Игровые технологии по фэмп в детском саду

Обновлено: 05.10.2024

Цель мастер-класса: Расширять знания педагогов по использованию занимательного материала по ФЭМП в процессе НОД.

Познакомить педагогов с опытом работы по использованию занимательного материала по ФЭМП в работе с детьми дошкольного возраста.

Обучить участников мастер – класса методам и приемам использования занимательных математических игр в педагогическом процессе.

Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу, желание применять на практике данную технологию.

Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Из личного опыта я знаю, что обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре. То есть мы, воспитатели, не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит, цель воспитателя научить ребенка играть, и в процессе игры, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию.

Достоинство игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, символическая функция сознания. Несомненным достоинством игры является и внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

По моему мнению, ФЭМП у детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

На мой взгляд, наиболее подробную классификацию занимательного математического материала предложила З.А. Михайлова, которая выделяет три основные группы:

Актуальность интеллектуального развития определяется современным заказом общества для ДОО, который всё больше касается требований не к конкретным знаниям, а к развитию ключевых компетенций дошкольника . Одной из задач современной системы образования является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В настоящее время в связи с процессами информатизации и технологизации, происходящими в современном обществе, математическому образованию отводится особая роль. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.

Исходя из этого, создана Концепция развития математического образования в Российской Федерации (от 24 декабря 2013 г. № 2506-р) (далее – Концепция), которая представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.

Математическое образование дошкольника - целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка.

Поэтому основными условиями реализации Концепции в дошкольном образовании при участии семьи являются:

предметно-пространственная и информационная среда,

средства педагогической поддержки ребенка для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни [1].

Формирование элементарных математических представлений – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов

умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Главной целью современного математического образования дошкольников является формирование у детей основ математической культуры и готовности личности к непрерывному самообразованию и практическому применению математических знаний. Основа математического мышления формируется уже в первые годы жизни в конкретных практических ситуациях, в которых ребенок приобретает знание о формах, размерах, весе окружающих предметов, времени и пространстве, закономерностях и структурах, получает первоначальные представления о значении для человека счета, чисел. Незаметно для себя, еще до школы он начинает осваивать математические знания.

Математическое мышление не ограничивается механическим запоминанием понятий или выполнением отдельных операций, оно касается практического решения проблем с помощью общепринятых или самостоятельно выработанных математических действий. Детей необходимо учить, не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Положительный опыт работы по формированию элементарных математических представлений в соответствии с ФГОС накоплен и в нашем детском саду.

В основной общеобразовательной программе ДО представлен достаточно богатый материал по формированию математических представлений у дошкольников. В программе большое количество задач:

- задачи по формированию представлений об операциях с множествами (объединение, выделение из целого части и т.п.);

- задачи на формирование представлений о делении целого предмета на равные части, знакомство с объемом, с измерением жидких и сыпучих веществ;

- задачи по развитию у детей чувства времени, обучение определять время по часам и т.п.

В рамках формирования геометрических представлений проводится работа не только с плоскостными, но и с пространственными геометрическими фигурами, расширен круг геометрических фигур, предлагаемых для изучения детьми, где учатся правильно использовать термины при описании реальных объектов и явлений. Этот раздел условно разделен на тематические части:

-знакомство с пространственными фигурами;

-знакомство с плоскими фигурами;

-узнавание пространственных фигур и построение конструкций по их теневым изображениям;

-знакомство с расположением предметов в пространстве.

Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Поэтому основной формой организации работы в ДОУ являютсяпознавательные иразвивающие игры, которые используются в НОД, в режимных моментах, в совместной творческой и самостоятельной деятельности детей. Ведущими в работе с детьми являются методы творческо-поискового характера (решение проблемных ситуаций). Так же педагоги нашего ДОУ активно используют математические сказки. Вживаясь в события сказки, у детей повышается познавательная активность (они стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее). Без обогащения чувственного познавательного опыта невозможно полноценное владение математическими знаниями и умениями.

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание таким компонентам как пространство, время, предметное окружение. С целью стимулирования интеллектуального развития детей были оборудованы уголки занимательной математики, созданы центры познавательного развития, где расположены дидактические игры и другой занимательный материал:

- учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей (числовая лесенка, модель числового ряда, обучающие книги);

- оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (материалы для экспериментирования, календари, часы, измерительные приборы).

Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, по­знавательной активности, самостоятельности детей. Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, уточнения и расшире­ния их математических представлений используются дидактиче­ские пособия и такие игры, как:

Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Игры с Палочками Кюизенера. С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).

Игры Никитина. Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д. Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм.

Круги Эйлера – это схемы, которые позволяют изобразить наглядно отношения между подмножествами и пересечение, и объединение множеств. При решении некоторых задач метод Эйлера просто незаменим и значительно упрощает рассуждение. Модели кругов Эйлера – просты и наглядны, поэтому они с большим успехом могут быть использованы для развития логики у детей дошкольного возраста. Построение и использование моделей в большей степени способствует развитию логических способностей у дошкольников. Используя круги Эйлера, дошкольникам можно продемонстрировать все варианты расположения множеств относительно друг друга.

Особое значение уделено использованию ИКТ. Дидактические игры и пособия, созданные с помощью информационно-коммуникационных технологий, дают возможность в игровой форме, ненавязчиво ввести детей в мир геометрических фигур, важны для развития логического мышления, творческого воображения, умения рассуждать и доказывать, декодировать информацию, так же познавательные игры – онлайн(размещенные на детских порталах).

Вариативность игр определяется усложнением: развитием умений сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. Важно вовремя осуществить необходимый переход детей на следующую ступень.

Актуальными для обогащения действующих и создания новых технологий математического развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории развивающего обучения, эвристического обучения, математического моделирования.

Таким образом, самым важным является развитие познавательного интереса и математического мышления дошкольников, умения рассуждать, аргументировать, доказывать правильность выполненных действий. Именно математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

Список литературы:

Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 № 2506-р.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О технологиях,направленных на развитие логико-математического мышления детей.

Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста

Игровые технологии как средство развития математических способностей детей дошкольного возраста.

В последнее десятилетие возникли тревожащие тенденции. В образовательной работе детских садов стали использоваться школьные формы и методы обучения, что не соответствует возрастным особенностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышение требований к детям, сдерживание темпов развития одних и невнимание к затруднениям других. Дети вовлекаются в такие виды познавательной деятельности, к которым они функционально не готовы. Чувствуя большие потенциальные возможности дошкольника, взрослые нередко начинают форсировать изучение детьми математики. Казалось бы, готовые знания ребенок должен только запомнить и использовать в нужное время и в нужном месте. Однако этого не происходит, и такие знания воспринимаются детьми формально. При этом, как считает Н.Н.Поддьяков, нарушается закон развития мышления, искажается суть изучаемого.

У детей дошкольного возраста интерес к новому и непознанному неисчерпаем. Дети не боятся трудного и непонятного, стараются все узнать и всего достичь. Порой им не хватает внимания взрослых, их поддержки, своевременной помощи или подсказки в сложных, с детской точки зрения, ситуациях. Поэтому, ребёнок теряет интерес к предмету. Связано это с тем, что у каждого дошкольника свой интеллектуальный и психофизический потенциал для усвоения знаний. И чтобы интересно было для каждого, необходимо использовать дифференцированный подход к детям [4, с.10]

Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений. Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели (А.Маркушевич)

Для формирования математических способностей детей необходимо:

выявить уровень математического развития детей дошкольного возраста;

использовать разнообразные игры для развития математических способностей;

создать условия для объединения усилий семьи и педагогов детского сада, способствующие успешному развитию математических способностей.

Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным (Б.Паскаль)

Каково же развитие математических представлений в историческом аспекте?

Совершенно новые, на первый взгляд, представления, понятия, оригинальные идеи имеют свою историю. Эта история отражена в различных литературных источниках.

Значительный интерес в этом отношении представляют историко-математические сведения. Они позволяют проследить зависимость развития математики от потребностей человеческого общества, её взаимосвязь со смежными науками и техникой. В работах по истории математики, психологии, педагогики, методике обучения математике разработан историко-генетический подход к развитию тех или иных представлений и понятий у детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, А.М. Леушина, Ж.Пиаже, А.А. Столяр и др.).

В современной методике формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста используется генетический принцип. Он базируется на изучении развития математики, начиная с древних времен (Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, З.А. Михайлова, В.П. Новикова, Л.Н. Павлова…).

Ведь умение мыслить математически – одна из благороднейших способностей человека (Б.Шоу)

формированию запаса знаний, умений и навыков, которые станут базой дальнейшего обучения;

овладению мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей;

формированию умения понять учебную задачу и выполнить ее самостоятельно;

формированию умения планировать учебную деятельность и осуществлять самоконтроль и самооценку;

развитию способности к саморегуляции поведения и проявлению волевых усилий для выполнения поставленных задач;

развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Программа по ФЭМП направлена на развитие логико-математических представлений и умений в игровой форме. Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Особую роль при этом отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания [6, c. 78].

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника. [8,c.13]

Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

игры с цифрами и числами;

игры путешествие во времени;

игры на ориентировки в пространстве;

игры с геометрическими фигурами;

игры на логическое мышление.

Современные логические и математические игры разнообразны. В них ребёнок осваивает эталоны, модели, речь, овладевает способами познания, развивается мышление.

К ним относятся:

Для эффективной организации математической деятельности, для развития математических способностей детей в группе должна быть организована предметно-развивающая среда, созданы уголки математики и экспериментирования в соответствии с возрастом детей. В уголок математики можно поместить:

В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

Оценить 1360 2

Составитель: Смирнова Н.С., воспитатель – высшая квалификационная категория

В опыте отражена система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, которые расширяют математический кругозор дошкольников, способствуют математическому развитию, повышают качество математической подготовленности.

Представленный материал рекомендован педагогам ДОУ для применения в работе с воспитанниками по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Результативность педагогического опыта работы………………..…. 15-17

На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования возникла необходимость обновления содержания и повышения качества дошкольного образования, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей воспитанников, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений.

Актуальность. Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

2. Теоретическое обоснование опыта

Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий, и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт, знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания, умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации, дидактические игры, наглядный материал и действия с ним. Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.

Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации. Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.

Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха, но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники, игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья, театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале, викторины.

Организовывала с детьми математические праздники, вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.

Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры. Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру, будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.

Теоретическое обоснование опыта

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.

В играх актуализируется интеллектуальное развитие: игры-занятия и связанные с ними игры дидактические, подвижные, сюжетно-дидактические, игры с дидактическим материалами; конкретизируются представления о сенсорных эталонах, совершенствуются умственные действия, направляются положительные эмоции, которые повышают познавательный интерес дошкольников.

Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому, что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития.

Игровые занятия носят практический и доступный характер, исходя из того, что игровая ситуация организует детей эмоционально, активизирует их мышление, побуждает самостоятельно отыскивать ответы на вопросы или самостоятельно изыскивать способ выполнения задания, и тем самым способствует развитию их инициативы, находчивости, изобретательности.

На основании выше сказанного мною была разработана система специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей.

Читайте также: