И лист его не отпадет

Обновлено: 07.07.2024

3 Он как дерево, посаженное у потоков вод,
которое приносит плод в свое время,
и чей лист не вянет.
Что бы он ни сделал, во всем преуспеет.

Стих 1

Толкование на Псалом I-ый следует отнести к 392 году (некоторые исследователи считают годом написания 394-ый).

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Это следует понимать о Господе нашем Иисусе Христе, Муже Господнем 1 . Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых — не муж земной: тот последовал совету жены, а ее прежде соблазнил змий на попрание заповедей Божиих. И на пути грешных не ста. Он явился на пути грешных, родившись, как грешники 2 , но не стал на этом пути, ибо мирской соблазн не удержал Его. И на седалище пагубы не седе 3 , то есть не восхотел царства земного с его гордостью. А гордость по праву называется седалищем пагубы, потому что нет почти никого, кто был бы свободен от воли к власти и не желал бы человеческой славы. Пагуба — это болезнь, что распространяется всюду и охватывает всех, или почти всех. Впрочем, под седалищем пагубы удобнее понимать гибельное учение, слово которого расползается, словно злокачественная опухоль. Следует обратить внимание и на порядок слов: иде, ста, седе. Человек ушел, когда удалился от Бога; стал, насладившись грехом; сел, когда гордость придавила его. Он не смог бы возвратиться назад, если бы не был освобожден Тем 4 , Кто не пошел на совет нечестивых, не встал на пути грешных и не воссел на седалище пагубы.

Источник: «Толкования на псалмы" (Enarrationes in psalmos)

Стих 2

    1 — Богословие закона и благодати является одной из важнейших тем богословского наследия блаженного Августина. Трактат De Spiritu et Littera (О Духе и Букве), написанный Августином в 412 году, является своего рода кульминацией размышления святителя над темой свободы в благодати и рабства греху. De Spiritu et Littera оказало огромное влияние на развитие последующей богословской и философской мысли христианского и нехристианского запада.

Стих 3

И будет яко древо насажденное при исходищах вод.

То есть насажденное в Самой Премудрости, которая соблаговолила воспринять человека для нашего спасения, чтобы сам человек сделался древом, насажденным при исходищах вод. Ведь можно увидеть здесь и тот смысл, на который указывает другой псалом: Река Божия наполнися вод ( 10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Пс 64:10) 1 . Или же при исходищах вод — это в Духе Святом, согласно сказанному: Он будет крестить вас Духом Святым (ср. 11 Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем; Мф 3:11). А также: Кто жаждет, иди ко Мне и пей ( 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Ин 7:37). И еще: Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( 10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Ин 4:10, 14).

Слова при исходищах вод могут также означать грехи народов, согласно Апокалипсису, где народы изображаются словом вόды ( 15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Откр 17:15). В таком случае под словом исходище (decursus) вполне уместно понимать падение как следствие греха. И древо (то есть Господь наш) от водных истоков (т.е. от грешных народов) влечет их по пути к корням своего учения. Древо сие плод свой даст, то есть создаст Церкви, во время свое — то есть, после того, как Он прославится, воскресши и Вознесшись на небо. Именно тогда, послав им Святого Духа, укрепив в вере и направив их к народам, Он принес плод — Свои Церкви.

И лист его не отпадет — слово Его не будет напрасным. Ибо всякая плоть как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает вовек ( 24 Ибо всякая плоть — как трава, и всякая слава человеческая — как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал; 1Пет 1:24). И вся елика аще творит, успеет — все то, что древо понесет на себе; это, разумеется, плоды и листья, то есть дела и слова.

    1 — В тех же беседах на Псалмы текст 10 Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее; Пс 64:10 Августин истолковывает, как единство Церкви, преисполненной Святым Духом (Ibid. In Ps. 64, v.10). Т.о. в данном варианте толкования Слово Божие — это то исходище вод, Которым подается Дух Святой Церкви как всей совокупности народа Божия. — Прим. ред.

Стих 4

Под словом земля следует понимать именно то постоянство в Боге, о котором говорится: Господь часть достояния моего… достояниe мое державно есть мне ( 5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. 6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие мое приятно для меня. Пс 15:5−6). И еще говорится: Потерпи Господа, и сохрани пути Его, и вознесет тя еже наследити землю ( 34 Уповай на Господа и держись пути Его: и Он вознесет тебя, чтобы ты наследовал землю; и когда будут истребляемы нечестивые, ты увидишь. Пс 36:34). И еще: Блаженни кротцыи, яко тии наследят землю ( 5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Мф 5:5) Впрочем, это сравнение взято для того, чтобы показать: как видимая земля питает и держит внешнего человека, так земля невидимая — человека внутреннего. От лица этой земли ветер, то есть надмевающая гордость, возметает (proicit) нечестивого. Но тот, кто упиется от тука дому Божия и будет напоен потоком сладости Его ( 9 насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, Пс 35:9), — остерегается гордости, взывая: Да не приидет мне нога гордыни ( 12 да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: Пс 35:12). От этой-то земли и возмела гордость того, кто сказал: На краю севера поставлю престол мой, и буду подобен Всевышнему ( 13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Ис 14:13−14). От лица этой земли возметает она и того, кто уступил и вкусил от запрещенного древа, чтобы стать как Бог, — и после сокрылся от лица Божия ( 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. Быт 3:6−8). А то, что земля эта — удел внутреннего человека, откуда человек был извержен по своей гордости (superbia proici), лучше всего становится ясно из написанного: «Что гордится земля и пепел? И при жизни извергнул он (projecit) внутренности свои(ср. 9 Что гордится земля и пепел? 10 И при жизни извергаются внутренности его. Сир 10:9−10). Из чего разумно сделать вывод, что если и был он увлечен гордостью (projectus est), то уступил ей по своей воле (se projecisse). 1

Стих 5

Сего ради не воскреснут нечестивии на суд.

Стих 6

Яко весть Господь путь праведных.

Подобно тому, как можно сказать, что медицина есть знание о здоровье, а не о болезнях, хотя и болезни, конечно же, познаются медицинским искусством, также можно сказать, что Господь знает путь праведных, а путь нечестивых Ему неведом. Нет ничего, что бы Господь не знал — и все же Он говорит грешникам: Не знаю вас (ср. 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Мф 7:23). Слова же, И путь нечестивых погибнет, означают тоже самое, что и слова: Господу неведом путь нечестивых. Но сказано это проще — в том смысле, что быть неведомым Господу означает гибель, а быть ведомым Ему — жизнь. Ибо знание Бога есть бытие, а Его незнание — небытие. Ибо Сам Господь сказал: Я — Сущий, и: Сущий послал меня к Вам ( 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. Исх 3:14).

Пс.1:1 . Блажен муж, иже не и́де на совет нечестивых

. и на седалищи губителей не се́де:

Пс.1:2 . но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь.

Пс.1:3 . И будет яко древо насажденное при исходищих вод,

еже плод свой даст во время свое

Под плодом древа разумей правую веру, под листьями его – исполнение заповедей. Плод – спасаемые: корень – крещение; земледелатель – Отец.

и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет ,

Пс.1:5 . Сего ради не воскреснут нечестивии на суд ,

Пс.1:6 . Яко весть Господь путь праведных

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Псалом 1 на русском:

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом 1 слушать:

В содержании псалма 1 говорится о судьбе праведных и нечестивых, почему этот псалом может рассматриваться как введение ко всей Псалтири, более всего касающейся изображения судьбы праведников и грешников.

В богослужениях во многих религиях цитируется именно псалом 1. Это начало сборника Псалтырь, который начинают читать с Великого поста. В хвалебной песне указывается на жизнь праведников и грешников. Сама молитва наполнена простыми рассуждениями о судьбе и праведности человека.

Текст молитвы псалом 1

Каждый верующий христианин почти наизусть знает первый псалом. В храмах зачитывают текст на церковнославянском. Дома можно использовать русский вариант молитвы.

На церковнославянском языке с ударениями

Псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечисти́вых и на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де,

2 но в зако́не Госпо́дни во́ля его́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь.

3 И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист его́ не отпадет́, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет.

4 Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, его́же возмета́ет ветр от лица́ земли́.

5 Сего́ ра́ди не воскре́снут нечисти́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных.

6 Яко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечисти́вых поги́бнет.

На русском языке

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

История написания

Хотя считается, что автором всех псалмов является царь Иерусалима и Иудеи Давид, к тексту псалма 1 он не имеет никакого отношения. В еврейской, греческой и латинской версии молитвы нет подтверждения тому, что именно царь – автор произведения.

Это песнь-размышление. Соответственно здесь нет описаний событий или исторических фактов. Печально, что именно из-за этого нельзя установить время его написания. Псалом 1 Давида является песнью о судьбах праведников и нечестивых людей. Это введение в сборник Псалтырь. Считается, что первая и вторая песнь были единой, но позже произошло разделение.

Для чего читают псалом 1?

Хотя чаще всего используется в богослужении текст молитвы на старославянском, праведный человек может читать псалом 1 на русском языке. Молитву зачитывают в следующих случаях:

  • При унынии и депрессии;
  • Если ослабла вера;
  • Если в жизни есть искушения;
  • Часто используется во время сельскохозяйственных работ.

Толкование псалма 1

Псалом 1 Давида

Основная идея текста в том, что праведник блаженный. С этих слов и начинается толкование псалма 1.

Стих 1: Праведный человек не поддается искушениям. Он всячески уклоняется от зла и врагов. Вся внутренняя сила направлена на борьбу с соблазнами.

Стих 2: Праведный человек всеми мыслями направлен к Господу, а не к общению с нечестивыми. Каждое свое слово и действо он соотносит с законами Божьими.

Стих 3: Вера в Господа может возвысить человека: и духовно, и физически, и материально.

Стихи 4-6: Противостояние праведников и грешников. Ведь любой из нас когда-нибудь встретиться с Всевышним на Божьем суде.

Правила чтения

Зачитывается текст в храмах на утренней службе в субботу. В домашней обстановке можно читать ежедневно. Определенных правил чтения псалма 1 нет.

Псалом Давиду, не надписан у еврей

Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе,

1 Блажен муж, который не пошёл на совет нечестивых, и на путь грешных не стал, и на седалище губителей не сел,

2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь.

2 но в законе Господнем – воля его, и в закон Его вникать он будет день и ночь.

3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет.

3 И будет как дерево, посаженное при источниках вод, которое плод свой даст во время своё, и лист его не опадёт, и во всём, что бы ни делал, преуспеет.

4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли.

4 Не так нечестивые, не так, но как прах, что сметает ветер с лица земли.

5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных.

5 Потому не восстанут нечестивые на суде, как и грешники – в совете праведных,

6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

6 ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, [не так]: но они — как прах, возметаемый ветром [с лица земли].
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Читайте также: