Игровые технологии в детском саду курсовая

Обновлено: 05.10.2024

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. И с этим никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике дошкольного образования?

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника.

С каждым новым поколением детей меняется и игровое пространство детства. Если рассматривать современное поколение, то можно увидеть, что коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Кто же виноват в этом? Конечно же, вечно спешащие взрослые: бабушки и дедушки живут далеко, мамы и папы обеспокоены престижной работой, а воспитатели в детском саду усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция прослеживается не только у нас, но и во многих странах.

Развитие современного общества требует обобщения и систематизации опыта педагогических инноваций, результатов психолого-педагогических исследований. Одним из способов решения этой проблемы является технологический подход к организации образовательной работы с детьми.

В дошкольном образовании педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих комплекс форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств для реализации образовательного процесса в ДОУ.

Необходимость использования педагогических технологий обусловлена следующими причинами:

- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС ДО);

- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга и др.).

Ценность педагогической технологии в том, что она:

- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников;

- создаёт условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст. 31).

Игровая технология включает в себя :

• Игровые тренинги –

• Сюжетно – ролевые игры

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д. ;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

повышает познавательный интерес;

вызывает эмоциональный подъём;

способствует развитию творчества;

максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности.

Деятельность детей должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности дошкольников.

Задачи: воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми через игровые действия;

способствовать использованию в практике современных требований к организации игр дошкольников и формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания;

совершенствовать у дошкольников приобретенные игровые навыки и умения для развития игровой активности.

Л. В. Загрекова выделяет следующие компоненты игровых технологий :

Все рассмотренные компоненты находятся в тесной взаимосвязи и включают ряд структурных элементов.

• игровые ситуации

• игровые действия

• игровое состояние

С введением ФГОС ДО перед нами встали следующие задачи, направленные на введение игровых технологий в ДОУ :

• Объяснить родителям важность игры для ребёнка.

• Обеспечить безопасное пространство для игры (особенно

касается дворовых территорий).

• Обеспечить соответствующую развивающую предметно – пространственную среду, поддерживающую игру.

• Не ставить в жесткие временные рамки свободное время детей.

Педагог должен наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания. Ему необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.

Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной программы в ДОУ должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области) :

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ ПО КАЖДОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков – это так называемые обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Применение игровых технологий в работе позволяет повышать успешность обучения детей с речевыми нарушениями.

Проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития речи детей. Например таких технологий, как:

- Игровые технологии направленные на развитие мелкой моторики

- Игровые технологии направленные на развитие артикуляционной моторики

- Игровые технологии направленные на развитие дыхания и голоса

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства;восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми, становление ценностей здорового образа жизни.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

Современные технологии для развития речи дошкольников Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы. С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре.

Игровые технологии в ДОУ. Педагогические игры по виду деятельности Педагогические игры по виду деятельности"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. " В. А. Сухомлинский Игра - одна.

Игровые технологии

Игровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Содержание

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….……………….…. 6
1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………. 9
1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности
дошкольников…………………………………………………………………..16

Выводы………………………………………………………………………….25
Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………. ……………………………..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………. 26
2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…. 27
2.3 Программа развивающих занятий………………………………………. 35
2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию
игровых технологий………………………………………………………………54

Работа состоит из 1 файл

Введение.doc

Федеральное агентство по образованию

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Влияние игровых технологий на познавательное развитие дошкольников

3 курса дневного отделения

факультета иностранных языков, 302гр.

Малышева Анна Юрьевна

канд.пед.наук, доц.каф. педагогики

Лоренц Вероника Викторовна

Оглавление

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников. 6

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения…………………………………………………….… …………….…. 6

1.2 Особенности познавательной деятельности дошкольников…………. 9

1.3 Реализация игровых технологий в познавательной деятельности

Глава 2 Эксперимент по проведению учебных занятий с использованием игрового метода……………………………. ………………………… …..……26

2.1 Необходимые навыки и знания для поступления в школу……………. 26

2.2 Выявление уровня сформированности познавательной активности…. 27

2.3 Программа развивающих занятий………………………………………. 35

2.4 Анализ опытно – экспериментальной работы по использованию

Введение

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

В период перестройки произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей (особенно детей дошкольного возраста).

Поэтому в современном мире возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными обучение и воспитание детей. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, т.о. усваиваемый детьми материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в воспитательный процесс.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно- информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на детей огромный объем информации. Актуальной задачей дошкольного учреждения становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Цель исследования – проанализировать эффективность применения игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении.

Объект исследования – образовательный и воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.

Предмет исследования – игровые технологии в дошкольных образовательных учреждениях.

В связи с целью были определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать пси холого-педагогическую литературу по теме исследования;

- выявить педагогические и методические основы конструирования и использования игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении;

- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в развитии дошкольников.

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической и исторической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).

Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

База исследования: старшие и средние группы детский сад №185 г.Омска.

Глава 1 Психолого-педагогические основы реализации игровых технологий в познавательной деятельности дошкольников

1.1 Сущность и история развития игровых технологий обучения

Многие века ученые различных направлений пытались понять происхождение игры. И сейчас существует множество теорий об истоках игры.

Согласно одной из концепций игра возникла для проведения свободного времени и досуга в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. А в Древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.

Развитие игровой культуры в советское время начиналось с практики летних загородных лагерей, которые хранили игровое богатство общества.

В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин. Из зарубежных теорий особой известностью пользуется теория К. Гросса. Он считает, что сущность игры в подготовке к дальнейшей деятельности; ребенок в игре, упражняясь, совершенствует свои способности. Преимущество этой теории, завоевавшей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием. Но основной недостаток в том, что эта теория указывает лишь "смысл" игры, а не ее источник, не объясняет причин возникновения игр. Гросс пытается указать источники игры, и ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту / 7, с. 372/.

В теории игры, сформулированной Г. Спенсером, последователем Ф. Шиллера, источник игры заключается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, и того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность. Но согласно С. Л. Рубинштейна подобная теория не в состоянии объяснить игру, потому что берет динамической аспект игры в отрыве от ее содержания.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К. Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т. е. удовольствия от самого действия, независимо от результата) как основного мотива игры. Однако мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной реальной подлинной мотивации. Как и динамическая теория Шиллера-Спенсера, данная теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив. Ведь такое понимание игры фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо лишь к самым ранним "функциональным" играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.

Наконец, согласно З.Фрейду игры являются реализацией вытесненных из жизни желаний, тогда как Адлеровское понимание игры в том, что там проявляется неполноценность субъекта, бегущего от жизни, с которой он не в силах совладать. Таким образом, круг замыкается: из проявления творческой активности, воплощающей красоту и очарование жизни, игра превращается в свалку для того, что из жизни вытеснено; из продукта и фактора развития она становится выражением недостаточности и неполноценности, из подготовки к жизни она превращается в бегство от нее.

Л. С. Выготский считает определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль. Переход действия в воображаемую ситуацию действительно характерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Потому основными недостатками этой трактовки таковы:

1. Она сосредоточивается на структуре игровой ситуации, не объясняя источников игры.

2. Переход в мнимую ситуацию не является источником игры.

3. Попытка истолковать переход от реальной ситуации к мнимой, как источник игры, могла бы быть понята лишь как отзвук психоаналитической теории игры.

Таким образом, теория Л. С. Выготского произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок не создает никакой мнимой ситуации, не позволяя тем самым описать игру в ее развитии.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

1. в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2. как элемент более общей технологии;

3. в качестве урока или его части (введение, контроль);

4. как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных приносит результаты, она может быть обоснованна и направлена на учебно-познавательной процесс. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи различных приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения к учебной деятельности / 20, с. 148 /.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По мнению С.Т. Занько, обучающие игры представляют собой синтез релаксопедических подходов (синтез барьеров, психологическое раскрепощение) и цепи имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями. Широко практикуются обучающие имитационные игры, но используются также игры поискового характера, результатом которых должны быть реальные проекты преобразований, исследования и выводы по спорным подходам. Непосредственная эмоциональная включенность в ситуацию, состязательность и коллективизм в поиске лучших решений, возможность широкого варьирования ситуаций, овладение новыми методами непосредственно в деле, в процессе делового общения, тренировка интуиции и фантазии, развитие импровизационных возможностей и умение быстро реагировать на изменяющиеся обстоятельства сделали метод обучающих игр очень популярным. Однако в силу ограниченности времени чаще используются отдельные игровые ситуации или фрагменты / 7, с. 373/.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глава 1 Теоретическое обоснование использования развивающих игр в дошкольной образовательной организации.

1.1 Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников.

1.2 Классификация и характеристика основных видов развивающих игр для детей дошкольного возраста.

1.3Технология использования развивающих игр в воспитательно -образовательном процессе с детьми среднего дошкольного возраста.

Глава II. Практическая часть

Список использованной литературы

«Игра — это огромное светлое окно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и

Актуальность исследования. Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно – образному характеру его мышления, эмоциональности, активности.

В игровой деятельности происходит формирование всех сторон личности ребенка, существенные изменения в его психике, которые подготавливают переход к следующему этапу его развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которая, по мнению психологов, является основной деятельностью ребенка. В игре с помощью разнообразных игрушек развивается восприятие, мышление, память, речь — те процессы, без нормального развития которых невозможно воспитание гармоничной личности.

В дошкольном возрасте овладение новыми знаниями через игру протекает намного успешнее, чем на занятиях. Учитывая эту особенность детской психологии, педагоги используют игры для всестороннего развития малышей.

Обучающая задача, предоставленная в игровой форме, обладает преимуществом, т.к. в ситуации игры дошкольнику понятна необходимость приобретения новых способов действия и знаний. Ребенок, увлеченный интересным замыслом игры, не замечает того, что он при этом учится, постоянно сталкиваясь с затруднениями, которые требуют некоторого напряжения сил и перестройки его познавательной деятельности. На занятиях дошкольник выполняет задание взрослого, в то время как в игре решает свои собственные задачи. Игровые приемы на занятиях, где доминирует активность взрослого нельзя считать развивающей игрой. Развивающая игра - это полноценная, специфическая и довольно содержательная для малышей деятельность, обладающая своими побудительными мотивами и способами действий.

Развивающие игры позволяют каждому ребенку максимально использовать свои возможности, постепенно расширяя их пределы.

В развивающих играх удается объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать все самостоятельно.

Эти игры развивают у детей следующие интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, ошибки и недостатки, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. При этом главное, на что обращается внимание, - творчество: ребенок, проходя через систему заданий, делает множество открытий и приучается к самостоятельному творческому активному мышлению.

Объект исследования- процесс речевого развития детей дошкольного возраста.

Предмет исследования- развивающие игры как средство развития активного словаря детей среднего дошкольного возраста.

Цель исследования - изучение возможностей игровой деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

Раскрыть содержание понятия развивающих игр в дошкольном возрасте.

Проанализировать возможности использования палочек Кьюзенера в развитии словаря детей среднего дошкольного возраста.

Составить картотеку дидактических игр с использованием палочек Кьюзенера.

Методы исследования:

- изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение - Детский сад № 63 г. Орла средняя группа б.

Теоретической базой исследования явились труды Е.А. Покровского, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С. Виноградова, А.Н. Леонтьева.

Глава 1 Теоретическое обоснование использования развивающих игр в дошкольной образовательной организации

1.1 Понятие и сущность развивающих игр для дошкольников

Детская игра – это деятельность ребенка в условной (мнимой, воображаемой) ситуации. Мотив такой деятельности заключен в ней самой, т. е. ребенок играет не ради какого-то внешнего результата, эффекта, а потому, что хочет играть. Как только этот мотив меняется, игра перестает быть игрой.

С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, в процессе общения передают ему определенный опыт и знания относительно действий с предметами и взаимоотношений с людьми. Закрепление элементарного опыта, отражение первых представлений происходит в игре, что чрезвычайно важно для полноценного развития детей дошкольного возраста.

К сожалению, воспитатели не всегда уделяют игровой деятельности должное внимание, а многие родители просто не знают о развивающем потенциале игры и о ее роли в жизни детей дошкольного возраста, нередко отдавая большее предпочтение иностранным языкам, чтению, письму, риторике и даже философии. Действительно, чем больше знает, умеет ребенок, тем в более выгодных условиях он будет по сравнению со своими сверстниками. Однако мы можем учить ребенка сколько угодно и чему угодно, но что из этого будет усвоено?

Выготский Л.С., которого называли Моцартом в психологии (он очень точно предвосхитил многие вещи, которые впоследствии были подтверждены экспериментально), говорил, что если ребенок раннего возраста неспособен к обучению по программе взрослого, то ребенок-школьник полностью способен к нему. Дошкольник способен обучаться по программе взрослого лишь в той мере, в какой эта программа становится его собственной. Какова здесь роль игры? Игровая форма делает многие задания для ребенка интересными, понятными, что часто используется дидактикой, но, как ни странно, – не это является главным. Во-первых, в самодеятельной детской игре, которая возникает по инициативе самого ребенка, формируются те психические качества, без которых обучение будет просто невозможно. Во-вторых, в игре дети получают возможность использовать на практике полученные знания, а значит, по-настоящему усваивать и понимать их. Без такой практической апробации любое знание становится абстрактным, ненужным и быстро забывается. Для развития дошкольника важны те игры, которые исходят от него, его собственной инициативы, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые или режиссерские. Именно в них в наибольшей степени происходит общее развитие, а не упражняются какие-то отдельные функции. Возникают они не на пустом месте. Любые другие игры, инициатором в которых выступает взрослый, льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно-отобразительные игры (ребенок повторяет то, что видит вокруг), затем появляются самодеятельные сюжетные игры (ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам), к старшему дошкольному возрасту сюда добавляются игры с правилами. Не следует недооценивать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры. Обо всем , кроме развивающих.

Игру не зря называют королевой детства. Знаменитый ученый Э.Берн говорил, что весь процесс воспитания ребенка он рассматривает как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть.

Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и др.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирование навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее раскрыть свой потенциал.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые невыполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игры (игры с правилами), дидактические, игры – драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры. Они характеризуются следующими особенностями:

Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.

1 Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании).

2 Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей.

3 Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования.

4 Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка.

5 В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.

Таким образом, игра -явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности . Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Можно сказать, что игра - это метод познания действительности, который направляется внутренними силами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основами человеческой культуры. В игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к всестороннему развитию.

Гост

ГОСТ

Роль игровых технологий в образовательном процессе ДОУ

Игровые технологии – это совокупность разнообразных приемов и форм обучения, в основу которых положен игровой процесс.

Игровые технологии хороши тем, что они, являясь развлекательной формой деятельности, при грамотном руководстве становятся средством обучения, способом развития творчества, терапевтическим средством и способом социального становления и развития подрастающего поколения.

Рисунок 1. Игровые технологии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Игровые технологии находят активное применение в образовательном процессе в ДОУ, на всех его этапах. В каждой возрастной группе применяются разнообразные варианты игр, ориентированные на решение задач, присущих данной возрастной группе и общее развитие детей.

Игровые технологии применяются в образовательном процессе в ДОУ по следующим направлениям:

  1. Изучение новой темы учебного занятия, знакомство с новым содержанием материала, новой деятельностью.
  2. На отдельном этапе учебного занятия в качестве заполнения его содержания увлекательной деятельностью, с целью повышения мотивации к познанию и развитию.
  3. В качестве части образовательной программы или воспитательного процесса.

Значение игровых технологий, применяемых на любом этапе обучения, в любой деятельности, на разных этапах учебного занятия, сводится к следующему:

  1. Активизация работы дошкольников;
  2. Развитие познавательной заинтересованности;
  3. Активное воздействие на эмоциональную сферу воспитанников и формирование эмоционального отклика на тот или иной вид деятельности;
  4. Развитие творческого потенциала личности;
  5. Концентрация временных ресурсов, отводимых на реализацию каждого отдельного занятия, посредством наличия правил игр и четкой формулировки ее условий;
  6. Вариация стратегии и тактики игровых действий, посредством постановки разных игровых задач, их усложнения и упрощения по мере усвоения учебного материала, развития творческих направлений деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

Игровые технологии охватывают конкретную сферу образовательного процесса, часть образовательной деятельности, объединенную общим содержанием, сюжетной линией, персонажами. Игровые действия выступают в форме упражнений, направленных на формирование знаний и навыков деятельности, носящих общий развивающий характер.

Рисунок 2. Отличие игровой технологии от игры. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Этапы применения игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ

Игровые технологии внедряются в образовательный процесс ДОУ поэтапно. Деятельность дошкольников выстраивается на основании творческого использования игры и игровых действий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и удовлетворение потребностей и интересов дошкольников соответствующей возрастного этапа развития.

Любая игровая технология проходит следующие этапы введения в образовательный процесс ДОУ:

  1. Этап разработки игры. Он включает в себя определение темы игры, ее целевого назначения т.е. какие образовательные задачи должны быть решены в ходе игрового действия, и подготовку необходимых материалов, ресурсов для ее реализации.
  2. Этап знакомства с игрой. Он связан с подготовкой детей к игре, посредством распределения ролей, усвоения правил (при их наличии), ознакомление с целевым назначением игры.
  3. Этап реализации игрового действия. Он связан с выполнением конкретных заданий в игровой форме. Образовательная деятельность становится подчинена игре и ее правилам.
  4. Этап подведения итогов. На нем анализируется ход игрового процесса и оцениваются его итоги, т.е. определяется, удалось ли достичь поставленных целей, решить конкретные образовательные задачи.

Каждая игровая технология имеет свои особенности применения в образовательном процессе в ДОУ. Все зависит от конкретных образовательных целей и задач, на решение которых ориентирована игровая технология.

Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ по направлениям развития дошкольников

Применение игровых технологий в ДОУ может быть ориентировано на социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие подрастающего поколения. По каждому направлению развития применение игровых технологий сопряжено с рядом особенностей. Рассмотрим их:

Читайте также: