Игровые технологии по физической культуре в детском саду по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Самообразование на тему:

«Игровые технологии в системе физического

2017 – 2018 учебный год

инструктор по физической культуре:

ТЕМА: «Игровые технологии в системе физического воспитания

Повышение собственного профессионально-образовательного уровня,

знакомство с новыми игровыми технологиями и методиками, внедрение их в

работе с детьми.

• изучить игровые технологии как основу развития детей дошкольного возраста;

• рассмотреть особенности современных игровых технологий в ДОО;

• дать характеристику методическим рекомендациям по применению игровых

технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения;

• определить место и роль физической культуры в общей системе воспитания

детей дошкольного возраста

• исследовать организацию физического воспитания в дошкольном учреждении;

Как известно, игра является основным ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Этот факт положен в основу требований ФГОС ДО к проведению занятий и выполнению упражнения игровым способом. Это логично, так как игра позволяет повысить мотивацию ребенка во время занятий и позволяет лучше усваивать материал.

Вместе с тем, в процессе использования игрового метода появляются и определенные трудности. Особенности игрового метода выполнения упражнений позволяют повысить эмоциональный фон, сформировать положительную мотивацию, облегчить переносимость нагрузки. В то же время игровой метод позволяет более свободно варьировать форму упражнений, исходных и промежуточных положений и траекторию движений. Это создает определенные трудности при выполнении регламентированных упражнений, затрудняет контроль нагрузки, ее дозировку и соблюдение правильной техники упражнений.

Таким образом, есть необходимость сформировать игровую технологию проведения физкультурных занятий, которая учитывает следующие условия:

- формирует положительную мотивацию у детей,

- обеспечивает определенную свободу выполнения упражнения в рамках заданного регламента действий,

- позволяет контролировать и точно дозировать нагрузку в различных аспектах.

Современное физическое воспитание дошкольников использует разнообразные формы проведения физкультурных занятий, в том числе игровым и соревновательным способами. Многие из этих форм считаются инновационными и отличаются от традиционного подхода. Однако, основу системы физкультурных занятий все же составляют традиционные классические занятия смешанного типа. Рассматриваемая нами игровая технология относится как раз к этому типу занятий.

Классическое смешанное физкультурное занятия включает три основных группы упражнений:

- строевые и общеразвивающие упражнения, выполняемые строго регламентированным способом,

- упражнения в основных видах движений (ОВД, выполняются в основном регламентированным способом, а при совершенствовании могут выполняться игровым способом,

- подвижная игра выполняется игровым или соревновательным способом.

Для выполнения требования ФГОС ДО использовать преимущественно игровой методы проведения занятий, необходимо обыгрывать упражнения, выполняемые строго регламентированным способом, соединить регламент и игру таким образом, чтобы повысить общую эффективность занятия.

Основными факторами, формирующими игру дошкольников являются сюжет, роли и правила. Традиционные сюжетные и бессюжетные подвижные игры с правилами широко используются в конце основной части занятия и вопросов не вызывают. Немного по-другому дело обстоит с использованием сюжетов и ролей для вводной, подготовительной и начала основной частей занятия. То есть, для строевых, общеразвивающих упражнений и упражнений в основных видах движений, которые обычно выполняются строго регламентированным способом.

Для создания и поддержания игровой мотивации при выполнении этих упражнений необходимо формирование и ролевое проигрывание сюжета и образа каждого упражнения или группы упражнений, цепочка превращений образов. Это обусловлено использованием знакомых детям сюжетов литературно-художественных произведений, видеофильмов и т. д. а также предварительной работой по ознакомлению с сюжетами и ролями.

Наряду с этим, словесные инструкции, применяемые в процессе разучивания и выполнения упражнений, способствуют развитию произвольного опосредованного внимания. Запоминание детьми отдельных упражнений, а также их последовательности, использование специальных методических приемов (например, задание вспомнить, какое упражнение соответствует тому или иному названию, образу, тому или иному отрывку сказки) стимулирует развитие памяти.

Использование словесных методов (название упражнения, словесные указания и объяснения, словесное описание движений, а также выполнение упражнений в сопровождении художественного текста, элементов фольклора (потешек, поговорок, закличек) способствует развитию речи.

Осознанное овладение упражнениями, а также применение специальных методических приемов (например, таких, как разучивание упражнений по словесному описанию движений, использование загадок, занимательных задач) имеют большое значение для умственного и познавательного развития детей. Применение сюжетных, образных игр на физкультурных занятиях, приемов имитации и подражания содействует развитию воображения дошкольников, развивает и совершенствует их образное мышление. Парные, групповые и коллективные игры при выполнении упражнений способствуют социально коммуникативному развитию.

В методическом плане, игровой способ проведения физкультурных занятий и выполнения отдельных упражнений естественным путем создает условия интеграции образовательных областей, в отличие от классического регламентированного, где нужно этому уделять специальное внимание.

В физкультурных занятиях детей разных возрастов используется различное содержание, однако структура занятия едина для всех возрастов. Для применения игрового способа в практике физкультурных занятий нами в МБДОУ № 26 Аленький цветочек г. Пятигорска был разработан следующий алгоритм.

Подготовка к занятиям. Разработка комплекса образов, на основе дробления сюжетов на составляющие элементы и роли. Каждое упражнение использует собственный образ. Смена образов происходит в соответствии со сменой упражнений, без остановки процесса занятия, как цепочка волшебных превращений.

Вводная часть. Построение, приветствие, создание игровой мотивации. Организация сюжета – использование дробного сюжета. Комплекс упражнений в ходьбе, беге, поскоках по залу заданным регламентированным способом с сюжетно-ролевой игровой организацией.

Подготовительная часть. После проведения игровых упражнений вводной части необходимо перестроиться для проведения комплекса общеразвивающих упражнений. Перестроение происходит также игровым способом, при этом используются образы, сюжеты и приемы соответствующие возрасту детей. Младший и средний возраст, как правило, перестраивается в общий круг. Дети старшей и подготовительной групп перестраиваются с колонны или занимают заранее обусловленные места. С помощью игрового метода достигается минимизация времени перестроения.

Далее выполняется комплекс общеразвивающих упражнений, обыгрывание которого производится тем же способом дробного сюжета и комплекса образов. Образы упражнений не обязательно должны быть связаны между собой. Некоторые упражнения могут объединяться образным мини-сюжетом.

Эта игра мини-викторина позволяет заполнить техническую паузу, увеличивая плотность занятия, способствует интеграции образовательных областей, обеспечивает взаимодействие воспитателя и физрука на занятии.

В этой части занятия прорабатываются два-три упражнения в основных движениях с постепенным усложнением по разным параметрам. Сначала выполняются более сложные или новые упражнения, требующие больше внимания и координационно более сложные. Для этих упражнений подбирается преимущественно сюжетно-ролевой игровой способ выполнения, который позволяет обеспечить безопасность детей и эффективное обучение.

В конце основной части занятия проводится игра с правилам с включением достаточно отработанных основных движений. Таким образом, в основной части занятия осуществляется переход от сюжетно-ролевой организации к игре с правилами в соревновательно-игровом стиле.

Заключительная часть. Постепенное снижение нагрузки требует применения сюжетно-ролевой игры с невысокой интенсивностью движений и упражнений. Широкое применение выразительных движений, дыхательных и релаксационных упражнений предполагает использование ментальных образов, спокойного музыкального сопровождения.

Разработка и применение подобного алгоритма существенно облегчает решение некоторых задач ФГОС ДО:

- Органично без специальных усилий осуществляется интеграция образовательных областей в процесс физкультурных занятий.

- Снижается психическая напряженность нагрузки, характерная для освоения сложных упражнений.

- Повышается общая и моторная плотность занятий.

- Осуществляется взаимодействие воспитателя и физрука на занятии.

- Наряду с развитием физических качеств стимулируется развитие психических процессов – произвольного и непроизвольного внимания, восприятия, образного и абстрактного мышления, памяти, речи.

Общепризнанно, что игровой метод является основным в дошкольном образовании, однако для его реализации на практике необходимо отказаться от стереотипной формы проведения классических физкультурных занятий. Приводимый алгоритм игрового способа проведения занятий, содержащий в себе и элементы дидактики, направлен на формирование у детей игровой мотивации и позволяет создать в процессе выполнения упражнений атмосферу непосредственного эмоционального общения взрослого и детей.

Игровые технологии

Игровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителей

Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду. Консультация для родителей Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду, многие родители,иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучше.

Автор: Кравцова Мария Сергеевна

Населенный пункт: Московская область, Серебряно-прудский район, с. Узуново

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности, физического развития, в зависимости от уровня развития детей.

Сейчас хочу представить вашему вниманию,как мы используем игровые технологии в физическом развитии детей старшего возраста. Для того чтобы ребёнок был физически развит необходимо соблюдать двигательный режим на протяжении всего дня пребывания детей в детском саду.А для того, чтобы у ребёнка был интерес двигаться и развиваться необходимо использовать игровые технологии.

Не секрет, что проблема здоровья подрастающего поколения становится все более актуальной. Одним из существенных средств в борьбе за здоровье детей является регулярные физкультурные занятия с дошкольниками. При подготовке к школе детей, основным средством улучшающим функционирование всех систем организма является организованная образовательная деятельность.

Главная задача физического воспитания детей на наших занятиях по физической культуре – обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, через игровую деятельность, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха. Всестороннее физическое развитие предполагает развитие физических качеств.

Используя на занятиях по физической культуре игровые технологии (подвижные игры, игровые упражнения) мы способствуем нормализации у детей нервных процессов, развивается память, внимание, способствуем проявлению инициативы, формируем волевые качества, учим ориентироваться в пространстве во времени, способствуем укреплениюсердечно – сосудистой и дыхательной системы, происходит активизацияобмена веществ, развивается двигательный аппарат всё это способствует физическому развитию детей.

Игры, тесно связаныс положительными эмоциями детей. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

В процессе таких игровых упражненийвыявляются дети которые затрудняются выполнить то или иное задание и воспитатель на прогулке уже может, подобрав группу, используя игровые приёмы,закрепить навыки выполнения упражнений.

Также нашим детям очень нравятся игры с парашютом.

Парашют можно использовать при выполнении общеразвивающих упражнений, основных видов движений и игры с парашютом.

-Попрошу, Вас коллеги, выйти на середину зала и взять парашют. (проводятся игровые упражнения с парашютом)

Дети становятся в круг, держась за парашют. Воспитатель кладет мяч в центр парашюта. По команде воспитателя дети поднимают и опускают парашют не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший. Когда дети удерживают один мяч, добавляется второй, и дети должны уже удержать два мяча. Когда уже удерживается два мяча, добавляется третий.

Ход игры: Дети стоят по кругу, лицом к парашюту, руки хватом за цветовой сектор.

Дети произносят слова: Скучно, скучно, нам стоять, не пора ли пробежаться, нам местами поменяться. Раз, два, три – Красные беги!

Дети, стоящие под этим цветом пробегают под парашютом и меняются местами с другими детьми.

Правила игры: Меняются местами только дети под названным цветовым сектором, остальные высоко держат парашют. Выигрывает тот, кто быстрее всех из своей команды поменяется местом.

Группа детей делится на две команды.

Всем огромное спасибо!

На занятиях мы стараемся постоянно поддерживать интерес ребенка к выполнению той или иной поставленной задачи, путем внесения элементов новизны (новые пособия, варианты движений и новые способы их выполнения) и игровых технологий.

Игровая технология предполагает гармоничное сочетание двух компонентов: четкой педагогической цели и комфортной для восприятия ребенка игровой формы.

Благодаря подбору игровых приёмов дети играя выполняют задачи для выработки необходимых педагогу на данном этапе знаний, умений и навыков. Также игровые формы работы с дошкольниками отлично подходят для формирования общности группы, взаимопомощи и доверия друг другу.

Стараемся обеспечивать детям психологический комфорт, даём ребенку возможность чувствовать себя уверенным, самостоятельным.

Дети очень любят гулять на улице. И им очень нравится физкультурные занятия на воздухе. Это способствует укреплению основных групп мышц, развитию костной, сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системы, а также содействует закаливанию.

На прогулке играем с детьми в подвижные, спортивные игры, игры-эстафеты.

Зимой катаемся на ватрушках и санках, играем в снежки.Летом катаемся на самокатах.

Огромное значение для совершенствования физического развития детей закрепление полученных умений и навыков, эмоционального наслаждения от занятий физической культурой и спортивными играми оказывает спортивные праздники, развлечения, досуги, которые проводятся для детей в саду и вместе с родителями.

В нашем детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда по физическому развитию.

Имеется физкультурный зал с необходимым традиционным оборудованием и пособиями.Ипособиями, изготовленными нашими воспитателями, которые повышают интерес детей к физкультуре и спорту, развивают жизненно важные качества, увеличивают эффективность занятий и как следствие, способствуют физическому развитию детей.

Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы компактные физкультурные зоны, пособия в которыхсделаны и подобраны с учётом возрастных особенностей детей, их интересов.

Игровая деятельность, в какой бы она форме ни выражалась, Всегда радует ребенка, благоприятно влияет на его здоровье, физическое развитие, на повышение положительных чувств у детей. В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

2.Волошина Л.Н. Игровые программы и технологии физического воспитания детей 5-7 лет // Физическая культура 2003. - №4. – С. 16.

2. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Дети выполняют упражнения на синих ковриках

Дети обладают высоким уровнем двигательной активности и, конечно, без движения гармоничное физическое развитие малышей невозможно. Именно поэтому одним из основных векторов дошкольного образования является физкультурная практика с малышами. Однако эта работа требует от педагога не только знания методики организации учебно-воспитательной деятельности, но и возрастных особенностей ребят.

Цели и задачи физкультурных уроков в детском саду

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) обозначены следующие ключевые цели проведения физкультурных занятий в детском саду:

  • развитие и совершенствование физических качеств (скорости, силы, выносливости и координации);
  • предотвращение нарушений развития опорно-двигательного аппарата (за счёт тренировки правильной осанки, устойчивого статического и динамического положения тела);
  • формирование базовых культурно-гигиенических навыков (мыть руки, умываться, одеваться по погоде и пр.);
  • приобщение к ЗОЖ — здоровому образу жизни (в младших группах это может быть привычка ходить летом босиком в песочнице, в средней — умываться прохладной водой, а в старшей и подготовительной, при наличии согласия родителей, проводить зарядку на улице в любое время года);
  • воспитание заинтересованности спортом.

Малыши занимаются физкультурой

Занятия физкультурой с ранних лет воспитывают у детей интерес к спорту

Таблица: задачи организации физкультурных занятий с дошкольниками

Дети перешагивают через мягкие модули

Задачи физкультурных занятий соотносятся с уровнем физического развития малышей конкретного возраста

Организация работы на занятиях по физической культуре в ДОУ

Уроки физической культуры проводятся в детском саду трижды в неделю: два раза в спортивном зале или, если есть достаточно пространства, в группе, и один раз на улице, но при условии, что погода позволяет. В этом образовательном направлении с детьми работает инструктор по физкультуре или воспитатель (в случае, когда в ДОУ нет штатной единицы педагога по физической культуре).

Читайте также: