Falcon heavy посадка ступеней

Обновлено: 05.10.2024

Сверхтяжёлая ракета-носитель Falcon Heavy была успешно запущена в минувший четверг командой SpaceX. Первый коммерческий запуск Falcon Heavy изначально был запланирован на вторник, но из-за плохой погоды его дважды переносили: сначала на среду, затем на четверг. Судя по тому, что всё прошло гладко, хорошей погоды ждали не зря.

Однако тот запуск не был коммерческим. В этот раз дела обстоят иначе: Falcon Heavy запустили в космос, чтобы ракета вывела на орбиту телекоммуникационный спутник Arabsat-6A. Данная миссия прошла успешно. Более того, все три ускорителя первой ступени совершили мягкую посадку: два боковых в зоны неподалёку от места старта, а центральная часть — на морскую посадочную платформу в Атлантическом океане. Эти ускорители можно будет использовать в следующих запусках.

Фото запуска Falcon Heavy:

Ракета Falcon Heavy со спутником Arabsat-6A стартовала с площадки LC-39A космодрома имени Кеннеди на мысе Канаверал 12 апреля в 01:36 по московскому времени (11 апреля в 18:36 по местному времени). Для запуска использовали три новых блока первой ступени в последней модификации Block 5.

Через 34 минуты после запуска, в 2:10, SpaceX подтвердила, что спутник успешно развёрнут на геопереходной орбите.

А вот и видео с синхронной посадкой боковых ускорителей:

Также SpaceX планирует повторно использовать обе части головного обтекателя, которые выловили из океана после мягкого приводнения. На деталях нет серьёзных повреждений, а эксплуатировать их повторно можно будет после просушивания.

Обе половины обтекателя восстановлены. Будут летать на миссии Starlink в этом году.

Ракета-носитель Falcon Heavy является самой грузоподъёмной ракетой из действующих. В одноразовом варианте Falcon Heavy может выводить на низкую опорную орбиту груз с массой до 63,8 тонн, что более чем в два раза превышает предельную полезную нагрузку любой другой эксплуатируемой ракеты. Единственная ракета, которой Falcon Heavy уступает в плане грузоподъёмности, это Saturn V. В последний раз она взлетела в 1973 году.

Илон Маск впервые описал ракету Falcon Heavy в 2005 году. Теперь SpaceX работает над новой сверхтяжёлой ракетой, состоящей из первой ступени Super Heavy и корабля Starship. Планируется, что в будущем связка Super Heavy и Starship заменит весь парк ракет и кораблей SpaceX. Благодаря этому у компании появится универсальная система для полётов к Марсу и путешествий по всей Солнечной системе, а в перспективе — и за её пределы.

Почему SpaceX Илона Маска вообще сажает ступени? Почему не используются парашюты? Почему иногда посадка производится на сушу, иногда на плавучую баржу, а иногда вообще не производится? Тему возвращаемых ракетных ступеней окружает очень много таких вот “Почему”. И сегодня мы, Alpha Centauri, разберём большинство из них.

Почему SpaceX Илона Маска вообще сажает ступени? Почему не используются парашюты? Почему иногда посадка производится на сушу, иногда на плавучую баржу, а иногда вообще не производится? Тему возвращаемых ракетных ступеней окружает очень много таких вот “Почему”. И сегодня мы, Alpha Centauri, разберём большинство из них.Итак, первый вопрос, который приходит в голову: зачем вообще нужно сажать и повторно использовать ракетные ступени? Вы наверняка уже много раз слышали о том, что это позволяет удешевить запуски и сделать космос более доступным. Такая себе забота о заказчике. Но на самом деле в вопросе есть не только идеологическая и пиар–составляющая. А гораздо более весомая экономическая. Оператор пусковых услуг, имеющий возможность управлять стоимостью запусков, всегда будет в выигрыше. А многоразовость позволяет ещё и более гибко управлять частотой запусков. Так что получается двойной выигрыш.

Стоимость полностью новой ракеты Falcon 9, а точнее её пуска, — около 62 миллионов долларов. Давайте посмотрим на эту цену наглядно:

  • Первая ступень. Новая, она стоит около 40 миллионов долларов
  • Вторая ступень. Её стоимость — 12 миллионов
  • Головной обтекатель, ещё 6 миллионов сверху
  • Горючее и окислитель — пара сотен тысяч долларов
  • Всё остальное — обслуживание и прибыль компании

Как видим, первая ступень вместе с обтекателем составляют почти три четверти стоимости ракеты. Причём следует понимать, что весомая часть стоимости первой ступени — это девятка двигателей Merlin 1–D. На второй ступени движок всего один.

Зачем вообще нужна вторая ступень и почему одной никак не обойтись — смотрите в нашем видео “проклятье одноступенчатых ракет”:

Сама по себе жидкостная ракетная ступень — это просто большой цилиндр для подачи топлива в двигатели.

Так вот, давайте проведем очень упрощённые математические подсчёты. Допустим, у нас есть целая одна ракета, первую ступень которой мы можем вернуть и повторно использовать 10 раз.

Таким образом для каждого нового запуска нам нужны новая вторая ступень, топливо и головной обтекатель. Ну и обслуживание плюс прибыль. То есть примерно 22 миллиона долларов.

Умножим 22 миллиона на 10 пусков и добавим стоимость первой ступени. Даже от фонаря докинем к ней по миллиону за каждое обслуживание.

Получается 22 x 10 + 40 + 10 = 270 миллионов долларов, суммарная стоимость десяти запусков с одной и той же ступенью. А теперь стоимость тех же десяти стартов, но в случае новой ракеты на каждом:

62 x 10 = 620 миллионов долларов.

Я напомню, что это очень грубые расчёты, они необходимы только для понимания идеи. Из двух компаний, одна из которых вынуждена каждый раз строить новую ракету, а вторая — использует ступени повторно, вторая может позволить себе продавать запуски почти в два раза дешевле. Для сохранения прибыли она может позволить себе цену в 28–30 миллионов долларов, в то время как конкурент может играться в демпинг только пока запуск окупается : а это около 60 миллионов долларов. Запуск одного Протона стоит 65 миллионов долларов, самой тяжёлой версии Ariane 5 — 150 миллионов евро, а старты Delta IV Heavy оцениваются от 160 миллионов долларов.

Поэтому вопрос многоразового использования — это в первую очередь вопрос контроля рынка. Ниже себестоимость — выше возможности управления ценой. Буквально за пять лет SpaceX благодаря гибкости ценообразования практически вывела с рынка коммерческих запусков Роскосмос и серьёзно отъела потенциальных клиентов у Европейских и американских конкурентов, Arianespace и United Launch Alliance.

Но и здесь деньги сами по себе не являются главной целью компании. Как вы знаете, SpaceX сейчас активно занимается выведением на орбиту собственной группировки спутников Starlink. Она позволит покрыть всю планету постоянным качественным соединением. Однако для размещения на низкой околоземной орбите нужны сотни аппаратов, в идеале — даже тысячи! И при возможности вывести всего 60 спутников за раз запланированный минимум в 12 000 аппаратов потребует целых двести запусков. Поэтому максимальное удешевление одного запуска просто необходимо. Обанкротившийся недавно конкурент Starlink, компания OneWeb, которая должна была обеспечить заказами Роскосмос, не даст соврать.

Подведём промежуточный итог. Если вашей целью является запуск пары десятков тысяч спутников и контроль за рынком запусков, вам просто необходим дешёвый носитель и запас в стоимости для демпинга. Именно два этих компонента можно назвать причиной, почему SpaceX вообще взялась за многоразовость.

Хорошо. Как мы знаем, первые ступени Falcon 9 и блоки первой ступени Falcon Heavy совершают реактивную посадку, то есть замедляются до нулевой скорости при помощи реактивной струи из двигателей. Также должна садиться и будущая ракета Starship, испытания её базового прототипа под названием Starhopper мы наблюдали в прямом эфире. Но почему не использовать самый очевидный способ возврата ступени, парашют?

Этот вопрос, кстати, нам продолжают задавать во время прямых трансляций до сих пор. На самом деле здесь в работу вмешиваются три основных фактора.

Зависимость от погодных условий тоже никто не отменял: сильный порывистый ветер будет уносить ступень далеко от предполагаемого места падения, а сегодняшние метеорологические возможности не позволяют точно предсказать куда именно должна будет приземлиться наша ракета. Да, иногда запуски Falcon 9 переносят из–за плохой погоды около баржи, но всё–таки реактивная посадка оставляет больший диапазон подходящих погодных условий.

Ну и грустный опыт Шаттлов, да и самих “Фэлконов”, показывает, что приводнение в солёную воду океана может серьёзно навредить электронике. При этом возникнут трудности с быстрым повторным использованием ступени, что противоречит заявленным планам компании в виде возможности повторных запусков в течение одних суток после возврата.

Есть конечно и другой способ использовать парашют, предложенный компанией Rocket Lab, но о нём мы поговорим позже. На деле же если вы всерьёз собираетесь возвращать первые ступени своей тяжёлой ракеты–носителя, реактивная посадка является очевидным, самым удобным и самым надёжным способом.

Ну окей, допустим, мы в ракетной компании решили, что нам нужны многоразовые первые ступени. И что их посадка будет реактивной. Давайте теперь выясним, что они должны “уметь”, какими свойствами обладать.

Чтобы ракета туда долетела, мы должны каким–то образом ею управлять, рулить. Здесь пригодятся движки ориентации и самые настоящие решётчатые рули, позволяющие стабилизировать и направлять ступень, взаимодействуя с потоками воздуха, особенно на сверхзвуковой скорости.

Ну и не стоит забывать об ещё одном важном моменте: для реактивной посадки ступени нам необходимо топливо, которое позволит зажигать двигатели. Здесь мы плавно переходим к следующему пункту.

Да, возврат ступени невозможен с пустыми баками. Нам всегда нужно оставить хоть немного топлива, чтобы выполнить на орбите и около поверхности определённые манёвры, о которых поговорим позже.

Falcon 9 — ракета тяжёлого класса, она способна выводить на различные орбиты довольно тяжёлые грузы. И возможность возврата ступени сама по себе зависит от двух переменных: параметров орбиты (высота, наклонение) и массы выводимой полезной нагрузки.

От массы зависит то, сколько топлива в секунду мы будем сжигать, ведь чем она больше, тем большая тяга необходима. А от орбиты зависит точка, в которой первая ступень окажется после отделения от второй.

Поэтому когда мы запускаем лёгкий груз на низкую околоземную орбиту с удачным наклонением, у нас остаётся много топлива, а путь к наземной посадочной площадке совсем небольшой, топлива вполне достаточно.

Как видите, даже в минимальном приближении посадка — комплексный и сложный процесс. Но мы ведь не можем не рассмотреть его более детально.

Итак, начинается всё в момент разделения ступеней. Тут нас ждёт небольшое количество англоязычных терминов. Мы конечно же поясним их смысл, но точных русскоязычных аналогов подобрать невозможно, потому что Роскосмос не занимается возвратом ракет. Рассмотрим сначала вариант возвращения к месту старта. Первая ступень активно маневрирует двигателями ориентации, чтобы уйти от пламени, вырывающемся из двигателя второй ступени. При этом первая ступень ещё и разворачивается. Включает 3 двигателя Merlin для выполнения Boostback burn — этап, который нужен для погашения и изменения направления горизонтальной компоненты скорости ступени. С вертикальной компонентой справится гравитация Земли, нет смысла тратить на неё топливо. Поэтому при возврате к месту старта первая ступень подлетает вверх.

Перед входом в плотные слои атмосферы выполняется Reentry burn: три двигателя зажигаются ещё раз. Ведь перед ступенью, двигающейся на сверхзвуковой скорости образуется ударная волна, в которой воздух сжимается. Из–за этого повышается его температура. Если ступень будет двигаться слишком быстро, то воздух ударной волны может её перегреть, несмотря на имеющуюся жидкостную систему охлаждения.

Во–первых, сама по себе точка посадки. Если речь о суше, то всё понятно: необходимая координата просто находится в центре посадочной площадки. Но как быть с посадкой в океане?

А она тоже точно рассчитана и предопределена! Вопреки расхожему мнению, ступень не летит к дрейфующей плавучей барже. Она направляется в заранее заданную координату, идеальную в плане затрат топлива, в то время как баржа со своей стороны автономно и без управления человеком должна удерживать собственный центр в этой координате. На высоте около 10 километров в работу активно вступает радар на первой ступени: он помогает точно определить, где находится баржа, совпадают ли её координаты с координатами точки посадки и хватает ли топлива для самой посадки. Если что–то идёт не так, ступень автоматически направляется в океан и пытается мягко сесть на его поверхность, чтобы не повредить осколками от возможного взрыва платформу.

Если всё в порядке, начинается завершающий этап.

При подлёте к барже выполняется последнее зажигание двигателей, Landing Burn. Причём рассчитано оно так, чтобы торможение было идеальным и ступень снизила скорость до нулевой ровно в момент касания платформы. Это позволяет избежать удара и подпрыгиваний во время волнения на воде. Хотя удаётся не всегда. Выдвигаются посадочные опоры, которые позволяют мягко сесть, на случай немного жёсткой посадки в опорах есть специальные картриджи, которые, сминаясь, гасят энергию удара…

А затем ступень фиксируется прибывшим персоналом при помощи цепей. При этом у SpaceX есть специальный управляемый удалённо робот OctaGrabber: он должен фиксировать ускоритель при помощи гидравлических домкратов.

Так что в отличие от той же малютки Blue Origin New Shepard, Falcon 9 не зависает над посадочной площадкой: она действительно максимально плавно тормозит до нуля метров в секунду.

Кстати, о Blue origin и прочих конкурентах. Ролик–презентации ракеты New Glenn удивил многих любителей космоса именно тем, что там ступень садится прямо на плавучую платформу во время движения. Обеспечить такую посадку гораздо труднее, поэтому, несмотря на утверждения представителей Blue Origin, будто эта посадка будет более стабильной, я склонен думать, что пока это просто неграмотная анимация, а не реальные планы компании Джеффа Безоса. Скорее всего, New Glenn будут садиться по той же схеме, что и Falcon 9 с Falcon Heavy. Первый полёт ракеты этого семейства запланирован на следующий год, а вот о посадках, помимо того, что они в принципе будут, ничего не известно.

Rocket Lab, которую мы сегодня уже упоминали, планируют другой способ: её лёгкая Electron из углепластика вполне может спускаться на парашютах, правда (помните о вреде солёной воды) не в океан. Парашют должен будет подхватываться специальным вертолётом, который затем мягко опустит ступень на специальное судно. Затея опасная и пока труднопредставимая, но уже в ближайших запусках компания Питера Бека займётся испытаниями этой системы. Зрелище будет очень классное, мы обязательно покажем его в прямых эфирах, которые регулярно проводим на канале. К слову, в марте компания уже успела поймать массогабаритный макет ступени в полёте. Выглядит завораживающе:

Подобный рокетлабовскому подход предлагают и американские конкуренты Илона Маска, United Launch Alliance, только их концепт предполагает возвращение одного двигательного отсека, а не всей ступени. Правда об испытаниях и приблизительных сроках пока ничего не слышно.

О важности многоразовых систем заговорили Европейская Арианспейс и российский Роскосмос, но дальше слов дело тоже пока что не заходило.

Так что ближе всего к реализации многоразовых проектов на момент записи этого ролика, весну 2020–го года, находятся Rocket Lab и Blue Origin. И… сама SpaceX, чей Starship потихоньку строится в виде полноразмерных прототипов и активно готовится к прыжкам на несколько километров.

Система посадки этого летательного средства будет аналогична той, что используется в Falcon 9. Только посадка будет всегда на сушу: мощности системы Starship–Superheavy по планам должно быть достаточно для выведения любых адекватных нагрузок на любую орбиту и возврата “домой” на остатках топлива. Сама “первая ступень” системы, ракета SuperHeavy в будущем должна садиться прямо на стартовый стол, но в первых пусках во избежание аварий будет осуществлять посадку на специальных площадках при помощи опор вроде тех, что есть у Falcon 9.

Но обо всём этом нам только предстоит узнать.

Если же говорить о делах насущных, Falcon 9 — единственная многоразовая ракета. Да, пока мы не знаем, сколько раз она действительно может слетать повторно, во сколько именно обходится межполётное обслуживание, но оно точно дешевле, чем производство полностью новой ступени. А значит, SpaceX верно идёт к своей цели.

Перед вами кадры любительской съемки посадки ступеней сверхтяжелой американской ракеты Falcon Heavy компании SpaceX. Особое внимание привлекает к себе звуковой барьер перед посадкой.

Пользователь offline

Напоминаю методичку:
Вот когда полетит их Falcon 1, тогда поговорим.
Вот когда будут клиенты, тогда поговорим.
Вот когда будет контракт с NASA, тогда поговорим.
Вот когда полетит их Falcon 9, тогда поговорим.
Вот когда построят свой корабль тогда поговорим.
Вот когда он долетит до МКС, тогда поговорим.
Вот когда будут запускать геостационарные спутники, тогда поговорим.
Вот когда придумают, как сажать ракеты, тогда поговорим.
Вот когда посадят хоть одну, тогда поговорим.
Вот когда посадят на баржу, тогда поговорим.
Вот когда начнут сажать после вывода на ГПО, тогда поговорим.
Вот когда полетит б/у ракета, тогда поговорим.
Вот когда запустят свой Falcon Heavy, тогда поговорим.
===вы находитесь здесь===
Вот когда сделают свой Dragon 2, тогда поговорим.
Вот когда начнут возить людей, тогда поговорим.
Вот когда запустят аппарат к Луне, тогда поговорим.
Вот когда научатся сажать корабль без парашютов, тогда поговорим.
Вот когда запустят Red Dragon, тогда поговорим.
Вот когда он сядет на Марс, тогда поговорим.
Вот когда сделают свой марсианский транспорт, тогда поговорим.
Вот когда высадят людей на Марсе, тогда поговорим.
Вот когда колонизируют Марс, тогда поговорим.
Вот когда терраформируют Марс, тогда поговорим.

12 апреля SpaceX провела первый успешный коммерческий запуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy. Носитель вывел на орбиту новый спутник связи Arabsat 6A, при этом SpaceX впервые в своей истории смогла осуществить посадку сразу трех отработанных ускорителей. Посмотрим, как это было.



Несмотря на то, что при сближении ступени с платформой картинка с камеры ненадолго пропала, вскоре видео возобновилось — таким образом мы точно убедились в том, что посадка на баржу прошла успешно (если только в SpaceX не подменили ступень на другую, что крайне маловероятно).

Зачем это нужно?

Успешная посадка всех ускорителей и ступеней необходима для их повторного использования, а это изменит само представление о космических полетах. Например, стоимость ракеты Falcon составляет около 60 миллионов долларов, при этом около 70 процентов ее стоимости приходится как раз на первую ступень, поэтому ее повторный запуск позволит существенно сократить расходы, связанные с производством и запуском ракет-носителей. Представители Space X отмечают, что в будущем планируют увеличить жизненный цикл каждой ракеты и довести число запусков до двадцати. Здесь можно почитать историю о развитии SpaceX и о том, как компания чудом спасла себя от сокрушительного провала.

22 декабря произошло событие, которое может войти в историю мировой космонавтики. Американская компания SpaceX провела очередной успешный запуск ракеты-носителя Falcon 9 с полезной нагрузкой в виде нескольких космических аппаратов, после чего ее первая ступень вернулась на землю и совершила штатную посадку. Таким образом, впервые в истории программы Falcon удалось не только вывести на орбиту полезную нагрузку, но и осуществить успешную посадку первой ступени ракеты-носителя. Ожидается, что в будущем это позволит значительно сократить стоимость вывода грузов на орбиту и тем самым осуществить настоящую революцию в космической области.

Запуск ракеты-носителя Falcon 9 модификации v1.2 состоялся 22декабря в 01:29 по Гринвичу со стартовой площадки SLC-40 космодрома на мысе Канаверал. На борту ракеты находились 11 спутников серии Orbcomm-G2. По имеющимся данным, пуск прошел в штатном режиме. Первая ступень вывела ракету на заданную высоту, после чего отделилась и вернулась на соответствующую площадку космодрома. Вторая ступень после этого вывела полезную нагрузку на орбиту высотой 620х640 км. Необходимо отметить, что успешные запуски ракет Falcon 9 с полезной нагрузкой, в том числе в виде макетов, осуществляются с 2010 года, однако в этот раз впервые удалось выполнить полет по программе, полностью отвечающей исходным требованиям проекта. Главной целью запуска было возвращение первой ступени на землю, после чего ее, как ожидается, можно будет использовать для строительства новой ракеты-носителя.

Через 140 с после запуска первая ступень подняла ракету-носитель на высоту порядка 72 км, скорость полета при этом достигала 6000 км/ч. После произошло отключение двигателей первой ступени и ее отсоединение от остальных агрегатов ракеты. На четвертой минуте полета прошла команда на начало маневрирования перед возвращением на землю. Три двигателя обеспечили разворот ступени для перевода на нужную траекторию. На девятой минуте полета ступень начала вход в плотные слои атмосферы, после чего стартовало торможение при помощи двигателей. Непосредственно перед посадкой двигатели вновь заработали в режиме торможения, при этом были выпущены посадочные опоры. Через 9 мин 44 с после старта первая ступень ракеты-носителя успешно опустилась на посадочную площадку №1 космодрома на мысе Канаверал.



Предстартовая подготовка ракеты-носителя Falcon 9 v1.2, 21 декабря

Напомним, ракета-носитель Falcon 9 v1.2 представляет собой самую новую модификацию семейства, отличающуюся от предшественников рядом нововведений. Главной целью проекта при этом было обеспечение возврата отработавшей первой ступени при запуске полезной нагрузки на любые орбиты. Изменения коснулись конструкции и емкости топливных баков, были усилены силовые элементы первой ступени и т.д. Повышение характеристик привело к росту габаритов и веса ракеты. Ее стартовая масса выросла до 541,3 т, а длина увеличилась до 70 м. Масса полезной нагрузки осталась на прежнем уровне.

Важнейшим нововведением проекта Volume 1.2 стало использование модернизированных двигателей Merlin 1D, отличающихся от предшественников повышенной тягой. Примечательно, что эта версия двигателей развивает полную тягу, допускаемую конструкцией. В случае с предыдущими двигателями имело место намеренное ограничение тяги. В новой конфигурации девять двигателей первой ступени развивают тягу на уровне 6806 кН на уровне моря, а единственный двигатель второй ступени дает тягу порядка 930 кН. За счет изменения тяги время работы двигателей первой ступени сокращено до 162 с, максимальное время работы двигателя второй ступени – 397 с.

На протяжении последних лет компания SpaceX занималась отработкой алгоритмов возвращения и посадки первой ступени. Изначально выполнялись имитационные посадки на воду, после чего появилась возможность начала полноценных испытаний с приземлением на сухопутные площадки или специальные морские суда. Ряд запусков, позволивших вывести на орбиту полезную нагрузку, не завершился удачной посадкой: первые ступени ракет-носителей регулярно получали различные повреждения или разрушались. Только 22 декабря 2015 года удалось провести торможение, спуск и посадку без каких-либо проблем. Возвращаемая ступень успешно выполнила все необходимое маневрирование и совершила мягкую посадку на заданной площадке.

Компания-разработчик ракеты-носителя Falcon 9 довольна своим успехом. Недавний запуск завершился успешным выполнением всех поставленных задач и подтверждает принципиальную возможность реализации существующих планов. Компания SpaceX намерена не только создать проект, но и начать полноценную эксплуатацию новой ракеты-носителя. Достаточно давно специалисты компании-разработчика рассказали о преимуществах предлагаемой архитектуры ракеты и плюсах от возвращаемой первой ступени. За счет возвращения на землю первой ступени, оснащенной девятью достаточно сложными и дорогими двигателями семейства Merlin, планируется резко сократить стоимость запуска ракет и тем самым уменьшить цену доставки грузов на орбиту.

По имеющимся данным, сейчас специалисты SpaceX занимаются изучением возвращенной первой ступени. Результатом этого исследования должна стать оценка работоспособности агрегатов и определение возможности их повторного использования. Далее, таким образом, понадобится провести еще один пуск, который поможет доказать возможность повторного применения уже летавшей ступени. Точные сроки повторного запуска пока не уточнялись. Следующий запуск ракеты Falcon 9 планируется на январь следующего года, но будет ли в нем использоваться уже испытанная первая ступень – пока неизвестно.

Компания-разработчик утверждает, что использование многоразовых первых ступеней позволит добиться значительного сокращения стоимости запуска. Возможность такой работы пока не подтверждена испытаниями, но авторы проекта смотрят в будущее с оптимизмом. Более того, примерное расписание запусков ракет Falcon 9 с той или иной полезной нагрузкой определено на ближайшие несколько лет. Одновременно с практическими запусками будут осуществляться различные исследования, направленные на достижение поставленных целей.



Старт ракеты, 22 декабря (21 декабря по местному времени)

Как видим, до начала полноценной эксплуатации ракет-носителей с многоразовыми первыми ступенями пока далеко. Тем не менее, уже сделан первый реальный шаг в направлении достижения этой цели. Сколько времени займет весь процесс по освоению новых технологий, пока говорить трудно. Вероятно, реальные результаты будут достигнуты к концу текущего десятилетия. Таким образом, в самом ближайшем будущем в космонавтике может произойти настоящая революция.

Ракета-носитель Falcon 9 v1.2 пока решила поставленную задачу только частично: выполнен только один успешный запуск с возвращением и штатной посадкой первой ступени. Тем не менее, учитывая темпы разработки и реализации проекта, уже сейчас необходимо строить прогнозы на будущее и пытаться предугадать, какие результаты для мировой космонавтики будет иметь появление полноценной работоспособной многоразовой ракетной системы. Можно предположить, что завершение проекта Falcon 9 сможет затронуть и российскую космическую программу, являющуюся одной ведущих в мире.

Таким образом, в обозримом будущем основные российские ракеты-носители, в том числе самые новые, смогут сохранять свои позиции на рынке услуг по выводу космических аппаратов на орбиты с различными параметрами. В случае с более отдаленной перспективой ситуация может выглядеть хуже. При существующих характеристиках и возможности сокращения стоимости запусков ракета Falcon 9 в нынешней или новых версиях способна отвоевать определенную долю рынка, потеснив как российские, так и зарубежные аналоги. Вполне возможно, что на определенном этапе объемы запусков таких ракет будут ограничиваться только производственными возможностями компании-разработчика.

Компания SpaceX параллельно с работами по средней ракете-носителю Falcon 9 проектирует тяжелую системы Falcon Heavy с повышенными характеристиками. Утверждается, что эта ракета сможет доставлять на низкую опорную орбиту порядка 53 т груза и до 21,2 т на геопереходную. Разработка проекта Falcon Heavy была анонсирована в 2011 году, а первый запуск изначально планировался на 13-й. В дальнейшем сроки первого пуска, равно как и стоимость, неоднократно корректировались. На данный момент первый запуск запланирован на май 2016 года. Запуск 6,4 т на геопереходную орбиту оценивается в 90 млн долларов США.

В проекте тяжелой ракеты предполагается использовать наработки по Falcon 9, а именно возвращаемые на землю элементы конструкции. Именно за счет этого предлагается уменьшить стоимость запуска и вывода различных грузов на определенные орбиты.

В рамках проекта Falcon Heavy планируется создать ракету-носитель с уникально высокими характеристиками, однако пока это лишь намерения, не подкрепленные практическими результатами. Первый прототип перспективной ракеты взлетит не ранее конца весны следующего года, после чего некоторое время уйдет на отработку различных элементов проекта. Как следствие, сроки реального получения заявленных максимальных характеристик пока не определены. Более того, они могут значительно сдвигаться вправо из-за проблем на том или ином этапе, связанных с необходимостью возвращения некоторых модулей ракеты.

Можно предположить, что дальнейшие перспективы программы Falcon, реализуемой компанией SpaceX, выглядят не вполне однозначно, но в целом позитивно. Существующая ракета Falcon 9 среднего класса уже успешно справляется с доставкой грузов на орбиту, хотя и не отличается успехами в деле возвращения отработавшей первой ступени на землю. Из нескольких полетов, в программе которых была предусмотрена эта процедура, успехом завершился только один. Получится ли повторить этот успех в обозримом будущем – пока не совсем понятно. Тем не менее, уже можно говорить о появлении новой конкурентоспособной ракеты-носителя, которая может потеснить другие системы и занять свое место на рынке.



Посадка первой ступени после полета

Что касается проекта Falcon Heavy, то его перспективы пока туманны. При выполнении существующих планов эта система действительно способна отвоевать заметную долю рынка и отобрать заказы у космических агентств других стран. Тем не менее, разработка этого проекта еще не завершена и, по-видимому, она сталкивается с определенными трудностями. Как следствие, сроки запуска такой ракеты неоднократно сдвигались, а дальнейшие работы будут усложнены как особенностями конструкции тяжелой ракеты-носителя, так и требованиями относительно возвращения агрегатов с последующим повторным использованием.

К счастью для отечественных и зарубежных компаний космической отрасли, в ходе борьбы за рынок компании SpaceX придется столкнуться с множеством конкурентов в лице признанных лидеров рынка из России, США и Европы. Поэтому борьба за рынок вряд ли будет простой, причем это будет касаться и среднего, и тяжелого секторов. Кроме того, не следует забывать, что еще не все главные проблемы решены, из-за чего программа Falcon пока не имеет планируемых преимуществ перед конкурентами.

Тем не менее, несмотря на все вопросы деления рынка, нельзя не признать, что недавний запуск действительно является знаковым событием в истории мировой космонавтики. Он показывает, что частные компании космической отрасли действительно способны не только строить новую технику, но и решать некоторые вопросы, опережая в этом деле признанных лидеров в лице государственных агентств и других структур. 22 декабря частной компании удалось не просто вывести на орбиту груз, но и обеспечить возвращение первой ступени ракеты-носителя на посадочную площадку. Хотя дальнейшие перспективы ракетной техники и рынка пока могут быть предметом споров, вряд ли кто-то не согласится с тем, что в истории космической отрасли начинается новая эпоха.

Читайте также: