Ференц лист этюд метель описание

Обновлено: 18.09.2024

ВВЕДЕНИЕ

Этюды Листа принадлежат к числу самых примечательных произведений этюдного жанра. Как и этюды Шопена, они намного превосходят своих предшественников глубиной содержания и живой, действенной формой воплощения.

Жанр этюда (от французского слова etude — изучение, лат. studium) возник очень давно. Во всяком случае он встречается уже в некоторых из известных нам наставлений по органной игре, относящихся к XVI веку.

Долгое время этюд оставался произведением вспомогательного характера; размер его был строго ограничен поставленной перед ним целью. Этюд обычно представлял собой небольшую пьесу для развития и усовершенствования техники. Чаще всего он основывался на какой-либо одной неизменной фактурно-технической формуле, которая претерпевала различные видоизменения с тем, чтобы играющий мог овладеть ею во всех возможных комбинациях и положениях. Иногда этюд основывался и на нескольких (двух-трех) технических элементах, но его инструктивное назначение все равно оставалось неизменным.

Со временем учебный материал этюда настолько разросся и цели его стали настолько многообразны, что он принял формы, которые уже могли дать исполнителю не только техническую пищу, по и пищу художественную, образно-эмоциональную. Посредством смешения и взаимопроникновения дидактических и эстетических целей возник этюд совсем иного характера значения.

Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Буду вам очень благодарна!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

Подготовила учитель музыки Иванова Надежда Михайловна.

hello_html_556cd1cd.jpg

Конспект урока в 7 классе. Подготовила учитель первой квалификационной категории

Иванова Надежда Михайловна.

Цель урока: дать учащимся представление об особенностях развития музыки и музыкальных образов в камерных жанрах на примере этюдов эпохи романтизма.

углубление знаний о жанрах камерной музыки, знакомство с новым жанром – этюдом;

знакомство с жанром концертного этюда в творчестве романтиков Ф. Шопена и Ф. Листа;

ознакомление с характерными чертами эпохи романтизма;

развитие вокально –хоровых навыков;

осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатлённой в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений.

Тип урока: комбинированный, с применением ИКТ.

Технологии, используемые на уроке:

1. Технология развития ассоциативно – образного мышления школьников.

2. Технология развития процессов восприятия музыкального произведения (методика интонационно – образного и жанрово – стилевого анализа музыкальных произведений).

3. Технология формирования певческой культуры учащихся.

4. Информационно – коммуникационные технологии.

5. Технология преподавания музыки по учебно –методическим комплектам (УМК).

Учитель: Сегодня нас ожидает удивительное знакомство с новым миром музыкальных образов, которые будут раскрываться в произведениях одного жанра. А что это за жанр, вам предстоит определить, основываясь на музыкальных произведениях, которые прозвучат сейчас. Прозвучавшие произведения будут подсказкой в определении темы сегодняшнего урока.

Музыкальная викторина: определить произведение по прозвучавшему фрагменту .

hello_html_34c29b82.jpg

hello_html_3b1ee622.jpg

hello_html_10fd23d7.jpg

2.А.П.Бородин. Ноктюрн из струнного квартета №2.

Учитель: Что объединяет эти произведения?

Учащиеся: Произведения относятся к камерному жанру.

Учитель: Вспомните, что такое камерная музыка?

Ученик : Камерная музыка – музыкальные произведения, написанные для небольшого состава исполнителей, в небольшом помещении.

Учитель: правильно. Итак, кто назовёт тему нашего урока?

Ученик: Камерная музыка.

Попробуем дать определение слову этюд. Воспользуемся учебником.

Учащийся: Этюд - музыкальная пьеса, предназначенная для выработки техники пальцев. Пишется для исполнения на каком – либо инструменте.

Учитель: В каком жанре искусства встречается это понятие?

Ученик: В изобразительном. Этюд – набросок, эскиз будущей картины.

Учитель: Мы с вами познакомимся с музыкой великих композиторов Ф.Шопена и Ф.Листа, которые преобразовали техническую пьесу в высокохудожественное произведение, в котором воплощается музыкальный образ, передаются чувства, эмоции.

Учитель: Что вы видите?

Учащиеся: На этих страницах помещены портреты польского композитора Ф.Шопена и венгерского - Ференца Листа.

hello_html_m64d288e0.jpg

Ученица: Ф.Шопен и Ф.Лист являются яркими представителями романтизма. Это направление в искусстве, которое было распространено в конце 18 - 19 века, характерными для него чертами являлись следующие: особый интерес к национальной культуре, музыкальным жанрам, стремление с помощью средств музыкальной выразительности выразить глубину и богатство внутреннего мира человека, его переживания, показать развитие чувств, музыкального образа.

Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи, романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения.

Ребята, вызывают ли гравюры ощущение звучания музыки определённого характера?

Какую по характеру музыку исполняют композиторы, изображённые на гравюрах?

Ответ учащихся: По эмоциям слушателей, изображённых на гравюрах, можно предположить, что исполняется произведение взволнованное, которое держит слушателей в напряжении. Исполнение этих произведений всех заинтересовало, лица слушателей все обращены на пианистов.

- о характере музыки, выявите средства музыкальной выразительности.

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой музыкальный образ воплощается в этом этюде?

Ответ учащихся: Взволнованная, страстная, с оттенком грусти; быстрый темп, минорный лад, усиление и затихание динамики. Чувства волнения, несогласия, протеста.

Музыкальный образ - драматический.

Учитель: Для сравнения послушаем другой этюд - №10 Ф.Шопена. Записали в своих тетрадях Этюд№10 ми мажор, вопросы те же самые, что были и при прослушивании Этюда №12 (характер, средства музыкальной выразительности, какие чувства вызывает это произведение?)

Ответы учащихся: Спокойная, умиротворённая, мягкая, певучая, светлая; а в средней части – взволнованная, лёгкая; небыстрый темп, мажорный лад, переход в высокий регистр.

Чувства наслаждения, любования, лирические переживания.

Музыкальный образ – лирический.

Учитель: Новаторство композитора проявилось в расширении выразительных возможностей жанра этюда, музыкального образа, средств музыкальной выразительности, определивших музыкальную драматургию пьес.

Учитель: Очень интересное рассуждение, спасибо.

Учитель: Молодцы, вы так же эмоционально исполнили песню, как и пианисты на гравюрах исполняют свои произведения. Понравилось вам быть исполнителями?

Ответ учащихся: Понравилось, но мы пока не добились высокого мастерства исполнения.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

Какому из этюдов Ф. Шопена близок музыкальный образ исполненной песни?

Ответ ученика: Я думаю, что это этюд №10.

Учитель: Продолжаем знакомство с жанром этюда на примере произведения Ф.Листа, венгерского композитора, создателя венгерской классической музыки.

Запишем в тетради название произведения.

2.Что я представил, слушая это произведение?

3.Какие средства музыкальной выразительности способствуют созданию характера музыки?

4. Какому из произведений Шопена близок музыкальный образ этюда Ф.Листа.

Какие черты их объединяют?

Ответы учащихся: Взволнованная, бушующая, временами грозная; можно представить себе, что разыгралась метель, как будто вьюга завывает.

Ответ ученика: Созданию взволнованного, бушующего характера способствует усиливающаяся и временами затихающая динамика, минорный лад.

Ответ ученика: Музыкальный образ этого этюда близок образу Этюда №12 Ф.Шопена.

Спасибо вам за работу, я думаю, что наш с вами музыкальный кругозор расширился, пополнился новыми музыкальными впечатлениями, музыкальными образами.

-Что нового мы с вами узнали на уроке?

Учащиеся: Познакомились с жанром камерной музыки – этюдом на примере творчества композиторов – романтиков Ф.Шопена и Ф.Листа.

Домашнее задание:нарисуйте этюд – эскиз к одному из полюбившихся сочинений.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Но недавно на youtube выложили это произведение в очень хорошем исполнении Николая Луганского. По духу оно гораздо ближе к Аррау. Так что прошу любить и жаловать (из любопытства можно сравнить с Култышевым).

Снег идет - идет уж который день.
Так метет, хоть черный пиджак надень.
Городок замело. Не видать полей.
Так бело, что не может быть белей.

Или - может: на то и часы идут.
Но минут в них меньше, чем снега тут.
По ночам темнота, что всегда была
непроглядна, и та, как постель, бела.

Набери, дружок, этой вещи в горсть,
чтоб прикинуть, сколько от Бога верст -
мол, не зря пейзаж весь январь молил
раз дошло насчет даровых белил.

Будто вдруг у земли, что и так бедна,
под конец оказалась всего одна
сторона лица, одна щека.
На нее и пошли всех невест шелка.

Сильный снег летит с ледяной крупой.
Знать, вовсю разгулялся лихой слепой.
И чего ни коснется он, то само
превращается на глазах в бельмо.

Хоть приемник включить, чтоб он песни пел.
А не то тишина и сама - пробел.
А письмо писать - вид бумаги пыл
остужает, как дверь, что прикрыть забыл.

И раздеться нельзя догола, чтоб лечь.
Не рубаха бела, а покатость плеч.
Из-за них, поди, и идут полки
на тебя в стекле, закатив белки.

Эх, метет, метет. Не гляди в окно.
Там подарка ждет милосердный, но
мускулистый брат, пеленая глушь
в полотнище цвета прощенных душ.

Читайте также: