Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология в детском саду

Обновлено: 08.07.2024

Презентация на тему: " Игровой стретчинг как здоровьесберегающая технология " — Транскрипт:

1 Докладчик: Воспитатель МКДОУ детский сад 45 г.Ивдель Чебасова Е.Н. ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ как здоровьесберегающая технология

3 Основные условия формирования широкой двигательной культуры следующие: воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий; развитие воображения в процессе освоения двигательных действий; создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях; выполнение детьми движений с установкой на лег- кость - и красоту; создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

4 Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений. Заня- тия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра ведущий вид деятельности дошкольника. Занятия игровым стретчингом помогут ребенку развить чувство ритма, укрепить мышцы, выровнять осанку, снять закомплексованность.

5 Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня? Стретчинг комплекс упражнений для растягивания определенных мышц, связок и сухожилий. Благодаря ему увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг снижает мышечное напряжение, повышает их эластичность, что, в свою очередь, снижает травматичность и болевые ощущения.

6 Стретчинг обладает и психологическим эффектом Он улучшает настроение, поднимает само- оценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с большей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

7 Занятия проводятся в проветренном и чистом помещении на протяжении 30 минут (для дошкольников). Дети должны быть одеты легко, без обуви, и занимаются на ковриках.

8 В зависимости от возраста детей, колеблется и время проведения занятия, как общее, так и его частей. Вводная часть: в младших группах 2-4 минуты, в средней минут, в старшей минут. Основная часть: у младших групп - 15 минут, у средних, старших и подготовительных - 20 минут. Заключительная часть: в младшей группе 5-10 минут, в средней минут, в старшей и подготовительной минут.

9 Занятия по методике стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, в которую входят 8 – 9 упражнений на различные группы мышц. Дети изображают разных животных и выполняют упражнения в сопровождении определенных отрывков музыкальных произведений из классической и народной музыки.

10 Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т. д.

11 Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений с большим разнообразием видов движений, что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

12 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ 1. Принцип научности предполагает построение занятий в соответствии с закономерностями социализации, психического и физического развития ребенка. 2. Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий. Выделяются девять основных принципов игрового стретчинга

14 5. Принцип доступности означает, что изучаемый материал, должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности залог оздоровительного эффекта физического воспитания. 6. Принцип учета возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребенка, его двигательных навыков. 7. Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определенной позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т.е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

15 8. Принцип наглядности один из главных обще методических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Зрительная наглядность это демонстрация движений. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть четким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа к образа слова. Двигательная наглядность является специфической, ее значение важно при освоении сложных движений. 9. Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

16 Задачи игрового стретчинга 1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия). 2. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость), выносливость, скоростные, силовые и координационные способности. 3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности. 4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно сосудистую и нервную системы организма. 5. Создавать условия для положительного психо-эмоционального со- стояния детей. 6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрое- пощенности и творчества в движений. 7. Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

17 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ ПО ИГРОВОМУ СТРЕТЧИНГУ В структуру любого занятия по физической культуре входят три части: вводная, основная и заключительная. Продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 мин в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

18 Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

19 В качестве общеразвивающих упражнений (далее ОРУ) используются музыкально- ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

20 В основной части переходим к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На втором совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

21 На первом обучающем занятии приходится давать много указаний, пожеланий, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждым ребенком. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

22 В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения спо- собствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию в игровой форме нужно включать в каждое занятие. Необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться.

23 За одно занятие дети делают: 2-3 упражнения для мышц живота путем прогиба назад; 1-2 упражнения для укрепления мышц ног; 1-2 упражнения для развития стоп; 1 упражнение для развития плечевого пояса или на равновесие; 2-3 упражнения для мышц спины путем наклона вперед; 1 упражнение для укрепления позвоночника путем его поворотов; 2-3 упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса.

24 Элементы игрового стретчинга можно использовать и в других видах занятий по физической культуре как для снятия напряжения в мышцах, так и для повышения физической работоспособности. Для поддержания интереса, разнообразия упражнений можно использовать стихи, загадки, речевки. Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого из них.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Федеральные государственные стандарты определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка.

Основная проблема, с которой сталкивается образовательное учреждение - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, жестикуляция и мимика вялая, при ходьбе волочат за собой ноги, чувствуется скованность, неуверенность, голова опущена, нет гордости в осанки. Поэтому, я пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях

Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В. В. Колбановой, Л. Г. Татарниковой и В. П. Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В. Г. Алямовской, М. Л. Лазарева и Г. А. Баранчукова отмечается, что становление основ зож обусловлено прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребёнка, широким спектром педагогических средств и приёмов.

Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Суть стретчинга-реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Цель: Сохранение и укрепление здоровья воспитанников через технологии сохранения и стимулирования здоровья, в частности «игрового стретчинга

1.. Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

2. Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

3. Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливо-сти, гибкости.

4. Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Проанализировав факты, я столкнулась с противоречием между необходимостью формирования осознанного отношения ребёнка к своему здоровью и формированием основ зож с раннего детства и отсутствием целостной системы разработанной для ДОУ, основанной на современных оздоровительных технологиях,посредствам нетрадиционных подходов к работе с детьми. Передо мной возникли вопросы. (вы можете посмотреть на экране) Как достичь в процессе занимательного дела сочетания оздоровительного и образовательного компонентов? Все мы знаем, как трудно заставить и себя и ребенка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. И также хорошо мы знаем, что это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движений.

Наряду с этой программой использую элементы авторские технологии :

Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах. В физкультминутках, в комплексах бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой, в качестве спортивных развлечений, в совместной и самостоятельной двигательной деятельности детей.

Работу в данном направлении я выстроила в 3 этапа.

На первом этапе мне необходимо было выяснить, готовы ли дети и родители к возможным трудностям. Работу я начала с анкетирования родителей. Оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди", даже от здорового соперничества в подвижных играх. Провела 3 диагностических теста с детьми на определение подвижности плечевого сустава, тазобедренного сустава и эластичности мышц ног. Результаты были очень низкими.

На втором этапе я:

- систематизировала знания, полученные из методической литературы и интернет ресурсов по данной проблеме

- принялась за разработку планирования занятий по игровому стретчингу

-подобрала музыкальное сопровождение к стретчинговым упражнениям;

- изготовила картотеку наглядного материала;

-разработала критерии оценки умений и навыков воспитанников в упражнениях игрового стретчинга;

- в настоящий момент разрабатываю картотеку сказок для малышей с использованием элементов игрового стретчинга.

- привлекла к своей работе родителей и педагогов.

А для того, чтобы педагоги ДОУ могли включить стретчинговые упражнения, я провожу для них консультации, мастер- классы.

Практическую деятельность я строю на основе педагогических принципов: (можно ознакомиться на экране)

Стретчингом я увлекаюсь давно, но с детьми начала заниматься два года назад, когда моими воспитанниками были дети старшей группы. К 5 годам у ребенка формируется наглядно-образное мышление, что позволяет с наибольшей эффективностью выполнять имитационные движения, наиболее точно и эмоционально выразительно. Ребенок способен контролировать свои действия по словесному указанию взрослого. Я видела, что ребятам нравиться и решила продолжить свою работу по использованию методики игрового стретчинга и в дальнейшей своей работе.

В этом году я работаю с детьми 3-х лет, но считаю, что уже с этого возраста можно заниматься стретчингом. Я ввожу элементы игрового стретчинга на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, а так же в моменты динамической паузы на интеллектуальных занятиях и в свободной деятельности. И могу дать коллегам некоторые рекомендации по организации игрового стрейчинга.

Детям очень нравится происходящее действие. Они живо включаются в игру, начинают предлагать свои варианты и названия к ним. Упражнения могут быть одни и те же, но приобретают новизну из - за новой игровой ситуации, названия, подачи. Уходит агрессия, улучшается настроение, развивается воображение, помогает в развитии абстрактно-логического мышления у дошкольников.

Подбирая названия упражнениям дети учатся сопоставлять, искать аналогии; вспоминать персонажи сказок, поводки животных и птиц.

Физминутка - это то же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягаем мышцы, то опускаемся вниз, расслабляя мышцы.

Золотое правило стрейчинга – регулярность занятий.

3 этап моей работы – подведение итога.

Анализ результатов проведенной диагностики позволяет сделать вывод, что использование в работе игрового стретчинга (посмотрите на экран, эффективно влияют на общее состояние здоровья, уровень физического развития и развития физических качеств у детей дошкольного возраста.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, развивается эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность. А понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

В дальнейшем я планирую продолжать работу в этом направлении и закончить разработку картотеки сказок с использованием игрового стрейтчинга. А так же разработать программу кружка для детей старшего дошкольного возраста.

Заключение (выводы).

Таким образом игровой стретчинг - воспитывает понимание здоровьесбережения - важного условия физического воспитания дошкольников и формирования их умений самостоятельного овладения физической культуры, отношения к здоровому образу жизни, потребности двигательной активности.

(выбрать какой убрать пункт в заключении какой оставить)

3. Практика сказкотерапии (под редакцией Н. А. Сакович). – СПб: Речь, 2007.

6. А. А. Липель «Детская оздоровительная гимнастика «Спб. 2009

Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании Консультация для педагогов Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие.

Элементы кинезиологических упражнений как здоровьесберегающая технология работы с детьми Одной из основных задач, стоящих перед ДОУ – развитии речи детей. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Хорошо развитая.

Гимнастика для глаз, как здоровьесберегающая технология Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто. Сократ В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Стретчинг – как форма

В последнее время, наряду с другими проблемами особенно актуальным является физическое воспитание детей в контексте с ФГОС. Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения.

Также перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования определяют как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого – педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. ( разные формы в саду)

Одной из современных здоровьесберегающих технологии сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является Стретчинг.

Стретчинг (англ. stretching) – это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий.

Суть стретчинга - реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития дошкольника.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

В ходе проведения занятия решаются следующие задачи :

Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости.

Развитие психических качеств: внимание, воображение, умственные способности.

Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощённости и творчества в движении.

Значение игрового стретчинга:

- увеличивается подвижность суставов

- мышцы становятся более эластичными и гибкими

- повышается общая двигательная активность

- упражнения направлены на формирование правильной осанки

- воспитываются выносливость и старательность

Структура занятий обусловлена возрастными закономерностями работоспособности и утомляемости организма ребёнка во время физических нагрузок, а также с учётом требовании физиологии и гигиены физических упражнений. Каждое занятие состоит из трёх частей.

В первой (вводной) части занятия проходит разогрев мышц, подготовка организма к работе. Дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания.

Вводная часть длится: в младших группах 2-4 минуты, в средней — 3-5 минут, в старшей — 4-6 минут.

Основная часть длится : у младших групп — 15 минут, у средних и старших — 20 минут

В ней переходим к стретчингу. На занятии я использовала 6 упражнений, подобранных на укрепление и растяжку всех групп мышц.

И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута вверх;

9-12- медленно выпрямиться.

То же в другую сторону, развернув другую стопу. По 2 раза в каждую сторону.

И.П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку /вдох/;

2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх /выдох/;

3 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх /вдох/;

4- руки опустить вниз, правую ногу вернуть в и.п.

То же другой ногой, по 2 раза на каждую ногу.

И.п. – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд.

1- 8 – отрываем руки и ноги от пола, смотрим вперёд;

9 – 12 – возвращаемся в и.п.

Повторяем 3-4 раза.

И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;

3-4 - полуприсед, ноги крепко упираются в пол;

Повторить 4 раза.

И.П. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

2– 4 - наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх, потянуться;

То же на другую ногу. 3-4 раза на каждую ногу.

И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

2- передвигая руки назад лечь на спину;

3-4 - колени развести в стороны, руки в стороны.

Лежать 10 сек. Медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

Между играми упражнение на дыхание: Носом вдох, а выдох ртом,

Снова носиком вдохнём,

Выдохнем опять мы ртом.

Заключительная часть длится: в младшей группе 5-10 минут, в средней — 4-6 минут, в старшей и подготовительной — 4-6 минут.

Дети расслабляются. Занятие окончено.

Следует помнить также основные принципы выполнения упражнений игрового стретчинга:

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ. Показываю упражнение я или подготовленный мною ребёнок.

Систематичность. Регулярность, постепенное повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.

Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий. Начинаем выполнять упражнение с 4 раз, постепенно увеличивая количество повторов.

Индивидуально-дифференциальный подход. Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Для этого перед разучиванием упражнения я объясняю детям для укрепления, каких мышц данное упражнение.

Основные правила стретчинга, которые я выполняла в течение всего занятия:

-разогрев перед упражнениями;

- медленное и плавное выполнение упражнений;

- растяжка должна выполняться систематически и симметрично для обеих сторон тела.

Элементы игрового стретчинга можно использовать также на утренней гимнастике.

Занятия игровым стретчингом с детьми показывают, что близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения.

Автор: Ивашкина Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ Детский сад №3 г. Каменки Каменского района

Населенный пункт: Пензенская область, г. Каменка

“До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод,

но как только исчезнет гибкость – человек стареет”

(Индийские йоги)

В современном обществе особое место отводится охране и укреплению физического и психического здоровья граждан, в том числе их социального благополучия. Здоровый образ жизни в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Поэтому крайне важно правильно организовывать физическое развитие именно в детстве, что позволит организму накопить силы и обеспечить в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.

В настоящее время появилось много новых методик, направленных на обновление содержания деятельности по физической культуре. Одна из методик, которую я использую - игровой стретчинг. Автором методики является Елена Владимировна Сулим.

Что такое стретчинг? Стретчинг возник в пятидесятые годы в Швеции, но только спустя двадцать лет стал активно применяться в спорте и оздоровительной физической культуре. Эта методика заслужила широкое признание во всем мире, так как она построена с учетом всех знаний анатомии и физиологии. Она максимально использует скрытые возможности организма и поэтому наиболее эффективна.

Стретчинг в переводе с английского растяжка, стретчинг (гимнастика поз) – это комплекс упражнений, основанный на растягивании мышц.

Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников. Это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Занятия, построенные по методике стретчинг (растягивание), включают в себя комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определённых групп мышц. Предшественником современного стретчинга являются позы Йоги и другие восточные системы.

Занятия стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Программа занятий игровым стретчингом включает в себя элементы лечебной физкультуры, упражнения корректирующей гимнастики, релаксацию, музыкальное сопровождение.

Баллистический – это маховые движения руками и ногами, а также сгибание и разгибание туловища, которые выполняются с большой амплитудой и значительной скоростью. Травмоопасен. Не используется при групповых занятиях.

Медленный – растяжение мышцы на максимальную длину. Выполняется в очень медленном темпе. Этот вид стретчинга хорошо использовать в разминке, его также называют ритмической гибкостью.

Статический – выполняется от 10 секунд до нескольких минут с задержкой каждой позиции. Самый безопасный метод.

Пассивный – упражнения на растяжку тех или иных частей тела помогает выполнить партнер, а сам выполняющий находится в покое.

Динамический – плавный переход от одного упражнения к другому.

Эффективность занятий стретчингом весьма индивидуальна, однако результаты у большинства становятся заметны уже через пару недель.

Основные правила стретчинга:

  1. Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц
  2. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается.
  3. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо.
  4. Занятия – регулярными (не менее 2 раз в неделю).

Технология игровой стретчинга:

  • вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их;
  • гарантирует детям правильное развитие систем организма;
  • является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия;
  • прививает коммуникативные навыки;
  • формирует привычку здорового образа жизни.

Благодаря использованию таких упражнений увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность, формируется правильная осанка, воспитывается выносливость, старательность и уверенность в себе.

Заниматься игровым стретчингом можно уже с 3-4 лет. Главное в этом плане не объём выполненных упражнений, а их постоянство – это даёт более высокие результаты.

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Упражнения игрового стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач.

Задачи игрового стретчинга:

  • Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма;
  • создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей;
  • оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
  • совершенствовать физические способности;
  • воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении;
  • создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка.

Основные принципы игрового стретчинга:

  • Наглядность – показ физических упражнений, образный показ.
  • Доступность – от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитываем подготовленность детей.
  • Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно.
  • Индивидуально – дифференциальный подход – учёт возрастных особенностей и состояния здоровья ребёнка.
  • Сознательность – понимание пользы выполнения упражнений.

Структура игрового стретчинга включает в себя несколько естественно переходящих одна в другую частей: вводную, основную и заключительную.

В вводной части – дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. Это могут быть упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.

Основная часть – обучение и закрепление упражнений на различные группы мышц. С детьми проводится новая сюжетно-ролевая игра в виде:

  • сказочных путешествий (в зоопарк, в лес, в джунгли, на необитаемый остров, в морское царство, на Луну и т. д.)
  • фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, насекомыми, людьми и т. д.
  • по заранее подготовленному на основе сказки сценарию

(дети изображают сказочных персонажей, помогают героям сказок)

Заключительная часть - расслабление и релаксация. Подготавливаем организм ребенка к плавному переходу к другим видам деятельности.

Использование игрового стретчинга в работе с детьми:

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.). С помощью включения в физкультминутку движений по методике игрового стретчинга снимается утомление, восстанавливается эмоционально-положительное состояние ребенка.

Совместная деятельность в отличие от занятий, не имеет четкой структуры, конкретного программного содержания и не ограничена по времени. Организуется в утренние и вечерние часы и проводится в свободной форме. В вечернее время игровой стретчинг как совместная деятельность может быть организован как кружковая работа.

Самостоятельная двигательная деятельность. Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность в течение дня. Благодаря тому, что упражнения игрового стретчинга проводятся в игровой форме и тем самым становятся очень интересны и привлекательны для детей, вполне понятно, что дошкольники переносят их в свою повседневную жизнь. Эти упражнения должны лишь целенаправленно организовываться педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку.

Упражнения по методике игрового стретчинга могут быть включены в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в физкультурные досуги, праздники.

Работа с родителями.

Для родителей целесообразно донести необходимую информацию о методике (игрового стретчинга) на родительских собраниях, в виде консультаций в информационном уголке, в форме индивидуальных бесед. Особенно ценны задания на дом, где прописаны упражнения игрового стретчинга отдельно и в сюжетной связи, доступные для выполнения их с детьми в домашних условиях.

Работа с педагогами.

Для того чтобы педагоги дошкольного учреждения могли включать упражнения игрового стретчинга в утреннюю гимнастику, в гимнастику после дневного сна, в совместную двигательную деятельность с детьми, в двигательную деятельность на прогулке, могли корректировать самостоятельное выполнение детьми стретчинговых упражнений провожу индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, семинары, практикумы.

Я полностью согласна с тем, что педагоги, занимающиеся физическим развитием детей дошкольного возраста, обязаны:

Читайте также: