Фея сирени из балета спящая красавица описание принцессы

Обновлено: 05.10.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Якутский музыкальный колледж (училище) им. М.Н. Жиркова

на тему «Сказочные образы в балете

студентка 1 курса ОТМ, ДХО

научный руководитель: Р.Р. Давлетова

Краткая характеристика творчества П.И. Чайковского

Список использованной литературы

В ведение

Петр Ильич Чайковский. Трудно представить себе столь громкую и столь заслуженную славу! Немногим художникам довелось при жизни познать не только восторги творчества, но и восторги благодарных слушателей. Чайковский познал и то, и другое.

К 80-м годам – он один из самых признанных композиторов. Его оперы и симфонии звучат едва ли не во всех европейских странах; его гастрольные поездки по городам Старого и Нового света превращаются в триумф русской музыки, а музыкальные газеты и журналы различных стран полны восторженных отзывов и трезвых оценок его искусства.

Предмет: сказочные образы в балете.

Для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- познакомиться с творчеством П.И. Чайковского;

- изучить литературу по данной теме;

- дать краткую характеристику сказочным персонажам балета.

Краткая характеристика творчества П.И. Чайковского

Творчество Петра Ильича Чайковского – яркая страница в истории не только отечественного, но и зарубежного музыкального искусства. На образном и идейном уровне его сочинения развивают традиции европейского романтизма. Стремление же композитора к отточенным и гармоничным формам свидетельствует о глубинной близости его музыки к наследию венских классиков. Его творческая мысль всегда направлена к людям, к широкому кругу слушателей.

Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской музыке. Самые известные сочинения – Первый фортепианный концерт (1875), концерт для скрипки (1878) и Вариации на тему рококо (1876), которая представляет собой масштабную пьесу для виолончели с оркестром, которая воспринимается исполнителями как концерт.

В результате возник совершенно новый по музыкальному воплощению тип балета, который стала подлинной музыкально-хореографической симфонией, где музыка и танец слиты воедино.

Балет состоит из пролога и трех действий. Основой содержания послужила сказка французского писателя конца XVII – начала XVIII века Шарля Перро, опубликованная в 1967 году.

В балете речь идет о принцессе Авроре, дочери короля Флорестана XVI , которая засыпает вечным сном, уколовшись о веретено в день празднеств по случаю своего совершеннолетия – такова месть злой феи Карабос, которую старший дворецкий Каталабют некогда забыл пригласить среди других фей на крестины принцессы. Через сто лет, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире силой любви и мужества разрушает заклятие над спящим царством. Будит красавицу своим поцелуем. Их любовь разрушает злые чары феи Карабос [5, с. 30].

В целом образы балета делятся на реальные (Король Флорестан XIV; Королева; Принцесса Аврора, их дочь; Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана; Принц Дезире) и сказочные (7 добрых фей; Карабос – злая фея; герои сказок Шарля Перро)

hello_html_m790d402c.jpg

В теме феи Сирени есть такая благостная красота, такая мудрая просветленность, какой композитору уже более не суждено было достигнуть. Счастье в этом благоуханном излияний не знает теней, а доброта – оттенка грусти. Эта мелодия-итог, мелодия-вершина – составила сильнейшую сторону музыкальной сказки о спящей красавице:

hello_html_75883a96.jpg

Первая вариация 6 характеризует наивно-простодушную, скромную фею Искренности. Основная тема подвижна, незатейлива и проста:

hello_html_m791991e3.jpg

Вторая вариация – в ритме тарантеллы – рисует портрет живой и стремительной феи Цветущих колосьев:

hello_html_m8fb8c84.jpg

В третьей вариации (Ре мажор) представлена Фея, рассыпаю­щая хлебные крошки. Тема содержит яркие изобразительные штрихи (легкое staccato ). Начальные интонации этой темы, как и начало аллегро, выросли из темы адажио. В целом эта вариация носит характер шутливого, подвижного скерцо:

hello_html_m3716a620.jpg

Музыка четвертого сольного танца (Ре мажор) является, по су­ществу, вариационным развитием темы Феи, рассыпающей хлеб­ные крошки. Здесь охарактеризована фея – Щебечущая канарейка. Мелодия звучит звонко и красочно в верхнем регистре флейты-пикколо, сопровождаемая колокольчиками. Общий характер этого танца также шутливый, скерцозный:

hello_html_m191e2ea2.jpg

Пятый танец – портрет феи Пылких, сильных страстей. Это танец-галоп в остром, подвижном ритме, с сохра­няющимся на всем протяжении характерным затактом:

hello_html_m5ce22e03.jpg

Шестая вариация, посвященная фее Сирени – поэ­тичный лирический вальс с простой мелодией, оплетаемой, как кру­жевом, выразительными хроматическими подголосками в средних голосах:

hello_html_m62572b57.jpg

Вариации добрых фей заканчиваются стремительным общим танцем-кодой (Ре мажор).

Сюита из характерных танцев содержит музыкальные портреты еще одних сказочных персонажей.

hello_html_784729b7.jpg

На смену им снова выходят Золушка и принц Фортюне (вальс). За ними группа новых сказочных персонажей: Мальчик-с-пальчик, его братья и Людоед. Мальчик-с-пальчик в сапогах Людоеда. Его семимильные шаги изображены в музыке большими интервальными скачками, которы забавно контрастируют с прозвучавшей в высоком регистре темой Мальчика:

hello_html_27fac6a8.jpg

Третье действие завершается общими танцами присутствующих. Все ярче и ослепительнее краски, все оживленнее движение, и вот торжественный конец венчает самое светлое и одно из самых богатых музыкой произведений Чайковского. В поединке судьбы и сил жизни победа осталась на стороне жизни. Ее торжество полно, что даже фея Карабос участвует в триумфальном шествии сказок. Так сила разрушения и гибели сама оказывается лишь моментом в великом круговороте развивающейся жизни. [6, с. 309].

Список использованной литературы

Конисская Л.М. Чайковский в Петербурге. – Л: Лениздат, 1976.

Фея Виолант (неистовая)

Фея Крошек (рассыпающая хлебные крошки)

Фея Кандид (чистосердечная)

Фея Флер де Фарин (фея цветущих колосьев)

Карабос, злая фея

Синяя борода и его жена

Кот в сапогах, маркиз де Карабас

Златокудрая красавица и принц Авенан

Ослиная кожа и принц Шарман

Красавица и Зверь

Золушка и принц Фортюне

Голубая птица и принцесса Флорина

Красная шапочка и Волк

Принц Хохлик и принцесса Эме

Мальчик с пальчик и его братья

Людоед и Людоедка

hello_html_47cb44fa.jpg

hello_html_382f5e03.jpg

hello_html_m2cb84cbf.jpg

hello_html_422fa415.jpg

hello_html_b5ebad5.jpg

hello_html_484bc0a6.jpg

1 Петипа Мариус Иванович (1 818 - 1910 ) – французский и российский солист балета , балетмейстер , театральный деятель и педагог . П оставил более 60 оригинальных хореографических постановок, в том числе и балеты П.И. Чайковского.

2 Уильям Шекспир (1564-1616) – английский поэт и драматург.

3 Данте Алигьери (1265-1321) – итальянский поэт, мыслитель, богослов, один из основоположников литературного итальянского языка.

5 Всеволожский Иван Александрович (1835-!909) – русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник.

6 Вариациями в балете называется один из типов сольного классического танца.

7 Герман Августович Ларош — русский музыкальный и литературный критик, композитор

8 Собрание музыкально-критических статей. Авторы: Ларош Г.А.

9 Красовская Вера Михайловна (1915-1999) – балерина, балетовед и историк балета. Заслуженный деятель искусств России.

Спящая красавица

Действующие лица

Описание

балет Спящая красавица

За открывшимся занавесом зрителя ожидает роскошное празднество, устроенное королем Флорестаном в своем дворце по случаю крестин новорожденной принцессы Авроры. Среди гостей присутствуют шесть добрых фей, прибывших, чтобы наградить маленькую дочь короля волшебными дарами. Однако всеобщее веселье внезапно сменяется ужасом, когда в бальный зал врывается злобная и могущественная фея Карабос, разъяренная тем, что ее забыли пригласить на королевское торжество. Она желает отомстить и накладывает на крошку Аврору страшное заклятие, согласно которому принцесса в день своего совершеннолетия на веки вечные заснет, уколов палец обычным ткацким веретеном. После ухода Карабос крестная Авроры, фея Сирени старается смягчить мрачное заклятие, рассказав опечаленной королевской чете, что надежда на благоприятный исход дела есть и их дочь заснет не навсегда, а на 100 лет, а разбудить ее сможет поцелуй прекрасного принца.

В день совершеннолетия Авроры король Флорестан вновь устраивает пышное торжество в саду своего дворца. Дворецкий Каталабют зачитывает указ правителя, гласящий, что каждый, кто пронесет в замок веретено или другие острые предметы, отправится в темницу. Сурового наказания едва успевают избежать придворные ткачихи, которые оказались во дворце со своими рабочими инструментами.


В ходе праздника к красавице принцессе сватаются многочисленные знатные и богатые женихи, которые хороши собой, происходят из королевских семей, галантны и достойны. Но никто из них не способен пленить сердце молодой девушки. Внезапно Аврора замечает в углу сада старуху, в руках у которой веретено. Девушка подбегает к ней, берет веретено в руки и начинает кружиться с ним в танце, воображая, будто она танцует с возлюбленным. Неосторожно касаясь острого конца веретена, Аврора падает, потеряв сознание, и впадает в глубокий сон.

Созванные на бал принцы бросаются, чтобы схватить виновницу несчастья, но старуха, которой обернулась, как оказывается, злая фея Карабос, громко хохочет и исчезает, довольная свершившимся злодеянием. Крестная фея Сирени решает помочь королевской семье в этом невообразимом горе и погружает весь двор в сон вместе с Авророй на целых 100 лет, чтобы все смогли стать свидетелями обещанного чудесного пробуждения принцессы.


Минул век, и вот, пробираясь сквозь густые заросли во время охоты, прекрасный принц Дезире попадает вместе со своей свитой в заброшенный сад. Охотники и сопровождающие начинают танцевать и веселиться здесь. Вдруг на величественной ладье по реке выплывает уже знакомая зрителю фея Сирени. Явившись принцу, она указывает ему путь к замку, где застыли на столетие король и королева, слуги и придворные, где мирно покоится все такая же юная Аврора. Принц в изумлении рассматривает открывшуюся перед ним картину — замершие без движения люди. Он окликает короля, дворецкого, но не получает ответа, а затем замечает и спящую красавицу Аврору. Принц настолько поражен удивительной красотой девушки, что тут же склоняется, чтобы поцеловать ее. От нежного поцелуя принцесса просыпается, а замок и все его обитатели оживают в тот же миг. Принц Дезире просит руки Авроры у ее царственного отца. Сказка завершается торжественной свадебной церемонией молодых.

Фото:





Интересные факты

Людовик XIV

Кот в сапогах и белая кошечка (слушать)

Музыка

спящая красавица история

Несмотря на то, что балет был создан на основе старинной французской сказки, музыка, написанная Чайковским, в своей лирической составляющей и эмоциональной насыщенности — абсолютно русская. В этом балете каждая музыкальная часть является ярким шедевром, развиваясь от сцены к сцене и завершаясь апофеозом торжества любви в форме большого адажио в финале спектакля.

Своим творчеством Чайковский не просто описывает сюжет, он отражает противоречия внутреннего мира человека, ту вечную борьбу света и тьмы, которая идет в душе каждого вне зависимости от эпохи и страны. Музыкальное сопровождение становится завершающим штрихом повествования, его неотъемлемой частью.

Петр Ильич Чайковский

Мариус Петипа

Постановки

Спящая красавица постановки

В 1914 году балет возобновили на сцене Большого театра, но уже под руководством Николая Сергеева, который опирался на записи своего учителя Степанова. Версия Сергеева была в 1921 году привезена в Лондон, а в 1922 году постановка вернулась туда, где она начала свое триумфальное шествие — в Мариинский театр Петербурга.


Существует несколько современных прочтений спектакля, которые используют классическую музыку Чайковского для сопровождения модернисткой хореографии. Одной из таких оригинальных постановок, заслуживающих отдельного внимания, является балет Мэтью Борна — готическая сказка с ярко выраженной любовной линией, где по сюжету Аврора просыпается в современном мире, который, однако, удивительно сюрреалистичен.

Постановка испанского хореографа Дуато — это неординарный взгляд на классическое произведение. Начо Дуато постарался поговорить со зрителями на языке танца и воссоздать очарование волшебства детской сказки, сохранив романтический дух известного произведения.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

(На YouTube видео смотрится, только сюда не встраивается).

Россыпь! Аврора – Ирина Колпакова, принцесса Флорина – Елена Евтеева, Фея Бриллиантов – Габриэла Комлева. И Фея Сирени – известная мне тогда еще только по фамилии Любовь Кунакова.

XXI век на дворе, а я для показа нашей современницы в партии Феи Сирени должна делать скриншот. Недоработка Интернета ))

XXI век на дворе, а я для показа нашей современницы в партии Феи Сирени должна делать скриншот. Недоработка Интернета ))

Первая Сирень, показавшая мне, что партия-то хороша, была и есть высока ростом, пропорционально сложена (и без худобы!), у нее выразительный жест и величественно-добрая аура. Своебразная, интересная внешность. Техничность, музыкальность. И партия доброй феи с самого момента появления из люка до финальной благословляющей мизансцены вдруг засверкала для меня приятным матовым, сиреневым блеском…

Это в том числе потому, что Кунакова добра сама по себе. В фильме 1984 года можно услышать ее бесхитростные слова о том, что она не любит изображать зло, добрых персонажей танцевать – праздник, а вот от Гамзатти даже настроение портится. Но профессия обязывает…

Этот фильм и покажет Кунакову во всей красе, насколько возможно. Еще вот этот, где она – Раймонда 2-го акта (в синей пачке).

Сейчас Любовь Алимпиевна – педагог-репетитор Мариинского театра, и мне отрадно, что она занимается с другой моей любимицей – Викторией Терешкиной. Причем ученица не копирует своего педагога (разве что поначалу немного). На YouTube есть запись их репетиции партии Никии (ну а в фильме выше есть репетиция Кунаковой с Ириной Колпаковой).

Несколько фактов о Любови Кунаковой и ее мнений:

– Как вы думаете, почему во времена СССР солистов балета, много и достойно танцующих даже после официального выхода на пенсию, было больше?

– Ваши ученицы в Мариинском театре танцуют согласно своим природным данным?

Любови Алимпиевне мои пожелания крепкого здоровья и всего самого хорошего! А вам спасибо за чтение, и не забудьте поделиться впечатлениями о сегодняшней героине.

Балет-феерия в 3 актах (с прологом и апофеозом).

Композитор П. Чайковский, сценаристы (по сказкам Ш. Перро) И. Всеволожский и М. Петипа, балетмейстер М. Петипа, художники Г. Левот, И. Андреев, К. Иванов, М. Шишков, М. Бочаров, дирижер Р. Дриго.

Премьера состоялась 3 января 1890 года в Мариинском театре.

Действующие лица:

  • Король Флорестан XIV
  • Королева
  • Принцесса Аврора, их дочь
  • Принц Шери
  • Принц Шарман
  • Принц Флер де Пуа
  • Принц Фортюне
  • Каталабют, старший дворецкий короля Флорестана
  • Принц Дезире
  • Фея Сирени
  • Добрые феи: Фея Канареек, Фея Виолант (неистовая), Фея Крошек (рассыпающая хлебные крошки), Фея Кандид (чистосердечная), Фея Флер де Фарин (фея цветущих колосьев)
  • Карабос, злая фея
  • Дамы, сеньоры, пажи, охотники, слуги, духи из свиты фей и др.

Действие происходит в сказочной стране в сказочные времена с промежутком сто лет.

1. Авроре исполнилось 20 лет. Начало праздника в дворцовом парке омрачено сценой с поселянками. У них обнаружены запрещенные вблизи дворца иголки. Король хочет их сурово наказать, но стоит ли портить торжество? Общее веселье, танцы крестьян. Выход Авроры. Она танцует с четырьмя женихами, не отдавая никому из них предпочтения. Все любуются юной принцессой. Аврора замечает старуху с веретеном, с любопытством выхватывает его из ее рук и, размахивая им, продолжает танец. Внезапная боль от укола веретена пугает принцессу. Она мечется из стороны в сторону и затем падает бездыханная. Все в ужасе. Старуха скидывает плащ — это торжествующая Карабосс. Напрасно женихи обнажают шпаги, фея исчезает. Фонтан в глубине сцены освещается магическим светом, появляется фея Сирени. По ее указаниям принцессу уносят в замок, следом идут придворные. Волшебница взмахивает палочкой, и все застывает. Кусты сирени закрывают замок, подвластные фее существа сторожат его покой.

2. Прошло сто лет. На берегу широкой реки охотится принц Дезире. Во время завтрака на природе его свита развлекается. Стрельба из лука, танцы. Принц устал и велит продолжать охоту без него. На реке появляется роскошная ладья. Из нее выходит фея Сирени — крестная мать Принца. Дезире признается ей, что его сердце свободно. По знаку палочки феи в скале видна спящая Аврора. Вместе с подругами призрак принцессы появляется на сцене. Своими танцами они пленяют юношу. Принц восхищен, но тень ускользает от него и исчезает в скале. Дезире умоляет фею Сирени указать ему, где найти это небесное существо. Они садятся в ладью и плывут. Пейзаж становится все более диким (панорама). В свете луны появляется таинственный замок. Фея ведет Принца через закрытые ворота, видны спящие кони и люди. Слышна тихая музыка.

3. Свадьба Авроры и Дезире. Эспланада дворца Флорестана. Выход Короля, Королевы, новобрачных со свитой и фей Бриллиантов, Золота, Серебра и Сапфиров. В большом полонезе шествуют герои волшебных сказок. Здесь Синяя борода и его жена, Кот в сапогах, маркиз де Карабас, Златокудрая красавица и принц Авенан, Ослиная кожа и принц Шарман, Красавица и Зверь, Золушка и принц Фортюне. Следом идут Голубая птица и принцесса Флорина, Белая кошечка, Красная шапочка и Волк, Принц Хохлик и принцесса Эме, Мальчик с пальчик и его братья, Людоед и Людоедка, фея Карабосс на тачке, везомой крысами, а также добрые феи во главе с феей Сирени. Большой дивертисмент, где танцуют феи и сказочные персонажи. Па-де-де Авроры и Дезире. Финальная общая кода.

Инициатива появления на петербургской сцене балета по известной сказке Перро исходила от директора Императорских театров Ивана Всеволожского. Этот вельможа был европейски образован, сочинял пьесы, недурно рисовал, получил неплохое музыкальное образование. В августе Чайковский получил подробный сценарий будущего балета, который пришелся ему по душе. Сценарий, во многом совпадавший с приведенным выше окончательным либретто, во многих деталях выгодно отличался от сказки Перро: появились новые персонажи, сценически выгоднее обрисовывались места действия. Авторами сценария (он был без подписи) являлись Мариус Петипа и, вероятно, сам директор.

А. Деген, И. Ступников

История создания

Музыка

Большой вальс I акта — один из ярчайших номеров балета. Знаменитая музыкальная Панорама II акта иллюстрирует путь волшебной ладьи. Музыкальный антракт, соединяющий первую и вторую картины II акта, — соло скрипки, интонирующей прекрасные мелодии любви и грез. Нежному звучанию скрипки отвечают гобой и английский рожок. В III акте Pas de deux Авроры и принца — большое Адажио, звучащее как апофеоз любви.

Пётр Ильич Чайковский


Фея Сирени обрисована плавной, неторопливо развертывающейся певучей мелодией баркарольного типа с ровно пульсирующим сопровождением, вызывающим чувство ясного безмятежного покоя.


В отличие от неуловимо изменчивой темы Карабос она устойчиво сохраняет свой мелодический рисунок и подвергается только внешним фактурным изменениям.

Драматургическими узлами, центрами сплетения основных действующих сил являются финалы пролога и первого акта, а также большая картина феи Сирени и принца во втором акте. Неожиданное появление феи Карабос в прологе на праздновании крестин новорожденной принцессы Авроры и ее грозное предсказание о вечном сне принцессы вызывает общее смятение. В этой сцене получает широкое развитие тема Карабос, принимая гротескные очертания; отрывистые звучания деревянных духовых инструментов придают ей особый мертвенно холодный жесткий колорит. Но следом за этим появляется светлая, завораживающе ласковая тема феи Сирени; сон будет не вечным, говорит она, и Аврора проснется от поцелуя прекрасного принца. Пролог оканчивается торжествующим звучанием этой темы, в которое вплетаются только отдельные обрывки темы Карабос, в гневе покидающей дворец.



Читайте также: