Инструкция по подготовке пассажирской кабины к аварийной посадке

Обновлено: 19.09.2024

По этой команде бортпроводники прекращают обслуживание и собираются в передней стойке.
Бортпроводник-бригадир немедленно следует в кабину пилотов и получает от КВС информацию о предстоящей посадке и:


  • О Причине аварийной ситуации;

  • О Намерениях пилотов;

  • О Времени до посадки;

  • Специальные инструкции, команды и сигналы.

  • Дополнительные инструкции;

  • Команды, подаваемые при эвакуации и при ее отмене;

  • Количество пассажиров, которым требуется помощь (дети, инвалиды и т.д.).

Бортпроводник-бригадир должен проинформировать пассажиров об аварийной посадке и специальных инструкциях.
Бортпроводники готовят пассажиров к аварийной посадке:


  • Ремни безопасности;

  • Аварийные позы;

  • Аварийные выходы;

  • Инструктаж пассажиров-помощников.

Перед посадкой летный экипаж дает команды по РА:

После этой команды бортпроводники принимают аварийную позу, дают пассажирам команду:

на протяжении всего дальнейшего снижения до окончательной остановки ВС.
Неподготовленная аварийная посадка
В случае развития неподготовленной посадки летный экипаж должен дать команду по РА:

В случае внезапного развития аварийной ситуации на разбеге или пробеге ВС летный экипаж должен предупредить бортпроводников о возникшей опасности командой:

По этой команде бортпроводники на своих рабочих местах должны подготовиться к возможной эвакуации.

Случаи явной катастрофической ситуации:


  • Пожар двигателя или ВС;

  • Разрушение/возгорание шасси;

  • Выкатывание за пределы взлетно-посадочной полосы;

  • Столкновение с посторонними объектами;

  • Нарушение целостности конструкции ВС и т.д.

«Экипажу – внимание!


  • Сесть (рабочая станция/ пассажирское кресло/ пол);

  • Закрепиться (застегнуть ремни/ ухватиться за ножку кресла);

  • Потянуть ближайшую кислородную маску;

  • Подать команду пассажирам (по возможности)

  • Засечь время.

Генератор кислородного питания работоспособен, после его активации, приблизительно 12 минут. Если по истечении этого времени от экипажа не поступило никакой информации, то члены экипажа пассажирской кабины должны предпринять меры по установлению контакта с летным экипажем.
При завершении экстренного снижения звучит команда:
«Говорит командир корабля. Экстренное снижение закончено!

Литература
1.Воздушный кодекс РФ,

3.Приложение 1 ФАП-ЭКС 1.1005 (проект)

4.Приказ № ДВ-8 от 21.01.94г.

5.РПАСОП –91г. Действие членов экипажа и стюардов по спасению пассажиров в аварийных ситуациях. ГосНИИ ГА 90,

М., Транспорт, 1996г.

ДДвери Airbus


Селектор дверей 1L/R, 3L/R

Селектор двери позволяет устанавливать штангу трапа в двух положениях:

перевести рычаг селектора вверх,

установить предохранительную шпильку с красным флажком в отверстие на панели селектора,

вытащить предохранительную шпильку с красным флажком из отверстия на панели селектора и закрепить ее в специально отведенном месте,

перевести рычаг селектора вниз,

убедиться, что окошко-индикатор селектора: - "ARMED” красного цвета.

Открытие двери в положении DISARMED:

Страховочные и вспомогательная ручки

проверить наружные условия:

получен сигнал от наземного персонала (стук в дверь),

препятствий для открытия двери нет.

убедиться, что рычаг селектора находится в положении DISARMED, виден индикатор зеленого цвета, предохранительная шпилька установлена,

СБКЭ докладывает КВС,

взяться за страховочную ручку,

поднять ручку открытия двери вверх, до упора;

используя вспомогательную ручку вывести дверь наружу до установки на фиксатор.

СБ информирует всех бортпроводников о сложившейся ситуации.

В случае, если имеется достаточно времени, то брифинг может быть проведен в передней части самолета.

Освещение пассажирской кабины

Для проведения подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке необходимо

Информация для пассажиров

Командир корабля информирует пассажиров о ситуации, возникшей на борту. Если это поручается СБ, он может использовать установленные тексты информаций для пассажиров.

Подготовка рабочих зон.

Убрать все незакрепленные предметы, включая газеты и журналы (сложить в пакет).

Закрыть и запереть туалеты, убрать видеомониторы, снять детские люльки.

Закрепить оборудование кухонь (емкости, тележки, и т.д.).

Отключить все электрооборудование, вытащить предохранители.

Запереть все отсеки и гардеробы.

Открыть и закрепить шторы, сорвать их, если возможно.

Освободить пути эвакуации от любых предметов (ручная кладь и т.д.).

Двери и трапы

Селекторы дверей должны находиться в положении “ARMED”

Пассажиры-помощники

При выборе пассажиров-помощников отдается предпочтение членам экипажей любых авиакомпаний, которые следуют пассажирами, а также другим работникам авиакомпаний.

Пассажиры-помощники должны сидеть на местах у аварийных выходов, на свободных местах бортпроводников, а также рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, несопровождаемые дети).

Пересаживая пассажиров-помощников, необходимо убедить других пассажиров уступить им свои места.

Информация по подготовке пассажиров

СБ зачитывает по пунктам инструкции этапы подготовки к аварийной посадке согласно тексту аварийных информаций. Если времени для подготовки мало, то СБ выбирает только те пункты, выполнение которых необходимо в данной конкретной аварийной ситуации.

Бортпроводники выполняют сами и проверяют выполнение пассажирами указаний СБ, последовательно передавая сигнал о выполнении каждого этапа подготовки:

Поставить спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики,

подножки и индивидуальные видеомониторы, чтобы: освободить пути эвакуации,

принять позу безопасности, избежать травм при посадке.

Снять галстуки, расстегнуть воротники во избежание затруднения дыхания.

Верхняя одежда. Надеть в соответствии с внешними условиями.

Колющие и режущие предметы, очки, зубные протезы необходимо снять и поместить в ручную кладь. Если времени мало, то эти предметы можно поместить между сидений кресел. Размещение этих предметов в карманах впередистоящих кресел запрещено.

Ручная кладь должна быть размещена под сидениями впередистоящих кресел.

Легкие предметы размещаются на багажных полках (в виде исключения, могут быть

использованы туалетные комнаты). В случае проведения эвакуации ручная кладь

должна быть оставлена на борту самолета. Снять обувь, поместить ее на полку или под впередистоящее кресло, чтобы не повредить надувные трапы и плоты.

СБ информирует всех бортпроводников о сложившейся ситуации.

В случае, если имеется достаточно времени, то брифинг может быть проведен в передней части самолета.

Освещение пассажирской кабины

Для проведения подготовки пассажирской кабины к аварийной посадке необходимо

Информация для пассажиров

Командир корабля информирует пассажиров о ситуации, возникшей на борту. Если это поручается СБ, он может использовать установленные тексты информаций для пассажиров.

Подготовка рабочих зон.

Убрать все незакрепленные предметы, включая газеты и журналы (сложить в пакет).

Закрыть и запереть туалеты, убрать видеомониторы, снять детские люльки.

Закрепить оборудование кухонь (емкости, тележки, и т.д.).

Отключить все электрооборудование, вытащить предохранители.

Запереть все отсеки и гардеробы.

Открыть и закрепить шторы, сорвать их, если возможно.

Освободить пути эвакуации от любых предметов (ручная кладь и т.д.).

Двери и трапы

Селекторы дверей должны находиться в положении “ARMED”

Пассажиры-помощники

При выборе пассажиров-помощников отдается предпочтение членам экипажей любых авиакомпаний, которые следуют пассажирами, а также другим работникам авиакомпаний.

Пассажиры-помощники должны сидеть на местах у аварийных выходов, на свободных местах бортпроводников, а также рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, несопровождаемые дети).

Пересаживая пассажиров-помощников, необходимо убедить других пассажиров уступить им свои места.

Информация по подготовке пассажиров

СБ зачитывает по пунктам инструкции этапы подготовки к аварийной посадке согласно тексту аварийных информаций. Если времени для подготовки мало, то СБ выбирает только те пункты, выполнение которых необходимо в данной конкретной аварийной ситуации.

Бортпроводники выполняют сами и проверяют выполнение пассажирами указаний СБ, последовательно передавая сигнал о выполнении каждого этапа подготовки:

Поставить спинки кресел в вертикальное положение, убрать откидные столики,

подножки и индивидуальные видеомониторы, чтобы: освободить пути эвакуации,

принять позу безопасности, избежать травм при посадке.

Снять галстуки, расстегнуть воротники во избежание затруднения дыхания.

Верхняя одежда. Надеть в соответствии с внешними условиями.

Колющие и режущие предметы, очки, зубные протезы необходимо снять и поместить в ручную кладь. Если времени мало, то эти предметы можно поместить между сидений кресел. Размещение этих предметов в карманах впередистоящих кресел запрещено.

Ручная кладь должна быть размещена под сидениями впередистоящих кресел.

Легкие предметы размещаются на багажных полках (в виде исключения, могут быть

использованы туалетные комнаты). В случае проведения эвакуации ручная кладь

должна быть оставлена на борту самолета. Снять обувь, поместить ее на полку или под впередистоящее кресло, чтобы не повредить надувные трапы и плоты.

Продемонстрировать аварийные выходы.

Аварийное освещение.

Бортпроводники должны продемонстрировать световую дорожку (если имеется) и

световые табло выходов.

Аварийная посадка.

Необходимо объяснить использование трапов и выходов на крыло.

Посадка на воду.

Перед посадкой на воду должны быть надеты спасательные жилеты. Жилеты надувают: непосредственно перед покиданием самолета через дверь или после покидания самолета через аварийный люк (преждевременно надутый жилет помешает принятию безопасной позы, эвакуации и может быть поврежден при эвакуации).

Спасательные жилеты для маленьких детей должны быть надуты сопровождающим лицом сразу после остановки самолета. Детская спасательная люлька надувается перед покиданием самолета.

Безопасная поза.

Предупредить пассажиров, что при посадке следует ожидать нескольких сильных

толчков, и им следует оставаться на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности до остановки самолета.

Объяснить начало эвакуации: по команде бортпроводников нужно отстегнуть ремни и

быстрее бежать к ближайшему выходу.

Привязной ремень.

После демонстрации привязного ремня и тренировки его использования,

потребовать, чтобы пассажиры туго застегнули свои привязные ремни на уровне бедер

(Преждевременно застегнутый ремень затруднит подготовку пассажира).

Инструкция по безопасности для пассажиров.

Пассажиры-помощники.

В инструктаж пассажира-помощника входит: открытие выходов; помощь внизу у трапа; оказание помощи на крыле самолета и на земле; оказание помощи пассажирам – инвалидам; сбор пассажиров на безопасном расстоянии; помощь пассажирам, которые в этом нуждаются (престарелые, больные, дети).

Последняя проверка готовности

Бортпроводники должны окончательно убедиться, что салоны и кухни полностью готовы к аварийной посадке.

Форменная одежда

Надеть полный комплект форменной одежды, для того чтобы выделить себя, как члена экипажа. Снять металлические эмблемы и именные значки. Обувь бортпроводники снимают в момент информирования пассажиров при проведении подготовки, либо в момент последней проверки готовности.

Освещение пассажирской кабины

По окончании подготовки освещение салонов должно соответствовать наружным

условиям в момент посадки.

Съемное аварийное оборудование

Убедиться, что аварийно-спасательное оборудование доступно. Все оборудование находится на местах крепления до момента, когда оно понадобится после посадки.

Окончание подготовки

Бортпроводники должны доложить СБ, СБ – командиру корабля.

Место бортпроводника

Занять свое место и провести 30-ти секундный настрой.

Проведение эвакуации

Не всегда за проведением подготовки к аварийной посадке следует эвакуация.

Если в проведении эвакуации возникнет необходимость, то бортпроводники должны

Безопасность пассажиров .

Именно с того момента, когда узнали свой наряд. Существует такое понятие, как предварительная подготовка. БП обязан, независимо от своего опыта, подготовиться к рейсу : повторить расположение и правила пользования АСС на данном типе ВС, повторить аварийные процедуры, повторить правила оказания первой медицинской помощи. Конечно, с опытом на это будет уходить меньше времени, но это составляющая нашей работы и выполнять её надо. На данном этапе Вы готовитесь к брифингу, который будет , и который обязан проводить старший бортпроводник перед рейсом. Далее. Уставший БП вряд ли сможет обеспечить полноценную безопасность пассажиров, именно поэтому уделяется особое внимание предполётному отдыху. Кроме руководства авиакомпании , задача по соблюдению положения о рабочем времени, также ложится на плечи самого бортпроводника. Я опускаю подробности прохождения стартового врача (хотя это тоже для безопасности пассажиров, а не просто посмотреть, как Вы себя чувствуете) и перехожу к прибытию на самолёт. Что здесь мы делаем для обеспечения безопасности?

Пассажиров ещё нет на самолёте, а мы уже проводим работу, позволяющую безопасно перелететь из точки А в точку В. Мы проверяем свои рабочие зоны по чек - листу. И это не блажь авиакомпании, это абсолютно нормальная процедура, дающая возможность выявить все неполадки перед выполнением рейса, а не вовремя него. Проводя эту работу, мы обеспечиваем не только безопасность пассажиров, но и свою и своих коллег в том числе. Нельзя относиться к этой процедуре формально. Именно на этом этапе КВС принимает решение о возможности выполнения рейса на данном ВС. По технологии Вы обязаны незамедлительно сообщать о всех неполадках старшему бортпроводнику, не дожидаясь окончания работы по чек – листу. Почему? Да чтобы осталось больше времени на устранение этих неполадок. Не берите на себя миссию всезнайки и не решайте сами с каким дефектом можно лететь, а с каким нельзя – для этого есть специально обученные люди. Любая мелочь на Ваш взгляд может привести к фатальному исходу.

Итак, самолёт исправен, АСС исправны и в полном объёме, оборудование салона исправно (кресла, столики, подлокотники, ковровые дорожки – закреплены и на своих местах, кухонное оборудование исправно – короба с работающими тормозами, дверцы закрываются ну и т.д. по списку ) – можем встречать пассажиров.

Итак, пассажиры на борту ,мы знаем их точное количество ( тоже важно между прочим),знаем точное количество багажа и груза. Доложили о своих знаниях КВС и полетели.

Не забываем об обязательной процедуре – демонстрации АСС. Перед началом этого действа старший бортпроводник и другие члены бригады должны убедиться, что все пассажиры находятся на своих местах, не передвигаются по салону, не находятся в туалетах. Ну и вперёд! Чётко и слаженно показываем всё, что у нас есть, хвастаемся так сказать. А уже после этого готовим салон к взлёту. Что означает , что салон готов к взлёту или к посадке?

Готовность пассажирской кабины к взлету/посадке

1. пассажиры находятся на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности (сидят, а не лежат);

2. грудные дети на руках сопровождающих лиц ,пристегнуты детским ремнем;

3. спинки кресел в вертикальном положении, столики убраны, подлокотники опущены;

4. электронные приборы – выключены, наушники убраны;

5. шторки на иллюминаторах открыты;

6. ручная кладь размещена в соответствии с требованиями ( под креслом или на полке, а у аварийных выходов на крылья даже под креслами ничего не находится),если ручная кладь не помещается под впередистоящее кресло и проход загроможден, то следует разместить ее на полке, или под кресло на свободном ряду кресел при неполной загрузке самолета,но не в проходе или на свободном кресле;

7. багажные полки закрыты;

8. пути эвакуации свободны;

9. оборудование кухонь закреплено, электрооборудование выключено;

10. шторки открыты и закреплены;

11. туалеты проверены( унитазы закрыты, мусоросборники закрыты) и заперты;

12. освещение в салоне выключено;

13. бортпроводники находятся на своих местах с застегнутыми ремнями безопасности ( плечевые ремни тоже застёгнуты!);

После подготовки пассажирской кабины к посадке бортпроводники передают старшему бортпроводнику сигнал о готовности своей рабочей зоны к взлету ВС. Если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов не выполнен, то кабина к взлету/посадке не готова, причину следует доложить старшему бортпроводнику. Старший бортпроводник передает сигнал КВС о готовности пассажирской кабины к взлёту/посадке.

Требования по размещению пассажиров.

Не допускается размещение следующих категорий пассажиров в ряду у аварийного выхода:

*пассажиры, чье физическое или психическое состояние не позволяет им быстро передвигаться (в случае возникновения такой необходимости);

* пассажиры, чьё зрение и/или слух снижены до такой степени, что не позволит им немедленно понять команду к эвакуации;

* дети (от 2 до 12 лет) и/или младенцы до 2 лет) независимо от наличия сопровождающих их лиц;

* пассажиры, перевозящиеся под стражей и/или депортированные пассажиры;

* пассажиры, чьи габариты не позволяют им быстро передвигаться.

Всё готово к взлёту. Вспоминаем о 30-тисекундном настрое,который должен проводится перед каждым взлётом и перед каждой посадкой.

ПРОЦЕДУРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОЛЁТА

Для обеспечения безопасности на борту ВС бортпроводники должны периодически проводить осмотр салонов, туалетных комнат ,служебных помещений в полете.

МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА

- Следить за тем , чтобы журналы, газеты и другая бумага не были разбросаны на полу .

- Следить за температурой горячей воды в кранах, т.к. перегрев системы подогрева воды может явиться причиной пожара.

- Проверять туалеты на наличие дыма.

ТАКИЕ ПРОВЕРКИ ДОЛЖНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ:

- Непосредственно перед обслуживанием пассажиров питанием .

- КАЖДЫЕ 15 МИНУТ

- Дополнительно , если возникло подозрение.

ПОПАДАНИЕ САМОЛЁТА В ЗОНУ ТУРБУЛЕНТНОСТИ.

- Дать информацию о соблюдении пассажирами правил поведения.

- Проверить закрепление пассажиров привязными ремнями, предложить гигиенические пакеты.

- Проследить, чтобы пассажиры не пристегивались одним ремнем с ребенком.

- Закрепить в буфете-кухне все съемное оборудование.

- Следить за сигналом вызова бортпроводника.

- При необходимости занять рабочее место и застегнуть привязные ремни (при наличии свободных мест в салоне – занять ближайшее место в салоне).

- На протяжении всего полёта в зоне турбулентности держать связь с экипажем, строго выполнять все его указания.

Читайте также: