Изложение в журавлихе перед входом есть молодая посадка

Обновлено: 05.10.2024

Изложение (см. памятку на с. 149 ). Как описывает писатель берёзы, увиденные им в приморском парке? Что они напомнили ему? Напишите от 3 −го лица изложение. Озаглавьте его.
Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим я не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших−то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё−таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности. Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже.
Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа. (В. Астафьев)

Решение

Родные березки.
Писатель бродил по приморскому парку и удивлялся красоте диковинных растений. Вдруг он увидел среди заморских зарослей три тоненькие берёзки. Он просто не поверил своим глазам. Писатель думал, что берёзы в этих местах не растут. Но ведь они стояли перед им! Берёзки казались ему сиротками среди ослепительного блеска сочной южной природы. Но он всё любовался ими, не мог оторвать глаз от их нежной зелени и белых стволов. Оказывается, берёзки эти привезли вместе с кусочком полянки на пароходе, выходили, напоили водой, и они прижились здесь. Только листья и верхушки берёз были повёрнуты в родному северу.
Писатель глядел на деревца и вспоминал родную деревню в зелени берёз. Его тянуло на родину.

Много есть озёр на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоёма в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. И ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. В них звучит не только большая любовь и почитание, но ещё и нечто такое, что внушает уважение, подчёркивает величие, присущее только Байкалу и резко выделяющее его из всех озёр земного шара.

О Байкале есть и древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.

Будто в давние времена там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает свой бег стремительная река Ангара, жил суровый богатырь по имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не было на свете.

Было у Байкала 336 сыновей. В чёрном теле держал их старик. День и ночь заставлял без устали трудиться. И сыновья работали не покладая рук. Они топили снега и ледники и гнали хрустальную воду из гор в огромную котловину.

То, что они добывали тяжким трудом, проматывала сестра Ангара. Она растрачивала собранные богатства на наряды и разные прихоти.

Однажды прослышала Ангара от странствующих певцов о жившем за горами юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную судьбу, решив выдать замуж за старого богатого Иркута. Ещё строже стал он стеречь дочь, спрятал её в хрустальный дворец на дне подводного царства. Безутешно тосковала Ангара, плакала в подводной темнице, просила богов помочь.

Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям и рекам размыть стены хрустального дворца, освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и бросилась бежать по узкому проходу в скалах.

Проснулся от шума Байкал, рассердился, бросился в погоню. Но где ему, старому, угнаться за молодой дочкой. Всё дальше убегала Ангара от разъярённого отца. Тогда старик схватил каменную глыбу и метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из озера, и зовут её люди Шаманским Камнем.

Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли они вместе к Студёному морю.

Легенда переплетается с былью. 336 сыновей Байкала – это притоки озера, большие и малые реки, собирающие свои воды с территории более 550 тысяч квадратных километров, что примерно равно площади Франции.

( 432 слова) ( По А. П. Муранову. Голубые очи планеты)

Задание: 1. Озаглавьте текст и перескажите его сжато.

2. Известны ли вам легенды о городах, реках, озёрах и т. д.?

Расскажите одну из них.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №2.

Диктант с грамматическим заданием.

Поздняя осень- пора глухая. Дни коротки и тусклы, а ноябрьские ночи, как говорится в пословице, до снега темны. Владимир Даль, который щедр на пословицы, характеризующие каждое время года, тут ограничился одной- единственной. Уж так печально вокруг, и говорить не хочется. Пусты поля, обнажены леса, и природа отошла ко сну.

Но ноябрьские ночи темны лишь до первого снега. И когда настанет то первое белое утро, с белыми крышами домов, с убелёнными ветвями деревьев, то сразу светлеет душа. Это ещё не зима с её холодною красою, но уже и не осень с её необъятной печалью.

И каждый раз в это белое утро слышу я отдалённый звон бубенцов. Откуда он? Не знаю, но думаю, что из далёкой старины. В те времена первый обильный снегопад открывал в городах зимние гулянья на санях.

  1. Сделать синтаксический разбор любого ССП.
  2. Найдите в тексте слова, интересные для фонетического и морфемного разбора, и произвести эти разборы.
  3. Найдите вводное предложение. Подчеркните его волнистой линией.
  4. Найдите в тексте односоставные предложения и определите их тип.
  5. Объясните графически знаки препинания в 1-ом и 5-ом предложениях.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа №3.

Мой друг. ( Упр.277, стр.185)

Познакомились мы на рыбалке, понравились друг другу и стали встречаться примерно раз в неделю.

Это был редчайшей душевной тонкости человек. Его коллеги говорили, что он первоклассный биолог, гордость института.

Друзья считали его необыкновенно доверчивым человеком. Я тоже видел это и никак не мог понять до конца. Что это? Львиная храбрость духа, который не боится ударов жизни и не выставляет никаких сторожевых постов? Обаяние натуры щедрой, доброй, никогда не стремящейся выскочить вперёд и отцапать побольше от жизни и поэтому не наживающей себе врагов? Думаю, и то и это.

Вариант лжи и зла просто никогда не приходил ему в голову. Разумеется, бывали люди, которые его обманывали или подводили с низкими, корыстными целями. К таким людям он испытывал потом хроническое отвращение. Он им не мстил, но прощения им не было во веки веков. Это была какая-то музыкальная злопамятность.

Однажды в компании речь зашла об одном известном в городе человеке, который почти насильно запихнул свою мать в дом престарелых.

Приходя ко мне домой, он обычно рассказывал забавные истории о самом себе, своих коллегах-чудаках, о должниках – а одалживал он на право и налево. Особенно много рассказывал он о своём профсоюзном боссе.

Однажды мой друг сидел в заполненном автобусе, и шофёр уже закрыл дверь, когда он заметил в толпе осаждающих автобус профсоюзного босса. Тот, потрясая высоко поднятым портфелем, давал знать шофёру, что важность содержимого требует немедленной доставки портфеля совместно с его владельцем.

Шофёр некоторое время держался, а потом его сердце дрогнуло, и он открыл дверь, куда хлынули люди.

Но больше всего я любил наши разговоры с ним после рыбалки. Мы говорили с ним о Средиземноморье, о золотом сне Новгорода, о влиянии мутагенных веществ на наследственные процессы, об искусстве 20 века, о сочинениях Платона, об интуиции Столыпина.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 4.

Жизнь была уже полна звуков. Над горными склонами Фракии гулко разносилось ржание коней, ещё не знавших узды. Из зарослей выбегал чёрный ощетинившийся вепрь и, суетливо хрюкая, звал за собой кабаниху и дюжину полосатых поросят. Медведь под дуплом дуба ревел, отбиваясь лапой от гудящего роя пчёл. Густо населённые зверьём, птицами и насекомыми леса клокотали от нестройного хора голосов. Человек жил тут же рядом, внушая к себе уважение и вызывая страх. Однако его голос не выделялся из разноголосицы природы, частью которой он себя считал.

Но однажды - как рассказывает предание- на поляну вступил юноша. В руках его не было ни камня, ни палки, без которых тогда не осмеливался покинуть пещеру или землянку ни один человек. Кажется, юноша никого не боялся. Он расположился на камне и снял с плеча предмет, не знакомый обитателям леса. Его можно было принять за лук, со свистом выпускающий жалящие и пронизывающие насквозь стрелы. Но на луке была одна тетива, а здесь семь, и укреплены они так, что для стрелы нет упора. Юноша ударил пальцами по натянутым нитям своего странного лука и исторг звуки, каких никогда не слышал ни один зверь и ни один человек. Они напоминали что-то давно забытое или потерянное, что-то разлитое в самой природе, но ещё никем не извлечённое. Словно бы пчёлы вместо того, чтобы собирать сладость цветов, решили нанизывать всё лучшее, что содержал мир звуков, и юноша услышал это и воспроизвёл. И хотя это не напоминало знакомые голоса или шумы природы, но будило какой-то странный отзвук и властно тянуло к себе, заставляя презреть выработанные веками осторожность, страх и вражду.

Уйдя с головой в божественные звуки, юноша не замечал ничего вокруг. Он выливал из себя всё, что его переполнило, не заботясь о слушателях. А их с каждым мгновением прибывало всё больше и больше. Царственно прошагал лев и лёг, склонив огромную голову на скрещенные лапы. Рядом с ним замер пугливый олень, закинув ветвистые рога. Тут же пристроился заяц. Деревья привстали и, казались, вот-вот шагнут навстречу певцу.

Музыканта звали Орфей. Он не мог похвастаться знатностью своего рода. Другие герои считали своими отцами Зевса или Аполлона, матерью- Афродиту. Отцом Орфея был затерявшийся во фракийских дебрях горный поток Загр, а матерью - муза Каллиопа( Прекрасноголосая). Не совершал он подвигов подобных тем, которые прославили Персея или Геракла. Но деяния его беспримерны, так же как беспримерна его слава.

( 375 слов) ( А. И. Немировский. Мифы Древней Эллады)

Перескажите текст сжато.

Русский язык 9 класс

Контрольная работа № 5.

В Спасское-Лутовиново я приехал во второй половине ноября. Мемориальный музей был уже закрыт, в парке стало совершенно безлюдно и тихо. Даже мои шаги бесшумны: под снежком – ещё не примятая трава.

Вот здесь, значит, и жил Тургенев… Вот здесь…

Хватает за сердце от этих слов, полных любви и грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой родины. Много раз я замечал: человеку для выражения любви к самому великому и необъятному нужна всего лишь точка приложения его чувств. Что – то небольшое, вещественное, очень простое.

Через год Тургенева не станет, не раз в письмах своих он говорит о том, что никогда уже больше не увидеть ему Спасского и, стало быть, своего молодого дуба.

По мнению специалистов, возраст дерева 150 – 160 лет. Для посадки Ванюша Тургенев взял саженец – дичок лет десяти, быть может, своего одногодка. Под мощной кроной дуба, вымахавшего к небу и во все стороны света, и любил сидеть Иван Сергеевич. Молчаливый друг Тургенева не раз был при смерти, и только искусство многих специалистов спасло ему жизнь.

Тревогу забили в 1951 году.

Для осмотра заболевшего дерева приехал профессор К. С. Семёнов. Он нашёл, что почва под дубом уплотнена и осела, корни обнажились…Тысячи экскурсантов сочли непременным своим долгом постоять под дубом Тургенева – и вот результат.

Дуб сейчас достигает 28 – 30 метров высоты. Окружность ствола пять метров. При такой любви к нему и внимании он ещё долго простоит, безмолвный друг великого человека, воскрешая в памяти страницы его неспокойной жизни.

Из – за облаков иногда выглядывало солнце и грело неожиданно сильно для ноября, под снежком – густая мягкая трава.

Никого… Тишина… Первозданная свежесть и покой…Чистый снежок на вечно живом дубе, осенённом величием человека.

Жизнь и творчество Тургенева изучали и будут тщательно изучать, и любители прямых линий в биографии классика не раз споткнутся, вынужденные объяснить те или иные факты его жизни. Но человек, который посадил дерево, вырастил его и видел в нём символ родины, всем понятен без объяснений.

Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, формулировка темы текста, составление простого плана, озаглавливание).

Гимнастика для глаз.

Анализ содержания текста с помощью опоры, работа с материалом для повторения пунктуации.

Пересказ текста с помощью опоры.

В Журавлихе, перед входом есть молодая посадка. Рядом стоят одна к одной сосенки. Я помню, когда они были мне до колен, а теперь переросли меня.

Однажды, в начале лета, когда все ждут появления первых, самых ранних грибов, прошёл слушок, что кое-где видели маслят. Я вспомнил про молодые сосенки и подумал, что если где-нибудь показались маслята, то, наверное, там. Мы с женой взяли большой полутораведерный кузовок и отправились на разведку.

Издалека мы увидели под сосенками в траве что-то жёлтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята все были в половину чайного блюдца, жёлтые и светло-жёлтые, а не тёмно- коричневые и с белой плёночкой с нижней стороны. К нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем не тронутые червяком. Попадались и помельче, попадались и по чайному блюдцу, но зато не попадалось негодных.

Сначала мы срезали их стоя, потом опустились на колени. Я в своей жизни не видел такого обилия маслят. Нашу полутораведёрную корзину мы наполнили моментально, не обойдя и пяти сосенок. А их ведь тут, сосенок-то, не десятки, а сотни. Пришлось высыпать грибы в кучу, на траву. Корзина за корзиной, куча всё растёт, а грибов в лесу не убывает. У моей спутницы опустились руки с обломком столового ножа.

- Знаешь что, если мы каждый день будем собирать по стольку грибов, куда же мы их будем девать?

- Ты помнишь, как моя мать рассказывает про рыжики в барских ёлочках?

-Конечно, помню. Твой отец приезжал за ней на лошади с коробицей.

-Да. Это было шестьдесят лет назад. И ты через шестьдесят лет будешь рассказывать об этом дне своим правнукам.

Такой день выпадает один раз, и вспоминают о нём потом, сколько бы лет ни прошло.

(316 слов) (По Солоухину)

Где посажены молодые сосенки? .

Какими стали они теперь.

Когда прошел слушок, что кое-где видели маслят.

О чем он подумал.

Куда они с женой отправились, взяв полутораведерный кузовок.

(Откуда?) они увидели под сосенками в траве что-то желтое, будто насорено (каких? чего?).

Но откуда взяться осенним листьям (когда?)? Пожалуй, это не (что?), а (что?)

Где росли маслята? Как они росли?

Списать эту часть и объяснить графически постановку знаков препинания.

Задай вопросы к следующей части

Дополните диалог словами автора.

Как часто в жизни выпадает такой день?

Напиши изложение от третьего лица. Каждую часть пиши с красной строки.

(3 часа) – 10 класс.

Написать подробное изложение.

- развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

-расширять кругозор учащихся, чувство ответственности.

Постановка цели урока.

Чтение текста учителем. Словарная работа.

Чтение текста учащимися, выяснение значения непонятных слов.

Гимнастика для глаз.

Составление плана текста.

Работа в черновиках – составление вопросов к плану.

Пересказ содержания по плану.

Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне. Мы подолгу гуляли, осматривали окрестности, заглохшие пруды в старом парке. И вот на берегу одного пруда в зарослях парка мы встретили Никиту. Он ловил карасей и мазал илом свою ногу. Антон Павлович осмотрел ногу и прописал какую-то мазь; я ее привез, но Никита отказался употреблять лекарство и заявил:

-Зря деньги не плати, а что мазь эта стоит – лучше мне отдавай деньгами либо табаку нюхательного купи.

Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывая некоторые выражения. Между прочим, Никита рассказал, как его за эти гайки водили к уряднику, но все обошлось благополучно.

Антон Павлович старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было совершенно непонятно. Он только пожимал в ответ плечами и спокойно возражал:

- Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом –другую… Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя?

(363 сл.) (В.А. Гиляровский)

Вопросы и задания к тексту (опора).

Расскажи по вопросам о селе Краскове.

1.Где находилось село Красково.


Село Красково и деревня Кирилловка, принадлежали …………………

Отсюда было выслано в Сибирь за разбой………………………………..

Спроси о Никите Пантюхине.

Знакомство Чехова с Никитой Пантюхиным.

1. Где встретили Никиту А. П. Чехов и В.А. Гиляровский? Что делал Никита?

2.Что сказал Никита, когда Гиляровский привёз ему мазь?

Расскажи о беседе Чехова с Никитой.

1.О чём Чехов долго разговаривал с Никитой.

2. Как возражал Никита Чехову.

Никита произвёл на Чехова сильное впечатление. Как ты думаешь, почему?

1. Какой рассказ написал А.П. Чехов о Никите?

(4 часа – 11 класс).

Написать изложение от третьего лица.

-совершенствовать умение определять тему текста;

-совершенствовать умение определять композицию текста;

-повторить пунктуацию при диалоге и другие изученные пунктуационные правила;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- развивать устную и письменную речь;

- расширять кругозор учащихся.

классная доска, текст, опора к тексту.

Постановка цели урока.

Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, формулировка темы текста, составление простого плана, озаглавливание).

Гимнастика для глаз.

Анализ содержания текста с помощью опоры, работа с материалом для повторения пунктуации.

Пересказ текста с помощью опоры.

- Будьте любезны, господин профессор, - обращался к ней Дуров, - покажите публике, где находится Каспийское море?

Собака шла к карте, разложенной на арене, и с глубокомысленным видом указывала лапой на Каспийское море. Так же безошибочно она показывала другие моря. В географии она, конечно, не смыслила, но отлично усвоила все знаки своего хозяина.

Умница Запятайка стала популярной цирковой артисткой. Вот один из примеров её необычайной смышлености и восприимчивости.

Вечером в гостях у губернатора Дуров завел разговор об опытах внушения животным.

- Как жаль, что сейчас мы не можем проверить такой опыт! – посетовал князь.

- Отчего же, я могу послать за своей Запятайкой и показать то, о чем рассказываю.

- Ах, пожалуйста! – поддержали гости, находившиеся в гостиной.

Привезли Запятайку. Хозяин дома сам дал задание:

- Пусть собака возьмет щетку с карточного стола!

Дуров сделал короткое внушение. Запятайка принесла в зубах щетку и положила ее к ногам губернатора.

К аплодисментам княжеской гостиной Запятайка отнеслась равнодушно, простой народ в цирке обычно восторгался ее работой более бурно и непосредственнее.

Но когда она выполнила вторую, более сложную задачу, которую опять предложил сам губернатор, то в аристократической гостиной ничего не осталось от чопорной сдержанности.

- Замечательно! Необыкновенно – она играла на цитре… Музыкантша!- повторял губернатор, а за ним все гости.

- Теперь позвольте собаке сделать то, что ей самой хочется, - обратился он к губернатору.

Это уже походило на чудо. Запятайка внимательно посмотрела на своего хозяина и быстро-быстро застучала лапками по паркету, направляясь в переднюю, где на вешалке висело пальто Дурова. Там взяла торчащий из кармана листок бумаги, вернулась в гостиную и, трогательно усевшись против губернатора, подала ему прошение.

Много лет Запятайка выступала с Владимиром Леонидовичем на арене, удивляя людей своей поразительной смышленостью, радуя своим обаянием, тем особым трогающим обаянием, которым так владеют щедро одаренные природой собаки.

(427 слов) (А.В. Таланов. Братья Дуровы)

Вопросы и задания к тексту (опора).

Прочитай текст внимательно, выписывая на обратной стороне листа непонятные слова. (Какие слова ты выписал(а)?)

- Кто такая Запятайка?

- Кем был её отец? А мать?

- Что Запятайка унаследовала от них?

Когда Дуров просил её показать публике, где находится Каспийское море,……….. ………………………………………………………………………………………………

Она без ошибок показывала на карте и другие моря, потому что …………………..

2. Запятайка – смышлёная и восприимчивая собака. (Прочитай основную часть и подели её на микротемы).

- О чём попросили местные жители Владимира Леонидовича Дурова во время гастролей в Пензе?

Князь Святополк Мирский, губернатор, не хотел ………………………………….

Ответь на вопросы.

- О чём завёл разговор Дуров в гостях у губернатора?

- О чём посетовал князь?

- Что ответил Дуров?

- Какое задание дал хозяин дома, когда привезли Запятайку?

Выпиши глаголы и расскажи, как собака выполнила задание.

-Какую вторую задачу выполнила Запятайка?

- Что повторяли гости.

Губернатор разрешил собаке сделать то, ………………………………………..

Выпиши глаголы и расскажи о том, что было дальше.

- Что под общий хохот прочёл вслух губернатор?

- Какую резолюцию написал губернатор?

3.Запятайка много лет выступала в цирке, удивляя и радуя зрителей.

Напиши изложение, каждую часть пиши с красной строки.

(4 часа – 12 класс).

Написать подробное изложение.

-совершенствовать умение определять тему текста;

-совершенствовать умение составлять план, анализировать действия персонажей, рассуждать;

-совершенствовать умение осуществлять синонимичные замены и перефразировать предложения;

-повторить пунктуацию при диалоге и прямой речи;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- развивать общую моторику с помощью физкультминутки;

- развивать устную и письменную речь;

- расширять представления об окружающем мире.

классная доска, текст, опора к тексту, карта Древней Греции, иллюстрации.

Постановка цели урока.

Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, формулировка темы текста, составление простого плана, озаглавливание).

Гимнастика для глаз.

Анализ содержания текста с помощью опоры.

Пересказ текста с помощью опоры.

Ещё в глубокой древности люди мечтали о том, чтобы овладеть небом. В легенде, которую создали древние греки, отразилась эта мечта.

Величайшим художником, скульптором и архитектором Афин был Дедал. Он высекал из белоснежного мрамора такие дивные статуи, что они казались живыми. Много инструментов изобрёл Дедал для своей работы, например такие, как бурав и топор.

Жил Дедал у царя Миноса, и не хотел Минос, чтобы его мастер работал для других. Долго думал Дедал, как ему бежать с Крита, и наконец, придумал.

Он набрал перьев, скрепил их льняными нитками и воском, чтобы изготовить из них крылья. Дедал работал, а его сын Икар играл возле отца. Наконец, Дедал окончил работу. Привязал он крылья на спину, продел руки в петли, что были укреплены на крыльях, взмахнул ими и плавно поднялся в воздух. С изумлением смотрел Икар на отца, который парил в воздухе, словно птица.

Отец с сыном надели крылья и легко поднялись в воздух. Часто оборачивался Дедал, чтобы посмотреть, как летит его сын. Быстрый полёт забавлял Икара, всё смелее взмахивал он крыльями. Икар забыл наставления отца. Сильно взмахнув крыльями, он взлетел высоко, под самое небо, чтобы приблизиться к солнцу. Палящие лучи солнца растопили воск, который скреплял перья крыльев, перья выпали и разлетелись далеко по воздуху, гонимые ветром. Взмахнул Икар руками, но нет на них крыльев. Упал он со страшной высоты в море и погиб в его волнах.

А тело Икара долго носилось по волнам моря, которое с тех пор стало называться Икарийским.

Дедал же продолжал свой полёт и прилетел в Сицилию.

(347 сл.) (По Н. Куну. Легенды и мифы Древней Греции)

Прочитай текст. Выясни значение непонятных слов.

В ……………………легенде отразилась мечта людей - . небо.

Задай вопросы ко второму абзацу текста.

Минос, царь…………., не хотел, чтобы………………………. Он не позволял Дедалу покидать ………. Мастер придумал, как ……………….

Выпиши глаголы, которые помогут рассказать, как Дедал делал крылья.

Выпиши глаголы, которые помогут рассказать о полёте Дедала.

Вставь слова вместо вопросов.

Икар (как?)…………… смотрел на отца, парившего (где?)…………. словно (кто?)……….

Дополни предложения, заменив прямую речь косвенной.

Дедал спустился на землю и сказал сыну, что они сейчас………………………………

Икар должен быть осторожен во время полёта. Нельзя (что делать?) слишком близко к морю, чтобы…………………………………………………………Нельзя (что делать?) близко к солнцу, чтобы……………………………………………., тогда (что сделают?) все перья. Дедал велел сыну (что делать?) (за кем?), не отставать (от кого?).

- расширять кругозор учащихся, представления об окружающем мире, воспитывать чувство ответственности.

Оборудование:

Классная доска, опора с вопросами и заданиями к тексту, содержащая словарь и иллюстрации.


  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа).

  4. Гимнастика для глаз.

  5. Анализ содержания текста с помощью опоры.

  6. Физкультминутка.

  7. Пересказ текста с помощью опоры.

  8. Написание изложения.

В феврале на севере, на Белом море, начинается зверобойный промысел.

Из Архангельска в море выходят ледоколы. На мачтах, на особых площадках сидят люди с биноклями, осматривают льдины, и как заметят на льдине черные пятнышки тюленей, так ледокол останавливается, зверобои сходят на лед и начинают охотиться на тюленей.

Но не только с ледоколов охотятся на тюленей, а и с берега. В самых глухих местах стоят на берегу зверобойные избушки. Одна такая маленькая избушка стояла на Еловом ручье, и вот какой там однажды случай вышел. Встали как-то утром зверобои, включили радио, затопили печку, стали греть чай. Посмотрел один из них в окошко и закричал:

-Ребята, тюлени!

Выскочили зверобои из избушки с винтовками, глядят - на льду недалеко от берега целое стадо тюленей. Поднялась тут частая стрельба. И хоть законом строго запрещено убивать самок тюленей, у которых маленькие детеныши есть, но в спешке бывали случаи, что и убивали.

Так и на этот раз… Подстрелил кто-то второпях мать, а с ней был маленький тюлененок, дня два только как родился. Крохотным он был и желтого цвета. Все в нем было маленькое: головка точеная, тельце, шейка… Но удивительней всего были его глаза. Таких больших черных газ нет ни у кого больше. И такая тоска была в этих глазах, такое горе, такие крупные слезы катились по мордочке, что невозможно было на него смотреть.

Поморы - люди суровые. Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. А тут вдруг им тяжело как-то, неловко на сердце стало. Решили тюлененка в избу взять погреться.

Как ни жалели его зверобои, а пришлось бы неминуемо погибнуть тюлененку без матери. Некогда было зверобоям заниматься с ним, надо было дело делать. Но на другой день с утра прибежал на лыжах к дяде Зосиму внук Вася, сахару принес, табаку, ватрушек свежих, молока… Он взял тюлененка в школу, в живой уголок.

Пустили его на берег к самой воде, а он ничего не поднимает, забыл все. Облило его раз волной, другой раз обдало, вдруг он понял что-то, ластами, хвостом зашлепал - и в воду. Показался он снова уже далеко - черной точкой. Долго эта точка на одном месте покачивалась, и всем казалось, что тюлененок на берег смотрит, прощается.

(441 сл.) (По Ю.П. Казакову)


Зверобойный промысел – охота на зверей;

Мачта - высокая площадка на корабле;

Поморы – люди, живущие на берегу северных морей;

Мотобот – моторная лодка.

2.Где сидят люди с биноклями и осматривают льдины.

3.Когда зверобои сходят на лёд и начинают охотиться на тюленей.


  • Выпиши глаголы, которые помогут рассказать, как зверобои на Еловом ручье увидели тюленей, как стали охотиться на них:

  • Опиши тюленёнка, который остался без матери:

-головка, тельце, шейка;

Сами не раз смерть в глаза видали, когда ходили по… ………..

Вдруг тяжело им как-то, неловко на сердце стало, поэтому и

Тюленёнок погиб бы без матери, потому что …………………..


  • Выпиши глаголы, которые помогут рассказать, как выпускали тюленёнка в море.

(3 часа – 9 класс).

Написать изложение от третьего лица.

-развивать устную и письменную речь;

-совершенствовать умение определять тему текста;

-совершенствовать умение составлять план;

-совершенствовать умение передавать содержание от третьего лица;

-повторить пунктуацию при диалоге и другие изученные пунктуационные правила;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- развивать общую моторику и ориентировку в пространстве с помощью физкультминутки;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

- воспитывать любовь к природе, расширять представления об окружающем мире.

Оборудование:

классная доска, текст, опора к тексту, иллюстрации.


  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста (осмысление содержания, словарная работа, формулировка темы текста, составление простого плана, озаглавливание).

  4. Гимнастика для глаз.

  5. Анализ содержания текста с помощью опоры, работа с материалом для повторения пунктуации.

  6. Физкультминутка.

  7. Пересказ текста с помощью опоры.

  8. Написание изложения.

В Журавлихе, перед входом есть молодая посадка. Рядом стоят одна к одной сосенки. Я помню, когда они были мне до колен, а теперь переросли меня.

Однажды, в начале лета, когда все ждут появления первых, самых ранних грибов, прошёл слушок, что кое-где видели маслят. Я вспомнил про молодые сосенки и подумал, что если где-нибудь показались маслята, то, наверное, там. Мы с женой взяли большой полутораведерный кузовок и отправились на разведку.

Издалека мы увидели под сосенками в траве что-то жёлтое, словно насорено ярких осенних листьев. Но откуда взяться осенним листьям в начале июня? Пожалуй, это не листья, а грибы.

И точно – кругом огибая сосенку, словно взявшись за руки и водя хоровод вокруг неё, кружились маслята. Тот гриб наклонился на одну сторону, тот на другую, те низко присели, те, напротив, привскочили на цыпочки.

Маслята все были в половину чайного блюдца, жёлтые и светло-жёлтые, а не тёмно- коричневые и с белой плёночкой с нижней стороны. К нашему удивлению, все маслята оказались свежие, здоровые, совсем не тронутые червяком. Попадались и помельче, попадались и по чайному блюдцу, но зато не попадалось негодных.

Сначала мы срезали их стоя, потом опустились на колени. Я в своей жизни не видел такого обилия маслят. Нашу полутораведёрную корзину мы наполнили моментально, не обойдя и пяти сосенок. А их ведь тут, сосенок-то, не десятки, а сотни. Пришлось высыпать грибы в кучу, на траву. Корзина за корзиной, куча всё растёт, а грибов в лесу не убывает. У моей спутницы опустились руки с обломком столового ножа.

- Знаешь что, если мы каждый день будем собирать по стольку грибов, куда же мы их будем девать?

- Ты помнишь, как моя мать рассказывает про рыжики в барских ёлочках?

-Конечно, помню. Твой отец приезжал за ней на лошади с коробицей.

-Да. Это было шестьдесят лет назад. И ты через шестьдесят лет будешь рассказывать об этом дне своим правнукам.

Такой день выпадает один раз, и вспоминают о нём потом, сколько бы лет ни прошло.

(316 слов) (По Солоухину)

Опора к тексту.

Где посажены молодые сосенки? .

Какими стали они теперь.

Когда прошел слушок, что кое-где видели маслят.

О чем он подумал.

Куда они с женой отправились, взяв полутораведерный кузовок.

(Откуда?) они увидели под сосенками в траве что-то желтое, будто насорено (каких? чего?).

Но откуда взяться осенним листьям (когда?)? Пожалуй, это не (что?), а (что?)

Где росли маслята? Как они росли?

Списать эту часть и объяснить графически постановку знаков препинания.

Дополните диалог словами автора.

Напиши изложение от третьего лица. Каждую часть пиши с красной строки.

(3 часа) – 10 класс.

Написать подробное изложение.

- развивать устную и письменную речь учащихся;

-обогащать словарь учащихся;

- корректировать и развивать звукопроизношение учащихся с помощью артикуляционной гимнастики;

- создавать условия для сохранения зрительного анализатора как ведущего с помощью упражнений для глаз;

-расширять кругозор учащихся, чувство ответственности.


  1. Постановка цели урока.

  2. Артикуляционная гимнастика.

  3. Чтение текста учителем. Словарная работа.

  4. Чтение текста учащимися, выяснение значения непонятных слов.

  5. Гимнастика для глаз.

  6. Составление плана текста.

  7. Работа в черновиках – составление вопросов к плану.

  8. Физкультминутка.

  9. Пересказ содержания по плану.

  10. Написание изложения.

Чехов очень интересовался моими рассказами о Краскове и дважды приезжал туда ко мне. Мы подолгу гуляли, осматривали окрестности, заглохшие пруды в старом парке. И вот на берегу одного пруда в зарослях парка мы встретили Никиту. Он ловил карасей и мазал илом свою ногу. Антон Павлович осмотрел ногу и прописал какую-то мазь; я ее привез, но Никита отказался употреблять лекарство и заявил:

-Зря деньги не плати, а что мазь эта стоит – лучше мне отдавай деньгами либо табаку нюхательного купи.

Рассказал я Чехову, как Никита гайки отвинчивает, и Антон Павлович долго разговаривал с ним, записывая некоторые выражения. Между прочим, Никита рассказал, как его за эти гайки водили к уряднику, но все обошлось благополучно.

Антон Павлович старался объяснить Никите, что отвинчивать гайки нельзя, что от этого может произойти крушение, но Никите это было совершенно непонятно. Он только пожимал в ответ плечами и спокойно возражал:

- Нешто я все гайки-то отвинчиваю? В одном месте одну, в другом –другую… Нешто мы не понимаем, что льзя, что нельзя?

(363 сл.) (В.А. Гиляровский)


Село Красково и деревня Кирилловка, принадлежали …………………

Читайте также: