Изучение клеток растений и животных на готовых микропрепаратах под микроскопом и их описание

Обновлено: 05.10.2024

Цель: рассмотреть клетки различных организмов и их тканей под микроскопом (вспомнив при этом основные приемы работы с микроскопом), вспомнить основные части, видимые в микроскоп и сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование: микроскопы, готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань – клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток, таблицы о строении растительной, животной и грибной клеток.


  1. рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных и животных клеток.

  2. зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

  3. сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Сравнение провести при помощи сравнительной таблицы. Сделайте вывод о сложности их строения.

  4. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Лабораторная работа 2.

Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты клеток растений и животных.
Ход работы.
Задание: сравните клетки и ответьте на вопросы:

- в чём заключается сходство и различие клеток?

- каковы причины сходства и различия клеток различных организмов?

- попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, грибов, растений и животных?
Сделайте выводы.

Лабораторная работа 3.

1. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли сходства? В чём они проявляются? Опишите их.
2. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли различия? В чём они проявляются? Опишите их.

3. Сделайте выводы о признаках сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Лабораторная работа 3.

1. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли сходства? В чём они проявляются? Опишите их.
2. Сравните стадии развития зародышей. Есть ли различия? В чём они проявляются? Опишите их.

3. Сделайте выводы о признаках сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Практическая работа1.

Оборудование: микроскопы, чашка Петри, пинцет, предметное стекло, р-р йода, луковица, лист бегонии.


  1. приготовьте микропрепараты: а) – клеток кожицы лука, б) – клеток ткани листа бегонии

  2. рассмотрите под микроскопом микропрепараты клеток.

  3. зарисуйте увиденные клетки. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп.

  4. сравните строение клеток. Сделайте вывод о сложности их строения в связи с тем, в состав какой ткани клетки входят.

  5. сделайте вывод, опираясь на имеющиеся у вас знания, в соответствии с целью работы.

Практическая работа 2.

Упражнение 1. Одна из пород кур отличается укороченными ногами (такие куры не разрывают огородов). Этот признак – доминирующий. Управляющий им ген вызывает одновременно и укорочение клюва. При этом у гомозиготных цыплят клюв так мал, что они не в состоянии пробить яичную скорлупу и гибнут, не вылупившись из яйца. В инкубаторе хозяйства, разводящего только коротконогих кур, получено 3000 цыплят. Сколько среди них коротконогих?

Упражнение 2.


1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р: АА х аа; F1 : Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Упражнение 3. В медицине имеет большое значение различие между четырьмя группами человеческой крови. Группа крови является наследственным признаком, зависящим от одного гена. Ген этот имеет не две, а три аллели, обозначаемые символами А, В, 0. Лица с генотипом 00 имеют первую группу крови, с генотипами АА или А0 – вторую, BB или В0 – третью, АВ – четвертую (мы можем сказать, что аллели А и В доминируют над аллелью 0, тогда как друг друга они не подавляют). Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

Все генетические задачи, какой бы темы они ни касались (моно- или полигибридное скрещивание, аутосомное или сцепленное с полом наследование, наследование моно- или полигенных признаков), сводятся к трем типам: 1) расчетные; 2) на определение генотипа; 3) на определение характера наследования признака.

В условии расчетной задачи должны содержаться сведения:
– о характере наследования признака (доминантный или рецессивный, аутосомный или сцепленный с полом и др.);
– прямо или косвенно (через фенотип) должны быть указаны генотипы родительского поколения.
Вопрос расчетной задачи касается прогноза генетической и фенотипической характеристик потомства. Приведем пример задачи расчетного типа.

Задача 1. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.

Решение этой задачи начинается с записи ее условия и обозначения генов. Затем определяются (предположительно) генотипы родителей. Генотип мужа известен, генотип жены легко установить по фенотипу – она носительница рецессивного признака, значит, гомозиготна по соответствующему гену. Следующий этап – написание значений гамет. Следует обратить внимание на то, что гомозиготный организм образует один тип гамет, поэтому нередко встречающееся написание в этом случае двух одинаковых гамет не имеет смысла. Гетерозиготный организм формирует два типа гамет. Соединение гамет случайно, поэтому появление двух типов зигот равновероятно: 1:1.

Р: аа х Аа
гаметы: (а) (А) (а)
F1: Аа, аа,
где: А – ген полидактилии, а – нормальный ген.

Ответ: вероятность рождения многопалого ребенка составляет примерно 50%.

Задача 2. У норок коричневая окраска меха доминирует над голубой. Скрестили коричневую самку с самцом голубой окраски. Среди потомства два щенка коричневых и один голубой. Чистопородна ли самка?

Записываем условие задачи, вводя обозначения генов. Решение начинаем с составления схемы скрещивания. Самка обладает доминантным признаком. Она может быть как гомо- (АА), так и гетерозиготной (Аа). Неопределенность генотипа обозначаем А_. Самец с рецессивным признаком гомозиготен по соответствующему гену – аа. Потомки с коричневой окраской меха наследовали этот ген от матери, а от отца – ген голубой окраски, следовательно, их генотипы гетерозиготны. По генотипу коричневых щенков установить генотип матери невозможно. Голубой щенок от каждого из родителей получил ген голубой окраски. Следовательно, мать гетерозиготна (нечистопородна).

Р: Aa х aa
гаметы: (А) (а) (а)
F1: 1 Aa : 1 aa ,
Где: А – ген коричневой окраски меха, а – ген голубой окраски меха.

Ответ: генотип самки – Аа, то есть она нечистопородна.

В условиях задач на установление характера наследования признака:
– предлагаются только фенотипы следующих друг за другом поколений (то есть фенотипы родителей и фенотипы потомства);
– содержится количественная характеристика потомства.
В вопросе такой задачи требуется установить характер наследования признака.

Задача 3. Скрестили пестрых петуха и курицу. Получили 26 пестрых, 12 черных и 13 белых цыплят. Как наследуется окраска оперения у кур?

При решении этой задачи логика рассуждения может быть следующей. Расщепление в потомстве свидетельствует о гетерозиготности родителей. Соотношение близкое к 1 : 2 : 1 говорит о гетерозиготности по одной паре генов. Согласно полученным долям (1/4 белые, 1/2 пестрые, 1/4 черные), черные и белые цыплята гомозиготны, а пестрые гетерозиготны.
Обозначение генов и генотипов с последующим составлением схемы скрещивания показывает, что сделанный вывод соответствует результату скрещивания.

Р: A + A х A + A
пестрые пестрые
гаметы: (А + ) (А) (А + ) (А)
F1: 1А + А + : 2А + A : 1AA
черные пестрые белые

Ответ: окраска оперения у кур определяется парой полудоминантных генов, каждый из которых обуславливает белый или черный цвет, а вместе они контролируют развитие пестрого оперения.


1. Какая окраска шерсти у кроликов доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения по признаку окраски шерсти?
3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует темная окраска шерсти.
2. Р: АА х аа; F1 : Aa.
3. Мы наблюдаем проявления правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.

Рисунки могут быть схематичными.


1. Какая форма плода томата (шаровидная или грушевидная) доминирует?
2. Каковы генотипы родителей и гибридов 1 и 2 поколения?
3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации?

1. Доминирует шаровидная форма плода.
2. Р: аа х АА; F1 : Аа; F2 : 25% АА, 50% Аа, 25% аа.
3. Законы единообразия гибридов первого поколения (I закон Менделя) и закон расщепления (II закон Менделя).


1. Каковы генотипы родителей и гибридов F1, если красная окраска и круглая форма плодов томата – доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма – рецессивные признаки?
2. Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.

1. Р: АаВb х ааВb; F1: АаBB, 2AaBb, Aabb, aaBB, 2aaBb, aabb.
2. Наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется:
(37% + 14%) : (37% + 12%) = 1 : 1,
а круглой формы к грушевидным:
(37% + 37%) : (14% + 12%) = 3 : 1.

Практическая работа 3.

Задача 1. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится, если опылить красноплодную землянику пыльцой гибридной земляники с розовыми ягодами?

А – ген .
а – ген .

Но в условии задачи не сказано, какой признак доминирующий, и учащиеся испытывают определенные трудности при записи условия задачи.
В своей практике при решении задач на наследование отдельного признака при неполном доминировании я использую символы:

А + – ген .
А – ген .

В Киевском зоопарке была выведена порода умных и красивых обезьян. При скрещивании обезьян этой породы с обычными в первом поколении гибридов все обезьянки были самыми обычными. Когда они выросли, их скрестили между собой. Анализ большого количества гибридов второго поколения дал возможность установить соотношение фенотипов :

45 обычных : 15 красивых : 3 умных : 1 красивая и умная.

Проведите генетический анализ полученных результатов.
Какое соотношение фенотипов стоит ожидать при скрещивании особи дикого типа - гибрида первого поколения с красивой и умной обезьяной?

2. Подробное решение.

Анализ гибридов F1 указывает, что оба признаки наследуют как аутосомно-рецессивные. Наличие 64 генотипов (45+15+3+1=64) свидетельствует о том, что скрещивание было тригибридним, гены не сцеплены между собой, то есть наследуют независимо друг от друга, в соответствии с ІІІ законом Г.Менделя.
Соотношение фенотипов отличается от теоретически ожидаемого (27:9:9:9:3:3:3:1), что свидетельствует о взаимодействии генов.
Перепишем соотношения фенотипов в F2 как пар признаков

45 не-красивых, не-умных : 15 красивых, не-умных : 3 не-красивые, умные : 1 красивая, умная.

Рассмотрим это соотношение по отдельными признаками (в соответствии с ІІІ законом Менделя):

1) По красоте. 48 не-красивых (45+3) : 16 красивых (15+1), то есть 3:1. Делаем вывод, что красота наследует моногенно:
А - не-красивые (обычные по красоте),
а - красивые.
Записать соответствующую схему скрещивания совсем легко.

рассмотреть клетки растений и животных на готовых микропрепаратах, находить черты сходства и отличия в строении растительных и животных клеток.

микроскоп, готовые микропрепараты растительной (клетки эпидермиса лука), животной (эпителиальная ткань) клеток, учебник, таблицы.

1. Рассмотрите рис. 1, определите и запишите, под какими цифрами изображены растительные и животные клетки.


https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/04/s_5dbfd6d512f72/1243323_1.jpg

1 - клетки эпителия кишечника;

2 – бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы со жгутиками на концах тела);

3 – диатомовая водоросль;

4 – мышечная клетка;

5 – нервная клетка;

6 – одноклеточная водоросль

7 – клетки печени;

9 – эритроциты человека;

10 – клетки эпидермиса лука;

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/04/s_5dbfd6d512f72/1243323_3.jpg

https://fsd.multiurok.ru/html/2019/11/04/s_5dbfd6d512f72/1243323_2.jpg

2. Зарисуйте клетки эпителия кишечника и клетки эпидермиса лука, подпишите детали их строения.

3. Рассмотрите рис. 4, найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клетки, данные занесите в таблицу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цель работы: Исследовать клетки различных организмов и их тканей под микроскопом. Сравнить строение клеток растительных, грибных и животных организмов.

Оборудование и материалы:

- готовые микропрепараты растительной (кожица чешуи лука), животной (эпителиальная ткань

– клетки слизистой ротовой полости), грибной (дрожжевые или плесневые грибы) клеток;

- луковица репчатого лука;

- набор инструментов (микробиологический) для работы в учебной лаборатории;

- выращенная культура плесневого гриба пеницилла или мукора.

- наглядный материал о строении растительной, животной и грибной клеток.

- рассмотрите под микроскопом приготовленные микропрепараты растительных и животных клеток;

- зарисуйте по одной растительной и животной клетке. Подпишите их основные части, видимые в микроскоп;

- сравните строение растительной, грибной и животной клеток. Полученные результаты занесите в таблицу 1.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика клеток

Плотная клеточная стенка

1. О чем свидетельствует сходство клеток растений, грибов и животных?

2.О чем свидетельствуют различия между клетками представителей различных царств природы?

3. Каково значение клеточной теории?

Выпишите основные положения клеточной теории. Отметьте, какое из положений можно обосновать проведенной работой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам
  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 952 человека из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Курс добавлен 23.11.2021
  • Сейчас обучается 49 человек из 30 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 563 828 материалов в базе

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.11.2017 2703
  • DOCX 30 кбайт
  • 38 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сульдина Татьяна Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Профессия педагога на третьем месте по популярности среди абитуриентов

Время чтения: 1 минута

Тринадцатилетняя школьница из Индии разработала приложение против буллинга

Время чтения: 1 минута

В Рособрнадзоре рассказали, как будет меняться ЕГЭ

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-конференция о создании школьных служб примирения

Время чтения: 3 минуты

Объявлен конкурс дизайн-проектов для школьных пространств

Время чтения: 2 минуты

В России могут объявить Десятилетие науки и технологий

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть клетки растений и животных на готовых микропрепаратах, находить черты сходства и отличия в строении растительных и животных клеток.

Оборудование:

микроскоп, готовые микропрепараты растительной (клетки эпидермиса лука), животной (эпителиальная ткань) клеток, учебник, таблицы.

1. Рассмотрите рис. 1, определите и запишите, под какими цифрами изображены растительные и животные клетки.


1 - клетки эпителия кишечника;

2 – бактерии (кокки, кишечная палочка, спириллы со жгутиками на концах тела);

3 – диатомовая водоросль;

4 – мышечная клетка;

5 – нервная клетка;

6 – одноклеточная водоросль

7 – клетки печени;

8 – инфузория;

9 – эритроциты человека;

10 – клетки эпидермиса лука;

11 – жгутиконосец.



2. Зарисуйте клетки эпителия кишечника и клетки эпидермиса лука, подпишите детали их строения.

3. Рассмотрите рис. 4, найдите черты сходства и отличия в строении растительной и животной клетки, данные занесите в таблицу.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Лабораторная работа: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение.. Презентация на заданную тему содержит 13 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Лабораторная работа: наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание, сравнение.

Цель работы: Давать определение понятию цитология. Называть положения современной клеточной теории. Описание клетки как объекта изучения цитологии. Объяснять роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Вывод : Дали определение понятию цитология. Называли положения современной клеточной теории. Описали клетки как объект изучения цитологии. Объяснили роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира.

Клеточная теория включает следующие основные положения: Клетка — элементарная единица живого, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению и являющаяся единицей строения, функционирования и развития всех живых организмов.

2-ое положение клеточной теории. Клетки всех живых организмов сходны по строению, химическому составу и основным проявлениям жизнедеятельности.

3-е положение клеточной теории Размножение клеток происходит путем деления исходной материнской клетки.

В многоклеточном организме клетки специализируются по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы, связанные между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.

Открывая и описывая все новые процессы, биологи увидели удивительную упорядоченность всего, что происходит в живом организме. Естественно начали возникать новые вопросы, связанные с поиском того, кто всем этим управляет. Эти поиски привели к поразительным темпам развития биологии, и за последние 100 лет были сформированы такие разделы как генетика, цитология, биофизика, теория эволюции, биохимия, экология и другие. Применение химических и физических методов, например, дифференциального центрифугирования и меченых атомов, позволило изучить отдельные составляющие клетки, выйти на молекулярный уровень. А изобретение электронного микроскопа предоставило возможность глубже заглянуть внутрь клетки, увидеть расположение отдельных компонентов, их взаимодействие, выявить общие функции. Бурное развитие науки продолжается. В настоящее время стали доступными не только методы направленные на изучение отдельных организмов, но и появились возможности их модификации. Правда каждое новое открытие часто лишь немного приоткрывает нам неведомое, при этом создавая все новые и новые вопросы. роль клеточной теории в формировании естественнонаучной картины мира

Список использованной литературы Гильберт С. Биология развития. – М., 1993. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. – М., 1993. Гринева Г.Г. Биология. – М., 2005. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М., 1993. Кэрролл Р. Палеонтология и эволюция позвоночных. – М., 1993. Ленинджер А. Биохимия. – М., 1974. Руководство к лабораторным занятиям по биологии./ Под ред. Н.В. Чебышева. – М., 1996. Биология с общей генетикой. – М., 1979. Уотсон Д. Молекулярная биология гена. – М., 1978. Биология и общая генетика. – М., 1993. Ярыгин В.Н. Биология. – М., 1997.

Читайте также: