Инновационные технологии по обж в детском саду

Обновлено: 19.09.2024

Обучение ребенка дошкольного возраста правилам безопасности по народным сказкам.

  • практикумы и мини-практикумы для детей;
  • игры с персонажем;
  • инструкции по спасению;
  • главный сказочный урок.

Практикум для детей младшего и среднего дошкольного возраста

“О пользе сказок”

1. Прокомментируйте то, о чем вы рассказываете.

Комментарий может быть очень простой: скажите "ай-ай-ай!" - вот и ясно ваше отношение к поступку (проступку) колобка.

2. Задайте малышу вопросы:

- Почему же убежал колобок?

- А можно ли было убегать одному в лес (вот он снова - основной мотив: чужой, чуждый и опасный, неизвестный край).

- С кем колобок встретился?

- А кто его обхитрил?

- Почему пропал колобок? (Потому что нарушил запрет, потому что пошел один, а разве можно уходить одному?)

3. Для детей постарше:

- Обратите внимание малыша на то, что встречались колобку и хорошие звери. жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе. (Все как у нас в жизни, не правда ли?)

- Как правильно надо было сделать? Остаться на окошке? Или позвать с собою в лес бабушку/дедушку, которые там бывали (то есть освоили эту "чужую" территорию)? А еще? (Не слушать лису, лисы такие хитрые. )

- Если ваш малыш говорить еще не умеет - все равно задавайте вопросы. И, сделав паузу, сами на них отвечайте. Это отличный способ акцентировать внимание. Задавайте вопрос и сами на него отвечайте, как будто просто рассуждаете вслух. Например, после встречи с зайчиком скажите: "И почему же колобок не побежал назад к бабушке и дедушке? Зайчик-то хотел его съесть, а колобок не испугался! Ай-ай, вернись домой, колобок!" Или можно так: "Ну разве можно подходить к незнакомой лисичке? Ай-ай-ай! Нельзя, потому что. "

- Говорите кратко и ясно (как в сказке). Никаких сложноподчиненных предложений: малыш в них запутается. И - не ругайте колобка. (Мы не осуждаем детей, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки!)

- Выразите главную мысль, которую вы хотите донести до ребенка ("Наша Женя умница, она не убегает одна. А лисичку Женя будет слушать? А песенки ей петь?")

- Сделайте вывод в доступной для малыша форме. Суть его такова: ребенка предупреждают - прежде чем пойти-убежать куда-то, надо подумать как следует, подготовиться, а еще лучше - взять в спутники бабушку/дедушку, папу/маму. По сути, вам надо насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к сладким чужим речам. "Не будь, малыш, самонадеян - всегда найдется тот, кто хитрее тебя".

Конечно, делаете вы это не все разом. Дети просят повторить одни и те же сказки много раз, вот и пользуйтесь этим. Сказку-то рассказываем мы много-много раз. Когда "поайкайте", когда спросите. А когда и просто головой покачайте. Постепенно до малыша дойдет суть, и он сам будет комментировать безрассудные действия колобка и давать "спасательные" советы.

- В колобка хорошо играть. Пусть иногда ваш колобок не сидит покорно на лисьем носу, пусть удирает во все лопатки.

- Не торопитесь конкретизировать сказку, лишать ее волшебного ореола, сразу же приводя примеры из реальной жизни. Пусть сказка пока остается только сказкой. Как конкретно должен поступать в экстремальной ситуации ребенок - будете учить потом, когда подрастет. Сейчас ваша задача - заложить фундамент безопасности.

Побеседовать о волчках и колобках не поздно, когда ребенку и 3, и 5 лет. Но тут вы можете углубить его знания по этой же теме. Просто вспомните вместе с дошколенком другие народные сказки.

- А какие еще сказочные герои путешествовали одни, без взрослых?

- Кто не послушался и попал в беду?

- А что надо было сделать этому герою?

- Как бы ты поступил на его/ее месте?

Как ты думаешь? - очень хороший вопрос, почаще задавайте его детям.

Малыш должен усвоить: уходить (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Не заговаривай зубы - убегай.

Инструкция по спасению.

Основная задача: сформировать у детей представление о том, что в опасных и непредвиденных ситуациях всегда нужно звать на помощь и уметь постоять за себя.

Сказка "Заюшкина избушка".

Вопросы к детям:

- Кто поселился в доме у зайчика?

- Кто хотел помочь зайчику, да не смог7

- Почему убежали и собачка, и медведь?

- Кто выгнал лису? (Петушок.)

- Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал.)

Сказка "Кот, петух и лиса".

Вопросы к детям:

- Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса?

- А как ты думаешь, почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

Обратите ваше внимание на полезные сказочные советы и выводы, которые должны усвоить дети:

- Когда дома один - "не выглядывай в окошко".

- Доверяй, но проверяй.

- Зови на помощь - и помощь придет.

- Помогай другим - и тебе помогут.

- Выход всегда есть. Безвыходных ситуаций не бывает.

Инновационные формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по основам безопасности жизнедеятельности.

Планируя формы и приёмы работы со старшими дошкольниками, приоритет отдаётся деятельностному подходу, непосредственно образовательной деятельности через тренинги, занятия-проекты, экспериментирование, соревнования, театрализованные представления, задания, акции безопасности, инструкции, игры-путешествия, активно используя планы, схемы, модели, фото, стенды, коллажи, рисунки.

Ежегодно организуется и проводится работа по основам безопасности жизнедеятельности в рамках месячника по безопасности.

Проблема дорожно-транспортного травматизма на данный момент одна из самых актуальных, поэтому основная задача дошкольных учреждений – организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности и на улице. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь и усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.

Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных стратегий и технологий формирования основ культуры безопасности по правилам дорожного движения.

Цель использование инновационных технологий - формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.

Для достижения цели были определены задачи:

- Создание условий для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;

- Развитие у детей умений ориентироваться в различной дорожной обстановке;

- Формирование у дошкольников привычки правильно вести себя на улицах города, в общественном транспорте, как основа культуры поведения на дороге.

В процессе образовательной деятельности я опиралась на следующие принципы:

  • Принцип гуманизма, предполагающий умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства, эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера.
  • Принцип дифференциации, то есть создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о правилах дорожного движения с учетом возраста и уровня развития познавательной сферы.
  • Принцип интегративности, реализуемый во взаимосвязи с семьей с использованием целевых прогулок, экскурсий по городу в единении всех видов детской деятельности при знакомстве с правилами дорожного движения и дорожной азбукой.
  • Принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему занятий, бесед, игр, объединенных общей целью.
  • Принцип поэтапности, то есть построение работы от простого к сложному, от частного к общему.
  • Принцип доступности, который подразумевает подачу материала в понятной игровой форме, с учетом возрастных возможностей детей.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности я использую следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей на дороге:

  • Игровая технология;
  • Технологию проблемного обучения;
  • Технологию проектной деятельности;
  • Технологию теории решения изобретательских задач;
  • Информационно коммуникативные технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Лихачев Борис Тимофеевич).

Технология проблемного обучения

При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:

– подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

– предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;

– побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Технология проектной деятельности

Информационно-коммуникационная технология

1. Что произойдет, если сломается на перекрёстке светофор?

2. Как помогает человеку транспорт?

3. Что будет, если исчезнут дорожные знаки?

4. Что бывает, когда люди не соблюдают правила дорожного движения?

Работа по воспитанию дисциплинированного пешехода имеет важное значение, так как обеспечение безопасности детей на дороге, остается приоритетной проблемой общества. Активное сотрудничество с семьей способствует расширить представления детей и выработать у них твердые навыки правил безопасного и культурного поведения на дорогах города, в общественном транспорте. Свидетельством этого являются целевые программы принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Использование высокотехнологичных приёмов обучения делает образовательный процесс интересным и результативным. Педагогические инновации совершенствуют образовательную деятельность при формировании у дошкольников знаний правил дорожного движения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Инновационные технологии и методы в организации

безопасности жизнедеятельности дошкольников.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Технология -совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь)

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачёв).

К числу эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования относятся:

- технология проектной деятельности;
- технология исследовательской деятельности;
- игровая технология;

- личностно – ориентированные технологии;

Основные требования педагогической технологии:

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

-взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, поэтапной .

Эффективность – современные педагогические технологии должны быть эффективными по результатам, по затратам, гарантировать определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения ( технология должна быть эффективной в руках любого педагога, независимо от опыта, стажа).

Структура образовательной технологии состоит из 3 частей.

- Концептуальная часть – то научная база технологии

Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала

Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей, методов и форм работы педагога.

Таким образом очевидно: если некая система претендует на роль технологии, она должна соответствовать всем выше перечисленным требованиям.

Основой ФГОС ДО является системно – деятельностный (компетентностный) подход. Это метод обучения, при котором ребёнок не получает новые знания в готовом виде, а сам их добывает в процессе собственной познавательной деятельности.

Планируя формы и приемы работы со старшими дошкольниками, приоритет отдаётся деятельностному подходу, непосредственно образовательной деятельности, через тренинги, занятия-проекты, экспериментирование, соревнования, театрализованные представления, задания, акции безопасности, инструкции, игры-путешествия, активно используя планы, схемы, модели, фото, стенды, коллажи, рисунки.

Какие же ещё методы и технологии применяют в работе с детьми по формированию ОБЖ?

Метод сравнения. Дети могут сравнить огонь-это хорошо или огонь- это плохо. Например задание : «выбери нужные картинки, которые будут нужны пожарному при тушении пожара, и отобрать предметы, которые горят.

Экспериментирование и опыты. Даёт ребёнку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Применение информационных компьютерных технологий

Дети с большим интересом смотрят развивающие видеофильмы, презентации.


Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Правила поведения и меры безопасности непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь то современный город или сельская местность, привычная домашняя обстановка или морское побережье – каждая среда диктует совершенно различные способы поведения и соответственно меры предосторожности. Если бы все люди их хорошо знали и соблюдали, было бы меньше травм и несчастных случаев [1, 3].

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и большое внимание надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике [1, 7].

В требованиях к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и ее объему ФГОС ДО обозначает, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области:

Социально‑коммуникативное развитие направлено на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

В ФГОС ДО отмечается, что образовательная деятельность осуществляется в формах:

- непосредственно образовательной деятельности (НОД, не связанной с одновременным проведением режимных моментов);

- совместной деятельности педагога и детей;

- образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.);

- взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Опыт и современные исследования показывают, что педагогический процесс лишь в той степени может развивать ребенка, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяет методы и приемы образования воспитанников.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Эта инновация признана одной из основных при реализации принципа непрерывности образования [5, 3].

Цель проекта: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности (ОБЖ) и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) в процессе совместной деятельности детей и взрослых на основе сюжетно-событийного принципа.

Задачи проекта:

1. Формирование, уточнение и закрепление представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них.

2. Передача, уточнение и закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

3. Организация совместной деятельности детей и взрослых на основе интеграции ОО, регионального компонента.

Проект состоит из единого сюжета, который представляет собой целостный, содержательно-завершенный фрагмент воображаемой жизни (путешествие по разным местам), носителями которой являются персонажи, педагоги, дети, родители. Материал для планирования готовят временно создаваемые творческие микрогруппы для всех возрастных групп на 2 недели (подтемы, краткосрочные проекты) в соответствии с планом проекта. В завершение каждой подтемы проводится итоговое тематическое мероприятие (развлечение, театрализованное представление, конкурс, викторина и др.), оформляется выставка, дополняется характерными элементами центральная стена. Каждой группой ведется фотолетопись проекта.

План проекта:

Ожидаемые результаты.

Для детей:

- развитие интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

- обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям.

- обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- овладение знаниями о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие умений и навыков безопасного поведения у детей в разнообразных опасных ситуациях;

- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям.

- расширение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения;

- развитие умений самостоятельного безопасного поведения в повседневной жизни на основе правил безопасного поведения;

- обогащение знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- развитие осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе.

- развитие предпосылок экологического сознания, представления об опасных для человека ситуациях в природе и способах поведения в них;

- закрепление знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- воспитание осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям в быту, на улице, в природе;

Для взрослых:

- умение решать задачи социально-коммуникативного развития детей на основе интеграции ОО;

- использовать разнообразные технологии в работе с детьми;

- обогащение развивающей предметно-пространственной среды (центр сюжетно-ролевых игр, центр конструирования + ПДД, центр природы).

Вот лишь малая часть наших минуток:

Вопрос. Почему надо переходить улицу только на перекрестке и на пешеходном переходе?

Ответ. Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.

Вопрос. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый свет?

Вопрос. Почему опасно переходить улицу бегом?

Ответ. Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Все прыгает, и сил уходит много. А при переходе улицы главное – внимательно наблюдать и влево, и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно, и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Еще труднее заметить мотоцикл.

Вопрос. Почему опасно переходить улицу наискосок?

Ответ. Когда идешь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам, и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.

Вопрос. Как видит водитель пассажиров автобуса?

Ответ. Водитель наблюдает за посадкой и высадкой и за пассажирами в салоне в специальные зеркала. Поэтому ему и не надо поворачивать голову, чтобы увидеть, что делается сзади.

Целенаправленная работа педагогического коллектива по формированию основ безопасности жизнедеятельности способствует созданию в ДОУ безопасной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, комплексному решению задач образовательных областей.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, итоговое мероприятие, качество пешехода, образовательная деятельность, осмотрительное отношение, транспортное средство, улица, правило безопасности.

Похожие статьи

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам.

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Формирование основ безопасности у дошкольников через.

ребенок, дорожное движение, дорожная безопасность, дошкольный возраст, работа, игра, знак, безопасное поведение, дошкольник, правило.

Обучение детей подготовительной группы Правилам Дорожного.

Приводит к данной ситуации незнание правил дорожного движения, игнорирование их, недостаточный опыт поведения на дороге, а также равнодушное отношение взрослых к поведению малышей на дороге. Формирование безопасного поведения у детей.

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного.

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

Ознакомление младших дошкольников правилам дорожного.

К ним нельзя подходить с той же меркой, как и взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с Правилами Дорожного Движения (ПДД) и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах.

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская деятельность, проезжая часть, дорога, работа.

Безопасность жизнедеятельности в дошкольном.

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Читайте также: