Изучение и описание органов растений и животных

Обновлено: 07.07.2024

Цель: сформировать представление о растительном и животном организмах как о целостных системах на основе обобщения знаний по теме; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Тип урока: обобщение, путешествие по станциям.

Методы и приемы обучения: самостоятельная работа в группах; эвристический, проблемный.

Оборудование: задания для обучающихся – конверты разного цвета в зависимости от сложности заданий.

Структура урока:

В конце урока учитель обобщает пройденный материал, делает выводы, объявляет баллы и оценки.

Орган — это часть организма, которая имеет особое строение, определенное расположение в организме и выполняет определенную функцию. Например, к органам животных относятся сердце, почки, желудок. Органами растений является листок, корень, стебель. Каждый орган в живом организме имеет особые, присущие только ему функции.

Так, у растений листья выполняет такие функции, как фотосинтез и испарение; корень всасывает воду с растворенными в ней питательными веществами из почвы; стебель обеспечивает связь между корнем и листьями. Вместе с листьями и почками стебель образует побег — надземный орган растений. Корень и побег — это вегетативные органы растений.

У большинства растений образуются цветки. Такие растения называются цветочными. Из завязи цветка образуются плоды с семенами внутри. Поэтому цветок, плод и семена — органы, обеспечивающие размножение растений.

Организм животных состоит из различных органов: сердце, легкие, желудок, артерии и тому подобное. Для выполнения жизненно важных функций органы объединяются в системы органов. Например, пищеварительная система состоит из ротовой полости, пищевода, желудка, кишечника.

У животных есть такие системы органов:

  • опорно-двигательная — обеспечивает движения тела
  • дыхательная — обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ;
  • кровеносная — осуществляет транспорт различных веществ в организме;
  • пищеварительная — обеспечивает поступление и усвоение организмом питательных веществ;
  • половая — отвечает за размножение организмов;
  • нервная — согласовывает и контролирует функции всего организма.

Системы органов взаимодействуют между собой для обеспечения всех процессов жизнедеятельности организма. Поэтому организм любого живого существа является биологической системой.

Свойства живых организмов. Рост и развитие

В организм попадают вещества из внешней среды, обеспечивающие процессы жизнедеятельности этого организма. Во время питания попадает пища и вода, дыхание обеспечивает поступление кислорода. Организм перерабатывает эти вещества, часть усваивает, а часть выводит наружу, то есть происходит процесс выделения. Таким образом, между организмом и средой происходит обмен веществ.

Поступления с пищей питательных веществ обеспечивает рост и развитие, все эти процессы вместе необходимы для вступления очень важного свойства организма — способности к размножению.

Изменение условий окружающей среды вызывает соответствующие реакции организма (изменения в поведении живых существ). Это свойство называется раздражительностью. Основные свойства живых организмов — это питание, дыхание, выделение, обмен веществ, рост, развитие, размножение, раздражительность.

Рост — это увеличение размеров и массы организмов.

Растения растут в течение всей своей жизни. Их рост сопровождается увеличением размеров и образованием новых вегетативных органов. Такой рост называется неограниченным .

Рост животных также сопровождается увеличением размеров — пропорционально увеличиваются все органы, образующие тело животного, но новые органы не образуются. Рост продолжается определенный период жизни животных, то есть является ограниченным.

Организмы в течение жизни не только растут, но еще и развиваются, изменяя свой вид; приобретают новые качества.

Развитием называются необратимые закономерные изменения, происходящие в организме живых существ с момента его зарождения до конца жизни.

Новые качества, которые появляются у растений и животных при развитии, — это способность к размножению.

Развитие, в процессе которого новый организм от рождения подобен взрослого животного, называют прямым. Такое развитие характерно для большинства рыб, птиц, млекопитающих.

У некоторых животных развитие происходит с удивительными превращениями. Например, у бабочек из яиц вылупляются личинки-гусеницы, которые через некоторое время образуют куколку. На стадии куколки происходят сложные процессы преобразования, и уже из нее выходит новый бабочка. Такое развитие называют косвенным, или развитием с преобразованиями. Косвенное развитие характерно для бабочек, жуков, лягушек.

Питание и его типы

Питанием называется процесс поступления в организм, преобразования и усвоения им питательных веществ.

Благодаря питанию организмы получают различные химические соединения, которые обеспечивают рост, развитие и другие процессы жизнедеятельности. К питательным веществам относятся органические и неорганические соединения.

Растения, как и все живые организмы, питаются. При этом главная особенность растений — это способность образовывать органические соединения из неорганических под действием солнечных лучей. Этот процесс называется фотосинтезом . Необходимую для фотосинтеза воду с растворенными в ней минеральными веществами растения поглощают из почвы через корни, а углекислый газ поступает в листья через отверстия-устьица из воздуха. Процесс фотосинтеза происходит в клетках, содержащих хлорофилл, который и придает растению зеленую окраску. Для осуществления фотосинтеза необходима энергия солнечного света. Энергию солнечного света растения превращают в химическую энергию, образуя сложные органические вещества, например, глюкозу, крахмал.

Присущий растениям тип питания называется автотрофным.

Животным для питания нужна пища растительного или животного происхождения, содержит готовые органические соединения. Одни животные (например, олень, заяц, овца) употребляют в пищу только растения. Их называют растительноядными животными. Другие — лев, волк, лиса и т.д. — питаются только другими животными. Таких животных называют хищниками, или плотоядными. Некоторые животные (например, вороны, чайки, медведи) — всеядные : они употребляют и растительную, и животную пищу.

Свойственный животным организмам тип питания называется гетеротрофным .

Итак, питание растений и животных отличается. Важную роль в природе играют органические вещества, созданные растениями в процессе фотосинтеза, поскольку от них зависит жизнь животных.

Дыхание растений и животных. Значение дыхания для организмов

В большинстве организмов дыхания сопровождается поглощением кислорода и выделением углекислого газа, то есть газообменная . Но для организма важно то, что кислород участвует в преобразованиях органических веществ с выделением энергии. Для дыхания всем живым существам необходим кислород.

Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих поглощение организмом кислорода, его использование в преобразовании веществ и удаления углекислого газа. Дыхание — одна из основных свойств организмов.

Дыхание животных обеспечивают специальные органы — органы дыхания. Так, рыбы поглощают кислород, растворенный в воде, жабрами. Лягушки могут дышать с помощью легких и через свою влажную кожу. Птицы требуют много кислорода, поэтому у них очень сложная система дыхания: их легкие заканчиваются воздушными мешками, проникающими даже в свободные пространства между костями скелета. У насекомых есть специальные трубочки — трахеи, через которые воздух поступает в организм. Отличные по строению системы органов дыхания являются результатом приспособления живых организмов к различным условиям существования. Однако, несмотря на различие строения, все эти системы дыхания выполняют одну функцию — обеспечивают поступление кислорода в кровь, которая разносит его по всему телу, где он используется для химических реакций, постоянно происходящих в организме.

Итак, поступления кислорода и выделение углекислого газа в растительном организме обеспечивают устьица, в животном — органы дыхания.

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ — это совокупность процессов поглощения веществ из окружающей среды, их превращений в организме и выведения из него продуктов жизнедеятельности.

В теле живых организмов постоянно происходит обмен веществ и превращения энергии. Основу обмена составляют процессы синтеза — образование сложных органических соединений из простых, на которые расходуется энергия, и процессы распада — превращение сложных органических соединений на простые, при которых энергия выделяется. Энергия необходима организмам для поддержания жизнедеятельности, обеспечения таких процессов, как питание, дыхание, рост, развитие, движение, размножение, раздражительность.

В природе постоянно происходит обмен веществ. Все живые организмы осуществляют обмен веществ с окружающей средой: поглощают питательные вещества и выделяют продукты жизнедеятельности.

Для живых организмов Земли основным источником энергии является солнечный свет. Зеленые растения способны синтезировать органические соединения из неорганических, используя энергию света. Они непосредственно поглощают солнечную энергию и тратят ее для обеспечения процессов жизнедеятельности или запасают ее в виде синтезированных соединений (белков, жиров, углеводов). Энергия, которую растения запасают во время фотосинтеза в органических веществах, выделяется в процессе дыхания, когда эти вещества разрушаются. Так обеспечиваются процессы жизнедеятельности растительного организма: всасывание воды, раскрытие лепестков, вращение листьев к свету, прорастание семян.

Для животных источником энергии является готовые органические вещества, которые они получают с пищей (растительного или животного происхождения). Расщепление сложных соединений сопровождается высвобождением энергии, обеспечивает процессы жизнедеятельности организмов, в том числе синтез новых органических соединений. При этом синтезируются вещества, присущие данному организму, которые являются строительным материалом и поэтому играют важную роль в процессах роста и развития. Энергия, которая выделяется, обеспечивает движение, поддерживает постоянную температуру тела животных и все другие процессы жизнедеятельности.

Виды размножения животных и растений

Все организмы оставляют после себя потомство. Способность организмов оставлять потомков и передавать им какие-то свои признаки называется размножением. Благодаря этому жизнь на нашей планете существует непрерывно миллиарды лет.

Известно немало способов размножения организмов, но их все можно объединить в две группы — бесполое и половое .

При половом размножении новое существо возникает при участии двух родительских организмов. Почти все животные и растения размножаются половым путем. При этом в особых органах образуются половые клетки. Слияние этих клеток называется оплодотворением. Зарождение человеческого существа начинается с слияния мужской и женской половых клеток. Из них образуется одна клетка — зигота , из которой развивается новый организм.

У растений оплодотворение может произойти только после того, как пыльца достанется рыльца цветка. Этот процесс называется опылением. Все цветочные растения размножаются половым путем, образуя семена. Внутри семени развивается зародыш. При благоприятных условиях из зародыша развивается взрослое растение. Так происходит размножение растений семенами, или половое размножение.

При бесполом размножении потомства обеспечивает одна родительская особь. Многие цветочных растений размножаются бесполым путем. Поскольку при этом новое растение развивается из вегетативных органов — побегов, листьев, почек, — такой способ размножения был назван вегетативным.

В основе процесса вегетативного размножения лежит способность растений восстанавливать целый организм из его части. Одним из распространенных способов является размножение черенкованием. Черенки бывают стеблевые и листовые. Например, смородина размножается стеблевыми черенками, а комнатная фиалка узамбарская — листовыми. Вегетативное размножение позволяет растениям быстро развиваться и распространяться на новых территориях.

У грибов и некоторых растений средством размножения есть крошечные клетки — споры , которые распространяются с помощью дождя, ветра или насекомых. Из них развиваются новые организмы. Размножение организмов спорами относится к бесполому размножению.

Независимо от способа размножения живые существа воспроизводят организмы, подобные себя. Благодаря размножению организмы не только остаются на освоенных ими участках земли, но и распространяются, занимая новые территории.

Поведение животных и растений

Под поведением организмов понимают их способность изменять свои действия, реагировать на воздействие внутренних и внешних факторов.

Формы поведения могут быть различными. Если поставить комнатное растение в горшке на подоконник, то за несколько дней можно заметить, что ее листья повернулись к окну. Соцветия подсолнечника тоже вращаются в сторону солнца. Поскольку растения укоренившиеся в почве, двигаться могут только отдельные их части. Примерами движений растений могут быть свертывания листьев мимозы, кислицы, если к ним прикоснуться, а также вращения вьющихся стеблей фасоли, гороха вокруг опоры.

Поведение животных более разнообразно и сложно, поскольку они могут передвигаться и, следовательно, изменять условия существования. Поэтому у них очень хорошо развиты органы движения, чувств и нервная регуляция. Можно привести следующие примеры поведения животных: охота хищников или насекомоядных животных, выкармливания птенцов взрослыми птицами, брачные игры, миграции, то есть путешествия, которые осуществляют животные по суше, морю, воздуху и тому подобное.

Все формы поведения животных можно объединить в две группы — врожденные и приобретенные. Пищевое поведение и миграции относятся к врожденной формы поведения. Примером приобретенной поведения может служить обучение — процесс приобретения организмом собственного опыта. Так, взрослые птицы учат птенцов находить пищу и избегать опасности.

Значение приспособления организмов к условиям существования

Приспособление организмов к условиям существования обусловливают не только различные формы поведения, но и особенности их строения, процессов жизнедеятельности, обеспечивающих возможность существования организмов в определенных условиях окружающей среды. Так, например, животные с защитной окраской или формой тела становятся менее заметными для врагов. В нашей местности много птиц и зверей, которые меняют темную летнюю окраску на светлую зимнюю, приспосабливаясь таким образом к изменению красок окружающей среды.

Примеры приспособления к условиям окружающей среды можно увидеть у организмов, которые живут в условиях недостаточной увлажненности (кактусы, верблюды), в глубине почве (кроты, слепцы), в воде (рыбы, водоросли) и др.

Все органы животных и растений состоят из клеток. Основными компонентами растительных клеток являются ядро, вязкая жидкость под названием цитоплазма, оболочка, вакуоль и множество других органоидов различного строения и функций. Оболочка покрывает клетку снаружи, под ней находится цитоплазма, а в ней — ядро и одна или несколько вакуолей.

Строение растительной клетки

  1. Вакуоль — полость, содержащая питательные вещества клетки.
  2. Хлоропласты улавливают солнечную энергию.
  3. Цитоплазма.
  4. Митохондрии обеспечивают клеточное дыхание.
  5. Клеточная мембрана.
  6. Ядрышко.
  7. Ядро регулирует процессы жизнедеятельности клетки, а также сохраняет и передает ее наследственную информацию.
  8. Эндоплазматическая сеть.
  9. Аппарат Гольджи.
  10. Внешняя оболочка клетки осуществляет взаимодействие с внешней средой и с соседними клетками.

Строение животной клетки

  1. Мембрана — оболочка клетки.
  2. Ядро располагается в центральной части цитоплазмы.
  3. Ядрышко находится внутри ядра, око участвует в образовании рибосом.
  4. Вакуоль служит для хранения питательных веществ.
  5. Лизосомы осуществляют процесс внутриклеточного пищеварения.
  6. Цитоплазма объединяет в одно целое ядро и все органоиды, обеспечивает их взаимодействие, деятельность клетки как единой живой системы.
  7. Митохондрия отвечает за производство энергии, запасаемой в молекулах АТФ (аденозинтрифосфорной кислоты). Ее называют маленькой энергетической станцией клетки.
  8. Комплекс Гольджи — это пузырьки и полости, в которых накапливаются и используются синтезированные в клетке вещества.
  9. Эндоплазматическая сеть — это пузырьки и канальцы, по которым происходит транспортировка белков, липидов, сахаров и других веществ. Эти вещества разносятся по всей клетке, а также выводятся наружу. На гранулярной эндоплазматической сети находятся рибосомы, в которых происходит синтез белков.
  10. Пористая оболочка ядра регулирует транспорт молекул между ядром и цитоплазмой.

Животная клетка окружена мембраной, которая пропускает одни вещества и задерживает другие. Внутри нее, как и в растительной клетке, находятся цитоплазма и защищенное мембраной ядро, содержащее наследственный материал. В цитоплазме есть маленькие структуры — органоиды, отвечающие за жизнедеятельность клетки.

Многоклеточные организмы, как растительные, так и животные, состоят из множества клеток различных типов, выполняющих разные функции. Эти клетки образуют ткани.

Ткань — это система клеток и неклеточных структур, которые объединены общими функциями, строением и происхождением.

Животная клетка

Все живые существа содержат одну или много клеток, при этом многоклеточные организмы отличаются сложным и упорядоченным строением

Некоторые клетки человеческого организма


Чем питались первые клетки?

Каким бы странным показался ответ, но первые клетки питались, скорее всего, первичным бульоном, тем, из которого они образовались. Большое количество белков, жиров и аминокислот позволяло клеткам жить и размножаться. Они стали родоначальниками клеток животных. На протяжении миллионов лет запасы продовольствия постепенно сокращались. В результате стали образовываться новые клетки — так называемые продуценты. Они смогли развить способность создавать для себя пищу из окружающего строительного материала, используя энергию Солнца или тепло Земли. Эти клетки положили начало всему растительному миру.

Любое растение, не важно растет оно на лугу, в поле или в саду — представляет собой сложный живой организм. В нашем мире все живые организмы от простейших одноклеточных водорослей до могучих тысячелетних деревьев состоят из клеток.

У одноклеточных водорослей тело представлено одной клеткой, которая выполняет все необходимые для жизнедеятельности функции. У многоклеточных водорослей структурно однородные клетки объединяются в таллом. На первый взгляд таллом может быть похож на тело растений, однако клетки таллома однотипны и не имеют ни специализированных элементов. Поэтому такие растения относят к низшим.

В ходе эволюции с выходом растений на сушу клетки начали дифференцироваться по выполняемой функции, сформировались ткани и органы, а такие растения получили название высших.

Названия органов растения представлены на иллюстрации.


Органы растения делятся на:

вегетативные: к ним относят корень и побег. Побег в свою очередь состоит из стебля, листьев и почек;

генеративные или органы размножения — цветок, плод и семя (спорангий у споровых и шишка у голосеменных).

Орган — это часть растения выполняющая одну или несколько функций.

Благодаря вегетативным органам растение растет, питается, происходит газообмен со средой, т.е. процессы фотосинтеза и дыхания (вставка на статью), из тонкого прутика вырастает мощное дерево — т.е. вегетативные органы обеспечивают жизнедеятельность растений.

Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь №2

Генеративные органы нужны, чтобы растение смогло оставить потомство и обеспечивались селекция и эволюция.

К генеративным органам относятся цветок, семя и плод.

Весной и летом цветы всевозможных форм и размеров, одиночные и собранные в соцветия радуют глаз. Однако основная функция цветка — половое размножение растений.

Именно из этого модифицированного побега после опыления и оплодотворения завязи пестика формируется плод, который состоит из семян и околоплодника. В живой природе плоды весьма разнообразны: некоторые из них съедобны, и очень вкусны, как томат или яблоко. А другие наоборот ядовиты, как белладонна или волчьи ягоды.

Семя — это зачаток полноценного растения, необходимый ему для размножения, переживания неблагоприятных условий внешней среды и расселения на новые территории. В структуре семени выделяют кожуру, зародыш, запас питательных веществ. Зародыш содержит зачатки вегетативных органов — корня, стеблей, листьев, из которых в подходящих условиях вырастает новое растение.

Однако, внимательные ученики, кто наблюдал, как бабушка в деревне прикапывает усы клубники на грядке, или сами сажали картофель весной, могут возразить, что растение может размножаться и вегетативными органами тоже. И будут совершенно правы.

Некоторые растения можно размножать вегетативно — черенками, усами, клубнями. Но селекцию и эволюцию обеспечивают лишь генеративные органы.

В строении вегетативных органов выделяют общие признаки:

полярность — основание и вершина растения находятся на противоположных концах растения, т.е. на разных полюсах. Это явление довольно легко наблюдать у растений, которые размножаются черенками. Например, у ивы.

Если черенок поместить во влажную среду, то через некоторое время на нижнем полюсе у основания образуются корни, на верхнем листья. И любой отрезок черенка будет вести себя подобным образом;

геотропизм — т.е. рост в определенном направлении относительно центра земного шара, благодаря тому, что растения ощущают земное притяжение.

Это явление также легко продемонстрировать на опыте, с которым можно поучаствовать в конкурсе. Если растущее растение положить горизонтально, через некоторое время его корни вновь будут расти вниз, а стебель займет вертикальное положение.

Корень обладает положительным геотропизмом, поскольку его рост направлен к центру земли, надземные части растения обладают отрицательным геотропизмом.


Благодаря геотропизму ландшафтные дизайнеры могут создавать фантазийные композиции, придавая деревьям причудливые формы. Но самый загадочный дизайнер — природа. И в Польше можно наблюдать целый кривой лес.


Выполняемая функция органов растений различна.

Корень — у большинства растений это подземный орган. Основная функция закрепление в почве или другом субстрате и обеспечение растения полезными минеральными веществами и водой, а также запасание питательных веществ. У некоторых растений корень модифицировался в клубень, как например у георгина или топинамбура.

Все корни растения называют корневой системой. Корневая система делится на:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Катынская средняя школа Смоленского района Смоленской области Органы и системы органов. Эволюция основных систем органов Подготовила: учитель биологии Залевская Ольга Сергеевна 2016 г.

Цель урока – познакомить с органами и системами органов растений и животных.

Цель урока – познакомить с органами и системами органов растений и животных.

Планируемые результаты обучения Метапредметные - уметь применять смысловое чт.

Планируемые результаты обучения Метапредметные - уметь применять смысловое чтение для извлечения информации, показывать навыки владения логическими универсальными действиями. Предметные – определять системы органов растений и животных и составляющие их органы Личностные - формировать интерес к изучению при- роды, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, мотивировать к получению новых знаний и дальнейшему изучению естественных наук.

План Система органов растений Системы органов животного организма. Опорно-дви.

План Система органов растений Системы органов животного организма. Опорно-двигательная система Пищеварительная система Дыхательная система Выделительная система Эндокринная система Половая система Нервная система

1. Система органов растений У многоклеточных растений, особенно высших, также.

1. Система органов растений У многоклеточных растений, особенно высших, также имеются различные системы органов, обеспечивающих все процессы их жизнедеятельности. У растений присутствуют две сложные системы: корневая побеговая.

Корневую систему представляют: Главный корень Боковые корни Придаточые корни

Корневую систему представляют: Главный корень Боковые корни Придаточые корни

Система побега: осевой орган (стебель), боковые органы (листья, пазушные орга.

Система побега: осевой орган (стебель), боковые органы (листья, пазушные органы почки) генеративные органы (цветок, плод, семена)

Вегетативная система обеспечивает растительный организм питанием. Корни снабж.

Вегетативная система обеспечивает растительный организм питанием. Корни снабжают растение водой и минеральными солями. Зеленый лист - специализированный орган фотосинтеза. Стебель способствует оптимальному размещению листьев в пространстве. Древесина и луб образуют в теле растения непрерывную разветвленную систему, соединяющую все органы растения - от тончайших корешков до самых молодых побегов.

Таким образом, жизнедеятельность многоклеточного организма обеспечивают много.

Таким образом, жизнедеятельность многоклеточного организма обеспечивают многочисленные специализированные системы органов. Взаимодействуя между собой, они определяют целостность живого существа.

2. Системы органов животного организма. У сложных многоклеточных организмов и.

2. Системы органов животного организма. У сложных многоклеточных организмов имеется множество специализированных систем органов, реализующих специфические процессы их жизнедеятельности.

Опорно-двигательная система Выполняет следующие функции: опорную (для тела в.

Опорно-двигательная система Выполняет следующие функции: опорную (для тела в целом, его частей и органов); защитную (предохраняет внутренние органы от механических воздействий); двигательную – активное передвижение организмов в пространстве (плавание, полет, различные виды наземного перемещения).

У позвоночных животных опорно-двигательную систему представляет осевой скеле.

У позвоночных животных опорно-двигательную систему представляет осевой скелет состоящий из: костей, хрящей и Суставов. В скелете различают: череп, позвоночник, грудную клетку, скелет конечностей и их поясов.


Пищеварительная система В состав органов пищеварения входят: пищеварительный.

Пищеварительная система В состав органов пищеварения входят: пищеварительный тракт (глотка, пищевод, желудок, кишечник) пищеварительные железы (слюнные, поджелудочная, кишечные, печень).

Дыхательная система Дыхательная система у животных представлена обычно жабрам.

Дыхательная система Дыхательная система у животных представлена обычно жабрами или легкими. Они поставляют организму необходимое количество кислорода и одновременно выводят из него многие продукты обмена веществ. Органы дыхания животных высоко специализированы и представляют собой сложные системы.


Выделительная система Органами выделения у позвоночных служат парные почки. О.

Выделительная система Органами выделения у позвоночных служат парные почки. От каждой почки отходят мочеточники, открывающиеся в мочевой пузырь, из которого моча периодически выводится наружу.

Эндокринная система Совокупность желез внутренней секреции (эпифиз, гипофиз.

Эндокринная система Совокупность желез внутренней секреции (эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.), вырабатывающих необходимые организму активные вещества - гормоны.

Половая система Большинство позвоночных - раздельнополые животные. Оплодотвор.

Половая система Большинство позвоночных - раздельнополые животные. Оплодотворение у одних видов наружное и происходит в воде (большинство рыб и земноводные), у других - внутреннее (хрящевые рыбы, все пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие).

Нервная система Образована она главным образом нервной тканью, основной и фун.

Нервная система Образована она главным образом нервной тканью, основной и функциональной единицей которой служит нейрон. В процессе эволюции животных нервная система заметно усложнилась: в ней сформировались центральный и периферический отделы.

Перечисленные особенности систем органов у животных свидетельствуют о сложно.

Первичное закрепление знаний Предлагается придумать рекламу какой-либо систем.

Рефлексия Дополните предложение. Сегодня на уроке… Я узнал(а)… Было трудно… Я.

Рефлексия Дополните предложение. Сегодня на уроке… Я узнал(а)… Было трудно… Я научился(ась)… Было интересно узнать, что… Меня удивило…

Домашнее задание Параграф № 5, стр.44 Выполнить задания в рабочей тетради № 5

Домашнее задание Параграф № 5, стр.44 Выполнить задания в рабочей тетради № 5

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 828 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 01.11.2016 3819
  • PPTX 5.8 мбайт
  • 52 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Залевская Ольга Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

У 76% российских учителей оклад ниже МРОТ

Время чтения: 2 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: