Ил 86 посадка пассажиров

Обновлено: 07.07.2024

Ил-86 – это широкофюзеляжный гражданский авиалайнер, который был спроектирован в авиационном предприятии имени Ильюшина. Серийное производство данного летательного аппарата приходилось на 80-90-е года. Всего за этот период было создано 106 самолетов. Отметим, что это – первый в СССР пассажирский широкофюзеляжный лайнер.

Именно поэтому его конструкция и вместимость интересуют многих, кто хотя бы каким-то образом связан с авиацией. Выясним, что это за самолет Ил-86, куда и на какие расстояния он летает, а также подробную схему расположения мест в салоне.

самолет Ил-86

История и технические характеристики Ил-86

Но при этом комфорт и просторность должны были быть на уровне. Первый полет этого самолета после долгих лет разработки случился в 1976-м году. На следующий год он был официально продемонстрирован. А в 1980-м году данный авиалайнер выполнил первый регулярный рейс после долгих испытаний. Маршрут был Москва — Ташкент. Позже эта крылатая машина установила более 18 мировых рекордов, связанных со скоростью и нагрузкой.

По своей конструкции данное воздушное судно представляет собой 4-х моторный турбореактивный низкоплан, оснащенный стреловидным крылом и однокилевым оперением. Специально для него был создан особый двигатель НК-86, тяга которого составляла более 13 тс. Но примечательно, что именно этот агрегат однажды привел к тому, что лайнер вышел из строя. Все случилось из-за чрезмерного потребления горючего, а также слишком сильного шума. Также данный летательный аппарат обладает четырьмя гидросистемами.

Для каждой гидросистемы предусмотрен отдельный насос, который участвует при давлении двигателей. Отметим, что вскоре после создания Ил-86 появились новые дополнительные модификации, которые также хорошо показали себя на практике.

фото Ил-86

Рассмотрим конкретные спецификации данного самолета:

  • длина летательной машины составляет 59.95 м;
  • размах крыльев – 48 м;
  • высота конструкции – 15 м;
  • дальность полета Ил-86 – 3800 км;
  • пассажировместимость – до 350 человек;
  • самая высокая скорость составляет 950 км/ч;
  • крейсерская скорость – 940 км;
  • наибольшая взлетная масса – 215 т;
  • грузоподъемность – 40 т;
  • экипаж состоит из 3—4 человек.

Надо сказать, что за период активной эксплуатации данного самолета произошло немало неприятностей. Достаточно вспомнить, что случилось в Дели в 1994-м году. Тогда Boeing 737 зацепил этот летательный аппарат, в результате чего он загорелся. А это, в свою очередь, привело к гибели нескольких работников, которые находились в тот момент внутри воздушного судна. Также история знает другие происшествия, связанные с Ил-86. Наверное, поэтому его постепенно перестали использовать для пассажирских рейсов. Но все желающие могут как увидеть его в реальности, так и на фотографиях. К этой статье также прилагаются фото Ил-86, чтобы можно было зрительно оценить возможности этой советской крылатой машины.

технические характеристики Ил-86

Схема салона Ил-86: особенности размещения кресел в салоне

Напомним, что вместимость пассажиров Ил-86 отличается от вида комплектации. 3-классный вариант предусматривает наличие 314 пассажиров, 2- классный – 234 человека, а эконом-вариант – 350. Отметим, что в салоне данного воздушного судна предусмотрен полный комфорт, удобство и надежность. Весьма верным является решение расположить пассажирские кресла в ряду 3+3+3.

Такая расстановка является удобной как для путешественников, так и для бортпроводников. Примечательно, в Ил-86 три салона отделены друг от друга блоками буфетных стоек и поперечными проходами к аварийным выходам. Размещение лестниц выходов связано с размещением аварийных выходов.

В целом особенностью расположения мест в салоне Ил-86 является то, что он имеет условное разделение. Данное разделение предусмотрено лестницами, буфетными стойками и проходами. Но при этом все пассажиры достаточно компактно расположены, поэтому бортпроводникам удобно их обслуживать. Разносить питание благодаря двум продольным проходам также весьма удобно.

Как пассажиры, так и обслуживающий персонал могут свободно передвигаться по салону, что крайне важно в случае непредвиденных происшествий. При входе в самолет пассажиры попадают сперва на нижнюю палубу к багажным ячейкам, а после, преодолев три лестницы, попадают в главный пассажирский салон. В багажных ячейках люди оставляют свой груз, а с собой берут только ручные клади и сумочки.

Фото салона Ил-86, прикрепленного к данной статье, поможет точнее разобраться в том, как расположены места в салоне. Как известно, если брать самолеты заблаговременно, то можно выбрать подходящие места. Особенно это актуально для тех, кто плохо переносит авиарейс. Таким образом, рассмотрим, какие лучшие кресла в самолете Ил-86.

схема салона Ил-86

Где лучше разместиться в Ил-86?

Начать надо с того, что салон данного авиалайнера сам по себе является довольно комфортным и удобным. Изобретатели приложили все усилия для того, чтобы пассажиры могли насладиться повышенным уровнем комфорта. Благодаря удобным мягким креслам, выгодному расположению, широким проходам, декоративно-художественному оформлению интерьера и применению новейшего оборудования летать в самолете Ил-86 было очень комфортно. Многие люди удивлялись, насколько незаметно проходил их рейс.

Итак, если говорить о том, где лучше расположиться в салоне этого летательного аппарата, то нужно отметить главные ряды. Именно на них где всегда тихо и уютно:

33-й ряд является одним из самых удобных, поскольку рядом нет кресел, но при этом есть откидная спинка, подлокотники и место для ног. В таком расположении можно спокойно отдыхать, наслаждаясь любимой музыкой, играющей в наушниках.

фото салона Ил-86

Преимущества и недостатки Ил-86

Ни для кого не секрет, что идеальных самолетов не бывает. В каком-то судне удобное расположение кресел и идеальная звукоизоляция, но зато низкий сервис и постоянные задержки. А у другого, наоборот, никогда нет задержек, но зато в салоне очень тесно и неудобно.

Что касается Ил-86, то многие очевидцы утверждают, что это – довольно комфортабельный и просторный самолет, на котором было очень удобно совершать перелеты.

Главные его преимущества – в следующем:

  1. Тихая посадка и незаметный подъем. Далеко не все воздушные судна обладают такой возможностью.
  2. Он мощный, просторный и очень вместительный.
  3. Отсутствие слышимости и ощущения турбулентности.
  4. Способность автоматически приземляться.
  5. Удобные и комфортабельные кресла.
  6. Практичное расположение пассажирских мест.
  7. Высокие технические характеристики.

Однако есть и несколько недостатков:

Те, кто интересуются авиацией, подтвердят, что для самолета важно, чтобы технические возможности были в норме, а также чтобы в салоне было комфортно и безопасно. Все это имели машины из серии Ил-86. Однако из-за того, что за годы модификации не обновлялись, а те, которые были, попадали в аварии, было принято решение прекратить использовать их в гражданской авиации.

Хотя многие согласятся с тем, что данный самолет был одним из самых удобных и надежных. По сей день те, кто летали на нем, утверждают, что, заходя на борт, были уверены в том, что рейс пройдет благополучно. Но авиация с каждым годом совершенствуется, поэтому сегодня можно найти гораздо более мощные и надежные судна, нежели Ил-86.

История создания Ил-86

История создания Ил-86

Компании требовался самолет, который сможет вмещать от 250 до 300 человек на борту и летать на средние дистанции. Зная об этом, Совмин СССР выпустил соответствующее постановление, подразумевающее начало разработки нового авиалайнера конструкторским бюро имени Ильюшина.

Сначала предполагали проработать модификацию Ил-62, которая будет вмещать до 250 пассажиров и получит увеличенный по длине фюзеляж. Позже было предложено создать на базе той же модели двухпалубную версию, чтобы она могла перевозить до 350 человек. Также рассматривался вариант разработки однопалубного Ил-62 с фюзеляжем овального сечения и двумя кабинами.

Самолет Ил-86

Все три проекта позднее были отклонены, как неудовлетворительные и сомнительные. Параллельно иностранные авиастроительные компании разрабатывали широкофюзеляжные самолеты с большой вместимостью и повышенным уровнем комфорта. Тогда были выпущены популярные Boeing 747, Airbus A300 и DC-10.

После многократных обсуждений к 1970 году было составлено техническое задание, которое подразумевало разработку кардинально нового самолета. Он должен был стать широкофюзеляжным и вмещать не менее 350 пассажиров. В 1972 году Совмин СССР выпустил официальный приказ о старте разработки самолета Ил-86 по представленному техническому заданию. Требовалось, чтобы на авиалайнере реализовали возможность перевозки пассажирами своего малогабаритного багажа в основном салоне и установили три входных двери с наличием собственных трапов.

ИЛ-86

Самолет должен был обеспечивать комфортный перелет клиентам авиакомпании и избавить службы аэропортов от необходимости подгонять специальную технику при посадке и высадке людей. Для этого конструкторам потребовалось провести множество исследований, чтобы правильно определить оптимальные габариты фюзеляжа будущей машины. Получив результаты, они произвели полный расчет, который позднее был признан подходящим.

Согласно плану, фюзеляж по ширине должен был вмещать девять кресел, разделенных по три двумя проходами. Также была проработана механизация крыла – она обеспечивала высокую подъемную силу, позволяющую взлетать с коротких ВПП. При просчете других составляющих учитывалось состояние аэродромов по всей стране.

После нескольких лет разработки конструкторское бюро представило опытный образец. В декабре 1976 года он выполнил первый полет, а в июне 1977 его продемонстрировали на международной авиационной выставке в Париже. К осени 1978 заводские испытания завершились. Ил-86 получил сертификат летной годности в декабре 1980 года после прохождения государственных тестов. 26 декабря он выполнил первый регулярный рейс из Москвы в Ташкент. В 1981 году на самолете установили 18 мировых рекордов.

Первый полет ИЛ-86

Первый полет ИЛ-86

После запуска серийного производства и начала выполнения на нем регулярных рейсов конструкторы стали прорабатывать модификации. В последующие годы ОКБ представило еще три варианта этого авиалайнера, отличающихся некоторыми деталями и назначением. В конце 1990 годов предлагалось монтировать на Ил-86 новую силовую установку, которая могла бы увеличить дальность полета, но идея осталась нереализованной. В 2000 годах авиакомпании начали постепенно выводить самолет из эксплуатации.

Схема пассажирского салона

При создании Ил-86 схеме салона уделяли особое внимание, так как конструкторам было важно добиться наибольшего уровня комфортабельности самолета для пассажиров. Кабина пилотов была рассчитана на трех-пяти членов экипажа. Таким образом, салон разделялся на отдельные зоны.

Существовало три варианта компоновки самолета (по количеству мест):

  • одноклассовая – 350;
  • двухклассовая – 234;
  • трехклассовая – 214.

Наиболее комфортные места расположены в начале салона в бизнес-классе. Они расставлены по шесть удобных кресел в ряд и разделены по два двумя проходами, между ними много свободного пространства. На борту может быть 10 или 50 таких мест. Остальные выделены под экономкласс. Удобными в нем считаются кресла на 15 и 33 рядах, где можно откинуть спинку.

На границе разных классов располагается буфет и техническая зона. Туалеты размещаются в передней и задней части салона. Иногда имеется дополнительный в середине. По бокам установлены три выхода, через которые осуществляется посадка и высадка пассажиров. Основная кухня и грузовые отсеки размещены на нижней палубе.

Летно-технические характеристики Ил-86

Ил-86 стал первым широкофюзеляжным авиалайнером, выпущенным советскими конструкторами, и отличался от предыдущих самолетов крупными габаритами. Чтобы обеспечить вместимость до 350 пассажиров, пришлось увеличить его высоту до 15,81 м, а длину – до 59,94 м.

Летно-технические характеристики Ил-86

Размах крыла составил 48,06 м при его площади 320 м². Базовая модель Ил-86 при полном снаряжении весит 111,5 тонн, ее грузоподъемность составляет 42 тонны. Предельная взлетная масса ограничивается 215 тоннами, из которых 88 выделяется под топливо.

Техническими характеристиками Ил-86 привлек многих покупателей. Он работает на четырех турбореактивных двигателях НК-86, каждый из которых обеспечивает тягу 13000 кгс. На борту также присутствует вспомогательная установка ВСУ-10.

Технические характеристики Ил-86

Самолет способен разгоняться до 950 км/ч, крейсерская скорость составляет 900 км/ч. Дальность полета ограничена 3800 км, практический потолок – 12000 м. Удельный расход топлива при полете равен 34,5 г/ (пасс. км), часовой достигает 9900 кг/ч. При взлете авиалайнеру требуется разбег длиной 2800 м, при посадке – пробег до 2300 м.

Описание конструкции

В качестве основы для самолета Ил-86 была выбрана схема низкоплана со стреловидным крылом. Широкофюзеляжная компоновка позволила добиться большой вместимости пассажиров. Аэродинамические свойства авиалайнера обеспечиваются стреловидностью крыла, равной 35°. Его механизация включает дополнительные элементы, обеспечивающие комфортное и точное управление полетом и движением при взлете или посадке. Оперение авиалайнера однокилевое.

Шасси относится к трехопорному типу. Боковые стойки установлены под крылом, средняя – под днищем фюзеляжа. Все они состоят из четырех колес и равномерно распределяют давление по ВПП. В передней части корпуса имеется вспомогательная стойка из двух колес.

Авиалайнер работает на четырех двигателях НК-86, которые были разработаны специально для него. Они представляют собой серьезную модификацию модели НК-8, применявшейся на Ил-62. Также на борту используется дополнительная установка ВСУ-10, расположенная в корме машины внутри специального отсека. На каждый основной двигатель приходится одна гидравлическая система. Они отвечают за управление рулевыми элементами, выпуск шасси, торможение и некоторые другие механические функции.

Кабина пилотов оборудуется необходимыми приборами, обеспечивающими точную навигацию и связь с землей. Управление самолетом производится с помощью штурвалов двумя пилотами. Вспомогательное оборудование предназначено для ориентации в воздухе даже при неблагоприятных погодных условиях и в ночное время суток.

Безопасность самолета

При разработке самолета конструкторы уделяли много внимания уровню безопасности. Она выражалась в общем качестве созданной машины и наличии продвинутых современных электронных систем, включая улучшенный автопилот. Статистика показывает, что Ил-86 стал одним из самых безопасных авиалайнеров в мире. Тем не менее на нем произошло несколько примечательных аварий, которые привели к жертвам или чудом обошлись без них. Все эти рейсы выполнялись российскими перевозчиками.

Безопасность самолета ИЛ-86

Четыре крупных аварии:

  • март, 1994 – самолет стоял на территории аэропорта в Дели и был поврежден попавшим в аварийную ситуацию Boeing 737, в результате удара Ил-86 загорелся, что привело к гибели восьми сотрудников обслуживания;
  • июнь, 1998 – при выполнении регулярного рейса до Шереметьево на Ил-86 была произведена грубая посадка, обошлось без пострадавших, но уже через месяц самолет списали и вывели из эксплуатации;
  • сентябрь, 2001 – экипаж авиалайнера допустил грубые ошибки во время посадки в Дубае и не выпустил шасси, при касании взлетно-посадочной полосы Ил-86 воспламенился, никто не пострадал, аварийная ситуация была быстро разрешена;
  • июль, 2002 – при взлете возникли проблемы со стабилизатором, что привело к сваливанию и падению самолета, в результате катастрофы погибли 14 человек из 16, присутствовавших на борту, виновными были признаны члены экипажа.

Самолет многократно испытывал проблемы со стабилизатором и двигателем, которые участились в 2000 годы. Несмотря на это, других крупных катастроф с его участием не произошло. Всего на нем было перевезено за годы эксплуатации более трех миллионов человек.

Достоинства и недостатки Ил-86

Самолет, ставший первым в СССР широкофюзеляжным авиалайнером, не мог остаться незамеченным и не получить примечательных особенностей. Поэтому Ил-86 имеет несколько важных достоинств и ряд определенных недостатков, которые отчасти связаны с его классом.

Достоинства Ил-86

  • увеличенная вместительность – самолет смог принимать на борт до 350 человек и перевозить их на довольно большие дистанции;
  • нестандартная продвинутая компоновка салона – вместимость стала сочетаться с высочайшим уровнем комфорта;
  • новая начинка – на борту установили современное электронное оборудование, обеспечивающее точность и надежность работы систем управления;
  • высокая безопасность – конструкторы сделали все для повышения ее уровня при полетах и сохранения человеческих жизней при авариях.

Недостатков у Ил-86 больше, но они не так значимы. В основном их количество даже не учитывались и не создавало проблем.

Недостатков Ил-86

  • мощность двигателей – технические показатели могли быть выше, если бы на самолет поставили другие модели;
  • взлетная масса – была очень большой, что могло создать ряд неудобств;
  • необходимый разбег – для взлета Ил-86 требовался пробег длиной 2,8 км, что мог обеспечить не каждый аэропорт;
  • расход топлива – при полетах затрачивалось много горючего, что делало авиалайнер недостаточно экономичным;
  • шум двигателей – во время работы они издавали сильный шум, уровень которого превышал допустимые рамки международных стандартов.

Несмотря на недостатки, Ил-86 получился очень удачным и принес советскому авиастроению уникальный опыт, продвинув его на шаг вперед. Поэтому позднее на его базе создавались другие самолеты.

Модификации

Базовая версия Ил-86 предназначалась исключительно для перевозки пассажиров на регулярных рейсах средней дальности. Позднее было создано две модификации, получивших переработанные характеристики. Также конструкторы разработали одну особую версию для военных нужд.

Модификации ИЛ-86

  • Ил-86В – проект улучшенной модели с увеличенным количеством мест, она могла перевозить 450 пассажиров на расстояние до 4000 км, дополнительно планировалось внести мелкие исправления;
  • Ил-86Д – опытный образец модифицированной версии, позднее был переименован в Ил-96, улучшенная его модель может перевозить до 435 пассажиров и работает на двигателях ПС-90А-1 с тягой 16000 кгс;
  • Ил-80/87 – специальная версия самолета, представляет собой воздушный командный пункт для управления войсками с воздуха, может дозаправляться во время полета и получила дополнительный аппаратный отсек, также называется Ил-86ВКП.

На базе Ил-80 была выпущена специальная версия Ил-96 для президентского авиационного отряда. Она до сих пор находится в составе правительственного авиапарка.

Места производства самолета

После проработки проекта самолета Ил этой модели потребовалось выбрать предприятие, которое будет заниматься его производством. Опытный образец был собран в Воронеже с соблюдением всех сроков.

Места производства самолета ИЛ-86

После официального принятия самолета комиссией было объявлено о старте массового производства. Организовали его на том же воронежском авиастроительном заводе, где с конвейера сошло более ста машин. Производился Ил-86 до 1993 года, пока его сборка не была окончательно закрыта.

Ориентировочная стоимость разных моделей

Пассажирский самолет такого класса стоит огромных денег. Реальная стоимость Ил-86 на момент производства не разглашалась. По оценкам экспертов, речь идет о 5000000 долларов.

При анализе были учтены несколько факторов, включая применение иностранного оборудования и необходимость подгонки под международные стандарты. Если сравнить ее с ценой на другие самолеты, то она крайне мала – простейшая версия Boeing 737 стоит 80 млн долларов.

Авиакомпании-эксплуатанты

Авиакомпании-эксплуатанты ИЛ-86

На покупку Ил-86 было заключено два контракта. Первый подписали с польской авиакомпанией, второй – с немецкой. Обе сделки были сорваны по разным причинам. Единственная экспортная поставка состоялась только в 1990 году по договору с китайской авиакомпанией. В 2003 самолеты вернулись на родину.

В реестре Ил-86 отмечено, что всего осталось 15 самолетов, остальные были распилены. Два из них эксплуатируются ВВС РФ, десять находятся на хранении, три установлены в качестве памятников.

Ил-86 стал прорывов в советском авиастроении. Его разработка позволила продвинуть гражданскую авиацию на новый уровень. Современные технологии, высокая безопасность и огромная пассажировместимость – все это стало главным в новом авиалайнере. Преимущества были очень значимы и перевешивали недостатки. Поэтому самолет успешно эксплуатировался для авиаперевозок до 2011 года и стал основой для других моделей.

Ил-86 стал первым и самым массовым советским широкофюзеляжным пассажирским самолетом. Эта четырехдвигательная машина была спроектирована инженерами КБ Ильюшина. Самолет серийно производился в Воронеже на заводе ВАСО с 1980 по 1997 годы (в некоторых источниках вместо 1997-го фигурирует 1993 год). За это время в Воронеже было собрано 106 самолетов Ил-86. В настоящее время самолет снят с коммерческой эксплуатации. До 4-х машин может по-прежнему использоваться ВВС России. Это самолеты Ил-80 (или Ил-86 ВКП — воздушный командный пункт).



Для создателей нового самолета выбор правильной геометрии и расстановки пассажирских кресел оказался задачей с множеством неизвестных. Среди параметров, которые влияли на этот выбор, выделяли не только аэродинамические качества, заполняемость салона и ожидаемый коммерческий успех, но и такие факторы, как безопасность эксплуатации лайнера, способность эвакуировать всех пассажиров самолета в отведенное нормативное время, удобство работы экипажа, уровень комфортности, условия погрузки/разгрузки багажа и многое другое. Уделялось внимание и необходимой длине и состоянию ВПП. В результате создатели остановились на варианте самолета с круглым сечением фюзеляжа и расстановкой кресел на верхней палубе со схемой 3-3-3 с двумя проходами между рядами кресел. Благодаря тесному сотрудничеству инженеров ОКБ Ильюшина со специалистами ЦАГИ, удалось создать такой фюзеляж, параметры которого позволяли поставить в ряд сразу 9 кресел с двумя проходами. При этом их ширина оказалась даже больше, чем в существующих иностранных аналогах. Эксплуатации самолета со сравнительно коротких ВПП удалось добиться за счет применения подходящей механизации крыла, которая состояла из трехщелевых закрылков и предкрылков.


Уже в сентябре 1981 года, то есть меньше чем через год после начала официальной эксплуатации лайнера, на самолете было установлено 17 официальных мировых рекордов. Это были рекорды скорости полета по замкнутом маршруту длиной 1000 и 2000 километров с разным объемом груза в классе самолетов без ограничения взлетной массы. В ходе рекордных полетов на Ил-86 удалось достичь скорости полета 962 км/ч и 975,3 км/ч соответственно. Согласно официальному сайту Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), данные рекорды не были превзойдены в течение 20 лет. При этом Ил-86 стал самым надежным самолетом среди представителей отечественной гражданской авиации.


Ил-86 — это четырехдвигательный турбореактивный низкоплан, обладающий стреловидным крылом и однокилевым оперением. Специально для данного самолета в СССР были созданы двигатели НК-86, которые стали глубокой модернизацией двигателей НК-8, устанавливаемых на пассажирские самолеты Ил-62 и Ту-154Б, данные двигатели обладали тягой 13 000 кгс. Именно эти двигатели и стали в дальнейшем главной причиной преждевременного вывода самолета Ил-86 из эксплуатации. НК-86 отличались большим расходом топлива и повышенной шумностью. Они обеспечивали самолету слишком малую тяговооруженность — из-за вялого разбега и отрыва от взлетной полосы даже ходила шутка, что Ил-86 взлетает, благодаря кривизне планеты. Помимо этого размеры двигателей НК-86, под которые был произведен расчет планера и шасси, сделали невозможной дальнейшую ремоторизациию авиалайнера, что в конечном итоге повлекло за собой создание нового самолета — Ил-96. Помимо этого, устаревшие конструкции и материалы НК-86, который являлся лишь модернизацией старичка НК-8, снижали его работоспособность при высокой температуре окружающего воздуха по сравнению с более современным авиационными двигателями. При взлете самолета в жару иногда срабатывали установленные на нем регуляторы температуры РТ-12, которые начинали срезку топлива для снижения температуры газов турбиной или совсем отключали двигатель, что вело к прекращению взлета.


В 1980-е годы в СССР проводились исследования проектов самолетов Ил-86В и Ил-86Д, на которые планировалось установить двигатели ТРДД Rolls-Royce RB211-22В английского производства с тягой 19 000 кгс. Так среднемагистральный Ил-86В обладал удлиненным фюзеляжем, он был рассчитан на транспортировку 450 пассажиров на расстояние в 3600-4000 км. Самолет Ил-86Д должен был перевезти 330 пассажиров на расстояние до 9000 км. В дальнейшем именно Ил-86Д стал основой для создания дальнемагистрального самолета Ил-96-300. Во второй половине 1990-х годов изучалась возможность установки на самолет высокоэкономичных двигателей ТРДД CFM56-5C-2 тягой 14160 кгс, которые позволили бы довести дальность полета самолета с 350 пассажирами на борту сразу до 6400 км. Однако, по бытующему мнению, КБ Ильюшина отказалось от идеи ремоторизации Ил-86 из практических соображений. Однако в итоге лишь прогадало, так как ни Ил-96, ни ремоторизованный Ил-86 так и не пошли в массовую серию, а эту нишу на российском рынке в начале 2000-х годов окончательно заняли бывшие в употребление авиалайнеры Airbus А310, Boeing 747, Boeing 767, возраст которых на момент покупки часто составлял 10-20 лет.


Летно-технические характеристики Ил-86:

Габаритные размеры: длина — 59,94 м, высота — 15,81 м, размах крыла — 48,1 м, площадь крыла — 320 м2.
Масса снаряженного самолета — 111,5 тонны.
Платная нагрузка — 42 тонны.
Взлетная масса — 215 тонн.
Запас топлива — 113 950 кг.
Силовая установка — 4 ТРДД НК-86, тягой 4х13000 кгс.
Вспомогательная силовая установка — 1 ГТД ТА-10.
Крейсерская скорость полета — 950 км/ч.
Эксплуатационный потолок — 12 000 м.
Дальность полета с максимальной платной нагрузкой (с резервами топлива) — 3800 км.
Дальность полета с 350 пассажирами и багажом (с резервами топлива) — 4350 км.
Потребная длина ВПП — 2600 м.
Экипаж — 3-4 человека.
Пассажировместимость — 350 человек (эконом), 314 человек (3-х классная компоновка), 234 человека (2-классная компоновка).


Ил-86 является широкофюзеляжным среднемагистральным пассажирским самолётом, разработанным опытно-конструкторским бюро Ильюшина. В настоящее время практически не эксплуатируется.

Краткий обзор и конструкция

У аэробуса на момент своего выпуска не было аналогов во всем мире. Этот авиалайнер достойно опередил все зарубежные машины. С пассажирской и грузовой нагрузкой ему удалось установить порядка 18 скоростных рекордов.

Ильюшин Ил 86 вид снизу

Выпускался Ил-86 до 1993 года в Воронеже, а летал на гражданских авиалиниях до 2010 года. Лайнер нового поколения значительно превосходил по удобству всех своих предшественников.

В конструкции воздушного суда нового поколения использовалось все самое современное, что было в приборостроении, радиотехники, в технологии на тот момент.

Он являлся классическим, широкофюзеляжной машиной с четырьмя двигателями, расположенными под крылом. В диаметре фюзеляж достигал 6,08 метров. В салоне располагалось девять посадочных мест в одном ряду с наличием двух проходов.

Достаточно сказать, что самолет состоял на 54% из сплавов алюминия, на 15% из стали и на 14% из сплавов титана. Остальное – полимерные материалы.

Двигатель самолета

Специально был спроектирован современный двигатель НК-86. Спустя время, ввиду огромного расхода топлива и высокого шума, данный двигатель стал основным поводом вывода аэробуса из эксплуатации.

Кроме того, масштабы НК-86 привели в дальнейшем к невозможности замены его на модифицированные моторы. Как раз это и способствовало разработке нового самолета Ил-96. Немаловажно, что при большой температуре наружного воздуха снижалась работоспособность двигателя и иногда, даже приходилось останавливать взлет.

Самолет имеет хорошую управляемость: рулевые поверхности разделены на отдельные секции, а гидравлика продублирована.

Дублирование было и в других жизненно важных системах аэробуса. Конструкторами первого советского аэробуса разработана уникальная электроимпульсная защита от обледенения. Ее эффективность была в сотни раз выше обычной тепловой схемы.

Самолет был снабжен четырьмя мощными турбореактивными двигателями, тягой до 13 тс каждый. Механизация крыла, и новая схема шасси давали возможность эксплуатировать аэробус на аэродромах, где базировались Ил-18 и Ту-134. Для взлета и посадки Ил-86 нужна была полоса не более 2600 метров.

Хвостовая часть

Большие люки позволяли использовать разные варианты загрузки грузовых отсеков. Наличие трех встроенных в аэробус трапа значительно упрощали работу наземных служб аэропорта и экономили время пассажиров.

Перешла на новый уровень и звукоизоляция. Ил-86 был уникален наличием системы навигации, которая была применена впервые. Эта система позволяла выполнять рейсы в любых метеоусловиях и в любое время суток. Все приборы летательной машины были инновационными.

История создания Ил-86 и его эксплуатация

В конце 1960-х годов в советской гражданской авиации возникла необходимость получить широкофюзеляжный пассажирский самолёт средней дальности, который мог бы перевозить до 250 человек. Наиболее эта необходимость стала ощущаться в 1967 году, когда и вышло постановление Совета Министров СССР о разработке самолёта.

Первоначально в опытно-конструкторском бюро Ильюшина было принято решение модифицировать межконтинентальный пассажирский лайнер Ил-62, доведя его пассажировместимость до 250 человек. Этот проект получил название Ил-62-250, однако вследствие возможных недостатков конструкции будущего лайнера, вызванных удлинением его фюзеляжа и изменения центровки, вскоре был закрыт. Таким образом, было решено разработать принципиально новый пассажирский самолёт.

Ил-86

При разработке лайнера, вскоре получившего обозначение Ил-86, рассматривалось несколько вариантов компоновки и устройства пассажирского салона и кабины для экипажа. Так, прорабатывались двухпалубная конструкция фюзеляжа, а также однопалубная конструкция с овальным сечением фюзеляжа. Однако данные варианты серьёзно бы повлияли на аэродинамические характеристики лайнера и привели к его худшей управляемости.
В итоге был разработан широкофюзеляжный самолёт, имевший в салоне эконом-класса девять мест, разделённых на три ряда и имевших два достаточно широких прохода. Пассажировместимость Ил-86 при этом составляла 350 человек, что для отечественной авиации являлось невиданным доселе показателем.

К 1976 году разработка пассажирского самолёта Ил-86 была завершена, а уже в конце того же года машина совершила свой первый полёт. После этого начались сначала заводские, а затем уже и сертификационные испытания лайнера, однако его серийное производство началось именно в 76-м.

Также причиной быстрого заката этого пассажирского лайнера стало то, что в это же время на российский рынок лавиной хлынули подержанные зарубежные самолёты компаний Boeing и Airbus, которые по цене и эксплуатации выходили значительно дешевле. Не выдержав этой бешеной конкуренции, вначале 2000-х Ил-86 начал постепенно выводиться из коммерческой эксплуатации. Окончательно точка в истории этого лайнера была поставлена в 2010-2011 годах, когда последние пассажирские Ил-86 были сняты с полётов и порезаны.
В настоящее время в эксплуатации находятся 4 Ил-86ВКП (они же Ил-80).

Читайте также: