШАЙНИКИ - Арктика
  7. СОСНА - леса
  8. КАРЛИКОВАЯ ИВА - тундра

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ, ГДЕ ОБИТАЮТ ЭТИ ЖИВОТНЫЕ: (слайд)

  1. СУСЛИК - степь
  2. СОБОЛЬ - леса
  3. БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ - Арктика
  4. ПЕСЕЦ - тундра
  5. ДРОФА - степь
  6. БЕЛКА – ЛЕТЯГА - леса
  7. КОБЫЛКА - степь
  8. ТЮЛЕНЬ - Арктика

НАЗОВИ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ И ПОКАЖИ НА КАРТЕ (слайд)

  1. … - ЭТО ПРИРОДНАЯ ЗОНА, В КОТОРОЙ РСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ ЯВЛЯЮТСЯ КУСТАРНИКИ, ТРАВЫ, МХИ И ЛИШАЙНИКИ (Тундра)
  1. … - ЭТО ПРИРОДНАЯ ЗОНА, ГДЕ РАСТУТ РАЗНООБРАЗНЫЕ ТРАВЯНИСТЫЕ РАСТЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПЕРЕНОСЯТ СИЛЬНУЮ ЗАСУХУ (Степь)

3. Объявление новой темы и задач урока Отгадывание ребуса. (слайд)

Тема нашего урока - Пустыни России. Нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, дождей не бывает несколько месяцев, где растут причудливые растения, обитают животные, которых часто не заметишь.

4. Работа по теме урока.

Пустыней называют любое место, где очень – очень сухо и нет или почти нет земли. Долина смерти на западе США – одно из самых сухих и жарких мест на Земле. (слайд)

Многие люди называют пустыни великими. На их территории могли бы разместиться две Европы или полторы Южной Америки. Пустыни есть почти во всех частях света. ( слайд)

Самая большая пустыня в мире – Сахара. Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.

Показ на карте мира площади, занимаемые пустынями.

В России пустыни занимают небольшую площадь: часть их находится в Прикаспии, к западу и востоку от низовьев Волги, часть – в восточном Предкавказье.(показ на карте природных зон) (слайд)

Что ты обычно представляешь себе когда слышишь слово пустыня? Наверное, необъятные просторы, покрытые песком?

Просмотр ролика о пустынях России. (слайд)

6. Продолжение работы по теме урока.

Знакомство с планом изучения темы.

. НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ПУСТЫНИ – 1 группа

Предлагаю изучать тему по группам. Затем каждая группа расскажет другим группам поделится своими знаниями с другими по данному пункту плана.

Правила работы в группе:

  1. Все члены группы равны
  2. Группы не соревнуются
  3. Дружите, чтобы вместе выполнить задание
  4. Будьте уверены в себе
  5. В группе должны работать все, вносить вклад в общее дело
  6. Ответственность за результат несёт каждый

7. Самостоятельная работа детей.

Каждой группе раздаю проблемные вопросы, на которые она должна ответить.

План работы для 1 группы:

  1. Температура в пустыне.
  2. Осадки в пустыне.
  3. Почва пустыни.
  4. Виды пустынь
  5. Что такое барханы?

План работы для 2 группы:

  1. Назови растения, которые растут в пустыне?
  2. Как растения приспособились к жизни в пустыне:

какие листья у растений;

какие корни у растений;

какой рост у растений?

План работы для 3 группы:

  1. Назовите животных, которые обитают в пустыне.
  2. Как приспособились животные к жизни в пустыне:

какие животные по размеру;

какие животные по окраске;

как животные передвигаются;

какой образ жизни ведут в основном животные?

7. Самооценивание групп. Выводы по уроку. Великий путешественник Барон Мюнхгаузен прислал нам письмо, но как всегда чего – то напутал, или нафантазировал? Какие ошибки есть в письме?

Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали . Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень , охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду, мучившую их, и скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса , раскинувшегося у самой воды. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

8. Итог урока. Д/з: заполнить таблицу, опираясь на учебник;

Каждой группе сделать реферат по своему плану, красочно его оформив.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


технологическая карта к уроку окружающего мира по теме "Россия на карте". Программа "Школа России" 2 класс

Технологическая карта разработана к уроку окружающего мира по теме : "Россия на карте". Программа "Школа России". 2 класс. Технологическая карта разработана по всем требованиям ФГО.


Цели деятельности учителя: формирование представлений о государственном устройстве нашей страны; Основном законе России – Конституции; правах человека и ребёнка.Планируемые результаты:Предметные.

Конспект урока окружающего мира "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя:· формирование знаний о Конституции РФ;·.


Конспект урока окружающего мира "Проект. Города России" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:формирование знаний обучающихся о городах России; Планируемые результаты Предметные:знать особенности городов России;уметь анализировать и делать выводы.Личностные.

Конспект урока окружающего мира Проект "Города России" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения выполнять проект; расширение знаний о городах России; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну. Планируемые результатыПредметные:Знат.


Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra.


Конспект урока окружающего мира "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России" 3 класс)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ СТЕПЬ.pptx

 ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ НАШЕЙ СТРАНЫ. В ЗОНЕ СТЕПЕЙ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

 ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ НАШЕЙ СТРАНЫ. В ЗОНЕ СТЕПЕЙ

ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ НАШЕЙ СТРАНЫ. В ЗОНЕ СТЕПЕЙ

 Тайга

 АРКТИКА

 ТУНДРА

Л Е С


Расположение природных зон с севера на юг. Арктика Тундра Тайга Смешанные леса

Расположение природных зон с севера на юг. Арктика Тундра Тайга Смешанные леса

Повторение Лесная зона расположена к …. от зоны тундры. Природные условия в л.

Повторение Лесная зона расположена к …. от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более … , чем в тундре. Растительный мир …. Большую территорию занимает …. В лесной зоне редкими животными являются: …. …. …… Лесным исполином называют ….

Найди лишний объект а)водоросли, полярный мак, сосна; б) олень, бурый медведь.

Найди лишний объект а)водоросли, полярный мак, сосна; б) олень, бурый медведь, белый медведь; в) рысь, тупик, гагара. г) пихта, берёза, клён.

СТЕПЬ С т е п ь

СТЕПЬ С т е п ь

Расположение зоны на карте. Климат. Растительный мир. Животный мир. Занятость.

Расположение зоны на карте. Климат. Растительный мир. Животный мир. Занятость населения. Экологические проблемы. План характеристики природной зоны

Карта природных зон России тундра тайга степи пустыни субтропики Смешанные леса

Карта природных зон России тундра тайга степи пустыни субтропики Смешанные леса

Географическое положение Степная зона расположена к югу от лесной. Степи про.

Географическое положение Степная зона расположена к югу от лесной. Степи простираются широкой полосой от западных границ России до Алтая. Восточнее Алтая встречаются лишь отдельные степные острова в окружении гор.

Природа степи В степной зоне больше солнечного света и тепла, но меньше осад.

Природа степи В степной зоне больше солнечного света и тепла, но меньше осадков. Лето продолжительное и жаркое, много ясных, солнечных дней. Дожди чаще ливневые, после которых образуются овраги. Дуют иссушающие почву ветры – суховеи. Иногда в степи возникают пылевые бури и смерчи. Зима короткая. Снеговой покров небольшой и лежит всего 2-3 месяца. Замерзает только поверхностный слой почвы.

 Климат степей Степи Лето Зима Сухое, местами Холодная До + 40 С - 20 – 30 С

Климат степей Степи Лето Зима Сухое, местами Холодная До + 40 С - 20 – 30 С

Почвы природных зон Тундра Лес Степь 30 см Многолетняя мерзлота До 60 см Поч.

Почвы природных зон Тундра Лес Степь 30 см Многолетняя мерзлота До 60 см Почвы менее богаты перегноем, чем в степи Более метра Почвы богаты перегноем

Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большинств.

Растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности. У большинства из них длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду из глубоких слоёв почвы; узкие листья, помогающие экономнее расходовать её. Растительный мир степной зоны

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СТЕПЕЙ мак тюльпан типчак ковыль

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР СТЕПЕЙ мак тюльпан типчак ковыль

 Ковыль - один из основных злаков степи.

Ковыль - один из основных злаков степи.

Степь осенью

Тюльпаны в степи.

Тюльпаны в степи.

Животный мир степей Животный мир степей отличается от животного мира лесной.

Животный мир степей Животный мир степей отличается от животного мира лесной полосы. Животным приходится жить в условиях открытой местности и травяного покрова, поэтому среди них много таких, которые являются хорошими бегунами. Быстрый бег помогает им спасаться от врагов.

Животный мир степей насекомые птицы звери грызуны

Животный мир степей насекомые птицы звери грызуны

Самые распространенные животные степи- грызуны: сурки, суслики, хомяки, тушка.

Самые распространенные животные степи- грызуны: сурки, суслики, хомяки, тушканчики. Хомяки и суслики – вредители полей. Сурок никогда не грызет весь стебель растения, поэтому не наносят им большого вреда. Живут грызуны в норах . На зиму впадают в спячку.

Степные птицы разнообразны и весьма осторожны. На обработанных, засеянных пол.

Степные птицы разнообразны и весьма осторожны. На обработанных, засеянных полях кочуют выводки серых и бородатых куропаток, громко кричат юркие перепела. К степной дичи относятся такие степные птицы, как дрофа, стрепет, журавль-красавка, кречётка, авдотка и пятнистая трехперстка. Гнезда степные птицы строят прямо на земле т. к. с в степи нет деревьев.

Дрофа́ — степная птица. Несмотря на то, что дрофа прекрасно летает, предпочит.

Дрофа́ — степная птица. Несмотря на то, что дрофа прекрасно летает, предпочитает передвигаться по земле. Даже в случае опасности пытается сначала убежать, развивая при этом довольно высокую скорость. Взлетает дрофа с короткого разбега, летит, медленно взмахивая крыльями. Крик у дрофы — тихое трещание, слышное только с близкого расстояния. Дрофа обыкновенная считается самой большой из современных летающих птиц, достигает массы 19 кг. Питается растительной пищей — зёрнами и семенами растений, щиплет молодую траву. Может ловить и мелких млекопитающих, земноводных и некоторых беспозвоночных, в том числе насекомых. Кроме того, им нужна питьевая вода, а зимой снег. В начале 20 века дро́фы были одним из многочисленных видов птиц. Однако из-за распашки степей под сельскохозяйственные угодья, численность дроф неуклонно сокращается. Ещё больше этих птиц гибнет от рук браконьеров, так как мясо дроф считается деликатесом. Охота на дроф ведётся варварскими способами — их бьют не только из ружья, но и обыкновенными палками. Осенью под проливными дождями оперение дроф быстро намокает и смерзается при первых заморозках. Неспособных улететь птиц браконьеры бьют палкой. Во многих местах дрофы уже полностью исчезли.

Насекомый мир степей достаточно богат. Здесь живут стрекозы, комары, шмели, м.

Насекомый мир степей достаточно богат. Здесь живут стрекозы, комары, шмели, муравьи, различные виды жуков.

Наряду со степными птицами на просторах степи пасутся огромные стада копытных.

Наряду со степными птицами на просторах степи пасутся огромные стада копытных животных сайгаков. Таится в траве рыжеватый русак, в поисках добычи рыщут по степи угрюмые волки и грациозные лисицы

В степи обилие насекомых Много кузнечиков, кобылок, бабочек, жуков.

В степи обилие насекомых Много кузнечиков, кобылок, бабочек, жуков.

Насекомыми питаются многие птицы Птицы приносят большую пользу. Некоторые гне.

Насекомыми питаются многие птицы Птицы приносят большую пользу. Некоторые гнездятся прямо на земле : жаворонки, журавли, куропатки, розовые скворцы. В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица – дрофа. Птицы поедают в огромном количестве насекомых, опасных для полей и огородов.

Есть в степи и хищные птицы Над бескрайними степными просторами высоко в небе.

Есть в степи и хищные птицы Над бескрайними степными просторами высоко в небе парят орлы, ястребы. Зорко высматривают добычу совы.

Обитают здесь и пресмыкающиеся Степные гадюки, ящерицы, черепахи

Обитают здесь и пресмыкающиеся Степные гадюки, ящерицы, черепахи

В сохранившихся диких, целинных степях живут травоядные млекопитающие: Сайгак.

В сохранившихся диких, целинных степях живут травоядные млекопитающие: Сайгаки, куланы, зайцы, степные бараны, бизоны, пятнистые олени.

Охотятся за ними хищники. Степные лисицы (карсак), волки, ласки, хори, степны.

Охотятся за ними хищники. Степные лисицы (карсак), волки, ласки, хори, степные рыси (каракал)


Тест а) …– это природная зона, в которой растительным покровом являются куста.

Тест а) …– это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники; б) …– это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники; в) . – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники; г) …– это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самая большая пустыня в мире – Сахара . Она находится на северо-западе Африки. Когда-то там были луга, росли травы и часто выпадали дожди. Но климат стал суше, и постепенно Сахара превратилась в песчаную пустыню.

ПУСТЫНИ МИРА

ПУСТЫНИ МИРА

Географическое положение В России пустыни занимают небольшую площадь : часть их находится в Прикаспии , к западу и востоку от низовьев Волги , часть – в восточном Предкавказье .

Географическое положение

В России пустыни занимают небольшую площадь : часть их находится в Прикаспии , к западу и востоку от низовьев Волги , часть – в восточном Предкавказье .

План работы : НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ПУСТЫНИ РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР ПУСТЫНИ ЖИВОТНЫЙ МИР ПУСТЫНИ

План работы :

Правила работы в группе:

физминутка

К л и м а т

 Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью . Зима короткая , средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С .

Жаркий летний день сменяется очень холод- ной ночью . Зима короткая , средняя темпера- тура января -10 C, в отдельные годы бывают сильные морозы до - 30 С .

 Каменистая пустыня Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями , образующими россыпи .

Каменистая пустыня

Каменистые пустыни покрыты щебнем и камнями , образующими россыпи .

Глинистые и солончаковые пустыни

Глинистые и солончаковые пустыни

 Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом . В низменных участках появляются ровные , сухие , твердые площадки без растений , которые при высыхании растрес - киваются на небольшие многоугольники - это такыры.

Глинистые пустыни отличаются плотным грунтом . В низменных участках появляются ровные , сухие , твердые площадки без растений , которые при высыхании растрес - киваются на небольшие многоугольники - это такыры.

 Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни : одну пятую нашей планеты.

Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни : одну пятую нашей планеты.

 Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы , возникают пыльные бури .

Здесь образуются подвижные скопления песка - барханы ,

возникают пыльные бури .

Растительный мир В пустынях есть группа растений (суккуленты) , которые запасают воду в своей надземной части . У одних из них сильно утолщены стебли , у других – листья .

Растительный мир

Кактусы выживают пустынях, потому что они запасают воду в своих стеблях. Вместо листьев у них острые колючки!

 Эфемерами называют ещё мелкие растения пустыни. Чего только не увидишь в пустыне ранней весной. осока пустынная гусиный лук

Эфемерами называют ещё мелкие растения пустыни. Чего только не увидишь в пустыне ранней весной.

осока пустынная гусиный лук

 В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы . Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями , потому что корни их проникают в почву очень глубоко . Одно из таких известных растений пустыни- верблюжья колючка .

В зоне пустынь есть интересный тип растений – растения насосы . Даже в самый жестокий зной они стоят с зелёными листьями , потому что корни их проникают в почву очень глубоко .

Одно из таких известных растений пустыни- верблюжья колючка .

песчаная акация

песчаная акация

перекати - поле

перекати - поле

 Различают два вида саксаулов: чёрный саксаул белый саксаул

Различают два вида саксаулов:

чёрный саксаул

белый саксаул

 В пустынях вода глубоко под землёй , но есть места , где она поднимается к поверх-ности . Здесь - обилие растений . Такие участ-ки называются оазисами .

В пустынях вода глубоко под землёй , но есть места , где она поднимается к поверх-ности . Здесь - обилие растений . Такие участ-ки называются оазисами .

Приспособления растений к условиям жизни в пустыне : 1) маленькие листья; 2) недоразвитые листья (крохотные чешуйки); 3) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары; 4) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев; 6) растения-насосы ( корни 20-30 метров ); 7) утолщённые стебли или листья . 8) низкорослые растения

Приспособления растений к условиям жизни в пустыне :

1) маленькие листья;

2) недоразвитые листья (крохотные чешуйки);

3) сбрасывание листьев и даже молодых побегов с наступлением жары;

4) толстая плёнка из водонепроницаемого вещества на поверхности листьев;

6) растения-насосы ( корни 20-30 метров );

7) утолщённые стебли или листья .

8) низкорослые растения

Животный мир Животный мир пустынь богат и разнообразен . Животные ведут преи-мущественно наземный , а в песчаной пустыне – подземный образ жизни . жук скарабей стрела – змея

Животный мир пустынь богат и разнообразен . Животные ведут преи-мущественно наземный , а в песчаной пустыне – подземный образ жизни .

жук скарабей стрела – змея

 Из домашних живот-ных в зоне пустыня на 1 месте. верблюд

Из домашних живот-ных в зоне пустыня на 1 месте.

 кулан джейран

кулан джейран

ящерка - круглоголовка Может в одну секунду в песок зарыться . Прижмётся к песку , задрожит , затрясётся утонет .

ящерка - круглоголовка

Может в одну секунду в

песок зарыться .

Прижмётся к песку ,

задрожит , затрясётся утонет .

 песчаный удавчик Может ползать под песком так -же легко , как рыба – плавать в воде .

песчаный удавчик

Может ползать под песком так -же легко , как рыба – плавать в воде .

Кобра Эфа Эфа – змея красивая , но злая и ядовитая . К эфе близко не подходи . Ползает эфа не головой , как все другие змеи , а боком . Кобра пользуется самой дурной славой . Яда одной змеи достаточно , чтобы лишить жизни 10 , а то 15 человек . Но случаев укусов людей и гибели скота не так много , потому что кобра предупреждает о грозящейся опасности , принимая характерную позу .

Эфа – змея красивая , но злая и ядовитая . К эфе близко не подходи . Ползает эфа не головой , как все другие змеи , а боком .

Кобра пользуется самой дурной славой . Яда одной змеи достаточно , чтобы лишить жизни 10 , а то 15 человек . Но случаев укусов людей и гибели скота не так много , потому что кобра предупреждает о грозящейся опасности , принимая характерную позу .

варан Самая крупная ящерица нашей фауны . Длина 150 см , поэтому варана зовут пустынным крокодилом . Варан – сильное животное , и гюр-за , и кобра , и эфа избегают встреч с ним: взрос-лый варан в единоборстве победит любую змею .

Самая крупная ящерица нашей фауны . Длина 150 см , поэтому варана зовут пустынным крокодилом . Варан – сильное животное , и гюр-за , и кобра , и эфа избегают встреч с ним: взрос-лый варан в единоборстве победит любую змею .

 Пустыня , особенно песчаная , богата муравьями , жуками , хрущами и навозниками . Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки ( тарантул и каракурт ) . тарантул каракурт

Пустыня , особенно песчаная , богата муравьями , жуками , хрущами и навозниками . Из паукообразных характерны скорпионы и настоящие пауки ( тарантул и каракурт ) .

Под угрозой исчезновения оказались : гигантский слепыш

Под угрозой исчезновения оказались :

гигантский слепыш

пятипалый карликовый тушканчик перевязка

пятипалый карликовый тушканчик

Приспособление животных Ночной образ жизни Некрупные животные Защитная окраска Быстро передвигаются Впадают в спячку

Приспособление животных

Письмо Барона Мюнхгаузена.

Это было в пустыне. Охотники 3 дня гонялись за тигром, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая ноги о раскаленные камни и щебень, охотники едва добрели до большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового леса. Стали думать: “Что же делать дальше?” Наконец сообразили: построили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем ближайшего селения.

1. Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.

2. Познакомить с географическим положением зоны пустынь, ее особенностями, растительным и животным миром, деятельностью людей.

3. Развивать умение работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.

4. Развивать речь детей, умение наблюдать, анализировать, обобщать.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Учитель. Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся:



О т в е т: Пустыни.

II. Проверка знаний.

Учащиеся работают по карточкам.

№ 1. Покажите с помощью стрелок, в какой зоне живут данные растения и животные. Вместо точек запишите еще одно животное.

№ 2. Вставьте пропущенные названия зон:

а) … (тундра) – это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники;

б) … (лесная зона) – это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, мхи, лишайники;

в) . (арктические пустыни) – это природная зона, которая лишена сплошного растительного покрова и где встречаются мхи, лишайники;

г) … (степь) – это природная зона, где растут разнообразные травянистые растения, которые переносят сильную засуху.

III. Работа над новой темой.

Учитель. Опять нас зовет ветер путешествий. Сегодня мы отправимся туда, где жаркое солнце, а дождей иногда не бывает по несколько месяцев. Там растут деревья, не дающие тени, живут ящерицы длиной в полтора метра, ходят по пескам верблюды. Вы, конечно, догадались, природу какой зоны мы будем сегодня изучать. Правильно, пустыни. Вот как описывается она в стихотворении.

Льется в пустыне песок.

В воздухе желтом и

Плотном, как мед,

Ученики. Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше, за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески.

Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, – вот такая она, пустыня.

Учитель. Покажите на карте пустыни. Что расскажет нам о пустыне карта?

Ученики. Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона. На карте обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

А что хочется человеку, когда очень жарко?

Ученики. Ему хочется пить и купаться.

Учитель. Но в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. А лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом сурова: температура опускается до –12°С, и длится зима 2–3 месяца.

А как растения и животные приспособились к таким условиям?

Ученики. Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни – верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров . Листья у растений в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Верблюжья колючка – растение невысокое. Джузун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают его от передвижений. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, у него тоже тонкие листья.

Учитель. Молодцы! Но в пустыне встречаются и деревья. Это саксаул. Его самые крупные экземпляры достигают 5 метров , но обычно они в высоту не больше 2 м . Эти деревья растут один от другого на расстоянии 4–7 м, а то и дальше. Как вы думаете, почему?

Ученики. Из-за недостатка влаги.

Учитель демонстрирует гербарий и фотографии растений пустыни.

Затем предлагает учащимся, используя иллюстрацию на с. 126–127 и статью на с. 128 учебника, определить, как животные приспособились к условиям пустыни.

Ученики. Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Их окраска под цвет песка – это маскировка.

Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить. В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерка быстрая, ящерица-круглоголовка. Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в песок в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши, чтобы лучше слышать, так как они ведут ночной образ жизни. В пустыне много грызунов: тушканчики, песчанки. Одни из них роют норы, а тушканчики быстро передвигаются большими прыжками до 3 метров в длину. Из насекомых в пустыне встречаются скорпионы, кобылки, жуки-чернотелки, жуки-скарабеи. Крупными животными считаются сайгаки и верблюды.

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о верблюдах и сайгаках.

Ученик. По внешнему виду сайгак несколько напоминает овцу, но более легкого сложения. Длина тела взрослых животных примерно 100–150 см. Самцы крупнее самок, их вес достигает 50 кг , а самок – 40 кг . У сайгака относительно большая голова с вздутой горбатой мордой, нависающей надо ртом наподобие короткого хоботка. Сильно вздутый нос защищает дыхательные пути от пыли, а зимой согревает вдыхаемый воздух. В основном потребность в воде они удовлетворяют за счет влаги, содержащейся в поедаемых растениях. Сайгаки кочуют по пустыне стадами в поисках воды и пищи.



Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

На мне люди ездят

И возят поклажу.

В пустыне безводной

Сколько важности в походке!

По колючкам босиком

Кто идет с горбом-мешком?

Учитель. Назовите причины возникновения экологических проблем в пустыне.

Ученики. Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности!

Неумеренное орошение приводит к другой беде: в почвах накапливается много соли. Страдают культурные растения!

Больше стало подвижных песков, они засыпают дороги, поля, постройки. Причина известна: скот подолгу пасут на одном пастбище, растения полностью съедаются и пески не закрепляются.

Другой проблемой является браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, так как созданные человеком оросительные каналы стали для сайгаков непреодолимыми.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Почему в пустыне очень жарко?

Ученики. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат ближе к экватору.

Учитель. Как приспособились растения к жизни в пустыне?

Учащиеся отвечают и заполняют схему:



Учитель. Какие животные пустыни занесены в Красную книгу России?

Учитель предлагает решить филворд. Необходимо отгадать загадки и найти слова-отгадки. (Слова в филворде надо читать вверх, вниз, вправо, влево и даже под углом, но не по диагонали.)

Вопросы к филворду:

1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.

2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.

3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы.

4. Вьется веревка, на конце – головка.

5. Что за чудо! Вот так чудо!

Сверху блюдо, снизу блюдо!

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги.

6. Я – песчаный холм, и зовут меня …



О т в е т ы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан.

V. Итог урока. Выставление оценок.

Учащиеся делятся своими впечатлениями, затем читают вывод на с. 130 учебника.

Читайте также: