Фетти моисей перед горящим кустом описание картины

Обновлено: 05.10.2024

Жизнь Моисея

Жизнь Моисея состоит из трех периодов, по сорок лет каждый.

Первые сорок лет он провел в Египте. Он был усыновлен дочерью фараона в трехмесячном возрасте. Когда ему пришлось бежать из Египта ради спасения жизни, он отправился в землю Мадиамскую. Бог явился Моисею в виде горящего куста и повелел ему вернуться в Египет и вывести Израиль из рабства.

Последние сорок лет своей жизни он провел, водя сынов Израилевых по пустыне.

Фактически, в Библии не сказано, что горящий куст (или, так называемая неопалимая купина ), был прообразом церкви. Однако, рассматривая горящий куст и церковь, можно отметить достаточно соответствий между ними, достойных нашего внимания.

Святое место

Когда Бог явился Моисею в виде горящего куста, Бог повелел ему снять обувь, ибо место, на котором Моисей стоял, была святая земля.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
(Исх.3:2-5)

Именно из того куста Бог объявил Моисею Свою волю - вывести Израиль из египетского рабства (Ис. главы 3 и 4).

Церковь - это святое место!

19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,
20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,
(Евр.10:19,20)
17 Но, предлагая сие, не хвалю [вас], что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.
19 Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
20 Далее, вы собираетесь, [так, что это] не значит вкушать вечерю Господню;
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
23 Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб
24 и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
25 Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
26 Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
27 Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
28 Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
29 Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.
30 От того многие из вас немощны и больны и немало умирает.
31 Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.
32 Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
33 Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.
34 А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.
(1Кор.11:17-34)
26 И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.
27 И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,
28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
29 Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего.
(Матф.26:26-29)

Церковь должна провозглашать слово Божие, чтобы освободить грешников от рабства греха.

Из тех же отрывков мы узнаем, что церковь должна наставлять святых. Церковь должна помогать нуждающимся.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
(Гал.6:10)
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
(2Кор.9:12,13)
Церковь также должна осуществлять поклонение (Иоан. 4:24; Евр. 10:25).
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
(Иоан.4:24)

Работа церкви может быть также извращена, как церковь в Коринфе извратила сущность Вечери Господней, превратив ее лишь в пиршество любви (благотворительные обеды) (1 Кор. 11:17-34).

Не было ничего плохого в благотворительных пиршествах, которые устраивали богатые члены общины, пока они не привели к извращению богослужения.

1 Кор. 11:17-34 - отрывок читать выше
12 Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;
(Иуд.1:12)

Находился в пустыне

Горящий куст находился в пустыне и был он, как казалось, ничего уже не стоящим и почти погибшим. Тем не менее, именно из этого куста Бог говорил с Моисеем.

Церковь находится в окружающем ее мире, пустыне греха.

9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие - больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
(1Иоан.5:9)

Многим церковь кажется бесполезной и незначительной. Но Иисус не отдал бы Свою жизнь и не приобрел бы церковь Своей кровью, если бы она была ничего не стоящей.

28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.
(Деян.20:28)
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
(Еф.5:25)

Церковь состоит из спасенных, потому что Сам Господь прибавляет спасаемых к церкви.

47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.
(Деян.2:47)

Пламя не могло поглотить куст.

Это побудило Моисея повернуться и рассмотреть его (Исх. 3:2,3).

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.
3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.
(Исх.3:2,3)

Церковь подвергается жгучим гонениям, даже и в наши дни, но церковь не подвержена и не будет подвержена истреблению.

44 И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,
(Дан.2:44)
18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
(Матф.16:18)
21 Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию,
22 утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие.
(Деян.14:21,22)
7 дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа,
(1Пет.1:7)
12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного,
(1Пет.4:12)

Бог прибывает

Бог был среди горящего куста.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!
(Исх.3:4)

Бог пребывает сегодня в церкви.

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем],
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
(Еф.2:20-22)
27 Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы,
(Кол.1:27)

Церковь — храм Божий.

16 Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?
17 Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы.
(1Кор.3:16,17)

Нам следует осознавать, что Бог обитает в Его святом храме.

4 Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих.
(Пс.10:4)
20 А Господь - во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!
(Авв.2:20)
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
(Евр.12:22-24)

Собрания церкви, таким образом, должны проходить в атмосфере благоговения.

Моисей перед Неопалимой Купиной. Доменико Фетти

На картине есть что-то из этого: люди, ренессанс, святой, человек, книга, вуаль, бог, барокко, два, волосы на лице, меч, кровь, распятие на кресте.

Кому понравилось

Пожалуйста, подождите

На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.

Нужно авторизоваться на сайте

Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).

Вставить картинку на сайт:
Скопируйте и вставьте в исходный код сайта


-->

Все представленные на сайте материалы предназначены для использования в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со статьёй 1274 Гражданского кодекса РФ.

Повествование ощутимо замедляется. Четыре книги охватывают период, по библейским масштабам очень короткий, всего в 120 лет, – срок жизни Моисея. Однако того, что довелось пережить и свершить первому среди библейских пророков, хватило бы и на три жизни. Собственно, он и прожил три жизни, каждую длиной в 40 лет.

Первая – блестящая жизнь египетского вельможи, приемного сына дочери фараона; вторая – мирная жизнь пастуха и семьянина; третья – полная грозных чудес жизнь вождя и законодателя, который освободил свой народ от египетского рабства и был его предводителем в многолетних скитаниях по пустыне.

Моисей, без преувеличения, ключевая фигура Ветхого Завета. Он получил от Всевышнего на горе Синай заповеди, которые легли в основу европейской морали. В мир, где язычники поклонялись идолам, где человеческая жизнь не имела никакой ценности, он принес веру в единого Бога и представление о нравственности. Первые пять книг Ветхого Завета (Пятикнижие) - Тора называют книгами Моисея, ибо, по преданию, именно он передал Книгу, сотворенную Господом, человечеству.

Европейские художники не обошли вниманием библейского Моисея. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на список произведений в конце статьи. И всё же, если учесть, какое исключительное значение имеет этот образ для европейской цивилизации, возникает ощущение, что интерес к нему должен был быть гораздо более глубоким.

Наше недоумение возрастет, если мы вспомним, что ветхозаветные предания воспринимались в христианском мире, в первую очередь, как пролог к евангельской истории. И наиболее почитаемыми становились те персонажи Ветхого Завета, кого считали провозвестниками грядущего явления Христа. Моисею и тут принадлежит исключительная роль. Евангельский Иисус постоянно ведет с ним внутренний диалог, неоднократно цитирует Моисеевы заповеди и, как сказали бы мы сейчас, творчески развивает их.

Если же мы обратимся, собственно, к истории библейского пророка, то увидим, что самым популярным сюжетом было чудесное спасение младенца Моисея. По преданию, фараон приказал уничтожать новорожденных еврейских мальчиков, но находчивая мать Моисея положила младенца в корзинку и пустила ее по Нилу как раз в том месте, где прогуливалась дочь фараона. Принцесса нашла ребенка и взяла его на воспитание. Этот эпизод явственно перекликается с евангельским спасением Иисуса от смертельной опасности. Царь Ирод, подобно египетскому фараону, приказал убивать всех еврейских первенцев, и родители Иисуса спасли своего новорожденного сына, укрывшись в Египте.

Но где же сам Моисей? Младенец в тростниковой корзиночке или на руках у женщины вряд ли может многое рассказать зрителю о будущем пророке и законодателе.

Многочисленные чудеса, свидетелем или творцом которых был Моисей, часто тоже трактовались символически и, даже если прямых сюжетных аналогий с евангельской историей не было, наделялись значением, которое никак не присутствовало в Ветхом Завете. Таково чудо с горящим, но не сгорающим кустом (Неопалимой Купиной), из которого Всевышний воззвал к Моисею и повелел ему вывести народ Израиля из Египта в обетованную Землю. В христианской традиции неопалимая купина стала прообразом Девы Марии и Непорочного зачатия.

Изображая эту сцену на боковых створках алтарей, средневековые и ренессансные художники нередко помещали в центр горящего куста Марию с младенцем на руках. И именно на Богоматерь, а не на Моисея, в первую очередь обращал внимание зритель. Лишь на созданном в начале XVII в. полотне Доменико Фетти мы видим Моисея крупным планом: потрясенный, взирает он на горящий куст.

Но картина Фетти и подобные ей работы немногочисленны. Редко встретим мы произведение живописи, где Моисей был бы в центре композиции. Характерны в этом смысле фрески со сценами из жизни Моисея на стенах Сикстинской капеллы в Ватикане (XV в.). Над этим циклом работали крупные художники итальянского Возрождения: Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пьеро ди Козимо, Лука Синьорелли. На всех фресках мы видим многолюдные массовые сцены. Толпы людей заполняют их настолько плотно, что фигуру Моисея, порой, не сразу и заметишь.

Такая расстановка акцентов не случайна: Пуссен вдумчиво вчитывался в библейские тексты и точно следовал им. Действительно, хотя в Пятикнижии образ Моисея раскрывается в основном через действие, пророк нигде не представлен как вершитель событий, всюду он остается посредником между главными героями повествования - Богом и народом.

Моисей сидит, опершись рукой на скрижали. Историки искусства уже который век ведут нескончаемый спор о том, в какой именно момент скульптор изобразил пророка. Одни полагают - Моисей вдруг увидел, что в то время, пока он был на Синае, люди соорудили себе идола – золотого тельца и поклоняются ему. Охваченный гневом, он вот-вот разобьет оземь скрижали Завета. Другие считают, что Моисей изображен в тот момент, когда он уже обуздал свой гнев.

Пророк поддерживает рукой скрижали, словно оберегая их. Более убедительной кажется третья точка зрения: в этой работе вообще не зафиксирован какой-то определенный момент. Скульптура Микеланджело – обобщенный образ, так сказать, воображаемый портрет Моисея, а скрижали – его характерный атрибут, символ Закона, который он дал людям.

Гневное выражение лица пророка часто объясняют тем, что Микеланджело подспудно отразил в статуе неистовый характер заказчика, папы Юлия II, для гробницы которого создавалась скульптура Моисея, да и свой собственный необузданный нрав. Возможно, это и так, но представляется, что Микеланджело, так же как и за сто лет до него Слютер, очень точно запечатлел тот образ грозного пророка, который сложился в европейской культуре.

Возвращаясь к первоисточнику, библейскому тексту в чистом виде, художник выходит за рамки, которыми ограничило образ Моисея христианство. Моисей Рембрандта воистину мудр, милостив и строг. Озаренный золотым светом, преисполненный спокойной торжественности, стоит он, держа в высоко поднятых руках скрижали, на которых начертаны заповеди на древнееврейском языке.

Удивительная картина Рембрандта выпадает из общего ряда. Но почему же в христианском мире утвердился образ Моисея как человека сурового и гневливого? Видимо, потому, что в сравнении с грозным Моисеем Христос выглядел еще более милосердным. Противопоставление строгого Моисеева закона более человечной Иисусовой Благодати было излюбленной темой христианских теологов со времен апостола Павла. Так, в пасхальных проповедях Закон традиционно сравнивали с суровой зимой, а Благодать - с наступающей теплой весной. Искусство лишь облекало эти умозрительные идеи в зримые формы.

Не будем спорить о достоинствах религий. Не будь христианства, мы не любовались бы сейчас великолепными произведениями искусства. Используя мощную притягательную силу живописи и скульптуры, христиане обратились к чувственному началу в человеке и привлекли на свою сторону массу последователей – простых людей, жаждавших конкретных зримых образов своего Божества. Упорно следуя Моисеевым законам, иудеи веками развивали абстрактное мышление, оттачивали чистую работу разума.

И сегодняшнее человечество, скорее всего, не получило бы такой блистательной плеяды ученых-теоретиков – физиков, химиков, математиков, лингвистов, если бы более трех тысяч лет назад библейский пророк не принес в мир первую абстрактную мысль: идею единого, непостижимого и незримого Бога.

Произведения, посвященные Моисею, в музеях Европы, США, Австралии:

Моисей получает Завет на горе Синай. Мозаика. Ок. 547 г. Церковь Сан-Витале, Равенна. Моисей извлекает воду из скалы. Мозаика. Кон. XII - нач. XIII в. Собор Сан-Марко, Венеция. Клаас Слютер. Колодец Моисея. Ок. 1395-1406 гг. Археологический музей, Дижон. Неопалимая Купина. Створка алтаря работы Н. Фромана. 1476 г. Собор Сен-Савен, Экс.

Сандро Боттичелли. Сцены из жизни Моисея. Фреска. 1481-1482 гг. Сикстинская капелла, Ватикан. Пьетро Перуджино. Путешествие Моисея в Египет. Фреска. 1482 г. Сикстинская капелла, Ватикан. Лука Синьорелли. Завещание и смерть Моисея. Фреска. 1481-82 гг. Сикстинская капелла, Ватикан.

Пьеро ди Козимо. Моисей и скрижали закона. Фреска. Кон. XV- нач. XVI в. Сикстинская капелла, Ватикан. Рафаэль Санти. Нахождение Моисея. Фреска. 1517 г. Лоджии Папского дворца, Ватикан.

Микеланджело. Моисей. 1515-16 гг. Церковь Сан-Пьетро ин Винколи, Рим. Джорджоне. Нахождение Моисея. Ок. 1505 г. Галерея Уффици, Флоренция. Бонифацио Веронезе. Нахождение Моисея. Пер. пол. XVI в. Пинакотека Брера, Милан.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 1570-75 гг. Прадо, Мадрид. Якопо Понтормо. Моисей получает скрижали. Рисунок. 1546-1556 гг. Галерея Уффици, Флоренция. Тинторетто. Моисей извлекает воду из скалы. 1577 г. Скуола ди сан Рокко, Венеция.

Тинторетто. Моисей извлекает воду из скалы. 1570-е гг. Штеделевский институт искусств, Франкфурт-на-Майне.

Гвидо Рени. Моисей. 1600-1610 гг. Галерея Боргезе, Рим. Леандро Бассано. Моисей рассекает скалу. Кон. XVI- нач. XVII в. Лувр, Париж. Доменико Фетти. Моисей перед пылающим кустом. Нач. XVII в. Художественно-исторический музей, Вена.

Клод Лоррен. Нахождение Моисея. 1637-39 гг. Прадо, Мадрид. Орацио Джентилески. Нахождение Моисея. 1630-33 гг. Прадо. Мадрид. Никола Пуссен. Переход через Красное море. 1633-37 гг. Национальная галерея Виктории, Мельбурн.

Никола Пуссен. Поклонение золотому тельцу. 1633-37 гг. Национальная галерея, Лондон.

Никола Пуссен. Моисей извлекает воду из скалы. 1633-1635 гг. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. Никола Пуссен. Собирание манны небесной в пустыне. 1639 г. Лувр, Париж. Никола Пуссен. Моисей извлекает воду из скалы. 1649 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Никола Пуссен. Нахождение Моисея. 1651 г. Национальная галерея, Лондон. Рембрандт. Моисей показывает народу скрижали. 1659 г. Государственные музеи Берлина.

Себастиан Бурдон. Моисей и медный змий. 1653-54 г. Прадо, Мадрид. Себастиан Бурдон. Нахождение Моисея. Ок. 1650 г. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией Хориву.

2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я!

5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога.

7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его,

8 И иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне.

10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?

12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий ([Иегова]). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.

15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

16 Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте.

17 И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течет молоко и мед.

18 И они послушают голоса твоего, и пойдешь ты и старейшины Израилевы к царю Египетскому, и скажете ему: Господь, Бог Евреев, призвал нас; итак отпусти нас в пустыню, на три дня пути, чтобы принести жертву Господу, Богу нашему.

19 Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою.

20 И простру руку Мою, и поражу Египет всеми чудесами Моими, которые сделаю среди его; и после того он отпустит вас.

21 И дам народу сему милость в глазах Египтян; и когда пойдете, то пойдете не с пустыми руками.

22 Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян.

2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.

3 [Господь] сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.

4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простер руку свою и взял его; и он стал жезлом в руке его.

5 Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.

6 Еще сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху. Вынул ее, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.

7 [Еще] сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху. И вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.

8 Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого.

9 Если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды [из] реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.

10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, [и таков был] и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.

11 Господь сказал: кто дал уста человеку? кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? не Я ли Господь?

12 Итак пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить.

13 [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.

14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем.

15 Ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать.

16 И будет говорить он вместо тебя к народу. Итак он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога.

17 И жезл сей возьми в руку твою; им ты будешь творить знамения.

18 И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром.

19 И сказал Господь Моисею в [земле] Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.

20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла, и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.

21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона. А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.

22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой.

23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.

24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.

25 Тогда Сепфора, взявши каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего, и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.

26 И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию.

27 И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошел, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.

28 И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.

29 И пошел Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых;

30 И пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал [Моисей] знамения пред глазами народа.

31 И поверил народ. И услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

Исх 3, 1–22; 4, 1–31


Доменико Фетти. Моисей перед Неопалимой Купиной. XVII в.

Исх 3, 1–22; 4, 1–31

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Феофания в пустыне: неопалимая купина

Призвание Моисея

Призвание Моисея Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды он пас овец у подножия горы Хорив (Синай), которая у мадиамитян называлась горой Божией.

Что такое неопалимая купина?

Что такое неопалимая купина? Неопалимой купиной принято называть упоминаемый в ветхозаветной книге Исхода горящий, но не сгорающий терновый куст, замеченный Моисеем, когда он пас овец своего тестя в окрестностях горы Хорив в стране мадианитян (на Синайском полуострове).

Призвание Моисея.

Призвание Моисея. Исх. 3–4Медленно и постепенно Господь приготовлял Своего избранника к великой миссии. Прошло сорок лет жизни Моисея в изгнании. Ему уже исполнилось восемьдесят лет. Но вот, наконец, настало время, когда Моисей должен был исполнить свое призвание. Однажды

КУПИНА НЕОПАЛИМАЯ

Неопалимая купина

Неопалимая купина После литургии отец Михаил, секретарь монастыря, проводит меня по безмолвному и погасшему храму.План базилики был бы вполне традиционным: прямоугольник с выступом алтарной апсиды и пятью изолированными приделами вдоль каждой стены. Но два из них —

Призвание Моисея

Призвание Моисея На парусах арки перед алтарным сводом, по сторонам двойного окна, разделенного колонкой и обведенного арочками с пурпурной каемкой и орнаментом из четырехлистника, есть еще два изображения Моисея. На одном из них он снимает сандалию перед густо

Читайте также: