Хлопотать запереть росток заблестел скакалка собирать

Обновлено: 05.10.2024

За это задание ты можешь получить 1 балл. Уровень сложности: базовый.
Средний процент выполнения: 64.6%
Ответом к заданию 9 по русскому языку может быть последовательность цифр, чисел или слов. Порядок записи НЕ имеет значения.

Алгоритм решения задания 9:

  1. Подчеркиваем в условии то, что нужно найти.
  2. Выделяем корни в каждом слове.
  3. Находим корни с чередованием.
  4. Пытаемся подобрать к оставшимся проверочные.
  5. Исключаем то, что не подходит по условию.
  6. Выписываем в ответ номера подходящих строк.

Внимание: в ответе может быть от 2 до 4 цифр!

Теория к 9 заданию: читать

Задачи для практики

Задача 1

  1. озарять, потерять, поравняться
  2. отклонение, дивиденд, смягчить
  3. заблестеть, зажигать, собирать
  4. запестреть, замереть, озарять
  5. предлагать, сравнять, выращенный
Решение
  1. озарять - зар/зор (чередование), потерять - проверочное слово "потеря", поравняться - равн/ровн - чередование
  2. отклонение - клан/клон (чередование), дивиденд - непроверяемая, смягчить - проверяется "мягкий"
  3. заблестеть - блест/блист (чередование), зажигать - жиг/жег (чередование), собирать - бир/бер (чередование)
  4. запестреть - проверяется "пестрый", замереть - мир/мер (чередование), озарять - зар/зор (чередование)
  5. предлагать - лаг/лож (чередование), сравнять - равн/ровн (чередование), выращенный - раст/ращ/рос (чередование)

Задача 2

  1. сбережения, авантюра, термометр
  2. роптать, чистовик, торговать
  3. оправдать, огорчение, редколесье
  4. равнинный, симуляция, содрогнуться
  5. примириться, доверительно, оснащение
Решение
  1. сбережение - проверяется "бережно", авантюра - непровер., термометр - непровер.
  2. роптать - проверяется "ропот", чистовик - проверяется "чистый", торговать - проверяется "торг"
  3. оправдать - проверяется "правда", огорчение - проверяется "горе", редколесье - проверяется "редко"
  4. равнинный - равн/ровн (чередование), симуляция - непров., содрогнуться - дрожь
  5. примириться - проверяется "мир", доверительно - проверяется "доверие", оснащение - проверяется "снасти"

Задача 3

  1. укороченный, предвещать, интеллект
  2. прошептать, обретение, щедрота
  3. симпатичный, персонаж, зачерпнуть
  4. наводнение, гениальный, объяснение
  5. процедить, дебаты, грациозный
Решение
  1. укороченный - провер. "коротко", предвещать - провер. "предвестник", интеллект - непров
  2. прошептать - провер "шепчет", обретение - провер. "обрёл", щедрота - провер. "щедрость"
  3. симпатичный - провер. "симпатия", персонаж - провер. "персона", зачерпнуть - провер. "черпать"
  4. наводнение - провер. "воды", гениальный - провер. "гений", объяснение - провер. "ясный"
  5. процедить - провер. "цедит", дебаты - непров., грациозный - провер. "грация"

Задача 4

  1. изменения, содрогнуться, оценить
  2. изложение, заблестевший, обжигание
  3. расстилающий, набирать, пловчиха
  4. замерев, внезапно, умолкать
  5. федерация, прославлять, веранда
Решение
  1. изменения - провер. "измена", содрогнуться - провер. "дрожь", оценить - провер. "оценка"
  2. изложение - чередование лаг/лож, заблестевший - чередование блест/блист, обжигание - чередование жиг/жег
  3. расстилающий - чередование стел/стил, набирать - чередование бер/бир, пловчиха - чередование плав/плов/плыв
  4. замерев - чередование мер/мир, внезапно - непров., умолкать - провер. "молча"
  5. федерация - непров., прославлять - чередов. "слава", веранда - непров.

Задача 5

  1. озарение, свидетельство, обледенение
  2. склонение, приоритет, жалеть
  3. разберите, горелый, касание
  4. характеризовать, умолчать, высказать
  5. заблестевший, непромокаемый, равнинный
Решение
  1. озарение - чередование зар/зор, свидетельство - непров., обледенения - провер. "лед"
  2. склонение - чередование клан/клон, приоритет - непров., жалеть - провер. "жалость"
  3. разберите - чередование бер/бир, горелый - чередование гар/гор, касание - чередование кас/кос
  4. характеризовать - непров., умолчать - провер. "молча", высказать - провер. "скажет"
  5. заблестевший - чередование блест/блист, непромокаемый - чередование мак/мок, равнинный - чередование равн/ровн.

Задача 6

  1. заросли, зарница, подкосились
  2. прикоснуться, замереть, намочить
  3. постелить, соберу, наклониться
  4. подровнять, всколыхнуть, пожалеть
  5. загорать, уравнять (в правах), вскочить
Решение
  1. заросли - чередование раст/ращ/рос, зарница - чередование зар/зор, подкосились - провер. "косо"
  2. прикоснуться - чередование кас/косн, замереть - чередование мер/мир, намочить - чередование мак/мок/моч
  3. постелить - чередование стел/стил, соберу - чередование бер/бир, наклониться - чередование клан/клон
  4. подравнять - чередование равн/ровн, всколыхнуть - непров., пожалеть - провер. "жалость"
  5. загорать - чередование гар/гор, уравнять - чередование равн/ровн, вскочить - чередование скак/скоч

Задача 7

  1. часовой, дремота, крикливый
  2. экология, язык, предложение
  3. закалённые, вплотную, уязвлённый
  4. закрепить, пробежать, уравнение
  5. тренировка, асфальтировать, предъявить
Решение
  1. часовой - провер. "час", дремота - провер. "дрёма", крикливый - провер. "крик"
  2. экология - провер. "эколог", язык - непров., предложение - чередование лаг/лож
  3. закаленный - провер. "закалка", вплотную - провер. "плотный", уязвленный - провер. "язва"
  4. закрепить - провер. "крепкий", пробежать - провер. "бег", уравнение - чередование равн/ровн
  5. тренировка - провер. "тренер", асфальтировать - провер. "асфальт", предъявить - провер. "явка"

Задача 8

  1. больной, вопиющий, победить
  2. выточка (детали), авокадо, бетонный
  3. единичный, зачаровать, оснащение
  4. наскрести, хвостатый, вымакать (мёд из миски)
  5. оплатить, посвятить (романс), подслащённый
Решение
  1. больной - провер. "боль", вопиющий - провер. "вопль", победить - провер. "победа"
  2. выточка - провер. "точит", авокадо - непров., бетонный - непров.
  3. единичный - провер. "единый", зачаровать - провер. "чары", оснащение - провер. "снасти"
  4. наскрести - непров., хвостатый - провер. "хвост", вымакать - чередование мак/мок
  5. оплатить - провер. "оплата", посвятить - провер. "святость", подслащенный - провер. "сладость"

Задача 9

  1. равноправие, подпирать, черёмуха
  2. утварь, прирастить, зарничный
  3. поклонение, касательная, подгорелый
  4. разложение, промокашка, помирить
  5. отнимать, полагать, соскочить
Решение
  1. равноправие - чередование равн/ровн, подпирать - чередование пир/пер, черемуха - непров.
  2. утварь - чередование твар/твор, прирастить - чередование раст/ращ/рос, зарничный - чередование зар/зор
  3. поклонение - чередование клан/клон, касательная - чередование кас/косн, подгорелый - чередование гар/гор
  4. разложение - чередование лаг/лож, промокашка - чередование мак/мок, помирить - провер. "мир"
  5. отнимать - чередование я/им, полагать - чередование лаг/лож, соскочить - чередование скак/скоч

Задача 10

  1. алгоритм, гербарий, канифоль
  2. регата, акварель, деликатес
  3. кавалерия, суверенный, фрагмент
  4. маринад, методика, аплодировать
  5. гастрономия, чебурек, осведомитель
Решение
  1. алгоритм - непров., гербарий - непров., канифоль - непров.
  2. регата - непров., акварель - непров., деликатес - непров.
  3. кавалерия - непров., суверенный - непров., фрагмент - непров.
  4. маринад - непров., методика - провер. "метод", аплодировать - непров.
  5. гастрономия - непров., чебурек - непров., осведомитель - провер. "сведения"

Задача 11

  1. вермишель, зазвонить, травить
  2. бесполезный, (удариться) оземь, рискованный
  3. засветиться, скрипение, форель
  4. шерстяной, обежать (стадион), обтесать
  5. заглянуть, нарядиться, цветистый
Решение
  1. вермишель - непров., зазвонить - провер. "звон", травить - провер. "отрава"
  2. бесполезный - провер. "польза", оземь - провер. "земли", рискованный - провер. "риск".
  3. засветиться - провер. "свет", скрипение - провер. "скрип", форель - непров.
  4. шерстяной - провер. "шерсть", обежать - провер. "бег", обтесать - провер. "тёс"
  5. заглянуть - провер. "глянет", нарядиться - провер. "наряд", цветистый - провер. "цвет"

Задача 12

  1. торопливо, повторить, молчание
  2. агрессивный, предлагать, загорать
  3. удивительный, ироничный, хлопоты
  4. визит, зажигать, маяк
  5. счастливый, гордиться, старик
Решение
  1. торопливо - провер. "торопится", повторить - провер. "повтор", молчание - провер. "молча"
  2. агрессивный - провер. "агрессия", предлагать - чередование лаг/лож, загорать - чередование гар/гор.
  3. удивительный - провер. "диво", ироничный - провер. "ирония", хлопоты - провер. "хлопочет"
  4. визит - непров., зажигать - чередование жиг/жег, маяк - непров.
  5. счастливый - провер. "счастье", гордиться - провер. "гордость", старик - провер. "старый"

Задача 13

  1. собираться, палисадник, саранча
  2. покорить, яростный, берлога
  3. вымокнуть, плавучий, потерять
  4. коснуться, озарить, творец
  5. пловчиха, растут, замереть
Решение
  1. собираться - чередование бер/бир, палисадник - непров., саранча - непров.
  2. покорить - провер. "покорный", яростный - непров., берлога - непров.
  3. вымокнуть - чередование мак/мок, плавучий - чередование плав/плов, потерять - провер. "потеря"
  4. коснуться - чередование кас/косн, озарить - чередование зар/зор, творец - чередование твар/твор
  5. пловчиха - чередование плав/плов, растут - чередование раст/ращ/рос, замереть - чередование мер/мир

Задача 14

  1. поскользнуться, абрикосы, заблестеть
  2. угрожать, принарядиться, вдалеке
  3. резвятся (дети), зарядить (ружьё), увлечённо
  4. вишнёвый, подравнять, корыстный
  5. изменить, гениальный, покориться
Решение
  1. поскользнуться - провер. "скользко", абрикосы - непров., заблестеть - чередование блест/блист
  2. угрожать - провер. "угроза", принарядиться - провер. "наряд", вдалеке - провер. "даль".
  3. резвятся - провер. "резвый", зарядить - провер. "заряд", увлеченно - провер. "увлекся"
  4. вишневый - провер. "вишня", подравнять - чередование равн/ровн, корыстный - непров.
  5. изменить - измена, гениальный - провер. "гений", покориться - провер. "покорный"

Задача 15

  1. горелка, вымокать, пловчиха
  2. сослагательное, горчить, косматый
  3. коснуться, заниматься, выскочка
  4. удовлетворение, стратегия, трепетать
  5. подравняться, упершись, отрасль
Решение
  1. горелка - чередование гор/гар, вымокать - чередование мак/мок, пловчиха - чередование плав/плов
  2. сослагательное - чередование лаг/лож, горчить - провер. "горький", косматый - провер. "космы"
  3. коснуться - чередование кас/косн, заниматься - чередование я/им, выскочка - чередование скак/скоч
  4. удовлетворение - чередование твар/твор, стратегия - непров., трепетать - провер. "трепет"
  5. подравняться - чередование равн/ровн, упершись - чередование пер/пир, отрасль - чередование раст/ращ

Задача 16

  1. торопливый, выгарки, скрипеть
  2. фанфары, палисадник, трафарет
  3. громоздить, обагрённый, ковёр
  4. гладиатор, санаторий, кайма
  5. синонимы, гармония, фасоль
Решение
  1. торопливый - непров., выгарки - чередование гар/гор, скрипеть - провер. "скрип"
  2. фанфары - непров., палисадник - непров., трафарет - непров.
  3. громоздить - непров., обагренный - непров., ковер - провер. "коврик"
  4. гладиатор - непров., санаторий - непров., кайма - непров.
  5. синонимы - непров., гармония - непров., фасоль - непров.

Задача 17

  1. облигация, застелить, сожалеть
  2. осмотреть, приседание, часовой
  3. увядание, методика, сумерки
  4. скрипучий, поджигать, занимать
  5. циферблат, щебетание, стипендия
Решение
  1. облигация - непров., застелить - чередование стел/стил, сожалеть - провер. "жалость"
  2. осмотреть - провер. "осмотр", приседание - провер. "присесть", часовой - провер. "час"
  3. увядание - провер. "вянуть", методика - провер. "метод", сумерки - провер. "меркнет"
  4. скрипучий - провер. "скрип", поджигать - чередование жиг/жег, занимать - чередование я/им
  5. циферблат - провер. "цифра", щебетание - провер. "щебет", стипендия - непров.

Задача 18

  1. осквернять, посвящение, заревать
  2. малахитовый, угрожать, поплавок
  3. выпечка, воплощённый, тонирование
  4. утопический, поплескать, сумерки
  5. утяжелённый, щелевой, равнение
Решение
  1. осквернять - провер. "скверный", посвящение - провер. "святость", заревать - чередование зар/зор
  2. малахитовый - непров., угрожать - провер. "угроза", поплавок - чередование плав/плов
  3. выпечка - провер. "печь", воплощенный - провер. "плоть", тонирование - провер. "тон"
  4. утопические - провер. "утопия", поплескать - провер. "плеск", сумерки - провер. "меркнуть"
  5. утяжеленный - провер. "тяжесть", щелевой - провер. "щель", равнение - чередование равн/ровн.

Задача 19

  1. уединённый, грести (к берегу), оберегать
  2. опередить, декларация, возрождение
  3. угнетение, восхваление, гармонировать
  4. долина, пловец, задрожать
  5. прогноз, заровнять, скакать
Решение
  1. уединенный - провер. "единый", грести - провер. "гребля", оберегать - провер. "бережно"
  2. опередить - провер. "передом", декларация - непров., возрождение - провер. "род"
  3. угнетение - провер. "гнёт", восхваление - провер. "хвалит", гармонировать - провер. "гармония"
  4. долина - провер. "дол", пловец - чередование плав/плов, задрожать - провер. "дрожь"
  5. прогноз - непров., заровнять - чередование равн/ровн, скакать - чередование скак/скоч

Задача 20

  1. вытесненный, аксиома, стипендия
  2. скрипучий, завязать, риторический
  3. обрамление, оптимист, собирать
  4. наискосок, равнение, полемика
  5. косматый, тонировать, урождённый
Решение
  1. вытесненный - провер. "тесно", аксиома - непров., стипендия - непров.
  2. скрипучий - провер. "скрип", завязать - провер. "вяжет", риторический - провер. "риторика".
  3. обрамление - провер. "рама", оптимист - непров., собирать - чередование бер/бир
  4. наискосок - провер. "косо", равнение - чередование равн/ровн, полемика - непров.
  5. косматый - провер. "космы", тонировать - провер. "тон", урожденный - провер. "род"
Необходимо зарегистрироваться

Для доступа к решениям необходимо включить уведомления от группы Турбо в вк — это займет буквально 10 секунд. Никакого спама, только самое важное и полезное для тебя. Ты всегда можешь запретить уведомления.

В 2019 году 1 балл за задание 9 получили 65% учеников. Для выполнения этого задания даже не нужно уметь правильно вставлять гласные в слова, но обязательно нужно понимать, по какому правилу эта гласная находится.

Теория для задания 9 по русскому языку

Проверяемая гласная в корне

Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове (к_вёр – кОврик, п_шеход – пЕший)

Нельзя проверять гласные в корне глаголом на -ывать (-ивать): хорошо – хороший, но НЕ прихорашиваться

Непроверяемые гласные

Правописание слов, в которых гласные в корне нельзя проверить ударением, необходимо запомнить (словарные слова) (кв_ртира, к_ртина)

Корни с чередованием

Корни с чередованием пишутся в соответствии с правилами (их нужно запомнить)

1. Зависят от суффикса -А-:

  • бер/бир (набирать – наберу)
  • дер/дир (отдирать – отдеру)
  • мер/мир (отмирать – замереть)
  • пер/пир (отпирать – отпереть)
  • тер/тир (растирать – растереть)
  • блест/блист (блистать – блестящий)
  • жег/жиг (зажигать – прижёг)
  • стел/стил (застилать – застелить)
  • чет/чит (вычитать – вычеты)
  • а(я)/ин(им) (сжать – сжимать, снять – снимать).

Исключения: сочетать, сочетание, побирушка

2. Зависят от последней буквы корня:

  • лаг/лож (полагать – предположить)
  • раст/ращ/рос (отрасти – наращенный – поросль)
  • скак/скоч (скакалка – выскочка)
  • кас/косн (касание – прикосновение).

Исключения: полог, отрасль, росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, скачок, скачу, скачет

3. Зависят от ударения:

  • гар/гор (загар – загорелый)
  • клан/клон (кланяться – наклониться)
  • твар/твор (тварь – сотворить)
  • зар/зор (зарница – зоренька).

Исключения: выгарки, изгарь, пригарь, утварь

4. Зависят от смысла:

  • мак (погружать в жидкость) / мок (пропускать жидкость) (макать – вымокнуть)
  • равн (одинаковый, равный, сходный) / ровн (ровный, прямой, гладкий) (равноправие – подровнять)
  • плав/плов (поплавок – пловец, пловчиха) / плыв (плывуны)
  • зар/зор (зарница – зоренька).

Исключения: равнина, уровень, поровну, равняйтесь

ВНИМАНИЕ: не путай корни с чередованием и омонимичные корни с проверяемой гласной!


Еще больше крутых лайфхаков, разборов, ловушек ЕГЭ и теории в нашей группе вконтакте и инстаграме @turboegerus.


Задания Д B9 № 16741

1) хл..потать, зап..реть (на замок), р..сток

2) забл..стел, ск..калка, соб..рать

3) пож..мающий, соч..тание, поч..тать (старших)

4) взр..слеть, г..рнолыжный, оз..рение

5) попл..вок, зад..раться, изл..жить (суть проблемы)

Приведём верное написание.

1) хлопотать — ПГ: хло́поты, запереть (на замок) — ЧГ, росток — ЧГ (исключение из правила)

2) заблестел, скакалка, собирать — ЧГ

3) пожимающий, сочетание, почитать (старших) — ЧГ

4) взрослеть — ЧГ, горнолыжный — ПГ: го́ры, озарение — ЧГ

5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы) — ЧГ

В пункте 8.3.2 нашего справочника приведено подробное разъяснение по этому вопросу:

«8.3.2. Правописание корней с чередованием ИМ/ИН с А/Я

Ударное А или Я в безударном положении чередуется с ИМ или ИН :

Новый тренировочный вариант №25069211 ЕГЭ 2022 по русскому языку 11 класс для подготовки, данный вариант составлен по новой демоверсии экзамена 2022 года, к тренировочным заданиям прилагаются решения и правильные ответы.

Тренировочный вариант по русскому (КИМ): задания | ответы

Решу ЕГЭ 2022 тренировочный вариант по русскому языку онлайн на сайте:

Ответы:

(1)Кроме видимых человеческим глазом лучей, которые воспринимаются нашими органами зрения как цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — пучок света составляют и невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. (2)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. (3)Учёные считают, лучи улавливают совы, что помогает птицам охотиться в темноте (совы охотятся ночью на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь).

Задание 1 № 65 Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Инфракрасные лучи, представляющие собой тепловое излучение нагретого предмета и относящиеся к невидимым человеческим глазом лучам, улавливают совы, что помогает им в ночной охоте. 2) Ультрафиолетовые лучи, в отличие от цветовых элементов спектра: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового, — невидимы. 3) Совы улавливают невидимые человеческим глазом лучи, которые представляют собой тепловое излучение нагретого предмета и называются инфракрасными лучами, и потому способны охотиться в темноте. 4) Тепловое излучение сов помогает им охотиться в ночное время. 5) Учёные считают, что совы улавливают цветовые элементы спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, — что помогает птицам ориентироваться в темноте.

Ответ: 13

Задание 2 № 1490 Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.

Ответ: эти

Задание 3 № 8062 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СЧИТАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Ответ: 4

Задание 4 № 419 В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ: докрасна

Задание 5 № 3140 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. Одиночный альпинизм — РИСКОВАННОЕ занятие. Эти развалины служат нам скорбным ВОСПОМИНАНИЕМ о событиях прошлого. Никто из нас не ожидал такого холодного и даже ВРАЖДЕБНОГО приёма. Индейцы — общее название КОРЕННОГО населения Америки. Тут же высчитала, сколько они должны УПЛАТИТЬ.

Ответ: напоминанием

Задание 6 № 14892 Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка. Большую половину жизни Матвей Семёнович ни о чём не беспокоился, жил на широкую ногу, много, но бесцельно путешествовал, а потом что-то резко изменилось: он стал много думать, занялся благотворительностью и даже начал писать книги.

Ответ: часть

Задание 7 № 3027 В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Ответ: окорока

  • 1) хлопотать, запереть (на замок), росток
  • 2) заблестел, скакалка, собирать
  • 3) пожимающий, сочетание, почитать (старших)
  • 4) взрослеть, горнолыжный, озарение
  • 5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы)

Ответ: 235

  • 1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;
  • 2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский;
  • 3) об..скать, под..грать, без..нициативный;
  • 4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;
  • 5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.

Ответ: 34

  • 1) удушл..вый, отшуч..ваться
  • 2) разве..ться, услужл..вый
  • 3) десят..ричный, крут..зна
  • 4) застёг..вая, вор..вать
  • 5) улыбч..вый, застенч..вый

Ответ: 15

  • 1) выдерж..т, сплет..на
  • 2) плач..т, круж..т (метель)
  • 3) леч..щий, подхвач..нное
  • 4) тревож..щийся, сыгр..нный
  • 5) жал..щий, стрел..ный

Ответ: 45

Задание 13 № 2964 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Добиться встречи с послом было вовсе (не)легко. На стене висел персидский ковер с отнюдь (не)броским орнаментом. Александру пожелали, чтобы каждый новый день его жизни был (не)похож на предыдущие. Маша сыграла на пианино очень красивую мелодию (не)известного мне композитора. Стол был (не)убран.

Ответ: неизвестного

Задание 14 № 6236 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. ТАК (ЖЕ) как и её муж, она почти (НИ)КОГДА не сидела дома. Кум, (НЕ)СМОТРЯ на всегдашнее хладнокровие, не любил уступать жене и (ОТ)ТОГО почти всегда уходил из дому с фонарями под обоими глазами. ЧТО (БЫ) никто не догадался о цели его визита, Иван за весь вечер (НИ)РАЗУ не посмотрел в сторону Анастасии Ивановны. (В)ПОСЛЕДСТВИИ наши критики поумерили пыл, а в некоторых вопросах даже пошли (НА)ПОПЯТНУЮ. Я ТО(ЖЕ) запомнил выражение его лица, которое на миг КАК(БУДТО) осветилось радостью.

Ответ: НЕСМОТРЯ ОТТОГО

Задание 15 № 1419 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания. Портрет стра(1)ого человека, написа(2)ый художником, обладавшим недюжи(3)ым талантом, был частью прида(4)ого ю(5)ой хозяйки дома.

Ответ: 123

Задание 16 № 6886 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Ученье да труд к славе ведут. 2) Луна глядит загадочно и ласково и манит своим тусклым светом. 3) Рыцарской верностью и преданностью слову отличались Даль и Срезневский Щерба и Виноградов. 4) Шум говор толпа людей — всё это было непривычно для Егора. 5) Оглянитесь вокруг и увидите столько нового и интересного.

Ответ: 35

Задание 17 № 58 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

Ответ: 23

Ответ: 126789

Задание 19 № 4532 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Красочное зрелище представляет выход со дна водоёмов (1) скопившихся в иле газов (2) пузыри которых (3) вспыхивают на поверхности воды голубоватым пламенем.

Ответ: 2

Задание 20 № 367 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Выяснилось (1) что рукопись окончательно ещё не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать её в типографию нельзя.

Ответ: 134

Ответ: 16

Ответ: 234

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЕГЭ Задание 9 Русский язык 2022 Правописание корней Теория Алгоритм Задания для подготовки

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
- безударные проверяемые гласные в корне
- безударные непроверяемые гласные в корне
- чередующиеся гласные в корне

Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:

Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.


уВЕКОВЕ́Чить, исПОЛНи́тель, проСЛАВЛя́ть
ВОЗРАСТно́й, невразУМи́тельно, ТВОРе́ц
оСНАЩе́ние,ОЗАРя́ться, распоЛАГа́ющийся
ФОРМали́зм, УБЕДи́ть, ПОДРАЖА́ние
ПРЕПОДАВА́тель, разГАДа́ть, приМЕРя́ть (вещи)

Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:

1) Расставьте ударения в словах.

2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть - это корень.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

Например, проверочным словом к "опоздать" будет ПОЗДНО, а не опАздывать.

3) Определите правило к каждой гласной корня. Поскольку нам необходимо найти ряды, в которых во всех словах одного ряда СОДЕРЖИТСЯ определенная орфограмма, важно проверить каждую гласную. Например, в задании указано "найти проверяемую гласную в корне", а перед вами корень, в котором есть и проверяемая, и непроверяемая, то слово подойдет в качестве ответа.

4) С чередующимися гласными проще: их легче опознать, более того, мы примерно понимаем, в каком значении корень относится к чередующимся.

Однако нужно быть осторожными, так как, например, в слове "ВОЗРАСТно́й" - корень ВОЗРАСТ, причем гласную О можно проверить, но гласная А в сочетании РАСТ является чередующейся. Итак, несмотря на то что сочетание РАСТ входит в корень ВОЗРАСТ, гласная А будет являться чередующейся, а гласная О будет проверяемой.

  • Запомните! Все исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне" являются исключениями только в написании. Другими словами, гласная А в корне слова ПРИГАРЬ является чередующейся, несмотря на то что это слово является исключением.
  • Не забывайте также об омонимии. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) Непроверяемой может быть любая гласная корня. Если в корне несколько гласных, то следует учитывать, что каждая гласная может относиться к определенной орфограмме.

7) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит вы решили задание неправильно.

Безударная чередующаяся гласная в корне

Гласная в корне зависит от ударения

ГАР-/ГОР- Без ударения пишется О: загорать, горелый, гореть, пригорелый, горелка, перегорание, обгореть, сгораемость и др.

Исключения: пригарь, выгарки

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: горн, горе, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица, горчичник, горчичный.

КЛАН-/КЛОН- Без ударения пишется О: склоняться, преклонение, наклон, непреклонный, кланяться, раскланяться, откланяться, клонить(ся), наклонение, преклонение, склонение, уклонение, коленопреклонение, коленопреклонённый и др.

ТВАР-/ТВОР Без ударения пишется О: творить, тварь, творческий, благотворительный, вытворить, вытворять, натворить, одухотворенный, олицетворять, претворить, претворять, притворяться, растворение, растворимый, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творительный, творить, удовлетворить

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: затворить, затвор, притворить, створка.

ЗАР-/ЗОР Без ударения пишется А: заря, заревой, зарница, озарение, озарить, зарянка (птица), зарево, лучезарный, зори (мн.ч.), зорька, зоренька, зорюшка и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор

ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Без ударения пишется А: плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава), плавунец (жук), сплавлять, на плаву.

Исключения: пловец, пловчиха.

Гласная в корне зависит от согласных в корне

ЛАГ-/ЛОЖ- Перед Г пишем А, перед Ж пишем О: излагать(ся), налагать(ся), облагать(ся), полагать(ся), предлагать(ся), прилагать(ся), разлагать(ся), слагать(ся), прилагательное, ложиться, возложить, переложить и др.

СКАК (СКАЧ) СКОК (СКОЧ) Безударное А пишется перед К, безударное О – перед Ч: доскакать, заскакать, обскакать, отскакать, перескакать, поскакать, прискакать, скакалка, скакун, выскочить, доскочить, заскочить, наскочить, проскочить и др.

РАС(Т)-/РОС-РАЩ Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О: возрасти, дорасти, зарасти, растить, отрастить, возрастать, прорастание, растение, растительный, возраст, возрастной, наращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть и др.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Гласная в корне зависит от значения

Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну

В безударном корне МОЧ пишется О: мочить с разными приставками, моченый.

Гласная в корне зависит от суффикса

Если есть суффикс А после корня, то в корне пишем А, если нет суффикса А, пишем О в корне

КОС-/КАС- : касаться, соприкасаться, касание, прикасаться, касательная, касательно, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, соприкоснуться и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: кос- (косец, косить, коса (орудие), кос- (косой, искоса, наперекосяк) и кос- (косичка, коса (вид прически).

Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется И

БЕР-/БИР -: выберу(сь), заберу(сь), наберу(сь), выбирать, избирать, забирать, собирать перебирать, собирательный, избирательный и др.

БЛЕСК(С, СТ, Щ)/ БЛИСТ : проблеск, блестеть, блестящий, блистать, блистание, блистательный и др.

ДЕР-/ ДИР- : выдеру, выдерешь, подерусь, продерусь, придерусь, обдирала, удирать, выдирать, выдирание и др.

МЕР-/ МИР-: замереть, обмереть, умертвить, смертельный, насмерть, вымирать, умирать, вымирание, замирать и др.

ПЕР-/ ПИР-: опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др.

ТЕР-/ТИР-: тереть, натереть, вытереть, стереть, обтирать, вытирать, утирать, оттирать и др.

ЖЕГ-/ ЖИГ: выжегший, выжечь, зажечь, выжигание, разжигатель, поджигательство, зажигательный и др.

СТЕЛ-/СТИЛ: стелить, застелить, выстелить, постелить, расстелить, застилать, выстилать, перестилать и др.

ЧЕТ(ЧЕС)/ЧИТ: вычесть, чета, вычет, вычитать, предпочитать, считаться, почитать, почитатель, почитание и др.

Исключения: сочетать, сочетание

А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН: взимать – взять; иметь, имение, имущество, преимущество, имущий, имущественный, преимущественный, неимоверный, внимать, внимание, внимательный, воспринимать, вынимать, донимать, занимать, занимательный, нанимать, обнимать, отнимать, перенимать, понимать, поднимать, предпринимать, предприниматель, наниматель, пронимать, снимать, унимать.

К корням с чередованием А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН, относятся также:

ЖИМ/ЖА: выжимать, выжимки, зажимать и др. приставочные от глагола жать

ЖИН/ЖА: пожинать – сжать

ПИН/ПЯ: распинать, пинать, пинок, запинаться, препинание – распять, запятая

МИН/МЯ: вминать, заминать, подминать, приминать, разминаться, уминать – вмять, замять, память, памятовать, памятный, памятник, поминать (и приставочные вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать), помин, поминовение и др.

ЧИН/ЧА: начинать, зачинать, зачинатель, начинание, начинающий – начать

КЛИН/КЛЯ: заклинать, заклинанье, проклинать – заклясть, проклясть, проклятие, заклятие, клятва, заклятый, клясть

Исключения: выемка, выем, выемщик, выемчатый, выемчатокрылый, жеманиться, формы глагола проклясть (прокляну, проклянешь), помянуть, упомянуть, вспомянуть, выжимки

Проверяемые гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.

Обвевать (веять) — обвивать (вить);
Частота (часто) — чистота (чистый);
Валы (вал) — вол (вол);
Спешите (спешка) — спишите (пишет);
Поседеть (сед) — посидеть (сидя);
Слепить (лепка) — слипаться (липкий);
скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);
Разредить (редко) — разрядить (ряд);
Посветить (свет) — посвятить (святость);
Отворить (затвор) — отварить (варит);
Запивать (пить) — запевать (петь);
Обижать (обида) — обежать (бег);
Примерять (мера) — примирять (мир);
Старожил (старый) — сторожил (сторож);
развиваться (развитие)— развеваться (веет);
полоскать (полощет) — поласкать (ласка);
прожевал (жёваный) — проживал (жить);
распевать (петь) — распивать (пить);
подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);
умолять (молит) — умалять (мало);
окатиться (катит) — окотиться (кот);
увидать (видеть) — увядать (вянуть);
заплотить (плот) — заплатить (плата).
Залезать (залез) – зализать (лижет)
Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)
Малы (маленький) - молы (мол)
Накалить(накал) – наколоть (колет)
Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)
Долина (дол)– вдалеке (даль)
Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий)

Непроверяемые гласные в корне

Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.

Обратите внимание.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются одинаковые слова, в которых пропущены разные гласные.

Одно слово может относиться к группе слов с непроверяемым гласным в корне или к группе слов с проверяемым гласным.

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт.

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Д) ошибка в построении сложного предложения

2) Сразу по приезде приехавшие родственники к нам в гости поселились на даче.

4) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды, и всё вокруг заискрилось и заиграло на зимнем солнце, создавая ощущение праздника.

5) В обширном арсенале средств современной медицины железо остаётся неизменным компонентом при лечении малокровия как средство, которое улучшает состав крови.

6) Изучая растения средней полосы, обратите внимание на их отличие от растений других зон.

7) Благодаря нашего проводника поход оказался очень интересным.

8) Записывая формулу, должна быть повторена утверждённая комбинация знаков.

9) Я не заметил, что успел ли Сергей выйти до возвращения Николая Петровича.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) неправильный выбор предложно-падежной формы существительного.

Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Д) нарушение в построении предложения с однородными членами

1) Рассматривая антикварные вещи, понимаешь, как много ценного они хранят.

7) В мировой литературе есть огромное количество произведений, посвящённым женщине.

8) Приятно смотреть со стороны, когда по морю плывёт корабль, окрылённый белыми парусами, словно лебедь.

9) Закончив все сборы, по громкой связи было объявлено о том, что на первом этаже корпуса №1 состоится общая заключительная встреча.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

B) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Добиться высоких целей можно благодаря таких качеств человека, как целеустремлённость, трудолюбие и упорство.

2) Когда я закончил читать эту книгу, то я понял то, что у автора глубокий смысл.

3) Лётчик действовал согласно инструкциям, полученным от главного диспетчера аэропорта.

4) Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей.

5) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам оплатить проезд.

6) Перед Иваном Грозным, взяв в 1552 году столицу Казанского ханства, встала задача расположить к себе новых подданных.

7) Когда находишься в пути, всегда вспоминаешь дом.

8) Все ученики, пришедшие на факультативное занятие, разобрались в сложной теме.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с однородными членами

Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) Сосновый, пронизанный солнцем бор вызывал тихое умиление в душе уставшего фельдшера, до того воевавшего на знойном степном пыльном юге.

2) Макар Игнатьевич, будучи человеком добрым, желающим всем помочь, не только помогал нуждающимся хлебом, но и одеждой, лекарствами.

3) Его успехам способствовало многое: раскованная манера поведения, прекрасная внешность, несколько спортивных разрядов в прошлом, уверенность в свои силы.

4) Едва Олеся, закончив все приготовления на кухне, входит в комнату, как тут же, схватив что-то нужное, выбежит в столовую.

5) При нём был документ, удостоверявший личность защитника родины, сорок пять рублей денежного довольствия и предписание, дававшее право рядовому Алексею Михайловичу Холмогорову на плацкартный билет в любой конец широкой, необъятной страны.

6) У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец или брат, и каждый из нас хотят, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос.

7) Он одевается во всё чистое, хрустящее и бодрящее, ощущает в тщательно вымытом гостиничном номере застывший запах утюга и терпкость можжевельника, который держат в гардеробе от моли.

8) Толпа, окружив группу танцующих мальчишек, сначала молча наблюдала за происходящим, а потом начала улюлюкать, кричать.

9) Оглянувшись на мой голос, собака повернулась, постояла немного и побежала дальше по освещённой улице фонарями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

1) хлопотать, запереть (на замок), росток

2) заблестел, скакалка, собирать

3) пожимающий, сочетание, почитать (старших)

4) взрослеть, горнолыжный, озарение

5) поплавок, задираться, изложить (суть проблемы)

1) выскочка, блистательный, замирать

2) период, уберечь, замечательный

3) расплавлять (металл), зоологический, примирить (врагов)

4) пóнятый (текст), выгорать, озарение

5) душераздирающий, (по) касательной, сложение (основ)

1) аристократ, министерство, дивизион

2) озаряться, просмотреть, морячок

3) выскочка, деревья, выстелить

4) приоритет, горизонт, стратегия

5) расстилается, прикасаться, умиротворение

1) убирать (листья), прозорливый, озарять (всё вокруг)

2) уронить (тарелку), ростовщический, притереться

3) напоминание, перескочить, плавучий

4) застелить, проникать (в дом), косатка (в океанариуме)

5) возгорание, коснуться (рукой), положение

1) не..хваченный (переписью), р..зместить, п..дметать;

2) раз..ёмный, под..ём, об..ект;

3) не..жатый, бе..дорожье, бе..заботно;

4) под..скать, сверх..нтересный, вз..мать;

5) пр..обретатель, пр..чудливый, пр..ходящий (домой).

1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

4) по..бросить, о..пилить, о..крыть

5) пр..мудрый, пр..красный, пр..возмочь

1) о..жать, на..треснутый, o..дача;

2) от..скать, пост..ндустриальный, об..ск;

3) и..колесить, ра..ценки, ра..следование;

4) пр..вратить, пр..града, пр..вратности;

5) неот..емлемый, обез..яна, в..елся.

1) пр..обретение, пр..подал (урок), пр..рвать (собеседника)

2) по..кормка, о..бивать (мяч), (кран) по..текает

3) пр..родители, поз..брошенный, р..ссыпанный

4) сверх..бдительный, раз..езд, под..язычный

5) обе..кровленный, бе..компромиссный, ра..сердиться

1) усидч..вый, переменч..вый

2) отстёг..вавший, глянц..вый

3) щегол..ватый, находч..вый

4) прислуш..ваться, гор..вать

5) заносч..вый, отапл..ваемый

1) неразборч..вый, гел..вый

2) высме..вающий, ступенч..тый

3) скле..вающий, выколач..вают

4) завистл..вый, больш..нство

5) окольц..вать, торг..вать

1) влюбч..вый, заботл..вый

2) подмиг..вавший, исслед..вать

3) удоста..вавший, мал..вать

4) рул..вой, глянц..витая

5) отча..ться, воробуш..к

1) фасол..вый, дожд..вой

2) высме..вать, мороз..ц

3) насмешл..вый, платоч..к

4) сонл..вый, молодц..ватый

5) удва..вать, болот..стый

1) уполномоч..нный, слыш..мый

2) опаса..шься, потрат..вший

3) закле..шь, неслыш..мый

4) посе..шь, потрач..нный

5) помож..шь, дви́ж..мый

1) сил..щийся, (они) стара..тся

2) беспоко..тся (ребята), та..щий (снег)

3) руб..щий, смотр..т (родители)

4) леч..щий, молч..щий

5) чита..мый, движ..мый

1) сия..шь, закле..вший

2) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся

3) налад..шь, скле..нный

4) представ..шься, независ..мый

5) онеме..шь, ожида..мый

1) (стена) завеш..нная (картинами), выкач..нная (вода)

2) дремл..т (они), глад..т

3) засыпл..т (они), пол..щий (огород)

4) помн..щий, выслуш..нное

5) клокоч..щий, увеш..нная (орденами)

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

5) книжная лексика

6) лексический повтор

7) восклицательные предложения

9) вопросно-ответная форма изложения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Будни. (2)Они сплошная беспробудность. (3)Тягучая скука. (4)Непрестанный шум, время от времени прерываемый очередною неудачею. (5)О, плохое настроение! (6)А понедельник — это прообраз будней.

(20)Этого можно достичь, отыскав священный смысл в своей будничной работе, погрузив его в глубину сердца и осветив и воспламенив повседневность лучом его света. (21)Это первое требование, даже первооснова искусства жизни. (22)Что есть ты во Вселенной? (23)Каковы твои деяния перед Отечеством?

(36)Бессмысленно — это безрадостно. (37)Человек создан так, что не может жить безрадостно. (38)Тот, кто кажется живущим без радости, непременно выдумал себе замену радости. (39)Радость должна, однако, вырастать из повседневного труда, пусть даже только в том смысле, что трудишься всё лучше и лучше, повышаешь качество своего труда, перемещаясь тем самым вверх по ступеням совершенствования.

(44)Посмотри: так твои будни попадают в добрый круг духовного здоровья. (45)И теперь для тебя нет больше тягучих будней.

Иван Александрович Ильин (1883—1954) — русский философ, писатель и публицист.

Источник текста: МИОО: Тренировочная работа по русскому языку 16.04.2014 вариант РУ10802.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

1) вопросно-ответная форма изложения

5) риторический вопрос

6) ряды однородных членов

9) восклицательные выражения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

(1)Больше месяца горсточка храбрецов защищала осаждённый форт от беспрерывных атак с моря и воздуха. (2)Боеприпасов и продовольствия становилось всё меньше. (3)И вот наступила страшная минута. (4)Снарядов больше нет. (5)Запас продовольствия на одни сутки.

(6)В тот день немецкий истребитель сбросил вымпел с ультиматумом.

(15)Всю ночь гарнизон форта шил флаг. (16)Незадолго до рассвета флаг размером по крайней мере в шесть простынь был готов. (17)Моряки в последний раз побрились, надели чистые рубахи и один за другим, с автоматами на шее и карманами, набитыми патронами, стали выходить по трапу наверх.

(18)Фон Эвершарп стоял на боевой рубке. (19)Над силуэтом рыбачьего посёлка подымался узкий треугольник кирхи с чёрным прямым крестом, врезанным в пасмурное небо. (20)Большой флаг развевался на шпиле. (21)В утренних сумерках он был совсем тёмный, почти чёрный.

(22)Фон Эвершарп отдал приказ, и флотилия десантных шлюпок и торпедных катеров направилась к острову. (23)Остров вырастал, приближался. (24)Теперь уже простым глазом можно было рассмотреть кучку моряков, стоявших на площади возле кирхи. (25)В этот миг показалось малиновое солнце. (26)Оно повисло между небом и водой, верхним краем уйдя в длинную дымчатую тучу, а нижним касаясь зубчатого моря.

(27)Угрюмый свет озарил остров. (28)Флаг на кирхе стал красным, как раскалённое железо.

(29)–Чёрт возьми, это красиво, – сказал фон Эвершарп, – солнце хорошо подшутило над русскими. (30)Оно выкрасило белый флаг в красный цвет, но сейчас мы опять заставим его побледнеть.

(31)Десантные шлюпки выбросились на берег. (32)Немцы __________бежали к форту. (33)И вдруг подземный взрыв чудовищной силы потряс остров.

(34)Скалы наползали одна на другую, раскалывались. (35)Их корёжило, поднимало на поверхность из глубины, из недр острова, и с поверхности спихивало в открывшиеся провалы.

(36)–Они взрывают батареи! – крикнул фон Эвершарп. – (37)Они нарушили условия капитуляции! (38)Мерзавцы!

(39)В эту минуту солнце медленно вошло в тучу. (40)Красный свет, мрачно озарявший остров и море, померк. (41)Всё вокруг стало монотонного гранитного цвета. (42)Всё, кроме флага на кирхе. (43)Фон Эвершарп подумал, что он сходит с ума: вопреки всем законам физики, громадный флаг на кирхе продолжал оставаться красным. (44)На сером фоне пейзажа его цвет стал ещё интенсивней. (45)Тогда фон Эвершарп понял всё: флаг никогда не был белым, он всегда был красным. (46)Он не мог быть иным.

(47)Фон Эвершарп забыл, с кем он воюет. (48)Это не был оптический обман. (49)Не солнце обмануло фон Эвершарпа – он обманул сам себя.

(50)Фон Эвершарп отдал новое приказание – эскадрильи бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей поднялись в воздух. (51)Торпедные катера, эсминцы и десантные шлюпки со всех сторон ринулись на остров. (52)И посреди этого бушующего ада, окопавшись под контрфорсами кирхи, тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. (53)Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. (54)Вопрос о жизни был решён. (55)Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов.

(56)В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца.

(61)На головокружительной высоте, среди движущихся туч, он развевался, струился, горел, как будто незримый великан-знаменосец стремительно нёс его сквозь дым сражения вперёд, к победе.

*Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – русский советский писатель, драматург, поэт.

Читайте также: