Графическая композиция в стиле египетских изображений на тему сбор урожая

Обновлено: 04.07.2024

Я о любви спою. Художник Грант Сукиасян За счастье просто жить Я принимаю данность.

ஐ♥Ты так изысканна. Giuseppe Armani♥ஐ Ты так изысканна и так неж.

Антикварная лавка. Серебро. 1. 2. 3. 4. 5. .

Потрясающе красиво! АНТИКВАРНАЯ ЛАВКА. СЕРЕБРЯНЫЕ КОФЕЙНИКИ. 1. .

-Рубрики

  • 100 красивых мест России (32)
  • ПОЛИГЛОТ (11)
  • английский язык (5)
  • русский язык (4)
  • SOS . (15)
  • Антиквариат (81)
  • Архитектура, памятники (573)
  • Аудио-, аудиокниги (68)
  • Афоризмы, цитаты (256)
  • Бизнес (36)
  • Видео (785)
  • Вечерний кинозал (100)
  • Мультфильмы (4)
  • Вокруг света (828)
  • Франция (94)
  • Германия (53)
  • Англия (35)
  • Италия (31)
  • Япония (25)
  • США (19)
  • Испания (14)
  • Швеция (11)
  • Австрия (9)
  • Китай (7)
  • Индия (6)
  • Бельгия (6)
  • Чехия (5)
  • Прибалтика (5)
  • Египет (3)
  • Польша (2)
  • Нидерланды, Голландия (2)
  • Германия (76)
  • Дворцы и Замки (265)
  • Версаль (9)
  • Эрмитаж (3)
  • Дизайн, мода (462)
  • Бохо стиль (154)
  • Шебби шик в одежде (16)
  • Винтажные модели, ретро (62)
  • Дом, быт, уют (480)
  • Домоводство (113)
  • Советы хозяйке (49)
  • Живопись, графика (777)
  • Животные, птицы, рыбы (257)
  • Идеи (322)
  • Идиотизмы (54)
  • Иллюстрации, картинки (178)
  • Интересное (1398)
  • Интернет, компьютер (404)
  • Интерьер, дизайн интерьера, мебель (352)
  • Винтажный интерьер (85)
  • Декупаж (35)
  • Шебби шик (32)
  • Искусство (596)
  • История (821)
  • Карикатура (71)
  • Кино, актёры (322)
  • Красота и здоровье (504)
  • Здоровое питание (84)
  • Диета для похудения (31)
  • Салон красоты (28)
  • Красота тела, физкультура, фитнес (26)
  • Креатив (170)
  • Куклы (35)
  • Кулинария, рецепты (1083)
  • Выпечка (92)
  • Кондитерские изделия (46)
  • Культура (362)
  • ЛиРу (107)
  • Литература (274)
  • Личность (622)
  • Пётр I (2)
  • Марианна Ви (4)
  • Медицина, здоровье (422)
  • Диета при заболеваниях (88)
  • Физкультура при заболеваниях (17)
  • Миниатюра (27)
  • Парки миниатюр (1)
  • Мифы и легенды (101)
  • Мужчина и Женщина (257)
  • Музеи (127)
  • Эрмитаж (3)
  • Музыка (305)
  • Народная медицина (337)
  • Наука, современные технологии (62)
  • Образование (105)
  • Остсрожно . (28)
  • Парки и сады (260)
  • Позитив (195)
  • Полезная информация (1077)
  • Поэзия (187)
  • Природа, пейзаж (443)
  • Психология (147)
  • Путешествия, отдых, туризм (744)
  • Развлечения, досуг (193)
  • Разное (221)
  • Растения, флора, ботаника (188)
  • Рейтинг (23)
  • Рекорды и рекордсмены (54)
  • Религия (43)
  • Ретро (179)
  • Россия (229)
  • Рукоделие (304)
  • Вязание спицами (66)
  • Шитьё и моделирование одежды (47)
  • Вязание крючком (39)
  • Авторские модели Светланы Волкодав (14)
  • Вышивка (5)
  • Страны, города (929)
  • Строительство, здания (343)
  • ландшафтный дизайн (79)
  • Тайное и неизведанное (63)
  • Театр, кино, балет, эстрада (278)
  • Фотография (1364)
  • Фотошоп, анимация (66)
  • Хобби, ремесло, прикладное искусство (529)
  • Роспись, настенная роспись, панно (75)
  • Фарфор, посуда, статуэтки (54)
  • Декупаж (45)
  • Батик, роспись по шёлку (7)
  • Вышивка шёлком (3)
  • Художники (691)
  • Цветы, цветоводство, флористика (392)
  • Комнатные растения (55)
  • Ювелирное искусство, бижутерия, украшения, аксессу (136)
  • Авторские работы, мастер-классы (33)
  • Драгоценные камни (30)
  • Бисер, бисероплетение (11)
  • Юмор (647)

-Ссылки

-Видео

Красота опыления. 24.11.2011 --> Смотрели: 142 (4) In-grid " In Tango " ( 2002 ). 12.09.2011 --> Смотрели: 250 (1) Ёлка - "Хорошее настроение" 22.06.2011 --> Смотрели: 132 (0) Ёлка - "Мальчик-красавчик" 22.06.2011 --> Смотрели: 167 (0) Ёлка - "Прованс" 22.06.2011 --> Смотрели: 149 (2)

-Музыка

-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Общая

Общая 22:24 24.09.2009 Фотографий: 5

-Поиск по дневнику

-Статистика

Египетский стиль.

- Скажи мне это в профиль, если ты мужчина!
(кинофильм "Астерикс и Обеликс: миссия Клеопатры")

3437398_81rokoko (700x466, 161Kb)

Египетское искусство – исторический тип искусства, один из самых древних на Земле. Этот стиль - первый из величайших стилей мировой культуры выделяется лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. Унифицированные художественные формы, строго упорядоченная орнаментика, характерное иероглифическое письмо, роскошные колонны и фрески украшали помещения.

Главные отличительные черты египетского стиля:

в архитектуре — стремление к колоссальности и прочности, с соблюдением, однако, соразмерности между отдельными частями сооружения и гармоничности всех форм и линий, через что достигалось своеобразное величие;

в ваянии и живописи — старание не столько передавать с точностью формы и явления видимого мира, сколько пользоваться ими как языком для выражения религиозных представлений или для повествования об исторических событиях и фактах обыденной жизни;

пиктография - общая первоначальная основа и письменности, и искусства Египта.

Изображение для египтян – это прежде всего знак, священный знак-образ, обладающий животворной силой. Создать изобразительный знак предмета – значило сберечь и увековечить его жизненную силу.

Иероглиф с изображением
священного жука египтян –
скарабея

Египетские иероглифы

К этому надо прибавить, что художественная деятельность египтян, при всем пристрастии их к лицевым изображениям, была обращена, главным образом, на архитектуру, рядом с которой другие две отрасли, скульптура и живопись, играли лишь подчиненную ей роль.

Стефен Фабиан
"Сфинкс"

Бюст (маска)
египетского фараона
Тутанхомона

Иллюстрация
египетской мифологии

Древнеегипетские
серебряные украшения.
Солнце и
египетские символы

Древнеегипетские
серебряные украшения.
Кольцо с крестом Анх

Следующей важной особенностью египетского искусства является тотемизм. В отличие от религии древних греков, уподоблявших своих богов человеку, у египтян изображения животных не превращались в атрибуты божеств, а становились их ипостасями – воплощениями божества.

Бог Сет в игре
"Dangeons and Dragons"

Бог верхнего
Египта – Сет

Бог Анубис в игре
"Dangeons and Dragons"

Пантеон египетских богов очень велик. Но высшим культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара со множеством простертых рук-лучей; изображали его соколом, тельцом. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте, - символизировал солнечный луч.

В изобразительном искусстве Египта важное место занимают кошки. Богиня Баст, первоначально, вероятно, бывшая львицей, стала отождествляться с кошкой и изображаться в виде женщины с кошачьей головой. Бронзовые изваяния богини изображают ее в антропоморфной форме с систром в руке, или в зооморфной, в иероглифической позе. Как животное солнца, фигурки кошек часто несут элементы, связанные с солнцем - крылатый скарабей на груди и жук-скарабей на голове.

Баст

Богиня Бастет
в игре
"Dangeons and Dragons"

Богиня-кошка Баст,
магазин
Egyptian Palace

Статуэтка
богини Баст
из ее храме
в Бубастисе

Стены, пилоны, колонны, как правило, испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной "египетской" позе - голова и нижняя часть тела - в профиль, а туловище и руки - в фас.

Египетская ваза
с изображением
царской четы,
магазин Egyptian Palace

Египетский стол,
магазин Egyptian Palace

Ваза фараона,
магазин
Egyptian Palace

Кресло фараона,
магазин Egyptian Palace

Искусство Нового царства величественно, но в нем пробивается пламя земного чувства, размышлений, тревог. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо роскошным, относительно светский дух проникает и в искусство. В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфисты и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин.

В египетских постройках встречается 3 типа колонн:

a) капитель храма
у деревни Дендера

a) капитель храма
в городе Эсне

a) капитель храма
на острове Филе

Папирусовидная
колонна

гаторическая - капитель с изображением головы богини Гатор - женщины с головой собаки;

папирусовидная - капитель в виде связки папируса;

лотосовидная - капитель в виде цветка или бутона лотоса.

Столбы портика и поминального покоя, имеющие вначале весьма простую форму параллелепипеда, покоящегося на четырехугольной плите (базе) и несущего на себе такую же абаку, превращаются потом, через отсечение ребер, в восьмигранные, причем база становится круглой. Далее, из восьмигранного столба, опять-таки через отсечение ребер, образуется 16-гранный. Наконец, грани теряют свою плоскую поверхность и обращаются во впалые желоба; самый столб становится тоньше к вершине. Не довольствуясь таким простым типом, архитекторы стараются придать колонне более красивый вид, заимствуя для нее мотивы из местной растительности. Уже в бени-хассанских гротах встречается колонна очень оригинальной формы: четыре громадных стебля, оканчивающиеся вверху еще нераспустившимися цветками лотоса, связаны в один пучок как бы несколькими обручами, между которыми просунуты небольшие распорки. Впоследствии стебли сливаются воедино, колонна становится совершенно цилиндрической, но ее капитель сохраняет постоянно форму нераспустившегося цветка лотоса. Из источника местной природы произошел также другой тип египетской колонны, а именно такой, в котором капитель имеет вид раскрывшегося цветка лотоса с четырьмя, восемью и более лепестками.

Между капителью в форме распустившегося цветка и архитравом перекрытия египтяне помещали маленькую плиту-абаку, не видную снизу и создававшую зазор между потолком и колонной.

Дэвид Робертс,
Храм в Филэ

Дэвид Робертс,
Храм в Филэ

Дэвид Робертс,
Храм в Эдфу

Архитектура последнего, греко-римского, периода уже носит на себе печать упадка и иноземного влияния. К числу разновидностей капители прибавляется одна чрезвычайно оригинальная, делающаяся весьма обычной в это время: капитель образуют четыре маски богини Гатор, поддерживающие по небольшому желобчатому карнизу; над карнизами находится подобие равностороннего пилона с изображением на каждой стороне ворот, вероятно — входа в загробное царство.

Скульптура Египта, во все продолжение его исторической жизни, оставалась верной спутницей архитектуры, подчиняясь ее требованиям и служа к украшению ее сооружений. Что касается до барельефов, то они в рассматриваемую пору, точно так же, как и впоследствии, существенно отличались от того, что мы разумеем теперь под этим словом. Их исполняли таким образом: на гладкой поверхности камня художник чертил черной краской контур изображения, после чего, с помощью резца и молота, выбивал до некоторой глубины все те места рисунка, которые приходились для фона. Рельефам подобного рода присвоено название плосковыпуклых, или колайнаглифов. Иногда художники поступали наоборот: оставляли выпуклым фон и делали впалым самое изображение (плоско-впалые рельефы).

Храм бога Хоруса.
Одна из двух
гранитных статуй бога
у входа,
в шапке фараона

Барельеф и статуя Сета

Колоссальная статуя
Аменхотепа IV,
18 династия,
Египетский музей,
Каир

Живопись египтян трудно отделить от их скульптуры, ибо, помимо того что характер и направление этих двух художественных отраслей были одинаковы, — каждая из них служила дополнением и пособием для другой. Статуи и барельефы оживлялись раскраской, скульптура подготовляла контуры для живописи. В некоторых погребальных пещерах найдены неоконченные картины, позволяющие нам судить о технических приемах египетской живописи: работу начинал скульптор, вырубая очерченный контур изображения и сообщая ему незначительную рельефность; после того вся поверхность покрывалась тонким слоем гипса, и уже на этом грунте живописец начинал работать водяными или восковыми красками. Условность композиции и рисунка усиливалась условностью красок. Последние были ярки, без переходов из тона в тон, без намека на гармоничность. Контуры обозначались резко, красной краской, и ретушировались в некоторых местах черной. Египтян было принято изображать смуглыми, коричневато-красными, египтянок — более нежного, желтовато-розового цвета; телу иностранцев придавался различный цвет, чаще всего серовато-желтый. Боги, смотря по их символическому значению, окрашивались то в коричневый, то в голубой, зеленый или желтый цвета. В ущерб цельности общего впечатления, с большою подробностью выделывались узоры на одеждах, головные уборы и прочие околичности, но опять-таки без всяких нюансов. Главным призванием живописи было украшать собой произведения архитектуры. Камеры усыпальниц, стены, колонны, даже потолки в храмах и дворцах покрывались сплошь лицевыми изображениями, словно пестрыми коврами.

В росписи ранней керамики встречаются лишь абстрактные мотивы: точки, зигзаги, спирали, волнистые линии, треугольники, кресты, круги, овалы. С развитием тотемизма сосуды все чаще стали украшать изображениями священных животных: барана, быка, крокодила, коровы, змеи, рыбы и т.д. – добрых “помощников” и “защитников” человека.

Постепенно все большее значение приобретает культ Солнца и других светил. В религиозной символике Древнего Египта происходит окончательная декоративная стилизация натурального прототипа. В основу содержания декоративного и орнаментального искусства легли растительные мотивы – лотос, папирус, пальмы виноградные лозы, ветви плодовых деревьев, а также изображения птиц, рыб и зверей.

В рельефах Древнего царства утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу через одинаковые интервалы, часто с ритмическими повторами жестов.

Характерный для
египетских интерьеров
настенный рисунок

Настенная живопись
в гробнице

Для дизайна в египетском стиле нередко используют мотив камня, пирамид, гробниц в песочной и золотой гамме. Кошка, сидящая в классической позе, украшенная ошейником или диадемой – верная ссылка на древний Египет.

Изображения предметов и людей методом конструирования частей рисунка попеременно в профиль и фас также четко характеризует египетскую живопись и орнамент.

Следует заметить, что при обрамлении дизайна фигуры людей и изображения растений (лотоса, папируса) редко используют для вертикальных линий. Разделение дизайна по вертикали происходит путем использования египетских иероглифов (часто в прямоугольной рамке со скругленными углами) или колонн. Кроме того в декорировании встречаются полосатые орнаменты, происходящие от клафта - платка фараона с концами, спускающимися на плечи, - а также жезла и плети - символов фараонской власти.

Проект
египетского кинотеатра,
Монреаль

Египетский
театр Grauman's,
открыт на Голливудском
бульваре в 1922 году

Стиль древнего Египта на папирусе

Шикарные обои на самого высокого качества! Выберайте обои и сохраняйте себе на рабочий стол или мобильный телефон - есть все разрешения! Огромная коллекция по самым разным тематикам только у нас! Чтобы быстро найти нужное изображение, воспользутесь поиском по сайту. В нашей базе уже более 400 000 шикарных картинок для рабочего стола! Не забывайте оставльять отзывы под понравившимися изображениями.

1 Особенности цветового восприятия Вам предлагается несколько интерьеров, выполненных в технике графики. Используя одну из предложенных композиций, решите её в цвете, предложив два варианта. Например, в одном варианте интерьер располагается на южной стороне дома, в другом на северной либо один интерьер комнаты пожилого человека, другой вашего ровесника. Учебные работы 49

2 Цвет и свет в пространстве интерьера Разделите лист бумаги на четыре части, в каждой из них нарисуйте прямоугольник, в котором выделите три горизонтальные зоны: пол, стену, потолок. В центре стены обозначьте окно. Работу выполняйте гуашью или в технике аппликации. Используйте набросок для работы над интерьером комнаты с угловой перспективой. Вспомните о приёме загораживания, применяемом для увеличения эффекта глубины. Ось симметрии Точка схода Линия горизонта Фронтальная перспектива Цвет в психологии и искусстве Цель: изучение символики цвета и его роли в жизни человека. организовать работу в группах, распределить между ними цвета; провести исследования с помощью справочной литературы и интернет-ресурсов; проиллюстрировать исследования фотографиями; создать беспредметную композицию в технике отрывной аппликации, иллюстрирующую одно из чувств: тепла и динамики, свободы и статики, холода и равновесия; используя программу PowerPoint, провести презентацию работы. 55

4 Дизайн и авангардное искусство ХХ века Взяв за основу любой предмет (диван, люстру, буфет, кофеварку и др.), создайте его дизайнерское решение в двух вариантах: по мотивам конструктивизма и скандинавского стиля. Работу выполните в графике карандашом и тушью. Обратите особое внимание на решение внешней формы предмета в соответствии с его предназначением. Любой, даже хорошо знакомый предмет может приобрести новую форму в целом или в отдельных элементах. Традиционная форма чайника П. Портогези. Чайник г. Чайник гг. ВХУТЕМАС М. Грейвз. Чайник-птица г. 89

5 Декоративно-прикладное искусство и дизайн 90 Декоративно-прикладное искусство народов России Цель: исследование традиционных промыслов народов России. организовать работу в малых группах, распределить между ними темы для исследования; провести исследования с помощью справочной литературы и интернет-ресурсов; проиллюстрировать свои исследования фотографиями; создать альбом, в котором будут представлены произведения декоративно-прикладного искусства народов России с краткой исторической справкой к каждому из них; выполнить фрагменты орнаментов, декоративных сюжетов графическими материалами; подготовить галерею изображений или видеосъёмку природного ландшафта региона, искусство которого будет представлено, с музыкальным сопровождением; провести презентацию. При подготовке презентаций обратите внимание на характерные формы изделий конкретного промысла, колорит, орнаментальные узоры и особенности их расположения. Выявите геометрические и растительные мотивы, отражающие особенности конкретного региона России. Дизайн вчера и сегодня Цель: исследование стилей в дизайне. организовать работу в малых группах, распределить между ними темы для исследования; провести исследование одного из стилей в дизайне по плану: рассказать о месте и обстоятельствах рождения стиля; назвать характерные направления творческих поисков художников-дизайнеров, их общие и индивидуальные позиции; показать связь стиля с предыдущими и последующими направлениями в дизайне; материал исследований оформить в виде пояснительной записки, в которой отразить творческие поиски группы; подготовить презентацию и оригинальный творческий продукт (проект, макет, живопись, произведение декоративно-прикладного искусства и др.), который наиболее полно отображает выбранный стиль.

8 Искусство Древнего Востока Пир в саду. Рельеф дворца Ашшурбанапала в Ниневии Царь Ашшурнасирпал во время охоты на львов. Рельеф 4. Создайте две объёмно-пространственные композиции по мотивам культур Древнего Египта и Месопотамии в технике бумажной пластики. Работу выполняйте коллективно, распределив объекты изображения. Договоритесь о масштабе изображаемых объектов. Сначала начертите развёртку пирамиды, предусмотрев дополнительные полосы для склеивания частей. Работу выполняйте из толстого ватмана или бумаги для акварели. В качестве основы для композиции используйте большой лист картона. Используйте клей ПВА он не оставляет следов, быстро и качественно склеивает бумагу. Фигуры людей сделайте плоскими (на ступнях фигурок также можно оставить дополнительные полоски для приклеивания к картону). 137

Живопись Древнего Египта. Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Живопись Древнего Египта. Расписная панель VIII-IX в. до н. э.

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Живопись Древнего Египта. Живопись Древнего Египта. Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет, 1976–1794 гг. до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фреска с садом и бассейном в поместье Небамона, 1350 до н. э.

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Живопись Древнего Египта. Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э.

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

  • Белый. Символ утренней зари, победы и ликования. . Символизирует смерть и возрождение в загробном мире. ассоциировался с выжженной солнцем бесплодной землей и означал зло. Красным писали бога-братоубийцу Сета и вредоносных животных.
  • Желтый. Одна из любимых красок у египтян. Означала вечность и божественную сущность. надежды, возрождения и молодости. Характерен для воскресшего бога Осириса. . Означал воду и новую жизнь.

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи в Иераконполе, Додинастический Египет

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Живопись Древнего Египта. Гуси. Роспись гробницы в Медуме, начало 3 тыс. до н. э.

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

В эпоху Нового царства живопись, как и культура в целом, достигает высшего расцвета. Мастера смелее обращаются с нерушимыми прежде канонами и используют более широкую цветовую гамму с полупрозрачными слоями. Взаимодействие с другими азиатскими народами приносит интерес к орнаментам и высокой детализации. Поскольку этот период связан с успешными завоеваниями, в росписях часто воспроизводятся военные сцены. Появляются изображения фараона на боевой колеснице, заимствованной у побежденных племен.

Живопись Древнего Египта. Остракон с изображением акробатки, XII век до н. э.

Живопись Древнего Египта. Фрагмент росписи гробницы Небамона, ок. 1400 до н. э.

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Живопись Древнего Египта. Пример фаюмского портрета

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

Читайте также: